К.В.Глюк "Орфей и Эвридика": разбор, музыка. Миф об орфее - легенда о силе любви Музыкальное произведение орфей и эвридика краткое содержание

Древнегреческий миф "Орфей и Эвридика"

Жанр: древнегреческий миф

Главные герои сказки "Орфей и Эвридика" и их характеристика

  1. Орфей, талантливый певец. Верный, влюбленный, бесстрашный, нетерпеливый.
  2. Эвридика, молодая, красивая, пугливая.
  3. Аид, мрачный бог подземного мира. Суровый, но справедливый и немного романтичный.
  4. Харон, перевозчик через Стикс. Мрачный, суровый, нелюдимый.
План пересказа сказки "Орфей и Эвридика"
  1. Орфей и его жена Эвридика
  2. Трагедия в лесу
  3. Орфей ищет путь в подземный мир
  4. Орфей очаровывает Харона
  5. Орфей во дворце Аида
  6. Орфей поет для Аида
  7. Просьба Орфея
  8. Условие Аида
  9. Торопливость Орфея
  10. Одиночество Орфея.
Кратчайшее содержание сказки "Орфей и Эвридика" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Красавица Эвридика полюбила певца Орфея и стала его женой.
  2. Однажды в лесу ее ужалила змея и Эвридику унес бог смерти.
  3. Орфей отправился искать царство мертвых и нашел реку Стикс.
  4. Харон не хотел перевозить Орфея, но тот запел и никто не посмел ему отказать.
  5. Орфей пришел во дворец Аида, спел свою песню, и Аид отпустил тень Эвридики.
  6. Орфей обернулся у выхода из пещеры и тень Эвридики улетела.
Главная мысль сказки "Орфей и Эвридика"
Для любви не существует преград, кроме собственной торопливости.

Чему учит сказка "Орфей и Эвридика"
Сказка учит верной и самоотверженной любви. Учит стремиться всегда быть вместе со своим любимым, учит не расставаться с любимыми. Учит не бояться преград, дальней дороги, ночных теней. Учит быть храбрым, даже бесстрашным. Учит тому, что таланту везде почет. Учит не быть торопливым, и договоры с тем, кто сильнее тебя, соблюдать в точности.

Отзыв на сказку "Орфей и Эвридика"
Мне понравилась эта романтичная история, хотя конечно жаль, что Орфей, проделав такой долгий и опасный путь, не смог удержаться и потерпеть еще пару минут. Тогда Эвридика оказалась бы свободной. Но излишняя торопливость испортила все дело. Зато сам Орфей сумел спуститься в царство мертвых и живым вернуться назад.

Пословицы к сказке "Орфей и Эвридика"
Тише едешь, дальше будешь.
Скорость нужна, а поспешность вредна.
Для милого семь верст не околица.
Большая любовь быстро не забывается.
Дело мастера боится.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Орфей и Эвридика"
Жил в Древней Греции знаменитый певец Орфей. Всем очень нравились его песни и за песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала женой Орфея, но вместе они были недолго.
Так случилось, что вскоре, Эвридика испугалась шума в лесу, побежала и неосторожно наступила на змеиное гнездо. Ее ужалила змея и Орфей, который прибежал на крики жены, увидел только черные крылья птицы смерти, которая уносила с собой Эвридику.
Горе Орфея было безмерно. Он удалился в леса и там в песнях изливал свою тоску по любимой.
И столь велико было его горе, столь пронзительны его песни, что звери выходили послушать их, а деревья окружали Орфея. И Орфей молил о смерти, чтобы встретиться с Эвридикой хотя бы в чертогах смерти. Но смерть не приходила.
И тогда Орфей сам отправился на поиски смерти. В пещере Тэнара он нашел ручеек, который впадал в подземную реку Стикс, и по руслу ручья спустился до берегов Стикса. За этой рекой начиналось царство мертвых.
За спиной Орфея толпились тени мертвых, которые ждали своей очереди переправится через Стикс. И вот к берегу пристала лодку, правил которой перевозчик мертвых душ Харон. Души стали садиться в лодку и Орфей попросил Харона перевезти его на тот берег.
Но Харон оттолкнул Орфея, сказав, что возит только мертвых. И тогда Орфей запел. Он пел так хорошо, что его заслушались мертвые тени, заслушался его и сам Харон. А Орфей вошел в лодку и потребовал везти себя на тот берег. И Харон послушался, зачарованный музыкой.
И переправился Орфей в землю мертвых, и шел по ней в поисках Эвридики, продолжая петь. И мертвые расступались перед ним. Так добрался Орфей до дворца бога подземного мира.
Во дворце на троне сидел сам Аид и жена его Персефона. За спиной их стоял бог Смерти, сложив черные крылья, рядом толпились Керы, отнимающие жизни воинов на поле брани. Тут же судьи судили души.
По углам зала в тенях прятались Воспоминания, которые стегали души бичами из живых змей.
И много других чудовищ видел в Подземном царстве Орфей - Ламий, который воруют по ночам детей, Эмпузу, с ослиными ногами, которая пьет кровь людей, стигийский собак.
Только юный бог сна Гипнос носился по залу радостный.. Он давал всем чудесный напиток, от которого все засыпали.
И вот Орфей запел. В молчании слушали его боги, склонив свои головы. А когда Орфей закончил, спросил его Аид, чего он хочет за свое пение, и обещал выполнить любое его желание.
И стал просить Орфей, чтобы отпустил Аид его Эвридику, ведь рано или поздно она все равно вернется в царство мертвых. И стал Орфей умолять Персефону заступиться за него перед Аидом.
Согласился Аид вернуть Орфею Эвридику, но поставил одно условие. Не должен был увидеть Орфей своей любимой, пока она тенью следует за ним. Только выйдя из царства мертвых на солнечный свет, мог Орфей оглянуться. Согласился Орфей и велел Аид тени Эвридики следовать за певцом.
Так прошли они царство мертвых и Харон перевез их через Стикс. Стали они подниматься в пещере и уже показался впереди дневной свет. И тут Орфей не выдержал и обернулся, он хотел проверить, действительно ли Эвридика следует за ним. На мгновение он увидел тень любимой, но она тут же улетела.
Орфей бросился назад и долго рыдал на берегах Стикса, но никто не откликнулся на его мольбы. Тогда вернулся Орфей в мир живых и прожил один долгую жизнь. Но он помнил о своей любимой и воспевал ее в своих песнях.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Орфей и Эвридика"

Опера "Орфей и Эвридика", краткое содержание которой приводится в этой статье, стала первым произведением, воплотившим новые идеи Кристофа Виллибальда Глюка. Премьера состоялась в Вене 5 октября 1762 года, с этого момента началась оперная реформа.

Особенность оперы

Однако что же так отличает эту оперу от предшественниц? Дело в том, что композитор написал речитатив таким образом, чтобы на первом плане стоял именно смысл слов, а партии оркестра подчинялись настроению конкретной сцены. Здесь статичные фигуры певцов наконец начинают проявлять и артистические качества, начинают играть и двигаться, пение объединяется с действием. В угоду этому существенно упрощается техника пения, однако подобный прием ничуть не портит действо, напротив, делает его более привлекательным и естественным. Увертюра также помогала созданию атмосферы и общего настроения, к тому же, по замыслу композитора, хор тоже стал составной частью драмы.

Структура оперы следующая: это череда законченных музыкальных номеров, которые похожи своей мелодичностью на арии итальянской школы.

Предыстория

Почему это произведение завоевало сердца зрителей? Ведь имеется множество произведений на тот же сюжет, существует даже рок-опера "Орфей и Эвридика", краткое содержание которой практически соответствует классическому сюжету. Почему же именно оперу Кристофа Виллибальда Глюка до сих пор ставят на самых знаменитых площадках?

Орфей и Эвридика - античные герои. Сюжет, повествующий об их любви, часто повторяется как в литературе, так и в опере. Он несколько раз использовался еще до Глюка такими композиторами, как Клаудио Монтеверди, Джулио Каччини и Якопо Пери. Однако в обработке Глюка история заиграла новыми красками. Но реформа, произведенная "Орфеем", была бы невозможна без многолетнего опыта творчества, богатого и гибкого мастерства, совершенствовавшегося десятилетиями, а также без знаний, полученных во время работы с крупнейшими европейскими театрами.

Либретто оперы "Орфей и Эвридика" (краткое содержание приведено ниже) было написано знаменитым либреттистом Раньеро Кальцабиджи, который стал горячим единомышленником Глюка. Существует множество вариантов легенды двух влюбленных, однако Раньеро выбрал тот, что изложен в вергилиевских "Георгиках". Здесь герои античности представлены в простоте, трогательной и величавой. Они наделены всеми чувствами, свойственными простым смертным, что стало протестом против пафоса, вычурности и риторики дворянского искусства.

Первая редакция

Премьера состоялась в Вене, 5 октября 1762 года. В кратком содержании оперы "Орфей и Эвридика" следует упомянуть и о том, что первоначальный вариант ее был несколько другим. Во-первых, концовка, вопреки мифологическому сюжету, была счастливой. К тому же, Глюк в то время еще не до конца освободился от влияния традиционных парадных представлений. Партию Орфея он поручил альту-кастрату и ввел декоративную роль Амура. Во второй редакции текст был переписан заново. Партия Орфея стала естественнее и выразительнее, ее расширили и передали тенору. Соло флейт, ставшее знаменитым, было введено в эпизод с "блаженными тенями", также в финал сцены в аду была добавлена музыка, написанная Глюком ранее для балета "Дон Жуан". В 1859 году опера получила новую жизнь с легкой руки Гектора Берлиоза. В роли Орфея выступила женщина, знаменитая Полина Виардо. Традиция исполнения этой партии именно певицами существует до сих пор. Далее предлагаем к прочтению краткое содержание оперы "Орфей и Эвридика" К. Глюка.

Первое действие

Опера начинается со сцены в роще из кипарисов и лавров. У гробницы Эвридики Орфей, величайший из певцов, оплакивает свою любимую. Сочувствующие ему пастушки и пастухи взывают к духу умершей, просят услышать скорбь и плач безутешного супруга. Разжигается жертвенный огонь, они украшают памятник цветами. Музыкант просит их оставить его в одиночестве, и продолжает тщетно взывать к Эвридике - только эхо повторяет его слова в лесах, долине и среди скал. Орфей молит богов, чтобы они либо вернули ему любимую, либо подарили ему смерть. Боги внемлют его молитвам, и пред убитым горем певцом возникает Амур, который послан объявить волю Зевса-громовержца: Орфею разрешено спустится в Аид. Если он сможет голосом своим и звуками лиры растрогать нечестивых существ, то вернется назад с Эвридикой. Певцу ставится только одно условие: по пути назад он не должен смотреть на любимую, пока они не выберутся в мир живых, иначе девушка будет потеряна, и на этот раз навсегда. Орфей принимает условие и уверен, что его любовь пройдет все испытания.

Второе действие: краткое содержание

"Орфей и Эвридика" - красочная постановка. В начале второго действия, которое практически целиком разворачивается в Гадесе (Аиде), всю сцену окутывает густой темный дым. То здесь, то там мерцают вспышки адского пламени. Подземные духи и фурии собираются отовсюду, чтобы начать неистовую, дикую пляску, и в этот момент появляется играющий на лире Орфей. Существа пытаются вызвать в нем страх, насылают ужасные видения, однако бесстрашный влюбленный взывает к ним, умоляет облегчить его страдания. На третий раз духи отступают перед силой его искусства. Духи, признавшие его победителем, открывают дорогу в царство мертвых.

Согласно краткому содержанию "Орфея и Эвридики", далее общая атмосфера на сцене меняется, ведь Орфей прибывает в Элизиум - землю блаженных теней, прекрасную часть царства мертвых, где ему и удается найти тень Эвридики. Волшебная страна грез уже успела ее заворожить, поэтому девушке теперь чужды и земной мир, и его тревоги. Орфей и сам поражен пением птиц и чудесным пейзажем страны блаженных теней, однако по-настоящему счастливым может быть только вместе с Эвридикой. Певец берет любимую за руку и они уходят.

Третье действие

Все ближе главные драматические события оперы "Орфей и Эвридика". Краткое содержание третьего действия начинается с момента, как герой вместе с супругой идет по мрачным переходам, скалам, извилистым тропам, проходит под опасно нависающими отрогами. Эвридика ничего не знает об условии, которое поставили ее мужу боги. По мере того, как они становятся ближе к миру живых, девушка преображается. Это уже не блаженная тень, все больше она похожа на живого человека. Она горяча и темпераментна, поэтому, не понимая, почему любимый супруг не бросил на нее и взгляда, с горечью жалуется на его равнодушие. Согласно краткому содержанию "Орфея и Эвридики", героиня обращается к мужу то нежно, то с недоумением, то со злостью и отчаянием, то с восторгом, но тот по-прежнему даже не смотрит на нее. Тогда Эвридика делает вывод, что Орфей, должно быть, просто разлюбил ее, и пока мужчина пытается убедить ее в обратном, та продолжает свои уговоры. В конце концов она даже пытается отказаться от чудесного спасения и прогнать мужа. Голоса певцов сливаются в этот драматический момент.

Потерял я свою Эвридику

Краткое содержание "Орфея и Эвридики" продолжается эпизодом, во время которого супруг, уступивший мольбам женщины, оборачивается и заключает ее в объятия. В этот момент он смотрит на нее, тем самым нарушая запрет богов. Наступает момент, ставший самым знаменитым в опере - ария, которая называется "Потерял я свою Эвридику". В отчаянии, Орфей хочет пронзить себя кинжалом и покончить с жизнью. Этот драматический эпизод продолжает сюжет и краткое содержание оперы "Орфей и Эвридика".

Женщина уже мертва, и безутешный муж во второй раз оплакивает смерть своей жены. Когда он берет кинжал, чтобы покончить с собой, Амур останаливает его в самый последний момент, а потом взывает мертвую воскреснуть. Красавица встает, будто пробуждаясь ото сна. Бог любви объясняет, что Зевс решил вознаградить героя за верность своей любви.

Финал

Оригинальный сюжет

В мифологии имеется несколько вариантов, которыми заканчивалась история "Орфея и Эвридики", однако все они не являются благоприятными для влюбленных. Орфей спускается в царство мертвых, нарушает запрет богов, но не получает прощения. Эвридика отправляется в Аид (Гадес), но уже навсегда, а безутешный музыкант самозабвенно предается скорби. В конце концов фракийские женщины, разгневанные тем, что певец пренебрег ими, скучая по мертвой жене, разрывают его на куски. По другой версии Орфей, прибывший во Фракию, отказал в почестях Дионису. Мстительный бог виноделия наслал на него менад - своих безумствующих спутниц.

Женщины дождались, когда их мужья зайдут в храм Апполона (певец был его жрецом), а затем схватили оружие, оставленное у входа, ворвались в храм и перебили собственных мужей. После этого, впав в дикое неистовство, разорвали Орфея, а части тела его разбросали по округе. Голову певца менады бросили в реку, которая впадала в море. В результате голова музыканта оказалась на берегу острова Лесбос, и местные жители похоронили ее в пещере.

Знаменитый немецкий композитор Кристоф Глюк является автором одной из самых известных опер «Орфей и Эвридика». Тут автор рассказывает о возвышенных, наземных чувствах, о самой чистой и переданной любви. Героями этого произведения являются персонажи греческой мифологии.

Сюжет относится к античности, присутствует много драматических элементов и приемов, которые делают произведение насыщенным.

Персонажи

Орфей – музыкант.

Эвридика – жена музыканта.

Амур – бог любви, он соединяет любящие сердца.

Блаженная тень - обитает в царстве мертвых.

Фурии, пастух, тени мертвых, духи.

Краткое содержание Мифа и легенды Орфей и Эвридика (опера)

Орфей прекрасный музыкант, но он не может быть спокоен, потому что его возлюбленная Эвридика умерла. Он все время проводит возле ее гробницы. Ему без нее так плохо, что он просит небеса, чтобы ее вернули или же уменьшили его. Его необычайно бархатистый голос услышали боги. Тогда Зевс велит Амуру спуститься и озвучить решение богов. Он говорит Орфею, что ему разрешили спуститься в темный мир и вернуть свою жену. Но сделать он это сможет только в том случае, если его музыка растрогает духов. Но есть и условия, которые он должен соблюдать. Ему запрещено оглядываться и смотреть в глаза жене. Но он так любит ее, что согласен на любые условия.

И вот он попадает в темную местность, где мистические существа преграждают ему путь, стараются испугать его, но сила музыки и искусства творит чудеса. Духи идут ему на уступки, и он входит в подземное царство. Пройдя все преграды, он попадает в мир блаженных теней. Именуется это место Элизиум. Тут находиться Эвридика. Он ощущает здесь спокойствие и умиротворение, но не счастлив без любимой. Красивый пейзаж, пение птиц приносят ему вдохновение. Он поет о красоте этой природы. Его песни привлекает тени, которые приводят его возлюбленную. Тень снимает с нее вуаль и соединяет их руки, но напоминает ему об обязательном условии. Орфей торопится покинуть загробный мир и идет не оглядываясь. Чем ближе они к выходу, тем больше Эвридика превращается в настоящую женщину.

Они снова попадают в страшное ущелье, Орфей старается быстрее пройти его, но жена просит взглянуть на нее. Но Орфей не приклонен, она разочаровывается в его любви и отказывается покидать царство мертвых. Тогда он нарушает условие и обнимает жену. Но сбывается страшное пророчество, Эвридика мертвая навсегда.

Орфей отчаялся ведь еще чуть-чуть, и они были бы счастливы, а теперь ему просто незачем жить. Он хочет свести счеты с жизнью. Богов поразили такие сильные чувства, и они воскрешают его жену.

Их встречает хор пастушек и пастухов, которые поют и танцуют, восхваляя мудрость богов и силу любви, которая даже может победить смерть. Любовь и искусство невозможно разрушить даже смертью, но между миром мертвых и миром живых есть грань, которую нельзя преодолеть. Возможно, поэтому чувствуем свою вину перед умершими, потому что-то не додали или не долюбили.

Картинка или рисунок Кристоф Глюк - Орфей и Эвридика

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Горя бояться - счастья не видать Маршак

    Жил-был на свете Дровосек. Дожил до старости, а все работает - помощи ждать не от кого. Трудно ему давались задания, сил почти не осталось, а беды все приходят и приходят.

  • На берегу Черного моря, среди живописных гор, живет девочка-подросток с красивым и необычным именем Дубравка. Она отличается насмешливостью, независимостью, безрассудной смелостью.


По мифу Орфей один из немногих людей древней Греции, бросивших вызов самой смерти.
Орфей был основателем музыкальной традиции. Он изобрел музыку и поэзию. Особенно искусно он играл на лире, старинном струнном инструменте в виде согнутого лука.

Древние мифы и легенды Греции говорят о том, что музыка для людей тех времен, была не просто песней, она несла в себе некую магическую формулу, то есть во время пения Орфей не только пел, но и творил волшебство.
Миф об Орфее повествует, что единственное, что Орфей любил больше музыки, была его любимая жена – Евредика. Орфей и Евредика были безумно счастливы, и влюблены друг в друга. Но мифы Греции гласят, что смертным нельзя быть счастливыми, а потому с ними обязательно должно случиться, что-то плохое.

По истории мифа об Орфее, когда Евредика собирала в роще цветы, ее заметил сатир. Наполовину человек, наполовину козел, известный своей похотливостью. Древние мифы Греции представляют сатира как необузданную мужскую силу, страсть, желание спариваться и размножаться.
Заметив Сатира, Евредика попыталась убежать, но он преградил ей путь. Она в ужасе попятилась и наступила в гнездо с ядовитыми змеями. Там ее и нашел Орфей, но было уже слишком поздно, она уже находилась в царстве мертвых.

Орфей был так влюблен, что оплакивал жену так, как никто никогда не оплакивал. Он не смог смериться со смертью жены, решив забрать Евредику из царства Аида.


Имея на руках лишь свою лиру, Орфей спускается в подземный мир. В древней Греции нельзя было стать героем, не побывав в Аиде, а после вернуться оттуда.
Своими печальными песнями Орфей очаровал перевозчика мертвых душ Харона и пересек реку Стикс. На той стороне его ждало новое испытание трехголовый пес цербер. Цербер стоял у врат подземного мира и следил за входящими и выходящими душами. Никто не мог пройти или выйти из царства мертвых, миновав его.

Орфей дрожащими пальцами перебирает струны своей лиры, цербер успокаивается и засыпает. Скоро Орфей встретится с самим Аидом. Надеется Орфей не столько на себя, сколько на силу своей музыки. Орфей начинает играть. Его песня была настолько грустной и печальной что все, включая Аида заплакали. Из тени за Орфеем наблюдает его жена – Евредика.

Миф об Орфее гласит, что Аида так сильно тронула песня, что даже будучи бессмертным и не в силах понять силу любви он решил дать Орфею возможность вернуть свою жену. Но было одно условие. Орфей должен идти к выходу из темного царства и верить, что Евредика идет следом за ним. Если он обернется, чтобы убедиться в этом, потеряет ее навсегда. Но чем ближе Орфей подходит к выходу из подземного мира, тем больше он начинает сомневаться в том, что за ним следует Евредика и не играет ли с ним Аид. Перед самым выходом на поверхность Орфей не выдерживает и поворачивает голову. Как только их взгляд соприкасается, Евредика тот час уноситься в подземный мир.

Орфей, великий певец, сын речного бога Эагра и музы песнопений Каллиопы, жил во Фракии. Его женой была нежная и красивая нимфа Эвридика. Прекрасное пение Орфея, его игра на кифаре не только увлекали людей, но зачаровывали растения и животных. Орфей и Эвридика были счастливы, пока на них не обрушилась страшная беда. Однажды, когда Эвридика со своими подругами нимфами собирала цветы в зеленой долине, их подстерегла спрятавшаяся в густой траве змея и ужалила жену Орфея в ногу. Яд быстро распространился и оборвал ее жизнь. Услышав скорбный плач подруг Эвридики, Орфей поспешил в долину и, увидев хладное тело Эвридики, нежно любимой жены, пришел в отчаяние и горько стенал. Природа глубоко сострадала ему в его горе. Тогда Орфей решился отправиться в царство мертвых, чтобы увидеть там Эвридику. Для этого он спускается к священной реке Стикс, где скопились души умерших, которых перевозчик на ладье Харон отправляет во владения Аида. Сначала Харон отказал Орфею в просьбе переправить его. Но тогда Орфей заиграл на своей золотой кифаре и чудной музыкой очаровал мрачного Харона. И тот перевез его к трону бога смерти Аида. Посреди холода и тишины подземного царства зазвучала страстная песня Орфея о его горе, о муках разбитой любви к Эвридике. Все, кто были рядом, поразились красотой музыки и силой его чувства: и Аид, и его жена Персефона, и Тантал, забывший о терзавшем его голоде, и Сизиф, прекративший свою тяжкую и бесплодную работу. Тогда Орфей изложил свою просьбу вернуть на землю жену Эвридику. Аид согласился ее выполнить, но при этом изложил свое условие: Орфей должен следовать за богом Гермесом, а за ним пойдет Эвридика. Во время же пути по подземному царству Орфею нельзя оглядываться: в противном случае Эвридика покинет его уже навсегда. Когда появилась тень Эвридики, Орфей пожелал ее обнять, но Гермес велел ему этого не делать, так как перед ним лишь тень, а впереди долгий и трудный путь.

Быстро миновав царство Аида, путники достигли реки Стикс, где Харон переправил их на своей ладье к тропинке, круто ведущей вверх к поверхности земли. Тропинка была загромождена камнями, вокруг царил мрак, а впереди маячила фигура Гермеса и едва брезжил свет, что говорило о близости выхода. В этот момент Орфея охватила глубокая тревога за Эвридику: поспевает ли она за ним, не отстала ли, не потерялась ли в сумраке. Прислушавшись, он не различил позади никакого звука, что обострило тревожное чувство. Наконец, не выдержав и нарушив запрет, он обернулся: почти рядом с ним он увидел тень Эвридики, протянул к ней руки, но в то же мгновенье тень растаяла во мраке. Так ему пришлось вторично пережить смерть Эвридики. И на этот раз по собственной вине.

Охваченный ужасом, Орфей решает вернуться к берегам Стикса, вновь проникнуть в царство Аида и молить бога вернуть любимую жену. Но на этот раз мольбы Орфея уже не тронули старого Харона. Семь дней провел на берегу Стикса Орфей, но так и не смягчил суровое сердце Харона, а на восьмой вернулся к себе во Фракию.

Прошло четыре года после смерти Эвридики, но Орфей остался ей верен, не желая брака ни с одной из женщин. Однажды ранней весной он уселся на высоком холме, взял в руки золотую кифару и запел. Вся природа внимала великому певцу. В это время появились одержимые яростью женщины-вакханки, справляющие праздник бога вина и веселья Вакха. Заметив Орфея, они устремились на него с криками: «Вот он, ненавистник женщин». Охваченные неистовством, вакханки окружают певца и осыпают его камнями. Убив Орфея, они разрывают на части его тело, отрывают голову певца и вместе с его кифарой бросают в быстрые воды реки Гебра. Увлеченные течением, струны кифары продолжают звучать, оплакивая певца, а берег им ответствует. Вся природа оплакивает Орфея. Голову певца и его кифару волны выносят в море, где они доплывают до острова Лесбос. С той поры на острове звучат дивные песни. Душа Орфея сходит в царство теней, где великий певец встречает свою Эвридику. С тех пор их тени неразлучны. Вместе блуждают они по сумрачным полям царства мертвых.

Образы поэтического мифа исключительно популярны в мировом искусстве. По его мотивам написаны полотна великих живописцев Тинторетто, Рубенса, Брейгеля; оперы «Орфей» созданы Верди и Глюком, балет «Орфей» — И. Стравинским; Жак Оффенбах написал оперетту «Орфей в аду». Оригинальную трактовку мифа дал американский драматург Теннесси Уильяме в драме «Орфей спускается в ад». Многие годы в Польше в Сопоте проходил международный фестиваль певцов «Золотой Орфей».