Умение печорина разбираться в людях. Григорий Печорин из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”: характеристика, образ, описание, портрет. О неполноценных людях

Григорий Печорин - центральный персонаж романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», появившегося в конце 30-х начале 40-х годов XIX века и вызвавшего неоднозначную и весьма разнообразную реакцию у читателей. Это первый социально-психологический роман в русской классической литературе и все сюжетные перипетии, события и второстепенные персонажи показаны для того чтобы полностью раскрыть характер Печорина и личные особенности.

Роман включает пять повестей, представляющих собой некоторые этапы развития личности Печорина и раскрытие всех глубин его непростого и неоднозначного характера перед читателем.

Характеристика героя

Григорий Александрович Печорин - молодой привлекательный аристократ и офицер из Петербурга, типичный представитель молодежи 30-х годов девятнадцатого века. Он получил должное образование и воспитание, богат и независим, имеет привлекательную внешность и пользуется популярностью у лиц противоположного пола. Вместе с тем он неудовлетворен своей жизнью и избалован роскошью. Ему быстро все надоедает и он не видит для себя возможности стать счастливым. Печорин находится в вечном движении и в поисках себя: то он в кавказской крепости, то на отдыхе в Пятигорске, то вместе с контрабандистами на Тамани. Даже смерть его подстерегает тогда, когда он едет из Персии на Родину.

С помощью подробного описания внешности героя автор пытается раскрыть нам его характер. Печорин не обделен мужской привлекательностью, крепок, строен и подтянут, мундир военного ему очень идет. У него вьющиеся белокурые волосы, выразительные карие глаза, холодные и надменные, они никогда не смеются и по их выражению невозможно прочесть мысли. Светлые волосы в сочетании с темными усами и бровями придают его облику индивидуальности и неординарности.

(Печорин на коне, рисунок )

Душа Печорина горит жаждой деятельности, но он не знает куда себя применить и поэтому где бы он не появился он сеет вокруг зло и печаль. Из-за глупой дуэли погибает его друг Грушницкий, по его вине погибает дочь кавказского князя черкешенка Бэла, ради развлечения он влюбляет в себя, а затем без сожаления бросает княжну Мэри. Из-за него мучается и единственная женщина, которую он любил - Вера, но он тоже не может сделать её счастливой и она обречена на страдания.

Образ главного героя

Печорин тянется к людям, жаждет общения, но не видит отклика в их душах, ведь он не такой как они, их мысли, желания и чувства совершенно не совпадают, что делает его странным и непохожим на других. Печорин, как и Евгений Онегин у Пушкина, тяготится своей спокойной и размеренной жизнью, но в отличие от пушкинского героя он постоянно ищет способы добавить остроты в свою жизнь, и не найдя, очень от этого страдает. Его собственные прихоти всегда для него были и будут на первом месте и чтобы удовлетворить свои желания он готов на все. Ему нравиться манипулировать людьми и подчинять их себе, он получает удовольствие от власти над ними.

Вместе с тем Печорин обладает и положительными качествами и помимо упреков и порицания, вполне заслуживает и симпатии, и сочувствия. Он отличается острым умом и осуждая других, довольно самокритично и требовательно относится к себе. Печорину не чужда поэтичность и лирические настроения, он тонко чувствует природу и любуется её красотой. Во время дуэли он проявляет завидное мужество и отвагу, он не трусит и не отступает назад, его холоднокровие на высоте. Несмотря на собственный эгоизм, Печорин способен на настоящие чувства, например по отношению к Вере, оказывается, что он тоже может быть искренним и умеет любить.

(М.А. Врубель "Дуэль Печорина с Грушницким" 1890-1891 )

Личность Печорина настолько сложна и неоднозначна, что нельзя с уверенностью сказать какие чувства он вызывает у читателей: резкого осуждения и неприязни, или все таки симпатии и понимания. Основными чертами его характера являются противоречивость между его мыслями и поступками, противодействие окружающим обстоятельствам и поворотам судьбы. Герой кипит желаниями действовать, но чаще всего его поступки выливаются либо в пустые и никому не нужные действия, либо наоборот приносят боль и несчастье его близким. Создав образ Печорина, своеобразного героя своего времени, прототипов которого Лермонтов встречал на каждом шагу, автор хотел заострить внимание на нравственной ответственности каждого человека за его мысли и поступки, за жизненный выбор и как он может отразиться на окружающих людях.

Григорий Печорин – главный персонаж романа. Уникальная личность, понять которую до конца не удалось никому. Такие герои встречаются в каждом времени. Любой читатель, сможет узнать в нем самого себя со всеми свойственными людям пороками и желанием изменить мир.

Образ и характеристика Печорина в романе «Герой нашего времени» помогут понять, что он за человек на самом деле. Как многолетнее влияние окружающего мира смогло наложить отпечаток на глубину характера, перевернув сложный внутренний мир главного героя.

Внешность Печорина

Глядя на молодого, симпатичного человека трудно определить, сколько ему лет на самом деле. Со слов автора не более 25, но иногда казалось, что Григорию уже за 30. Нравился женщинам.

«…был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…»

Стройный. Великолепно сложен. Атлетического телосложения.

«…среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…».

Блондин. Волосы слегка завивались. Темного цвета усы, брови. При встрече с ним все обращали внимание на глаза. Когда Печорин улыбался, взгляд карих глаз оставался холоден.

«…они не смеялись, когда он смеялся…»

Редко, кто мог, вынести его взгляд, слишком тяжел он был и неприятен для собеседника.

Нос слегка вздернут. Белоснежные зубы.

«…немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны…»

На лбу уже обозначились первые морщины. Походка Печорина вальяжная, слегка ленивая, небрежная. Руки, несмотря на крепкую фигуру, казались маленькими. Пальцы длинные, тонкие, свойственные аристократам.

Одевался Григорий с иголочки. Одежда дорогая, чистая, хорошо отутюженная. Приятный аромат парфюма. Сапоги вычищены до блеска.

Характер Григория

Внешний облик Григория полностью отражает внутреннее состояние души. Все, что он делает, проникнуто точной последовательностью шагов, холодной рассудительностью, через которые иногда пытаются прорваться эмоции и чувства. Бесстрашный и безрассудный, где-то слабый и беззащитный, словно ребенок. Он весь создан из сплошных противоречий.

Григорий пообещал себе, что никогда не покажет настоящее лицо, запретив проявлять любые чувства к кому-либо. Он разочаровался в людях. Когда он был настоящим, без лукавства и притворства, они не смогли понять глубину его души, обвиняя в несуществующих пороках и предъявляя претензии.

«…все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть…»

Печорин постоянно в поиске себя. Мечется, ища смысл жизни, и не находит. Богат и образован. Дворянин по происхождению, он привык крутиться в высшем обществе, но ему такая жизнь не по душе. Григорий считал ее пустой и никчемной. Хороший знаток женской психологии. Мог вычислить каждую и понять с первых минут разговора, что она собой представляет. Вымотанный и опустошенный светской жизнью, он пытался углубиться в науку, но вскоре понял, что сила не в знании, а в ловкости и удаче.

Скука разъедала мужчину. Печорин надеялся, что на войне тоска уйдет, но ошибался. Кавказская война принесла очередное разочарование. Невостребованность в жизни привела Печорина к поступкам, не поддающимся объяснению и логике.

Печорин и любовь

Единственной женщиной, которую он любил, была Вера. Для нее он был готов на все, но быть вместе, им не суждено. Вера замужняя женщина.

Те редкие встречи, что они могли себе позволить слишком компрометировали их в глазах окружающих. Женщина вынуждена была уехать из города. Догнать любимую не удалось. Он лишь вусмерть загнал коня в попытке остановить и вернуть ее.

Других женщин Печорин не воспринимал всерьез. Они лекарство от скуки, не более. Пешки в игре, где правила устанавливал он. Скучные и неинтересные создания нагнетали на него еще большее уныние.

Отношение к смерти

Печорин твердо уверен, что все в жизни предопределено. Но это не значит, что нужно сидеть и ждать смерти. Надо идти вперед, а она сама найдет того, кто ей нужен.

«…мне нравится сомневаться во всем. Я всегда иду вперед, когда не знаю, что меня ждет. Так как страшнее за смерть ничего нет, и может случиться – и смерть не обойдешь!..»

Михаила Юрьевича Лермонтова - поэта и прозаика - часто сравнивают с Александром Сергеевичем Пушкиным. Случайно ли такое сопоставление? Вовсе нет, эти два светоча ознаменовали своим творчеством золотой век русской поэзии. Их обоих волновал вопрос: «Кто они: герои нашего времени?» Краткий анализ, согласитесь, не сможет дать ответ на этот концептуальный вопрос, в котором попытались досконально разобраться классики.

К сожалению, рано от пули оборвалась жизнь этих талантливейших людей. Судьба? Оба они были представителями своего времени, разделенного на две части: до и после К тому же, как известно, критики сопоставляют пушкинского Онегина и лермонтовского Печорина, предъявляя читателям сравнительный анализ героев. «Герой нашего времени», впрочем, был написан уже после

Образ Григория Александровича Печорина

Анализ романа «Герой нашего времени» четко определяет его главного героя, образующего всю композицию книги. Михаил Юрьевич отобразил в нем образованного молодого дворянина постдекабристской эпохи - личность, пораженную безверием - который не несет в себе добро, не верит ни во что, у него не горят глаза от счастья. Судьба несет Печорина, как вода осенний лист, по гибельной траектории. Он упорно «гоняется…за жизнью», ищет ее «повсюду». Однако дворянское понятие чести у него скорее связано с эгоизмом, но не с порядочностью.

Печорин бы и рад обрести веру, отправившись на Кавказ - воевать. В нем есть природная душевная сила. Белинский, характеризуя этого героя, пишет, что тот уже не юн, но и еще не обрел зрелого отношения к жизни. Он бросается из одного приключения в другое, мучительно желая обрести «внутренний стержень», но это ему не удается. Неизменно вокруг него происходят драмы, гибнут люди. И он несется дальше, как Вечный жид, Агасфер. Если для пушкинского ключевым является слово «скука», то для понимания образа лермонтовскогоПечорина ключевым является слово «страдание».

Композиция романа

Вначале сюжет романа сводит автора, офицера, присланного служить на Кавказ, с ветераном, прошедшим а нынче интендантом Максимом Максимовичем. Умудренный жизнью, опаленный в боях, этот мужчина, достойный всяческого уважения, первым, по замыслу Лермонтова, начинает анализ героев. Герой нашего времени - его знакомый. Автору романа (от чьего имени ведется повествование) Максим Максимович повествует о «славном малом» двадцатипятилетнем прапорщике Григории Алексеевиче Печорине, бывшем сослуживце рассказчика. Первым следует повествование «Бэла».

Печорин, прибегнув к помощи брата горской княжны Азамата, крадет эту девушку у отца. Затем она наскучила ему, искушенному в женщинах. С Азаматом он рассчитывается горячим конем джигита Казбича, который, осерчав, убивает бедную девушку. Афера перерастает в трагедию.

Максим Максимович, вспомнив былое, разволновался и передал собеседнику оставленный Печориным походный дневник. Следующие главы романа представляют собой отдельные эпизоды жизни Печорина.

Новелла «Тамань» сводит Печорина с контрабандистами: гибкой, как кошка, девушкой, псевдослепым мальчишкой и «добытчиком контрабанды» моряком Янко. Лермонтов представил здесь романтичный и художественно-завершенный анализ героев. «Герой нашего времени» знакомит нас с нехитрым контрабандным промыслом: Янко пересекает с грузом море, а девушка торгует бусами, парчой, лентами. Опасаясь, что Григорий их раскроет полиции, девушка вначале пытается его утопить, сбросив с лодки. Но когда это ей не удается, она и Янко уплывают. Мальчишка же остается нищенствовать без средств к существованию.

Следующий фрагмент дневника - повесть «Княжна Мэри». Скучающий Печорин лечится после ранения в Пятигорске. Здесь он дружит с юнкером Грушницким, доктором Вернером. Скучая, Григорий находит объект симпатии - княжну Мэри. Та отдыхает здесь вместе с матерью - княгиней Лиговской. Но случается непредвиденное - в Пятигорск приезжает давняя симпатия Печорина, замужняя дама Вера, вместе со своим стареющим супругом. Вера и Григорий решают встретиться на свидании. Это им удается, поскольку, к их счастью, весь город на представлении заезжего мага.

Но юнкер Грушницкий, желая скомпрометировать и Печорина, и княжну Мэри, считая, что именно она будет на свидании, следит за главным героем романа, заручившись компанией драгунского офицера. Никого не поймав, юнкер и драгун распускают сплетни. Печорин «по дворянским понятиям» вызывает Грушницкого на дуэль, где убивает его, выстрелив вторым.

С псевдопорядочностью в офицерской среде знакомит нас лермонтовский анализ расстраивает подлый замысел Грушницкого. Первоначально, пистолет, вручаемый Печорину, был незаряжен. Кроме того, избрав условие - стреляться с шести шагов, юнкер был уверен, что застрелит Григория Александровича. Но ему помешало волнение. Кстати, Печорин предложил оппоненту сохранить ему жизнь, но тот стал требовать выстрела.

Верин муж догадывается, в чем дело, и оставляет с женой Пятигорск. А княгиня Лиговская благословляет его женитьбу на Мэри, но Печорин и не помышляет о свдьбе.

Остросюжетная новелла «Фаталист» сводит Печорина с поручиком Вуличем в компании других офицеров. Тот уверен в своем фарте и на спор, подогретый философским спором и вином, играет в «гусарскую рулетку». Причем пистолет не производит выстрел. Однако Печорин утверждает, что уже заметил на лице поручика «знак смерти». Тот и действительно бессмысленно гибнет, возвращаясь на постой.

Вывод

Откуда взялись в России XIX века «Печорины»? Куда исчез идеализм молодежи?

Ответ прост. 30-е годы ознаменовали собой эпоху страха, эпоху подавления всего прогрессивного III (политическим) жандармским отделением полиции. Рожденное страхом Николая I перед возможностью ремейка восстания декабристов, оно «доносило о всех делах», занималось цензурой, перлюстрацией, обладало самыми широкими полномочиями.

Надежды на развитие политической системы общества стали крамолой. Мечтателей стали называть «смутьянами». Люди деятельные вызывали подозрение, собрания - репрессии. Настало время доносов и арестов. Люди стали бояться иметь друзей, доверять им свои мысли, мечты. Они становились индивидуалистами и по-печорински мучительно пытались обрести веру в себя.

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» написан в 1840 г. Это первый психологический роман в русской литературе, исследующий внутренний мир главного героя – молодого дворянина, военного офицера Григория Александровича Печорина.

Раскрытие образа


Образ Печорина раскрывается постепенно. Вначале мы видим его глазами Максима Максимыча, пятидесятилетнего штабс-капитана. Старик рассказывает автору о том, что имел удовольствие знать весьма странного человека Г.А. Печорина. Он, по его словам, не простой «малый», обладающий рядом необъяснимых противоречий: мог целый день охотиться под моросящим дождем, а мог простудиться из-за открытой форточки; способен пойти на кабана один на один, но при этом испугаться стука закрывающегося окна. Максима Максимыча удивляла его способность молчать часами, а порой рассказывать так, что «животики надорвешь со смеха».

Мы узнаем также о богатстве Печорина, о его особенном предназначении: «Есть этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться необыкновенные вещи!».

Проблема Печорина

Главная беда Печорина в том, что ему все быстро надоедает. В юности он обратился к свету, но высшее общество быстро наскучило ему, в образовании, которое он получал годами, Печорин не видит смысла. Надежда на обретение интереса к жизни на Кавказе также оказывается ложной: свист пуль тревожит его не более жужжания комаров. Бэла, юная черкешенка, была последним шансом для Печорина. Но оказалось, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни».

Внутренние противоречия героя выражаются и в его внешности, представленной читателю глазами странствующего офицера – автора-рассказчика, близкого герою по возрасту и социальному положению.

В главе «Максим Максимыч» мы видим главного героя стройным статным офицером в отставке, одетым по последней моде. Он среднего роста, светловолосый, но при этом с черными усами и бровями. В небрежности походки и отсутствии размахивания руками автор видит скрытность характера. На первый взгляд лицо Печорина кажется моложавым, но при лучшем рассмотрении автор замечает следы морщин, в улыбке же его присутствует что-то детское. Показательно, что глаза героя не смеялись, когда он смеялся. Это говорит о злом нраве либо о большом и тяжелом жизненном опыте.

Испытания Печорина

Как и многие другие литературные герои, Печорин проходит испытания любовью и дружбой, но не выдерживает их: убивает друга на дуэли, причиняет всем любящим его и любимым людям боль. Сам он говорит, что способен причинять людям лишь страдание, так как «ничем не жертвовал для тех, кого любил». Он индивидуалист по натуре, для реализации своих жизненных целей ему никто не нужен, он способен решить все свои проблемы самостоятельно.

Действительно, Печорин жесток со многими близкими людьми. Взять даже его встречу после долгой разлуки с Максим Максимычем – он отнесся к старику, который считал его сыном, как к чужому. Но необходимо отметить, что он жесток и с собой. Нет ни одного требования к окружающим, которое он не выполнял бы сам. Многие его несчастья, столкновения с обществом происходят по причине его максимализма, требования от жизни всего и сразу, но невозможности получения должного удовлетворения.

На мой взгляд, Григорий Александрович Печорин – человек достойный, умный, сильный духовно. Но он не может найти применения своим необъятным силам и возможностям в условиях современного ему общества, не имеющего никаких духовных ценностей.

мечту сделаться исправителем людских пороков...

Ему просто было весело рисовать современного

человека, каким он его понимает и, к его и вашему

несчастью, слишком часто встречал.

М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"

Григорий Печорин - молодой человек, принадлежащий к поколению 30-х годов XIX века, представитель высшего светского общества. Его "лучшие" молодые годы прошли, по его собственным словам, в "борьбе с собой и светом".

Печорин - представитель мыслящих людей своего времени, он обладает несомненным умом и критически относится к себе и свету. Глубокий ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, и в то же время он самокритичен. Он холоден, высокомерен, но нельзя сказать, что ему чужды чувства, и нельзя назвать его инфантильным, безвольным человеком. Мы узнаем, что в юности Печорин "бешено наслаждался всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги", и... они "опротивели" ему. Потом пустился в большой свет, и скоро общество ему также надоело, а любовь светских красавиц только раздражала его воображение и самолюбие, но сердце оставалось пусто. От скуки Печорин стал читать, учиться, но "науки также надоели"; он понял, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что "самые счастливые люди - невежды, а слава - удача, и, чтоб добиться ее, надо только быть ловким". Ему снова стало скучно, и он отправился на Кавказ. Это было самое счастливое время его жизни. Печорин искренне надеялся, что "скука не живет под чеченскими пулями", но опять напрасно - через месяц он привык к их жужжанию. Наконец, увидев и полюбив Бэлу, думал, что это ангел, посланный ему "сострадательной судьбой", но снова ошибся, - "любовь дикарки оказалась ничуть не лучше любви знатной барыни", и невежество и простосердечие горянки ему вскоре надоели.

Характер Печорина очень противоречив. Как говорит сам герой: "Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку". Противоречивость проявляется не только в мыслях и поступках героя. Лермонтов, рисуя портрет Печорина, настойчиво подчеркивал странности во внешнем облике: ему уже около тридцати лет, а "в его улыбке что-то детское", глаза его "не смеялись, когда он смеялся... Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти...", а "взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе столь равнодушно-спокойное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен". Походка Печорина "была небрежна и ленива, но... он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера". С одной стороны, у Печорина "крепкое сложение", а с другой - "нервическая слабость".

Печорин - разочарованный человек, живущий из любопытства, скептически относящийся к жизни и людям, но в то же время его душа находится в постоянном поиске. "У меня несчастный характер, - говорит он, - воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастья других, то и сам не менее несчастлив". Это молодой человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристское восстание было уже подавлено. Если Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе своего романа), Печорин же был лишен такой возможности, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе. Потому Белинский и подчеркивал, что "Онегин скучает, а Печорин глубоко страдает... бьется насмерть с жизнию и насильно хочет у нее вырвать свою долю..."

Печорин отрицает любовь и счастье в семейной жизни, а в его отношениях с женщинами движет тщеславие, честолюбие. "Возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?" - говорит герой. Однако его отношение к Вере свидетельствует о способности к глубокому чувству. Печорин признается: "При возможности потерять ее навеки, Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!"

С горьким чувством Печорин расценивает себя как "нравственного калеку", у которого "высохла, испарилась, умерла" лучшая половина души. Он понимает, что ему "было назначение высокое", чувствует "в душе... силы необъятные", однако растрачивает свою жизнь на мелкие поступки, недостойные его. Причину своей трагедии Печорин видит в том, что его "душа испорчена светом". "Я достоин сожаления... во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как и к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня...", - говорит Печорин Максиму Максимычу. Это означает, что он так и не смог вырваться из общества, окружающего его.

Все эти несоответствия и противоречия во внешнем облике и поведении отражают личную трагедию героя, не дают ему жить полной жизнью, но они отражают также трагедию целого поколения того времени. Лермонтов в предисловии к своему роману писал, что Печорин - "это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии", и трагедия его в том, что такие люди "не способны к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного... счастья". Дневник Печорина, в котором представлена целая галерея образов молодых людей 30-х годов XIX века, не раз подтверждает мысль Лермонтова, отраженную в "Думе". Это поколение "к добру и злу постыдно" равнодушных, томящихся под бременем "познанья и сомненья", любящих и ненавидящих случайно, словно обречено "в бездействии состариться", "ничем не жертвуя ни злобе, ни любви..." Но в лице Печорина перед нами предстает не только своеобразный человек, типичный для своей эпохи. Это личность, сформированная данным веком, и ни в какой другой эпохе подобный человек появиться не мог бы. В нем сконцентрированы все черты, все достоинства и недостатки его времени.