Особенности композиции. Художественная деталь

«Дубровский» был написан в 1833 году, то есть в поздний, реалистический, период творчества поэта. Это единственный пушкинский роман в прозе. Пушкин стремился попробовать себя во всех жанрах, в том числе в жанре традиционного романа. Именно потому наряду с реалистическими чертами появляются и черты романтические. I. Черты реализма связаны с интересом Пушкина к социальным проблемам, а также с его поздней манерой. 1. «Дубровский» и «Капитанская дочка» соотносимы по проблематике. В центре романа - восстание крестьян за «доброго барина» (социальная тема). В центре повести - пугачевское восстание. 2. Социальная и психологическая типизация характеров и типичность описываемых обстоятельств: - Помещик Кир ила Петрович Троекуров: Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного... Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он два раза в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе. - Бедный дворянин Андрей Гаврилович Дубровский: Сей Дубровский, отставной поручик гвардии был ему [Троекурову] ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние... Кирила Петрович... предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим. «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки.» - Аристократ кн. Верейский: Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нем свою неизгладимую печать. .Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал. - Мелкое чиновничество: Письмо сие произвело весьма приятное впечатление в душе заседателя Шабашкина. Он увидел, во-первых, что Дубровский мало знает толку в делах, во-вторых, что человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение. Вслед за ним приехал и Кирила Петрович, писаря встали и заложили перья за ухо, члены встретили его с изъявлениями глубокого подобострастия, подвинули ему кресла из уважения к его чину, летам и дородности... - Крестьяне. Троекурова: С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно; несмотря на то, они были ему преданны", они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство. - Нет, отвечал он [Дубровский] сурово,- псарня чудная,- вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам. Дубровского: Антон прослезился, увидя его [молодого Дубровского], поклонился ему до земли, сказал ему, что старый его барин еще жив, и побежал запрягать лошадей... - Нет, дай Бог долго здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж Бог его приберет, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем. 3. Точность в воспроизведении деталей. - Воспитание Владимира Дубровского: Владимир Дубровский воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. - Воспитание детей Троекурова: Отец ее, никогда не читавший ничего, кроме «Совершенной поварихи», не мог руководствовать ее в выборе книг, и Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах. Таким образом совершила она свое воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими... Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, который и прибыл в Покровское во время происшествий, нами теперь описываемых. - Описания поместий. Покровское, имение Троекурова: Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом - пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями. Верейскому не понравился: Старинный сад с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями... Кистеневка, имение Дубровских: ...Владимир увидел березовую рощу, и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею... Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась спутанная лошадь. Арбатове, поместье князя Верейского, который любил «английские сады и так называемую природу»: Подъезжая к Арбатову, он [Троекуров] не мог не любоваться чистыми и веселыми избами крестьян и каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густозеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон. - Ход судебного расследования и определение суда, полностью приведенное в главе II: Мы помещаем его вполне, полагая, что всякому приятно будет увидеть один из способов, коими на Руси можем мы лишиться имения, на владение коим имеем неоспоримое право. 4. Показаны причины, побудившие крестьян превратиться в разбойников: - Во владение Кирилу Петровичу! Господи упаси и избави: у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет. В основу сюжета «Дубровского» легла реальная история с неким дворянином Островским. По предположению И. Андроникова, то же судебное дело было использовано и Лермонтовым в сюжете романа «Вадим», однако Лермонтов трактует всю историю исключительно ^мантически, оставляя на втором плане социальную подоплеку событий и прослеживая прежде всего мотив мести. III. Романтические черты имеют свои истоки в традициях самого жанра романа: 1. Молодой Дубровский - главный герой, его именем называет Пушкин свое произведение. 1) Поначалу Пушкин показывает нам его как типичного молодого повесу, получающего образование в Петербурге, однако уже и здесь он отмечает в молодом Дубровском те черты, которые потом разовьются в романтические: Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти... ...он романтически был к нему [к отцу] привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее умел насладиться ее тихими радостями... 2) Вероломство Троекурова лишает молодого человека средств к существованию, и Дубровский превращается в романтического героя: Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие. Владимир стиснул зубы - страшные мысли рождались в уме его. Дубровский стоял у клироса; он не плакал и не молился, но лицо его было страшно. 3) Автор показывает и исключительные ситуации, в которых неизбежно должны проявиться недюжинный характер, гордость и смелость героя: Француз не смутился, не побежал, а ждал нападения. Медведь приближался, Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил. - Я не слыхивал о медведе,- отвечал Дефорж,- но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званию, не могу требовать удовлетворения. 4) Герой вступает в конфликт с несправедливым обществом: Итак, все кончено,- сказал он сам себе,- еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты. 5) С этого момента с образом связаны два типично романтических мотива: - мотив благородного разбойника (Шиллер «Разбойники», Байрон «Корсар»). Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах, все были уверены, что он, а не кто другой предводительствовал отважными злодеями. ...«Дубровский нападает не на всякого, а на известных богачей, но и туг делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет..* Все слушали молча рассказ Анны Савишны, особенно барышни. Многие из них втайне ему доброжелательствовали, видя в нем героя романического - особенно Марья Кириловна, пылкая мечтательница, напитанная таинственными ужасами Радклиф15. - мотив мести. Дубровский: Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству, в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное виденье, и сердце мое смирилось. 6) Уже как типично романтический герой Дубровский выступает в сценах - с Дефоржем: - Послушайте,- прервал офицер,- что если бы вместо этой будущности предложили вам 10 000 чистыми деньгами, с тем чтоб сей же час отправились обратно в Париж. - в любовной линии, связанной с появлением «злодея» Верейского: Вдруг раздались крики погони, карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее - и человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела молодая княгиня, сказал ей: - Вы свободны, выходите. - в сцене в стане разбойников: В шалйше, из которого вышла старуха, за перегородкою, раненый Дубровский лежал на походной кровати. Перед ним на столике лежали его пистолеты, а сабля висела в головах. Землянка устлана и обвешана была богатыми коврами, в углу находился женский серебряный туалет и трюмо. Дубровский держал в руке книгу, но глаза его были закрыты. 2. Герои, описанные поначалу как персонажи социально-психологического романа, постепенно обретают романтические черты. - Троекуров, который в начале романа выступает как реалистический характер, по ходу действия превращается в романтического злодея, деспотизм его гиперболизируется: - Добро,- сказал он после некоторого молчания.- Жди себе кого хочешь в избавители, а покамест сиди в этой комнате, ты из нее не выйдешь до самой свадьбы,- С этим словом Кирила Петрович вышел и запер за собою двери. - Князь Верейский становится романтическим злодеем, олицетворением рока: Она тихонько вручила письмо князю Верейскому, тот прочел его наедине и нимало не был тронут откровенностию своей невесты. Напротив, он увидел необходимость ускорить свадьбу и для того почел нужным показать письмо будущему тестю. - Крестьяне из-за несправедливого решения дела их хорошего барина превращаются в романтических разбойников, которые после нападения на карету Верейского уходят...не разграбя ничего, и не пролив ни единой капли вдови. 3. Романтическое построение сюжета. 1) Помимо социальной линии, в романе есть любовная интрига, в основе которой лежит «любовный треугольник» Дубровский-Ма- ша-Верейский. Эта линия развивается по традиционным романтическим канонам: Маша влюблена в разбойника и хочет отказать богатому жениху; любовная переписка, свидания при луне, причем все события окутаны тайной. - Марья Кириловна получает записку: Будьте сегодня в семь часов вечера в беседке у ручья. Она думает, что Дефорж объяснится ей в любви, но оказывается, что Дефорж - это переодетый Дубровский. - Свидания происходят на фоне традиционного романтического пейзажа: Ночь была темна, небо покрыто тучами - в двух шагах от себя нельзя было ничего видеть, но Марья Кириловна шла в темноте по знакомым дорожкам... Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и легкий шорох пробегал по всему саду. - Таинственный почтальон доставляет Маше письма от Дубровского: Вдруг в окошко тихонько протянулась рука - кто-то положил на пяльцы письмо и скрылся, прежде чем Марья Кириловна успела образумиться. 2) Судьбу героев определяет романтическое понятие «рок»: - случай помогает Дубровскому попасть в дом Троекурова. - возникает ряд препятствий, мешающих счастью Маши и Дубровского: драку Саши с рыжим мальчишкой-посыльным, забравшим кольцо из дупла, замечает садовник и приводит обоих к Троекурову. Троекуров запирает Митю в голубятню, из-за этого мальчик опаздывает к Дубровскому с кольцом, а Дубровский опаздывает освободить Машу. IV. Композиция романа: 1. Роман состоит из 19 глав. Пушкин разделил его на два тома. I том: - Развернутая экспозиция: история тяжбы между Дубровским и Троекуровым, смерть Дубровского. Подробное, детализированное повествование замедляет действие, зато дает возможность познакомиться с бытом, средой, обычаями и действующими лицами. Сходную роль играет включение в роман судебного заключения, его языковой строй: Напротив же сего, генерал-аншеф Кирила Петров сын Троекуров 3-го генваря сего года взошел в сей суд с прошением, что хотя помянутый гвардии поручик Андрей Дубровский и представил при учиненном следствии к делу сему выданную покойным его отцом Гаврил ом Дубровским титулярному советнику Соболеву доверенность на запроданное ему имение, но по оной не только подлинной купчей, но даже и на совершение когда-либо оной никаких ясных доказательств по силе генерального регламента 19 главы указа 1752 года ноября 29 дня не представил. - Завязка и развитие Драматической социальной коллизии: крестьяне выступают в защиту доброго барина, против барина злого. II том написан после перерыва: - Разрабатывается «любовно-разбойный сюжет». - Кульминация - объяснение в беседке, затем развитие действия словно приостанавливается: ...Но перед разлукой я должен с вами объясниться... Марья Кириловна не отвечала ничего. В этих словах видела она предисловие к ожидаемому признанию. - Я не то, что вы предполагаете,- продолжал он, потупя голову,- я не француз Дефорж. Я Дубровский. Марья Кириловна вскрикнула. - Концовка романа свернута - роман не закончен. Дубровский скрылся за границу. 2. Композиционные элементы авантюрного романа. Вторая часть «Дубровского» напоминает авантюрный роман, популярный во вторую половину XVIII века. - ситуация qui pro quo (лат- одно вместо другого, недоразумение, путаница): Дубровский, овладев бумагами француза, смело явился, как мы уже видели, к Троекурову и поселился в доме. Крестьяне превращаются в разбойников. - тайны (Маша тайно влюблена во француза, а он на самом деле Дубровский). - узнавания (станционный смотритель в офицере, беседовавшем с проезжим французом, узнает Дубровского, о чем и сообщает жене Пахомовне; Антон Пафнутьич Спицын с опозданием узнает, что доверил себя и свои сбережения Дубровскому, а не смелому французу; Маша узнает, что Дефорж - Дубровский; Анна Савишна предполагает, что генерал, который у нее обедал,- сам Дубровский; Кирила Петрович, произведя расследование истории с кольцом, узнает, что Маша звала Дубровского на помощь). - обещания (Маша обещает Дубровскому обратиться к нему в трудную минуту, он обещает ей помощь). - неожиданные препятствия (см. выше). 3. Элементы детектива. Наличие тайны, заставляющей автора прибегать к приему обратной композиции: лишь описав геройские поступки француза и зарождение взаимной сердечной склонности между Дефоржем и Марьей Кириловной, автор объясняет, как попал Дубровский в дом Троекурова: Теперь попросим у читателя позволения объяснить последние происшествия повести нашей предыдущими обстоятельствами, кои не успели мы еще рассказать. 4. Художественное время: - предыстория основных событий замедляется бытовыми подробностями, а также подробностями судебного разбирательства. - часто предыстория появляется в начале главы (история с медведем). 5. Композиционная роль вставных элементов: - реальный юридический документ (см. выше). - письмо няни. Письма - один из любимых Пушкиным «документов» эпохи. В них отношения людей, язык и дух времени наиболее ощутимы: Государь ты наш, Владимир Андреевич,- я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое - а в животе и смерти Бог волен... (ср. письма в «Капитанской дочке», в «Барышне-крестьянке* и ДР-): - эпиграф. Главе IV предпослан эпиграф из Державина («На смерть кн. Мещерского», 1779), предваряющий трагические события, описанные в ней: ГДе стол был яств, там гроб стоит. - записки Дубровского Маше. - рассказ Анны Савишны Глобовой об обедавшем у нее генерале. - приметы Владимира Дубровского, зачитанные исправником на пиру у Троекурова: От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось. - песня. «Караульщик» в стане Дубровского поет ту же песню, что и сторонники Пугачева в «Капитанской дочке»: Не шуми, мати зеленая дубровушка.. 6. Композиционная роль пейзажа. - противопоставляются два описания имений: сначала Дубровский, возвращающийся из Петербурга, проезжает богатое Поповское, затем въезжает в бедную, запущенную Кистеневку (см. выше). - описание имения Верейского в английском вкусе является началом авантюрного романа. 7. Композиционная роль рока, мотива мести (см. выше). 8. Композиционное выражение авторской позиции. - Архип сначала поджигает дом с людьми: - Архипушка,- говорила ему Егоровна,- спаси их, окаянных, Бог тебя наградит. - Как не так,- отвечал кузнец. - потом спасает из огня кошку: - Чему смеетеся, бесенята,- сказал им сердито кузнец,- Бога вы не боитесь - божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь,- и, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. Таким образом, жестокость осуждается, но подтверждается, что это не свойство натуры человека. 9. Там, где в силу вступают законы романтического романа, исчезает юмористическая речевая деталь, характерная для позднего Пушкина и являющаяся показателем реалистичности характеров. 1) Троекуров: «Слушай,- брат Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу, даром что он гол как сокол». (Глава I) Антон Пафнутьич: «Как чего боюсь, батюшка Кирила Петрович, а Дубровско- го-то; того и гляди попадешься ему в лапы. Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерет». (Глава IX) 2) Дубровский: «Думайте иногда о Дубровском, знайте, что он рожден был для иного назначения, что душа его умела любить вас, как никогда». (Глава XII) Маша: «Я согласилась, я дала клятву... князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты... Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас!» (Глава XVIII)

Урок по литературе.

Жанровые особенности романа А.С.Пушкина «Дубровский»

Цели:

    познавательный аспект : выявить особенности жанра романа А.С.Пушкина «Дубровский» как авантюрно-приключенческого ; закрепить знания содержания произведения;

    развивающий аспект : развивать навыки характеристики персонажей, умение обобщать, логи чески верно излагать свои мысли, работать выборочно с художественным текстом; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

    воспитательный аспект : развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения .

Оборудование и оформление урока:

    презентация

    компьютер,

    медиапроектор,

    карточки с заданиями по группам,

    раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент (проверка готовности к уроку, создание положительного эмоционального настроя учащихся, сообщение цели урока):

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Давайте посмотрим, все ли готовы к уроку, всё ли у вас есть на столах, настроимся на серьёзную работу.

Мы продолжаем говорить о романе «Дубровский». Сегодня нам предстоит вспомнить изученный материал о жанровых особенностях романа вообще, его видах, попробовать определить тип пушкинского произведения. Слайд 2

II. Повторение. Жанровые особенности романа (фронтальный опрос учащихся)

Что такое роман? К какому роду литературы относится?

Роман – один из самых популярных эпических жанров со второй половины XIX века и до сегодняшнего времени. Слайд 3

Каковы основные признаки жанра романа?

Выберите и подчеркните из всех признаков эпических произведений те, которые соответствуют жанру романа (задание выполняется на интердоске) Слайды 4-5

большой объём , одно-два места происходящих событий, несколько сюжетных линий , несколько героев, характеры героев даны в развитии , одна сюжетная линия, много героев , перенос действий в разные места , готовый характер героя, охватывается большой временной промежуток , связь героев с историческими событиями и другими людьми , события происходят в течение суток, представлена жизнь целой эпохи.

Можно ли произведение «Дубровский» отнести именно к этому жанру и почему ?

Слайды 6-8

1.Достаточно большой объём: произведение состоит из 2-х томов.

2. На протяжении всего романа происходит много разных событий, которые охватывают большой временной промежуток. Несколько сюжетных линий: Троекуров – старший Дубровский, Маша – Владимир Дубровский, Маша – князь Верейский, Дубровский – разбойники и т.д.

3. События переносятся в разные места: Кистенёвку, Покровское, Арбатово, Петербург.

4. В произведении много героев: помещики, Владимир Дубровский, Маша Троекурова, заседатель Шабашкин, кузнец Архип и др.

5. Характеры героев даны в развитии, показаны сложные отношения между людьми.

6. Представлена жизнь целой эпохи (типичная жизнь помещиков, их быт, нравы).

    Вывод делают учащиеся: по всем признакам изучаемое произведение можно отнести к жанру романа.

III. Актуализация знаний учащихся.

Работа с таблицей «Типы романов». Слайд 9

По изученным романам Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Д.Дефо «Робинзон Крузо», знакомому всем «Дон Кихоту» Сервантеса учащиеся определяют следующие типы романов: сатирический, приключенческий, рыцарский.

К какому типу наш роман явно не подходит? (к сатирическому, рыцарскому)

IV . Решение проблемного вопроса : к какому типу романов мы отнесём пушкинское произведение?

1.Учитель знакомит детей с другими видами романов: социально-философским и авантюрно-приключенческим.

Лексическая работа (индивидуальные сообщения учащихся). Слайд 10-11

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН рисует широкую картину общества в определенную эпоху. В центре такого романа – важные общественные проблемы.

АВАНТЮРНО-ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ РОМАН появился в середине XIX века. Его отличают резкое деление персонажей на героев и злодеев, быстрое развитие действий, острота сюжетных ситуаций, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки. Задача приключенческой литературы - развлекать читателя.

АВАНТЮРА - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.

ПРИКЛЮЧЕНИЕ - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.

ИНТРИГА (фр. intrigue, от лат. intrico «запутываю»), заинтересованность вокруг события, явления или личности.

Интрига выражается в том, что герой стремится осуществить свой план, вступая в борьбу с другими персонажами.

ХРОНОЛОГИЯ – определённая последовательность событий

2. Работа с интердоской.

Задание: соотнесите признаки романов . Слайд 12.

« Дубровский»

Роман

Социальный? Авантюрно-приключенческий?

острота, напряжённость сюжета; общественные проблемы, неожиданность сюжетного поворота; интриги; общественные явления (бунт, митинг и т.д.); необычные герои (разбойники); «тайная занимательность» (нарушение хронологической последовательности); любовный треугольник; неравенство людей; романтические герои.

В результате работы выявляются признаки социально-философского и авантюрно-приключенческого романов:

«Дубровский»

Роман

Социальный Авантюрно-приключенческий

общественные проблемы острота, напряжённость сюжета

общественные явления неожиданность сюжетного поворота

(бунт, митинг и т.д.) необычные герои (разбойники);

неравенство людей интриги

любовный треугольник

романтические герои;

«тайная занимательность (нарушение хронологи-

ческой последовательности).

    Перед вами признаки двух типов романов. Нам предстоит решить основную задачу урока: определить тип романа «Дубровский». Для этого попрошу вас выявить в пушкинском тексте те особенности, которые свойственны социально-философскому роману.

3 . Определение признаков социального романа. Слайд 13

Есть ли в романе социальные проблемы?

(В романе показаны два помещика, но один богатый, другой бедный).

Расскажите подробнее о помещиках.

Выступления учащихся.

1 группа готовила рассказ о Троекурове. Слайд 14.

Троекуров Кирила Петрович – отставной генерал-аншеф (высший армейский чин), богатый барин, знатного рода, живёт в роскоши. У него огромное имение, и не одно («пространные владения»), большая псарня, горничных только шестнадцать! По характеру он избалованный, своенравный, жестокий, властный. Настоящий помещик-крепостник.

А почему он такой?

Богатства и власть позволяют ему делать всё, что он захочет, отрицательно влияют на характер человека.

2 группа – рассказ о старшем Дубровском. Слайды 15-16.

Андрей Гаврилович Дубровский – отставной поручик (третий по счёту офицерский чин в русской армии), бедный, разорившийся помещик, имеет всего одну деревню и 70 душ крепостных. Живёт очень скромно, все доходы идут на содержание единственного сына, живущего в Петербурге. Он не может позволить себе содержать такую псарню, как у Троекурова, хотя сам заядлый охотник.

По характеру он отличается от Троекурова: гордый, независимый, решительный, человек прямой, с чувством собственного достоинства.

Почему же Дубровский не такой, как Троекуров, ведь он тоже помещик?

Дубровский не избалован в силу своего материального положения.

Итак, у помещиков разный социальный статус, нет равноправия.

Есть ли в романе другие социальные проблемы?

Да, в романе показаны помещики – люди высшего социального сословия – и простые люди- крестьяне, которые находятся в полной зависимости от своих хозяев.

Также в 5 главе крестьяне бунтуют против несправедливого решения суда, сжигают приказных. Бунтарство их проявляется ещё и в том, что они уходят в лес и становятся разбойниками. Таким образом, Пушкин показывает проблему противоречий между крестьянами и властью.

Можно сказать, что это бунт против всего крепостного права как общественного явления?

Нет, это бунт против несправедливого явления и конкретного помещика, т.е. это пока ещё неосознанный, стихийный бунт.

    Вывод: в произведении А.С.Пушкина есть признаки социально-философского романа.

4 . Определение признаков авантюрно-приключенческого романа. Слайд 17

А). Напряжённость, острота сюжета. Слайд 18

Учащиеся называют эпизоды в тексте, которые показались им наиболее запоминающимися: ссора помещиков, смерть старшего Дубровского, пожар в Кистенёвке, гибель приказных, Дефорж в «медвежьей» комнате, погоня за Машей, ранение Владимира Дубровского.

Б). Неожиданность сюжетного поворота. Слайд 19

Учащиеся находят необычность ситуации в превращениях главного героя:

Владимир Дубровский вначале офицер, затем француз Дефорж, потом разбойник.

Неожиданным кажется и поведение Маши Троекуровой в конце романа, когда она отказывается от побега с Владимиром.

В). Интриги. Слайд 20

Ребята вспоминают тайные свидания двух влюблённых, их необычную «почту», погоню, образы разбойников.

Г). Нарушение хронологической последовательности. Слайд 21

Учащиеся по группам составляют план 8-11 глав и сопоставляют с хронологией событий (раздаточный материал):

Проверка на слайде

В романе

Глава

По хронологии

Глава

1.Дефорж в «медвежьей» комнате

1. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем

2. Обед у Троекурова. Отзывы о Дубровском

2. Дефорж в «медвежьей» комнате

3. Спицын в комнате у Дефоржа

3. Обед у Троекурова. Отзывы о Дубровском

4. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем

4. Спицын в комнате у Дефоржа

В ходе наблюдения над текстом учащиеся приходят к выводу, что автор нарушает последовательность намеренно, чтобы события выглядели более таинственно, загадочно. Читателя это интригует, он втягивается в круг необычных событий.

Д). Любовный треугольник. Слайд 22

Учащиеся определяют любовный треугольник: Дубровский – Маша Троекурова – князь Верейский, ставший неожиданным соперником Владимира. Следствие – конфликт, достигающий особой напряжённости в последних сценах.

Е). Романтические герои.

Выступление 3 группы – рассказ о Владимире Дубровском. Слайд 23

Дубровский – молодой, образованный офицер, мужественный, храбрый. Эти качества проявляются особенно ярко в сцене «Дефорж в «медвежьей» комнате». Чувство человеческого достоинства, гордость определяются в его отношении к Троекурову – обидчику отца. Дубровский не раз проявляет главное качество - благородство: отказывается от мести ради любимой девушки, сохраняет жизнь князю Верейскому.

Таким образом, в нашем герое налицо черты романтического героя: храбрость, гордость, благородство.

Выступление 4 группы – рассказ о Маше Троекуровой. Слайд 24

Сентиментальная барышня, воспитанная на романтических романах Радклифа, мечтательная, ждущая благородного рыцаря. И внимание на Дефоржа она обращает только после случая с медведем, увидев в молодом учителе храброго, гордого человека – те качества, которые она ценила в литературных героях, благородных рыцарях романов.

Почему же счастье влюблённых молодых людей не состоялось? Слайд 25

Для Маши характерно чувство долга, ответственности: клятва, данная перед Богом, не позволяет ей остаться с любимым человеком.

    Вывод: в романе Пушкина есть все признаки авантюрно-приключенческого романа.

Подводя итоги всем нашим наблюдениям, сопоставлениям, сообща приходим к выводу, что в романе есть признаки и социально-философского, и авантюрно-романтического романов.

Мы пришли к главному вопросу нашего урока: к какому же типу романов можно отнести это произведение? Слайд 26

    Учащиеся более склонны к авантюрно-романтическому , потому что в нём есть все признаки этого жанра, причём ярко выраженные. И хотя есть элементы социального романа, мы не можем отнести его к этому разряду, так как автор лишь затрагивает социальные проблемы, не вскрывая их глубоко.

V . Тест (работа по группам) Слайд 27

Раздаточный материал.

VI . Рефлексия.

Все ли согласны с определением жанра романа А.С.Пушкина «Дубровский»?

Всем всё было понятно на уроке?

VII . Заключительное слово учителя.

Произведение заканчивается неожиданно, есть ощущение незавершённости. Это связано с тем, что автор не видит продолжения истории. Дубровский исчерпал себя как предводитель разбойников: отряд его разгромлен правительственными войсками. Герою остаётся только уехать за границу.

VIII . Домашнее задание: творческая работа.

Каким вы видите финал романа? Проба пера.

Кроссворд

по роману Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский».

По горизонтали:

1. Село, в котором жил Троекуров.

3. Фамилия богатого князя, за которого хотели отдать замуж дочь Троекурова.

5. Имя штаб-лекаря, который лечил больных собак.

7. Как называли комнатного слугу?

11. Роман состоит из двух … (в им. п.)

12. Фамилия няни Дубровского младшего.

13. Куда поехали Верейский и Марья Кириловна (в им. п.)

15. Месяц, в котором князь Верейский вернулся из заграницы.

По вертикали:

2. Название села, в котором жил Дубровский.

4. Младший офицерский чин в кавалерии.

6. Любимая фраза Троекурова: « … победы раздавайся!»

8. Место, куда младший брат Маши положил кольцо.

9. Чувство, которое испытывал Владимир к Маше.

10. Отношения, которые связывали двух помещиков после ссоры.

14. Имя старой птичницы.

Роман А. С. Пушкина «Дубровский»

1.Жанровые особенности романа «Дубровский» (слово учителя)

В XIX веке жанр авантюрно-приключенческого романа стал очень популярным. Появились многочисленные произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость – жадности, любовь – ненависти. Писатели для того, чтобы придать занимательность произведению, часто использовали «переодевания» героев и нарушение хронологии повествования. Главный герой такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел. Заканчивался авантюрный роман победой главного героя. А.С. Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе проблем реальной жизни не позволила ему закончить произведение. Пушкин не мог вместить живых героев в жёсткие схемы.

2.Словарная работа.

Авантюра – рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчёте на случайный успех.

Приключение – происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.

Популярный – 1.общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;

2.пользующийся широкой известностью.

Роман (от франц. – повествование) – большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета.

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

3.Реализация индивидуального домашнего задания (отвечает подготовившийся ученик).

История романа.

Над романом «Дубровский» А. С. Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Роман не был завершён и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П. В. Нащокина, который был другом поэта, «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский, который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения, и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить». Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А. С. Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.

4.Обмен впечатлениями о героях романа.

А) Чтение отрывка из романа (от слов « Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин…» до слов «Никто не дерзал отказываться от его приглашения…» ).

Б) Беседа по 1-ой главе:

Что давало Троекурову «большой вес в губернии»?

Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? А как к ним относился Троекуров?

Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту?

- Почему Троекуров уважал Андрея Гавриловича Дубровского? («...они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях»).

В чём проявилось это сходство?

5. Анализ первого события – ссоры Андрея Гавриловича Дубровского с Троекуровым.

- В чём причина ссоры Дубровского с Троекуровым ? (чтобы углубить понимание этого события, являющегося завязкой действия, необходимо обратить внимание учащихся на то, при каких обстоятельствах произошла ссора, как ведут себя в этом случае действующие лица, чем вызваны их поступки).

1) Чтение из первой главы сцены на псарне Раз, в начале осени.. ») и комментирование её.

Обратить внимание на сокровенные мысли и чувства Дубровского, который был страстным охотником и «не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

Дубровский невольно сравнивает псарню с крестьянскими избами и не может не сказать Троекурову о своих впечатлениях, тем более что всегда открыто выражал своё мнение. И на этот раз он остаётся верен себе, сказав Троекурову: «…псарня чудная, - вряд людям вашим житьё такое же, как вашим собакам».

Прав ли Андрей Гаврилович Дубровский, сделав такое замечание, а если прав, то почему псарь Парамошка не согласился с ним, хотя жил, наверное, хуже своих подопечных?

Что оскорбило Дубровского и почему он покинул псарню?

2) Самостоятельное чтение учащимися письма Андрея Гавриловича и подготовка небольшого рассказа о том, как углублялась ссора помещиков.

Вопросы для самостоятельной работы (раздаются на каждую парту).

1. Что можно сказать о Дубровском на основании его письма?

2. Почему письмо Дубровского вызвало гнев Троекурова и как сильно повлияло оно на ссору? (важно обратить внимание на содержание и тон письма).

Андрей Гаврилович совсем не похож на Троекурова. Он мягче и справедливее своего соседа. Он честный и смелый человек. Но он тоже владелец крепостных, барин и помещик. Каждое слово письма говорит об этом. Дубровский – дворянин и гордится этим. Он оскорблён, задета не только дворянская честь, но и его человеческое достоинство, и он требует удовлетворения. Не доверяя Кириле Петровичу, Дубровский просит выслать к нему оскорбившего его псаря, чтобы помиловать его или наказать. Он ничем не отличается, судя по письму, от обычного барина и крепостника.

Вывод: Письмо углубило ссору. Троекуров оскорблён и ждёт удобного случая, чтобы отомстить Дубровскому.

3) Работа над первой главой завершается рассматриванием иллюстраций Б. Кустодиева и А. Пахомова или рисунка художника В. Ермолова «На псарне» (эта работа поможет учащимся лучше представить барский дом, сад, имение, героев, окружающую их обстановку, правильнее понять содержание романа).

При рассмотрении рисунка «На псарне» нужно обратить внимание на центральные фигуры рисунка, выяснить, какой момент осмотра псарни изобразил художник и как он это показал в рисунке.

Насколько, по-вашему мнению, верно изображены Троекуров, Дубровский, гости и псари?

В чём вы согласны с художником, а в чём нет?

6. Итог работы над первой главой.

Подумать над ответом на вопрос «Как возникло судебное дело о Кистенёвке и как свершился неправый суд?»

7. Домашнее задание: стр. 151 – вопросы и задания ко II и III главам.

Особенности композиции: В XI главе объясняется, как Дубровский попал в дом Троекурова. То есть хронологическая, временная последовательность событий нарушена. Композиция – это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Это сделано, чтобы заинтриговать, заинтересовать читателя, позволить ему понять, что Дефорж – это Дубровский, до пояснений автора. Части повествования А.С. Пушкин расположил в определённом порядке, который носит название композиция.

Слайд 80 из презентации «Анализ романа «Дубровский»» . Размер архива с презентацией 4108 КБ.

Литература 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Оперы на сюжеты Пушкина» - «Руслан и Людмила». А.С. Пушкин и оперы. Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер. «Пиковая Дама». «Евгений Онегин». Ряд опер. А.С.Пушкин. Оперы. Произведения. Оперы на сюжеты Пушкина. «Борис Годунов». Опера «Русалка».

««Ночь перед Рождеством» тест» - Гипербола. Тропы. Реальные лица. Ночь перед Рождеством. Гости. Невыразимо приятная усмешка. Вечера на хуторе близ Диканьки. Оселедец. Архитектура. Найдите соответствия. Кузнец Вакула. Рудый Панько. Грех Вакулы.

«Возникновение древнерусской литературы» - Нестор. Сказание о Белгородском киселе. Д.С.Лихачев. Как создавалась культура Древней Руси. Основные термины. Столица древнерусского государства. Древняя русская литература наполняет нас гордостью. Возникновение письменности на Руси. Летописец- монах, составитель летописи. «Повесть временных лет». Что представлял собой Киев. Летописание началось на Руси в XI веке. Древнерусская литература. Сказание о Кожемяке.

«Анализ стихов» - «Рожь» Шишкина. Ночь. День. «Рожь» А.К. Саврасова. Советский энциклопедический словарь. Чувства. Слова и выражения. Необычное выражение. Тест. Пейзажная лирика. Прокомментировать картины. Настроение поэта. Какие звуки повторяются в первой строке. Строчки. Работа с текстом. Сформировать навыки анализа лирического произведения. Солнце. Настрой на восприятие стихотворения.

«Герои романа «Дубровский»» - Владимир и Маша. Сравнительные вопросы. Время действия романа. Письмо. Хитрые вопросы. Младшее офицерское звание. Словарная работа. Тайное венчание. История создания романа. Душ у князя Верейского. Развитие сюжета. Владимир Дубровский. Сравнительная характеристика. Первая обложка романа. Роман «Дубровский». Жанр романа. Конфликт и сюжет в романе. Александр Сергеевич Пушкин. Возможное продолжение романа.

«Анализ романа «Дубровский»» - Обращение автора. Идея романа. Работа с иллюстрациями. Пересказ от лица Маши. Как были встречены в суде Дубровский и Троекуров. Прощание Владимира Дубровского с отцом. Случай на псарне. Приезд приказных чиновников. Подготовка к сочинению. Поведение Шабашкина. Возмущение крестьян. Маша. Как Дубровский стал Дефоржем. Художественная деталь. Состояние Дубровского после суда. Встреча. Рисунок Шмаринова.

Урок литературы в 6 классе

по теме

«А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». История создания и композиция».

Задачи:

1.Познакомиться с историей создания романа;

2.Знать жанровые особенности произведения;

3.Рассмотреть композицию романа;

4.Роль 1 главы в развитии сюжета.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Технология : технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Средства здоровьесберегающих технологий: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.

Методы : аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя. Формы: коллективная, частично индивидуальная.

Оборудование : Альбом "А.С.Пушкин". Компьютер. Мультимедиапроектор.

Используемая литература : А.С.Пушкин "Дубровский". Н.В.Егорова "Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс". 3. CD-ROM "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы".

Ход урока.

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем изучать новую тему, совершенно новый для вас жанр произведения.

Записываем число и тему урока «А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». История создания и композиция».

Какие задачи мы поставим перед собой?

    Истрия создания романа «Дубровский».

Индивидуальное сообщение ученика.

Роман «Дубровский» создавался Пушкиным в 1832 – 1833 годах. Название не принадлежит Пушкину и дано издателем по имени главного героя. В основу сюжета лёг рассказ близкого приятеля Пушкина П.В. Нащокина «про одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский, который имел процесс с соседом на землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить». В романе представлены два поколения – отцы и дети. Герой Троекуров принадлежал к дворянской знати, которая ради чинов не знала преград. А Дубровский – к старинной аристократии, которая почитала честь и достоинство. Поэтому Дубровский и Троекуров разошлись.

Выводы: Роман «Дубровский» основан на реальных событиях.

    Жанровые особенности произведения.

Индивидуальная работа.

Работа с терминами в учебниках (стр.143)

Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, отличающееся многообразием действующих лиц и развитым сюжетом.

Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.

    Композиция романа.

Работа в парах (заполнение карточек).

Вспомним, что такое композиция художественного произведения? (Это построение).

Назовите элементы композиции. (Экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

Составим схему с композицией «Дубровского»:

Экспозиция – История дружбы Троекурова и Дубровского.

Завязка – Ссора друзей, пожар в Кистенёвке.

Кульминация – Дубровский в доме Троекурова. Дефорж признаётся Маше в том, что он – Дубровский.

Развязка – отказ Маши сбежать с Дубровским.

    Роль 1 главы в развитии сюжета.

Сейчас мы посмотрим видеофрагмент 1 главы (15мин10с – 16мин34с). Этот эпизод стал причиной ссор друзей. Ваша задача – определить, какова роль этой главы.

Кто из друзей обиделся и почему? (Слуга Троекурова сказал, что дворянину жилось бы в псарне хозяина намного лучше, тут и сытнее и теплее).

Роль главы – если бы не ссора двух друзей, то жизнь главных героев сложилась бы совершенно по-другому, Владимир бы не стал разбойником.

    Заполнение кластера.

Работа в группах.

Цветовой кластер по 1 главе:

1)Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский;

2)Дружба соседов;

3)Случай на псарне;

4)Ссора между друзьями;

5)Суд.

    Выводы.

Что мы узнали на уроке?

Познакомились с историей создания романа (основан на реальных событиях). Узнали, что такое роман. Познакомились с композицией романа, проанализировали 1 главу.

    Рефлексия.

Я узнал…

Мне понравилось…

Я не понял…

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

    Оценки за урок.

    Домашнее задание.