Особенности психологического анализа романа «Преступление и наказание. «Боль о человеке» проявляется и в том подходе, который использует Достоевский в создании образов, в показе мельчайшей эволюции человеческой души, в глубоком психологизме. Достоевский п

“Достоевский – художник… бездны человече­ской, человеческой бездонности” (Н. А. Бердяев).

Ма­стерство психологического анализа в романе “Престу­пление и наказание”.

Одной из задач писателя и его художественным до­стижением стало изображение внутренней жизни геро­ев, психологический анализ. Писатель показывает глу­бинные основания души героя. Сознание его направле­но на подготовку “идейного” убийства, но изначально добрая душа невольно и бессознательно проявляет себя то помощью Мармеладовым, то заботой о случайной, попавшей в беду девушке. С этой стороны Раскольни­ков не готов к преступлению и только усилием воли за­ставляет себя идти дальше по избранному пути.

Воссоздавая внутренний монолог, фиксируя дета­ли поведения и состояния Раскольникова в момент убийства, писатель передает весь ужас происходяще­го, специально нигде не акцентируя на этом внимания. Рефлексия – анализ собственных чувств, настроений, реакций на явления жизни, реплики и поведение дру­гих героев проявляет все уголки больной души героя, мечущегося в поисках выхода.

Писатель

сознательно строит сюжет таким образом, что у Раскольникова появляются все возможности из­бежать юридического наказания. Ни свидетелей, ни прямых улик нет. И главным для писателя-психолога становится изображение внутренней жизни героя после преступления. Сам Достоевский, обдумывая роман, пи­сал по этому поводу: “Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чув­ства мучат его сердце. Божия правда, земной закон бе­рут свое, и он – кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое”.

Большую роль для раскрытия психологического со­стояния Раскольникова играют сцены со следовате­лем Порфирием Петровичем, умным, профессиональ­но, тонко понимающим состояние духа преступника, но безжалостным, играющим с Раскольниковым, как кошка с мышкой.

Болезненное состояние Раскольникова окрашивает многие страницы произведения в мрачные тона. Пи­сателю важно передать всю глубину мук, на которые обрекает себя гордый ум, отказавшийся от подсказок и безотчетного влечения сердца. А только сердцем, душой приняв христианские нравственные ценности, искренне и глубоко покаявшись, возможно ступить на путь выздоровления, возвращения к людям. Ведь и на каторге Раскольников еще долгое время упорствует, считает свои теории вполне верными, хотя сам он и не оказался сверхчеловеком. И только страдания, проник­новение в сокровенный смысл Евангелия, самоотвер­женная помощь Сони возвращают героя к подлинно че­ловеческой жизни.

Глоссарий:

  • анализ человеческой психологии в романе преступление и наказание
  • анализ человеческой психологии достоевский
  • приемы авторского психологического анализа в романе преступление и наказание

Другие работы по этой теме:

  1. “Преступление и наказание” – это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался...
  2. Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Проблематика романа Достоевского “Преступление и нака­зание”. Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема...
  3. В романе “Преступление и наказание” мастерство в изображении быта героев имеет огромное значение, потому что теория Раскольникова органически связана с теми жизненными условиями, которые окружают...
  4. Творчество – это уникальнейшие труды по изучению сущности человеческой, их характеров. Причём, чаще всего писатель исследовал несчастных, доведённых до отчаяния людей, уделяя мало времени успешным,...

Достоевский противопоставлял себя современникам в двух отношениях: как реалист в высшем смысле слова, который не ограничивается социально-бытовой характеристикой персонажа, а раскрывает глубины души человеческой, а также как , обратившийся не к устойчивым формам жизни, а к «текущему хаосу истории».

В романе « » писатель обратился к изображению пореформенной России, когда все менялось, прежние социальные отношения рушились, а новые находились в стадии становления, разорялось крестьянство и его патриархальные устои.

Нельзя, например, сравнивать действительность Достоевского с действительностью Гоголя. Поэтому в романе Достоевского и явилось так много «бывших»: _ бывший студент Раскольников, бывший чиновник Мармеладов.

Объективно Достоевский изобразил в своем романе переходные типы переходной эпохи русской жизни. Писатель и не стремился воссоздать определенные социальные типы, соответствующие своей эпохе.

Реалистический принцип изображения действительности не был у Достоевского главным. У его предшественников быт, среда, социальное окружение - все объясняло характер человека. Достоевский же отвергает быт и социальное положение человека как основу его характера. Как правило, быт героев-персонажей писателя принадлежит их прошлому, а психология характеризует их в настоящем и даже в будущем. Если для его предшественников главным было создание социальных типов, то для Достоевского представляло интерес противопоставление социальному типу отдельного человека как объекта художественного исследования.

Главная задача писателя - раскрыть внутренний мир человека. Кстати, сам Достоевский не любил термин «психологизм». «Психологизм», по его мнению, слово научное, предполагающее рациональный анализ сознания человека, писатель считал, что одно созна-, ние не может анализировать другое сознание. Именно с такой позицией автора связаны Особенности психологического анализа романа «Преступление и наказание» .

Достоевский стремится показать независимость сознания героев от сознания автора. Сознание каждого героя существует независимо от сознания других. Такие Особенности психологического анализа М. М. Бахтин назвал «полифонией», Достоевский, прежде всего, стремится дать слово самому герою. Отсюда большое значение в романе имеют монологи героев. Особая роль отведена монологу-исповеди, то есть исповеди одного героя другому.

По Достоевскому, одно сознание должно преломиться в другом сознании.

Сознание отдельного героя раскрывается в его взаимосвязи, и взаимодействии с сознанием другого героя.

Здесь уже видно другое свойство анализа душевного состояния героя - диалогичность. Большое значение имеют и диалоги героев.

Здесь характерен диалог студента Раскольникова с офицером в трактире. Разговаривая с офицером, студент подсознательно понимает, что он может пойти на преступление, избавив тысячи жизней «от гниения и разложения».

В романе присутствует и еще одна Особенность психологического анализа героя: внутренний монолог и внутренний диалог героя. Герои очень часто размышляют про себя. Здесь особую роль играют, конечно, размышления студента Раскольникова, например перед убийством старухи.

Раскольников пытается убедить себя в том, что это не преступление. Он размышляет о том, почему почти все преступники так легко отыскиваются.

Внутренний диалог героя является уже своеобразной формой психологического анализа, так как в человеке идет раздвоение, в нем живет два. Например, Раскольникова мучают страшные кошмары, преследуют галлюцинации.

Особую роль играют взгляды, мимика, жесты героев, потому что они передают ощущения героев, их внутренние душевные состояния. Ведь Достоевскому важно показать подсознательное в своих героях, а потому исключительную роль играют сновидения и кошмары, которые преследуют Раскольникова после совершения им преступления.

Таким образом, такие художественные приемы, как двойное портретирование, внутренний монолог, описание снов и галлюцинаций, диалоги персонажей, помогают писателю полней раскрыть внутренний мир своих героев, понять мотивы их поступков.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Особенности психологического анализа романа. «Преступление и наказание» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Композиция романа "Преступление и наказание" и ее роль в раскрытии основной идеи произведения. 2. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. 3. Отношение автора к герою в романе "Преступление и наказание". 4. Противоречивость характера Раскольникова. 5. Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание". 6. Психологические двойники Раскольникова и их роль в романе "Преступление и наказание". 7. Теория Раскольникова и ее крушение в романе "Преступление и наказание". 8. Тема милосердия и
    1. Что явилось причиной преступления Раскольникова? А. Злость на старуху-процентщицу Б. Бедность В. Желание самоутверждения Г. Жажда свободы 2. Кто является кумиром Раскольникова? А. Робеспьер Б. Наполеон В. Александр Македонский Г. Гораций 3. Кто в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" воплощает христианский идеал самопожертвования? А. Марфа Петровна Свидригайлова Б. Дуня Раскольникова В. Соня Мармеладова Г. Катерина Ивановна 4. Когда раскаивается Раскольников? А. Во время признания Б. Полюбив Соню В. Не раскаивается вообще Г. После разговора с Лужиным 5. Как можно определить жанр романа Ф. М. Достоевского "Преступление и
    1. Какое место занимает детская тема в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"? Детские образы - это проверка жизненности, истинности любой идеи, теории. Маленькие дети Мармеладовых подчеркивают невыносимость убогой, нищенской жизни, как бы оправдывают совершенное Раскольниковым. Маленькая девочка, являющаяся во сне-кошмаре Свидригайлова, вынуждена быть порочной уже в свои пять лет, юная девушка пятнадцати лет, покончившая с собой,- это тоже обличение общества. 2. Каковы мотивы преступления Раскольникова? Раскольников видит нищету и обездоленность бедных
    ТЕСТ НА ТЕМУ «Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ» Федор Михайлович Достоевский написал: А) «Бедная Лиза» Б) «Преступление и наказание» В) «Гроза» Г) «Леди Макбет Мценского уезда» Д) «Евгений Онегин» Герой романа «Преступление и наказание»: А) Родион Раскольников Б) Евгений Онегин В) Яким Нагой Г) Гриша Добросклонов Д) Евгений Базаров С какого момента начинается преступление Раскольникова: А) После убийства старухи-процентщицы и ее сестры Б) Во время убийства В) До убийства Г) На каторге Д) В каморке С какого момента начинается наказание Раскольникова: А) До убийства Б) После убийства В) После признания Соне Г) На каторге Д) В
    Тип занятия. Клуб интеллектуального чтения. Тема. Душа в мире бизнеса, или Нужен ли нам Достоевский? Предварительные задания 1. Инсценировка эпизода «Признание Раскольникова Соне». 2. Инсценировка «Критики о Достоевском». 3. Сообщение «Терроризм сегодня как “разрешение крови по совести”». 4. Выступление по поводу фильма Джулиана Джарэлда «Преступление и наказание» (Англия). 5. Выступление по поводу фильма Анджея Вайды «Бесы» (Франция). 6. Подготовить сводку криминальных событий по городу. 7. Сообщение «Достоевский и Ницше». 8. Подобрать цитаты из Некрасова, близкие по духу Достоевскому. Оформление 1. Тема. 2. Схема
    "Преступление и наказание" - роман о преступлении, тем не менее никак не подходящий по определение детективного жара: повествование развивается не вокруг поиска виновных - убийца известен с самого начала - но вокруг психологического состояния Раскольникова, вокруг его решений и поступков, вокруг его метаний. Другие персонажи романа большей частью служат раскрытию драмы, происходящей в душе Раскольникова, но при этом они не утрачивают самостоятельности:"...Раскольников - единственный герой книги. Все остальные - проекции
    В романе Ф. М. Достоевского, как и в произведениях. многих других русских писателей, встречаются описания шов главного героя. Для Достоевского сны имеют большое значение еще и потому, что они раскрывают характер и душу человека. В “Преступлении и наказании” встречается четыре сна Родиона Раскольникова, но мы рассмотрим и проанализируем первый сон, описанный Достоевским в начале романе. Раскольникову снится его детство, еще в родном городке. Он гуляет с отцом и проходит мимо кабака,

"Тяжело мне, братцю, упоминать..." (за рассказом Г. Шолохова "Судьба человека") Ощущая свой моральный долг перед российским солдатом и его большим подвигом, Шолохов в 1956 году написал свой известный рассказ "Судьба человека". История Андрея Соколова, который олицетворяет национальный характер и судьбу целого народа, по своему историческому объему является романом, который вместился в границе рассказа. Главный герой…

Многим роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" выдается непонятным. Конечно, к недавнему времени творчество писателя интерпретировали не совсем адекватно: эстетизм литературоведы рассматривали как явление чужое, более того - аморальное. Между тем, творчество Оскара Уальда, проанализированная внимательно, дает ответу на вопрос, которые беспокоят человечество из времен его рождения: что такое красота, которая ее роль в становлении…

Шевченко - основоположник новой украинской литературы. Шевченко является основоположником новой украинской литературы и родоначальником ее революционно-демократического направления. Именно в него творчестве полно розвинулися те начала, которые стали руководящими для передовых украинских писателей второй половины ХиХ - начала ХХ столетий. Тенденции народностей и реализма были уже присущи в значительной мере и творчестве предшественников Шевченко. Шевченко первый…

1937 год. Страшная страница нашей истории. Припоминаются имена: В. Шаламов, О. Мандельштам, О. Солженицын... Десятки, тысячи имен. А за ними искалеченные судьбе, безвыходное горе, страх, отчаяние, забвения Но память человека удивительно устроена. Она бережет найтаемнише, дорогое. И страшное... «Белая одежда» В. Дудинцева, «Дети Арбата» А. Рыбакова, « По праву памяти» О. Твардовського, «Проблема хлеба» В.…

Тема это произведения просто-таки взбудораживает мое поэтическое воображение. Граница XIX и XX столетия - это такая яркая, активная страница литературы, которая даже сетуешь, что не пришлось жить в те времена. А может, и пришлось, потому что что-то такое я в себе ощущаю... Бурность того времени возникает настолько явным образом, будто видишь все те литературные диспуты,…

Антон Павлович Чехов в мировом литературном процессе занимает одинаково выдающееся место и как прозаик, и как драматург. Но как драматург он определился раньше. В восемнадцатилетнем возрасте Чехов начал работу над своей первой пьесой, которая не вышла в мир при жизни автора Но большая работа Чехова-Драматурга началась значительно позднее, через восемнадцать лет, из «Чайки», которую было…

Рассказ о природе в весеннюю пору года Начало весны света Весенний мороз Дорога в конце марта Первые ручьи Весенний ручей Весна воды Песня воды Весеннее собирание Черемуха Весенний переворот Начало весны света Восемнадцатого января утром был минус 20, а среди дня из крыши капало. Этот день весь, из утра к ночи, как бы цвел и…

Одна из найсерйозниших социально-психологических проблем, которая испокон века решается современной литературой, составляется в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Соображение о нашем современнике и его жизнь, о его гражданское мужество и моральную позицию ведет один из найталановитиших современных писателей -валентин Распутин в своих повестях «Прощание с Матерою», «Пожар». Когда читаешь…

Человеку присуще украшать собственная жизнь, причем не только для чужих глаз, а и для собственных. Это понятно, даже естественно. Как птиц строит собственное гнездышко, так человек создает уют в собственном доме, порядок и традиции в семье, стиль жизни. Неважно лишь, когда это становится самоцелью, не фоном, а основным сюжетом, когда постепенно скрываются серьезные разговоры и…

Летят лебеди, курлычут, неся на своих крыльях материнскую любовь. Матушка, мамочка, родная мамочка - сколько же есть на миру слов, которыми мы называем найриднишу человека?! Да и или возможно передать ими всю любовь к матери - единственной женщины, которая никогда тебя не предаст, несмотря на боль, слезы и страдания? Она всегда будет рядом с тобой…

Ад и рай - в небесах, -

Утверждают ханжи.

Я, в себя заглянув,

Убедился во лжи:

Ад и рай - не круги

Во дворце мирозданья

Ад и рай - это две половины души.

Омар Хайям

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология современного автору человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем. Достоевский вместе с тем не дает готовых ответов на поставленные вопросы, но заставляет читателя задуматься над ними. Центральное место в романе занимает бедный студент Раскольников, совершивший убийство. Что его привело к этому страшнейшему преступлению? Ответ на этот вопрос Достоевский пытается найти путем тщательного анализа психологии этого человека. Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадоксальность внутреннего мира. Для отражения психологического состояния главного героя в романе “Преступление и наказание” автор использовал разнообразные художественные приемы, среди которых немаловажную роль играют сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, теряет все наносное, чужое и, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства. На протяжении практически всего романа в душе главного героя, Родиона Раскольникова, происходит конфликт, и эти внутренние противоречия обусловливают его странное состояние: герой настолько погружен в себя, что для него грань между мечтой и реальностью, между сном и действительностью смазывается, воспаленный мозг рождает бред, и герой впадает в апатию, полусон-полубред, поэтому о некоторых снах трудно сказать, сон это или бред, игра воображения.

«Психологизм-это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы».

В центре каждого литературного произведения стоит человек с его сложным внутренним миром. Каждый писатель -- по сути, психолог, задача которого раскрыть душу человека, понять мотивы поступков героя. Литературный персонаж -- это как бы макет, на котором изучаются сложные человеческие взаимоотношения. Писатель исследует своего героя, оставляя при этом ему некоторую свободу действий. Чтобы не “стеснить” ни в чем своих героев, в каждом произведении писателем используется ряд психологических приемов, позволяющих проникнуть во внутренний мир героя.

Выдающимся мастером в изучении человеческой психологии является Ф. М. Достоевский, и венцом его исследования души человека можно назвать роман “Преступление и наказание”. Помимо традиционных способов проникновения во внутренний мир героя -- портрет, пейзаж, речь, писатель использует и совершенно новые приемы, тем самым, оставляя героя наедине с самим собой, с его совестью и свободой действий. “Самый страстный и крайний защитник свободы человека, какого только знает история человеческой мысли”, -- говорит о Достоевском известный философ Бердяев. Ф. М. Достоевский исследует душевную свободу человека, и этот исступленный психологизм писателя проистекает, как мне кажется, из его утверждения свободы и возможности воскрешения человеческой души, “восстановления погибшего человека”. Но чтобы увидеть душу человеческую в развитии, необходимо глубоко проникнуть в этот сложный и непонятный мир.

«Боль о человеке» -- это основное чувство писателя, протестующего против социальных устоев жизни, против положения, «когда человеку некуда идти», когда человек задавлен бедностью и нищетой. Жизненные условия, в которых находятся герои романа, ужасны. Духота петербургских трущоб -- частица общей безысходной атмосферы произведения. Теснота, удушливая скученность людей, ютящихся на аршине пространства, усугубляется духовным одиночеством человека в толпе. Люди относятся друг к другу с недоверием, с подозрением; их объединяет лишь любопытство к несчастьям ближних.

И в этих условиях развивается личное сознание и отрицание нравственных идей и законов масс. Человек как личность всегда в этом состоянии становится во враждебное, отрицательное отношение к авторитетному закону масс. Это «распадение масс на личности-» с точки зрения нравственной и психологической -- состояние болезненное.

В такой атмосфере развертывается потрясающая драма жизни «униженных и оскорбленных», жизни на каких-то позорных для человека условиях. И эта жизнь ставит героев в такие тупики, когда «безнравственным» становится само неукоснительное требование нравственности. Так, добро Сонечки по отношению к ближним требует зла по отношению к себе. Родная сестра Раскольникова Дуня готова выйти за циничного дельца Лужина только для того, чтобы помочь брату, дать ему возможность закончить университет.

Бесчеловечная теория «крови по совести» тесно связана с «наполеоновской идеей» Раскольникова. Герой хочет проверить: «необыкновенный» ли он человек, способный на миро-потрясение, или «тварь дрожащая», как те, кого он ненавидит и презирает?

В разоблачении крайнего индивидуализма, античеловеческого мифа о «сверхчеловеке» проявляется гуманизм Достоевского. И здесь напрашивается первый вывод, к которому нас приводит великий писатель-гуманист: «Исправьте общество, и болезней не будет».

С первых минут совершения преступления внешне стройная теория Раскольникова разрушается. Его «арифметике» противостоит высшая математика жизни: одно рассчитанное убийство влечет за собой другое, третье. Неостановимо.

Достоевский пытается предупредить нас об опасности раскольниковской теории, говорит, что она может оправдать насилие и море крови, окажись в руках фанатика, одержимого не только идеей, но и властью над судьбами людей.

Почему каждый человек имеет право на жизнь? Таков закон человеческой совести. Раскольников нарушил его и пал. И так должен пасть каждый, кто нарушает закон человеческой совести. Поэтому личность человека священна и неприкосновенна, и в этом отношении все люди равны.

На тех страницах романа, где Достоевский предупреждает об опасности такой теории, звучит уже «боль о человечестве».

Мы чувствуем «боль о человеке» и тогда, когда он рассуждает о роли благодеяний, религии и смирения. Раскольников попирает святое. Он посягает на человека. В древней книге было записано: «Не убий». Это заповедь человечества, аксиома, принимаемая без доказательства. Раскольников дерзнул усомниться в этом. И писатель показывает, как за этим невероятным сомнением следует тьма других. Всем ходом романа Достоевский доказывает: человек, преступивший заповедь Бога, совершивший насилие, теряет собственную душу, перестает ощущать жизнь. И судить Раскольникова может только Сонечка Мармеладова с ее действенной заботой о ближних. Это суд любовью, состраданием, человеческой чуткостью -- тем высшим светом, который удерживает человечность даже во тьме «бытия униженных и оскорбленных». С образом Сонечки связана великая гуманистическая идея Достоевского о том, что мир спасет духовное единение людей.

«Боль о человеке» проявляется и в том подходе, который использует Достоевский в создании образов, в показе мельчайшей эволюции человеческой души, в глубоком психологизме.

«Боль о человеке» выражается и в выборе конфликта. Конфликт романа -- это борьба теории с жизнью. Это и мучительное столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы. Это и борьба теории- с жизнью в душе героев.

Романы Достоевского не только отражают, но и опережают проблемы, современные автору. Писатель исследует конфликты, которые стали частью общественной жизни страны в XX веке. Автор показывает, как теория воспламеняется в душе человека, порабощает его волю и разум, делает его бездушным исполнителем.

В «Преступлении и наказании» мы встречаем проблемы, актуальные и для нашего времени. Автор заставляет нас размышлять над этими вопросами, переживать и страдать вместе с героями романа, искать истину и нравственный смысл человеческих поступков. Достоевский учит нас любить и уважать человека.

Достоевский - мастер психологического анализа. Как реалист, он не ограничивается социально-бытовыми характеристиками персонажа, а раскрывает сущность и глубину его души. При этом он обращается не к устойчивым формам жизни, а к «текущему хаосу истории».
В «Преступлении и наказании» автор представил определённую эпоху - дореформенную Россию, в которой старый уклад рушился, а новый находился в стадии становления. Роман отмечен подлинным историзмом, показанные в нём характеры типичны, но не это считал Достоевский главным в творчестве. Для него важно было раскрыть внутренний мир человека независимо от социально-бытовых характеристик. Это связано с объективными устремлениями автора, который считал, что только психология характеризует человека в настоящем и будущем, а обстоятельства формируют личность, но принадлежат к прошлому.
Социальному типу Достоевский противопоставляет отдельного человека как объект художественного исследования, для него «человек есть тайна». Писатель не принимал термина «психологизм», он считал, что одно сознание не имеет права анализировать другое, поэтому и создал иллюзию независимости сознания героя от авторских воззрений. Это позволило М. М. Бахтину в «Проблемах поэтики Достоевского» назвать роман «полифоническим». Каждый герой романа имеет свой внутренний, живущий по собственным законам, мир, не зависимый от мира автора и других героев. В связи с этим в «Преступлении и наказании» мы видим различные формы психологического анализа.
Во-первых, стремясь к раскрытию психологии персонажей, писатель подчиняет этой задаче портретную характеристику, причем портреты главных героев он представляет дважды. Например, в начале романа Достоевский пишет о Раскольникове: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Далее мы находим совершенно другой портрет этого же героя: «.. .Раскольников... был очень бледен, рассеян и угрюм». Второе описание показывает, что после совершённого преступления человек переживает нравственную катастрофу, и это накладывает на его внешность определённый отпечаток. Два портрета Сони также раскрывают её подлинный характер и её состояние в период душевного кризиса.
Важнейшим принципом раскрытия внутреннего мира и сознания героя у Достоевского являются монологи героев. Так, в монологе Мармеладова раскрыта сущность его души. Можно сказать, что этого человека погубила слабохарактерность. Вместо того чтобы бороться за жизнь, он пьёт. Но важной чертой его характера является способность к самоанализу. Он понимает, что заставляет страдать своих близких и что сам виноват в этом. Он говорит: «Да! Меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!» Таким образом, через монолог раскрывается психология героя, его душевное состояние, возможно, что даже он сам начинает глубже осмысливать и понимать себя. В сцене признания Раскольникова перед Соней автор заставляет героя второй раз осмыслить им совершённое.
Без всякого сомнения, Достоевский является мастером внутреннего монолога. С самого начала Раскольников предстаёт перед нами человеком рефлексирующим, анализирующим всё, что происходит вокруг него и в его душе. Характерно, что внутренние монологи тесно связаны с «идеей» героя. С первых страниц мы понимаем, что он охвачен какой-то идеей, которая ни на минуту его не покидает. Он находится в состоянии постоянной умственной работы, которая оказывает огромное влияние на его действия, а главное - на психическое состояние.
Важно отметить диалогичность романа Достоевского. Здесь сознание одного героя отражается в сознании другого. В диалогах отражена битва идей, с их помощью не только раскрываются душевное состояние, взгляды и характеры героев, но и выражаются авторские воззрения и идеи.
В «Преступлении и наказании» представлены разные формы диалога. Одной из них является форма классического диспута или спора, которую мы видели, например, в романе Тургенева « Отцы и дети»: позиции спорящей стороны (Базарова) противопоставляются позициям других персонажей (братьев Кирсановых). Такая форма диалога присуща и роману Достоевского. Например, разговор Раскольникова с Дуней, когда он убеждает сестру не выходить замуж за Лужина, с горячностью доказывая ей недопустимость такого самопожертвования.
Однако часто диалог в романе приобретает форму допроса (« поединки » Раскольникова и Порфирия Петровича). Это блистательный пример психологического анализа, столкновения двух личностей, двух взглядов на жизнь. Достоевскому очень важно показать, как Порфирий Петрович раскрыл преступление. Каким образом он, величайший психолог, проник в самые потаённые уголки сознания Родиона Раскольникова.
Важным принципом психологического анализа в романе «Преступление и наказание» является создание внутреннего диалога. Достоевский считал, что в человеке борются два начала, а потому стремился показать и то, что находится в подсознании, и то, что существует в сознании героя. Яркий тому пример - размышления Раскольникова о том, совершать или не совершать убийство. Мы видим раздвоение личности: одно существо внутри героя предостерегает его от ошибки, заставляет задуматься над своими действиями, а другое -толкает на совершение преступления.
Большое значение для раскрытия психологии героя имеют внешние описания персонажа: жесты, мимика, движения. Вот как Достоевский описывает момент преступления Раскольникова: «Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нём сила».
Существенную роль в произведении играют и сны Раскольникова. Они не только служат средством характеристики персонажа, но имеют важное композиционное значение, так как возникают в момент наивысшего умственного напряжения героя и словно завершают один из этапов его идейных исканий. Первый сон Раскольникова - о лошади - подчеркивает несовместимость задуманного им преступления с сострадательностью и нежностью в его характере. Мещанин, который время от времени предстаёт перед героем, фактически является больной совестью Раскольникова.
Галлюцинации Свидригайлова свидетельствуют о неспокойном состоянии его души, которая мучается из-за совершенных преступлений, осознавая, что ему никогда не исправить своих ошибок, даже совершая добрые дела.
Таким образом, раскрывая внутренний мир своих героев, Достоевский стремился показать столкновение противоборствующих сил, непрестанную борьбу между сознанием и подсознанием, намерением и осуществлением этого намерения. Его герои не просто переживают -они мучительно страдают, постоянно размышляют, спорят, анализируют свои поступки.
Именно тем, что романы Достоевского психологичны, во многом объясняется интерес к ним у современного читателя. Отсутствие сиюминутности, глубина проникновения в душу человека, понимание внутреннего мира героев и стремление объяснить каждый поступок внутренним порывом, переживанием - вот что отличает эти произведения. Его творчество дало мощный импульс к развитию психологизма как в русской, так и в зарубежной литературе второй половины XIX-XX веков.