Кто такой гермес в греческой мифологии. Кто такой бог гермес в древнегреческой мифологии, чем знаменит. Гермес - бог торговли, бог гимнасия и педагог

Николай Кун

В гроте горы Киллены в Аркадии родился сын Зевса и Майи, бог Гермес, посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем в руках. Гермес охраняет пути, и посвященные ему гермы можно видеть поставленными при дорогах, на перекрестках и у входов в дома всюду в древней Греции. Он покровительствует путникам в путешествии при жизни, он же ведет души умерших в их последний путь - в печальное царство Аида . Своим волшебным жезлом смыкает он глаза людей и погружает их в сон. Гермес - бог покровитель путей и путников и бог торговых сношений и торговли. Он дает в торговле барыш и посылает людям богатство. Гермес изобрел и меры, и числа, и азбуку, он обучил всему этому людей. Он же и бог красноречия, вместе с тем - изворотливости и обмана. Никто не может превзойти его в ловкости, хитрости и даже в воровстве, так как он необычайно ловкий вор. Это он украл однажды в шутку у Зевса его скипетр, у Посейдона - трезубец, у Аполлона - золотые стрелы и лук, а у Ареса - меч.

Гермес похищает коров Аполлона

Едва родился Гермес в прохладном гроте Киллены, как он уже замыслил первую свою проделку. Он решил похитить коров у сребролукого Аполлона, который пас в это время стада богов в долине Пиэрии, в Македонии. Тихонько, чтобы не заметила мать, выбрался Гермес из пеленок, выпрыгнул из колыбели и прокрался к выходу из грота. У самого грота он увидал черепаху, поймал ее и из щита черепахи и трех веток сделал первую лиру, натянув на нее сладкозвучные струны. Тайком вернулся Гермес в грот, спрятал лиру в своей колыбели, а сам опять ушел и быстро, как ветер, понесся в Пиэрию. Там он похитил из стада Аполлона пятнадцать коров, привязал к их ногам тростник и ветки, чтобы замести след, и быстро погнал коров по направлению к Пелопоннесу. Когда Гермес уже поздно вечером гнал коров через Беотию, он встретил старика, работавшего в своем винограднике.

Возьми себе одну из этих коров, - сказал ему Гермес, - только никому не рассказывай, что видел, как я прогнал здесь коров.

Старик, обрадованный щедрым подарком, дал слово Гермесу молчать и не показывать никому, куда тот погнал коров. Гермес пошел дальше. Но он отошел еще недалеко, как ему захотелось испытать старика, - сдержит ли он данное слово. Спрятав коров в лесу и изменив свой вид, вернулся он назад и спросил старика:

Скажи-ка, не прогонял ли тут мальчик коров? Если ты мне укажешь, куда он их прогнал, я дам тебе быка и корову.

Недолго колебался старик, сказать или нет, очень уж хотелось ему получить еще быка и корову, и он показал Гермесу, куда угнал мальчик коров. Страшно рассердился Гермес на старика за то, что он не сдержал слова, и в гневе превратил его в немую скалу, чтобы вечно молчал он и помнил, что надо держать данное слово.

После этого вернулся Гермес за коровами я быстро погнал их дальше. Наконец, пригнал он их в Пилос. Двух коров принес он в жертву богам, потом уничтожил все следы жертвоприношения, а оставшихся коров спрятал в пещере, введя их в нее задом, чтобы следы коров вели не в пещеру, а из нее.

Сделав все это, Гермес спокойно вернулся в грот к матери своей Майе и лег потихоньку в колыбель, завернувшись в пеленки.

Но Майя заметила отсутствие своего сына. Она с упреком сказала ему:

Плохое замыслил ты дело. Зачем похитил ты коров Аполлона? Разгневается он. Ведь ты знаешь как грозен в гневе своем Аполлон. Разве ты не боишься его разящих без промаха стрел?

Не боюсь я Аполлона, - ответил матери Гермес, - пусть себе гневается. Если он вздумает обидеть тебя или меня, то я в отместку разграблю все его святилище в Дельфах, украду все его треножники, золото, серебро и одежды.

А Аполлон уже заметил пропажу коров и пустился их разыскивать. Он нигде не мог их найти. Наконец, вещая птица привела его в Пилос, но и там не нашел своих коров златокудрый Аполлон. В пещеру же, где были спрятаны коровы, он не вошел, - ведь следы вели не в пещеру, а из нее.

Наконец, после долгих бесплодных поисков, пришел он к гроту Майи. Заслышав приближение Аполлона, Гермес еще глубже забрался в свою колыбель и плотнее завернулся в пеленки. Разгневанный Аполлон вошел в грот Майи и увидал, что Гермес с невинным лицом лежит в своей колыбели. Он начал упрекать Гермеса за кражу коров и требовал, чтобы он вернул их ему, но Гермес от всего отрекался. Он уверял Аполлона, что и не думал красть у него коров и совершенно не знает, где они.

Послушай, мальчик! - воскликнул в гневе Аполлон, - я свергну тебя в мрачный Тартар, и не спасет тебя ни отец, ни мать, если ты не вернешь мне моих коров.

О, сын Латоны! - ответил Гермес. - Не видал я, не знаю и от других не слыхал о твоих коровах. Разве этим я занят - другое теперь у меня дело, другие заботы. Я забочусь лишь о сне, молоке матери да моих пеленках. Нет, клянусь, я даже не видел вора твоих коров.

Как не сердился Аполлон, он ничего не мог добиться от хитрого, изворотливого Гермеса. Наконец, златокудрый бог вытащил из колыбели Гермеса и заставил его идти в пеленках к отцу их Зевсу, чтобы тот решил их спор. Пришли оба бога на Олимп . Как ни изворачивался Гермес, как не хитрил, все же Зевс велел ему отдать Аполлону похищенных коров.

С Олимпа повел Гермес Аполлона в Пилос, захватив по дороге сделанную им из щита черепахи лиру. В Пилосе он показал, где спрятаны коровы. Пока Аполлон выгонял коров из пещеры, Гермес сел около нее на камне и заиграл на лире. Дивные звуки огласили долину и песчаный берег моря. Изумленный Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса. Он отдал Гермесу за его лиру похищенных коров, - так пленили его звуки лиры. А Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров, изобрел себе свирель , столь любимую пастухами Греции.

Изворотливый, ловкий, носящийся быстро, как мысль, по свету прекрасный сын Майи и Зевса, Гермес, уже в раннем детстве своем доказавший свою хитрость и ловкость, служил также и олицетворением юношеской силы. Всюду в палестрах стояли его статуи. Он бог молодых атлетов. Его призывали они перед борьбой и состязаниями в быстром беге.

Кто только не чтил Гермеса в древней Греции: и путник, и оратор. и купец, и атлет, и даже воры.

Греческий пантеон славится многочисленными божествами, каждый из которых имеет специфичное предназначение, богатую родословную и незаурядную биографию. Большинство богов и богинь – дети , родившиеся от союза с богинями или смертными женщинами. Гермес – знаменитый житель древнегреческого Олимпа. С этим персонажем в мифах Древней Греции связана масса удивительных нюансов и подробностей.

История появления

Гермес – бог Древней Греции, чьей матерью оказалась Майя, дочь атланта. В детстве мальчик – получеловек, полубог – проявлял себя большим хулиганом. Он не гнушался воровством и забавными шалостями. Гермес – первый персонаж греческого Олимпа, о детстве которого появились распространенные упоминания в мифах.

Происхождение имени продиктовано словом «герма», в переводе означающим место погребения под грудой камней. Такие метки оставляли на дорогах и границах. Прозвищем Гермеса было «Привратный». Бог благосклонен к путникам, в его власти открытие любых замков.


Гермес с младенцем Дионисом

Божество считается покровителем торговцев и воров. Проводник смертных в Царстве мертвых, Гермес спускает усопших к и единственный из живых возвращается на землю. Гермес считается посредником между двумя мирами. Божество способно приходить в вещих снах, чтобы оглашать волю Олимпа.

Биография Гермеса сопровождается яркими достижениями. Мифы гласят, что этот персонаж передал златорунного барана Нефеле, а Амфиону вручил лиру, с помощью которой он возвел стены Фив. Из рук Гермеса принимает меч для боя с Медузой Горгоной и сандалии, позволяющие летать. Гермес покровительствует путешественникам, поэтому Одиссею он дарит волшебную траву, чтобы тот избежал колдовства Цирцеи.


В греческой мифологии у Гермеса был сын Автолик, пращур . В союзе с Афродитой бог зачал Гермафродита, который затем был слит воедино с возлюбленной нимфой. Приятель сатиров бог Пан тоже был детищем Гермеса.

Гермеса часто приравнивали к Аполлону. Богов изображали в дуэте в скульптурных изваяниях или украшали статуями дома, ориентируясь на прозвища героев легенд: Гермес Привратный и Аполлон Уличный. Эллины воспевали Гермеса Трисмегиста, что означало трижды величайшего. Существовало научное направление под названием герметизм. Оно описывало религиозно-философские суждения рубежа эры.

Образ и характер

Характеристика персонажа проста и понятна. Бог предстает в человеческом обличии. В соответствии с развитием социума ему доверялись различные обязанности. Первоначально он был покровителем пастухов, к нему обращались за приплодом. С развитием торговых отношений бог стал благоволить путешественникам и дельцам. Он оказывался благосклонен к путникам, проходящим по дорогам на земле и в подземном мире.


Благодаря этим функциям Гермес обрел власть над мистическим началом. Атрибуты, сопутствующие деятельности мифологического персонажа, – крылатые сандалии для быстрого перемещения и золотой скипетр, преподнесенный в дар Аполлоном. Посредством золотого жезла Гермес вводит людей в состояние сна и транслирует божественную волю смертным. На изображениях бог часто предстает в петасе – широкополой шляпе.

Гермес предстает в положительном образе. Божественная «карьера» сына Зевса и Майи началась весьма двусмысленно, но с течением времени образ персонажа облагораживается. Ему доверен важный функционал, который перестает ассоциироваться с мошенничеством, поначалу привлекавшим Гермеса. Житель Олимпа помогает людям во многих начинаниях.


Благодаря ему в путешествии находится верная тропа, смертные понимают, как угодить богам, а главные герои мифов обретают важные предметы. В то же время плутовская жилка в крови Гермеса, а точнее, склонность к коммерции, делает его покровителем торговцев. Писатель , рассказывая о приключениях Одиссея, намекает, что храбрый герой унаследовал у божественного предка важные черты характера в виде хитрости и изворотливости.

Примечательно, что Гермес описывается как отъявленный весельчак и балагур. Он любил розыгрыши и ради веселья крал скипетр Зевса, оружие Аполлона и трезубец, принадлежащий .

  • Как известно, у греческих мифов были альтернативные варианты. В римской мифологии персонажем, аналогичным Гермесу, выступает Меркурий. У римлян он был покровителем торговых дел и многочисленных ремесел.
  • Гермес не только «отец» воров и шутов. Этот бог нес человечеству и полезные знания. Кентавр Хирон придумал меры веса и длины, которые Гермес подарил смертным. Азбука и числа тоже стали известны людям из-за снисходительности Гермеса. Считается, что первые египетские письмена были изобретены этим плодовитым богом.

  • Жители Греции считали бога покровителем атлетов и спортсменов. В полисах были стадионы, названные в честь божества, а школы, где обучались и упражнялись гимнасты, украшали статуями с изображениями представителя Олимпа.
  • Геродот писал, что афиняне начали изображать бога обнаженным и с внушительным мужским достоинством, переняв традицию у пеласгов. Гермес стал первым божеством фаллического характера. Воспевая его, жители Древней Греции воздвигали колонны под названием гермы. В 415 году гермы были уничтожены, а с приходом Римской империи фаллический культ нивелировался. При этом прямоугольная колонна продолжала использоваться в качестве постамента для бюстов.

  • Греческие филологи свидетельствуют о том, что в древних фольклорных произведениях существует пять прообразов Гермеса. Первый был сыном Гемеры и Урана и прославился симпатией к Персефоне. Второй, потомок Корониды и Валента, носил имя Трофоний и жил в подземном царстве. Сын Майи и Зевса стал третьим образом в мифах и родителем Пана и Пенелопы. Египетское божество Гермес был сыном Нила, а еще один персонаж египетских легенд в облике Гермеса как раз подарил людям письменность. Его второе имя – Тот.

Гермес — это бог торговли, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия Древней Греции, дающий богатство в торговле. Также Гермес — покровитель глашатаев, послов, пастухов, путников; покровитель магии, алхимии и астрологии, а еще — посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп - проводник душ) в подземное царство Аида. Гермес сын Зевса и прекрасной нимфы гор Майи, дед отважного и многомудрого Одиссея. Гермеса обычно изображают юношей в шляпе с загнутыми полями, в золотых крылатых сандалиях и с золотым магическим жезлом кацубей, подарком Аполлона, украшенным двумя змеями.

В древнеримской мифологии Гермесу соответствует Меркурий, бог-покровитель торговли, прибыли и обогащения, сын бога неба Юпитера.

Тотчас после рождения Гермес обнаружил все главные черты своего характера: изобретательность, проворство, соединенное с грацией, хитрость и лукавство. Необыкновенно быстро развиваясь, он на пятом часу после рождения покидает колыбель, делает лиру, натянув струны на панцире черепахи, и воспевает на ней любовь Зевса и своей матери Майи.

Почувствовав желание поесть мяса, Гермес в сумерках спешит в область Пиерию и крадет 50 быков из стада Аполлона. Привязав к ногам быков сандалии или ветки деревьев, чтобы спутать следы, он гонит их перед собой, скрывает в пещере возле города Пилоса, а затем возвращается к своей матери и ложится в люльку, как будто бы ничего не случилось.

Но Аполлон, обладающий даром провидения, открывает вора и ведет его к Зевсу. По приговору Зевса, Аполлон получает обратно своих быков и уступает их добровольно Гермесу в обмен на изобретенную им лиру. Тогда Гермес изобретает для себя скромную пастушескую свирель (сирингу), но и ее он уступает Аполлону за «жезл глашатая». Таким образом, Гермес сделался богом стад и пастбищ, тогда как Аполлон с этого времени стал ревностно заниматься музыкой. Кроме того, Аполлон научил своего младшего брата искусству предсказаний, а Зевс сделал его глашатаем богов.

С этого времени Гермес выступает в мифах о богах и героях, чаще всего вестником Зевса, но часто также в качестве хитрого друга людей и героев, всегда готового дать разумный совет. Всего охотнее он проводить свое время в обществе лесных и полевых нимф. Так, Приап, Гермафродит, Дафнис в Сицилии и многие другие считались его сыновьями. Первоначально Гермес «стремительный, спешащий», был богом ветра, вследствие чего его представляли себе крылатым, затем стал богом поездок и путешествий и наконец богом торговли и всяких дел вообще; как бог путешествий, он сопровождает людей в их последнем странствовании в царство Аида, поэтому он называется «проводником душ».

Древнейшей формой почитания Гермеса было поклонение ему в образе простой кучи камней. В такой куче укреплялся столб, а когда на столбе стали изображать фаллос, а впоследствии также приделывать к столбу голову бога, то получились гермы, которые вместе с тем служили первоначально путевыми столбами и снабжались мудрыми изречениями.

Философы-мифологи называли Гермеса «общим переводчиком», который дал людям языки и письмена, а вместе с тем возможность выражать свои мысли; греки символически указывали на это принося ему в жертву языки жертвенных животных. Палестры и гимназии также считались его изобретением и были посвящены ему.

Особый праздник в честь Гермеса назывался «Гермеи» и справлялся главным образом в Афинах в гимнасиях и палестрах. Гермес, столь разностороннее по своему характеру божество, считался здесь преимущественно богом гимнастической ловкости. Совершенно в другом значении (как предотвратитель эпидемий) почитался он в Танагре (Беотия); ещё одно значение имел его культ на острове Крите, где приближался к культу Сатурна в римских Сатурналиях. Средоточием культа Гермеса была Аркадия, и здесь (особенно в Фенее) Гермес пользовался высоким почетом, как бог древнейшего сельского населения страны. Как бог торговли, Гермес отождествлялся с римским Меркурием.

Художественные изображения Гермеса были также разнообразны, как и его значения: он является то пастухом, то вором, то купцом (с кошельком), иногда с лирой, иногда же вестником богов или глашатаем. Гермес, несущий барана, перешел в христианскую символику в виде изображения Доброго пастыря. Древнейшее искусство представляло его бородатым, т. е. сильным мужем, но уже в раннюю эпоху получило распространение изображение Гермеса в юношеском возрасте. Он носит короткие вьющиеся волосы и отличается пытливым и умным выражением лица.

Гермес Гермес

(Ερμη̃ς, Mercurius). Сын Зевса и Майи, вестник богов, бог промышленности и разных изобретений, хитрый, изворотливый, владеющий ловким умным словом, не останавливающийся даже перед кражей и обманом. Он считался также богом дорог, путеводителем странников и покровителем стад; он же провожает мертвых в царство Аида. Гермес изобрел лиру, натянув нити на панцирь черепахи. Его изображали с крыльями на подошвах или на шляпе и с жезлом счастья, разделенным на три ветки. Ему были посвящены пальма, черепаха и различные рыбы. Римский Меркурий соответствовал греческому Гермесу.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГЕРМЕС

(Έρμής), в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших. Г. - сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта, рождённый ею в Аркадии в пещере Киллены (Hymn. Hom. Ill I-5). Олимпийское божество, хотя и догреческого, возможно, малоазийского происхождения. На фетишистскую древность Г. указывает его имя, понимаемое как производное от греч. έρμα- груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками (Plat. Hipp. 228d-229a), фетишами - охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Г. «привратный» - «Пропилей») (Paus. II 38, 7); повреждение герм считалось страшным святотатством (Thuc. VI 27). Фетишистские рудименты бога обнаруживаются в таких непременных атрибутах Г., как «амбросийные» (букв. «бессмертные») золотые крылатые сандалии и золотой жезл - средоточие магической силы (Hom. Od. V 44-50). В руках с этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Г. выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид, «психопомпа» или помощника на пути в царство мёртвых (Hom. Od. XXIV 1-5). Г. одинаково вхож в оба мира - жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми. Он ведёт богинь Геру, Афину и Афродиту на суд Париса (Eur. Andr. 274-287). Г. - вестник богов, мужской коррелят вестницы богов Ириды. Изъявление божественной воли приходит иногда во сне, и Г. насылает на людей сны с помощью своего жезла (Hymn. Hom. Ill 14). Водительство Г. на путях жизни и смерти переосмысливается в эпоху классической мифологии как покровительство героям. Он вручает Нефеле - матери Фрикса и Геллы златорунного барана, на котором они спасаются от мачехи (Apollod. I 9, 1). Основателю Фив Амфиону Г. вручает лиру, и с её помощью герой строит стены города (III 5, 5); Персею он вручает меч для убийства Медузы (II 4, 2); Одиссею открывает тайну волшебной травы, чтобы спастись от колдовства Кирки (Hom. Od. X 227-306); Г. спас бога Ареса от козней Алоадов. Т. охраняет героев во время странствий (Hom. Il. XXIV 334). Он помог Приаму невредимым проникнуть в стан Ахилла (XXIV 339-447), причём здесь сказалось умение Г. открывать незримо любые узы (Hymn. Hom. Ill 410). Хитрость и ловкость Г. делают его покровителем плутовства и воровства. Описание воровских подвигов Г. и история кражи младенцем Г. прекрасного стада коров у Аполлона даётся в гомеровском «Гимне Гермесу» (III 68-94). Г. обучил плутовству своего сына Автолика - деда Одиссея со стороны матери; хитроумие Одиссея - результат наследственности, полученной от божественного предка (Hom. Od. XIX 394-398). Благодаря хитрости и обману Г. освободил Ио от чудовищного Аргоса и убил его. Надев шлем Аида, Г. ловко убил одного из гигантов (Apollod. I 6, 2).
Функция Г. как покровителя пастушества, умножающего приплод в стадах вместе с Гекатой (Hes. Theog. 444), вторична (ср. Пан - сын Г. - бог стад). Г. и Аполлон взаимно обменялись рядом важнейших функций или поделили их между собой. Согласно мифу, случайно (ибо все случайные находки посылаются Г.) найдя черепаху, Г. впервые изготовил из её панциря семиструнную лиру и пел под её аккомпанемент. Аполлон уговорил его отдать ему лиру в обмен на коров (Hymn. Hom. Ill 413-502). В придачу Г. вручил Аполлону свою свирель, за что получил от того золотой жезл и был им научен искусству гадания (Apollod. Ill 10, 2). В период поздней античности возник образ Г. Трисмегиста («трижды величайшего») в связи с близостью Г. потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и т. н. герметические (тайные, закрытые, доступные только посвящённым) сочинения.
Г. почитался на анфестериях - празднике пробуждения весны и памяти умерших. В римской мифологии почитался под именем Меркурия - покровителя торговли.
Лит.: Radermacher L., Der homerische Hermeshymnus. Erläutert und untersucht, W., 1931; Raingeard P., Hermes ptychagogue. Essai sur les origines du culte d"Hermes, P., 1985; Kerenyi К., Неmes der Seelen-Führer, Z., 1944; Brown 0. N.. Hermes - the thief, Madison, 1947; Moorsel G. v., The mysteries of Hermes Triemegistus, Utrecht, 1966.
А. А. Тахо-Годи.

Среди дошедших до нас произведений античной пластики: статуя «Г. с младенцем Дионисом» Праксителя. «Г.» Поликлета известен в нескольких репликах, «Отдыхающий Г.» Лисиппа - в римской копии; известны также т. н. «Г. Лудовизи», «Г. Фариезе», «Г. из Бельведера» и др.; в числе герм - пергамская копия произведения Алкамена; среди рельефов-«Г. и хариты». Под влиянием античных изображений Г. с ягнёнком на плечах в раннехристианском искусстве сформировался иконографический тип «доброго пастыря». В средневековых книжных иллюстрациях Г. изображается как символ планеты Меркурий (во многих европейских языках ртуть, которой в алхимии вплоть до 17 в. отводилась исключительно важная роль, носила имя этой планеты). Иногда Г. изображался как бог красноречия. В символике эпохи Возрождения и барокко Г. - проводник душ (рельеф Малатестианского храма в Римини; фреска Рафаэля «Г. вводит Психею на Олимп»), посланец богов (статуя «Меркурий» Джамболонья), миротворец (картина П. П. Рубенса «Примирение Марии Медичи со своим сыном») и др. Г. изображали в обществе харит-граций (Я. Тинторетто «Меркурий и три грации»). В европейском искусстве 15-17 вв. особенно популярны сюжеты: «Меркурий обезглавливает Аргоса» (Рубенс, Я. Иорданc, Веласкес, Рембрандт и др.), «похищение Меркурием стад Адмета» (Доменикино, К. Лоррен и др.) и др. В искусстве 18 - нач. 19 вв. образ Г. находит воплощение главным образом в пластике (Г. Р. Доннер, Ж. В. Пигаль, Б. Торвальдсен и др.).


(Источник: «Мифы народов мира».)

Гермес

(Гермий) - бог торговли, прибыли, интеллекта, ловкости, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог гимнастики. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида. Сын Зевса и Плеяды Майи. Родился в гроте горы Киллены (Аркадия). Отец Абдера, Автолика, Гермафродита, Еврита, Кефала, Пана? и Эфалида. Прадед Одиссея. См. о нем более подробно.

// Джовани Батиста ТЬЕПОЛО: Появление Меркурия перед Энэем // Алексей ФАНТАЛОВ: Гермес и Аргус // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Гермесу Криофору // Дмитрий ОЛЕРОН: Герайон. Гермес и Вакх Праксителя. Вакх // Райнер Мария РИЛЬКЕ: Орфей. Эвридика. Гермес // Н.А. Кун: ГЕРМЕС // Н.А. Кун: ГЕРМЕС ПОХИЩАЕТ КОРОВ АПОЛЛОНА

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ГЕРМЕС

в греческой мифологии сын Зевса и нимфы Майи, крылатый вестник богов, покровитель изобретательства, плутовства и зоровства, проводник в царство мертвых.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Роспись белофонного лекифа «мастера Бостонской фиалы».
Около 440 до н. э.
Мюнхен.
Музей античного прикладного искусства.

Фрагмент рельефа с острова Тасос.
Мрамор.
Около 480 до н. э.
Париж.
Лувр.

Фрагмент терракотовой статуи Вулки с фронтона храма Аполлона в Вейях.
Около 500 до н. э.
Рим.
Музей виллы Джулия.

Римская копия.

(вторая половина IV в. до н. э.).
Бронза.
Неаполь.
Национальный музей.

Статуя Праксителя.
Мрамор.
Около 340 до н. э.
Олимпия.
Музей.

Римская копия.
С греческого оригинала Поликлета
(около 450 до н. э.).
Мрамор.
Берлин.
Государственные музеи.

Бронза.
Около 340 до н. э.
Афины.
Национальный музей.

Римская копия.
С греческого оригинала (V в. до н. э.).
Мрамор.
Рим.
Национальный музей.

Римская копия.
С греческого оригинала Лисиппа
(около 330 до н. э.).
Мрамор.
Копенгаген.
Новая Карлсбергская глиптотека.




Синонимы :

Смотреть что такое "Гермес" в других словарях:

    В гроте горы Киллены в Аркадии родился сын Зевса и Майи, бог Гермес (1), посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом кадуцеем в руках. Гермес охраняет пути, и… … Энциклопедия мифологии

    - (греч. Hermes). Древнегреческий бог, соответствует римскому Меркурию, сын Зевса и Майи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕРМЕС Меркурий, в греч. мифологии, сын Зевса и Майи, вестник богов, бог… … Словарь иностранных слов русского языка

    А, муж. Стар. редк.Отч.: Гермесович, Гермесовна.Производные: Герма; Гера.Происхождение: (В античной мифологии: Гермес бог скотоводства, торговли и покровитель путников.) Словарь личных имён. Гермес а, м. Стар. редк. Отч.: Гермесович, Гермесовна.… … Словарь личных имен

    Гермес - Гермес. Фрагмент терракотовой статуи Вулки с фронтона храма Аполлона в Вейях. Ок. 500 до н.э. Музей виллы Джулия. Рим. Гермес. Фрагмент терракотовой статуи Вулки с фронтона храма Аполлона в Вейях. Ок. 500 до н.э. Музей виллы Джулия. Рим. Гермес в … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Гермес - Гермес. Фрагмент терракотовой статуи Вулки с фронтона храма Аполлона в Вейях. Ок. 500 до н.э. Музей виллы Джулия. Рим. ГЕРМЕС, в греческой мифологии сын Зевса, вестник олимпийских богов, покровитель пастухов, путников, торговли и прибыли,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Германская частная компания, действующая в качестве агента федерального правительства и занимающаяся страхованием экспортных кредитов. См. также: Страховщики экспортных кредитов Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Гермес А Комплекс управляемого вооружения. Был разработан в Конструкторским бюро приборостроения (Тула) . Предназначен Гермес А для поражения танков, инженерных и фортификационных сооружений, надводных целей, малоскоростных воздушных целей.… … Википедия

    Меркурий Словарь русских синонимов. гермес сущ., кол во синонимов: 6 астероид (579) бог … Словарь синонимов

    В греческой мифологии сын Зевса, вестник олимпийских богов, покровитель пастухов и путников, бог торговли и прибыли. Ему соответствует римский Меркурий … Большой Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гермес (значения). Гермес Гермес Бог тор … Википедия


Мифы и Легенды * Гермес (Меркурий)

Гермес (Меркурий)

Википедия

Гермес (др.-греч. Ἑρμῆς < Ἑρμέας < Ἑρμείας, микен. e-ma-a2), который был известен в Древнем Риме как Меркурий (от лат. Mercurius) — бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп — проводник душ) в подземное царство Аида. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей.
Никто не мог превзойти Гермеса в ловкости, хитрости, воровстве и лукавстве.

Рождение Гермеса

Сын Зевса и плеяды Майи (по версии, сын Персефоны), Гермес родился в гроте горы Киллены (Аркадия) в четвёртый день месяца. По другой версии, родился на горе Керикион (Беотия).
Остатки дикого земляничного дерева, под которым он был воспитан, хранились в Танагре. Горные нимфы купали новорожденного Гермеса в источниках Трикрены в Аркадии.

Гермес и Аполлон

Первое воровство совершил ещё будучи в пелёнках — покинув свою колыбель, он отправился в Пиерию и угнал пятьдесят коров, которых пас Аполлон. Чтобы их не нашли по следам, он привязал к их ногам ветки (вариант — приспособил сандалии) и пригнал в Пилос, где укрыл в пещере. А сам тем временем из панциря большой черепахи и из тонких кишок двух убитых коров сделал лиру на горе Хелидорея (Аркадия), на лире было 7 струн.
Аполлон же в поисках коров прибыл в Пилос и, расспросив местных жителей, узнал, что коров угнал мальчик, но следов найти никто не смог. Догадавшись, кто это сделал, Аполлон пришёл к Майе и обвинил Гермеса в краже. Мать показала ему ребёнка, лежащего в пелёнках. Тогда Аполлон отнёс его к Зевсу, и Гермес после расспросов отца показал Аполлону, где находятся коровы, а сам сел неподалёку и стал играть на лире. Аполлону игра на лире очень понравилась и он предложил Гермесу обменять коров на лиру. Гермес стал пасти коров, играя на свирели. Аполлону захотелось иметь и этот инструмент, и он предложил свой жезл в обмен на неё.
Ещё младенцем Гермес в шутку украл скипетр у Зевса, трезубец у Посейдона, у Гефеста щипцы, у Афродиты пояс, золотые стрелы и лук у Аполлона и меч у Ареса.

Предания

Гермес изобрел письмена в Египте. Он изобрёл первые 7 букв, смотря на полет журавлей, он же научил смертных занятиям в палестре. Установил порядок созвездий и поместил в небесах букву дельту (первую в имени Дий) — Дельтовидное созвездие.

Гермес — фаллическое божество

Первоначально Гермес — фаллическое божество, изображавшееся гермами. Согласно Геродоту, афиняне первыми из эллинов стали делать его изображение с напряженным членом и научились этому у пеласгов, у которых было священное сказание. Герма представляла собой каменную колонну с вырезанной головой Гермеса и подчёркнутыми половыми органами. Устанавливались гермы на перекрёстках дорог и, наряду с сакральной функцией, служили дорожными указателями. В 415 до н. э. гермы были уничтожены. Во времена Рима они потеряли связь с фаллическим культом Гермеса и стали изготавливаться в виде прямоугольной колонны, на которую водружался бюст человека или божества.
Гермес часто исполняет поручения Зевса. Так, по его поручению, Гермес украл у Геры корову, в которую превратилась возлюбленная Зевса Ио. Гермес известен тем, что продал Геракла в рабство царице Омфале. В таинствах Матери богов передают рассказ о Гермесе и баране (Павсаний умолчал, в чём его смысл).

Салмакида и Гермафродит, 1582
(Бартоломеус Шпрангер)

Гермафродит, в греческой мифологии сын Гермеса и Афродиты, юноша необычайной красоты, воспитанный наядами на горе Ида во Фригии. Когда Гермафродит исполнилось пятнадцать лет, он отправился странствовать по Малой Азии. Однажды в Карии, когда Гермафродит купался в водах источника, нимфа этого ключа страстно влюбилась в Гермафродита, но её мольбы о взаимности не имели успеха. По просьбе Салмакиды боги слили её с Гермафродитом в одно двуполое существо. В нач. 4 в. до н. э. в Аттике был популярен культ Гермафродита.

Спящий Гермафродит (Римская копия с оригинала II века н.э.

В поздние времена Гермеса стали называть Трисмегистом («трижды величайший») в связи с тем, что он вхож как в этот мир, так и в потусторонний.
Когда боги бежали в Египет, он превратился в ибиса. Его имя носят одни ворота Фив и планета.

Согласно греческим филологам, чьё мнение приводится в речи Котты, было пять Гермесов:

1. Сын Урана и Гемеры, возбудился при виде Персефоны
2. Сын Валента (лат.) и Корониды, живёт под землёй, зовется Трофоний
3. Сын Зевса третьего и Майи, отец Пана от Пенелопы
4. Сын Нила, египетское божество
5. Убил Аргуса и бежал в Египет, сообщив египтянам законы и письменность, его называют Тотом. Ему поклоняются Фенеты в Аркадии.

Атрибуты Гермеса

У Гермеса, получившего его от Аполлона, появился традиционный крылатый жезл вестника — керикион или кадуце́й, способный мирить врагов. Кадуцей имел на себе две змеи (в другом варианте — две ленты), которые обвили посох в тот момент, когда Гермес решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями. Гермес использовал свой жезл, чтобы усыплять или будить людей — для того, чтобы передать послание от богов кому-нибудь из смертных, и чаще всего это делается во сне.
Другими атрибутами Гермеса служат широкополая шляпа петас и крылатые сандалии таларии. Как покровитель стад изображался с ягнёнком на плечах («Криофор» ).

Стилбон — название звезды Гермеса (планеты Меркурий). Звезда Гермеса. Ибо Гермес первым ввёл месяцы и исследовал ход небесных светил. Согласно Евгемеру, расположила светила Афродита и научила Гермеса.

Окружение Гермеса

Возлюбленные Гермеса

* Апемосина
* Бримо
* Одрис (неясно)
* Kоса Нимфа, возлюбленная Гермеса, мать Агрея.

Потомство Гермеса

* Абдер
* Автолик. От Филониды или Стилбы.
* Агрей. От Косы
* Араб. От Фронии
* Атлантий (Гермафродит). От Афродиты
* Бун. От Алкидамии
* Гарпалик
* Гигант. От Гиереи
* Гермафродит. От Афродиты
* Дафнис. От нимфы
* Долоп
* Евандр. От нимфы Феспиоды-Карменты
* Евдор. От Полимелы
* Евномия (Эвномия), Пейфо, Родос, Тихе. От Афродиты
* Еврест. От Апталы
* Еврит и Эхион. От Антианиры
* Ио (версия)
* Керик. От Пандросы
* Кефал. От Герсы или Креусы
* Кидон. От Акакаллиды (версия)
* Лары. От нимфы Лалы
* Ливий. От Ливии
* Лин. От Урании (версия)
* Миртил. От Феобулы или Клеобулы
* Номий. От Пенелопы
* Норак. От Эрифии
* Палефат. От дельфийской жрицы
* Пан. От Дриопы, или Орсинои, или Пенелопы
* Полиб (царь Сикиона или Коринфа). От Хтонофилы
* Приап (версия)
* Прилид. От Иссы
* Проном и Фереспонд (сатиры). От Ифтимы
* Саон. От Рены
* Силен (версия)
* Фарис. От Филодамии
* Эрот. От Афродиты или Артемиды (версия)
* Эфалид. От Евполемии

А также:

* Кефаллены. От Калипсо
* Три дочери. От Гекаты
* Диагор. Олимпийский победитель

И т. д., всего ок. 40 имен

Он является прадедом Одиссея.

Убитые Гермесом

Гермес, убивающий Аргуса. Аттическая ваза, ок. 490 г. до н.э

* Аргос Панопт.
* Аск (великан).
* Батт. Пастух, превращен в камень.
* Ипполит (гигант).

Эпитеты Гермеса

Гермес (Hermes Logios Altemps)

* Агорей (Ἀγοραῖος, «рыночный»). Эпитет Гермеса.
* Акакет (Ἀκάκητα, также Акакесий (Ἀκακήσιος); возможные значения: «помощник», «милостивый», «неуязвимый», либо от города Акакесий в Аркадии). Эпитет Гермеса. См. Мифы Аркадии.
* Аргоубийца (Ἀργειφόντης). Эпитет Гермеса.
* Долий (Δόλιος, «хитрец»). Эпитет Гермеса.
* Кадмил (Καδμῖλος). Имя Гермеса, связанное с культом Кабиров. Либо Кадм, принимаемый за Гермеса.

* Киллений (Κυλλήνιος). От горы Киллены.
* Корикиец (Κωρυκιώτης). Эпитет Гермеса по названию корикийской пещеры в Киликии. См. Малая Азия в древнегреческой мифологии.
* Криофор (Κριοφόρος, «несущий барана»). Эпитет Гермеса, храм в Танагре.
* Ктарос (Κτάρος, «прибыльный»). Эпитет Гермеса.
* Лафрий (Λάφριος). Эпитет Гермеса в Эфиопии, где показывали след его стопы.
* Параммон (Παράμμων). См. Африка в древнегреческой мифологии.
* Промах (Πρόμαχος, «сражающийся впереди», «защитник»). Эпитет Гермеса в Танагре.
* (Ψυχοπομπός), душеводитель, одно из культовых имен Гермеса, обязанностью которого было сопровождение теней умерших в царство Аида.
* Тихон (Τυχών, «попадающий в цель»). Эпитет Гермеса, приносящего удачу.
* Трикефал (Τρικέφαλος, «трёхглавый»). Эпитет Гермеса, бога перекрёстков.
* Харидот. (Χαριδότης, «податель радости»). Эпитет Гермеса на Самосе. Тот же эпитет у Диониса и Зевса.
* Хтоний (Χθόνιος, «подземный»). Эпитет Гермеса, именовавшегося сыном Диониса и Афродиты.
* Эпафродит (Ἐπαφρόδιτος, «прелестный»). Эпитет Гермеса.
* Эриуний (Ἐριούνιος, «благодетельный»). Эпитет Гермеса.

Отождествляется с ним: Кадмил-Касмил, Кандавл у меонийцев.

В эпоху классической мифологии роль Гермеса переосмысливается. Он превращается в покровителя героев: вручает Персею меч для убийства горгоны Медузы;

...Тяжелый, нечеловеческий подвиг предстояло совершить Персею. Но боги Олимпа не могли дать погибнуть ему, сыну Зевса. На помощь ему явился быстрый, как мысль, посланник богов Гермес и любимая дочь Зевса, воительница Афина. Афина дала Персею медный щит, такой блестящий, что в нем, как в зеркале, отражалось все; Гермес же дал Персею свой острый меч, который рубил, как мягкий воск, самую твердую сталь. Вестник богов указал юному герою как найти горгон. ...

Гермес и Афина

Одиссею открывает тайну волшебной травы, чтобы тот смог спастись от чар Кирки; охраняет героев во время странствий. Гермес почитался на Анфестериях — празднике пробуждения весны и памяти умерших. Зевс подарил Гермесу созвездие Лира. В римской мифологии ему соответствует Меркурий, покровитель ремесел и торговли.
Гермес - бог покровитель путей и путников и бог торговых сношений и торговли. Он дает в торговле барыш и посылает людям богатство. Гермес изобрел и меры, и числа, и азбуку, он обучил всему этому людей. Он же и бог красноречия, вместе с тем - изворотливости и обмана. Никто не может превзойти его в ловкости, хитрости и даже в воровстве, так как он необычайно ловкий вор. Это он украл однажды в шутку у Зевса его скипетр, у Посейдона - трезубец, у Аполлона - золотые стрелы и лук, а у Ареса - меч.

Гермес персонаж "Суда Париса" (Рубенс)

Меркурий, Венера и Марс Меркурий и Венера
(Бартоломеус Шпрангер) (Бартоломеус Шпрангер)

Гигин приводит миф о том, как Гермес влюбился в Афродиту, но был отвергнут. Когда Афродита купалась в реке Ахелой, Зевс послал орла, чтобы тот отнёс её сандалию в египетскую Амитаонию и вручил Гермесу. Афродита стала её искать и пришла к Гермесу, тот насладился с ней любовью. Гермес в благодарность сделал орла созвездием.
Легенды гласят, чтобы сделать бессмертным своего сына Эфалида, Гермес одарил его безграничной памятью. Как писал Аполлоний Родосский: «Даже когда он пересекал Ахеронт, реку в царстве мёртвых, забвение не поглотило его души; и хотя он живёт то в обители теней, то в земном мире, залитом солнечным светом, он всегда сохраняет воспоминание о том, что видел».

Примечание:

  • (Ψυχοπομπός ), душеводитель , одно из культовых имен обязанностью которого было сопровождение теней умерших в царство Аида.