Почему образ Гамлета - вечный образ? Образ Гамлета в трагедии Шекспира. II. Беседа по трагедии «Гамлет

«Гамлет» У. Шекспира давно разобрали на афоризмы. Благодаря напряженному сюжету, острым политическим и любовным коллизиям трагедия остается популярной вот уже несколько столетий. Каждое поколение находит в ней проблемы, присущие его эпохе. Неизменно привлекает внимание и философская составляющая произведения - глубокие размышления о жизни и смерти. Она подталкивает каждого читателя к своим выводам. Изучение пьесы предусмотрено и школьной программой. Ученики знакомятся с «Гамлетом» в 8 классе. Разбор его не всегда дается легко. Предлагаем облегчить работу, ознакомившись с анализом произведения.

Краткий анализ

Год написания - 1600-1601

История создания - Исследователи считают, что У. Шекспир заимствовал сюжет Гамлета из пьесы Томаса Кида, которая до сегодняшних дней не сохранилась. Некоторые ученые предполагают, что источником стала легенда о датском принце, записанная Саксоном Грамматиком.

Тема - Главная тема произведения - преступление ради власти. В ее контексте развиваются темы измены и несчастной любви.

Композиция - Пьеса организована так, чтобы полно раскрыть судьбу принца Гамлета. Она состоит из пяти актов, каждый из которых представляет определенные составляющие сюжета. Такая композиция позволяет последовательно раскрыть главную тему, акцентировать внимание на наиболее важных проблемах.

Жанр - Пьеса. Трагедия.

Направление - Барокко.

История создания

Анализированное произведение У. Шекспир создал в 1600-1601 гг. Существует две основные версии истории создания «Гамлета». Согласно первой, источником сюжета послужила пьеса Томаса Кида, автора «Испанской трагедии». Произведение Кида до наших дней не сохранилось.

Многие литературоведы склоняются к мнению, что сюжет шекспировской трагедии восходит к легенде о короле Ютландии, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком в книге «Деяния данов». Главный герой этой легенды - Амлет. Его отца убил родной брат, позавидовав богатству. Совершив убийство, он женился на матери Амлета. Принц узнал о причине смерти отца и решил отомстить дяде. Шекспир детально воспроизвел эти события, но в сравнении с первоисточником, уделил больше внимания психологии персонажей.

Пьеса У. Шекспира была поставлена в год написания в театре «Глобус».

Тема

В«Гамлете» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы .

Мотивы измены, преступления, любви всегда были распространены в литературе. У. Шекспир умел подмечать внутренние колебания людей и ярко передавать их при помощи слова, поэтому он не мог остаться в стороне перечисленных проблем. Главная тема «Гамлета» - преступление, совершенное ради богатства и власти.

Основные события произведения развиваются в замке, принадлежащем семье Гамлета. В начале пьесы читатель узнает о том, что по замку бродит призрак. Гамлет решает встретиться с мрачным гостем. Он оказывается призраком его отца. Привидение рассказывает сыну, кто его убил и просит отомстить. Гамлету кажется, что он сошел с ума. На том, что увиденное - правда, настаивает друг принца Гораций. После долгих размышлений и наблюдений за новым правителем, а им стал дядя Гамлета Клавдий, убивший своего брата, молодой человек решается на месть. В голове его постепенно созревает план.

Король догадывается, что племянник знает о причине смерти отца. Он подсылает к принцу его друзей, чтобы те все разузнали, но Гамлет догадывается об этой измене. Герой притворяется сумасшедшим. Самое светлое во всех этих событиях - любовь Гамлета к Офелии, но и ей не суждено сбыться.

Как только появляется возможность, принц при помощи трупы актеров разоблачает убийцу. Во дворце разыгрывают пьесу «Убийство Гонзаго», в которую Гамлет добавляет реплики, демонстрирующие королю, что его преступление раскрыто. Клавдию становится плохо, и он покидает зал. Гамлет хочет поговорить с матерью, но случайно убивает приближенного вельможу короля, Полония.

Клавдий хочет сослать племянника в Англию. Но Гамлет узнает об этом, хитростью возвращается в замок и убивает короля. Отомстив, Гамлет умирает от яда.

Наблюдая за событиями трагедии нетрудно заметить, что в ней представлен внутренний и внешний конфликт. Внешний - отношение Гамлета с обитателями родительского двора, внутренний - переживания принца, его сомнения.

В произведении развивается идея о том, что всякая ложь рано или поздно раскрывается. Основная мысль - человеческая жизнь слишком коротка, поэтому не стоит тратить время на то, чтобы опутывать ее ложью и интригами. Это то, чему учит пьеса читателя и зрителя.

Композиция

Особенности композиции продиктованы законами организации драмы. Произведение состоит из пяти актов. Сюжет раскрывается последовательно, его можно разделить на шесть частей: экспозиция - знакомство с героями, завязка - встреча Гамлета с призраком, развитие событий - путь принца к мести, кульминация - наблюдения за королем во время пьесы, Гамлета пытаются сослать в Англию, развязка - смерть героев.

Событийная канва прерывается философскими размышлениями Гамлета о смысле жизни, о смерти.

Главные герои

Жанр

Жанр «Гамлета» - это пьеса, написанная как трагедия, так как все события сконцентрированы вокруг проблем убийства, смерти и мести. Развязка произведения трагичная. Направление пьесы Шекспира «Гамлет» – барокко, поэтому произведению присущи обилие сравнений и метафор.

Личность принца Гамлета, одного из известнейших героев Шекспира, до сих пор вызывает споры как среди литературоведов, так и среди читателей. Одни считают этого героя чересчур нежным, нерешительным. Появилось даже такое понятие — «гамлетизм». Оно характеризует людей, сомневающихся в своём праве на крутые действия (сейчас это модно называть «комплексом»). Сторонники другой точки зрения видят в Гамлете едва ли не гладиатора, стоического борца с мировым злом. Так кто же прав? Попробуем посмотреть на Гамлета беспристрастно.

Жизнь принца Датского до поры до времени была безмятежной: он вырос в семье, озарённой взаимной любовью родителей, был окружён друзьями и влюблён в прелестную девушку, которая отвечала ему взаимностью. Впереди его ждал датский трон и, возможно, великое будущее. И вдруг привычный мир, в котором Гамлет чувствовал себя защищённым, начал рушиться. Неожиданно в расцвете лет умирает его отец, царствовавший монарх. В душе принца ещё не утихла горечь утраты, а жизнь наносит ему второй удар: мать Гамлета, королева Гертруда, скоропалительно выходит замуж за Клавдия — брата покойного короля. И, наконец, явившийся из небытия Призрак отца рассказывает ему всю правду о случившемся («Змей, поразивший твоего отца, надел его венец...») и призывает принца к мести.

До этих страшных событий Гамлет вовсе не был наивным, но, как это свойственно молодости, жизнь виделась ему в розовом свете. Беды, обрушившиеся на принца, развеяли эти иллюзии. Гамлет остался один на один с ханжеской и лицемерной реальностью, где властвуют жестокость, ненависть и похоть. В связи с этим у него возникают вопросы, которые важны для всякой мыслящей личности, и главным среди них предстаёт вопрос о природе человека.

В представлении Гамлета, человек есть центр мироздания, совершеннейшее из всех живых существ. В качестве идеала принц представляет себе отца («Он человек был, человек во всём...») и своего друга Горацио, который вызывает уважение тем, что он не «раб страстей» («кровь и разум» в нём «отрадно слиты»).

Однако Гамлет видит, что окружающие его люди: действующий король Клавдий («вор, своровавший власть и государство»), услужливый Полоний («жалкий, суетливый шут»), бывшие друзья Гамлета Гильденстерн и Розенкранц, которые становятся шпионами Клавдия, — отличаются лицемерием и подлостью. Мысль о том, что к миру зла оказалась причастной и его мать, ещё более усиливает разлад в душе Гамлета. Нет, Гертруду нельзя назвать преступницей, но, по его мнению, на ней лежит тяжкая моральная вина: она вторично вышла замуж, «башмаков не износив, в которых шла за гробом», а ведь, казалось, так любила супруга при жизни!

Но соответствует ли сам Гамлет тому идеалу человека, который он провозглашает? По-моему, ответ на этот вопрос следует искать не столько в словах главного героя, сколько в его поступках. Убедившись в виновности Клавдия, Гамлет берёт на себя роль мстителя, но с самим актом возмездия не торопится. Что мешает ему? Мне кажется, что основная причина медлительности Гамлета скрыта в его натуре: ему претит совершать зло даже в отмщение. Именно в этот момент он ставит перед собой вопрос: Быть иль не быть...

Наконец, Гамлет принимает решение: «О мысль моя, отныне ты должна кровавой быть, иль прах тебе цена!..». В результате он оказывается виновным в смерти нескольких человек: убит Полоний, отправлены на верную смерть Розенкранц и Гильденстерн, от руки Гамлета погибают Лаэрт и Клавдий. В каком-то смысле на совести принца лежит и смерть Офелии. Если рассматривать цепь этих смертей как отмщение за гибель родного человека, невольно задаёшься вопросом: а не велико ли возмездие? Ведь в смерти его отца повинен только Клавдий!

Но можно ли считать главной целью Гамлета месть? Будучи человеком мыслящим, он прекрасно понимает, что зло сосредоточено не в одном Клавдии. «Подгнило что-то в Датском государстве», — уже в первом акте трагедии говорит офицер Марцелл, один из второстепенных персонажей пьесы. Гамлет считает своим долгом вступить в противоборство с несправедливостью, царящей в мире, то есть он преследует благородные цели, и потому, на мой взгляд, остаётся нравственно чистым. Зло, которое он причинил своим противникам, — лишь ответ на их козни. Совсем не случайно Фортинбрас приказывает хоронить Гамлета как героя («Пусть Гамлета поднимут на помост, как воина...»).

Гамлет первым из своего окружения увидел несовершенство мира, он осознаёт своё одиночество, понимает своё бессилие и всё-таки вступает в противоборство. И этим он вызывает бесспорное уважение.

Хотя гибель человека трагична, все же трагедия имеет свое содержанием не смерть, а моральную, нравственную гибель человека, то, что привело его на роковой путь, заканчивающийся гибелью.

В этом случае истинная трагедия Гамлета состоит в том, что он, человек прекраснейших душевных качеств, надломился. Когда увидел ужасные стороны жизни - коварство, измену, убийство близких. Он утратил веру в людей, любовь, жизнь утратила для него свою ценность. Притворяясь безумным, он на самом деле находится на грани сумасшествия от сознания того, насколько чудовищны люди, - предатели, кровосмесители, клятвопреступники, убийцы, льстецы и лицемеры. Он обретает мужество для борьбы, но на жизнь он может смотреть только со скорбью.

Что послужило причиной душевной трагедии Гамлета? Его честность, ум, чувствительность, вера в идеалы. Будь он подобен Клавдию, Лаэрту, Полонию, он мог бы жить, как они, обманывая, притворяясь, приспособляясь к миру зла.

Но мириться он не мог, а как бороться, и главное, как победить, уничтожить зло, - он не знал. Причина трагедии Гамлета, таким образом, коренится в благородстве его натуры.

Трагедия Гамлета есть трагедия познания человеком зла. До поры до времени существование датского принца было безмятежным: он жил в семье, озаренной взаимной любовью родителей, сам полюбил и пользовался взаимностью прелестной девушки, имел приятных друзей, с увлечением занимался науками, любил театр, писал стихи; впереди его ждало великое будущее - стать государем и править целым народом. Но вдруг все началось рушиться. В рассвете лет умер отец. Не успел Гамлет пережить горе, как его постиг второй удар: мать, казалось, так любившего его отца, меньше чем через два месяца вышла замуж за брата покойного и разделила с ни трон. И третий удар: Гамлет узнал, что отца убил собственный брат, чтобы завладеть короной и женой.

Удивительно ли, что Гамлет испытал глубочайшее потрясение: ведь на его глазах рухнуло все, что делало для него жизнь ценной. Он никогда не был столь наивен, чтобы думать, будто в жизни не бывает несчастий. И все же мысль его питалась во многом иллюзорными представлениями.

Потрясение, испытанное Гамлетом, пошатнули его веру в человека, породили раздвоенность его сознания.

Гамлет видит две измены людей, связанных семейными и кровными узами: его матери и брата короля. Если уж люди, которые должны быть ближе всего преступают законы родства, то чего же можно ожидать от других? В этом корень резкого изменения отношения Гамлета к Офелии. Пример матери приводит его к печальному выводу: женщины слишком слабы, чтобы выдержать суровые испытания жизнью. Гамлет отрекается от Офелии еще потому, что любовь может отвлечь его от задачи мести.

Гамлет готов к действиям, но положение оказалось более сложным, чем можно было бы представить. Непосредственная борьба против зла на некоторое время становится невыполнимой задачей. Прямой конфликт с Клавдием и другие события, развертывающиеся в пьесе, уступают в своей значительности духовной драме Гамлета, выдвинутой на первый план. Понять ее смысл невозможно, если исходить только из индивидуальных данных Гамлета или иметь в виду его стремление отомстить за убийство отца. Внутренняя драма Гамлета состоит в том, что многократно терзает себя за бездействие, понимает, что словами делу не поможешь, но конкретно ничего не предпринимает.

Вы прочитали великую трагедию Шекспира. Что нам известно о Гамлете? Шекспировский герой находится от нас на расстоянии нескольких веков, и что нам за дело до датского принца, другое время?

Однако мы люди и значит наделены воображением и способностью мысленно путешествовать в пространстве времени. Представим себе, как молодой человек беспечно жил вместе с такой же беспечной студенческой молодежью в университетском городе Виттенберге. Он слушал лекции, проходил курс наук, обязательных тогда для образованного человека, был не прочь покутить на дружеских пирушках, недаром он говорит своему товарищу по университету Горацио: «Пока вы здесь, мы вас научим пить». Он жил, как жили многие молодые люди его круга. У него был отец, здравствующий и преуспевающий король, которого он уважал, была мать, которую он любил, были друзья, с которыми было легко и весело, жизнь была довольно простой и ясной.

И вдруг все рухнуло. Не стало отца. Мать, так любившая мужа и любимая им («Он мать мою так нежил, / Что ветрам неба не дал бы коснуться / Ее лица»), становится женой другого. Представления о мире, казавшемся прекрасным и гармоничным, исчезли:

Боже! Боже!

Каким докучным, тусклым и ненужным

Мне кажется все, что ни есть на свете!

О, мерзость!..

Понятна скорбь Гамлета по отцу и досада, недоумение, вызванные скоропалительным новым замужеством матери. Но что заставило в корне изменить представления о мире? Гамлету является призрак и открывает тайну смерти его отца. Оказывается, он не просто умер, а был подло убит братом: «Был рукою брата я во сне / Лишен короны, жизни, королевы» Призрак отца призывает Гамлета к отмщению. Душа Гамлета в смятении, мир во всем своем трагизме открылся перед ним, превратив беспечного юношу в страждущего философа.

Что же увидел Гамлет своим новым взором? Что услышал новым слухом?

На вопрос Полония, что он читает, Гамлет отвечает: «Слова, слова, слова». Всюду - слова, т. е. прикрытая словами ложь. Врут цари и министры, врут дипломаты, врут поэты, слагающие дифирамбы сильным мира сего, врут купцы и чиновники. Всюду амбиции, тщеславие, желание не быть, а казаться. Гамлету чужда ложь. Он говорит матери:

Мне «кажется» неведомы. Ни мрачность

Плаща на мне, ни платья чернота,

Ни хриплая прерывистость дыханья,

Ни слезы в три ручья, ни худоба,

Ни прочие свидетельства страданья

Не в силах выразить моей души.

Вот способы казаться, ибо это

Лишь действия, и их легко сыграть,



Моя же скорбь чуждается прикрас

И их не выставляет напоказ.

Гамлет и Клавдию, своему дяде, а теперь и отчиму говорит о том же: «Я не хочу того, что кажется»:

Как возникла версия о сумасшествии Гамлета?

Гамлет перестает верить кому бы то ни было. Если родной дядя оказывается убийцей отца, а мать выходит замуж за убийцу, если недавние друзья Розенкранц и Гильденстерн оказываются предателями, на кого можно положиться? Даже милая, наивная Офелия становится невольным орудием в руках своего отца Полония - орудием, направленным против Гамлета.

Гамлет один противостоит миру зла: «Быть честным - по нашим временам значит быть единственным из десяти тысяч». Вокруг почти все такие, как Клавдий и Полоний. Они привыкли лицемерить, лгать, «казаться», прикрываться словами. Гамлет хочет разорвать эту лживую оболочку слов, узнать, что скрывается за ней. Конечно, он представляется странным, непонятным, даже опасным «нормальным» людям, привыкшим жить в благоразумной лжи.

Так рождается версия о сумасшествии принца, которую усиленно поддерживают король и Полоний. Сам Гамлет подхватывает эту версию тоже и начинает играть навязанную ему роль. В обществе всякий, выступивший против принятых норм, выглядит сумасшедшим. Безумие Гамлета - возможность говорить правду.

Каков Гамлет на самом деле?

Гамлет умен, проницателен, широко образован, натура глубокая, легкоранимая, артистичная. Речь его остроумна и парадоксальна: «Заключите меня в скорлупу ореха, и я буду чувствовать себя повелителем бесконечности. Полоний замечает: «Как проницательны подчас его ответы! Находчивость, которая часто осеняет полоумных и которой люди в здравом уме иногда лишены». Гамлет - философ. Он словно проникает в суть вещей: «Сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке».

Сам о себе Гамлет говорит Офелии: «Я стольким бы мог попрекнуть себя, что лучше бы моя мать не рожала меня. Я очень горд, мстителен, самолюбив... Все мы кругом обманщики. Не верь никому из нас Офелия, не понимая, что делается с Гамлетом, горестно восклицает:



Какого обаянья ум погиб!

Соединенье знанья, красноречья

И доблести, наш праздник, цвет надежд,

Законодатель вкусов и приличий,

Их зеркало... всё вдребезги. Всё, всё...

Читаем монолог Гамлета (акт III, сцена 4): «Быть или не быть - вот в чем вопрос».

Что мучает Гамлета?

«Быть или не быть» - знаменитый гамлетовский вопрос. Мир человеческий ужасен, и сама жизнь сплетена из фальши, лжи, жестокости. Так что же делать? «Умереть. Забыться... Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ». Что там, за пределами земного бытия? Как вести себя по отношению к вселенскому злу? Есть два пути. Первый - смириться со злом, как с неизбежным: «Мириться лучше со знакомым злом, / Чем бегством к незнакомому стремиться!» Второй – презрев все опасности, вступить со злом в борьбу.

Гамлет избирает второй путь - восстать, вооружиться, победить. Главный враг - Клавдий, убийца его отца, прежде всего против него направлена месть Гамлета.

Какие трагические события повлекли за собой решение Гамлета?

Шпага Гамлета, направленная против короля, пронзает Полония, прятавшегося, как крыса, за ковром. Смерть Полония привела к сумасшествию, а затем и гибели Офелию, заставила Лаэрта драться с Гамлетом на дуэли. По ходу трагедии гибнут Розенкранц и Гильденстерн, попавшиеся в собственную ловушку. Погибает королева, ошибкой выпившая отравленное вино, предназначенное королем для Гамлета. Наконец, шпага Гамлета настигает главного виновника всех бед - Клавдия. Оба участника дуэли - Лаэрт и Гамлет - погибают.

Кто же виноват в этой трагической цепи смертей? Гамлет, который поклялся отомстить за своего отца?

Трагично само существование мыслящего человека, его внутренние противоречия, борьба с самим собой. Гамлет не просто мстит, он восстанавливает справедливость, пытается это сделать в одиночку. Убийство Клавдием отца Гамлета влечет за собой другие смерти. Гамлет сожалеет о том, что убил Полония. Он понимает: «Несчастья начались, готовьтесь к новым». Судьба самого Гамлета была решена уже тогда, когда он сделал выбор - восстать, отомстить.

Зачем Гамлет затеял представление бродячих актеров?

Гамлет не хочет быть слепым орудием мести. Ему надо убедиться, что призрак не ошибся. Чтобы уличить Клавдия в убийстве отца, Гамлет придумывает сценическое представление, в котором показано, как происходило убийство. Гамлет действует с актерами как режиссер, расписывая их роли. Во время представления он наблюдает за лицом Клавдия, ищет доказательства его вины и получает их. Клавдий смущен, а значит, разоблачен и понимает это. Теперь племянник - его враг, он должен погибнуть.

Понятны ли вам резкость и жестокость Гамлета по отношению к матери (акт III сцена 4)? Вправе ли он судить ее?

Гамлетом движет оскорбленное достоинство, он не может простить матери, что она, овдовев, так быстро вышла замуж. Он упрекает ее в том, что она не видит очевидного ничтожества Клавдия в сравнении с отцом, отмеченным «печатью... божества / В знак подлинности человека». Гертруда, слушая Гамлета, приходит в смятение: «Ты повернул глаза зрачками в душу, / А там повсюду пятна черноты, / И мне их нечем смыть!» Она тревожится за сына: «Ты знаешь сам, что я скорей умру, / Чем соглашусь предать тебя». Трагедия королевы в том, что ее «сердце рвется пополам». Она не знает того, что известно Гамлету. Гертруда верит, что Гамлет помешался, но его упреки рвут ей душу. Она переживает за сына и испытывает муки совести, которую пробудил Гамлет.

«Не посягай на мать. Судья ей бог / И совести глубокие уколы», - это призрак сказал Гамлету еще при первом своем явлении. Призрак, которого видит Гамлет и который невидим королеве, охраняет ее, явившись укрепить решимость сына: «Но посмотри, что с матерью твоей. / Она не в силах справиться с ударом. / Безвольные страдают больше всех». Видимо, безволие, точнее, подчиненность чужой воле, и есть главная черта Гертруды, которая приносит ей страдания.

Для чего Гамлет подвергает испытанию любовь Офелии? Почему, любя ее, предлагает ей уйти в монастырь?

Гамлет сомневается в благородстве человеческой натуры, а после измены матери - и в прочности женской любви: «О, женщины! Вам имя - вероломство!» Офелия - послушная дочь, она доверяет отцу, который использует ее в своих целях. Наконец Офелия понимает, что стала участницей заговора (акт III, сцена 1; акт IV, сцена 5). Офелия чиста и доверчива. В мире, где все лгут, ей нет места. Она обречена и гибнет.

III. Слово учителя (или сообщения учеников) об оценке «Гамлета» критиками

Об Офелии проникновенно писал Белинский в статье «Гамлет», драма Шекспира»: «Офелия в драме второе лицо после Гамлета... Представьте себе существо кроткое, гармоническое, любящее, в прекрасном образе женщины; существо, которое совершенно чуждо всякой сильной потрясающей страсти, но которое создано для чувства тихого, спокойного, но глубокого; существо, которое не способно вынести бурю бедствия, которое умрет от любви отверженной или, что еще скорее, от любви, сперва разделенной, а после презренной, но которое умрет не с отчаянием в душе, а угаснет тихо, с улыбкой и благословением на устах, с молитвою за того, кто погубил его; угаснет, как угасает заря на небе в благоуханный майский вечер: вот вам Офелия».

В той же статье Белинский обвиняет Гамлета в слабости и нерешительности: «Что привело его в такую ужасную дисгармонию, ввергло в такую мучительную борьбу с самим собою? – несообразность действительности с идеалом жизни: вот что. Из этого вышла и его слабость и нерешительность».

А вот мнение о Гамлете И. С. Тургенева: «Он весь живет для самого себя, он эгоист, он скептик, и вечно возится и носится с самим собою».

С русскими критиками спорит Гете. Он считает, что Гамлет «прекрасное, чистое благородное, высоконравственное существо».

С чьим мнением вы могли бы согласиться? Каково ваше собственное мнение о Гамлете? (Обсуждение.)

Да, Гамлет терзался сомнениями, но он сделал выбор и прошел по избранному пути до конца. А сделать подобное может только сильный человек.

Размышляя о трагедии Шекспира, о Гамлете, мы не столько решаем вопросы, сколько учимся ставить их. Это вопросы, которые волновали людей много веков назад и будут волновать, пока существует человечество.

Введение.

Прекрасные творения мастеров прошлого доступны всем. Но не достаточно прочитать их, чтобы художественные достоинства открылись сами собой. У всякого искусства есть свои приемы и средства. Ошибается тот, кто думает, будто впечатление, производимое «Гамлетом» и другими подобными произведениями, нечто естественное и само собой разумеющееся. Воздействие трагедии обусловлено искусством, которым владел ее создатель.

Перед нами не литературное произведение вообще, а определенный род его
— драма. Но и драма драме рознь. «Гамлет» особая разновидность ее — это трагедия, притом трагедия поэтическая. Изучение этой пьесы нельзя связать с вопросами драматургии.

Стремясь постигнуть идеальный смысл, духовное значение и художественную силу «Гамлета», нельзя оторвать фабулу трагедии от ее идеи, обособить действующие лица и рассматривать и в отрыве друг от друга.
Особенно неверно было бы выделить героя и говорить о нем в не связи с действием трагедии. «Гамлет» не монодрама, а сложная драматическая картина жизни, в которой показаны разные характеры во взаимодействии. Но бесспорно, что действие трагедии построено вокруг личности героя.

Трагедия Шекспира «Гамлет принц датский», наиболее знаменитая из пьес английского драматурга. По мнению многих высокоавторитетных ценителей искусства, это одно из самых глубокомысленных творений человеческого гения, великая философская трагедия. Недаром на разных этапах развития человеческой мысли люди обращались к «Гамлету», ища в нем подтверждение взглядов на жизнь и мировой порядок.

Однако «Гамлет» привлекает не только тех, кто склонен размышлять о смысле жизни вообще. Произведения Шекспира ставят острые моральные проблемы, имеющие отнюдь не отвлеченный характер.

Основная часть.

1). История сюжета.

Легенду о «Гамлете» впервые записал в конце ХII века датский летописец
Саксон Грамматик. Его «История датчан», написанная, на латинском языке была напечатана в 1514 году.

В древние времена язычества — так рассказывает Саксон Грамматик — правитель Ютландии был убит во время пира своим братом Фенгом, который затем женился на его вдове. Сын убитого, молодой Гамлет решил отомстить за убийство отца. Чтобы выиграть время и казаться безопасным, Гамлет решил притвориться безумным. Друг Фенга хотел это проверить, но Гамлет опередил его. После неудачной попытки Фенга уничтожить принца руками английского короля, Гамлет восторжествовал над врагами.

Более чем полвека спустя французский писатель Бельфоре изложил ее на своем языке в книге «Трагических историй» (1674). Английский перевод повествования Бельфоре появился лишь в 1608 году, семь лет спустя после того, как «Гамлет» Шекспира был поставлен на сцене. Автор дошекспировского
«Гамлета» неизвестен. Предполагают, что им был Томас Кид (1588-1594), славившийся как мастер трагедии мести. К сожалению, пьеса не сохранилась и можно лишь строить предположения о том, как ее переработал Шекспир.

И легенде, и в новелле, и в старой пьесе о Гамлете главной темой была родовая месть, которую совершает датский принц. По иному осмыслил этот образ Шекспир.

Гамлет начал новую жизнь в его драме. Выйдя из глубины веков, он стал современником Шекспира, поверенным его помыслов и мечтаний. Автор мысленно пережил всю жизнь своего героя.

Вместе с датским принцем Шекспир мысленно перелистывая десятки старинных и новых книг в библиотеке Виттенбергского университета, центра средневековой учености, пытаясь проникнуть в тайны природы и человеческой души.

Все рос его герой и незаметно выходил из границ своего средневековья и приобщал к мечтам и спорам людей, читавших Томаса Мора, людей веривших в могущество человеческого ума, в красоту человеческих чувств.

Сюжет трагедии, заимствованный из средневековой легенды о Гамлете, принце датском, возлагает на героя заботы и обязанности, не связанные с трагедией гуманизма, возрождения. Принц обманут, оскорблен, обокраден, он должен отомстить за коварное убийство отца, вернуть себе корону. Но какие бы личные задачи не решал Гамлет, какими бы муками не мучался, — во всем сказывается его характер, его умонастроение, а через них, духовное состояние, испытанное, вероятно, самим Шекспиром и многими его современниками, представителями молодого поколения: это состояние глубочайшей потрясенности.

В эту трагедию Шекспир вложил все мучительные вопросы своего века, и его Гамлет перешагнет через столетия и протянет руку потомкам.

Гамлет стал одним из самых любимых образов мировой литературы. Более того, он перестал быть персонажем старинной трагедии и воспринимается как живой человек, хорошо знакомый многим людям, из которых чуть ли не каждый имеет о нем свое мнение.

2).Внутренняя драма Гамлета.

Хотя гибель человека трагична, все же трагедия имеет свое содержанием не смерть, а моральную, нравственную гибель человека, то, что привело его на роковой путь, заканчивающийся гибелью.

В этом случае истинная трагедия Гамлета состоит в том, что он, человек прекраснейших душевных качеств, надломился. Когда увидел ужасные стороны жизни — коварство, измену, убийство близких. Он утратил веру в людей, любовь, жизнь утратила для него свою ценность. Притворяясь безумным, он на самом деле находится на грани сумасшествия от сознания того, насколько чудовищны люди, — предатели, кровосмесители, клятвопреступники, убийцы, льстецы и лицемеры. Он обретает мужество для борьбы, но на жизнь он может смотреть только со скорбью.

Что послужило причиной душевной трагедии Гамлета? Его честность, ум, чувствительность, вера в идеалы. Будь он подобен Клавдию, Лаэрту, Полонию, он мог бы жить, как они, обманывая, притворяясь, приспособляясь к миру зла.

Но мириться он не мог, а как бороться, и главное, как победить, уничтожить зло, — он не знал. Причина трагедии Гамлета, таким образом, коренится в благородстве его натуры.

Трагедия Гамлета есть трагедия познания человеком зла. До поры до времени существование датского принца было безмятежным: он жил в семье, озаренной взаимной любовью родителей, сам полюбил и пользовался взаимностью прелестной девушки, имел приятных друзей, с увлечением занимался науками, любил театр, писал стихи; впереди его ждало великое будущее — стать государем и править целым народом. Но вдруг все началось рушиться. В рассвете лет умер отец. Не успел Гамлет пережить горе, как его постиг второй удар: мать, казалось, так любившего его отца, меньше чем через два месяца вышла замуж за брата покойного и разделила с ни трон. И третий удар:
Гамлет узнал, что отца убил собственный брат, чтобы завладеть короной и женой.

Удивительно ли, что Гамлет испытал глубочайшее потрясение: ведь на его глазах рухнуло все, что делало для него жизнь ценной. Он никогда не был столь наивен, чтобы думать, будто в жизни не бывает несчастий. И все же мысль его питалась во многом иллюзорными представлениями.

Потрясение, испытанное Гамлетом, пошатнули его веру в человека, породили раздвоенность его сознания.

Гамлет видит две измены людей, связанных семейными и кровными узами: его матери и брата короля. Если уж люди, которые должны быть ближе всего преступают законы родства, то чего же можно ожидать от других? В этом корень резкого изменения отношения Гамлета к Офелии. Пример матери приводит его к печальному выводу: женщины слишком слабы, чтобы выдержать суровые испытания жизнью. Гамлет отрекается от Офелии еще потому, что любовь может отвлечь его от задачи мести.

Гамлет готов к действиям, но положение оказалось более сложным, чем можно было бы представить. Непосредственная борьба против зла на некоторое время становится невыполнимой задачей. Прямой конфликт с Клавдием и другие события, развертывающиеся в пьесе, уступают в своей значительности духовной драме Гамлета, выдвинутой на первый план. Понять ее смысл невозможно, если исходить только из индивидуальных данных Гамлета или иметь в виду его стремление отомстить за убийство отца. Внутренняя драма Гамлета состоит в том, что многократно терзает себя за бездействие, понимает, что словами делу не поможешь, но конкретно ничего не предпринимает.

3).Месть Гамлета. Противоречие в поведении героя.

Гамлетовская рефлексия и колебание, ставшее отличительным признаком характера этого героя, вызвано внутренним потрясением от «моря бедствий», повлекшим за собой сомнение в нравственных и философских принципах, которые казались ему незыблемыми.

Дело ждет, а Гамлет медлит, не раз на протяжении пьесы Гамлет имел возможность покарать Клавдия. Почему, например, не наносит он удар, когда
Клавдий молится в одиночестве? Потому, установили исследователи, что в таком случае, согласно древним поверьям, душа попадает в рай, а Гамлету необходимо отправить ее в ад. В том-то и дело! Будь на месте Гамлета Лаэрт, он не упустил бы случая. «Оба света для меня презренны» – говорит он, и в этом трагизм его положения. Психологическая раздвоенность гамлетовского сознания носит исторический характер: ее причина – двойственное состояние современника, в сознании которого вдруг заговорили голоса и стали действовать силы других времен.

В «Гамлете» раскрываются нравственные муки человека, призванного к действию, жаждущего действия, но действующего импульсивно, только под давлением обстоятельств; переживающего разлад между мыслью и волей.

Когда Гамлет убеждается, что король учинит над ним расправу, он уже иначе рассуждает о разладе между волей и действием. Теперь он приходит к выводу, что «раздумывать чрезмерно об исходе» – «забвенье скотское иль жалкий навык».

Гамлет безусловно непримирим ко злу, но как с ним бороться, он не знает. Гамлет не осознает свою борьбу, как борьбу политическую. Она имеет для него преимущественно моральный смысл.

Гамлет – одинокий борец за справедливость. Он борется против своих врагов их же средствами. Противоречием в поведении героя является то, что для достижения цели он прибегает к тем же, если угодно, безнравственным приемам, что и его противники. Он притворяется, хитрит, стремится выведать тайну своего врага, обманывает и, как это не парадоксально, – ради благородной цели оказывается виновным в смерти нескольких лиц. За Клавдием есть вина в смерти только одного прежнего короля. Гамлет же убивает (правда ненамеренно) Полония, отправляет на верную смерть Розенкранца и
Гильденсона, убивает Лаэрта и, наконец, короля; он также косвенно виновен в смерти Офелии. Но в глазах всех он остается нравственно чистым, ибо преследовал благородные цели и зло, которое он совершал, всегда было ответом на козни его противников. Полоний гибнет от руки Гамлета.
Значит, Гамлет выступает мстителем за то самое, что он совершает по отношению к другому.

4).Быть или не быть.

Еще одна тема с большей силой возникает в пьесе — бренность всего сущего. Смерть царит в этой трагедии от начала до конца. Она начинается с появления призрака убитого короля, в ходе действия погибает Полоний, потом тонет Офелия, едут на верную смерть Розенкранц и Гильденстен, умирает отравленная королева, погибает Лаэрт, клинок Гамлета наконец достигает
Клавдия. Умирает и сам Гамлет, ставший жертвой коварства Лаэрта и Клавдия.

Это наиболее кровавая из всех трагедий Шекспира. Но Шекспир не стремился поразить сознание зрителя историей убийства, уход из жизни каждого из персонажей имеет свое особое значение. Наиболее трагична судьба
Гамлета, поскольку в его образе истинная человечность, соединенная с силой ума, находит самое яркое воплощение. Соответственно такой оценке его смерть изображена как подвиг во имя свободы.

Гамлет часто говорит о смерти. Уже вскоре после первого появления перед зрителями, он выдает затаенную мысль: жизнь стала так отвратительна, что он покончил бы с собой, если бы это не считалось грехом. О смерти размышляет он в монологе «Быть или не быть?». Здесь героя волнует сама тайна смерти: что она такое — или продолжение тех же мук, которыми полна земная жизнь? Страх перед неизвестностью, перед этой страной, откуда не возвращался ни один путник, нередко заставляет людей уклоняться от борьбы из опасения попасть в этот неведомый мир.

Гамлет сосредоточивается на мысли о смерти, когда, атакуемый упрямыми фактами, и тягостными сомнениями, не может по-прежнему упрочить мысль, в быстром течении все вокруг движется, и не за что зацепиться, даже не видно спасительно соломинки.

В монологе третьего акта (Быть или не быть) Гамлет четко определяет дилемму, перед которой он стоит:

….покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством?

Все тяжелее давит на его плечи бремя клятвы. Принц упрекает себя в излишней медленности. Дом мести отодвигается, тускнеет перед глубочайшими вопросами о судьбах века, о смысле жизни, которые встают перед Гамлетом во всю ширь.

Быть — для Гамлета это значит мыслить, верить в человека и действовать в согласии со своими убеждениями и верой. Но чем глубже он познает людей, жизнь, тем яснее видит торжествующее зло и осознает, что бессилен сокрушить его такой одинокой борьбой.

Разлад с миром сопровождается внутренним разладом. Былая вера Гамлета в человека, прежние его идеалы сокрушены, надломлены в столкновении с реальностью, но он не может отрешиться от них до конца, иначе он перестал бы быть собой.

Гамлет — человек феодального мира, призванный кодексом чести отомстить за смерть отца. Гамлет, стремящийся к целостности, переживает муки раздвоения; Гамлет, восстающий против мира — муки тюрьмы, чувствует на себе его оковы. Все это рождает непереносимую скорбь, душевную боль, сомнения.
Не лучше раз покончить со всеми страданиями. Уйти. Умереть.

Но Гамлет отвергает мысль о самоубийстве. Но не надолго. После того, как мщение совершилось, герой гибнет, в землю его сводит бремя, которое он не может ни снести, ни сбросить.

Испытывая отвращение к мерзкому Клавдию, предаваясь сомнениям, бессильный охватить события в их объективном движении, он идет к своей гибели, сохраняя высокое достоинство.

Гамлет уверен, что начальная повесть о его жизни нужна людям как урок, предостережение и призыв, — решителен его предсмертный наказ другу Горацио:
«Из всех событий открой причину «. Своей судьбой он свидетельствует о трагических противоречиях истории, трудной, но все более настойчивой ее работе по очеловечиванию человека.

Заключение.

Не смотря на мрачный финал, в трагедии Шекспира нет безысходного пессимизма. Идеалы трагического героя неистребимы, величественны, и его борьба с порочным, несправедливым миром должна послужить примером для других людей. Это придает трагедиям Шекспира значение произведений, актуальных во все времена.

В трагедии Шекспира две развязки. Одна непосредственно завершает исход борьбы и выражается в гибели героя. А другая вынесена в будущее, которое окажется единственно способным воспринять и обогатить несбывшиеся идеалы
Возрождения и утвердить их на земле. Трагические герои Шекспира испытывают особый подъем духовных сил, который тем более возрастает, чем опаснее их противник.

Таким образом, сокрушение социального зла составляет величайший личный интерес, величайшую страсть героев Шекспира. Вот почему они всегда современны.

Список использованной литературы:

1. Шекспир В. Избранное. В 2-х частях//Сост. авт. статей и коммент. А.

Аникст. — М., 1984г.

2. Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии Т.1: Пер. с англ.//Сост. Д.

Урнова — М., 1989г.

3. М.А. Барг. Шекспир и история. — М., 1976г.

4. Н.И. Муравьева. Зарубежная литература. — М., 1963г.

5. В. Шекспир. Трагедии — сонеты. М., 1968г.

6. М.В. Урнов, Д.М. Урнов. Шекспир. Движение во времени. – М., 1968г.

7. Зарубежная литература//Сост. В.А. Скороденко — М., 1984г.

8. В.А. Дубашинский. Вильям Шекспир. — М., 1978г.