Сентиментальность в бедной лизе. Метод сентиментализма в "бедной лизе" карамзина. Внешний и внутренний конфликт

«Ибо и крестьянки любить умеют…»
Н.М.Карамзин

Сентиментализм – направление литературы XVIII века. Оно противоречит строгим нормам классицизма и, в первую очередь, описывает внутренний мир человека и его чувства. Теперь единство места, времени и действия не имеет значения, главное – человек и его состояние души. Н. М. Карамзин, наверное, самый знаменитый и талантливый писатель, что активно работал в этом направлении. Его повесть «Бедная Лиза» открывает читателю нежные чувства двух влюбленных.

Черты сентиментализма встречаются в повести Н. Карамзина в каждой строке. Лирическое повествование ведется плавно, спокойно, хотя в произведении чувствуется накал страсти, сила эмоций. Герои переживают новое для них обоих чувство любви – нежно и трогательно. Они страдают, плачут, расстаются: «Лиза рыдала – Эраст плакал…» Автор очень подробно описывает состояние души несчастной Лизы, когда она провожала Эраста на войну: «…оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».

Все произведение пронизывают лирические отступления. Автор постоянно напоминает о себе, он присутствует в произведении и комментирует все, что происходит с его героями. «Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну…», — рассказывает автор о месте близ Си…нова монастыря, как раз там и находилась хижина Лизы и ее матери. «Но я бросаю кисть…», «сердце мое обливается кровию…», «слеза катится по лицу моему», — так описывает свое эмоциональное состояние автор, когда смотрит на своих героев. Он жалеет Лизу, она ему очень дорога. Он знает, что его «прекрасная Лиза» достойна лучшей любви, честных отношений, искренних чувств. А Эраст… Автор не отвергает его, ведь «любезный Эраст» очень добрый, но по натуре своей или воспитанию ветреный молодой человек. И гибель Лизы сделала его несчастным на всю оставшуюся жизнь. Н. М. Карамзин слышит и понимает своих героев.

Большое место в повести отведено пейзажным зарисовкам. Начало произведения описывает место «близ Си..нова монастыря», окрестности Москвы. Природа благоухает: «великолепная картина» открывается читателю, и он оказывается в том времени и тоже бродит по развалинам монастыря. Вместе с «тихой луной» мы наблюдаем за свиданием влюбленных и, сидя «под сенью старого дуба», смотрим в «голубое небо».

Символично и само название «Бедная Лиза», где в одном слове отражены и социальное положение, и состояние души человека. Повесть Н. М. Карамзина не оставит ни одного читателя равнодушным, затронет тонкие струны души, а ведь это и можно назвать сентиментальностью.

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» рассказана история крестьянской девушки, умеющей глубоко и самоотверженно любить. Почему именно такую героиню изобразил писатель в своём произведении? Это объясняется принадлежностью Карамзина к сентиментализму — популярному тогда в Европе литературному направлению. В литературе сентименталистов утверждалось, что не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству являются главными человеческими достоинствами. Поэтому прежде всего писатели-сентименталисты уделяли внимание внутреннему миру человека, его сокровенным переживаниям.

Герой сентиментализма не стремится к подвигам. Он считает, что все люди, живущие на свете, соединены незримой нитью и для любящего сердца нет преград. Таков Эраст, молодой человек дворянского сословия, ставший сердечным избранником Лизы. Эрасту «казалось, что он нашёл в Лизе то, чего сердце его давно искало». Его не смущало, что Лиза — простая крестьянская девушка. Он уверял её в том, что для него «важнее всего душа, невинная душа». Эраст искренне верил в то, что со временем он осчастливит Лизу, «возьмёт её к себе и будет жить с нею неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю».

Однако реальная действительность жестоко разрушает иллюзии влюблённых. Преграды всё-таки существуют. Отягчённый долгами, Эраст вынужден жениться на пожилой богатой вдове. Узнав о самоубийстве Лизы, «он не мог утешиться и почитал себя убийцею».

Карамзин создал трогательное произведение об оскорблённой невинности и попранной справедливости, о том, как в мире, где отношения людей основаны на корысти, нарушаются естественные права личности. Ведь право любить и быть любимым дано человеку изначально.

В характере Лизы обращают на себя внимание безропотность и беззащитность. На мой взгляд, её уход из жизни можно расценивать как тихий протест против бесчеловечности нашего мира. Вместе с тем «Бедная Лиза» Карамзина — это удивительно светлая повесть о любви, проникнутая мягкой, незлобивой, кроткой печалью, переходящей в умиление: «Когда мы там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!».

«И крестьянки любить умеют!» — этим утверждением Карамзин заставил общество задуматься о нравственных основах жизни, призвал к чуткости и снисхождению по отношению к людям, которые остаются беззащитными перед судьбой.

Воздействие «Бедной Лизы» на читателя было столь велико, что имя героини Карамзина стало нарицательным, получило значение символа. Бесхитростная история девушки, соблазнённой невольно и обманутой помимо воли, — мотив, положенный в основу многих сюжетов литературы XIX века. К теме, начатой Карамзиным, обратились впоследствии крупнейшие русские писатели-реалисты. Проблемы «маленького человека» получили своё отражение в поэме «Медный всадник» и повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина, в повести «Шинель» Н.В. Гоголя, во многих произведениях Ф.М. Достоевского.

Спустя два века после написания повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» остаётся произведением, которое в первую очередь трогает нас не сентиментальным сюжетом, а своей гуманистической направленностью.

Мы поговорим о следующей эпохе после Просвещения и о том, как она проявила себя в русском культурном пространстве.

Эпоха Просвещения строилась на воспитании чувств. Если мы полагаем, что чувства можно воспитывать, то в какой-то момент мы должны допустить, что воспитывать их необязательно. Нужно проявить внимание и довериться им. То, что считали раньше опасным, вдруг окажется важным, способным дать нам импульс к развитию. Так произошло во время перехода от эпохи Просвещения к сентиментализму.

Сентиментализм – в переводе с французского «чувство».

Сентиментализм предложил не просто воспитывать чувства, а считаться с ними, доверять им.

Сквозная тема классицизма в европейской культуре – борьба долга и чувства.

Сквозная тема сентиментализма – разум не всесилен. И мало воспитывать чувства, нужно им довериться, даже если кажется, что это разрушает наш мир.

Сентиментализм в первую очередь проявил себя в литературе как классицизм в архитектуре и театре. Это не случайно, ведь слово «сентиментализм» связано с передачей оттенков чувств. Архитектура оттенки чувств не передает, в театре они не так важны, как представление в целом. Театр – «быстрое» искусство. Литература может быть медленной и передавать оттенки, именно поэтому идеи сентиментализма реализовались с большей силой.

В романе Жан-Жака Руссо «Новая Элоиза» описаны ситуации, немыслимые в предшествующие эпохи, – дружба мужчины и женщины. Эта тема обсуждается всего пару столетий. Для эпохи Руссо вопрос колоссальный, но ответа тогда не было. Эпоха сентиментализма сосредоточена на тех чувствах, которые не вписываются в теорию и противоречат идеям классицизма.

В истории русской литературы первым ярким писателем сентименталистом стал Николай Михайлович Карамзин (см. рис. 1).

Рис. 1. Николай Михайлович Карамзин

Мы с вами говорили о его «Письмах русского путешественника». Попробуйте сравнить это произведение с «Путешествием из Петербурга в Москву» Александра Николаевича Радищева. Найдите общее и различное.

Обратите внимание на слова с «со»: сочувствие, сострадание, собеседник. Что общего между революционным Радищевым и сентиментальным Карамзиным?

Вернувшись из своего путешествия и написав «Письма русского путешественника», которые вышли в 1791 г., Карамзин приступает к изданию «Московского журнала», где в 1792 г. появляется небольшая повесть «Бедная Лиза». Произведение перевернуло всю русскую литературу, определило ее ход на долгие годы. Рассказ в несколько страниц отозвался во множестве классических русских книг, от «Пиковой дамы» до романа Достоевского «Преступление и наказание» (образ Лизаветы Ивановны, сестры старухи-процентщицы).

Карамзин, написав «Бедную Лизу», вошел в историю русской литературы (см. рис. 2).

Рис. 2. Г.Д. Епифанов. Иллюстрации к повести «Бедная Лиза»

Это история о том, как дворянин Эраст обманул бедную крестьянку Лизу. Он обещал на ней жениться и не женился, пытался от нее окупиться. Девушка покончила с собой, а Эраст, сказав, что ушел на войну, связал узы с богатой вдовой.

Таких историй еще не было. Карамзин многое меняет.

В литература XVIII века все герои делятся на хороших и плохих. Карамзин начинает повесть с того, что все неоднозначно.

Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели - куда глаза глядят - по лугам и рощам, по холмам и равнинам.

Николай Карамзин

Мы встречаемся с сердцем рассказчика до того, как увидели героев. Прежде в литературе была привязка персонажей к месту. Если это идиллия, события разворачивались на лоне природы, а если нравоучительная повесть - то в городе. Карамзин с самого начала ставит героев на границу между деревней, где живет Лиза и городом, где живет Эраст. Трагическая встреча города и деревни и есть предмет его повести (см. рис. 3).

Рис. 3. Г.Д. Епифанов. Иллюстрации к повести «Бедная Лиза»

Карамзин вводит то, чего никогда не было русской литературе, - тему денег. В построении сюжета «Бедной Лизы» деньги играют колоссальную роль. Отношения Эраста и Лизы начинаются с того, что дворянин хочет купить у крестьянки цветы не за пять копеек, а за рубль. Герой делает это с чистым сердцем, но он измеряет чувства в деньгах. Далее, когда Эраст бросает Лизу и когда случайно встречает ее в городе, он от нее откупается (см. рис. 4).

Рис. 4. Г.Д. Епифанов. Иллюстрации к повести «Бедная Лиза»

Но ведь и Лиза перед тем, как покончить с собой, оставляет матери 10 империалов. Девушка уже заразилась городской привычкой к пересчету денег.

Финал повести невероятен для той поры. Карамзин говорит о смерти героев. И в русской литературе, и в европейской о смерти любящих героев говорилось неоднократно. Сквозной мотив - влюбленные объединились после смерти, как Тристан и Изольда, Петр и Феврония. Но чтобы самоубийца Лиза и грешник Эраст примирились после смерти - было невероятным. Последняя фраза повести: «Теперь, может быть, они примирились». Уже после финала Карамзин рассказывает о самом себе, о том, что происходит в его сердце.

Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья.

Рассказчик оказывается не менее важным участником литературного действия, чем его герои. Все это было невероятно ново и свежо.

Мы говорили, что древнерусская литература ценила не новизну, а соблюдение правил. Новая литература, одним из проводников которой оказался Карамзин, наоборот, ценит свежесть, взрыв привычного, отказ от прошлого, движение в будущее. И Николаю Михайловичу это удалось.

1. Литературное направление «сентиментализм».
2. Особенности сюжета произведения.
3. Образ главной героини.
4. Образ «злодея» Эраста.

В литературе второй половины XVIII — начала XIX веков было очень популярно литературное направление «сентиментализм». Название возникло от французского слова «sentiment», что в переводе означает «чувство, чувствительность». Сентиментализм призывал обратить внимание на чувства, переживания, эмоции человека, то есть особую важность приобретал внутренний мир. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» — это яркий пример сентиментального произведения. Сюжет повести очень прост. Волею судьбы встречаются избалованный дворянин и молодая наивная крестьянская девушка. Она влюбляется в него и становится жертвой своего чувства.

Образ главной героини Лизы поражает своей чистотой, искренностью. Крестьянская девушка больше похожа на сказочную героиню. В ней нет ничего будничного, повседневного, пошлого. Натура Лизы возвышенна и прекрасна, несмотря на то что жизнь девушки сказочной не назовешь. Лиза рано лишилась отца, живет вместе со старой матерью. Девушке приходится много работать. Но она не ропщет на судьбу. Лиза показана автором как идеал, лишенный каких-либо недостатков. Ей не свойственна тяга к наживе, материальные ценности не имеют для нее какого-то значения. Лиза больше похожа на чувствительную барышню, выросшую в атмосфере праздности, с детства окруженную заботой и вниманием. Подобная тенденция была характерна для сентиментальных произведений. Главная героиня не может восприниматься читателем грубой, приземленной, прагматичной. Она должна быть оторванной от мира пошлости, грязи, лицемерия, должна являть собой образец возвышенности, чистоты, поэтичности.

В повести Карамзина Лиза становится игрушкой в руках своего возлюбленного. Эраст — это типичный молодой повеса, привыкший получать то, что считает нужным. Молодой человек избалован, эгоистичен. Отсутствие нравственного начала приводит к тому, что он не понимает пылкой и страстной натуры Лизы. Чувства Эраста вызывают сомнения. Он привык жить, думая только о себе и своих желаниях. Эрасту не дано было увидеть красоту внутреннего мира девушки, ведь Лиза умна, добра. Но достоинства крестьянки ничего не стоят в глазах пресыщенного дворянина.

Эраст, в отличие от Лизы, никогда не знал лишений. Ему не нужно было заботиться о хлебе насущном, вся жизнь его — это сплошной праздник. И любовь он изначально считает игрой, способной украсить несколько дней жизни. Эраст не может быть верным, его привязанность к Лизе всего лишь иллюзия.

А Лиза глубоко переживает трагедию. Показательно, что когда молодой дворянин соблазнил девушку, грянул гром, сверкнула молния. Знамение природы предвещает беду. И Лиза чувствует, что за совершенное ей придется заплатить самой страшной ценой. Девушка не ошиблась. Прошло совсем немного времени, и Эраст охладел к Лизе. Теперь он забыл о ней. Для девушки это стало страшным ударом.

Повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень любима читателями не только из-за занимательности сюжета, который рассказывал о красивой истории любви. Читатели высоко оценили мастерство писателя, который сумел правдиво и ярко показать внутренний мир влюбленной девушки. Чувства, переживания, эмоции главной героини не могут оставить равнодушным.

Парадоксально, но молодой дворянин Эраст не воспринимается в полной мере как отрицательный герой. После самоубийства Лизы Эраст раздавлен горем, считает себя убийцей и тоскует по ней всю свою жизнь. Эраст не стал несчастным, за свой поступок он понес суровое наказание. Писатель относится к своему герою объективно. Он признает, что молодой дворянин обладает добрым сердцем и разумом. Но, увы, это не дает права считать Эраста хорошим человеком. Карамзин говорит: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою». Немудрено, что при подобном отношении к жизни любовь не стала для молодого человека чем-то заслуживающим внимания. Эраст мечтателен. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провожали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Что можно сказать об Эрасте, если проанализировать характеристику Карамзина? Эраст витает в облаках. Вымышленные истории важнее для него, чем настоящая жизнь. Поэтому ему все быстро наскучило, даже любовь столь прекрасной девушки. Ведь реальная жизнь всегда кажется мечтателю менее яркой и интересной, чем жизнь придуманная.

Эраст решает отправиться в военный поход. Он считает, что это событие придаст смысл его жизни, что он почувствует свою значимость. Но, увы, слабохарактерный дворянин во время военного похода только проиграл в карты все свое состояние. Мечты натолкнулись на жестокую действительность. Легкомысленный Эраст не способен на серьезные поступки, развлечения для него важнее всего. Он решает выгодно жениться, чтобы вновь обрести желаемое материальное благополучие. Эраст при этом совсем не думает о чувствах Лизы. Зачем ему бедная крестьянка, если перед ним встал вопрос материальной пользы.

Лиза бросается в пруд, самоубийство становится для нее единственно возможным выходом. Страдания любви настолько измучили девушку, что она не хочет больше жить.

Для нас, современных читателей, повесть Карамзина «Бедная Лиза» кажется похожей на сказку. Ведь в ней нет ничего похожего на реальную жизнь, кроме, пожалуй, чувств главной героини. Но сентиментализм как литературное направление оказался очень важен для русской литературы. Ведь писатели, творящие в русле сентиментализма, показывали тончайшие оттенки человеческих переживаний. И эта тенденция в дальнейшем получила свое развитие. На основе сентиментальных произведений появились другие, более реалистичные и правдоподобные.

Сентиментализм в повести Карамзина Н.М. «Бедная Лиза».
Трогательная любовь простой крестьянской девушки Лизы и московского дворянина Эраста глубоко потрясла души современников писателя. Всё в этой повести: от сюжета и узнаваемых пейзажных зарисовок Подмосковья до искренних чувств героев – было необычным для читателей конца 18 века.
Впервые повесть была опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Карамзин. Сюжет достаточно прост: после смерти отца юная Лиза вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продаёт ландыши в Москве и там знакомится с молодым дворянином Эрастом. Молодой человек влюбляется в неё и готов даже ради своей любви оставить свет. Влюблённые проводят вместе вечера, пока однажды Эраст не сообщает, что должен вместе с полком выступить в поход и им придётся расстаться. Спустя несколько дней Эраст уезжает. Проходит несколько месяцев. Однажды Лиза случайно видит Эраста в великолепной карете и узнаёт, что он помолвлен. Эраст проиграл в карты своё имение и, чтобы поправить пошатнувшееся материальное положение, женится по расчёту на богатой вдове. В отчаянии Лиза бросается в пруд.

Художественное своеобразие.

Сюжет повести Карамзин позаимствовал из европейской любовной литературы. Все события были перенесены на «русскую» почву. Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает Симонов и Данилов монастыри, Воробьёвы горы, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы и читателей того времени это было новаторством. Привыкнув к счастливым развязкам в старых романах, они встретились в произведении Карамзина с правдой жизни. Главная цель писателя – добиться сострадания – была достигнута. Русская публика читала, сострадала, сочувствовала. Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы. Пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда.
Недостатки сентиментализма.
Правдоподобие в повести только кажущееся. Мир героев, который изображает автор, идилличен, придуман. Крестьянка Лиза и её мать обладают утончёнными чувствами, их речь грамотна, литературна и ничем не отличается от речи Эраста, который был дворянином. Жизнь бедных поселян напоминает пастораль: «Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рождён был простым крестьянином, пастухом, - и если бы он теперь мимо меня гнал стадо своё: ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: „Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо своё? И здесь растет зелёная трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей“. Он взглянул бы на меня с видом ласковым - взял бы, может быть, руку мою… Мечта!» Пастух, играя на свирели, прошел мимо и с пёстрым стадом своим скрылся за ближним холмом». Подобные описания и рассуждения далеки от реализма.
Повесть стала образцом русской сентиментальной литературы. В противовес классицизму с его культом разума Карамзин утверждал культ чувств, чувствительности, сострадания: герои важны своей способностью любить, чувствовать, переживать. Кроме того, в отличие от произведений классицизма, «Бедная Лиза» лишена морали, дидактизма, назидательности: автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям.
Повесть отличает и «гладкий» язык: Карамзин отказался от высокопарности, что сделало произведение лёгким для чтения.