В списках не значился героизм. «просто был выбор я или родина» (урок по роману б. васильева «в списках не значился»)

В. Быков - писатель, посвятивший все свое творчество Великой Отечественной войне. Он сам был участником этой войны, сам видел и прочувствовал то, о чем писал. Может быть, поэтому в его произведениях настолько правдив и искренен трагический облик Великой Отечественной.
Так, в повести Быкова «В списках не значился», посвященной героической обороне Брестской крепости, война показана глазами юноши - только что окончившего военное училище лейтенанта Коли Плужникова. Герою всего девятнадцать лет и он полон юношеских надежд и планов на будущее.
В первый день войны Колька - юный, растерянный и напуганный солдатик, сосредоточенно стирающий кровь с расцарапанной щеки. Здесь он видит и первую смерть - убит осколком товарищ Сальников, уговоривший Плужникова бежать из костела, осаженного немцами.
С этого момента сознание главного героя начинает меняться. Он винит себя за трусость, за то, что думал не о ходе боя, а о том, что будет рассказывать дома. Думаю, Плужникова нельзя судить за такие мысли, ведь человеку сложно осознать смерть - смерть противоречит человеческой природе.
Война заставляет людей взрослеть, раскрывает их истинную сущность. Так, удивительно меняется солдат Сальников. Из взъерошенного напуганного юнца он превращается в настоящего воина, отважно смотрящего в лицо смерти. Этот солдат сам вызывается идти под пули - за водой для раненых.
Такие люди живут для других, и смерть им не страшна: «человека победить невозможно, даже убив. Человек выше смерти. Выше». Поэтому, Сальников, так любивший жизнь, спасает своего товарища ценой собственной смерти. И этот пример – далеко не единственный. Вспомним хотя бы пограничника, заслонившего собой Плужникова или командира с перебитыми ногами, который подорвал себя, чтобы спасти других людей.
Быков показывает, что война отнимает самое дорогое, и не всегда этим самым дорогим оказывается жизнь. Так, Плужников нашел и потерял то, что дороже жизни, - любовь.
Совсем мимолетным было счастье Коли и его возлюбленной – девушки Мирры. Но их чувство было настоящим. Так, смертельно раненная, Мирра думала не о себе, а о том, как бы Николай не увидел этого. Она старается отползти от того места, где они расстались. Плужников так и не узнает, что Мирра погибла.
Автор правдиво показывает, как простые люди ковали Великую Победу – этого нельзя забывать. Но Васильев не идеализирует происходящее. На страницах произведения мы встречает не только самоотверженных героев, «тружеников войны», но и трусов, откровенных предателей. Истинными же героями книги являются русские солдаты, вынесшие на своих плечах бремя войны.
Повесть начинается с описания довоенного, мирного времени, когда Коля Плужников, окончивший военное училище, ехал домой навестить родных. Мы понимаем, что автор показывает героев в развитии, рисует влияние войны на них – всегда страшное и трагическое. Жизнь до войны и во время войны – два противоположных полюса. Васильев подчеркивает это, чередуя картины военного времени с описанием мирной жизни.
В лице Коли Плужникова автор показывает нам типичного героя того времени. Таких, как Плужников, были тысячи. На мой взгляд, Колька – образ идеальный, но в то же время вполне реальный для военного времени. Поэтому он не нуждается в имени, поэтому он «не обязателен в списках». Это человек, которого мы называет безымянным, да и дело не в имени, считает Васильев. Дело в том подвиге, который все эти «безымянные» люди совершили. Совершили, пожертвовав всем, заплатив за победу страшную цену.
В повести В. Быкова «В списках не значился» в полной мере показано трагическое лицо войны, противоестественное, противоречащее человеческой природе. Однако, в то же время, проявляющее лучшие качества человеческой натуры.
Жертва, которую русские люди принесли во имя Победы, не была напрасной. Миллионы безымянных солдат, те, «кто в списках не значился», отстояли свою Родину, свой народ, свою культуру. Думаю, величайшая радость – именно так прожить свою жизнь.


Повесть «В списках не значился» - взволнованное и патетическое повествование о подвиге одного из защитников Брестской крепости. О героях Бреста написано немало, и, конечно, вспоминается талантливая документальная книга С. С. Смирнова. Повесть Васильева также имеет документальную основу: писатель рассказал в эпилоге, из каких реальных брестских впечатлений возник замысел книги. Но реальные впечатления - лишь фундамент повести.
Быль здесь тесно переплелась с народной легендой о герое, имя которого - Николай и воинское звание - лейтенант, фамилия же осталась неизвестной.
Произведение создано в ином стилистическом ключе, чем повесть «А зори здесь тихие...», что вполне понятно и закономерно, так как его герой - личность легендарная, последний защитниктак и не склонившей головы крепости. Смерть героев - апофеоз свободы и бессмертия. Патетический финал - венок мужественному сыну непокоренной Родины, история, возведенная на уровень легенды.
Борис Васильев обычно предпочитает ситуации крайние, необьшновенные, на пороге жизни и смерти, мира и войны, сюжеты динамичные и усложненные, резкие психологические портреты. Подготовка к действию, введение или экспозиция отличаются краткостью. Не исключение и повесть «В списках не значился». О прошлом лейтенанта Плужникова сказано скупо и не без легкой иронии. Николай Плужников очень молод, и его эмоции и мечты, соответственно, очень молоды, как молодо и потому наивно, ясно, безоблачно отношение к жизни.
Война в один миг выветрила как прежние настроения, так и вполне понятное, естественное тщеславие молодого коман- дира Красной Армии. Николаю очень скоро пришлось узнать, что командир он еще плохой, а его первые действия на войне совершенно справедливо расцениваются как преступление, за которое полагается расстрел.
Наступает время беспощадного суда над собой. Юный лейтенант Плужников «умер» в первый же день войны, сразу став человеком без возраста, молодость которого сгорела без остатка в страшном и безжалостно уничтожающем иллюзии огне. Плужников, сполна уже заплатив по счёту войны, равнодушно отворачивается от своей новой командирской шинели, как от умершего прошлого. «Он сидел на полу, не шевелясь, упрямо думая, что совершил самое страшное - предал товарищей. Он не искал оправданий, не жалел себя - он стремился понять, почему это произошло». «Нет, я струсил не сейчас, - думал он. - Я струсил во вчерашней атаке. После неё я потерял себя, упустил из рук командование. Я думал о том, что буду рассказывать. Не о том, как буду воевать, а что буду рассказывать...»
Николай Плужников стал бойцом невидимой армии ночных мстителей Бреста-неуловимых и, казалось, заговоренных от смерти. «Израненные, опаленные, измотанные жаждой и боями скелеты в лохмотьях поднимались из-под кирпичей, выползали из подвалов и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал остаться на ночь. И немцы боялись ночей».
Герои Бреста «умирали, не срамя», приближая в страшные первые месяцы войны еще далекий день победы. Они знали, что обречены, но продолжали сражаться, бросая вызов смерти. Умирали непобежденными. «Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя», - говорит Плужников. Эти слова - не красивая фраза, не патетическая декламация, а героическая формула Брестской эпопеи, а также - пророческое предвидение лейтенантом Плужниковым собственной судьбы. «Он упал на спину навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертью смерть поправ».
Политрук, фельдшер, старшина, завещавший Плужни- кову перед смертью знамя полка, - звенья единой, прочной и вечной цепи. Николай с отчаяньем кричит в первый день войны: «Пустите! Я в полк должен! В полк! Я же в списках еще не значусь!» Не суждено было Плужникову найти свой полк и быть зачисленным в списки. В апрельские дни 1942 года, после десяти месяцев немыслимых испытаний, великих потерь и побед он уже не думает ни о списках, ни о личной славе. Не сожалеет и о том, что его имя затеряется в бесконечном списке безымянных героев, неизвестных солдат. «Он уже не ощущал своего "я", он ощущал нечто большее - свою личность... И спокойно сознавал, что никому и никогда не будет важно, как именно звали эту личность, где и как она жила, кого любила и как погибла. Важным было одно - важным было то, что звено, связывающее прошлое и будущее в единую цепь времени, было прочным».
Лейтенант Николай Плужников имел высшее, подвигом данное право так думать. Но в одном он ошибся - потомкам вовсе не безразлично, как жили и как погибли героические защитники Родины.
Последние месяцы жизни Николая Плужникова - каждодневный подвиг человека, продолжающего сражаться, несмотря ни на что, в одиночку. Произведение «В списках не значился...» - героическая эпопея, символизирующая великую нравственную победу советского воина.

Ирина Санчес

Конкурсная работа 2014 года

Участвуйте в конкурсе «Наследника»! Условия

Они на небесах:

Им слава не нужна.

К подобным нас делам

Призвать должна она.

(Надпись на обелиске в Троице-Сергиевой Лавре)

Военное время осталось далеко позади. Идут годы... Стареют ветераны, все меньше остается людей, которые участвовали в кровопролитных боях с фашизмом. Но в памяти новых и новых поколений Великая Отечественная война остается как символ великого народного подвига, нравственной высоты, достигнутой отцами и дедами и оставленной нам, потомкам. Для внуков сберегаются в семьях письма фронтовиков, ордена, вырезки из фронтовых газет. Но есть документы войны, которые являются достоянием всех. Это книги о войне: А. Твардовский «Василий Теркин», М. Шолохов «Судьба человека», В. Быков «Сотников», «Альпийская баллада», Ю. Бондарев «Горячий снег»... Они повествуют о самых обыкновенных людях, чья юность совпала с часом великих испытаний народа, кто, выдержав эти испытания, живой или мертвый, завещает идеалы своего времени нам.

Борис Васильев – один из тех писателей, кто защищал родную землю с оружием в руках. Самые интересные, на мой взгляд, его произведения военной тематики повесть «А зори здесь тихие» и роман «В списках не значился», раскрывающий красоту духовного мира русского солдата.

Главный герой произведения – лейтенант Николай Плужников, недавно окончивший военное училище. Это восторженный юноша, полный надежд и считающий, что «... каждый командир должен сначала послужить в войсках» Рассказывая о короткой жизни лейтенанта, Б. Васильев показывает, как юноша становится героем.

Получив назначение в Особый Западный Округ, Коля был счастлив. Как на крыльях прилетел он в город Брест-Литовск, торопясь скорее определиться в часть. Его проводницей по городу оказалась девушка Мирра, которая помогла ему добраться до крепости. Прежде чем явиться к дежурному по полку, Коля зашел на склад, чтобы почистить форму. И в это время раздался первый взрыв... Так для Плужникова началась война.

Едва успев выскочить наружу перед вторым взрывом, завалившим вход на склад, лейтенант начал свой первый бой. Он стремился совершить подвиг, с гордостью думая: «Я ходил в настоящую атаку и, кажется, кого-то убил. Есть что рассказать...» А на следующий же день он испугался немецких автоматчиков и, спасая свою жизнь, бросил бойцов, уже доверившихся ему.

С этого момента начинает меняться сознание лейтенанта. Он винит себя за трусость и ставит перед собой цель: во что бы то ни стало не дать врагам захватить Брестскую крепость. Плужников осознает, что истинный героизм и подвиг требует от человека мужества, ответственности, готовности «положить душу свою за други своя». И мы видим, как осознание долга становится движущей силой его поступков: о себе думать нельзя, потому что в опасности Родина. Пройдя через все жестокие испытания войны, Николай стал опытным бойцом, готовым отдать все во имя победы и твердо верящим, что «человека победить невозможно, даже убив».

Чувствуя кровную связь с Отечеством, он остался верен воинскому долгу, призывавшему бороться с врагами до конца. Ведь лейтенант мог уйти из крепости, и это не было бы с его стороны дезертирством, потому что он не значился в списках. Плужников понимал, что защищать Родину – его священный долг.

Оставшись один в разрушенной крепости, лейтенант встретил старшину Семишного, который с самого начала осады Бреста носил на своей груди знамя полка. Умирающий от голода и жажды, с перебитым позвоночником, старшина хранил эту святыню, твердо веря в освобождение нашей Родины. Плужников принял от него знамя, получив приказ выжить во что бы то ни стало, и вернуть алый стяг Бресту.

Многое пришлось пережить Николаю за эти суровые дни испытаний. Но никакие беды не смогли сломить в нем человека и погасить его пламенную любовь к Отчеству, потому что «в важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства»...

Немцы загнали его в каземат, из которого не было второго выхода. Плужников спрятал знамя и вышел на свет, сказав присланному за ним человеку: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля...» Как глубоко раскрыт в своей человеческой сути Николай Плужников в заключительной сцене романа, когда он в сопровождении Рувима Свицкого выходит из каземата. Она написана, если обращаться за аналогией к музыкальному творчеству, по принципу заключительного аккорда.

Все находящиеся в крепости с удивлением смотрели на Николая, этого «непокоренного сына непокоренной Родины». Перед ними стоял «невероятно худой, уже не имевший возраста человек». Лейтенант был «без шапки, длинные седые волосы касались плеч... Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слезы.»

Поражаясь героизму Плужникова, немецкие солдаты и генерал отдали ему высшие воинские почести. «Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни, выше смерти».

Лейтенант Николай Плужников не родился героем. Автор подробно рассказывает о его предвоенной жизни. Он сын погибшего от рук басмачей комиссара Плужникова. Еще в училище Коля считал для себя образцом генерала, участвовавшего в испанских событиях. И в условиях войны необстрелянный лейтенант вынужден был принимать самостоятельные решения; когда получил приказ отступать – не ушел из крепости. Такое построение романа помогает понять духовный мир не только Плужникова, но и всех русских людей.

Николай погиб, но, как он сам говорил, солдаты, павшие на поле боя как герои, не умерли. Их нельзя убить. Умерли только те, кто малодушно сдались в плен и остались жить.

Николай Плужников – настоящий защитник своего Отечества. Мужественный патриот Родины, он до конца сражался за счастье и свободу русского народа.

Смерть не властна над такими людьми, как он, потому что ценой собственной жизни эти люди отстаивали правду.

Каждая эпоха выдвигает своих героев. В романе Б. Васильева «В списках не значился» таким героем стал «обыкновенный человек» Николай Плужников.

Прошли годы, мы привыкли к слову «война» и, когда слышим его, часто не обращаем внимания, не вздрагиваем, даже не останавливаемся... Может, потому что это было давно? Или потому, что, зная все о войне, мы не знаем только одного: «Что это такое?» «Война – это чудовищная нелепица», горе, страдания, потери и подвиги многих безымянных героев. Они погибали, но не сдавались. Сознание долга перед Родиной и любовь к ней заглушали и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчетное это действие – подвиг, а убежденность в правоте и величии дела, за которую человек сознательно отдает свою жизнь. Обыкновенные люди сражались за будущее, за правду и чистую совесть мира.

Память о Великой Отечественной войне до сих пор живет в сердце каждого русского человека. И хочется сказать вместе с поэтом Н. Добронравовым:

Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мертвым и живым,

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья!

Всем миром, всем народом, всей землей

Давно отгремели залпы Великой Отечествннной войны. Но о ней продолжают вспоминать, рассказывать, писать. Столкновение мирной жизни с жестокой реальностью войны является оним из главных мотивов романа "В списках не значился". Всё произведение -- повествование о школе зрелости и мужества, которую проходит 19 летний лейтенант, Николай Плужников.
В романе описывается несколько мирных дней лейтенанта, но для него они насыщены важными событиями. Николай окончил военное училище, получил назначение командром взвода и отправился в одну из частей Особого Западного округа.
О войне у лейтенанта самые ясны представления. н уверен, что гитлеровская Германия не посмеет напасть на нашу родину, а разговоры об этом считает провокационными, не сомневается в силе и мощи Советской армии.
Поздно ночью 21 июня 1941 года он прибыл в Бретскую крепость. В го планы входило с утра явиться начальству, зачислиться в список части и приступить к службе.
Но 22 июня в четыре часа пятнадцать минут утра тяжелый грохот обрушился на Бретскую крепость: гитлеровская Германия предательки напала на Советский Союз, началась Великая Отечественная война, началась оборона Бретской крепости.
После 3 дней яростных боев дни и ночи обороны крепости слились в единую цепь вылазок и бомбежек, атак, обстрелов, блужданий по подземельям, коротких схваток с врагом и постоянного, изнуряющего желания пить.. .
В первых схватках с гитлеровцами Плужников терялся, упускал из рук командование.. . Больше того, в этих схватках он дважды струсил. Оборона Бретской крепости стала для Плужникова жестокой школой возмужания, духовного роста.
Лейтенант будет и впредь допускать ошибки. Жестокий урок, научивший его отличать подлинную человечность от ложой, получил он, пожалев и отпустив гитлеровца. Плужников стал наблюдателен, хладнокровен, расчетлив, научился думать и всесторонне оценивать обстановку.
В процессе обороны Бретсткой крепости он стал одним из ее героев, совершил не мало подвигов, был защитником и "хозяином" крепости до весны 1942-го года, удостоился в последние минуты своей жизни воинских почестей даже от врага.. . "Не сдалась, не пала Брестская крепость. Не взяли ее ни бомбами, ни огнеметами. Она просто истекла кровью... "
Слова Плужникова: "Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя. "
Я осталась под впечатлением от истории любви Плужникова и Мирры. Кажется, что эта романтическая любовь в подземелье как-то неожиданна в этом романе. Но эта любовь является проявлением настоящей человечности, противостоящей жестокости войны. Великая сила жизни, добра, любви неистребима неперекор всему что стремится ее уничтожить.
Легендарные герои, легендарные подвиги, изображеннные в романе "В списках не значился" отражают подлинную действительность. И Борис Васильев, рисуя их, опирался на реальную историю обороны Бретской крепости.

Тема любви - основная тема в творчестве А.И.Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А.Куприн видел, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтал о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплотил свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести. Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка

Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была написана в 1863 году. Над этой поэмой автор работал до конца своей жизни, но не закончил ее. Некрасов очень сожалел об этом. Вся поэма проникнута бесконечной любовью автора к родному народу, к родной земле. Поэт ярко раскрывает перед нами целую эпоху жизни крепостных крестьян, их мысли, чувства и борьбу против угнетающего их мира помещиков и буржуазии. В поэме Некрасов показывает искателей истины - семерых мужиков, которые решили: В домишки не ворочаться, Не видеться ни с женами, Ни с малыми ребятами, Ни стариками стар

Читая стихи С. Есенина, можно выделить разные темы: о природе, родине, любви. Из стихотворений на лирическую тему я хотела бы выбрать “Письмо к женщине”. В нем С. Есенин пишет про любовь, которую он возвышает в своих чувствах. Женщина отвергает его любовь: Вы говорили: Нам пора расстаться, - Что вас измучила Моя шальная жизнь... С. Есенин писал, что Земля - это корабль. На этом корабле с каждым может случиться разное. Поэт сам попал в трудную ситуацию. Он вел разгульную жизнь. В письме к любимой женщине С. Есенин раскаивается. Но прямо прощения он не про сит. Из его письма ясно, ч

Передовые, прогрессивные тенденции в развитии русской общественной мысли и литературы второй половины 18 века, заложившие основы революционной идеологии в России и ускорившие процесс формирования реализма, нашли своё наиболее полное выражение в творческой деятельности выдающегося писателя, революционера, мыслителя Александра Николаевича Радищева. Радищев был первым русским писателем, связавшим литературу с освободительным движением и революционной мыслью. Надо было обладать большим мужеством, смелостью политической мысли, чтобы в реакционную пору екатерининского правления выступить с революцио

«ПРОСТО БЫЛ ВЫБОР Я ИЛИ РОДИНА»

( Урок по роману Б. Васильева «В списках не значился»)

Концепция человека, как она ут верждается советской литературой, с наибольшей убедительностью раскры вается в произведениях о Великой Отечественной войне. В столкновении двух идеологий, двух различных нрав ственных устоев и систем победила на ша система, наша нравственность, ос нованная на человечности и осозна нии глубочайшей ответственности че ловека не только за себя, но и за судьбу других.

Утверждая величие и силу духа, по казав неограниченные - возможности людей, литература не только возвыша ет советского человека, но и защища ет человека вообще, утверждая гума нистическое направление в развитии мировой культуры.

Произведения о Великой Отечест венной войне, повествуя о военных событиях тридцатилетней давности обращены в наш день, к тем нравст венно-философским проблемам, кото рые приходится решать и старше классникам. Юному поколению, всту пающему в жизнь, нужно определять свое отношение к подлинным и мни мым ценностям, и литература помо жет начать эту серьезную духовную работу уже на школьной скамье.

Роман Б. Васильева «В списках не значился» интересен тем, что побуж дает задуматься над вопросами, на которые стремится ответить себе каж дый: как сложился облик поколения советских людей, разгромивших фашизм? Откуда брались у молодых ребят, пришедших со всех концов страны на огневые рубежи, те внутренние силы сопротивления, которые вызыва ли и вызывают уважение всех чест ных людей на земле?

Счастливый юноша, только что по лучивший звание лейтенанта вместе с другими выпускниками военного учи лища, Николай Плужников прибыл по назначению в Брестскую крепость в ночь, которая отделила мир от вой ны. Он не успел встать на учет, а на рассвете начался бой, который длился для Плужникова непрерывно более девяти месяцев. Рассказывая о корот кой жизни лейтенанта, которому к моменту смерти едва исполнилось двадцать лет, писатель показывает, как юноша становится героем, а все его поведение в крепости - подвигом.

Автор вводит нас в мир мужающей души. Развитие характера Плужникова как бы подгоняется событиями, ускоряющими процесс становления его личности. Автор лишь обозначает ве хи взросления героя. И мы видим, как сознание долга становится движущей силой его поступков: не думать о се бе, пока в опасности Отчизна.

Плужников еще мог уйти из крепо сти с любимой девушкой. «И это не было бы ни дезертирством, ни изме ной приказу: он не значился ни в ка ких списках, он был свободным чело веком, но именно эта свобода и за ставляла его самостоятельно прини мать то решение, которое было наиболее целесообразным с военной точки зрения». Свободу выбора он понимал как необходимость бороться до кон ца, как выполнение долга.

Чувство слитности с другими защитниками крепости, со всем народом углубляется в сознании Плужникова, когда он размышляет о смерти Владимира Денищика, спасшего его, и по нимает, что он остался в живых толь ко потому, что кто-то погибал за него, и когда в подземелье крепости встре чает старшину Семишного.

На вопрос Плужникова, кто он, Семишный отвечает: «Думал, кто я теперь есть, как назваться, если нем цы найдут, а застрелиться не успею. И думал так сказать: русский солдат я. Русский солдат мне звание, русский солдат мне фамилия». Семишный, ос таваясь один на один со смертью, ощущает себя частью сражающегося народа, а отсюда сила его духа, убеж дение в победном исходе борьбы. «Считаешь, мы одни с тобой такие красивые?.. Нет, браток, не верю я в это... Сколько верст до Москвы, зна ешь? Тыща. И на каждой версте такие же, как мы с тобой, лежат. Не лучше и не хуже».

Обретение своего я приходит к Плужникову как осознание себя ча стицей Родины, народа: «Он уже не ощущал своего «я», он ощущал нечто большее: свою личность, свою лич ность, ставшую звеном между прош лым и будущим его Родины, частица которой грела его грудь благородным шелком знамени. И спокойно созна вал, что никому и никогда не будет важно, как именно звали эту лич ность, где и как она жила, кого люби ла и как погибала. Важным было од но: важным было, чтобы звено, связы вающее прошлое и будущее в единую цепь времени, было прочным. И твер до знал, что звено это - прочно и вечно».

Он вышел наверх потому, что у не го уже не было патронов, потому, что узнал: Москва наша и немцы разби ты под Москвой. «Теперь я могу вый ти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Он вышел к врагам с сознанием вы полненного долга: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я - по следняя ее капля...»

Авторская речь в последней части романа исполнена трагического пафо са. «У входа в подвал стоял невероят но худой, уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч... он сто ял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и не отрываясь смот рел на солнце ослепшими глазами».

На требование немецкого генерала назвать звание и фамилию Плужни ков ответил: «Я русский солдат». Он так и не назвал себя. «Неизвест ный вдруг медленно повернул голову, и в генерала уперся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогну ла в странной торжествующей на смешке: - Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской вер сте? Это были его последние слова».

Потрясенный немецкий лейтенант отдал команду, и солдаты вскинули оружие «на караул», генерал, «чуть помедлив, поднял руку к фуражке». «А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и ви дел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти».

В последней части романа Плужников воспринимается как образ-символ тех известных и неизвестных солдат, которые боролись до конца н умирали, не рассчитывая на славу, но которые навсегда остались в людских сердцах как воплощение той силы духа, что вызывала уважение даже у врагов.

История Плужникова предстала в романе как история мужественного характера, сложившегося в новых, со циалистических условиях. Плужни ков - один из тех советских солдат, которые, оказавшись «за чертой милосердия», не сдали Брестскую крепость, проявив стойкость, величие духа и верность долгу, понимая его как обя занность защищать Отчизну до конца.

Немцы захватили огромные терри тории, подошли к Москве, рассчиты вали на скорую победу, а в это время в их тылу жила, истекала кровью, но не сдавалась крепость, хотя в ней оставался всего один человек. Было над чем задуматься тем, кто захватил пол-Европы и ничего подобного до сих пор не встречал.

Роман Б. Васильева, как видим, да ет возможность поставить перед учащимися вопросы, которые заставят их задуматься о себе в контексте истории народа, его духовной жизни, а также о своем месте и назначении в совре менности.

Урок назывался стро кой из поэмы «Реквием» Р. Рождест венского: «Просто был выбор у каж дого: я или Родина».

Уроку предшествовала длительная подготовка: ученики читали роман, готовили выставку книг о Великой Отечественной войне «Это нужно не мертвым! Это надо живым!» Собирали фотоматериалы для стен дов «Брестская крепость» и «Мы за Родину пали, но она спасена». На уро ке демонстрировался документальный фильм «Крепость-герой», звуча ла песня Б. Окуджавы из фильма «Белорусский вокзал», читался отры вок из поэмы Р. Рождественского «Реквием» в исполнении автора, зву чала песня В. Высоцкого «Братские могилы». Завершался урок прослу шиванием песни «За того парня» (му зыка М. Фрадкина) на слова Р. Рож дественского («Я сегодня до зари встану...») и рассматриванием гравюр С. Красаускаса из альбома «Вечно живые».

За две недели до урока учащимся были предложены вопросы:

Какова историческая основа романа?

Какие страницы произвели на вас самое сильное впечатление?

Что дает Плужникову силы вынести все ис пытания?

Как показывает Б. Васильев мужание души героя? Какое отношение к Николаю Плужни кову имеют трагические судьбы Денищика Се мишного и других защитников крепости?

Почему можно говорить, что оборона Брест ской крепости была предвестником победы?

Подготовьтесь выразительно прочитать фи нал романа.

Как утверждается бессмертие героя в дате его гибели- 12 апреля?

Почему впервые роман был напечатан в журнале «Юность»?

На доске записана тема урока и два эпиграфа к нему:

Нас не учили, как под танк бросаться,

И вражью амбразуру грудью как закрыть,

И на врага живым тараном мчаться...

Но нас учили Родину любить!

П. Богданов

Но и мертвые мы будем жить

В частице вашего великого счастья,

Ведь мы вложили в него нашу жизнь.

Ю. Фучик

Урок начинается с прослушивания песни из кинофильма «Белорусский вокзал»:

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут...

И только мы к плечу плечо

Врастаем в землю тут...

( до слов: И нам нужна одна победа,

Одна на всех, мы за ценой

не постоим...)

После вступительного слова учите ля о беспримерном героизме советских людей, их патриотизме и мужестве, об известных и безвестных подвигах на всех фронтах и в тылу, из которых складывалась великая Победа, сооб щается тема урока. Беседе предшествует небольшая ис торическая справка, подготовленная учащимися по книге С. Смирнова «Брестская крепость», о героической защите крепости, и краткое сообще ние учителя о том, что в Николае Плужникове автор обобщил черты многих ее защитников: лейтенанта Андрея Кижеватого, начальника девятой погранзаставы, первой принявшей бой с фашистами, полкового комисса ра Ефима Фомина, комсорга Самвела Матевосяна, неизвестного солдата, слабеющей рукой написавшего на сте не слова клятвы: «Умрем, но из кре пости не уйдем», лейтенанта, возгла вившего оборону вокзала, фамилия ко торого осталась неизвестной, и на обелиске названо лишь имя защитни ка - Николай.

Демонстрируется документальный фильм «Крепость-герой»

На экране кирпичи крепости, оп лавленные огнеметами; Тереспольские и Холмские ворота; лица тех, кто вписал своей кровью и жизнью первые победные строки в летопись Великой Отечественной войны. Песня В. Высоцкого «Братские могилы» сопровож дает кадры.

Вопрос: «Какие страницы произве ли на вас самое сильное впечатле ние?» - дает возможность выделить главные эпизоды повествования и ус тановить их последовательность. Уча щиеся называют сцены, которые невоз можно читать без душевного трепета: ранение и смерть Денищика, спасение Сальниковым Плужникова от плена, встреча Николая с Семишным, фи нал. Эти эпизоды коллективно обсуж даются. Заранее подготовленный уче ник читает конец романа от слов: «Там, в подвале, сидит русский фанатик...»- и заканчивая словами: «Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ». Хорошо прочитанный отрывок определяет эмоциональный настрой всего урока.

Первая часть романа убеждает ре бят: лейтенант Плужников герой не от рождения. Сын погибшего в схват ке с басмачами комиссара Плужнико ва, считавший для себя образцом ге нерала училища, участвовавшего в испанских событиях, Николай, еще будучи курсантом, развил в себе чув ство долга и личной ответственности за настоящее и грядущее Родины - качества, без которых подвиг не состоялся бы.

Встретив войну необстрелянным юношей, он вынужден был в жесто чайших условиях принимать самостоя тельные решения, которые в другое время принимали бы за него взрос лые люди - командиры. Ученики про следили, что прибавлялось к духовно му опыту Плужникова, когда он в не знакомой обстановке крепости искал склад боеприпасов; когда осознал, что нарушил свой долг, покинув клуб под натиском немцев, и решил взять его обратно; когда получил приказ отсту пать и не ушел из крепости.

Учащиеся поняли, что решение за щищать в крепости свою честь и честь Родины продиктовано чувством долга, воспитанным нашей действи тельностью, которая внушила Нико лаю представление об истинных цен ностях жизни. Плужников остается верным до конца раз избранному со знательно типу поведения.

В преданной, сыновней любви Плужникова к Родине, помноженной на жгучую ненависть к фашистам, по сягнувшим на нее, видят ученики истоки его героизма. Они убеждаются, что не огрубели чувства солдата на войне, что остался он Человеком и что настоящий гуманизм в борьбе со злом должен быть активным. «Коля Плужников убивал, как и Сережа Брузжак, чтобы приблизить впемя, когда на земле не будут убивать»,- говорят они.

Важно, что учащиеся понимают со стояние героя, видят, что во время боев страх не раз одолевает его. Они соглашаются с утверждением участ ницы Отечественной войны поэтессы Юлии Друниной: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне», приходят к мысли: героизм не в том, что человек не испытывает страха, а в умении преодолевать его.

Учительница останавливает внима ние класса на вопросе: «Почему автор так подробно рассказывает о пред военной жизни героя?» Учащиеся осознают, что такое построение романа по могает понять духовный мир не толь ко Плужникова, но и всех советских людей, так единодушно вставших на защиту Отчизны. Отрывок из статьи критика В. Чалмаева, который цитиру ет слова маршала авиации А. Новико ва, убеждает восьмиклассников в пра вильности их суждений. Вот этот фрагмент: «Известно, что, планируя нападение на Советскую страну, гитлеровские стратеги все подсчитали, обосновывая победу. Но уже первые дни войны раскрыли убогость механических представлений о советских лю дях, и особенно о нашей молодежи. Фашистские теоретики не учли самые главные, невещественные, моральные ценности, присущие советскому наро ду и молодежи. Молодое поколение солдат 1941-1945 годов - плоть от плоти родного народа. И именно его нравственная сила, его идеалы в наибольшей мере раскрывались в труд нейших поединках Отечественной вой ны, прикрыли, как признавался и мар шал авиации А. Новиков, «те бреши, которые образовывались тогда (в 1941 году) в нашей обороноспособности. Советский патриотизм оказывался мо гучей силой, умножавшей мощь пред полагаемых дивизий» .

Отвечая на вопрос, что дает герою силы вынести все испытания, школьни ки отмечают, каким возвышающим и спасительным оказывается для Плуж никова осознание своей нужности для других, чувство слитности с народом, ощущение себя частицей Красной Армии, защитником самого дорогого, что есть у человека,- Родины. «Оторван ный от всех, он чувствовал себя со всеми, это самое главное. Этим объяс няется все его поведение. Ведь Коля я так, Плужников ведет себя как будто бы за ним наблюдают сотни глаз. Это от чувства ответственности»,- говорит

ученик.

Вопрос: «Почему можно говорить, что оборона Брестской крепости бы, предвестником победы?» - не вызыва ет затруднений. О готовности людей бороться до конца свиде тельствует рассказ о погибшем сер жанте, оставшемся в костеле, когда другие под напором врага отошли казармы; отказ фельдшера оставит по приказу крепость, потому что в ней остались раненые; подвиг старшины Степана Матвеевича, взорвавшего связкой гранат себя и немцев; вер ность Семишного знамени чести, нечеловеческое упорство; наконец борьба Плужникова, оставшегося в крепости ее последним защитником, его стремление дожить, встретить сво их, доложить, что крепость не сдана... и вместе с Красной Армией идти даль ше, на запад, в Германию. Оборона крепости показала, что в советском народе таятся такие резервы упорства, решимости защищаться до конца, о которых немцы не подозревали и ко торые в конечном счете определили исход войны.

Большой интерес вызвал вопрос: «Как утверждается бессмертие героя в дате его гибели-12 апреля?» «Именно 12 апреля 1942 года, когда шел уже десятый месяц войны, в од ном из капониров крепости раздался хриплый, но торжествующий смех не покоренного. Это Николай салютовал Москве, узнав, что не смогли ее взята враги. И в этот же день он вышел, слепой, обессиленный, седой, чтобы проститься с солнцем. «Крепость не пала: она просто истекла кровью», и Плужников был ее последней каплей. И кто знает, смогло бы человечество потом праздновать 12 апреля - День космонавтики, если бы тысячи Плужниковых в тот день не погибли за свою страну в Великой Отечественной вой не» - таков ответ ученицы.

Включается запись «Реквиема». Р. Рождественский чита ет отрывок от слов: «Помните! Какою ценой завоевано счастье...»-до слов: .«К мерцающим звездам ведя кораб ли,- о погибших помните!»

Приведем несколько ответов на вопрос: «Почему роман был напеча тан в журнале «Юность»?»

«В день гибели Николаю исполни лось всего 20 лет. Он был молод, и естественно, что рассказал о его ге роической жизни молодежный жур нал».

«Коля Плужников был обыкновен ным юношей, ставшим героем в" не обыкновенное время. Его пример по может тысячам юных читателей заду маться над тем, какими растем мы в наше «обыкновенное время».

. «Нельзя по-настоящему любить Ро дину, не зная ее героического прошло го. И нам, поколению 70-х, через наш журнал автор передает эстафету му жества, эстафету подвига комсомольцев сороковых годов».

Заканчивается урок прослушивани ем песни на слова Р. Рождественского «За того парня». Всем ученикам вру чается отпечатанный на машинке текст стихотворения («Я сегодня до зари встану...») и предлагается дома письменно ответить на вопрос, в какой мере стихотворение созвучно их раз мышлениям о романе Б. Васильева «В списках не значился».

Задание знакомит учащихся с хоро шим стихотворением, заставляет еще раз обратиться к прочитанному рома ну, задуматься не только о судьбе Николая Плужникова и многих других молодых и немолодых солдат, не вер нувшихся с войны, отдавших жизнь за то, чтобы мы жили счастливо, но и о себе, об ответственности живущих перед памятью павших. Учитель показала прекрасный альбом «Вечно живые» с гравюрами Стасиса Красаускаса и сказала, что стихи и гравюры помогут им выполнить зада ние.

Сочинения свидетельствуют о том, насколько разумным было намерение учительницы вывести восьмиклассни ков за пределы конкретного произве дения и дать новое направление их мыслям и эмоциям. Приведем не сколько интересных, на наш взгляд, суждений, которые свидетельствуют о том, что эмоциональный настрой уро ка, созданный его содержанием и оформлением, вызвал живой отклик.

    Почему нельзя забывать таких, как Плуж ников? Не только потому, что они погибли за нас, но и потому, что и сейчас помогают нам
    понять, каким должен быть настоящий чело век и как трудно им стать. А Плужников им был. Даже немцы были поражены, когда се дой, ослепший, обессиленный человек так стоял перед ними, что они отдавали ему честь. Есть, есть такие поступки людей, перед кото рыми бессильно самое дикое варварство: Ев патий Коловрат, Андрей Соколов, теперь Ни колай Плужников...

    Меня поразили слова поэта: «Я от тяже сти такой горблюсь, Но иначе жить нельзя, если Все зовет меня его голос, Все звучит во
    мне его песня». Эта «тяжесть» - наша совесть и чувство ответственности перед памятью по гибших. И Плужников, и герой стихотворения
    остались там навсегда, чтобы мы жили на «доброй» земле, а им было всего по двадцать лет. Разве можно об этом забывать! Я не мо гу слушать эту песню спокойно и думаю, что другие тоже.

    Я уже видел раньше рисунки Красауска са, но только теперь понял, почему на каждом из них лежит в земле солдат, вернее, я уви дел этого солдата до того, как он был убит. Его могли звать Коля Плужников. Все, что показывает художник в цикле «Борьба», все пережил герой романа: яростное сопротивление врагам, смерть товарищей, муки голода. О многом заставляют задуматься рисунки и стихи из разделов «Память» и «Мечты». Они как будто продолжают роман Б. Васильева...