Мои выводы про произведение дикая собака динго. Сюжетно-композиционные аспекты раскрытия внутреннего мира главной героини повести «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви. Список использованной литературы

Сюжетно-композиционные аспекты раскрытия внутреннего мира главной героини повести «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

С главной героиней повести мы знакомимся в один из сложных периодов в жизни каждого человека - ей пятнадцать лет. Это подростковый, переходный возраст, который характеризуется своими особенностями. В это время пробуждается самосознание, назревают конфликты внутренние и внешние, трудности в проявлении своих чувств и состояний, непонимание самого себя выливается в недопонимание со стороны окружающих, большое желание быть понятым и понять других. Эти общие для всех подростков черты проявляются и в Тане Сабанеевой. В повести, тем не менее, нет утомительных описаний психологического состояния героини, обоснования её поступков и внутренних монологов. Её внутренний мир раскрывается через сюжет и композицию произведения.

Среди прочих сюжетно-композиционных аспектов раскрытия её образа хотелось бы выделить отношения с родителями, которые развиваются и изменяются в процессе взросления девочки, и любовь, как сюжетно-композиционный элемент, так как любовь можно рассматривать как событие, изменившее главную Таню.

Таня выросла без отца, т.к. он оставил семью, когда она была совсем маленькой. Разумеется, что это обстоятельство отразилось на личности Тани. Она стойко переносила любые ситуации, стараясь быть опорой для матери. Отношению Тани к маме отведено немало трогательных строк в повести: «Грудь стесняется чувством горьким и нежным, вызывающим слёзы на глазах. Откуда возникает оно? Запах ли это рук и лица матери, или запах её одежды, или это её взгляд, смягчённый постоянной заботой, который Таня носит в своей памяти повсюду и всегда?»

И в то же время, как это часто бывает с подростками, есть что-то, что Таня не в силах доверить даже маме. В доме, в котором они живут, ей не всегда уютно. И хотя она часто остаётся «хозяйкой своего досуга и желаний», но, как пишет автор, «только она одна знала, как эта свобода тяготила её. В доме нет ни сестер, ни братьев. И мамы очень часто нет».

Ей часто приходилось вынужденно оставаться одной, и отношение к этому одиночеству стало критерием её взрослости, ведь «Раньше, каждый раз, как мать собиралась из дому, Таня начинала плакать, но теперь только думала о ней с непрестанной нежностью».

То, что Таня выросла в одиночестве, возможно, и сделало её задумчивой; тишина и уединение сформировали в ней особое чуткое отношение к природе и окружающему миру.

Как уже говорилось, скрываемой ото всех внутренней драмой было отсутствие отца в жизни Тани. Фигура отца периодически возникает в её сознании, но поскольку она с ним не знакома, то не наполнена для неё никаким эмоциональным смыслом. Встреча с отцом, знакомство с ним, принятие его - все это станет для Тани серьёзным испытанием.

Появление отца обнаруживает её внутренний конфликт, который выражен в следующих строках: «Разве не из гордости она всегда молчит о нём? А если и приходится вымолвить несколько слов, то разве сердце её при этом не разрывается на части?»

Именно этот конфликт и определяет одну из стержневых линий повествования, которая переплетается с линией взаимоотношений Тани с Колей. Подросток пытается для себя освоить понятие гордость: раз он когда-то бросил их с мамой, значит, она теперь не должна его любить, с другой стороны, острая потребность в отце, в его заботе, в чувстве защищённости, которое может дать только он, потребность в его любви и поддержке. Этот конфликт между теми установками, которые даёт себе Таня, и её чувствами пронизывает многие сцены её встречи с отцом.

Так, убеждая себя, что она вовсе не собирается идти на пристань встречать отца, тем не менее «перехватила свои тонкие волосы лентой и сменила платье, надев самое лучшее»; она, «постояв неподвижно у цветов», всё же «сорвала цветы - саранки и ирисы, ещё прежде выращенные ею с заботой», чтобы с цветами встретить отца; пытается сама себя обмануть, объясняя в своём внутреннем монологе причины такого поведения, смоделировав в своём воображении беседу с матерью. «Зачем же она поднялась так рано? «Что же делать, если не спится», - сказала бы она матери, если бы та проснулась от скрипа двери в доме. «Что же я могу поделать, - повторила б она, - если сегодня я вовсе не могу заснуть».

Напряжением пронизана первая, неожиданная встреча Тани с отцом. Она вглядывается в его лицо, глаза, пытаясь понять, правда ли он такой добрый, как говорит о нём мама. Она обращается к отцу на Вы, не знает, как вести себя. Вместе с ним в её жизнь приходят новые запахи кожаного ремня и сукна шинели, новые ощущения, тяжёлый звук его шагов, «мужчины, отца», которые Таня не привыкла слышать в своём доме.

Она пытается казаться взрослой, сдержанной, но автор несколькими деталями говорит о том, что творится в душе у Тани: «Таня поднесла руку к виску, надавила на него пальцами, словно хотела остановить кровь, приливающую к ее лицу».

Постепенно лёд недоверия тает. И вот уже Таня, сама того не замечая, «только прислонилась к нему, прилегла немного на грудь. Но сладко! Ах, в самом деле, сладко лежать на груди у отца!»

Кульминацией развития взаимоотношений становится сцена во время бурана, когда Таня, изнемогая от усталости, «неожиданно коснулась шинели отца.

Во мгле, без всяких видимых признаков, не глазами, ослеплёнными снегом, не пальцами, помертвевшими от стужи, но своим тёплым сердцем, так долго искавшим в целом мире отца, почувствовала она его близость, узнала его здесь, в холодной, угрожающей смертью пустыне, в полной тьме.

Папа, папа! - закричала она.

Я здесь! - ответил он ей.

И лицо ее, искажённое страданием и усталостью, покрылось слезами».

О тонких нитях, которые связывают родителей с детьми, которые находятся за пределами формальной логики, говорит Фраерман в этом отрывке.

Разрешённый конфликт сказался на восприятии Таней окружающего мира. Совершенно неожиданно для себя Таня делает открытие: «Но час обеда не казался Тане теперь таким тяжёлым часом, как прежде. Хотя не так усердно угощал её пирогами с черемухой отец, не так крепко целовала её на пороге Надежда Петровна, а все же хлеб отца, который Таня пробовала на язык и так и этак, казался ей теперь иным. Каждый кусок был для неё сладок. И кожаный пояс отца, валявшийся всегда на диване, казался ей тоже другим. Она часто надевала его на себя. И так хорошо Тане не было ещё никогда».

Фигура отца, которого девочка не знала с самого детства, настолько значима для неё, что вносит смятение и неоднозначность в восприятие Таней окружающих её людей. Она замечает, что само слово «отец» вносит отчуждение в её взаимоотношение с матерью. Именно из-за отца возникла первая размолвка во взаимоотношениях с мамой, когда Таня пытается получить ответ на вопрос: кто виноват в том, что ушёл от них отец. Она не может до конца смириться с мыслью о безвозвратности происшедшего, с тем, что никто не виноват, просто в жизни взрослых так бывает. И разрешая этот конфликт внутри себя, Таня взрослеет. Она готова ради маминого спокойствия покинуть город, в котором выросла, и в котором остаются родные и близкие ей люди. Её притягивает, хотя она сама себе до конца не признаётся, новый дом отца. И хотя сердце иногда «начинало понемногу щемить - наполняться обидой», в доме отца «...всё привлекало её тут. И голос женщины, повсюду раздававшийся в доме, её стройный стан и доброе лицо, всегда обращённое к Тане с лаской, и большая фигура отца, его ремень из толстой коровьей кожи, постоянно валявшийся на диване, и маленький китайский бильярд, на котором они все играли, позванивая железным шариком по гвоздям. И даже Коля, всегда спокойный мальчик, с упрямым взглядом совершенно чистых глаз, привлекал её к себе. Он никогда не забывал оставить кость для её собаки» .

Главная героиня повести Таня Собанеева осталась без отца, когда ей исполнилось восемь месяцев. Отец ушел к другой женщине и усыновил мальчика Колю. В дальнейшем отец приедет с новой семьей в тот город, где живет Таня с мамой. Девочка держит обиду на отца и вечно конфликтует с Колей, который также насмехается над Таней. Затем между ними возникнет взаимная симпатия. У девочки был хороший товарищ Филька, который тайно был влюблен в нее. Из-за своей ревности он вечно устраивал козни Коле.

Повесть, учит, что от ненависти до любви один шаг и наоборот. Земля круглая, никогда нельзя зарекаться о чем-то, все может измениться в один миг.

Читать краткое содержание Дикая собака Динго Фраермана

Сюжет произведения разворачивается вокруг двух товарищей Тани Сабанеевой и Фильки, которые находились в оздоровительном лагере и уже обратно едут домой. Таня хочет получить в подарок собаку Динго. Но дома героиню ждет лишь Тигр, небольшой щенок, и няня, мамы дома нет, она вынуждена много работать, так как одна содержит семью, отец Тани бросил семью, когда ей даже года не было.

Филька рассказывает подруге, что ему купил отец лаек, он расхваливает папу, у них идеальные отношения. Это не очень нравится девочке, тема отцовства для нее тяжелая и неприятная. Таня заявляет, что ее отец проживает на острове Маросейки. Ребята смотрят на карту и не обнаруживают такого места, девочка злится и уходит прочь.

Таня случайно находит письмо от отца. Оказывается отец приезжает с новой семьей жить в тот же город. Таня расстроена, она до сих пор злится на отца, потому что он бросил ее и маму, и ушел к другой женщине. Мама часто беседует с Таней, и просит не держать обиду на отца.

Таня знала день, когда должен был явиться ее отец. Она решила его встречать с букетом. Но папу она так и не увидела. Расстроившись, девочка отдала цветы случайному незнакомцу на коляске. Позже она узнает, что это был Коля – приемыш ее отца.

Настал тот тяжелый момент – встреча отца и дочери спустя много лет.

Колю зачисляют в класс, где учится Таня. Он сидит за одной партой с Филькой. Коля стабильно конфликтует с Таней из-за отца. Он умный, старательный, целеустремленный парнишка. Но над Таней постоянно насмехаетс.

Ребята узнают, что скоро в город приезжает знаменитый писатель. Идет борьба за то, кто будет дарить букет цветов ему. Есть на это место два главных претендента – Женя и Таня. В итоге побеждает Таня. Она безумно счастлива, ведь это такая честь для нее. Во время того, когда Таня открывала коробочку, она разлила чернила себе на руку. Это заметил Коля. Отношения между ними стали налаживаться. Мальчик даже сделал предложение Тане – пойти на елку вместе.

Наступил Новый год. Что-то непонятное твориться в душе Тани. Только недавно она ненавидела новую жену отца и Колю. А сейчас испытывает к нему самые теплые чувства. Ждет его, постоянно думает о нем. Филька ревнует Таню к Косте, потому что не равнодушен к ней.

Танцы. Филька обманывает всех. Говорит Тане, что Коля пойдет с Женей кататься на коньках, а Коле сообщает, что он пойдет с Таней смотреть школьный спектакль. Обстановка накаляется. Откуда не возьмись, начинается сильная завируха. Таня, что есть силы, отправляется на каток, чтобы сообщить об этом приятелям. Женя струсила и быстро побежала к себе домой. Коля при падении повредил ногу, поэтому не мог ходить. Таня отправляется к Фильке и берет упряжку с собаками. Она храбрая и твердо настроенная. В один момент собаки стали неконтролируемыми, тогда героиня вынуждена была отдать им своего щенка. Это была огромная потеря для нее. Коля и Таня ведут борьбу до последнего за свою жизнь. Метель становится сильнее. Таня, рискует собственной жизнью, оказывает помощь Коле. Филька сообщил пограничникам, что дети в опасности. Те отправились на их поиски.

Вот и наступили каникулы. Таня с другом проведывают Колю, который получил обморожение частей тела.

Начало учебного года. Ходят плохие слухи про Таню. Все считают, что именно она виновата в том, что произошло с Колей. Таня расстроена из-за того, что ее хотять исключить из пионеров, она плачет, ведь абсолютно нет ее вины в том, что произошло с ее приятелем. Ее просто напросто несправедливо обвинили. Все разъяснилось, когда Коля сообщает всем истинные сведения.

Таня отправляется домой. Там она беседует с матерью о справедливости, о смысле жизни. Мама сообщает ей, что желает уехать с города. Таня понимает, что маме тяжело находиться рядом с отцом, так как она до сих пор испытывает к нему чувства.

Таня рассказывает Фильке, что хочет увидеться с Колей. Филька сообщает об этом Таниному отцу.

Лес. Рассвет. Встреча на мысе Коли и Тани. Коля впервые признался девочке в своих чувствах. Таня говорит ему, что в скором времени они с мамой покинут город. Мальчик расстроен. Таня признается, что для нее это был тяжелый год. Она не хочет причинять никому зла. Коля целует ее. Свидание прерывается, приходит отец и Филька. Вместе они отправляются домой.

Лето. Таня прощается с приятелем, который с трудом сдерживает слезы. Девочка уходит.

Картинка или рисунок Дикая собака Динго

Начинается рассказ с воспоминаний Булгакова о заброшенном участке, где он начинал работать врачом. В одиночку делал всё, отвечал за всё, не имея спокойной минуты. Переехав в город, он счастлив возможности просто читать специальную литературу

  • Краткое содержание Бесконечная книга (история) Михаэль Энде

    После смерти матери жизнь десятилетнего Бастиана Букса превратилась в сплошную тоску. В школе его допекают сверстники за неповоротливость и странность, отец занят своими переживаниям, а единственные друзья мальчика - книги о приключениях.

  • Едва ли не самая популярная советская книга про подростков стала такой вовсе не сразу после первой публикации в 1939 году, но гораздо позже — в 1960-70-е годы. Отчасти это было связано с выходом фильма (в главной роли — Галина Польских), но гораздо больше — со свойствами самой повести. Она до сих пор регулярно переиздается, а в 2013 году была включена в список ста книг, рекомендованных школьникам министерством образования и науки.

    Психологизм и психоанализ

    Обложка повести Рувима Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». Москва, 1940 год
    «Детиздат ЦК ВЛКСМ»; Российская государственная детская библиотека

    Действие охватывает полгода из жизни четырнадцатилетней Тани из маленького дальневосточного городка. Таня растет в неполной семье: родители расстались, когда ей было восемь месяцев. Мама-врач постоянно на работе, отец с новой семьей живет в Москве. Школа, пионерский лагерь, огород, старая нянька — этим бы и ограничивалась жизнь, если бы не первая любовь. В Таню влюблен нанайский мальчик Филька, сын охотника, но Таня не отвечает ему взаимностью. Вскоре в город приезжает Танин отец со своей семьей — второй женой и приемным сыном Колей. В повести описаны сложные отношения Тани с отцом и сводным братом — от враждебности она потепенно переходит к влюбленности и самопожертвованию.

    Для советских и многих постсоветских читателей «Дикая собака динго» оставалась эталоном сложного, проблемного произведения о жизни подростков и их взролении. Здесь не было схематичных сюжетов соцреалистической детской литературы — исправляющихся двоечников или неисправимых эгоистов, борьбы с внешними врагами или воспевания духа коллективизма. В книге описывалась эмоциональная история взросления, обретения и осознания собственного «я».


    «Ленфильм»

    В разные годы критики называли главной особенностью повести подробнейшее изображение подростковой психологии: противоречивых эмоций и необдуманных поступков героини, ее радостей, огорчений, влюбленности и одиночества. Константин Паустовский утверждал, что «такая повесть могла быть написана только хорошим психологом». Но была ли «Дикая собака динго» книгой о любви девочки Тани к мальчику Коле? [Сначала Таня недолюбливает Колю, но потом постепенно осознаёт, как он ей дорог. Отношения Тани с Колей до последнего момента асимметричны: Коля признаётся Тане в любви, а Таня в ответ готова сказать только, что хочет, «чтобы Коля был счастлив». Настоящий же катарсис в сцене любовного объяснения Тани и Коли возникает не когда Коля говорит о своем чувстве и целует Таню, а после того, как в предрассветном лесу появляется отец и именно ему, а не Коле, Таня говорит слова любви и прощения. ] Скорее это история сложного принятия самого факта развода родителей и фигуры отца. Одновременно с отцом Таня начинает лучше понимать — и принимать — собственную мать.

    Чем дальше, тем заметнее знакомство автора с идеями психоанализа. По сути, чувства Тани к Коле можно интерпретировать как перенос, или трансфер, — так психоаналитики называют явление, при котором человек бессознательно переносит свои чувства и отношение к одному лицу на другое. Исходной фигурой, с которой может осуществляться перенос, чаще всего выступают ближайшие родственники.

    Кульминация повести, когда Таня спасает Колю, буквально на руках вытаскивая его, обездвиженного вывихом, из смертельного снежного бурана, отмечена еще более явным влиянием психоаналитической теории. Почти в кромешной темноте Таня тянет на себе нарты с Колей — «долго, не зная, где город, где берег, где небо» — и, уже почти потеряв надежду, вдруг утыкается лицом в шинель отца, вышедшего со своими солдатами на поиски дочери и приемного сына: «…своим теплым сердцем, так долго искавшим в целом мире отца, почувствовала она его близость, узнала его здесь, в холодной, угрожающей смертью пустыне, в полной тьме».

    Кадр из фильма «Дикая собака динго», режиссер Юлий Карасик. 1962 год
    «Ленфильм»

    Сама сцена смертельного испытания, в которой ребенок или подросток, преодолевая собственную слабость, совершает героический поступок, была очень характерна для соцреалистической литературы и для той ветви модернистской литературы, которая была сфокусирована на изображении мужественных и самоотверженных героев, в одиночку противостоящих стихиям [например, в прозе Джека Лондона или любимом в СССР рассказе Джеймса Олдриджа «Последний дюйм», правда написанном намного позже повести Фраермана ]. Однако итог этого испытания — катарсическое примирение Тани с отцом — превращал прохождение сквозь буран в странный аналог психоаналитического сеанса.

    Кроме параллели «Коля — отец» в повести есть еще одна, не менее важная: это самоидентификация Тани с матерью. Почти до самого последнего момента Таня не знает о том, что мать по-прежнему любит отца, но чувствует и бессознательно принимает ее боль и напряжение. После первого искреннего объяснения дочь начинает осознавать всю глубину личной трагедии матери и ради ее душевного спокойствия решается на жертву — отъезд из родного города [в сцене объяснения Коли и Тани эта иденти­фикация изображена совершенно открыто: собираясь в лес на свидание, Таня надевает мамин белый медицинский халат, и отец гово­рит ей: «Как ты похожа на мать в этом белом халате!» ].

    Кадр из фильма «Дикая собака динго», режиссер Юлий Карасик. 1962 год
    «Ленфильм»

    Как и где Фраерман познакомился с идеями психоанализа, точно неизвестно: может быть, он самостоятельно читал работы Фрейда в 1910-е годы, во время учебы в Харьковском технологическом институте, или уже в 1920-е годы, когда стал журналистом и писателем. Не исключено, что были здесь и косвенные источники — прежде всего русская модернистская проза, испытавшая влияние психоанализа [Фраермана явно вдохновила повесть Бориса Пастернака «Детство Люверс»]. Судя по некоторым особенностям «Дикой собаки динго» — например, лейтмотив реки и текущей воды, который во многом структурирует действие (первая и последняя сцены повести происходят на речном берегу), — Фраерман испытал влияние прозы Андрея Белого, который к фрейдизму относился критически, но сам постоянно возвращался в своих сочинениях к «эдиповским» проблемам (это заметил еще Владислав Ходасевич в своем мемуарном очерке о Белом).

    «Дикая собака динго» была попыткой описать внутреннюю биографию девоч­ки-подростка как историю психологического преодоления - прежде всего Таня преодолевает отчуждение от отца. В этом эксперименте была отчетливая авто­биографическая составляющая: Фраерман тяжело переживал разлуку со своей дочерью от первого брака Норой Коварской. Победить отчуждение оказалось возможным только в чрезвычайных обстоятельствах, на грани физической гибели. Фраерман неслучайно называет чудесное спасение из бурана битвой Тани «за свою живую душу, которую в конце концов без всякой дороги отец нашел и согрел своими руками». Преодоление смерти и страха смерти здесь явным образом отождествлено с обретением отца. Непонятным остается одно: как советская издательская и журнальная система могла пропустить в печать произведение, основанное на идеях запрещенного в СССР психоанализа.

    Заказ на школьную повесть

    Кадр из фильма «Дикая собака динго», режиссер Юлий Карасик. 1962 год
    «Ленфильм»

    Тема развода родителей, одиночества, изображение нелогичных и странных подростковых поступков - всё это совершенно выбивалось из стандарта дет­ской и подростковой прозы 1930-х годов. Отчасти публикацию можно объяс­нить тем, что Фраерман выполнял государственный заказ: в 1938 году ему пору­чили написать школьную повесть. С формальной точки зрения он этот заказ выполнил: в книге есть и школа, и учителя, и пионерский отряд. Выпол­нил Фраерман и другое издательское требование, сформулированное на редак­ционном совещании «Детгиза» в январе 1938 года, - изобразить детскую друж­бу и заложенный в этом чувстве альтруистический потенциал. И всё же это не объ­­­­яс­няет, каким образом и почему был опубликован текст, до такой сте­­­­пени выходивший за рамки традиционной школьной повести.

    Место действия

    Кадр из фильма «Дикая собака динго», режиссер Юлий Карасик. 1962 год
    «Ленфильм»

    Действие повести происходит на Дальнем Востоке, предположительно в Хабаровском крае, на границе с Китаем. В 1938-1939 годах эти территории были в центре внимания советской прессы: сперва из-за вооруженного конфликта на озере Хасан (июль — сентябрь 1938 года), затем, уже после выхода повести, из-за боев у реки Халхин-Гол, на границе с Монголией. В обеих операциях Красная армия вступила в военное столкновение с японской, человеческие потери были велики.

    В том же 1939 году Дальний Восток стал темой знаменитой кинокомедии «Де­вушка с характером», а также популярной песни на стихи Евгения Долматовс­кого «Коричневая пуговка». Оба произведения объединяет эпизод поиска и разо­блачения японского шпиона. В одном случае это делает молодая девуш­ка, в другом - подростки. Фраерман не воспользовался тем же сюжетным ходом: в повести упоминаются пограничники; Танин отец, полковник, приез­жает на Дальний Восток из Москвы по служебному назначению, но военно-стратегический ста­тус места действия больше никак не эксплуатируется. При этом в повести нема­ло описаний тайги и природных ландшафтов: Фраерман воевал на Даль­нем Востоке во время Гражданской войны и хорошо знал эти места, а в 1934 го­ду ездил на Дальний Восток в составе писательской делега­ции. Не исключено, что для редакторов и цензоров географический аспект мог оказаться весомым аргументом в пользу публикации этой неформатной с точ­ки зрения соцреали­стических канонов повести.

    Московский писатель

    Александр Фадеев в Берлине. Фотография Роджера и Ренаты Рёссинг. 1952 год
    Deutsche Fotothek

    Повесть впервые вышла не отдельным изданием в «Детгизе», а во взрослом поч­тенном журнале «Красная новь». С начала 1930-х журнал возглавлял Алек­сандр Фадеев, с которым Фраерман находился в приятельских отношениях. За пять лет до выхода «Дикой собаки динго», в 1934 году, Фадеев и Фраерман оказа­лись вместе всё в той же писательской поездке в Хабаровский край. В эпи­зоде приезда московского писателя [в город приезжает писатель из Москвы, и в школе проходит его творческий вечер. Тане поручают преподнести писателю цветы. Желая проверить, действительно ли она так хороша собой, как говорят в школе, она идет в раздевалку, чтобы посмотреться в зеркало, но, увлекшись разглядыванием собственного лица, опрокидывает бутылку с чернилами и сильно пачкает ладонь. Кажется, что ката­строфа и публичный позор неминуемы. По до­­роге в зал Таня встречает писателя и просит его не подавать ей руки, не объяс­няя причину. Писатель разыгрывает сцену дарения цветов так, что никто в зале не за­мечает Таниного конфуза и ее испачканной ладони. ] велик соблазн увидеть автобиографичес­кую подоплеку, то есть изображение самого Фраермана, однако это было бы ошиб­кой. Как сказано в повести, московский писатель «родился в этом городе и да­же учился в этой самой школе». Фраерман же родился и вырос в Могилёве. А вот Фадеев действительно вырос на Дальнем Востоке и окончил там школу. К тому же московский писатель говорил «высоким голосом» и еще более тон­ким голосом смеялся - судя по воспоминаниям современников, именно такой голос был у Фадеева.

    Приехав в Танину школу, писатель не только помогает девочке в ее затрудне­нии с испачканной чернилами рукой, но и проникновенно читает фрагмент одного из своих произведений о прощании сына с отцом, а в его высоком голо­се Тане слышатся «медь, звон трубы, на который откликаются камни». Обе гла­вы «Дикой собаки динго», посвященные приезду московского писателя, таким обра­зом, можно расценивать как своеобразный оммаж Фадееву, после которого глав­ный редактор «Красной нови» и один из самых влиятельных чиновников Союза советских писателей должен был с особой симпатией отнестись к новой повести Фраермана.

    Большой террор

    Кадр из фильма «Дикая собака динго», режиссер Юлий Карасик. 1962 год
    «Ленфильм»

    В книге вполне различима тема Большого террора. Мальчик Коля, племянник второй жены Таниного отца, попал в их семью по неизвестным причинам — он назван сиротой, но при этом ни разу не рассказывает о смерти родителей. Коля превосходно образован, знает иностранные языки: можно предположить, что его родители не просто позаботились о его образовании, но и сами были людьми весьма образованными.

    Но это даже не главное. Фраерман предпринимает куда более смелый шаг, опи­сы­вая психологические механизмы исключения отверженного и наказанного властями человека из коллектива, где прежде его радушно принимали. По жа­ло­бе одного из школьных учителей в районной газете публикуется заметка, переворачивающая на 180 градусов реальные факты: Таню обвиняют в том, что она просто ради развлечения, несмотря на буран, потащила своего одноклас­сника Колю кататься на коньках, после чего Коля долго болел. Прочитав ста­тью, все ученики, кроме Коли и Фильки, отворачиваются от Тани, и требуется немало усилий, чтобы оправдать девочку и переломить общественное мнение. С трудом можно представить себе произведение советской взрослой литера­туры 1939 года, где появился бы подобный эпизод:

    «Таня привыкла чувствовать всегда рядом с собой друзей, видеть их ли­ца и, увидев сейчас их спины, была изумлена. <…> …В раздевалке он то­же не увидел ничего хорошего. В темноте между вешалками у газеты всё еще толпились дети. Книги Тани были сброшены с подзеркальника на пол. И тут же, на полу, валялась ее дошка [дошка, или доха, - шуба мехом внутрь и наружу. ], подаренная ей недавно отцом. По ней ходили. И никто не обращал внимания на сукно и бисер, которыми она была обшита, на ее выпушку из барсучьего меха, блестев­шего под ногами, как шелк. <…> …Филька опустился на колени в пыль среди толпы, и многие наступали на его пальцы. Но всё же он собрал книги Тани и, ухватившись за Танину дошку, изо всей силы старался вырвать ее из-под ног».

    Так Таня начинает понимать, что школа - и общество - устроены не идеально и единственное, что может защитить от стадного чувства, - дружба и верность самых близких, проверенных людей.

    Кадр из фильма «Дикая собака динго», режиссер Юлий Карасик. 1962 год
    «Ленфильм»

    Это открытие было совсем неожиданным для детской литературы 1939 года. Неожиданной была и ориентация повести на русскую литературную традицию произведений о подростках, связанную с культурой модернизма и литературой 1900-х - начала 1920-х годов.

    В подростковой литературе, как правило, рассказывается об инициации - испы­­тании, переводящем ребенка во взрослые. Советская литература конца 1920-х - 1930-х годов обычно изображала такую инициацию в виде герои­че­ских деяний, связанных с участием в революции, Гражданской войне, кол­лек­тивизации или раскулачивании. Фраерман выбрал другой путь: его героиня, подобно героям-подросткам русской модернистской литературы, проходит через внутренний психологический переворот, связанный с осозна­нием и пересозданием собственной личности, обретением себя.

    Сочинение

    Филька верен этой дружбе до конца. Более того, он влюблен в Таню, постоянно смотрит на нее влюбленными глазами, великолепно понимая, чутко угадывая каждое желание, оправдывая любой ее поступок, даже тогда, когда, казалось бы, это сделать если и не невозможно, то, во всяком случае, невероятно трудно. Но для Фильки во всем, что касается Тани, нет невозможного, в стремлении услужить этой девочке он не считается ни с чем, для него тут нет таких трудностей и препятствий, которые остановили бы или охладили бы его пыл.

    О Фильке, как о герое будущего своего произведения, автор начал думать, видимо, раньше других персонажей. Можно предположить, что именно этот образ и явился тем началом, из которого выросла вся повесть. Сам писатель, как мы помним, указывал на то, что еще во время партизанского похода по дальневосточной тайге он приметил его. В статье «…или Повесть о первой любви» Фраерман прямо утверждал: «Там я нашел своего Фильку».

    И не от этого ли Филька в повести получился таким ярким, едва, может быть, уступающим по силе производимого на читателя впечатления лишь главной героине. Филька запоминается своей самобытностью, цельностью характера, будто вытесанного из одного крепкого куска. В душевной щедрости, чистоте, верности он едва ли не щедрее самой Тани. Вспомним, как он предлагает ей свою дружбу, прося вспомнить о нем, «если потребуется тебе крепкая рука, или аркан, которым ловят оленей, или палка, которой я научился владеть хорошо, охотясь в тайге за дикушами».

    го слово крепкое, он никогда не отступит от сказанного, никогда не нарушит обещаний. Филька завоевывает наши симпатии редкостной чистотой, он живет с ясным убеждением, что «все хорошее должно иметь хорошее направление», и всегда следует этому убеждению. Он, не раздумывая, хотя и способен и любит все обдумывать, восстает против всего дурного. И это идет не от его нетерпеливого и порывистого характера, наоборот, Филька по натуре спокоен, любит действовать неторопливо, все взвесив, а именно от убеждения, от ранней зрелости, духовной возмужалости, от той закалки, какая получена в суровой таежной жизни. Именно таежная жизнь, полная неожиданных опасностей, научила его превыше всего ценить дружбу, быть терпеливым и справедливым, делать добро.

    Вот его убеждение: «Усвоив себе странную привычку время от времени размышлять, Филька подумал, что если бы старинные воины - и не старинные, а другие, которых он видит сегодня под суконными шлемами с красной звездой,- не помогали друг другу в походе, то как бы они могли побеждать? Что, если бы друг вспоминал о друге лишь тогда, когда видит его, и забывал о нем, как только друг ушел в дорогу, то как бы он мог когда-нибудь вернуться назад? Что, если бы охотник, обронивший свой нож на тропинке, не мог спросить о нем встречного, то как бы он мог заснуть спокойно всегда один, в лесу, у костра».

    Вот почему для него нет ничего святее дружбы, добра и справедливости. Все это с особенной полнотой и, я бы сказал, красотой проявилось в его истинно рыцарской, бескорыстной преданности Тане.

    Даже очень сложные явления способна обдумать Таня, серьезен и вдумчив Коля, но самым зрелым, самым возмужалым, при всей несколько наивной непосредственности характера, в повести является Филька. Даже теперь про него, школьника еще, можно сказать: у него мудрая голова. Он любит размышлять, а главное - способен размышлять, сопоставлять, анализировать.

    «Если человек остается один, он рискует попасть на плохую дорогу»,- подумал Филька, оставшись совершенно один на пустынной улице, по которой обычно возвращался вместе с Таней из школы. Целый час прождал он ее, стоя на углу возле лотка китайца. Липучки ли из сладкого теста, грудой лежавшие на лотке, сам ли китаец в деревянных туфлях отвлек внимание Фильки, но только теперь он был один, и Таня ушла одна, и это было одинаково плохо для обоих. В тайге Филька бы знал, что делать. Он пошел бы по ее следам. Но здесь, в городе, его, наверно, примут за охотничью собаку или посмеются над ним.

    И, подумав об этом, Филька пришел к горькому заключению, что он знал много вещей, которые в городе были ему ни к чему.

    Он знал, например, как близ ручья в лесу выследить соболя по пороше, знал, что если к утру хлеб замерзнет в клети, то можно уже ездить в гости на собаках - лед выдержит нарту, и что если ветер дует с Черной косы, а луна стоит круглая, то следует ждать бурана».

    Да, у Фильки жизненный опыт богаче, чем у любого его однокашника. Но нельзя это объяснять только тем, что Филька - дитя природы, что он таежный житель. Кроме всего прочего, Фильке присущи такие качества, как выдержка, самообладание, воспитанность. Преданный до самозабвения Тане, готовый в любую минуту броситься услужить ей, он тем не менее никогда не роняет своего достоинства, держит себя естественно, просто, искренне и благородно.

    Могла ли не ценить такого друга Таня? Она его иногда, по собственному признанию, забывала, о чем искренне сожалеет при расставании, так как покинуть Фильку ей вряд ли не тяжелее, нежели расстаться с Колей и с отцом. Сбившись с ног, перед самым отъездом Таня находит своего верного Санчо-Панса на берегу реки, где они любили купаться вместе.

    «Он был без майки. И плечи его, облитые солнцем, сверкали как камни, а на груди, темной от загара, выделялись светлые буквы, выведенные очень искусно. Она прочла: «ТАНЯ».

    Филька в смущении закрыл это имя рукой и отступил на несколько шагов. Он отступил бы очень далеко, совсем ушел бы в горы, но позади стерегла его река. А Таня все шла за ним, шаг за шагом.

    Сочинение

    Авайте присмотримся к повести поближе. Главная героиня ее - Таня Сабанеева - школьница, еще, по существу, ребенок. Она испытывает первое мучительное чувство любви, накладывающее сильнейший отпечаток па все ее поведение, мысли и чувства, причиняющее ей первые и достаточно сильные страдания.

    Давайте честно представим себе, как к такому чувству, к таким переживаниям и страданиям еще и сейчас относятся в семье, в школе, в пионерской организации? Это в театре мы благосклонно и даже восторженно следим за всеми перипетиями любовного романа двенадцатилетней Джульетты и юного Ромео, а в жизни в подобной ситуации мы норой очень далеки от восторгов. И даже, к величайшему сожалению, бываем невероятно далеки от бережного и чуткого отношения к тому, кого посетило это возвышенное чувство.

    И вот писатель написал книгу не о чем-то приблизительно похожем на любовь или только намекающем на это чувство, а о самой что ни на есть доподлинной первой любви. Да, любовь эта принесла мучительные страдания, как это почти всегда и бывает в жизни, если любят глубоко и серьезно. Но в то же время эта повесть о любви светлой, чистой, поэтической. Писатель заговорил прямо, без обиняков о сильном чувстве, посещающем подростков, отважился оттенить мечтания юной героини, параллельно поведав о драматических отношениях, сложившихся между умудренными жизнью людьми - отцом и матерью Тани Сабанеевой. Таким образом, героиня повести в довершение всего оказывается из распавшейся, как теперь принято говорить, неблагополучной семьи. Мать и отец Тани в разводе. И вот в городок, в котором живет Таня, приезжает ее отец со своей второй женой и вдобавок еще с приемным сыном. Приезд этот вызывает бурю переживаний в душе бедной Тани. Да и матери ее, продолжавшей любить ушедшего от нее мужа, тоже не сладко.

    Тане надо определить свое отношение к отцу, к которому она тянется и не может не тянуться и которого готова винить в том, что они живут врозь. Не может она испытывать добрых чувств и к новой жене отца, и в особенности к его приемному сыну Коле, отнявшему у нее, она в этом поначалу совершенно убеждена, отцовскую ласку и нежность.

    Нет ничего противоестественного в том, что Таня, еще не зная и не видя Коли, ненавидит его. Она будет ненавидеть и после того, как познакомится с ним, разглядит поближе в школе, где ей придется учиться с этим Колей в одном классе. Л потом случится так, что девочка впервые в жизни полюбит… именно этого Колю. Полюбит, несмотря на то что рядом с ней, как тень, постоянно и неотступно находится преданнейший друг Филька. Он готов для нее сделать что угодно, поистине броситься в огонь и в воду, даже съесть стеариновую свечу с елки. Но любовь, как известно, прихотлива. Ей мало услуг и преданности. Так все острее и острее становится повествование. Эта острота достигает кульминации тогда, когда Таня, мучимая первым сильным чувством, даже ослепленная им, с жестокой прямотой спрашивает мать:

    * - Почему отец ушел от нас? Кто виноват в этом, ответь мне.

    Как трудно отвечать на такие вопросы. Не каждый писатель

    поставит столь обнажено и прямо подобный вопрос. Для этого нужна подлинная смелость, то истинное бесстрашие художника, которое позволяет ему, не отводя взгляда, смотреть правде в глаза. Именно таким художником был Р. И. Фраерман. Поставив прямо труднейший жизненный вопрос, он заставил свою героиню и ответить на него прямо и честно.

    С каким мужеством и вместе с тем с каким добрым участием написана эта сложная и ответственная в повести сцена, как точен психологический рисунок. Обе героини плачут, но эти слезы так естественны и понятны, что их нельзя принять за признак слабости.

    Писатель не облегчает суровой правды, не пичкает своего читателя ее заменителями, разговаривает с ним со всей серьезностью, веря в его душевные силы и воспитывая в нем истинное мужество, готовность выстоять в трудных испытаниях. Можно только догадываться, сколько людей, прочитав приведенную сцену, начинали понимать то, что в жизни понять очень трудно, а поняв, чувствовали облегчение, обретали благоразумие и мужество.

    Жизненная глубина и мужественная правдивость прозы Фраермана, соединенные с лирической мягкостью, особой душевной чуткостью, делают его книги доступными юным читателям и одновременно интересными для взрослых. Это подлинная литература, которая, как воздух, как хлеб, как правда, нужна человеку с тех самых пор, когда он начинает испытывать потребность в истинном знании жизни, когда искусство для него становится не средством приятного времяпрепровождения, даже не только источником эстетического наслаждения, а и могучим орудием познания себя и окружающего мира. В этом, думается мне, и состоит основной секрет того, что книги Фраермана издаются, так сказать, на равных правах для взрослых и для детей, обладают таким широким радиусом воздействия па читателей.