Психологический анализ в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Во дворце мирозданья. В распоряжении Достоевского имелось огромное количество художественных средств, которые он с успехом использовал для раскрытия внутреннего мира Раскольников

“Достоевский – художник… бездны человече­ской, человеческой бездонности” (Н. А. Бердяев).

Ма­стерство психологического анализа в романе “Престу­пление и наказание”.

Одной из задач писателя и его художественным до­стижением стало изображение внутренней жизни геро­ев, психологический анализ. Писатель показывает глу­бинные основания души героя. Сознание его направле­но на подготовку “идейного” убийства, но изначально добрая душа невольно и бессознательно проявляет себя то помощью Мармеладовым, то заботой о случайной, попавшей в беду девушке. С этой стороны Раскольни­ков не готов к преступлению и только усилием воли за­ставляет себя идти дальше по избранному пути.

Воссоздавая внутренний монолог, фиксируя дета­ли поведения и состояния Раскольникова в момент убийства, писатель передает весь ужас происходяще­го, специально нигде не акцентируя на этом внимания. Рефлексия – анализ собственных чувств, настроений, реакций на явления жизни, реплики и поведение дру­гих героев проявляет все уголки больной души героя, мечущегося в поисках выхода.

Писатель

сознательно строит сюжет таким образом, что у Раскольникова появляются все возможности из­бежать юридического наказания. Ни свидетелей, ни прямых улик нет. И главным для писателя-психолога становится изображение внутренней жизни героя после преступления. Сам Достоевский, обдумывая роман, пи­сал по этому поводу: “Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чув­ства мучат его сердце. Божия правда, земной закон бе­рут свое, и он – кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое”.

Большую роль для раскрытия психологического со­стояния Раскольникова играют сцены со следовате­лем Порфирием Петровичем, умным, профессиональ­но, тонко понимающим состояние духа преступника, но безжалостным, играющим с Раскольниковым, как кошка с мышкой.

Болезненное состояние Раскольникова окрашивает многие страницы произведения в мрачные тона. Пи­сателю важно передать всю глубину мук, на которые обрекает себя гордый ум, отказавшийся от подсказок и безотчетного влечения сердца. А только сердцем, душой приняв христианские нравственные ценности, искренне и глубоко покаявшись, возможно ступить на путь выздоровления, возвращения к людям. Ведь и на каторге Раскольников еще долгое время упорствует, считает свои теории вполне верными, хотя сам он и не оказался сверхчеловеком. И только страдания, проник­новение в сокровенный смысл Евангелия, самоотвер­женная помощь Сони возвращают героя к подлинно че­ловеческой жизни.

Глоссарий:

  • анализ человеческой психологии в романе преступление и наказание
  • анализ человеческой психологии достоевский
  • приемы авторского психологического анализа в романе преступление и наказание

Другие работы по этой теме:

  1. “Преступление и наказание” – это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался...
  2. Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Проблематика романа Достоевского “Преступление и нака­зание”. Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема...
  3. В романе “Преступление и наказание” мастерство в изображении быта героев имеет огромное значение, потому что теория Раскольникова органически связана с теми жизненными условиями, которые окружают...
  4. Творчество – это уникальнейшие труды по изучению сущности человеческой, их характеров. Причём, чаще всего писатель исследовал несчастных, доведённых до отчаяния людей, уделяя мало времени успешным,...

Со времени создания М. Ю. Лермонтовым романа “Герой нашего времени” в произведениях русских авторов четко прослеживается „эволюция изображения психологического состояния героев. Главной особенностью творчества Достоевского являемся новаторство в исследовании внутреннего мира человека. Психологическое состояние героя становится всеобщей стихией романа, и во всех произведениях Достоевского внутренний мир персонажа показан в периоды максимального напряжения, когда состояние и. чувства экстремально обострены. Именно эта ситуация позволяет автору проникнуть в глубинные пласты человеческой психики и обнажить внутреннюю суть и сложность противоречивой натуры человека. У Достоевского в структуре всех произведений нет ни одного литературного приема, фразы или детали, которые не служили бы прямому или косвенному воспроизведению эмоционального состояния героев. Автор изображает внутренний мир человека как противоречивое единство добрых и злых начал в его душе. Достоевский показывает не столько эволюцию душевных качеств героя, сколько его колебания от одной крайности к другой.

Главный герой романа “Преступление и наказание” именно в таком состоянии, он мечется от отрицания своей мечты до твердого намерения ее осуществить. Достоевский не просто показывает существующую борьбу в душе героя, но и заостряет внимание на состоянии перехода человека от одной крайности к другой. И в этом мучительном переходе, в страданиях для его героев есть своеобразное наслаждение. Достоевский отображает психологические парадоксы в состоянии души героев (“Так мучил он себя, поддразнивал этими вопросами с каким-то наслаждением. Прежнее мучительно-страшное своеобразное ощущение начинало ярче и живее припоминаться и все приятнее и приятнее становилось”.

). Достоевский одним из первых прозаиков показал неисчерпаемость и непознаваемость до конца глубин человеческой души. Иногда автор рисует психологическое состояние героя не как достоверное, реальное, а как возможное и приблизительное. Это придает описанию зыбкость. Достоевский показывает этим, что внутреннее состояние героя значительно сложнее, чем можно это передать точными словами, что все оттенки чувств можно изобразить лишь с некой долей приближения, что существуют такие пласты в душе человека, которые не поддаются описанию. Автор показывает внутренний мир своих персонажей ана-литично, но самые глубины человеческой натуры оставляет неосвещенными, давая читателю возможность самому додумать. Психологический анализ, как правило, сопровождается описанием атмосферы, которая сопровождается специально подобранными деталями, обозначающими чувства, ощущения.

Выбор времени года в романе Достоевским тоже не случаен, он создает определенную ситуацию. Лето, жара и духота убивают Раскольникова - Достоевский показывает ту часть Петербурга, жители которой не имеют возможности и средств куда-либо выехать, поэтому летом там так много народу, что воздуха не хватает. Порфирий Петрович, следователь, говорит Раскольникову: “Вам давно уже воздух переменить пора”. Этот душный город наталкивает Раскольникова на преступление.

Достоевский использует описание деталей внешнего, предметного мира, которые по его замыслу влияют на душу героя. Это и каморка Раскольникова, и Петербург в целом, город, который “высасывает жизнь из человека”. В романе очень много описаний солнечных закатов, Раскольников чаще всего выходит на улицу вечером, и описание атмосферы в то время очень символично. Достоевский включает в повествование картину заката для усиления воздействия на читателей, солнце светящее, весеннее, дневное появится только в эпилоге. Там, в залитой светом необозримой степи, Раскольников. избавится от своей теории.

Восходящее солнце - символ возрождения героя. Очень важна в романе цветопись. Наиболее часто используемые автором цвета: желтый, коричневый, голубой, черный.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Главный философский вопрос романа Достоевского “Преступление и наказание” - границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и...

  2. Отличительной чертой русской общественной мысли, русской литературы всегда была напряженность духовных исканий, стремление писателей к постановке коренных философских, мировоззренческих вопросов, связанных с нравственной ориентацией человека...

  3. В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале Русский вестник роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Появившееся произведение далеко не во всем...

  4. Роман Ф. М.Достоевского был опубликован в 1866 году.Фабула произведения - убийство,совершенное бывшим студентом РодиономРаскольниковым, и расследование этогопреступления. Описывая жизнь того времени,Достоевский поднимает различные проблемы.Одна из...

  5. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был опубликован в 1866 году. Его автор большую часть жизни прожил в довольно стесненных материальных условиях, вызванных необходимостью...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 559 просмотров
    • - 11 060 просмотров
    • - 10 623 просмотров
    • - 9 772 просмотров
    • - 8 698 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

      • Экзаменационные сочинения

          Организация внеклассной работы по иностранному языку Тютина Марина Викторовна, учитель французского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Система

          Я хочу, чтоб жили лебеди,И от белых стайМир добрее стал…А. ДементьевПесни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских

          «Тарас Бульба» - не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже,

          В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период

          Урок русского языка в 4 «А» классе

"Тяжело мне, братцю, упоминать..." (за рассказом Г. Шолохова "Судьба человека") Ощущая свой моральный долг перед российским солдатом и его большим подвигом, Шолохов в 1956 году написал свой известный рассказ "Судьба человека". История Андрея Соколова, который олицетворяет национальный характер и судьбу целого народа, по своему историческому объему является романом, который вместился в границе рассказа. Главный герой…

Многим роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" выдается непонятным. Конечно, к недавнему времени творчество писателя интерпретировали не совсем адекватно: эстетизм литературоведы рассматривали как явление чужое, более того - аморальное. Между тем, творчество Оскара Уальда, проанализированная внимательно, дает ответу на вопрос, которые беспокоят человечество из времен его рождения: что такое красота, которая ее роль в становлении…

Шевченко - основоположник новой украинской литературы. Шевченко является основоположником новой украинской литературы и родоначальником ее революционно-демократического направления. Именно в него творчестве полно розвинулися те начала, которые стали руководящими для передовых украинских писателей второй половины ХиХ - начала ХХ столетий. Тенденции народностей и реализма были уже присущи в значительной мере и творчестве предшественников Шевченко. Шевченко первый…

1937 год. Страшная страница нашей истории. Припоминаются имена: В. Шаламов, О. Мандельштам, О. Солженицын... Десятки, тысячи имен. А за ними искалеченные судьбе, безвыходное горе, страх, отчаяние, забвения Но память человека удивительно устроена. Она бережет найтаемнише, дорогое. И страшное... «Белая одежда» В. Дудинцева, «Дети Арбата» А. Рыбакова, « По праву памяти» О. Твардовського, «Проблема хлеба» В.…

Тема это произведения просто-таки взбудораживает мое поэтическое воображение. Граница XIX и XX столетия - это такая яркая, активная страница литературы, которая даже сетуешь, что не пришлось жить в те времена. А может, и пришлось, потому что что-то такое я в себе ощущаю... Бурность того времени возникает настолько явным образом, будто видишь все те литературные диспуты,…

Антон Павлович Чехов в мировом литературном процессе занимает одинаково выдающееся место и как прозаик, и как драматург. Но как драматург он определился раньше. В восемнадцатилетнем возрасте Чехов начал работу над своей первой пьесой, которая не вышла в мир при жизни автора Но большая работа Чехова-Драматурга началась значительно позднее, через восемнадцать лет, из «Чайки», которую было…

Рассказ о природе в весеннюю пору года Начало весны света Весенний мороз Дорога в конце марта Первые ручьи Весенний ручей Весна воды Песня воды Весеннее собирание Черемуха Весенний переворот Начало весны света Восемнадцатого января утром был минус 20, а среди дня из крыши капало. Этот день весь, из утра к ночи, как бы цвел и…

Одна из найсерйозниших социально-психологических проблем, которая испокон века решается современной литературой, составляется в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Соображение о нашем современнике и его жизнь, о его гражданское мужество и моральную позицию ведет один из найталановитиших современных писателей -валентин Распутин в своих повестях «Прощание с Матерою», «Пожар». Когда читаешь…

Человеку присуще украшать собственная жизнь, причем не только для чужих глаз, а и для собственных. Это понятно, даже естественно. Как птиц строит собственное гнездышко, так человек создает уют в собственном доме, порядок и традиции в семье, стиль жизни. Неважно лишь, когда это становится самоцелью, не фоном, а основным сюжетом, когда постепенно скрываются серьезные разговоры и…

Летят лебеди, курлычут, неся на своих крыльях материнскую любовь. Матушка, мамочка, родная мамочка - сколько же есть на миру слов, которыми мы называем найриднишу человека?! Да и или возможно передать ими всю любовь к матери - единственной женщины, которая никогда тебя не предаст, несмотря на боль, слезы и страдания? Она всегда будет рядом с тобой…


Ф.М. Достоевский по праву считается мастером психологического анализа. Особенно ярко этот талант великий русский автор демонстрирует в своем романе «Преступление и наказание».

Внимательный читатель заметит, что психологическому состоянию героев романа уделяется особое внимание. Рисуя внутренние миры персонажей произведения, Достоевский тем самым обнажает противоречивую сущность человеческой личности.

Его приемы психологического анализа дали хорошую почву для будущего развития психологизма в русской и зарубежной литературе. Достоевский считал, что человек – есть тайна. В своем романе, он пытается продемонстрировать читателю всю контрастность человеческой души, ее крайности и неопределенность ее порывов, тем самым раскрывая самые сокровенные тайны человеческой психологии.

Особым приемом психологического анализа в романе является описание атмосферы, которая окружает героев. Не случайно Достоевский, повествуя о пейзаже, часто повторяет слова «жара» и «духота». Именно духота, постоянная «духота жизни», толкает Раскольникова на совершение преступления.

Женщина, бросившаяся в Неву, богатая бричка, под колеса которой чуть не попал Раскольников… Все это упоминает Достоевский отнюдь не случайно. Он показывает читателю подлинную картину той жизни – картину безысходного горя. Человек не находит себе места в той обстановке. Раскольников, в свою очередь, существует в условиях именно той картины. Не трудно догадаться, что это тоже играет важную роль в формировании его психологического состояния.

Одним из приемов авторского психологического анализа является портретная характеристика героев. Достоевский намеренно дает несколько описаний внешности того же Раскольникова или Сони. В начале романа, мы узнаем, что Родион Романович «был замечательно хорош собою, с прекрасными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Но через несколько глав мы прочтем о том же самом человеке совсем другие строки: «.. .Раскольников... был очень бледен, рассеян и угрюм». Второе описание дано абсолютно не случайно, ведь к этому момент Раскольников уже совершил свое кровавое преступление. Автор хочет показать, что душевные терзания, происходящие в душе героя, накладывают неизгладимый отпечаток и на его внешний вид. Это свидетельствует о внутренней борьбе, которая происходит в душе Раскольникова.

В цветописи романа можно также разглядеть один из приемов анализа. Очень часто в произведении упоминается желтый цвет. Как известно, желтый – это цвет сумасшествия и сильной власти. Не зря обои в каморке Раскольникова окрашены именно в желтый цвет. Возможно, этим Достоевским хотел подчеркнуть возникшую «манию величия» Раскольникова, который относил себя к разряду «Наполеонов».

Но самым важным приемом являются, пожалуй, монологи самих героев. По ходу их чтения, перед читателем открываются все мысли, переживания и чувства, царящие в душах героев. Достоевский обнажает противоречивую сущность человека именно через внутренние монологи главных персонажей. Например, постоянная рефлексия Раскольникова свидетельствует о борьбе его натуры и его теории. Ведь несмотря на его идеальный расчет преступления, он так и не смог до конца принять свой поступок, и виной тому – его человеческая натура. В монологах Раскольникова как будто содержатся «внутренние диалоги» между двумя началами его личности. Особенно хорошо это заметно в размышлениях Раскольникова о том, стоит идти на преступление или же нет. Личность главного героя раздваивается. Одна сторона пытается предостеречь его от совершения кровопролитной ошибки, а вторая, наоборот, толкает на кровопролитие.

Диалоги между героями также являются центральным приемом авторского анализа. В диалогах «Преступления и наказания» представлена битва разных идей и позиций. Диалоги между героями характеризуют их душевное состояние, а также помогают глубже изучить их характеры, а, следовательно, лучше понимать мотивы их действий. Помимо традиционных форм диалога, в романе также присутствует форма «допроса». Сейчас я говорю о «поединках» Раскольникова и Порфирия. На первый взгляд, это обычные диалоги, но на самом деле, это яркий пример поразительного психологического анализа. Порфирий будто бы прочитывает все тайны Раскольникова, хотя тот не говорит ему ни слова прямо о совершенном преступлении. Вместе с Порфирием, Достоевский проводит этот психологический анализ. Здесь особое внимание автор уделяет мимики героя, его движениям, жестам. Следователь умело проникает в самые сокровенные уголки души Раскольникова.

Еще одной формой выражения психологического состояния героя являются его сны. Достоевский придает снам Раскольникова символический смысл, тем самым, наиболее полно раскрывая его психологической состояние. Например, сон об Илье Петровиче введен Достоевским в роман, чтобы показать ужас и несостоятельность теории Раскольникова. Лестница в этом сне символизирует противостояние добра и зла. Сон о смеющейся старухе означает, что на подсознательном уровне Раскольников понимает всю бессмысленность убийства, но еще не готов раскаяться. Последний сон о трихинах знаменует начало духовного возрождения Родиона Романовича. Как мы видим, сны являются прямым отражением психологии главного героя.

Психологические приемы авторского анализа в романе «Преступление и наказание» помогают читателю наиболее полно понять главную мысль произведения. Обобщая, можно сказать, что именно психологизм произведений Достоевского, его умение проникнуть в человеческую душу, его целостное понимание человеческой психологии, а также талант погружать читателя во внутренние миры созданных им героев, продолжают привлекать внимание к творчеству великого русского писателя.

Достоевский - мастер психологического анализа. Как реалист, он не ограничивается социально-бытовыми характеристиками персонажа, а раскрывает сущность и глубину его души. При этом он обращается не к устойчивым формам жизни, а к «текущему хаосу истории».
В «Преступлении и наказании» автор представил определённую эпоху - дореформенную Россию, в которой старый уклад рушился, а новый находился в стадии становления. Роман отмечен подлинным историзмом, показанные в нём характеры типичны, но не это считал Достоевский главным в творчестве. Для него важно было раскрыть внутренний мир человека независимо от социально-бытовых характеристик. Это связано с объективными устремлениями автора, который считал, что только психология характеризует человека в настоящем и будущем, а обстоятельства формируют личность, но принадлежат к прошлому.
Социальному типу Достоевский противопоставляет отдельного человека как объект художественного исследования, для него «человек есть тайна». Писатель не принимал термина «психологизм», он считал, что одно сознание не имеет права анализировать другое, поэтому и создал иллюзию независимости сознания героя от авторских воззрений. Это позволило М. М. Бахтину в «Проблемах поэтики Достоевского» назвать роман «полифоническим». Каждый герой романа имеет свой внутренний, живущий по собственным законам, мир, не зависимый от мира автора и других героев. В связи с этим в «Преступлении и наказании» мы видим различные формы психологического анализа.
Во-первых, стремясь к раскрытию психологии персонажей, писатель подчиняет этой задаче портретную характеристику, причем портреты главных героев он представляет дважды. Например, в начале романа Достоевский пишет о Раскольникове: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Далее мы находим совершенно другой портрет этого же героя: «.. .Раскольников... был очень бледен, рассеян и угрюм». Второе описание показывает, что после совершённого преступления человек переживает нравственную катастрофу, и это накладывает на его внешность определённый отпечаток. Два портрета Сони также раскрывают её подлинный характер и её состояние в период душевного кризиса.
Важнейшим принципом раскрытия внутреннего мира и сознания героя у Достоевского являются монологи героев. Так, в монологе Мармеладова раскрыта сущность его души. Можно сказать, что этого человека погубила слабохарактерность. Вместо того чтобы бороться за жизнь, он пьёт. Но важной чертой его характера является способность к самоанализу. Он понимает, что заставляет страдать своих близких и что сам виноват в этом. Он говорит: «Да! Меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!» Таким образом, через монолог раскрывается психология героя, его душевное состояние, возможно, что даже он сам начинает глубже осмысливать и понимать себя. В сцене признания Раскольникова перед Соней автор заставляет героя второй раз осмыслить им совершённое.
Без всякого сомнения, Достоевский является мастером внутреннего монолога. С самого начала Раскольников предстаёт перед нами человеком рефлексирующим, анализирующим всё, что происходит вокруг него и в его душе. Характерно, что внутренние монологи тесно связаны с «идеей» героя. С первых страниц мы понимаем, что он охвачен какой-то идеей, которая ни на минуту его не покидает. Он находится в состоянии постоянной умственной работы, которая оказывает огромное влияние на его действия, а главное - на психическое состояние.
Важно отметить диалогичность романа Достоевского. Здесь сознание одного героя отражается в сознании другого. В диалогах отражена битва идей, с их помощью не только раскрываются душевное состояние, взгляды и характеры героев, но и выражаются авторские воззрения и идеи.
В «Преступлении и наказании» представлены разные формы диалога. Одной из них является форма классического диспута или спора, которую мы видели, например, в романе Тургенева « Отцы и дети»: позиции спорящей стороны (Базарова) противопоставляются позициям других персонажей (братьев Кирсановых). Такая форма диалога присуща и роману Достоевского. Например, разговор Раскольникова с Дуней, когда он убеждает сестру не выходить замуж за Лужина, с горячностью доказывая ей недопустимость такого самопожертвования.
Однако часто диалог в романе приобретает форму допроса (« поединки » Раскольникова и Порфирия Петровича). Это блистательный пример психологического анализа, столкновения двух личностей, двух взглядов на жизнь. Достоевскому очень важно показать, как Порфирий Петрович раскрыл преступление. Каким образом он, величайший психолог, проник в самые потаённые уголки сознания Родиона Раскольникова.
Важным принципом психологического анализа в романе «Преступление и наказание» является создание внутреннего диалога. Достоевский считал, что в человеке борются два начала, а потому стремился показать и то, что находится в подсознании, и то, что существует в сознании героя. Яркий тому пример - размышления Раскольникова о том, совершать или не совершать убийство. Мы видим раздвоение личности: одно существо внутри героя предостерегает его от ошибки, заставляет задуматься над своими действиями, а другое -толкает на совершение преступления.
Большое значение для раскрытия психологии героя имеют внешние описания персонажа: жесты, мимика, движения. Вот как Достоевский описывает момент преступления Раскольникова: «Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нём сила».
Существенную роль в произведении играют и сны Раскольникова. Они не только служат средством характеристики персонажа, но имеют важное композиционное значение, так как возникают в момент наивысшего умственного напряжения героя и словно завершают один из этапов его идейных исканий. Первый сон Раскольникова - о лошади - подчеркивает несовместимость задуманного им преступления с сострадательностью и нежностью в его характере. Мещанин, который время от времени предстаёт перед героем, фактически является больной совестью Раскольникова.
Галлюцинации Свидригайлова свидетельствуют о неспокойном состоянии его души, которая мучается из-за совершенных преступлений, осознавая, что ему никогда не исправить своих ошибок, даже совершая добрые дела.
Таким образом, раскрывая внутренний мир своих героев, Достоевский стремился показать столкновение противоборствующих сил, непрестанную борьбу между сознанием и подсознанием, намерением и осуществлением этого намерения. Его герои не просто переживают -они мучительно страдают, постоянно размышляют, спорят, анализируют свои поступки.
Именно тем, что романы Достоевского психологичны, во многом объясняется интерес к ним у современного читателя. Отсутствие сиюминутности, глубина проникновения в душу человека, понимание внутреннего мира героев и стремление объяснить каждый поступок внутренним порывом, переживанием - вот что отличает эти произведения. Его творчество дало мощный импульс к развитию психологизма как в русской, так и в зарубежной литературе второй половины XIX-XX веков.