Братские могилы анализ. Анализ песни Высоцкого «Братские могилы

Ответ оставил Гость

Стихотворение "На братских могилах" В.С.Высоцкий написал в 1965 году. Многие фронтовики считали, что он воевал, но поэт - человек послевоенной эпохи. Но он действительно пишет о войне так, как будто сам прошел фронтовыми дорогами.
В стихотворении всего четыре строфы, сюжет как таковой отсутствует. Но сила строчек в другом, она в чувствах поэта, которые он передает нам, читателям. В стихотворении использована кольцевая композиция, Высоцкий дважды акцентирует внимание на строчке "На братских могилах не ставят крестов...", начиная с неё стихотворении и практически завершая (она предпоследняя в четвертом катрене). Символичен образ Вечного огня, в котором находит отражение и вспыхнувший танк, и горящие русские хаты, и горящий Смоленск, и горящий рейхстаг, и горящее сердце солдата. Усиливает звучание стихотворения анафорический повтор слова "горящий". А под гранитными плитами спят беспробудным сном наши солдаты, отдавшие жизнь за свою Родину. И заканчивает поэт стихотворение риторическим вопросом "Но разве от этого легче?!". Да, нет здесь крестов, нет заплаканных вдов.
И звучит стихотворение как напоминание о той страшной войне, которая забрала миллионы жизней русских людей.

1-ый этап урока: подготовка к восприятию нового материала - слово учителя о Высоцком, его жизненном кредо - словарная работа: кредо – твердые убеждения, взгляды - опережающее задание: «Я не люблю» чтение наизусть 2-ой этап урока: восприятие и осмысление материала по теме - Словарная работа: интерпретация – толкование, раскрытие смысла, разъяснение того или иного текста - -примерный план анализа поэтического произведения - - основные законы поэзии, опорная схема - - анализ стихотворения «Братские могилы»


3-ий этап урока - обобщение проделанной работы - «Братские могилы» в исполнении автора - групповое творческое задание: определение пафоса стихотворения, его идеи, актуальности темы. -рефлексия - домашнее задание: сочинение «Мое открытие Высоцкого» Эпиграф к уроку: Эпиграф к уроку: Носил он совесть близко к сердцу, Как носит свой осколок ветеран…


Анализ помогает понять глубинный смысл стихотворения, заключенные в нем идеи, образы, чувства, и то, какими средствами они создаются. В художественном тексте каждое слово, каждый знак несет информацию. Эта информация может быть второстепенной и даже третьестепенной, но помогает понять оттенки общего смысла. Случайность деталей исключается самим понятием искусства. В художественном тексте все закономерно. В художественном тексте каждое слово, каждый знак несет информацию. Эта информация может быть второстепенной и даже третьестепенной, но помогает понять оттенки общего смысла. Случайность деталей исключается самим понятием искусства. В художественном тексте все закономерно.


Поэтическая идея «путем зерна» прорастает из каждого слова. Сухие лингвистические факты развертываются в яркие картины и образы. Здесь важно взаимодействие элементов художественного текста. Изменения, происходящие в языке, не влияют на стабильность текста. Он продолжает нести ту информацию, которая была заложена первоначально. Значение слов, их стилистическая окраска – величина постоянная. Изменения, происходящие в языке, не влияют на стабильность текста. Он продолжает нести ту информацию, которая была заложена первоначально. Значение слов, их стилистическая окраска – величина постоянная.




Высоцкий был одним из лидеров становления такого типа сознания, которое мы сегодня называем плюрализмом. Он наглядно продемонстрировал, какой мощный источник энергии во множественности взглядов на жизнь. В его стихах реальная многоголосица нашей очень пестрой и очень разной жизни, близость к этой реальной жизни. Способность понимать чужие взгляды, новая глубина социального видения – вот что такое феномен Высоцкого. В его стихах реальная многоголосица нашей очень пестрой и очень разной жизни, близость к этой реальной жизни. Способность понимать чужие взгляды, новая глубина социального видения – вот что такое феномен Высоцкого.


Он затронул важные и больные моменты нашей истории: рассказал о войне, о летчиках-асах и солдатах штрафных батальонов, о трудном послевоенном времени, о стройках и космонавтах, об обывателях и йогах, но главным героем его произведений была правда. Правда о самом себе, о современниках, о нашей истории. Стихи Высоцкого поражают убедительной честностью и умной простотой. Правда о самом себе, о современниках, о нашей истории. Стихи Высоцкого поражают убедительной честностью и умной простотой.






Сегодня мы будем читать это стихотворение, но не просто читать, а попытаемся с помощью анализа раскрыть его смысл, то есть займемся интерпретацией. Работаем по примерном у плану анализа поэтическо го текста Работаем по примерном у плану анализа поэтическо го текста


1. Внетекстовые связи (эпоха, факты биографии, время и место написания, обстоятельства жизни 2. Композиция – построение произведения 2. Композиция – построение произведения В стихотворении 4 катрена. Катрен – самая распространенная форма строфы в поэзии. В конце произведения повторяются начальные строки, значит, композиция кольцевая, которая сужает и концентрирует смысловое пространство. Сюжет отсутствует, на первом плане чувства поэта, его оценка событий. В стихотворении 4 катрена. Катрен – самая распространенная форма строфы в поэзии. В конце произведения повторяются начальные строки, значит, композиция кольцевая, которая сужает и концентрирует смысловое пространство. Сюжет отсутствует, на первом плане чувства поэта, его оценка событий.


3. Ритм и интонация. В интонировании свой закон, он вписан в текст особой записью стихотворной речи. Ритм создает характер речи, придает выразительность. Начинают звучать звуковые повторы, насыщенные поэтическим смыслом. Становятся значимыми и количество слогов в строке, и порядок ударения. Ритмика соединяется со смыслом. Стихотворение написано амфибрахием, что придает ему торжественность и строгость.(амфибрахием написан гимн России) 4. Размышление над словом. 4. Размышление над словом. Каждое слово, каждый изобразительный прием имеют значение для раскрытия смысла стихотворения. Находим идиоглоссы, обладающие смысловой многогранностью. Вступая во взаимодействие друг с другом, они устанавливают ассоциативные связи и образуют поэтический мир стихотворения. Это доминанты, концентрирующие в себе идейно-эстетический смысл. Каждое слово, каждый изобразительный прием имеют значение для раскрытия смысла стихотворения. Находим идиоглоссы, обладающие смысловой многогранностью. Вступая во взаимодействие друг с другом, они устанавливают ассоциативные связи и образуют поэтический мир стихотворения. Это доминанты, концентрирующие в себе идейно-эстетический смысл.


5. Пафос 6. Идея 7. – актуальность тематики – все это вместе дает полное толкование стихотворного произведения Изобразим схематично основные законы поэзии, которые возводят произведение к вершинам поэтического творчества. Изобразим схематично основные законы поэзии, которые возводят произведение к вершинам поэтического творчества.


1- катрен. Строгие, чеканные строки(в каждой строке – глагол, фонетически точная рифма) создают эмоциональную взволнованность, сопереживание. Картина окружающей реальности, нарисованная в строфе, говорит о чувствах автора, о его осознании величия подвига наших солдат. Нет адресов у этих могил, а боль утраты настолько велика и горька, что можно только скорбно молчать у Вечного огня. Нет крестов на этих могилах – тут требуется особый памятник. (вечный огонь – символ) Цветы к этому памятнику от тех, в ком жива память (неопределенно-личные предложения)


2-ой катрен В первой строке – реальная картина страшных сражений. Точная метафора передает весь накал боев. А в следующей строке – противопоставление.(глаголы в 1 строке, во 2 – их нет) Ревущий грохот сменяет покой гранитных плит., под которыми спят вечным сном известные и безымянные защитники Отечества




3 строфа – это целый звукосмысловой комплекс. Здесь с помощью анафоры выдвигается слово горящий. Это слово - путь к созданию ключевого образа. Роль анафоры экспрессивная и ритмообразующая. Также анафора придает строфе смысловую целостность, в результате возникает единый смысловой образ – образ символический.


В Вечном огне отблески огня горящих русских хат, за которые с горящим от праведного гнева и любви сердцем солдат погибал в горящем танке. В этом огне и зарево поверженного рейхстага. Характерная для Высоцкого звукопись с помощью аллитераций и ассонансов создает почти осязаемые ощущения.






Сама форма вопроса – одна из сильных позиций в тексте. Вопрос поставлен так, что ответ нам ясен. Три строчки последней строфы отделены от заключительной строки многоточием., то есть паузой. Эта пауза, графически обозначенная многоточием, несет глубокий смысл. Реалии первых строк не могут слиться с последним вопросом


Высоцкий называл "Братские могилы" песней со счастливой судьбой, так как она получила долгую жизнь. "Братские могилы" была на пластинке, в кино, в театре, и, казалось бы, все уже отыграно, отработано, а я ею всегда начинаю концерты, почти каждое выступление. Так что песня живет", - говорил он.

Сам Высоцкий всегда называл «Братские могилы» своей первой военной песней. Впервые она была исполнена в 1963 году на дне рождения отца Высоцкого - Семёна Владимировича - полковника и почётного гражданина городов Кладно и Праги.

Поначалу Высоцкий предлагал песню для спектакля Театра на Таганке «Павшие и живые», в котором играл. Она прекрасно подходила для эпизода, когда прямо на сцене зажигался Вечный Огонь, но по каким-то соображениям в спектакль так и не вошла.

Зато попала в к/ф «Я родом из детства», снятый в 1966 году на студии «Беларусьфильм» режиссёром Виктором Туровым, где Высоцкий сыграл роль танкиста Володи. Кстати, первоначально песни в фильм не планировались.

В. Высоцкий: «Беларусьфильм», пожалуй, единственная студия, где так бережно используются песни в фильмах всегда. Виктор Туров, другие ребята, которые работают здесь, находят возможность и место для этих песен, чтобы они были на равных с изображением».

Правда, «Братские могилы» в фильме прозвучали не в авторском исполнении. Жена режиссёра - Светлана Турова - вспоминала, что было много споров по поводу того, кто должен исполнять песню. И чтобы не было проблем с согласованием фильма (имя Высоцкого уже тогда было одиозным), решили, что песню должен исполнять Марк Бернес. Воспоминания же жены Бернеса - Лилии Михайловны - рисуют немного другую картину. Высоцкий пришёл к знаменитому исполнителю «Тёмной ночи» и предложил ему на выбор несколько песен. Бернес остановился на «Братских могилах», но с одним условием - он изменит звучание этой песни под себя. Марк Наумович мотивировал своё условие так: «Володя, мне нужна мелодия, без этого я петь не могу». И, действительно, в фильме эта песня прозвучала несколько иначе - более мягко и душевно. Высоцкий, разумеется, не возражал, а после смерти Бернеса нередко посвящал «Братские могилы» его памяти.

В. Высоцкий:
«Я с ним был знаком, в конце жизни дружил с ним, и он пел эту песню и на концертах потом. А нам нужен был голос, который бы звучал после войны сразу. И во время войны. Чтоб было такое узнавание голоса. И вот во время сцены, когда женщины с заплаканными глазами подходят к стене, которая вся выщерблена пулями и снарядами, и кладут к могиле неизвестных солдат кто цветы, кто зелень, в это время Марк Бернес поёт эту самую песню... И вот после этого фильма мы получали много писем. И даже было одно письмо от женщины, на глазах которой в 42-м году расстреляли двух её сыновей. Она лишилась памяти. В течение многих-многих лет всё силилась вспомнить, где же это было. И вот она нам написала письмо, что когда зазвучала песня «Братские могилы», то она вспомнила это место, где случилась эта трагедия. А этого места не было. Мы его сами построили. Вы понимаете? Но было такое сильное воздействие на неё вот этой вот сцены: сочетание музыки, текста и изображения вместе, что она подумала, что вот это было здесь на самом деле».

Как бы там ни было, песни из к/ф «Я родом из детства» стали первым «официальным» признанием Высоцкого, как автора-исполнителя. В этом качестве его имя было указано в титрах, а 21 августа 1966 года «Братские могилы» в исполнении Бернеса прозвучали по радио. В 1967 году текст песни был напечатан в журнале «Новые фильмы», став первой публикацией Высоцкого в прессе, а сама песня выходила на пластинках-миньонах в 1972 и 1979 годах.

Это выражение запомнилось нам от поэта Высоцкого, который душевно спел песню на эти слова.

На братских могилах не ставят крестов ,

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче — гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы —

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов —

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?..

Давайте не будем слишком сурово судить Высоцкого и требовать буквального доказательства данного высказывания. Здесь налицо было узкое толкование, которое связано с нашим почитанием могил фронтовиков в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Вот, что я нашел, как лучший ответ на данный вопрос: Там лежащим внизу — в братской могиле, абсолютно все равно стоит — ли обелиск или крест над их братской могилой. Это уже трактовка живых, ведь там в могиле не только христиане, а ещё мусульмане, евреи, атеисты и. т. д.. Мое мнение — Все мы ходим под одним БОГОМ, только по разному называем. На братской могиле ставят наскоро прибитую табличку, чтоб не забыть о павших. Кресты некогда сколачивать. Потом отдают почести павшим, как положено с обелисками, цветами и венками.

Но, так как я люблю смотреть в глубь веков, то, конечно, реально на братских могилах, в Европе, особенно после 1-й Мировой войны уже стоят множество крестов на братских могилах. Другое дело, если пораскинуть своей интуицией, и гораздо шире посмотреть на факты наличия братских могил по всему миру на Земле, то у меня вдруг выскакивает мысль о наличии ТАЙНЫ эволюции человеческих душ на Земле, которая связана с понятием РОДА. Действительно, начиная от походов Александра Македонского, братские могилы была разбросаны по всем землям. И вот у меня возникает вопрос, а не связаны войны, и наличие большого количества братских могил с наличием системы реинкарнации Душ на Земле?

М ой анализ данного вопроса. Мы все знаем, что в процессе умирания тела в духовный, не видимый нами мир, отходят целых несколько пластов Души человека. Это и Эфирное тело, и Астральное тело, и Метальное Тело, и Каузальное тело. Из той информации, что у меня имеется, Эфирное и Астральные тела находятся в земле. Считаю, что эти Духовные тела имеют свою Память и эта память находится в Земле, а значит ее можно проанализировать и в дальнейшем использовать в сложном процессе Принятия Решений о выборе места воплощения и подходящих родителей. Так работает НЕБО. Я намекаю, что сам процесс зачатия человека и последующее вхождение души в тело младенца, является строго управляемым процессом НЕБА. У вас имеется возможность самим разобраться с числовой матрицей себя – любимого , которая закладывается НЕБОМ в процессе рождения человеком. Но это тема последующих статей. А сейчас обсудим глобальный процесс Эволюции человека на земле. Начну с простого.
На братских могилах кресты ставятся и их очень много. Привожу пример, братской могилы немцев и русских. Во время командировки в Калининград мы встречались с людьми, которые ухаживают за военными захоронениями и мемориалами. И с российской стороны и с немецкой. Сразу отмечу, что, несмотря на соглашения между Россией и Германией (каждая из сторон брала обязательства по уходу за могилами на своей территории, неважно какой национальности люди в них похоронены) «Народный союз Германии» работает и на территории России. Он был образован после первой мировой на пожертвования тех, чьи родственники были участниками этой войны, но существует до сих пор, с такой же формой финансирования. С нашей стороны этим занимается организация «Военные мемориалы». Дело в том, что Калининградская область, которая до 1945 года относилась все-таки к территориям Германии, имеет множество захоронений: жертв и второй войны, и первой. И немцев, и русских. Немецкое население с советской территории в свое время выдворили. Всех, за исключением, разумеется, мертвых. Мертвые так до сих пор лежат в земле, только с каждым годом все меньше их следов. Я имел возможность съездить на некоторые из таких кладбищ.

Во-первых, их много. И большинство из них не являются оформленными - кости просто лежат под землей. Об одних ничего вообще не известно, другие застроены городами, поселками или относятся к сельхозугодьям и на них произрастают полезные для людей культуры или пасутся стада. Наконец, третьи, и это меньшинство, все-таки похожи на кладбища. Вот, Гаврилово. Это почти уже граница с Польшей. Но это мелкий вопрос и относится он скорее с ритуалам христианства на этой земле. Но меня интересует есть ли тайна реинкарнации? Оказывается да! Приведу следующий пример из сегодняшней жизни.

Есть жизнь Тибета и есть духовный лидер Тибета – Далай Лама 14-й. Так вот именно он вызывает сейчас в наше время на спор о реинкарнации. Есть ли она или ее нет. И кого он вызывает? Руководство самого Китая! Он утверждает, что если реинкарнация есть, то он готов добровольно уйти из жизни и направленно воплотиться в ребенке Тибета. Каково, это слушать догматическим христианам? Я сам лично расспрашивал вьетнамца, у которого тренировался кунг-фу. Его звали Ван-Хиеу. Он мне рассказал о ритуале нахождения нового Далай ламу в Тибете. Да он очень сложный и уже происходил целых 14 раз. Вот вам и доказательство реинкарнации. Ну, а теперь вернемся на нашу грешную землю, которая вытерпела очень большое количество войн, как внешних так и гражданских. А значит и имеет в земле несметное число братских могил. К чему бы это было для Эволюции души нашего человека? А теперь представим следующую гипотезу.
А, что если эти самые братские могилы используются Эволюцией души для синтеза психических качеств человека? То есть, если этой самой Эволюции необходимо объединить или синтезировать сложный набор качеств души (см. квадрат Пифагора) того народа, который проживает на данной территории земли (например, наши славянские народы), то загодя создаются условия возникновения войны. В результате, появляется множество братских могил. А теперь вспомним о Далай ламе 14-том. Одна из тайн реинкарнации заключается в том, что умершая телом душа обычно возрождается примерно в радиусе 300 км. От места захоронения. А, что если было необходимо синтезировать славянские народы с немцами? Каково предположение? Но тогда еще одна тайна и более ШОКИРУЮЩАЯ. Согласно этой гипотезе, на нашей земле после Великой Отечественной Войны должны рождаться души немцев, которые здесь погибли? И я вам отвечу – Утвердительно!

Тело и гражданство славянское, а душа немецкая. Каково при этом не сойти с УМА? Я пока не сошел с ума и расскажу вам несколько примеров из моей жизни. Лет 10 назад будучи на научной конференции по психологии, ко мне подошел один обычный мужчина лет 40. Он попросил у меня визитку и больше не подходил. Прошло более месяца и вдруг он позвонил ко мне и уже сидит у меня дома на диване. То, что он рассказал было мягко говоря, необычно. Оказывается он человек определенной миссии, которая заключается в поиске на нашей земле людей с душами немцев и особенно эсесовцев. Каково мне было это слыть? Я спросил его. А как вы их находите? Ответ был эзотерический. И меня многие поймут. Есть такие приборы, которые называются «Цилиндры Фараона». Так вот с помощью этих цилиндров он определяет души немцев, которые воплотились уже в нашем народе. Каково? Прошло еще лет 5 после этой встречи. И вот однажды на встрече Нового года к нам клуб приходит некий дядька, которого называю генералом. Многие за столом произносят тосты приятные. И вот, когда очередь дошла до меня и я произнес тост. И каково было для меня и всех других неожиданно то, как среагировал на мою речь этот незнакомый мне генерал. Он вдруг начал меня ругать, даже каким то, измененным голосом! Каково? Ну мы этот эксцесс не поняли и просто замяли. А в конце праздника многие наши дамы увязались к генералу поехать на дачу. Поехала и моя знакомая. Позже она мне рассказала шокирующую историю. Когда она осматривала дачу хозяина, то почувствовала некую энергию ужаса. Насторожилась и посмотрела, что там за дверью? И увидела настоящую окровавленную плетку и железными наконечниками. Включила свои способности и увидела этого генерала, который этой плеткой бьет своего сына! Каково? Прошло несколько недель после этого случая, И в от по новостям я узнаю, что в нашем городе возник пожар в супермаркете. Как только возник пожар вызвали пожарных. Но оказывается был один герой из менеджеров супермаркета, который в одиночку кинулся и начал тушить пожар. И погиб! Потом я узнал, что этим героем и был сын этого самого пожилого генерала. Как это понимать? Прошло еще несколько лет и вот однажды меня пригласили на собрание Уфологов нашего города. Я не специалист по этим делам но просто пошел из любопытства своими руками пощупать металл прямо с летающей тарелки. Прихожу и знакомлюсь с обычным мужиком из деревни. Оказывается, возне них приземлилась тарелка и уже лет 15 он летает на ней периодически. Так вот пилот этой тарелки – немка, дочка тех немцев, которые воевали на наше с вами земле. Этот мужичек из деревни многократно бывал во внутренней Земле. Каково? Я спрашиваю его ну, что ты там видел? Так он видел, что там живут две колонии немцев и наших волхвов, но на разных континентах. Сейчас внутренняя частота земли меняется в сторону повышения, поэтому они беспокоятся о том как им жить дальше. Вот такая история. И совсем недавно мне рассказывает один знакомый, который был на острове Хортица, это на Днепре. И в процессе медитации с ним связались все те же немцы! Интересовались, как у нас на поверхности идут дела? Знаете, человеку с не подготовленной психикой слушать такие рассказы довольно сложно. Но именно так все и происходит.

В заключении хотелось бы сказать, что теория реинкарнации и использования братских могил для эволюции душ, это новое научное направление анализа, но разумеется не для догматиков всех мастей, для которых обмен мыслей о духовном мире это есть табу. А вот как использовать квадрат Пифагора я расскажу в дальнейшей статье.

Нет похожих публикаций.

Весь стих пронизан идеей патриотизма.

В первые четыре строки умещено невероятное количество страдания, тоски, необъятного горя. В каждом слове горечь утраты самых мужественных и отважных, имена которых неизвестны и образ которых не сохранился, о которых мы можем говорить только в общем, обо всех разом. Их подвиги на расписаны, но героизм их от этого не уменьшен.

В следующих строках автор подчеркивает патриотизм каждого солдата, воевавшего за одно, за нашу землю, за нашу Родину. И каждый солдат с потерянным именем – герой. Бесстрашие воевавших победило врага и не сломлен дух ни каким горем, ни каким поражением.

В последнем четверостишие Высоцкий горит о невосполнимой, необъятной утрате, которая касается не каждого по-отдельности, а всех вместе. И нет меры великой скорби о смерти неизвестных героев.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Впервые о Владимире Высоцком заговорили в начале семидесятых. Его доходчивые и нехитрые песни-монологи привлекли к себе внимание самых разных людей....
  2. Внутреннее рабство, а в более широком смысле – предсказуемость поведения, шоры, “флажки” питают фатализм. Неспособность понять, что на белом свете...
  3. Стихотворение «Зарыты в нашу на века.. » изначально было песней, которая была написана в 1971 г. к фильму “Неизвестный, которого...
  4. В произведениях Высоцкого есть множество творческих находок, роднящих его с психодрамой. Знаменитая “Притча о правде и лжи” (1977), в которой...
  5. Хороводы связаны со многими календарными праздниками. В. И. Даль перечислил следующие хороводы (по календарю): радуницкие, троицкие, всесвятские, петровские, пятницкие, Никольские,...
  6. Еще одну тематическую группу песен Высоцкого можно было бы назвать условно сатирической. Условно, потому что социальная, политическая и философская сатира...
  7. Василий Теркин – главный герой одноименной поэмы. В его образ автор вложил черты настоящего русского духа и героизма. Даже фамилия...