Упражнения для коррекции лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста. Конспект лексико-грамматического занятия на тему "осень" Лексико грамматические упражнения

Цель. Активизировать речь детей.

Ход занятия

Педагог уточняет у детей, какое сейчас время года и какой месяц пришел на смену сентябрю.

«Осень, осенний, – говорит воспитатель. – А про что можно сказать осенний – осенняя – осеннее?»

Педагог оценивает ответы детей, хвалит за умение слушать задание и дает свои варианты: осенняя непогода, осенняя слякоть, осенний лист, осеннее настроение и т. п.

«Осенью и люди, и звери делают запасы на зиму, – напоминает воспитатель.


Вышел ежик погулять
Да грибов насобирать.

Как думаете, какие грибы ему попались?

У многих слов есть слова-родственники, например: еж – ежик… (ежиха – ежата – ежиный – ежовый) ».

Затем воспитатель предлагает детям выполнить упражнение «Один – много»: «Цапля одна, а много… (цапель) , одна пачка сахара, а много… (пачек) , один носок, а много… (носков) , один чулок, а много… (чулок) , одно ухо, а много… (ушей) .

«А теперь помогите мне закончить предложения, – просит воспитатель:

– Если мы будем внимательны на занятиях по развитию речи, то…

– Чтобы хорошо учиться, надо…

– Мы растем здоровыми и сильными, так как…

– Когда мы вернемся с прогулки, то…»

Выслушав ответы детей, педагог повторяет полное предложение.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:


Напитки я испробовал различные,
Пил соки золотые полной чашей.
Они – не умаляю – преотличные,
Но меркнут по сравненью с простоквашей.
А. Смирнов

«А какие напитки вы предпочитаете? – спрашивает педагог. – Предпочитает – это значит… (выбирает из многих других, любит) ».

Занятие 2. Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»

Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…».

Ход занятия

«Мы живем в России, стране с огромной территорией. От Москвы до Хабаровска я летела целый день. Если бы я ехала поездом, то потратила бы на дорогу дней семь-восемь, то есть целую неделю. И климатические условия в разных регионах страны разные. Где-то на юге еще жарко, а на севере уже лежит снег. А у нас?

На каждой территории – свои осенние приметы. Но есть и общие. Рано или поздно, но они объявят о себе. Как вот в этом красивом стихотворении замечательного русского поэта Афанасия Фета:


Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно…

Красивое стихотворение? Звучное, изящное».

Педагог повторяет стихотворение, предварительно попросив детей запомнить приметы осени.



Затем дети по очереди называют приметы, а воспитатель читает соответствующие строки стихотворения. При этом он уточняет: «Ласточки пропали? Куда они спрятались? А грачи летали да, как сеть, мелькали когда?»(Вечером, на вечерней зорьке.)

Воспитатель обращает внимание на необычное сравнение пролетающей стаи птиц с сетью. Потом педагог читает стихотворение еще раз, предлагая детям повторять его вместе с ним, но без голоса. Показывает, как это делается. (Этот прием – эффективное средство для тренировки артикулярного аппарата.)

Воспитатель выражает уверенность, что это стихотворение, если его прочитать своим родным, очень их порадует.

«Кстати, родные – это кто?» – уточняет педагог и просит назвать слова-родственники: «Род – родные… (родители, родился, родословная, роддом) ».

Занятие 3. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении.

Ход занятия

Педагог уточняет у детей, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (карточки из математических наборов, мелкие предметы, листы бумаги, карандаши).

Воспитатель следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.

Затем предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат в слове звук ц :цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, поцелуй .

Педагог берет на заметку детей, которые ошибаются или реагируют на слово с опозданием, ориентируясь на ответ сверстников. С этими дошкольниками позже необходимо поработать дополнительно. Но это можно сделать и на занятии, предложив только этим детям выполнить новое задание (объяснив причину):царевна, чересчур, упрямая, девица, но, писаная, красавица .



Воспитатель просит детей очень внимательно прослушать строчки из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», сосчитать в тексте слова с рычащим звуком р и показать карточку с соответствующим количеством геометрических фигур (круги, треугольники). Педагог напоминает детям о том, что работать нужно самостоятельно.


Ты куда летишь, сорока?
Расскажи!
Нам дорогу в лес дремучий
Покажи!

Педагог загадывает детям загадку:


Золотое яблочко
По небу катается,
С утра улыбается.
А улыбки – лучи
Очень горячи.
(Солнышко)

Воспитатель предлагает дошкольникам определить, сколько в тексте загадки слов со звуком ч. Затем читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком ч .

Педагог просит детей нарисовать решетки из трех окошек-ячеек и определить место звука ч в словах: чашка, очечник, обруч . Дети, используя фишки или мелкие предметы, отмечают позицию звука ч в словах. (После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку (фишки).)

«Слово чашка начинается на ча- , – продолжает занятие воспитатель. – Сколько звуков вы слышите? Назовите эти два звука. Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог ча-. (Чай, чайник, часы, чашки.) Таких слов довольно много».

Воспитатель открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог ча-, например: чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол . Интересуется, что такое чардаш, ча-ча-ча, частокол.

Затем педагог спрашивает у детей, что такое предложение. (Это несколько слов, связанных друг с другом.)

«У замечательного русского поэта Алексея Плещеева есть стихотворение „Внучка“. Оно начинается так: „Бабушка, ты тоже маленькой была…“ Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? В нем четыре или пять слов? Давайте считать. Бабушка – раз, ты – два… А теперь произнесите слова в строгом следовании их друг за другом».

Педагог указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер.

Ребенок. Бабушка.

Дети. Раз. (Один.)

Ребенок. Ты.

Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала.

Педагог говорит детям, что в книгах в конце предложения ставится точка: «Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Если обнаружите что-то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями».

Завершая занятие, воспитатель спрашивает у детей, чему они сегодня учились.(Учились слышать слова, объяснять их смысл, готовились к школе.)


Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду также
Бабушкой и я, -
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою -
Маму мамину – люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому – башмачки.

Конспект логопедического фронтального занятия

по формированию лексико – грамматических категорий.

«В гостях у Лесовичка».

Подготовительная группа.

Учитель-логопед:

Храмова Раушания Жаудатовна

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Золотая осень».

    Формировать и расширять у детей семантическое поле слова «лес».

    Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия.

    Закреплять умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением.

Коррекционно-развивающая:

    Развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательная:

    Расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация по теме, осенние листья, вырезанные из бумаги, заготовки для картины, выполненные из ткани.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

    Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Скажите, какое сейчас время года?

- Осень.

Логопед: Назовите осенние месяцы.

- (ответы детей).

Логопед: Как называется осенняя пора, которая наступает в начале октября?

- Золотая осень.

    Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

1. Объявление темы. Подбор родственных слов.

Логопед: Ребята, я хочу познакомить вас со своим старым другом, Лесовичком. Он живет в лесу. Он очень любит лес и бережет его. Какие родственные слова к слову «лес» вы знаете? Назовите лес ласково (лесок) . Кто ухаживает за лесом? (лесник) . Кто выращивает лес? (лесовод). Как называются ягоды, которые выросли в лесу? (лесные). Как называются мелкие деревца, которые растут под большими деревьями? (подлесок). Как называется небольшой лесок между двумя большими лесами? (перелесок). Давайте спрячем в ладошки слова (делим слова на слоги и хлопаем).

Молодцы! Как много слов мы с вами вспомнили. Лесовичок прислал нам электронное письмо. Давайте, посмотрим его вместе! (На слайде презентации - грустный Лесовичок и черно-белая картина «Золотая осень» И.И. Левитана). Ребята, это – картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана. Называется она «Золотая осень». Но с ней что-то не так, правда? Неужели лес Лесовичка тоже потерял все краски? Я предлагаю вам отправиться в лес и во всем разобраться.

2. Игра «Лист какой?»

Логопед: А по дороге в лес, давайте, соберем опавшие листья. Назовите какой это лист и какого он цвета. (Логопед поднимает с пола листья, дети называют их). Это лист березы, он какой?

- (Это березовый лист, он желтый.)

Логопед: Это лист рябины, он какой?

- (Это рябиновый лист, он красный)

Логопед: Это лист каштана, он какой?

- (Это каштановый, он оранжевый)

Логопед: Это лист дуба, он какой?

- (Это дубовый лист, он коричневый)

Логопед: Это лист осины, он какой?

- (Это осиновый лист, он золотой).

Логопед: Это лист клена, он какой?

- (это кленовый лист, он бардовый).

(Каждому ребенку логопед дает листочек).

3. Гимнастика для глаз.

Логопед: Подул ветер, поднял лист и закружил его (гимнастика для глаз).

4. Игра «Назови признак».

Логопед: Листья все такие разные по цвету. Листья какие?

- (пестрые, разноцветные, яркие).

Логопед: Осенний ветер какой?

- (порывистый, пронизывающий, холодный, северный, колючий)

Логопед: Осенние облака какие?

- (серые, тяжелые, дождливые).

Логопед: Осеннее солнце какое?

- (холодное, тусклое, бледное)

Логопед: Осенний дождь какой?

- (мелкий, моросящий, затяжной)

Логопед: Погода какая?

- (Переменчивая).

5. Игра «Назови действие».

Логопед: Ветер что делает?

- (Ветер срывает листочки с деревьев, дует).

Логопед: Листья что делают?

- (желтеют, опадают).

Логопед: Дождь что делает?

- (моросит, льет, идет)

6. Игра «Признаки золотой осени»

Логопед: Ребята, назовите признаки золотой осени.

- Дует северный ветер.

Листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают.

Листья покрывают землю разноцветным ковром.

Перелетные птицы улетают в теплые края.

Животные готовятся к зиме, меняют шубку.

Люди убирают урожай.

    Развитие мелкой и общей моторики.

1. Пальчиковая гимнастика.

Один, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать:

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем.

Маме осенний букет отнесем.

2. Физкультурная минутка.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево!

Тихо сели – вновь за дело.

    Составление предложений и запись графической схемы предложения.

(На слайде картина И.И. Левитана «Золотая осень» в черно-белом варианте). Логопед: Ребята, давайте создадим свою картину, изобразим золотую осень.(Логопед выставляет панно и части картины). Перед вами лежат части картины. (На столе лежат вырезанные из ткани кроны деревьев, тучка, солнце, трава). Выберите любой предмет, прикрепите на нашу картину и объясните, почему вы решили его прикрепить.

- Я прикреплю солнышко, потому что золотой осенью погода переменчивая, и часто светит солнце.

Я прикреплю зеленую и желтую траву, потому что золотой осенью трава в некоторых местах желтая, а в некоторых еще зеленая.

Я прикреплю желтые и красные деревья, потому что золотой осенью деревья надевают разноцветный наряд.

Я прикреплю серые тучи, потому что осенью по небу плывут серые тучи.

Логопед: Посмотрите, ребята! Картина художника тоже приобрела яркие и сочные краски! (На слайде картина И.И. Левитана «Золотая осень»). Что на ней изображено? (Золотая осень). Кто написал эту картину? (Левитан). Лесовичок обрадовался, его лес стал ярким, разноцветным. Чтобы лес не тускнел, не погибал, его надо беречь, охранять от мусора, от болезней, от пожаров. Лес надо выращивать и ухаживать за ним. Тогда он будет радовать нас в любое время года. А нам с вами пора возвращаться в детский сад.

    Итог. Ребята, что в нашем путешествии вам понравилось больше всего?

А что вам не понравилось?

(Ответы детей)

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи для детей

с ОНР в подготовительной группе по теме:

«Как мы Путаника учили»

Учитель - логопед -

Фефилова Екатерина Валерьевна

МБДОУ № 101

Архангельск 2012 год

Цель: закрепить навык практического употребления изученных предлогов в речи.

Задачи:

1. Активизировать словарь детей по лексической теме «Одежда».

2. Закрепить умение составлять предложения с союзом «а».

3. Корригировать мышление через упражнения в сравнении и обобщении, зрительное внимание и долговременную память через упражнения в припоминании.

4. Воспитывать умение выслушать, тактично поправить товарища.

Оборудование:

1. Демонстрационное:

предметные картинки, «Волшебное дерево», предметы одежды, обуви, головных уборов, конверт, папка, подарочный пакет, пакет, сумочка, сундук, коробка, газета, платок.

2. Индивидуальное:

снежинки, карточки с символами предлогов, листы бумаги, карандаши, блюдца с бусинками.

Ход занятия:

I . Организационный момент. Дидактическая игра «Что с чем».

На стул сядет тот, кто внимательно посмотрит на «Волшебное дерево» и подберёт к предметам одежды соответствующие детали. Составляйте словосочетания, отвечая на вопрос «что с чем?».

Дети составляют словосочетания и садятся на стульчики (шорты с карманом, платье с воротником, юбка с поясом, халат с пуговицами, брюки с ремнём, куртка с молнией).

II . Постановка цели занятия.

Как мы назовём все предметы одним словом?

Какой предлог вы использовали в словосочетаниях?

Сегодня на занятии мы повторим изученные предлоги и названия предметов одежды.

Раздаётся стук в дверь. Входит Путаник.

Здравствуйте, ребята! Я пришёл от вам на гости, и очень рад вас видеть.

К кому ты пришёл и куда?

От вам на гости.

Ребята, я поняла, кто к нам пришёл - это же Путаник. А зовут его так, потому что он всё путает. Вот и сейчас я Путаника не поняла. А вы, ребята, поняли?

А что Путаник в предложении перепутал?

А вы бы хотели Путаника научить правильно предлоги употреблять в речи?

Останешься с нами Путаник?

Конечно останусь с такими хорошими ребятами.

Тогда слушай нас внимательно и немного поиграй с нами.

III . Основная часть занятия.

1. Дидактическая игра «Верно-неверно».

Ребята, посмотрите внимательно, правильно ли оделся Путаник?

Давайте поможем ему переодеться.

Дети составляют предложения:

Носки на руках. Это неверно. Носки надо надеть на ноги.

Рукавицы на ногах……………………………………………………………..

Тапки в левом кармане……………………………………………………..

Шарф на ноге……………………………………………………………………..

Кепка в правом кармане……………………………………………………

Путаник переодевается.

Дидактическое упражнение «Найди лишний предмет».

Назовите предметы, которые нельзя назвать так же, как остальные.

Что это? — это обувь

Ещё есть такой предмет? — кепка. Это головной убор.

Дидактическое упражнение «Что изменилось?»

А сейчас поиграем в игру «Что изменилось?». Внимательно посмотрите на Путаника, запомните, как он одет. Отвернитесь.

Повернитесь. Что изменилось?

Дети составляют предложения:

Путаник снял с правой руки рукавицу, а тапки с ног.

Путаник снял с левой руки рукавицу, а кепку с головы.

Путаник взял в левую руку шарф, а кепку надел на голову.

Путаник шарф надел на шею, а тапки на ноги.

Путаник снял шарф с шеи, а снежинку взял в правую руку.

Путаник, а откуда у тебя снежинка?

А я сюрприз для ребят приготовил.

2. Дидактическая игра «Найди снежинку».

Ребята, найдите остальные снежинки.

Дети собирают снежинки и встают полукругом.

Скажите, где вы нашли свою снежинку?

Дети составляют предложения: «Я взяла снежинку со стола». (с пола, из-под стола, из коробки, из-под стула, с ковра).

Упражнение на дыхание «Вьюга».

Возьмите снежинки за ниточку, по моему сигналу будем дуть на них. Упражнение называется «Вьюга». Если вьюга воет, то произносим звук -з-. А если вьюга стихнет, то произносим звук -с-. Вдох выполняем носом, выдох - ртом.

Старая, седая с ледяной клюкой вьюга ковыляет Бабой Ягой.

Вдох, вьюга воет — выдох. — Вдох, вьюга стихла — выдох.

Повторить 2 раза.

Когда вьюга выла, мы какой звук произносили?

Придумайте предмет одежды со звуком -з-.

Блуза, рейтузы, комбинезон.

Когда вьюга стихла, мы какой звук произносили?

Придумайте предметы одежды с этим звуком.

Сарафан, свитер, носки, блузка.

Молодцы. А сейчас немного отдохнём.

3. ФЗМ. «Будьте внимательны».

Подпрыгните, если услышите предлог и присядьте, если услышите другое слово, слог или звук (по, -п-, под, уехал, у, от, отбежал, к, с, а, о, сшила, из, -н-, над, на).

4. Игра-соревнование «Кто быстрее переложит бусинки».

А сейчас садитесь за столы.

Давайте Путанику на память подарим рисунки. Но сначала подготовим наши руки к работе.Одновременно двумя руками, сложенными крест-накрест, перекладывайте бусины.

Кто быстрее переложит бусинки? Один, два, три - начали!

Подводится итог, называются победители.

Возьмите лист бумаги и карандаш. Сядьте прямо. Нарисуйте квадрат в центре листа.

Нарисуйте прямоугольник над квадратом.

Где находится квадрат? Прямоугольник?

Первый ряд превратит квадрат в предмет одежды, а второй - прямоугольник в предмет одежды.

Что у вас получилось из квадрата? Из прямоугольника?

У меня шорты. И т.д.

Дидактическое упражнение «Составь предложение с заданным предлогом и словом».

На столах перед детьми лежат заранее приготовленные карточки с символами предлогов.

А сейчас составьте предложения с предметом одежды, который вы придумали и символом предлога.

Дети составляют предложения: «Мама пришила пуговицы к рубашке». И т.д.

Молодцы. Теперь можно дарить Путанику рисунки.

Дети подходят к столу, на котором разложены следующие предметы: коробка, газета, платок, папка, пакет, конверт, пакетик, сумка, носки.

Дидактическая игра «В чём ты подаришь рисунок?»

Посмотрите на предметы, расположенные перед вами. Назовите их.

Выбирайте предмет, в котором вы подарите Путанику свой рисунок и составьте предложение.

Дети составляют предложения: «Я подарю рисунок в папке». И т.д.

Путаник: — У меня и сундук есть, я в нём буду хранить ваши рисунки.

Какой вы использовали предлог в предложении?

5. Дидактическое упражнение «Слушай внимательно».

А ещё ребята выучили стихотворения о предметах одежды.

Слушайте внимательно и назовите предлоги, которые вы услышите в стихотворении.

IV .Итог занятия.

Путаник, научился ты правильно предлоги говорить?

Конечно, у таких умных, да умелых ребят многому можно научиться.

Сейчас мы тебя проверим.

Дидактическое упражнение «Составь предложение с заданным предлогом».

Ребята, задавайте Путанику предлоги, а он будет составлять предложения.

Путаник несколько раз ошибается. Ребята его исправляют. Примерные варианты неправильно составленных предложений:

Я взял ручку в пенала. Книга лежит с полки. Машина выехала из угла. Книгу взяли из стула.

Да, молодцы, ребята, научили Путаника правильно предлоги употреблять.

Путаник прощается с ребятами: «Спасибо, ребята, я больше не буду путать предлоги в речи, и за рисунки спасибо, вот вам от меня конфеты».

Путаник уходит.

Ребята, о чём мы говорили на занятии?

Какие задания вам понравилось выполнять?

Сегодня на занятии все внимательно слушали и активно работали. Молодцы! Спасибо за работу!

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Домашние животные»

1. «Один - много».

Кошка – кошки – кошек (собака, корова, лошадь, свинья, овца, коза).

2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Собака - собачка и т.д.

3. «Счет животных и их детенышей».

Одна овца – две овцы – пять овец

Один ягненок – два ягненка – пять ягнят и т.д.

4. «У кого – кто?». Образование ИС с ум.-ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе.

У лошади – жеребенок (жеребята) и т.д.

5. «Назови семью». Упражнение в словообразовании.

Папа – кот, мама – кошка, детеныш – котенок, детеныши – котята и т.д.

6. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов.

Коза, собака, белка , корова; теленок, жеребенок, ягненок, свинья .

7. «Кто где живет?». Употребление предложного падежа ИС.

Лошадь живет (где?) – в конюшне; корова – в хлеву; собака – в будке; свинья – в свинарнике; овца – в овчарне.

8. «Чей хвост? Чья лапа? Чье ухо? Чьи глаза?». Образование притяжательных прилагательных.

У собаки хвост – собачий , лапа – собачья , ухо - собачье , глаза – собачьи и т.д. по остальным животным.

9. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Кошка (какая?) – пушистая, ласковая, красивая, игривая и т.д.

Пес (какой?) - …, щенята (какие?) - … .

10. «Маленький, большой, еще больше». Образование слов с суффиксами ик, ищ.

Котик – кот – котище

Ротик – рот – ротище

Носик – нос – носище

Лобик – лоб – лбище

Хвостик – хвост – хвостище

Усики – усы – усищи

Глазки – глаза - глазищи

10. Составить описательный рассказ про домашнее животное (по выбору), по плану:

Домашнее или дикое животное?

Где живет?

Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть).

Чем питается?

Как называют детенышей?

Какую пользу приносит?

«Домашние птицы»

1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Гусь – гуси – гусей (гусыня, утка, петух, курица, селезень, индюк, индюшка, гусенок, утенок, цыпленок, индюшонок).

2. «Назови родителей».

У цыпленка – курица, петух

У индюшонка – индюшка, индюк

У утенка – утка, селезень

У гусенка – гусыня, гусак.

3. «Назови ласково». Образование ИС с ум.-ласк. суффиксами в ед. и мн. числе.

Гусыня – гусынюшка – гусынюшки

Гусь – гусачок - гусачки

Утка – уточка – уточки

Петух – петушок – петушки

Индюшка – индюшечка - индюшечки

Индюшонок – индюшоночек – индюшатки



Цыпленок – цыпленочек – цыплятки

Яйцо – яичко – яички

Крыло – крылышко – крылышки

Зерно – зернышко – зернышки.

4. «Счет». Согласование ИС с числительными.

Одна утка – две утки – пять уток

Один утенок - два утенка – пять утят и т.д. по всем птицам и детенышам.

5. «Измени по образцу». Образование сравнительной степени прилагательных.

Красивый – красивее (мягкий, длинный, короткий, добрый, злой, сильный, слабый, высокий, низкий, толстый, тонкий, твердый).

6. «Кто как кричит?» Поиск соответствующего понятия.

Гусь – гогочет; утка – крякает; курица – кудахчет; петух – кукарекает; цыпленок – пищит; индюк – балаболит.

7. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Петух (какой?) – красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный

Цыпленок (какой?) - …

Курица (какая?) - … .

8. Составить описательный рассказ про домашних птиц (по выбору), по плану:

Какая это птица (дикая, домашняя)?

Внешний вид (части тела; размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва).

Как поет? Чем питается?

Как называют ее детенышей?