Русская литература во 2 половине 19 века. Литература в России во второй половине XIX века

1.Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление.

А)А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой

В)И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов

Г)Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев

2.В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?

А)Н.А.Некрасов В)А.А.Фет

Б)Ф.И.Тютчев Г)А.К.Толстой

А)А.Н.Островский «Гроза» В)Л.Н.Толстой «Живой труп»

Б)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Г)Н.С.Лесков «Леди Макбет…»

4.Какой художественный прием использовал автор в данном отрывке: «Блажен незлобивый поэт,//В ком мало желчи, много чувства://Ему так искренен привет//Друзей спокойного искусства..»

А)аллегория В)антитеза

Б)метафора Г)гипербола

5.Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)гордость и самолюбие В)естественность и нравственность

Б)благородство и доброта Г)щедрость и мужество

6.Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?

А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Ф.М.Достоевский

Б)А.И.Герцен Г) Н.А.Некрасов

7.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?

А)тип «маленького человека» В)самодур

Б)тип «лишнего человека» Г)романтический герой

А) И.А.Гончаров В) М.Е.Салтыков-Щедрин

Б) Н.А.Некрасов Г)А.П.Чехов

9.Укажите, какую позицию занимает в романе –эпопее «Война и мир» автор.

А)участник происходящих событий

Б)человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события

В)бесстрастный наблюдатель

Г)повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе

10.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

А)Преображенский В)Измайловский

Б)Павлоградский Г)Семеновский

11.Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 в.?

А)лирика В)эпос

Б)драма Г)лиро-эпика

12.Укажите, кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба».

А)И.А.Гончаров В)Л.Н.Толстой

Б)А.П.Чехов Г)Ф.М.Достоевский

13. В произведении какого писателя впервые показан тип «маленького человека»?

А)Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина

Б)Акакий Акакиевич в «Шинели» Н.В.Гоголя

В)Максим Максимыч в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова

Г)капитан Тушин в «Войне и мир» Л.Н.Толстого

14.Агафья Пшеницына – это героиня:

А)романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Б)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Г

В)романа И.А.Гончарова «Обломов»

Г)романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

А)А.С.Пушкин В)Ф.И.Тютчев

Б)Н.А.Некрасов Г)А.А.Фет

16.Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?

А)Соня Мармеладова В)Р.Раскольников

Б)Петр Лужин Г)Лебезятников

17. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас – и все былое…»

А)Н.А.Некрасов В)Ф.И.Тютчев

Б)А.С.Пушкин Г)А.А.Фет

18.Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

А)Савелий В)Матрена Корчагина

Б)Григорий Добросклонов Г)Ермил Гирин

19.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А.П.Чехова.

А)география В)словесность

Б)греческий язык Г)закон Божий

20.В романе «Война и мир» есть положительные герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Один из них – Кутузов, другой – это

А)Пьер Безухов В)Андрей Болконский

Б)Платон Каратаев Г)Василий Денисов

21.Какие просчеты совершил Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») во время убийства старухи?

А)забыл закрыть дверь квартиры В)оставил шляпу на месте преступления

Б)забыл взять орудие преступления Г)испачкался в крови

22.Жанровое определение «роман-эпопея» означает:

А)роман об идейно-нравственных исканиях личности, сопряженных с судьбой нации

Б)роман, в котором не один, а несколько центральных героев, а среди других персонажей есть исторические лица

В)роман, посвященный историческому событию, влияющему на судьбу страны

23.Переломный момент в жизни Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») наступает, когда

А)он осознает себя великим грешником и хочет искупить вину страданием

Б)он отказывается от веры и перестает молиться

В)по его вине погибает человек

24.Не имеет отношения к рассказу «Человек в футляре» А.П.Чехова следующий персонаж

А)Гуров В)Коваленко

Б)Буркин Г)Беликов

Во второй половине девятнадцатого века, русская литература и культура переживают расцвет. В общественной жизни страны в этот период происходят важные события: Крымская война, многочисленные крестьянские волнения, отмена крепостного права, становление капитализма. В целом, общественные отношения преодолевают некую планку, определённый уровень, после которого возврат в недалёкое прошлое кажется невозможным. В первую очередь это касается отношений к человеку, его проблемам, без различия категорий и сословий. Начинается процесс формирования «нового человека», его общественного и нравственного самосознания. Не удивительно, что подобные стремления сделали именно реализм, основным направлением в русской литературе к середине 19 столетия, посредством которого развиваются принципы изображения действительности. Его новый этап был тесно связан с попыткой детального проникновения в глубины человеческих чувств и отношений. Авторы демонстрируют желание не только передать свои эмоции через действующих лиц, но и вскрыть основные причины социального зла. Как следствие, авторы всё чаще обращаются в произведениях к народной тематике, образ крестьянина, мужика, становится одним из основных в художественной литературе. Традиции реализма заложенные Лермонтовым, Пушкиным , Гоголем, закрепляются, их произведения во многом становятся эталоном для новых авторов. Изрядное значение и вес приобретают критические отзывы на произведения. Заслугой этому в немалой степени послужила деятельность Чернышевского, в том числе и его диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности". Нельзя не вспомнить, что именно в это время произошло знаменательное событие: в российской империи отменили крепостное право, что конечно нашло отражение и в художественной литературе. Желание дальнейших преобразований на этой почве привели к полемике и появлению двух лагерей: либералов и демократов. Первые предлагали политические и экономические реформы постепенного изменения общественных отношений, вторые настаивали на немедленных, радикальных преобразованиях, как правило, через революционные процессы. К демократическому лагерю принадлежали в числе прочих Добролюбов, Герцен, Некрасов , Чернышевский, а либеральных взглядов придерживались Достоевский, Тургенев, Дружинин, Лесков. Как правило обмен взглядами и идеями осуществлялся через полемику на страницах литературных журналов. Также в литературе идут споры между сторонниками «чистого искусства» и приверженцами «гоголевского» направления, позже - между «почвенниками» и «западниками». Под воздействием идеологии разночинцев развиваются идеи «реальной критики», поднимается проблема положительного героя. Творческие поиски писателей - реалистов приводят к новым художественным открытиям, обогащению жанра романа, усилению психологизма. Во второй половине 19-го века появляется целая плеяда талантливых русских писателей: Ф.М. Достоевский(Бедные люди, Преступление и наказание), И.С. Тургенев(Отцы и дети, Записки охотника), И.А. Гончаров(Обыкновенная история, Обломов, Обрыв), А.Н. Островский (Гроза, Не всё коту масленица, Бесприданница, Свои люди - сочтёмся), Н.А. Некрасов(Княгиня Волконская, Кому на Руси жить хорошо),М.Е. Салтыков - Щедрин(История одного города, Господа Головлёвы, Пошехонская старина), Л.Н. Толстой(Война и мир), А.П. Чехов(Роман доктора, Роман репортёра, Палата №6, Смерть чиновника, Тоска, Ванька, Вишнёвый сад).

Литература 2 половины 19 века делится на 3 периода:

  1. Литература до 60-х (1852-66/7)
  2. 1868-81 (81 – важная дата, так как умирает Достоевский и погибает Александр 2)
  3. 1881-94

1 период

Начало этого периода ознаменовано следующими событиями. В 1852 году – умирают Гоголь и Жуковский, выходит отдельное Издание «Записок охотника» Тургенева. Кроме того, в 1855 году заканчиваются Крымская компания (неудачно для России) и правление Николая 1. Это поражение – катастрофа в идейном смысле, так как сама компания происходила под флагом превосходства России над Западом (пример из Лескова в «Левше»: пусть у них там на западе все хорошо, зато у нас мироточивые иконы). Вскрылась коррупция и техническая отсталость России. Нужны были реформы. Приходит к власти Александр II. Начинается подготовка реформ. Начало правления Александра II – cамое либеральное время 19 века. В России появилась политика в полном смысле слова.

В начале 60-х годов – реформы:

  • крестьянская
  • земская
  • судебная (гласное судопроизводство. суд присяжных, соревнование). Появляется соревновательное выявление истины. Изображение суда присяжных вБратьях Карамазовых и Воскресение (негативное отношение).
  • военная

Многим реформы казались половинчатыми. В начале 60-х годов активизируется протестное движение, появляются подпольные организации (в т. ч. и Земля и Воля). Правительство отвечало репрессиями. В итоге – 4.04.66 – покушение Каракозова на Александра 2. Начало реакции. Закрытие многих лит. журналов (Современник, Русское слово). 68 – выход Преступления и наказания. В русской литературе начинаются большие романы. Конец данной эпохи.

Культурные черты, которые сформировались в это время.

Это время вопросов. Всё было поставлено под сомнение и обсуждалось, от крестьянского вопроса до женской эмансипации. Появляется фигура публициста, который на всё может дать ответ (Чернышевский, Лесков). Появляется политика (в 50-е) и исчезает (60-е).

Ещё один новый персонаж – разночинец. Начинает играть важное значение в литературе и общественной жизни. Происходит разрыв между культурной элитой и властью. В 50-е годы правительство пыталось её преодолеть. Например, великий князь Константин организовывал экспедиции по разным губерниям, чтобы вербовать матросов. Там были задействованы Островский, Лесков и прочие, но особо ничего не вышло.

Между этими 2 группами – неравномерно распределена власть:

  • физическая, над телом – у бюрократии
  • над умами и душами – у интеллектуальной элиты

Можно заметить, что эта эпоха отличается отсутствием велики гос. деятелей, полководцев (ну, кроме Скобелева). Дело в том, что всякая культура – поле борьбы за престиж. В это время престижнее было стать скорее публицистом и революционером, чем министром.

Русское общество разделилось на левых (радикалы) и правых.

Левые увлекались позитивизмом (Фейербах): отказ от метафизики и трансцендентности, занятие внешним обликом вещей, естественные науки – то, что можно познать. 50-60 – вообще время увлечения естественными науками (вспомним Базарова из «Отцов и Детей»). В 60е был переведен труд Брэма «Жизнь животных», его все читали. Много дилетантства, но это даёт толчок науке: Сеченов, Павлов, Мечников, Ковалевская.

У правых, у умеренных либералов главной наукой была история. Были открыты архивы, стали выходить исторические журналы, пьесы. Много суеты и дилетантизма, но росли исторические школы – Костомаров, Соловьев.

Основным литературным институтом оставался журнал . Важная метаморфоза: разрешение издавать журнал с общественно-политическими новостями. Все журналы этим воспользовались. Литература соседствует с политикой. От нее требовали общественные вопросы и проблемы росс. жизни. Журналы отличаются по политической позиции. Чисто литературная полемика уже не представима. В 1856 в Современнике происходит раскол, так как приходит Чернышевский, приводит Добролюбова и происходит конфликт со старыми сотрудниками (Туринев, Гомаров). Продолжают существовать «Библиотека для чтения» и «Отечественные записки» (Дружинин, Боткин, Тургенев). Ещё 1 старый журнал – «Москвитянин». Был славянофильский. Новая, молодая редакция (Аполлон-Григорьев, Островский). Там формируют доктрину почвенничества. Появляются и новые журналы. Самые важные:

1) «Русский вестник». 56 год, Катков. Сначала либеральный, потом консервативный. Очень долго существовал. Все романы Достоевского, Толстой, Лесков печатались здесь.

2) Русское слово (левый край; Благосветлов Г. Е.). Данный журнал ассоциировался с нигилистами. Здесь сотрудничал Писарев.

3) «Время» и «Эпоха» в начале 60-х (журналы братьев Достоевских)

Всякие славянофилы (Маяк, Дом. беседа, День и т.д.) ??

Литература читалась почти исключительно в журналах.

2 период

Начинается эпоха больших романов (с Преступления и Наказания), со смертью Достоевского эта эпоха заканчивается. Покушение Каракозова, закрытие радикальных левых журналов, начало реакции. 1868 г. очень важен, т.к. это год, когда появляются первые народнические работы и организации. Одно из самых громких событий конца 60-х – нечаевское дело, которое Достоевский довольно достоверно отразил в Бесах. Члены нечаевской группы убили одного из членов организации, кот. решил выйти из неё и, возможно, донести в полицию. Дело имело широкий резонанс. Правительство поступило очень мудро, придав дело огласке. В это же время появляются первые народнические кружки, и уже в 70-е гг. начинается хождение в народ (1874 г.). Это хождение в народ закончилось довольно плачевно: большинство этих людей было арестовано. Власть на всё это реагировала крайне неадекватно: огромные сроки, каторга. Следующая волна называлась «жизнь с народом», но это предприятие закончилось примерно тем же самым. Постепенно причастные к этому народному движению начали испытывать чувство, близкое к отчаянию или даже ожесточению. И вот создаётся вторая «Земля и воля». К 1878 г. раскалывается на 2 организации, различающихся фактически: одна – «Чёрный передел» (именно они исповедовали мирные меры по изменению ситуации), вторая - «Народная воля» склонялась к насильственным действиям. Волна террора, которая захлестнула Россию, началась в 1878 г., когда Вера Засулич стреляла в губернатора Трепова. Её оправдали, и больше судом присяжных революционеров не судили. С одной стороны, это событие показало симпатию общества к террору, с другой – двойственность власти. Следующий террористический акт связан с именем Кравчинского, совершившим покушение на шефа-жандарма (убил его кинжалом, вскочил в пролётку и скрылся). С 1878 г. начинается террористическая борьба. Правительство отвечало тем же, кроме того выпустило обращение к народу с просьбой о противодействии нравственному террору. На стороне террористов было явное моральное преимущество.

История постепенно сменяется историософией. Данилевский «Россия и Европа» - этот трактат во многом предшествует Шпенглеру. В этот же период начинает формироваться то, что из любезности называется русская философия (конец 70-х гг.). 1870-1871 – «Азбука социальных наук» Берви, «положение социальных классов в России». В центре идеи прогресса – труд населения, народ, а плодами этого прогресса пользуется очень узкий круг людей, те же, чьими усилиями это совершается, ничего не получают. Лавров придумал термин «критически мыслящая личность». Так вот эта личность должна осознать ситуацию и ощутить себя в долгу перед народом. Идея общины и вера в то, что русский народ уже имеет такой институт и может прийти к социализму, миную капитализм.

С 1868 г. Некрасов начинает редактировать «Отечественные записки». На протяжении 70-х гг. этот журнал умеренно-народнический. Их союзник и конкурент– журнал «Дело». Стремился занять скорее либеральную позицию «Вестник Европы». Центристская позиция оказалась по традиции самой уязвимой. Важное явление – «Дневник писателя», выпускавшийся Достоевским. Продолжали возникать славянофильские эфемерные издания, быстро закрывавшиеся. Уровень лит. Критики был очень низкий.

По-прежнему это время прозы, эпоха большого романа . Что касается драматургии, то здесь примерно то же, что и было. Складывается то, что можно было бы назвать театром Островского. Поэзию по-прежнему никто не читает. Только один человек мог снискать популярность – Некрасов (и его эпигоны). Расцвет революционной поэзии.

3 период

1880-е гг. в политическом отношении – одна из самых скучных эпох. Время правления Александра 3 Миротворца, в течение которого Россия не вела ни одной войны. Время интеллектуального упадка, застоя. Единственное новое интеллектуальное увлечение – социал-дарвинизм. Литература как институт характеризуется упадком толстого журнала. Чехов в этом смысле показателен: долгое время не печатался в толстом журнале и не считал нужным. Зато происходит расцвет малой журналистики. Усталость от больших идей: писатели отказываются от морального права учить кого-то. Не создаётся героических характеров, место романов занимает небольшая повесть или рассказ (опять же, Чехов, Короленко, Гаршин). Пробуждается интерес к поэзии. Главная фигура эпохи в этом плане – поэт Надсон, который пользовался огромной популярностью. При этом отсутствие новых форм. Не было ярки дарований. Гаршин – человек интересной и трагической судьбы. Участвовал в балканской войне, что сильно на нем сказалось. Эталонный русский интеллигент. В лице убитого Иваном Грозным сына запечатлен как раз Гаршин. Покончил с собой. Все его наследие – книжечка в 200 стр. Ощущение вторичности по отношению ко всему уже написанному. У Г. была сознательная установка: приоритет этики над эстетикой. Другая характерная фигура – Короленко. Писатель так себе, но человек хороший.


Дружинкина Н. Г.

Литература в России во второй половине XIX века.

Введение.
«Вторая половина XIX в. – время большого подъема русской культуры. Он тесно связан со сдвигами в экономической и политической жизни страны. Крушение крепостного права и проведение крестьянской реформы 1861г. свидетельствовали о том, что Россия сделала шаг по пути превращения из феодально-крепостнической монархии в монархию буржуазную…. Изменяется общий экономический облик страны….Сложные процессы, происходившие в социально-экономическом развитии России второй половины XIX в., обусловили особенности общественно-политической жизни пореформенного периода…(1;325-326). Во второй половине XIX в. разночинцы вытесняют передовых дворян в революционном движении. На пореформенные годы приходится разночинский период русского революционного движения, на смену которому в середине 90-х годов пришло массовое рабочее движение, возглавленное социал-демократией.

Во второй половине XIX в. решительно увеличивается удельный вес писателей, ученых, художников, музыкантов – выходцев из разночинской интеллигенции…». (1;328). Примером может служить деятельность Н.Г.Чернышевского (1828-1889) и Н.А.Добролюбова (1836-1861), чей вклад «в развитие литературы и искусства огромен. Н.Г.Чернышевский (в диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», в «Очерках гоголевского периода русской литературы», в других работах) тесно связывал проблемы эстетики с задачами преобразования действительности…. Чернышевский выдвинул в своей диссертации тезис: «Прекрасное есть жизнь»; «прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям». Значение искусства Чернышевский видел в воспроизведении «интересных для человека явлений действительной жизни». Кроме воспроизведения жизни, он придавал искусству и другое значение – ее объяснения. Еще одно значение искусства – «приговор над изображаемыми явлениями». (1;374). Эстетическую программу Н.Г. Чернышевского разделял и Н.А.Добролюбов, понимавший литературу как «выражение общества».

Жизнь эпохи 60-х годов взывала к поиску новых форм художественного изображения, диалектически совмещающих в себе утонченный анализ с динамичным, постоянно «перенастраивающимся» синтезом. В литературу входит новый герой – изменчивый и текучий, но сохраняющий при всех переменах верность самому себе, глубинным основам своего «я», своей неповторимой индивидуальности. Это герой, стремящийся снять роковое противоречие между словом и делом. Активный и целеустремленный, он пересоздает себя и окружающий мир в процессе творческого взаимодействия с окружающей средой. Новый герой является перед читателями в самых разных обличиях, в живом многообразии человеческих характеров, связанных с особенностями художественной индивидуальности писателя, с его общественными убеждениями. «Новый человек» Толстого, например, в чем-то полемичен по отношению к «новым людям» Чернышевского, а герои Чернышевского полемичны по отношению к тургеневскому Базарову. В их противостоянии друг другу заявляет о себе общественная Борьба, определяется основной ее водораздел между идеалами революционной демократии, с одной стороны, и разными формами либерально-демократической и либерально-аристократической идеологии, с другой. Но вместе с тем все герои Толстого и Достоевского, Тургенева и Гончарова, Некрасова и Чернышевского, Писемского и Помяловского остаются детьми своего времени, и время это накладывает на них свою неизгладимую печать, роднит их между собою» (2;12-13).


  1. Расцвет реалистического романа (И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой).

«Середина и вторая половина XIX в. явились эпохой расцвета критического реализма в литературе, связанного с своих истоках непосредственно с гоголевской школой, продолжавшего также реалистические традиции Пушкина. Проникновенное о правдивое отражение действительности в ее важнейших типических чертах, смелая критика отрицательных явлений, страстная дума о судьбах родины, глубокое внимание к человеку, к его внутренней жизни в связи с условиями его личного и общественного существования характеризовали литературу критического реализма, в которой обличение существующего зла шло об руку с поисками и утверждением положительных нравственных и общественных идеалов. Развитию и углублению художественного метода критического реализма способствовали те сдвиги в литературно-общественной жизни, которые совершились в период падения крепостного права. Тогда все шире становился новый круг читателей, принадлежавших к демократической среде» (1;373-374).

«характерная для русской литературы связь с общественными интересами, с развитием освободительного движения в творчестве И.С.Тургенева нашла богатое и сильное преломление. Зрелость Тургенева-писателя совпадает с порой расцвета русского классического реалистического романа – особенно емкого литературного жанра, в рамках которого оказалось возможным создать широкую картину современной жизни, отразить движение общественных идей, смену последовательных фазисов общественного развития. Тургенев заявил себя великим мастером социально-психологического, «социально-идеологического» (С.М.Петров) романа и близкой к роману большой повести, где неповторимо прекрасными художественными средствами он воплотил судьбы русской дворянской и разночинской интеллигенции 40-70-х годов. У Тургенева были размолвки с передовой радикальной средой по поводу той или иной односторонности в обрисовке современного героя (в романах «Отцы и дети», «Дым», «Новь»). Но по своему общему смыслу его творчество, включая, бесспорно, и названные романы, было крупным двигателем общественного и умственного развития общества. Громадное общественно-воспитательное значение имели тургеневские образы русских женщин. В творчестве Тургенева блистательно выразилась и другая замечательная черта русской литературы и всего русского передового искусства – единство, слитность совершенной художественной формы с глубиной идейного и этического содержания. Необыкновенное мастерство построения, тонкость письма, поэтическая речь, жизненность и выпуклость характеристик в сочетании с лирическим одушевлением, теплотой чувства сделали Тургенева одним из любимейших авторов и в России, и за рубежом…. (1;378). Например в романе «Отцы и дети» «заявленное в заглавии романа противопоставление «отцов» и «детей» с особой остротой предстает в антагонизме Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Павел Петрович является наиболее «полноценным» противником Базарова как в сфере идеологической, так и в поведенческо-бытовой. (4;55)…. Изображая Павла Петровича Кирсанова и соотнося его образ с образом Базарова, Тургенев, обозначив сначала «равноценность» противников, выявляет затем сходство их судеб и внутреннего мира. Оно становится очевидным тогда, когда автор использует в повествовании романтические традиции, бережно следуя им или существенно трансформируя. Традиционные компоненты романтического образа (превосходство героя над окружающими, сознательное и последовательное его отчуждение от них, явная незаурядность и страстность натуры, необыкновенная любовь, влияющая на судьбу персонажа, неординарные действия и поступки, в частности, дуэль, трагический финал жизненного пути), обнаруживаются у обоих центральных героев романа. Указание на близость героев позволяет читателю осознать относительный, временный характер их идеологического противоречия, подчиненность их судеб высшей, вневременной истине. Стремление автора воплотить идею «вечного примирения и жизни бесконечной» (Гл.28. с.199) составляет философскую основу тургеневского романа» (4;63-64).

«В отличие от жизни природной, живая жизнь человеческая, общественная, по Тургеневу, непременно вписывается в культуру, выражается в культурно-исторических формах, справедливо писала Н.Н.Халфина (3;4), - И если Толстой, противопоставляя цивилизованному человеку естественного, в историческом одеянии видел маскарад, в культурных формах – насилие над вечно неизменной человеческой природой, то Тургенев находил в этих формах следы завоеваний культуры, пути возможного усовершенствования общественно-исторической жизни…. Историческая типичность героев обязательна для поэтики Тургенева. В прошлом, в различных культурных эпохах мысль Тургенева искала художественного совершенства, одухотворенности, характерной неповторимости культурных форм. «Эстетически общительный», по определению А.В.Чичерина, Тургенев живет в атмосфере общекультурных интересов, свободно пребывает в разных эпохах духовной культуры человечества, берет свое добро везде, где его находит. Тургеневские герои погружены автором в контекст мировой литературы».

«Сложен был творческий путь великого романиста, выступившего тоже в 40-х годах, Ф.М.Достоевского (1821-1881). Один из главных представителей гоголевской школы, многим обязанный Белинскому, участник утопическо-социалистических и демократических кружков петрашевцев, подвергшийся за это жестокой каре (смертный приговор, замененный ссылкой на каторгу), Достоевский затем пережил душевный перелом…. После недолгого переходного периода (конец 50-х и начало 60-х годов, когда созданы и напечатаны были так4ие произведения, как «Записки из Мертвого дома», «Униженные и оскорбленные») Достоевский усвоил более или менее прочно религиозно-монархические воззрения. Не только в чисто публицистических, но и в художественных произведениях, также проникнутых у него публицистическим духом, Достоевский выступал противником революционной демократии. Гуманистические мотивы, составлявшие ценнейшую основу его деятельности до каторги, тем не менее громко звучат и в последующем его творчестве…. Одаренный гениальной силой анализа и изобразительности, Достоевский в серии больших романов («Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы») и в ряде произведений более мелких форм с редкой силой показал страдания угнетенных, распад личности в эксплуататорском обществе под неумолимой властью денег. Он будил сочувствие к участи маленьких людей, к судьбе подавленных, нищих, обиженных» (1;380).

«Достоевский – мастер психологического, социально-философского романа. В нем справедливо видят одного из величайших психологов мировой литературы. Притом его часто влекло к изображению больной, «уязвленной» души, психопатологических состояний; он любил погружаться в сферу «бессознательного, неясного и запутанного» (Горький). Ненавистник капитализма и буржуазии, одновременно вскрывавший разложение моральных устоев среди крепостнического дворянства, Достоевский мечтал о братстве людей, об этически чистой жизни. …призывал к «смирению» (1;380).

«Достоевский пронзительно ощутил и выразил уникальное положение России и русского в мире. Главным свойством русского человека Достоевский считал способность всемирной отзывчивости. Как было провозглашено им в «Речи о Пушкине», стать «вполне русским» - это и значит стать «всечеловеком». Причем, таким образом происходит не утрата национального своеобразия, а его полное и всестороннее выявление» (5;52).
«Громадная полоса русской жизни – от начала XIX до начала XIX в. – нашла отражение в творениях великого писателя земли русской Л.Н.Толстого (1828-1910). Его деятельность представляет собой вершину критического реализма, шаг вперед в художественном развитии человечества. К шедеврам мировой литературы принадлежат его романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», трилогия «Детство. Отрочество. Юность», «Севастопольские рассказы», «Смерть Ивана Ильича», драматические сочинения («власть тьмы» и др.). еще на первом этапе своей работы Лев Толстой провозгласил правду своим «героем», которого он любит всеми силами души и стареется воспроизвести во всей красоте («Севастополь в мае»)…. Толстой был великим сердцеведом, несравненным знатоком и изобразителем движений человеческой души, «диалектики души», по определению Чернышевского…. Стремление проникнуть в душевный мир простого человека, критическое отношение к жизни светского общества, характерные для Толстого с первых его шагов, приняли особенно яркое и последовательное выражение после пережитого им на рубеже 70-80-х годов духовного кризиса, повлекшего за собой полный переход Толстого на позиции патриархального крестьянства…он в произведениях последнего периода с неотразимой силой обличал помещичье государство, официальную церковь, комедию царского суда, милитаризм и войну, экономическое порабощение масс» (1;383).

2.Демократическая поэзия, Н.А.Некрасов.
«Ведущей фигурой демократической поэзии является Н.А.Некрасов (1821-1877)…. Стихи Некрасова, его поэмы «Коробейники», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога» в тоне глубокого понимания и сочувствия развертывали картину народной жизни, труда и страданий. Особенно потрясает она в неоконченной поэме «Кому на Руси жить хорошо», писавшейся в 60-е и главным образом в 70-е годы. Здесь со всей остротой поэт поставил проблему «народного счастья», вопрос о причинах бедствий деревни. Некрасов не обольщался «благими» последствиями крестьянской реформы. Он видел, что в условиях пореформенной эпохи сохранились гнетущая власть барина и чиновника, роковое влияние безземелья, бесправия, духовного мрака. Безмерная любовь к народу соединялась у Некрасова с ненавистью к его врагам, с презрением к его ложным «друзьям», что, в частности, находило выражение в своеобразной некрасовской сатире. Некрасов много пел о «неисходном горе» народном – крестьянском прежде всего, а вместе с тем и о горестях городской бедноты, но никогда Некрасов не умилялся терпением к угнетению и насилию; напротив, его возмущала «покорность без конца». Некрасов верил в народ, в то, что он «вынесет все – широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Не раз Некрасов прославлял подвиг борьбы за народ, за свободу. Он воспел декабристов и их самоотверженных жен («Девушка», «Русские женщины»), создал поэтические образы славных деятелей русского освобождения – Белинского, Чернышевского, Добролюбова; в его творениях живо отразилась борьба революционно-народнического поколения 70-х годов… (1;390-391). Форма некрасовской поэзии находится в полной гармонии с ее демократическим и реалистическим содержанием….» (1;392).

« Некрасов был признанным главой большой поэтической школы…. Родственной творчеству гениального поэта крестьянской демократии была поэзия Н.П.Огарева (1813 -1877). Она достигла полной зрелости в эмигрантский период жизни поэта-революционера и публициста, составляя неотъемлемую часть всей деятельности зарубежной вольной русской прессы. Очень близок с Некрасовым Н.А.Добролюбов в своих поэтических сочинениях. С конца 50-х годов смог вернуться к активной литературной деятельности один из поэтов-петрашевцев А.Н.Плещеев (1825-1893)…. Ряд общих с Некрасовым мотивов имела поэзия И.С.Никитина (1824-1861), особенно в последний, самый плодотворный период творчества поэта, приходящийся на вторую половину 50-х и рубеж 50-60-х годов. Положение и быт крестьян и городских низов правдиво и с проникновенным сочувствием изображены Никитиным.

Одним из наиболее крупных и последовательных представителей революционно-демократической поэзии был М.Л.Михайлов (1829-1865). Михайлов, в пору осуществления крестьянской реформы принявший непосредственное участие в революционной борьбе, по делу о прокламации «К молодому поколению» (1861) был сослан на каторгу, где и погиб. Стихотворения Михайлова…проникнуты убеждением в необходимости и неизбежности революции и открытым призывом к ней. Михайлов был очень талантливым переводчиком. Он переводил поэтов Древней Греции, английских, французских, немецких…. (1;392-393). В качестве переводчика произведений Беранже приобрел свою первую известность В.С.Курочкин (1831-1875)…. Вскоре Курочкин возглавил группу демократических поэтов и беллетристов-сатириков, объединившихся вокруг редактируемого им еженедельника «Искра». Поэты «Искры» (В.С. и Н.С.Курочкины, Д.Д.Минаев, П.И.Вейнберг, Л.И.Пальмин, В.И.Богданов и др.) вписали оригинальную и красочную страницу в историю поэзии» (1;393).

«С некрасовской школой связаны революционно-народнические поэты 70-х годов, призывавшие интеллигенцию к беззаветной борьбе за освобождение народа, обращавшиеся со своим словом и к самой народной массе. Особое место в этой поэзии занимала глубоко впечатляющая «тюремная» лирика. Среди создателей поэзии народничества находились героические деятели революционного подполья Н.А.Морозов, С.С.Синегуб, Ф.В.Волховский, Д.А.Клеменц, В.Н.Фигнер и др. с революционными стихами выступал один из главных народнических идеологов П.Л.Лавров. народовольческий этап в революционном движении выдвинул поэта П.Ф.Якубовича (1860-1911), даровитого и самобытного представителя политической лирики. (1;393). Своими сильными сторонами примыкал к некрасовской традиции популярнейший поэт 80-х годов С.Я.Надсон (1862-1887). В его творчестве сталкивались мотивы тоски и бодрых, смелых порывов, сомнений и веры в счастливое будущее…. Многие стихотворения поэтов-демократов стали боевыми революционными песнями (например, «Смело, друзья, не теряйте» М.Л.Михайлова, «Не плачьте над трупами павших борцов» Л.И.Пальмина, «Отречемся от старого мира» П.Л.Лаврова, «Замучен тяжелой неволей» Г.А.Мачтета)» (1;394). Стоит отметить, что рядом с некрасовской школой существовала и другая поэзия: А.А.Фета, А.Н.Майкова, Я.Н.Полонского, Ф.И.Тютчева, исходившая из концепции «искусства для искусства».

Безусловно, под «школой Некрасова… - имеют в виду поэтов 50-70-х годов, идеологически и художественно наиболее ему близких, испытывавших на себе прямое влияние великого поэта, даже организационно в сущности объединенных уже в силу того обстоятельства, что большинство из них группировалось вокруг немногочисленных демократических изданий: некрасовского «Современника», «Русского слова», «Искры» (2;36).


  1. Эпоха разброда и поиска новых идеалов (1880 -90-х гг.).

«В начале двух последних десятилетий века стоит знаменательное событие – Пушкинские торжества в июне 1880 года, посвященные открытию в Москве памятника поэту. В речах литераторов, выступавших на празднике, имя Пушкина звучало не только как символ былого величия русской культуры. В нем по-прежнему видели «наше все», как сказал о Пушкине Ап.Григорьев, символ цельности и неисчерпаемых сил национального духа. Апогеем праздника стала глубокая по нравственной и исторической идее речь Достоевского, говорившего о необходимости обратиться к народной правде, о великой судьбе, ожидающей Россию, о «всемирной отзывчивости» русского человека. Энтузиазм, охвативший всех в эти дни, казалось, свидетельствовал, что есть общая во всей русской литературе мысль, есть общее направление.

Однако ощущение единства, общего дела не было ни широким, ни прочным. Вскоре, уже вслед голосу Достоевского, раздались резко диссонирующие голоса не только либерального профессора А.Д.Градовского, но и С.С.Тургенева, и даже Г.Успенского. еще в пору праздника в стороне оказались Гончаров и Салтыков-Щедрин, а Л.Н.Толстой решительно отказался в нем участвовать, поскольку с его точки зрения, «народу решительно все равно, существовал ли Пушкин или нет». Все это было в высшей степени характерно для эпохи.

Еще недавно столь сильно владевшее умами народничество теперь, перед лицом катастрофического «расстройства народных порядков» (Г.Успенский), переживало кризис и шло к распаду. Одни из его деятелей, как И.И.Калиц, видели выход в том, чтобы отказаться от больших задач и исполнять свой долг, служа ближайшим потребностям народной массы. Другие, как А.И.Эртель, в итоге душевной драмы порывали с «народническими грезами», ища иных путей.

Прежняя вера в «почву», в надежное основание для убеждений, творчества, практической деятельности была подорвана в сознании значительной части интеллигенции и уступала место разочарованию, общественному индифферентизму.

В низовой литературе, особенно расплодившейся с 80-х годов, воцарилось ничем не сдерживаемое разложение: пестрота позиций, беспринципность и эклектизм, падение художественного вкуса. В высокообразованную часть общества, в большую литературу проникают пессимистические настроения, о чем свидетельствует творчество Салтыкова-Щедрина, Гаршина, а также Случевского, Фофанова и других поэтов «больного поколения».

Мироощущение личности сужалось до индивидуализма, и в этих рамках и в общей атмосфере эпохи даже искреннее и бескорыстное стремление к общественному благу принимало ограниченный и в сущности регрессивный характер. Это нашло выражение в типичнейшей черте той поры – теории и практике «малых дел».

Социальные и нравственные проблемы ставились в плане «личной совести», оказывающейся вне связи с «совестью общей». Последняя же, не без влияния позитивистской морали, представлялась беспочвенной абстракцией…. С нарастающей тревогой говорила литература и публицистика о катастрофическом понижении духовного уровня во всех слоях общества, в том числе и в интеллигентной среде, - при внешнем возрастании уровня образовательного.

Замечательно, что перед лицом этой опасности, большей, чем самые свирепые репрессии правительства, русские писатели взывают к самосознанию человека, к разуму и нравственному чувству личности, продолжая верить в них и потому на самое личность, а не только на среду возлагая ответственность за личную и общественную мораль, за характер общественных отношений….. стремление утвердить духовные ценности, стоящие выше безыдеальной современности, выше потребностей буржуазного общества и запросов интеллигентного обывателя, сопрягалось во многих случаях с пристальным интересом к религиозно-философской проблематике. Она разрабатывалась философом-идеалистом В.Соловьевым, близко стоявшим к Достоевскому в последние годы его жизни, участниками выходящего с 1889 года журнала «Вопросы философии и психологии», некоторыми литераторами, такими, кА А.Волынский (возглавлявший журнал «Северный вестник»), Н.Минский, один из провозвестников символизма в русской литературе» (2;383-384).

Действительно, «К началу 80-х годов относится новый поворот в общественной жизни…. Получили распространение настроение упадка, неверия в эффективность политической борьбы; некоторые органы печати пропагандировали «теорию малых дел», примирение с действительностью…. Наблюдалось оживление тенденций …чистого искусства, появились зачатки развернувшихся впоследствии модернистских течений (1;396).

Но своих позиций отнюдь не сдавала демократическая литература, не останавливалось творчество писателей-реалистов и поборников идейной, реалистической литературы в критике. Щедрин жил и работал до конца 80-х годов; в обстановке той эпохи его голос звучал с исключительной силой. Много писал в это время Глеб Успенский. Продолжалась деятельность Толстого; тогда родилось толстовство с его непротивлением…. Весьма важным наряду со всем этим было появление плеяды новых, молодых писателей демократического направления (6).

Одним из них был В.М.Гаршин (1855-1888), замечательный мастер социально-психологической новеллы…. «Живое трепетание чуткой совести и мысли», делавшее, по свидетельству Короленко, рассказы Гаршина «такими близкими его поколению», в сочетании с истинной художественностью обеспечили наследию Гаршина долгую жизнь» ((1;397).

Сам В.Г.Короленко (1853-1921) в своем творчестве «соединявший проникновенный реализм с чертами прогрессивного романтизма, непоколебимо верил в народ, в человека, в счастливое будущее…. На протяжении 80-х и начала 90-х годов появились десятки талантливых рассказов и очерков и большие повести С.Каронина (Н.Е.Петропавловский, 1853-1892), посвятившего свое творчество крестьянской теме и судьбам современной интеллигенции…. К 80-90-м годам относятся художественные произведения одного из крупнейших представителей революционно-народнического движения С.М.Кравчинского (псевдоним: Степняк, 1851-1895). Наиболее известное из его чисто беллетристических сочинений – роман «Андрей Кожухов» - было написано и издано за рубежом в конце 80-х годов на английском языке (под заглавием «Путь нигилиста»; полный русский перевод появился вскоре после смерти автора)…. Произведение Кравчинского «Подпольная Россия» являлось своеобразным переплетением историко-публицистического и мемуарного жанров. Большое место в книге отведено «Революционным профилям» - любовно написанным образам ряда семидесятников (Перовской, Засулич, Кропоткина, Клеменца, Валериана Осинского и др.)… (1;397-398). Свою ноту в литературу 80-90-х годов внес Д.Н.Мамин-Сибиряк (1852-1912), реалистический талант которого отдан был изображению быта и людей Урала, важной теме развития российского капитализма. В серии романов («Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Три конца», «Золото» и др.), в очерках и рассказах Мамин-Сибиряк в ярких, типических образах изображал капиталистических хозяев жизни, с одной стороны, и массу трудового народа – с другой…. Четверть века продолжалась начавшаяся в 80-х годах деятельность гениального беллетриста и драматурга А.П.Чехова (1860-1904)…. (1;398)…. 90-е годы стали временем оформления русского декаденства, но они же ознаменованы новыми плодотворными явлениями в развитии литературы критического реализма. Конец века принес литературе новые видные имена писателей-реалистов, творчество которых продолжалось, а в большинстве случаев и достигло наибольшего расцвета в XX столетии (Серафимович, Гарин-Михайловский, Бунин, Куприн, Вересаев, Горький)». (1;399).

Заключение.
«Русская литература второй половины XIX в. – от Тургенева, Некрасова, Льва Толстого до Чехова и раннего Горького – прошла замечательный путь, накопила гигантские ценности. Радуя читателей художественным совершенством, она отличалась гармонией яркой формы и богатого содержания, глубокой идейностью и высоком моральным чувством. Приводя слова Льва Толстого – «нет величия там, где нет простоты, добра и правды», один из… критиков метко указывал, что в них выражена «морально-художественная программа» русской литературы. Передовая литература была связана с освободительным движением, во многом сама способствовала росту этого движения. Наряду с народностью, патриотической думой о судьбах родины, всепроникающий реализм был коренной и определяющей чертой литературы. Ей свойственно до предела правдивое, честное и смелое воспроизведение существенных сторон действительности, глубокое постижение душевных движений личности, искренняя боль об «униженных и оскорбленных»; она страстно обличала общественное зло и билась над вопросом о путях его преодоления». (1;400-401).

«восьмидесятые годы подводят итог развитию русского классического реализма. Он сформировался и достиг расцвета в творчестве Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Гончарова, Островского, Лескова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого…. Русский классический реализм – это реализм исторический. К 80-м годам такой реализм оказывался для литературы великим, но пройденным этапом» (2;385).

Литература является главной основополагающей в жизни человека. То, что она открывает для любого индивидуума, то, чем она наполнена просто немыслимо, ибо знания и культурный опыт прямиком воздействует на читателей, которые отважились взглянуть в творческий мир поэтов и писателей. Благодаря ей народ в свою очередь мог бороться за собственную свободу, ликвидировать террор и нищету. Историческое значение литературы просто огромно, ибо русские писатели старались для нее, создавая великолепные произведения, признающиеся с годами, веками шедеврами художественного творчества. Отличительная черта русской литературы второй половины 19 века – это, прежде всего, изощренный язык, необычные образы, превосходное сочетание неких слов, глубокие переживания и страдания героев, трудности, проблемы, которые, ставясь в том или ином произведении, обязательно решались, находились ответы.

Говоря о таком периоде, невозможно не упомянуть великого творца, преобразившего русскую литературу – Ивана Сергеевича Тургенева. Это мастер художественного слова, это чувствительный к обычным деталям человек, внимательный, образованный, а главное талантливый. Всем известен он своим творчеством: и «Рудин», и «Накануне», и «Отцы и дети», и др. Во всех собственных повестях и романах Тургенев смог выносить на бумагу тревожные свои мысли и волнующие голову вопросы, которые актуальны и популярны и по сей день. Без великолепного деятеля литература не была бы наполнена столь яркими и поражающими воображение произведениями!

Не меньшее значение в литературу внес и Чернышевский со своим романом «Что делать?». Повествует он об общественном движении, о борьбе за свободу. Произведение призывало неоднократно к революционным действиям. Несомненно, были и те, кто не мог принять роман как нечто познавательное и выдающееся, однако период разрухи, коренного перелома удалось увидеть всем читателям в произведении. И за это большое спасибо Чернышевскому.

Как можно забыть об Иване Александровиче Гончарове! Именно ему получилось показать людям разложение крепостного права! В арсенале у него лишь три произведения: всем знакомый «Обломов», популярная «Обыкновенная история», захватывающий «Обрыв», - однако столь немногим писатель вдохнул в литературу нечто новое, нарисовав живые образы чиновников, помещиков. С помощью творчества Гончарова люди открывают для себя атмосферу того времени, сталкиваются с трудностями, которые представить без книг довольно-таки сложно.

В этот период литература впустила к себя в ряды крупнейшего творческого деятеля, влияние которого на умы людей просто огромно, - Федора Михайловича Достоевского! Человек, что столкнулся с множеством преград и трагедий в жизни. Все тяготы собственной жизни изложил он в своих произведениях. Отчаянием и безысходностью полны «Бедные люди», поражение и сострадание появляются в душах читателей, когда перед глазами появляется книга «Братья Карамазовы», волнением наполнены «Записки из мертвого дома», а роман «Преступление и наказание» пугает и страшит воображение. Настолько живо и тревожно выявились на страницах книг образы, что создал Достоевский!

Обличал взяточников, нечестных людей, ненавидел либералов, лицемеров, тщеславных индивидуумов. Вызывали неприязнь у него те, кто собирал народ для собственных нужд. Человеком, который не смел терпеть подобное, был Салтыков-Щедрин – чудесный писатель, автор рассказов, что западают в самую душу. Все эмоции по поводу того периода времени отразились в его произведениях: непревзойденные «Господа Головлевы», таинственная и странная «История города Глупова». Салтыков-Щедрин собственным творчеством пытался донести всем читателям, что зажиточных людей, ханжей слишком много на планете. Они были, есть и будут. Только оставлять такой факт в стороне нельзя. Важно знакомиться с великими рассказами, повестями, анализировать, размышлять над прочитанным. Тогда и умы социумов просветлятся, жизнь станет проще.

А как же Некрасов? Николая Алексеевича забыть ни в коем случае нельзя! Почему? Это певец русского обездоленного народа, что собственными песнями, стихами успокаивал сердца людей, помогал в трудную минуту. Его творчество спасало от переживаний и стресса, потому как писал Некрасов о тяжкой судьбе народа в целом, внося в то или иное стихотворение близкое к самой душе! Кому не знать его великие стихотворения: «Кому на Руси жить хорошо», что вызвало полное доверие народа к непревзойденному писателю! А «Русские женщины» до сих пор читая, появляются слезы на глазах…

И последний, кого убрать из памяти нельзя – это выдающийся Антон Павлович Чехов, творческие способности которого находят свое место ближе к концу девятнадцатого века! Именно ему принадлежат известные каждому читателю слова: «Краткость – сестра таланта». Писатель преобразил период того времени тем, что создавал уникальные произведения, что коротки по своему содержанию. Точность, изображение каждой детали, быстрое попадание в атмосферу происходящего – всё это умел Чехов. Ему с легкость удавалось за считанные слова перенести читателя в определенный рассказ, не забыв историю прежнего. Что показывал Антон Павлович в собственных произведениях? Вырисовывал он пошлость человека, явно осмеивая ее, показывал узкий кругозор индивидуумов, типичные образы, что сочетают в себе отрицательные качества. Все эти образы есть в его рассказах: «Хамелеон», «Учитель словесности» и другие. Перечислять можно долго, но ознакомиться лучше самим!

Таким образом, литература сего периода славится большим количеством писателей, что являлись великими творцами, внесшими необыкновенный вклад в развитие творческого направления! Не стоит забывать то, чему посвятили всю собственную жизнь великие люди!

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Быкова Волчья стая

    Василь Быков известный отечественный писатель, который не боялся писать про войну, а так же про тот холод и грязь, потери и слезы. Прошедший Великую Отечественную Войну Быков смог донести до читателя всю боль

  • Партизанская война в романе Война и мир 10 класс сочинение

    Во время войны, люди которые просто не могли сидеть, сложа руки, начали партизанскую войну против армии Наполеона.