«Символический смысл «пожара» в одноименной повести Распутина. Все школьные сочинения по литературе

Сочинение

Повесть «Пожар» опубликована в 1985 году. В этой повести автор как бы продолжает рассмотрение жизни переселившихся после затопления острова людей из повести «Прощание с Матерой». Людей переселяли в поселок городского типа (Сосновка). Главный герой повести Иван Петрович Егоров чувствует себя истощенным нравственно и физически: «как в могиле».

Ситуация с пожаром в повести позволяет автору исследовать настоящее и прошлое. Горят склады, товары, которых люди не видели на прилавках (колбасы, японские тряпки, красная рыба, мотоцикл «Урал», сахар, мука). Часть народа, пользуясь неразберихой, растаскивает, что может. В повести пожар является символом катастрофы для социальной атмосферы в Сосновке. Распутин пытается объяснить это ретроспективным анализом. В Сосновке земледельческими работами не занимаются, заготавливают лес, причем не обеспечивая его воспроизводство. Леса надолго не хватит. Поэтому и за поселком не следят. Он «неуютный и неопрятный», грязь намешивалась техникой «до черно-сметанной пены». Повесть вскрывает перерождение психологии земледельца, хлебороба в психологию уничтожающего природу иждивенца.

«Лучше б мы другой план завели — не на одни только кубометры, а на души! Чтоб учитывалось, сколько душ потеряно, к черту, дьяволу перешло, и сколько осталось!» — горячится в споре Иван Петрович.

Читатель ощущает острое беспокойство от картины безжалостного покорения природы. Большой объем работ требует большого количества рабочих рук, часто каких попало. Писатель описывает пласт «лишних», равнодушных ко всему людей, от которых в жизни разлад.

К ним добавились «архаровцы» (бригада оргнабора), которые нагло давили на всех. И местные жители растерялись перед этой злой силой. Автор через размышления Ивана Петровича разъясняет ситуацию: «…люди разбрелись всяк по себе еще раньше…»

Социальные слои в Сосновке перемешались. Происходит распад «общего и слаженного существования». За двадцать лет жизни в новом поселке изменилась нравственность. Что «было не положено, не принято, стало положено и принято.

В Сосновке даже палисадников у домов нет, потому что все равно это временное жилье. Иван Петрович остался верен прежним принципам, нормам добра и зла. Он честно работает, пе реживает за упадок нравов. И оказывается в положении инородного тела. Попытки Ивана Петровича помешать шайке Девятого вершить власть кончаются местью шайки. То проколют шины у его автомобиля, то насыплют песок в карбюратор, то изрубят тормозные шланги к прицепу, то выбьют стойку из-под балки, которая чуть не убьет Ивана Петровича.

Приходится Ивану Петровичу собираться с женой Аленой уезжать на Дальний Восток к одному из сыновей. Укоризненно спрашивает его Афоня Бронников: «Ты уедешь, я уеду — кто останется?.. Эх! Неужто так и бросим?! Обчистим до ниточки и бросим! И нате — берите, кому не лень!» Так и не сможет уехать Иван Петрович.

В повести много положительных персонажей: жена Ивана Петровича Алена, старый дядя Миша Хампо, Афоня Бронников, начальник участка леспромхоза Борис Тимофеевич Водников. Символичны описания природы. В начале повести (март) она вялая, оцепенелая. В конце — момент затишья, перед расцветом. Шагающего по весенней земле Ивана Петровича «будто вынесло наконец на верную дорогу».

Другие сочинения по этому произведению

«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар») Зачем живет человек? (По повести В. Г. Распутина «Пожар») Нравственная проблематика современной прозы Повесть «Пожар» Драма народной жизни в повести «Прощание с Матерой» и «Пожар» Жанровое своеобразие повести "Пожар" Распутина В.Г.

Сюжет повести строится вокруг пожара, произошедшего на складе в посёлке Сосновка. Чрезвычайное происшествие раскрывает характер каждого местного жителя, заставляет показать, кто и на что способен в экстремальной ситуации.

Главный герой повести – Иван Петрович Егоров. Его фамилия происходит от названия деревни Егоровка, в которой он родился. В военные годы Иван Петрович был танкистом и мечтал вернуться домой. Однако и после войны его ждало расставание с родной деревней. Населённый пункт подлежал затоплению.

Егоров был вынужден переехать в новый посёлок Сосновка, который и стала местом действия повести. Несмотря на то, что на новом месте Ивану Петровичу не нравится, переезжать в город он не намерен. Так поступил его брат Гошка, который впоследствии спился. В моральном падении брата Егоров винит именно жизнь в городе.

Главный герой замечает, что мир вокруг значительно изменился. Когда-то Сосновка была вполне пригодным для жизни населённым пунктом. Местные жители помогали друг другу. Люди работали не для собственной наживы, а ради коллективного блага. Однако с появлением «лёгких» сельчан, архаровцев, всё изменилось. Новые жители не нуждались в хозяйстве. Они зарабатывали деньги только на еду и алкоголь. В Сосновке растёт преступность, провоцируемая пьяными дебоширами.

Сложившаяся ситуация огорчает Ивана Петровича. Главный герой продолжает жить в мире социалистических ценностей. Он привык к тому, что авторитет этих ценностей непререкаем. Никаких других идеалов и быть не может. Тем не менее, находятся люди, которые доказывают, что несокрушимые жизненные принципы тоже можно сокрушить. Доживать Ивану Петровичу придётся совсем в другом мире, где уже никто не верит в торжество всеобщего счастья. Главный герой с ужасом наблюдает за тем, что во время пожара каждый житель деревни стремится к тому, чтобы украсть вещи из горящего склада. Каждый пытается воспользоваться трагедией. Наибольшее усердие проявляют при спасении водки, которую немедленно распивают.

Иван Петрович презирает разрушение в любой форме. Он отрицательно относится к вырубке леса, считая такую работу бездушной. Всякое уничтожение Егоров воспринимает, как покушение на единственно правильную для него систему ценностей.

Другие персонажи

Алёна – жена главного героя. Автор идеализирует отношения супругов. Егоровы счастливы в браке уже более тридцати лет. За эти годы они воспитали троих детей, которые уже давно живу отдельно от родителей. Алёна становится частью самого Ивана Петровича. Она полностью разделяет его идеалы и мечты.

Афоня Бронников – земляк главного героя, также переехавший когда-то в Сосновку из Егоровки. Афоня тоже является приверженцем старых идеалов. Однако Бронникова «разложение» общества беспокоит значительно меньше, чем Егорова. Афоня считает, что каждый отвечает за себя. Сам он живёт честно, работает и никого не обманывает. Этого вполне достаточно для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Невозможно требовать от других уважения к своим ценностям, не стоит «загонять палкой в свою отару». Единственный способ повлиять на поведение окружающих – показать личный пример. Автор не соглашается со своим героем. Устами Егорова он говорит о том, что подавать пример слишком поздно.

Одним из хранителей прежних обычаев в повести выступает дядя Миша Хампо. Этого жителя Сосновки все любят и уважают. Хампо парализован с детских лет. Однако, несмотря на серьёзные нарушения речи и неработоспособную руку, дядя Миша был женат и много трудился. В труд Хампо автор вложил символический смысл: герой работал сторожем за скромную плату, являясь тем самым хранителем традиций. Хампо вынужден приспосабливаться к новой реальности. Он не борется с ней, не пытается её переделывать, никому не навязывает уходящие идеалы. Недееспособность дяди Миши указывает на то, что прежние ценности уже успели потерять свою силу. Смерть Хампо была случайной и негероической. Он не погиб, спасая кого-то или что-то на пожаре. Его просто убили пьяные архаровцы.

Главная идея

Несмотря на то, что люди, подобные Егорову, верят в существование абсолютных идеалов, единых для всего человечества, ценностей, общих для всех, не существует. Ценности могут быть присущи только определённой группе лиц на ограниченный период времени. В этом приходится убеждаться и персонажам, и самому автору повести.

Анализ произведения

В 1985 году написал свою повесть Валентин Распутин. «Пожар» (краткое содержание повести только резюмирует общую идею произведения, до конца не раскрывая его сути), «Прощание с матёрой» и некоторые другие повести писателя посвящены борьбе двух миров – нового и уходящего. «Прощание с Матёрой» – это противостояние между маленькой, наполненной традициями и приданиями, вселенной старшего, дореволюционного поколения и новой атеистической реальностью молодого поколения. В повести «Пожар» друг другу противопоставлены две системы ценностей.

Описанные в произведении населённые пункты и сам пожар несут символический смысл, став миниатюрой целой страны и происходящих в ней событий. Егоровка – это мир, в котором родились и были воспитаны некоторые жители Сосновки. Здесь выросли Иван Петрович и Афоня – честные труженики, привыкшие работать на «голом энтузиазме», не желающие ничего для себя. Эти люди привыкли делиться последним. Им чужды эгоизм и жажда наживы. Как и в некоторых других своих произведения, автор противопоставляет жизнь в деревне жизни в городе. Иван Петрович уверен, только в деревне человек способен сохранить нравственную чистоту и духовные ценности, привитые в детстве. Город портит даже очень хороших людей. В огромном населённом пункте, где люди не знают другу друга, можно, почувствовав свободу, забыть те правила и традиции, несоблюдение которых так заметно в деревне.

Предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием повести , изображающей историю о вынужденном переселении из деревни, которая должна быть затоплена из-за строительства дамбы.

В повести показано отношение старых людей к смерти, как к естественному и ожидаемому событию, завершающему этапу земного пути и переходу в вечность.

Егоровка была уничтожена. Жители разъехались. Иван Петрович и некоторые его земляки переехали в Сосновку, которая некоторое время напоминает затопленный населённый пункт. Однако очень скоро, после приезда носителей иной системы ценностей, которые Иван Петрович считает антиценностями, посёлок начинает перерождаться. Архаровцы устанавливают свои собственные порядки. Их пример становится более заразительным, чем пример Егорова. Работать ради лучшей жизни для следующих поколений – слишком абстрактное счастье. Жители Сосновки быстро переходят на новую систему идеалов.

Пожар символизирует окончательный переход на новую ступень развития. Распутин приписывает ему антропоморфные качества: огонь с жадностью набрасывается на вещи, ненасытно пожирая их одну за другой. Чрезвычайное происшествие как будто подталкивает людей к преступной деятельности. Огонь согласен списать воровство. Немногочисленные борцы за социалистические ценности продолжают сопротивляться новому. Ни автор, ни его герои не подозревают о том, что всего через несколько лет в стране разразится ещё больший пожар. Он заставит сделать окончательный выбор: признать новые идеалы и жить дальше, или отстаивать старые принципы и погибнуть.

4.7 (93.33%) 3 votes


Вид урока: урок художественного восприятия.

Форма урока: урок-беседа.

Методы обучения:

  • словесные (эвристическая беседа),
  • наглядные (презентация),
  • проблемный.

Оборудование:

  • Компьютер (или мультимедийный проектор),
  • Толковый словарь русского языка (С. И. Ожегов) – 2 экземпляра, карточки с толкованием понятий БЕЗДУХОВНЫЙ и БЕЗДУШНЫЙ .

Цели урока:

  1. На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности.
  2. Разграничить понятия бездушный и бездуховный .
  3. Анализ отдельных эпизодов повести “Пожар”.
  4. Практика работы со словарными статьями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (положительные установки, настрой на урок).

2. Актуализация новой темы.

Слово учителя:

Сегодня на уроке мы познакомимся с повестью Валентина Распутина “Пожар”. В ходе работы постараемся понять идейный смысл произведения, уяснить авторскую позицию и составить собственное отношение к поставленной автором проблеме.

В качества эпиграфа к нашему уроку сегодня я выбрала слова самого автора повести “Пожар” Валентина Распутина.

(эпиграф появляется на слайде)

Бездуховный человек способен и жизнь пройти, не ведая о своей беде, но насколько же беднее, убоже, рыскательней, а не искательней, будет его существование. Бездушный человек, тот и вовсе опасен для окружающих. (В. Распутин)

Перепишите эпиграф в тетради, оставив место для темы урока, и ответьте на следующий вопрос.

Как вы думаете, являются ли синонимичными понятия БЕЗДУШНЫЙ и БЕЗДУХОВНЫЙ ?

(Могут быть различные варианты ответов.)

Слово учителя:

Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо дать толкование понятиям.

Скажите, где можно найти определение данных слов?

(В толковом словаре.)

Давайте обратимся за разъяснением к Толковому словарю русского языка под редакцией С. И. Ожегова.

Задание 2-м ученикам:

Найдите в словаре толкование понятий БЕЗДУШНЫЙ и БЕЗДУХОВНЫЙ.

Задание классу:

Возьмите карточки с распечаткой словарных статей, найдите искомые понятия.

Итак, давайте посмотрим, какое толкование дает Толковый словарь Ожегова.

Бездуховный – лишенный интеллектуального, духовного содержания.

Бездушный –

1. Без сочувственного, живого отношения к кому-чему-либо, равнодушный к людям, бессердечный.

2. Лишенный живого чувства, яркости, остроты.

Как вы думаете, почему для Распутина бездушность опаснее бездуховности ?

(Бездуховный приносит вред себе, а бездушный – окружающим.)

Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?

На этот вопрос мы с вами постараемся ответить с вами, анализируя повесть В. Распутина “Пожар”.

Этот вопрос будет проблемным вопросом нашего урока.

Вопрос открывается на доске.

Запишите тему урока:

Тема человеческой души в повести В. Распутина “Пожар”.

3. Основная часть.

I. Современная литература.

Слово учителя:

Повесть Валентина Распутина “Пожар” была написана в 1985 году. В это время советских авторов наиболее интересовал духовный кризис современной России. Писатели уже в то время ощущали трагическую атмосферу бездуховности в обществе. Перед ними стояли извечные российские вопросы:

  • Что с нами происходит? (Поставил Шукшин.)
  • Что делать?
  • Кто виноват?

Если на первый и второй вопросы писатели пытались дать ответы, то на третий ответа серьезного нет.

Отвечая на первый вопрос, авторы показывали негативные примеры из жизни, состояние современного для них советского общества. Размышления над этим вопросом, то есть прямые размышления автора или его героя о злободневных проблемах жизни, придают произведениям публицистическую окраску. Зачастую автор напрямую беседовал с читателем.

Также в современной литературе часто соседствуют образы-картины и прямые размышления, что не очень хорошо. Заметна тревожная, порой трагическая атмосфера, тональность безысходности, в которой живут и которую ощущают герои.

Все это прослеживается и в повести “Пожар”.

II. Работа с текстом.

Обратим внимание на название повести.

Что такое пожар?

(Уничтожение, превращение в пепел.)

Да, действительно, сюжет повести завязан на пожаре, который уничтожал, превращал в пепел орсовские склады поселка Сосновки.

Давайте зачитаем этот эпизод. (Либо текст, либо карточки с текстом) .

“Загорелось, по всему судя, с угла или где-то возле угла, от которого склады расходились на стороны: продовольственные – в длинный конец и промышленные – в короткий. И те и другие стояли каждая сторона под одной собственной связью. И построение было так, и занялось в таком месте, чтобы, загоревшись, сгореть без остатка. Что до постройки, до того, чтоб с самого начала подумать о возможности огня, - русский человек и всегда-то умен был задним умом, и всегда-то устраивался он так, чтоб удобно было жить и пользоваться, а не как способней и легче уберечься и спастись. А тут. Когда ставился поселок наскоро, и тем более много не размышляли: спасаясь от воды, кто думает об огне? Но что касается угла, где загорелось, здесь кто-то или, уж верно, злой случай, если не кто-то, умен был умом далеко не задним”.

Что стало причиной пожара?

(Безответственность, бесхозяйственность.)

Но на пожаре горят не только склады, горят человеческие души.

Люди теряют человеческий облик, а главное, что эти люди – деревенские жители, люди земли.

Главный герой Иван Петрович Егоров был родом из деревни Егоровки (обращается внимание учащихся на то, что в основе названия деревни лежит имя). Оттуда уходил на фронт, там женился и растил троих детей. Их село затопили, а жителей переселили в Сосновку (обращается внимание учащихся на то, что в основе названия деревни лежит сырье).

“Неуютный и неопрятный, и не городского и не деревенского, а бивуачного типа был этот поселок, словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду и отдохнуть, да так и застряли. Но застряли в ожидании – когда же последует команда двигаться дальше, и потому – не пуская глубоко корни, не охорашиваясь и не обустраиваясь с прицелом на детей и внуков, а лишь бы лето перелетовать, а потом и зиму перезимовать. Дети между тем рождались, вырастали и сами к этой поре заводили детей, рядом с жилым становищем разрослось и другое, в которое откочевали навеки, а это – все как остановка, все как временное пристанище, откуда не сегодня завтра сниматься. И, слыша по ночам работу электростанции, круглосуточно постукивающей машины, чудилось Ивану Петровичу, что это поселок, не глуша мотора, держит себя в постоянной готовности”.

Почему герой чувствовал себя в новой деревне неуютно? Найдите ключевые слова.

(Неуютный, неприятный, кочевники, временность, ожидание и т. д.)

Теперь у героя не было дома, места на земле, а лишь временное жилье. Жители Сосновки чувствуют себя гостями, у них чемоданное настроение. Изменилась и психология: землю не обихаживают, не берегут. Появилось отчуждение между людьми.

Поселок разорен, улицы разбиты, тайгу изуродовали: подлесок уничтожен техникой (нет будущего ). Уничтожают люди и сами себя:

“…недавно директор школы Юрий Андреевич… взялся подсчитать, сколько в шести деревнях, слившихся в Сосновку, погибло народу за войну и сколько его сгинуло не своей смертью за последние четыре года. Не своей смертью – это значит пьяная стрельба, поножовщина, утонувшие и замерзшие, задавленные на лесосеках по своему ли, по чужому ли недогляду. И разница вышла небольшая. Иван Петрович ахнул, когда услышал: вот те и мирное время!”

Живут в поселке и архаровцы Давайте посмотрим, какое толкование этому слову дает Толковый словарь Ожегова.

Зачитывают учащиеся, работающие со словарем:

Архаровец – буян, головорез.

Они “явились сразу как организованная в одно сила со своими законами и старшинством”.

Как вы думаете, почему архаровцы прижились в Сосновке, почему имели такую власть?

(Люди давно уже разбрелись каждый по себе. Никто не хочет видеть и понимать, что делается вокруг.)

Люди становятся бездушными или бездуховными?

(Бездушными.)

На пожаре люди не столько спасают все, сколько воруют. Совестливых героев, таких как Егоров, осталось всего несколько человек. Автор дает понять, что только они могут спасти жизнь

Распутин выводит свою формулу жизни.

(Человеческая жизнь строится на доме и семье, работе, людях, земле.)

И если рухнет хоть одно из этих бревен, развалится вся жизнь.

Почему односельчане Егорова (то есть Россия 70-х годов, жизнь в Сосновке – это метафора.) теряют свою душу?

(Нет чувства дома, бесприютность; оторвали от земли.)

Но в современной человеческой жизни добро и зло перемешались. “Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло – в силу”. В новом мире хороший человек – это не душевный , то есть тот, кто “способен чувствовать, как свое собственное, чужое страдание”, а тот, “кто не делает зла…и ничему не мешает ”.

Главный герой принимает решение уехать. Как вы думаете, почему?

(Не может смириться с бездушием.)

Финал у повести открытый. Пожар потушили. Егоров хочет навсегда уехать. Разговорился с приятелем, а тот спрашивает: “На кого ты оставишь все это?” и герой отвечает, что, может, он и останется.

Но он уходит из Сосновки по лесной дороге. Идет человек, потерявший свой дом. Все перемешалось: добро и зло. Кажется, что он сейчас повернет и исчезнет навсегда.

И неизвестно, вернется ли он в поселок.

Скорее всего нет.

Как вы думаете, какую идею хотел донести до читателя автор?

(Человек не может жить в мире, где властвуют бездуховность и бездушность.)

4. Выводы.

Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу.

Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?

(Люди теряют свой дом, свою землю, следовательно, теряют человеческую жизнь, а с ней и душу)

Сегодня на уроке мы затронули с вами одну из самых важных и самых трудных тем современной литературы – тему человеческой души. Валентин Распутин дает нам свой рецепт от бездушия.

Со времени создания повести прошло более тридцати лет, актуальна ли сегодня тема бездушия?

(Различные варианты ответов.)

5. Домашнее задание.

Напишите небольшое эссе на тему “Бездушие сегодня: актуальность темы”.

Своеобразным продолжением «Прощания с Матёрой» стала повесть Распутина «Пожар» (1985). В 1977 году в беседе с корреспондентом «Литературной газеты» писатель говорил: «Я не мог не написать “Матёру”, как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле для меня рубеж в писательской работе. На Матёру уже вернуться нельзя - остров затопило. Очевидно, придётся вместе с жителями деревни, которые мне дороги, перебираться в новый посёлок и посмотреть, что станет с ними там». Посёлок Сосновка из «Пожара» и стал тем новым местом, где поселились жители затопленной деревни.

Пожар, во время которого горят склады, где хранятся продуктовые и промышленные товары, - сюжетный приём, усиливающий драматизм повествования и одновременно метафорический образ. Издревле силе огня противостояли сообща, всем миром. В свете огня от пожара в Сосновке мы обнаруживаем прямо противоположное: «архаровцы», как называет людей без совести Распутин, объединяются, но не затем, чтобы пожар потушить и хлеб с продуктами спасти, а чтобы добро растащить, и в первую очередь - водку и вещи.

Листвень в повести «Прощание с Матёрой», которым, по народному преданию, «крепится остров к речному дну, одной общей земле», вырубающиеся леса в «Пожаре» - явления, имеющие помимо прямого ещё и переносное значение. «Архаровцы» из Сосновки - это люди без корней, о таких в народе говорят «перекати-поле». Противопоставленный «архаровцам» герой «Пожара» - Иван Петрович Егоров, размышляя о жизни, приходит к заключению: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом». «Архаровцы» же лишены «подпорок».

Огонь - образ амбивалентный, одновременно с разрушением он таит в себе силу очищения. Пожар помог Ивану Петровичу преодолеть в себе «страшное разорение», осознать, что нельзя отдать родную землю во власть «архаровцев». Мы не знаем, как будут развиваться события в Сосновке, не знает этого и автор. Картина оживающей по весне природы, противопоставленная разрушительной силе «архаровцев», - это, с одной стороны, метафора неиссякаемой силы жизни, которую вновь ощущает в себе Егоров, а с другой - символ веры самого писателя в гармонию мироздания, разрушить которую человеку всё-таки не по силам.

Опубликованная в начале перестройки, повесть «Пожар» была прочитана как образ-символ Советской России, духовный кризис которой дошёл до предела. В этом контексте метафора «обновления» жизни истолковывается как призыв к общественным переменам в стране непостроенного коммунизма. Между тем последние рассказы Распутина пронизаны пафосом несогласия с идеологией уже нового, «постперестроечного», «посткоммунистического» времени. В их свете повесть «Пожар» - это образ-символ России, идущей и сегодня по пути разобщения «человеческого единства».

Сочинение

Повесть «Пожар» опубликована в 1985 году. В этой повести автор как бы продолжает рассмотрение жизни переселившихся после затопления острова людей из повести «Прощание с Матерой». Людей переселяли в поселок городского типа (Сосновка). Главный герой повести Иван Петрович Егоров чувствует себя истощенным нравственно и физически: «как в могиле».

Ситуация с пожаром в повести позволяет автору исследовать настоящее и прошлое. Горят склады, товары, которых люди не видели на прилавках (колбасы, японские тряпки, красная рыба, мотоцикл «Урал», сахар, мука). Часть народа, пользуясь неразберихой, растаскивает, что может. В повести пожар является символом катастрофы для социальной атмосферы в Сосновке. Распутин пытается объяснить это ретроспективным анализом. В Сосновке земледельческими работами не занимаются, заготавливают лес, причем не обеспечивая его воспроизводство. Леса надолго не хватит. Поэтому и за поселком не следят. Он «неуютный и неопрятный», грязь намешивалась техникой «до черно-сметанной пены». Повесть вскрывает перерождение психологии земледельца, хлебороба в психологию уничтожающего природу иждивенца.

«Лучше б мы другой план завели - не на одни только кубометры, а на души! Чтоб учитывалось, сколько душ потеряно, к черту, дьяволу перешло, и сколько осталось!» - горячится в споре Иван Петрович.

Читатель ощущает острое беспокойство от картины безжа-. лостного покорения природы. Большой объем работ требует большого количества рабочих рук, часто каких попало. Писатель описывает пласт «лишних», равнодушных ко всему людей, от которых в жизни разлад.

К ним добавились «архаровцы» (бригада оргнабора), которые нагло давили на всех. И местные жители растерялись перед этой злой силой. Автор через размышления Ивана Петровича разъясняет ситуацию: «… люди разбрелись всяк по себе еще раньше…»

Социальные слои в Сосновке перемешались. Происходит распад «общего и слаженного существования». За двадцать лет жизни в новом поселке изменилась нравственность. Что «было не положено, не принято, стало положено и принято.

В Сосновке даже палисадников у домов нет, потому что все равно это временное жилье. Иван Петрович остался верен прежним принципам, нормам добра и зла. Он честно работает, пе реживает за упадок нравов. И оказывается в положении инородного тела. Попытки Ивана Петровича помешать шайке Девятого вершить власть кончаются местью шайки. То проколют шины у его автомобиля, то насыплют песок в карбюратор, то изрубят тормозные шланги к прицепу, то выбьют стойку из-под балки, которая чуть не убьет Ивана Петровича.

Приходится Ивану Петровичу собираться с женой Аленой уезжать на Дальний Восток к одному из сыновей. Укоризненно спрашивает его Афоня Бронников: «Ты уедешь, я уеду - кто останется?.. Эх! Неужто так и бросим?! Обчистим до ниточки и бросим! И нате - берите, кому не лень!» Так и не сможет уехать Иван Петрович.

В повести много положительных персонажей: жена Ивана Петровича Алена, старый дядя Миша Хампо, Афоня Бронников, начальник участка леспромхоза Борис Тимофеевич Водников. Символичны описания природы. В начале повести (март) она вялая, оцепенелая. В конце - момент затишья, перед расцветом. Шагающего по весенней земле Ивана Петровича «будто вынесло наконец на верную дорогу».

В повести все происходящее освещено с точки зрения главного героя Ивана Петровича Егорова. Символический смысл предан пожару, случившемуся в леспромхозовском хозяйстве: огонь довершает и высвечивает плачевное состояние поселка. Повесть отмечена взаимным проникновением различных начал. Описаны трагические страницы жизни поселка: сгорели склады. Спасшие поселок от огня окровавлены и изранены.

«Горечь, боль, угар» - в каждой детали картины, оставшейся после страшной ночи. Но утром встает солнце, принося с собой яркий спасительный свет: «Весна отыскала и эту землю - и просыпалась земля… Разогреется солнышко - и опять, как каждую весну, вынесет она все свое хозяйство в зелени и цвету, представит для уговорных трудов. И не вспомнит, что не держит того уговора человек. Никакая земля не бывает безродной».

Сколько горечи в этих словах, сколько любви автора к природе и родной земле прослеживается в них!

Любви и обиды за нее, страдающую от человеческого хищнического безрассудства, и за людей, не понимающих, что, уничтожая природу, они губят сами себя, губят и духовно, и физически. «Весна собирает уцелевшее и неотмершее в одну жилу», а люди не заботятся о сохранении этого богатства. Очевиден выход автора к экологическим проблемам, но они не главные в повести.

Герой повести - скромный сельский житель, не обладающий выдающимися способностями. Он не находит магических средств воздействия на окружающих. Но мудрость его «и долгих, и мучительных раздумий», цельность и искренность чувств создают ясное представление о подлинной содержательной жизни.

На своем опыте Егоров понимает, что четыре силы помогают человеку: «дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».

Одним из страшных итогов этой повести является горькое раздумье писателя над тем, что люди низкие и подлые организуются легче, быстрее и надежнее, нежели люди настоящие. Благодаря этой организации низкие люди начинают диктовать условия жизни людям порядочным.

В известной степени итоговым произведением Распутина явилась повесть «Прощание с Матерой». В ней автор обратился к трагической теме разорения людьми собственной земли, родины, под предлогом великого преобразования. Распутин отнюдь не протестует против возведения великих гидростанций, но когда преобразования природы осуществляются в ущерб и за счет духовных богатств народа, неотвратимо возникает конфликт. Позиция Распутина предполагает необходимость создания новых национальных богатств при обязательном сохранении уже накопленного. Нация должна приобретать, а не заменять проверенные ценности чем-то новым, потому что неизвестно, будет ли это новое лучше старого. Великие стройки ценой великих разрушений не могут считаться состоятельными.

Матерую можно сравнить с легендарной Атлантидой, ушедшей на дно моря, только море это является рукотворным. Вместе с Матерой под воду уходит святость патриархальных отношений, национальных традиций. Мир на острове гармоничен, люди являются его частью, они не обособлены от природы и земли. Остров является как бы святым местом среди агрессивного окружающего мира. На нем остался жить царственный листвень, где обитают старухи-праведницы.

По ночам остров обходит «хозяин» - добрый дух леса. Это вымышленное существо переживает вместе с Матерой тревожные минуты, он уже знает, что произойдет, но ничего не может изменить.

Все герои повести, прежде всего Дарья, живут в ожидании конца. Это время тревог, время прощания, начертания пророческих заветов. Автор раскрывает глубину чувств героев, их искреннюю любовь к тому месту, где они выросли. Особенно ярко это проявляется у людей старшего поколения. Молодежь же рада перебраться на «большую землю». Это тоже свидетельствует о разрушении нравственных устоев, об отдалении человека не только от того места, где он родился и вырос, но и от природы в целом. А в это время старики ездят прощаться со своей землей и не могут сдержать горючих слез. Им страшно перебираться на новое место, где другая земля, другие законы, другая жизнь.

А Матерая, со своей гармоничностью, добротой и любовью, со своей непохожестью на все окружающее, навсегда скрывается под речными водами, чтобы уже никогда не вернуться. Под волнами скрывается островок «обетованной» жизни. Так и людская чистота душевная гибнет в руках неумелого «мастера».