Энеолит (медно-каменный век). Энеолит: материальная культура и образ жизни людей В эпоху энеолита происходит

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

ЭНЕОЛИТ

Неолит исчерпал возможности принципиального улучшения каменных орудий. В дальнейшем, в бронзовом веке, с появлением металлургии, хотя и появляются некоторые новые приемы обработки камня, он все же потерял значение единственного сырья для изготовления наиболее важных орудий. Будущее открывалось перед металлом.

В изучении истории появления металла в хозяйстве людей важную роль сыграл химический анализ, благодаря которому было открыто, что древнейшие металлические орудия были сделаны из меди без искусственных примесей. Сравнительно недавно древнейшая металлургия стала изучаться с помощью методов металлографии и спектрального анализа. Исследованию были подвергнуты длинные серии металлических изделий, и это дало ощутимые научные результаты. Металлургия меди оказалась начальной частью металлургии бронзы, поэтому эпоху, в которую появлялись орудия из меди, надо считать зарей бронзового века.

Первую эпоху металла называют энеолитом (энус - по-гречески медь; литое - по-латыни камень), т. е. меднокаменным веком. Этим хотели подчеркнуть, что в энеолите уже появляются медные орудия, но еще преобладают каменные. Это действительно так: даже в развитом бронзовом веке из камня продолжают производить многочисленные орудия. Из него делали ножи, стрелы, скребки, вкладыши серпов, топоры и многие другие орудия. Время преобладания металлических инструментов было еще впереди.

Появление металла предопределило крупные хозяйственные и социальные перемены, повлиявшие на всю историю человечества. Они наполняют энеолит его главным содержанием.

Существуют два мнения о характере распространения металлургии. Одни исследователи считают, что производство металла сначала возникло в одном месте, и даже называют его - это регион от Анатолии до Хузистана (историческая область на юго-западе Ирана), где в поселениях Чатал-Уюк и Чейюню-тепеси найдены древнейшие в мире изделия из меди (бусы, проколки, шилья), датируемые VIII-VII тысячелетиями до н. э. Затем из этой зоны

77

металлургия распространилась на соседние территории. Другие полагают, что кроме заимствования знаний о металле и приемов его обработки иногда происходило и самостоятельное открытие металла, так как в тех местах, где имеются меднорудные месторождения, находят простейшие изделия, выполненные примитивными приемами. Если бы эти приемы были заимствованы из передовых областей, то они тоже были бы передовыми, а не давно забытыми. В Европе первые медные изделия появляются на рубеже V и IV тысячелетий и связаны с Балкано-Карпатским районом. Кроме Балкан и Карпат в Восточной Европе можно указать лишь уральскую меднорудную зону, а в азиатской части - Тянь-Шань и Алтай.

Различают четыре этапа развития цветной металлургии. На первом этапе использовали самородную медь, которую принимали за разновидность камня и обрабатывали как камень -оббивкой.

В результате возникла холодная ковка, а вскоре узнали преимущества ковки горячего металла.

Каким образом открыли металл - можно лишь догадываться. Не исключено, что человека привлек красный цвет самородной меди: недаром из нее раньше всего стали делать украшения. Некоторые разновидности медных руд в природе очень красивы, например малахит, из которого сначала изготовляли украшения, потом стали использовать его как медную руду. Ныне это вновь полудрагоценный камень. Может быть, к открытию плавления меди привел случай, когда изделия из самородной меди попали в огонь, расплавились, а при остывании приняли новую форму. Историки металлургии по этому поводу вспоминают слова Л. Пастера, что случай помогает подготовленному уму. Как бы то ни было, плавление самородной меди и отливка из нее простых изделий в открытых формах составляет содержание второго этапа открытия древней металлургии. Он подготовил третий этап, который знаменуется выплавкой меди из руд. Это подлинное начало металлургии. Открытие выплавки произошло в V тыс. до н. э. Тогда же впервые осваивается литье в разъемных двусторонних формах.

Наконец, четвертый этап соответствует уже той эпохе, которую называют бронзовым веком в узком смысле слова. На этом этапе появляется бронза, т. е. сплавы на медной основе.

Древние рудники находят редко, но они все же известны археологам и сколько возможно, изучены. Месторождения меди открывали, видимо, по внешним признакам: они выдают себя, например, выступающими на поверхности земли зелеными пятнами окислов. Эти признаки древние рудокопы несомненно знали. Однако не всякая медная руда была пригодна для выплавки меди. Сульфидные руды для этого не годились, так как древнейший металлург не умел отделять медь от серы. В дело шли так называемые окисленные руды, в использовании которых тоже существует трудность: обычно они перекрыты мощными залежами бурой железной руды. Это еще больше сужало круг и без того редких меднорудных залежей. В тех местах, где не было высококачественных руд, использовали небо-

78

гатые медистые песчаники, например на Среднем Поволжье. Но это было позже.

Руды, если было возможно, разрабатывали открытой ямой, как, например, на Бакр-Узяке в Северном Казахстане (по-башкирски Бакр-Узяк - Медный Лог). Древний карьер Еленовского месторождения на речке Киимбай, как оказалось, снабжал медью огромную территорию вплоть до Дона. На Алтае известен Белоусовский рудник. В нем найден скелет рудокопа с кожаным мешком, в котором руду выносили на поверхность. При добыче руды использовались каменные молоты. Датировке рудников способствовали находки очень ранней керамики, причем установлено, что глубокие разработки рудных месторождений производились еще в энеолите.

До недавнего времени считали, что мягкая от природы медь не выдерживала соперничества с камнем, и полагали, что в этом причина малой распространенности медных орудий. Действительно, медное лезвие в работе быстро тупится, но каменное выкрашивается. Каменное приходилось заменять, а медное можно было наточить. Опыты, проделанные в специальной археологической лаборатории, показали, что производственные процессы, выполненные параллельно инструментами из обоих материалов, быстрее завершались медными орудиями, несмотря на их мягкость. Следовательно, малая распространенность медных орудий объясняется не их мнимыми плохими рабочими качествами, а редкостью самого металла, высокой стоимостью меди. Поэтому из меди сначала делали украшения и мелкие орудия, колющие и режущие - ножи, шилья. Топоры и иные орудия ударного действия получают распространение лишь тогда, когда был открыт эффект упрочения меди ковкой (наклеп).

Границы энеолита определяются уровнем развития металлургии, о которой следует говорить лишь со времени открытия литья, и особенно выплавки металла из руд, и следующего за ними открытия наклепа, т. е. с третьего этапа развития цветной металлургии. Время изобретения бронз открывает бронзовый век. Таким образом, эпоха энеолита соответствует периоду, лежащему между этими важными техническими нововведениями. Следует заметить, что некоторые культуры, начавшись в энеолите, имеют прямое продолжение в развитой бронзе.

Открытие металла оказалось фактором, определившим не только развитие и распространение металлургии, но также многие другие хозяйственные и социальные перемены, которые переживали родовые коллективы. Эти изменения хорошо заметны в истории племен, например Восточной Европы IV-II тысячелетий до н. э. Прежде всего это перемены в хозяйстве. Зачатки земледелия и скотоводства, появившиеся еще в неолите (например, в буго-днестровской и днепро-донецкой культурах), получили развитие, которое сказалось в расширении числа видов культивируемых злаков, в начале возделывания некоторых огородных культур. Совершенствуются землеобрабатывающие орудия: на смену примитивной роговой мотыге приходит пахотное орудие (конечно, пока без металли-

79

ческого наральника), требующее использования тягловых животных. На территории СССР пашенное земледелие появляется во второй половине III тыс. до н. э. Некоторые археологи, ссылаясь на находки примитивных пахотных орудий в Новых Русештах (Триполье, середина IV тыс.) и Арухло (Закавказье, V тыс.), значительно удревняют это хозяйственное новшество. Но единого мнения по этому вопросу нет. Совершается одно из гениальных изобретений человечества - колесо, которое появляется в разных областях почти одновременно.

Получает развитие скотоводство, выходящее в открытые степи, расширяется число видов разводимых животных. Повсеместно в Европе и Азии распространяются все основные виды скота: коровы, овцы, свиньи, лошади. В стадах степных племен постепенно становятся преобладающими овцы и лошади.

Происходит обособление скотоводческих племен. По словам Ф. Энгельса, «пастушеские племена выделились из остальной массы варваров - это было первое крупное общественное разделение труда» 1 . Однако эти племена занимались не только скотоводством; чисто земледельческих или скотоводческих племен не было. Хотя у выделившихся скотоводческих племен скотоводство преобладало настолько, что существовала постоянная нехватка продуктов земледелия, тем не менее они не были чисто скотоводческими племенами.

Преобразование материальной жизни общества привело к изменению общественных порядков. Бронзовый век, в том числе энеолит,- время господства патриархально-родовых отношений. Преобладание в скотоводческом хозяйстве мужского труда обусловило главенство мужчин в скотоводческих коллективах.

«Стада были новыми средствами промысла; их первоначальное приручение, а позднее уход за ними были делом мужчины. Поэтому скот принадлежал ему; ему же принадлежали и полученные в обмен на скот товары и рабы. Весь избыток, который теперь давал промысел, доставался мужчине; женщина участвовала в потреблении его, но не имела доли в собственности. «Дикий», воин и охотник, довольствовался в доме вторым местом после женщины, «более кроткий» пастух, кичась своим богатством, выдвинулся на первое место, а женщину оттеснил на второе...

С утверждением фактического господства мужчины в доме пали последние преграды к его единовластию. Это единовластие было подтверждено и увековечено ниспровержением материнского права, введением отцовского права...» 2

«Кроткий» пастух хотел, чтобы о нем знали и помнили не только при его жизни, но и после смерти, и на смену незаметным могилам, располагавшимся на территории поселков предшествующего времени, в степи вырастают насыпи курганов, заметные издалека.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 160.
2 Там же. С. 162.
80

Они еще не богаты инвентарем, но знаменуют изменение идеологических представлений.

Некоторые промыслы достигают уровня развития ремесла. Оно пока обслуживает свою и отчасти соседнюю общины. Зачатки общинного ремесла можно было наблюдать еще в эпоху неолита. В районах добычи медной руды возникают специализированные на изготовлении металлических орудий поселения. Металлурги рано становятся общинными ремесленниками, что выявляется не столько открытием их поселков или мастерских, сколько сложным набором технических приемов, требовавших высокой специализации, а также особыми погребениями мастеров-литейщиков и кладов, состоящих из больших серий однотипных литых изделий.

Изучение керамики ряда культур, в особенности трипольской» показывает, что ее изготовляли специалисты, мастерски овладевшие техникой гончарного производства и использовавшие современные гончарные горны. Но гончарный круг появился лишь в период ранней бронзы в Месопотамии (конец V - середина IV тыс.), а на нашей территории - в III тыс. (Намазга 4).

Общинное ремесло работало на заказ, а не на рынок. Значительно шире была область обмена сырьем - волынским кремнем, балкано-карпатским и кавказским металлом. Но сбыт определялся не производственной целесообразностью, а этнической и культурной близостью племен. Энеолит был еще временем замкнутого существования родовых общин.

^неолитические племена повсеместно достигли стадии производящего хозяйства, взаимообусловливавшей возникновение металлургии. Металлургия являлась как бы частью производящего хозяйства. Прибавочный продукт производится уже в количестве, достаточном для возникновения эксплуатации и классового общества. У некоторых племен Средней Азии на грани энеолита и бронзы появляется гончарный круг - признак происходящего процесса отделения ремесла от земледелия, что соответствует процессу классообразоваиия, иногда даже далеко зашедшему. Энеолит был временем появления классовых обществ в ряде регионов Средиземноморья.

Земледельческий энеолит СССР имеет три центра - Среднюю Азию, Кавказ и Северное Причерноморье.

Основные энеолитические памятники Средней Азии сосредоточены в предгорьях Копетдага, на границе пустынь. Оплывшие руины поселений представляют собой многометровые холмы, которые на тюркских языках называются тепе, тепа, депе, на арабском - телль, на грузинском - гора, на армянском - блур. Они составлены остатками глинобитных домов, которые при новом строительстве не разбирались, а разравнивались и оставлялись на месте. Раньше других были раскопаны два депе в ауле Анау на границе Ашхабада, по которым долгое время давалась хронология среднеазиатских

81

Рис. 15. Схема расположения неолитических и энеолитических культур

82

памятников этой эпохи. Ныне она детализирована по стратиграфическим горизонтам полностью-раскопанного поселения Намазгадепе у ст. Каахка. Вокруг (Тамазгадепе известна делая группа важных памятников, из которых следует назвать Карадепе. Восточнее расположен Алтындепе, тоже окруженный поселениями, а у дельты реки Теджен находится Геоксюрский оазис, хорошо изученный археологами.

К периоду раннего энеолита относятся комплексы типа Анау 1А и Намазга 1 (V -середина IV тысячелетия). Здесь продолжалось развитие земледелия. Поля обваловывали для удержания воды во время разлива рек, усовершенствовали палку-копалку, которая снабжалась каменным кольцевидным утяжелителем, культивировали пшеницу и ячмень. Животные этого периода представлены костями коров, овец, свиней. Скотоводство вытесняет охоту.

Появляется древнейший сырцовый кирпич, из которого сложены однокомнатные дома. Рядом с домами расположены амбары и другие хозяйственные постройки. Каменные дверные подпятники свидетельствуют о появлении навесных дверей. Поселения были небольших размеров - до 2 га, лишь к концу периода встречаются поселки площадью до 10 га. Их планировка упорядочивается, появляются улицы.

На поселениях найдены первые медные вещи: украшения, обоюдоострые ножи, четырехгранные в сечении шилья. Металлографический анализ показывает, что они сделаны уже не из самородной, а из выплавленной из руд меди (что соответствует третьей ступени развития металлургии). Эта медь была, видимо, привозной, предположительно из Ирана. Ряд вещей отлит в односторонних формах.

Рис. 16. Инвентарь культуры Намазга I: 1-3 - сосуды и роспись на них, 4 - женская статуэтка, 5 - ожерелье, 6-7 - металлические булавки, 8 - металлическое шило, 9 - металлическая бусина, 10 - стенная роспись

83

Рис. 17. Инвентарь культуры Намазга II: 1-5 - сосуды и их роспись, 6-7 - женские статуэтки, 8 - долото, 9 - нож, 10 - украшение (8-10 - металл)

Геометрических орудий нет, хотя характер кремневой индустрии микролитичный. Она испытывает упадок, что объясняется появлением орудий из меди.

Полусферические плоскодонные чаши расписаны одноцветным орнаментом; в сюжетах росписи между восточными и западными районами намечаются различия. Часто встречаются глиняные конические пряслица. Находят глиняные, иногда расписанные, женские статуэтки, говорящие о культе женского божества. Некоторые дома археологами трактуются как святилища.

Погребения, как и в Джейтуне, обычно расположены на территории поселков. Они скорчены, посыпаны охрой и не имеют устойчивой ориентировки. Инвентарь бедный. Признаков социального неравенства нет.

В период Намазга II, начало которого датируют 3500 годом до н. э., поселения были средних или небольших размеров (до 12 га). Число поселков растет, причем часты группы мелких поселений, в центре которых находилось поселение побольше. Поселки имели общее зернохранилище и общее святилище с жертвенным очагом в центре, которое, вероятно, было также местом собраний. В начале Намазга II все еще господствуют однокомнатные дома, потом количество комнат увеличивается. Важны Карадепе и поселения в Геоксюрском оазисе. У Геоксюра исследованы зачатки оросительной системы в виде небольших арыков. В составе стада преобладала овца, постоянно встречаются кости свиньи, еще совершенно нет домашней птицы.

84

Медь, как и раньше, выплавлялась из руд. Был освоен отжиг- нагревание металла после холодной ковки, делавшее предметы менее хрупкими. Производился наклеп рабочей части орудий. Находки украшений из золота и серебра говорят, что была освоена обработка и этих металлов, а значит, местными мастерами была решена проблема температурного режима. Медные изделия представлены прежними формами, но найдена пила и часть медного топорика. Число каменных орудий уменьшилось. Кремневыми остались вкладыши, стрелы, обычны каменные зернотерки, костяные проколки.

Основными формами керамики были полусферические и конические чаши, горшки и биконические миски. Орнамент усложняется: появляется многоцветная роспись. Ее мотивы в западных и восточных областях значительно отличаются друг от друга.

Много расписных статуэток широкобедрых и полногрудых женщин. Часты фигурки животных.

Захоронения представлены одиночными погребениями южной ориентировки; могильные ямы нередко обложены сырцовым кирпичом. Слабо намечаются некоторые различия в богатстве погребаль-

Рис. 18. Инвентарь культуры Намазга III: 1-4 -сосуды и их роспись, 5-6 - женские статуэтки, 7-8 - статуэтки животных, 9 - металлический меч, 10 - металлическая стрела, 11 - металлическая игла, 12-13 - ожерелья, 14 - печать

85

ного инвентаря. Так, в одном детском погребении найдено 2500 бус, в том числе золотая и гипсовые, обтянутые серебряной фольгой. В этот период распространяются бусы из лазурита, привозившегося из Северного Афганистана, но обрабатывавшегося уже в Средней Азии.

Поздний энеолит характеризуется комплексами времени Намазга III. Исследователи до сих пор не пришли к аргументированному заключению о временной границе между периодами II и III. Конец Намазга III датируют временем около 2750 г. В период Намазга III возникают значительные локальные различия между западными и восточными районами, сказавшиеся прежде всего в керамике. Формируются крупные центры этих районов - Намазгадепе и Алтындепе.

Поселения этого периода существуют всех размеров - малые, средние и крупные. На поселениях обычны многокомнатные дома, насчитывающие до 20 комнат. Полагают, что такой дом занимала большесемейная община.

В земледелии был сделан большой шаг вперед: появились искусственные водоемы и первые оросительные каналы. Один из водоемов имел площадь 1100 кв. м при глубине до 3 м. Таким образом, полив полей мог быть многократным, что делало возможным получение двух урожаев в год.

В составе стада больших изменений не произошло. Его отражают статуэтки животных: преобладает овца. Чрезвычайно важны находки глиняного колесика от игрушечной повозки и фигурки лошади с нарисованной на ней сбруей: появились тягловые животные и колесо. В III-II тысячелетиях был.одомашнен верблюд.

В металлургии осваиваются закрытые формы и литье по восковой модели. Найдены круглые металлические зеркала еще без ручек, долота, булавки, браслеты. Найденный медный меч имеет загнутую рукоять (характерная ранняя форма). Обработка металла и ювелирное дело достигли уровня общинного ремесла.

Керамика позднего энеолита представлена биконическими мисками, горшками, кубками. На Геоксюре открыт гончарный горн. Наряду с глиняными сосудами бытовали сосуды, сделанные из мраморовидного известняка (например, на Карадепе). Каменная печать свидетельствует о зарождающейся частной собственности. Из песчаника делали зернотерки, ступки, песты, подпятники, кольца-утяжелители для копалок.

По-прежнему часто встречаются женские статуэтки, но есть и статуэтки бородатых мужчин.

На поселениях часто встречаются коллективные погребения в специальных гробницах. Инвентарь в них беден, представлен обычно сосудами, корзинами (прослеженными по отпечаткам), немногочисленными украшениями.

В Закавказье выявлено много энеолитических раннеземледельческих памятников конца VI - начала IV тыс., но энеолит там изучен пока недостаточно - ни одно поселение не раскопано полностью. Большинство из них представляют собой тепе с многометро

86

вым культурным слоем, свидетельствующим о прочной оседлости населения. Самый известный из них - Кюльтепе близ Нахичевани в Азербайджане (не путать с другими Кюльтепе. - Авт.), точнее его нижний слой. В единую раннеземледельческую культуру Закавказья, которая делится на внутренние локальные варианты, входят Шулаверисгора (в Грузии), Техут (в Армении) и другие. Поселения расположены в долинах рек, на холмах, имеющих естественную защиту, группами по 3-5.

На небольших поселках площадью 1-2 га наблюдается устойчивый тип жилищ - однокомнатные, круглые в плане, глинобитные или из сырцового кирпича с очагом. В доме жила одна малая семья. В поселке насчитывалось 30-40 домов, и число жителей достигало 120-150 человек.

На поселениях найдены в основном роговые и костяные орудия обработки почвы: землекопные лопаточки, копалки, мотыги; утяжелители тоже роговые или каменные. В одном из роговых орудий видят примитивное, может быть, тягловое рало. Предполагают, что ралом проводили на поле борозды уже после его обработки мотыгами или копалками. В засушливых районах требовалось искусственное орошение. На поселениях Арухло 1 (Армения) и Имрисгора

Рис. 19. Инвентарь энеолита Закавказья (Нахичеванский Кюль-тепе I): 1-4, 6-7 - сосуды, 5 - расписной сосуд, 8 - модель колеса, 9 - скребок, 10-нуклеус, 11-пластина, 12 - пряслице, 13-14 - костяные изделия

87

(Грузия) найдены примитивные каналы, при помощи которых осуществлялся полив, вероятно, одноразовый.

Закавказье представляет собой один из центров, откуда происходят культурные растения. В числе культивировавшихся кроме типичных для того времени пшеницы и ячменя входят просо, рожь, бобовые и виноград.

Урожай убирали костяными или деревянными уже изогнутыми серпами с вкладышами из обсидиана, закреплявшимися битумом. Зерно мололи зернотерками или толкли в ступках. Хранили его в ямах или в постройках округлой формы, в крупных (до 1 м высоты) сосудах, вкопанных в землю внутри помещений.

Ко времени энеолита были одомашнены все основные виды скота: коровы, преобладавшие в хозяйстве овцы, свиньи, собаки.

К этому времени (IV тыс., т. е. раньше, чем в Намазга II) относятся первые опыты одомашнивания лошадей, как об этом можно судить по находкам костей на поселении Арухло 1. Главной формой скотоводства было отгонное (или яйлажное), при котором скот пасли летом на горных пастбищах. Земледелие и скотоводство по степени развития сопоставимы с месопотамским VI-V тысячелетий.

Роль охоты была невелика. О ней говорят лишь частые находки шариков для пращи.

Металлических вещей мало, и встречаются они в поздних памятниках. Это бусы, шилья, ножи, сделанные из медно-мышьяковистых руд, которыми богато Закавказье. Тем не менее вопрос о существовании местной металлургии не решен.

На поселениях обычны обсидиановые орудия, но следов обработки обсидиана там нет. Видимо, орудия из этого камня были привозными и являлись предметом обмена.

Керамика бассейна Аракса, в том числе на Кюльтепе, грубой выделки с примесью соломы. Поверхность сосудов светлая, слегка залощенная. В бассейне Куры посуда темная, ее орнамент нарезной. Расписные сосуды обычно привозные, в подражание им небольшая часть местной керамики имеет примитивную роспись. Обычно же керамику здесь не расписывали. Наиболее многочисленны миски или глубокие чаши. Обжиг посуды производился в двухъярусных горнах, нижний этаж которых служил топкой, а верхний - для обжигания горшков. Делали и глиняные женские статуэтки, как и в Средней Азии, бывшие предметами культа женского божества. Только в Урбниси их нашли более ста. На некоторых сосудах имеются отпечатки ткани, при помощи которой, вероятно, их формовали. Ткачество подтверждается и частыми находками пряслиц. Нитки делали из шерсти и из растительных волокон. Найдены украшения в виде подвесок из клыков животных, каменные бусы, ожерелья из морских раковин.

Единичные погребения, находимые под полами домов и между домами, в большинстве детские и безынвентарные. Признаков социальной дифференциации нет.

Заселение каспийско-черноморских степей и предгорья началось еще в эпоху верхнего палеолита и происходило через Кавказ. Наши

88

знания о позднем неолите и энеолите Центрального Предкавказья основаны на материале Агубековского поселения, а также Нальчикского могильника в Кабардино-Балкарии. Оба памятника относят к той и другой эпохам. Агубековское поселение располагалось на возвышенности, его культурный слой изобиловал черепками, обсидиановыми и кремневыми земледельческими орудиями, а также фрагментами плетня, бывшего основой стен легких жилищ. В хозяйстве преобладало скотоводство. Общий облик поселения напоминает памятники Северо-Восточного Кавказа. Керамика плоскодонна и соответствует локальным особенностям местного энеолита.

Курган, раскопанный в Нальчике, традиционно и неправильно называемый могильником, находился в центре города. Он имел плоскую и низкую насыпь, под которой раскопано 147 погребений. В центре кургана было скопление костяков, на периферии - группы по 5-8 отдельных погребений. Вероятно, каждая семейная ячейка имела здесь особый участок. Костяки окрашены и скорчены, мужчины погребены на правом боку, женщины - на левом. Погребальные комплексы можно подразделить на ранние и поздние. Инвентарь составляют украшения, из которых следует отметить медное колечко, каменные бусы и браслеты. Есть зернотерки и мотыги. Аналогичные памятники имеются и в Чечено-Ингушетии.

Большой очаг производящего хозяйства возник в энеолите в Молдавии и Правобережной Украине, заходя в Румынию. Это трипольская культура (конец V - третья четверть III тысячелетия), названная по селу Триполье близ Киева (в Румынии ее называют культурой Кукутени). В ранних памятниках Триполья иногда видят черты позднего неолита Карпато-Дунайского района, но вопрос о происхождении этой культуры, хотя и исследован, но требует пространных экскурсов в зарубежную археологию, а поэтому здесь не рассматривается.

Трипольская культура была земледельческой. Земледелие у трипольских племен требовало корчевки корней, пней, что поднимало значение мужского труда в земледелии, и это согласуется с изначальным патриархальным строем трипольских племен. Некоторые поселения укреплены низкими земляными валами, что говорит о происходивших межродовых столкновениях.

Трипольскую культуру делят на три крупных периода и множество мелких ступеней развития.

Поселения раннего периода (конец V - середина IV тысячелетия) занимали небольшую площадь и располагались в долинах рек Молдавии, на западе Украины и в Румынском Прикарпатье. Иногда стоянки были ограждены рвом с напольной стороны, усиливавшим оборону поселения. Дома имели небольшие размеры (15- 30 кв. м). Основу стен жилищ составлял плетень, обмазанный глиной. Были также и землянки. Посредине жилищ вблизи очага находился семейный жертвенник. Были в поселках и дома, в которых располагались культовые центры.

89

Несмотря на то что дома были выстроены в общем из глины, их развалины не образовывали тепе, так как люди не могли долго жить на одном месте: реки не наносили плодородный ил на поля и плодородие обрабатываемых участков быстро падало. Поэтому места обитания часто меняли. По этой причине трипольские поселения существовали лишь 50-70 лет каждое.

Поселок конца раннего периода Лука Врублевецкая был вытянут вдоль реки и целиком состоял из землянок, иногда длинных, расположенных вдоль берега Днестра. Искусственных укреплений здесь не было. В поселке жило 50-60 человек. Но в начале раннего Триполья зарождается иная планировка поселков: жилища строились по кругу, оставляя в центре площадь, которую трактуют как загон для скота. Примером таких поселков может быть Бернашёвка.

Трипольское земледелие представляют как давно сложившуюся система хозяйства. Землю обрабатывали мотыгами. Некоторые исследователи предполагают, что после этого еще проводили борозды примитивным ралом, найденным при раскопках. Однако эта гипотеза поддерживается не всеми. Возделывали пшеницу, ячмень, просо, бобовые. Урожай убирали серпами с кремневыми вкладышами. Зерно размалывали зернотерками. На ряде поселений существенную роль играло скотоводство, разводили коров и свиней. Нередко большое значение имела охота.

Еще в раннем периоде развития культуры трипольцам известна металлообработка. Но металлических предметов находят мало:

Рис. 20. Карбунский клад: 1-2 - сосуды, в которых находились вещи, 3-4 - медные топоры, 5-6 - медные браслеты, 7 - топор из мрамора, 8 - топор из сланца

90

Рис. 21. Инвентарь трипольской культуры: 1 - костяная проколка, 2 - медный крючок, 3-4 - орудия из камня, 5 - роговая мотыга, 6 - серп с вкладышами, 7 - зернотерка, 8 - пряслице, 9 - грузик ткацкого станка, 10 - медный топор, 11-кремневый скребок, 12 - кремневая стрелка, 13 - женская статуэтка

сломанные не выбрасывали, а переплавляли. Так, на поселении Лука Врублевецкая найдено только 12 медных вещей - шильев, рыболовных крючков, бус. О развитой обработке меди говорит клад, найденный у села Карбуна в Молдавии. В типичном для конца раннего Триполья сосуде находилось более 850 вещей, из них 444 медных. Исследования медных предметов показали, что трипольцы знали горячую ковку и сварку меди, но еще не умели ее плавить и делать отливки. Местная обработка металла подтверждается находками кузнечного пробойника и кузнечного молота. Металл привозился из Балкано-Карпатского меднорудного района. Среди предметов клада имеются крупные: например, два топора из чистой меди, один из которых проушной (со сквозным отверстием

91

для рукояти). В кладе есть также антропоморфные и другие культовые предметы, а также украшения. Из каменных вещей интересен топор, сделанный из хрупкого камня - мрамора, что значит практически бесполезный. Видимо, это было парадное, церемониальное оружие. Клад в целом свидетельствует о накоплении значительных богатств у родовых вождей.

Каменный инвентарь в Триполье господствует. Широко распространены каменные, иногда шлифованные топоры, тесла, долота, орудия из кремневых пластин и отщепов. Использовалась кость, из которой делали шилья, долота и другие инструменты.

Керамика Триполья с углубленным или прочерченным, часто спиралевидным или змеевидным орнаментом, иногда с каннелюрами (желобчатым орнаментом). Кухонная посуда более грубая. Много статуэток, изображающих сидящих женщин с развитой стеатопигией. В глине фигурок обнаружены зерна, что типично для предметов, относящихся к культу плодородия, культу богини-матери. Мужские фигурки редки.

В этот период территория, занимаемая трипольскими племенами, быстро расширяется. Несомненны тесные контакты с нижнедунайскими культурами.

В среднем периоде трипольской культуры (вторая половина IV тысячелетия) ее ареал достигает Поднепровья. Значительно растет население и вследствие этого увеличиваются размеры домов, которые в большинстве становятся двух- и даже трехэтажными, площадью 60-100 кв. м, но были и одноэтажные жилища длиной до 45 м при ширине 4-6 м. Крыши домов двускатные, из жердей и соломы. Жилища многокомнатные, каждое помещение занимала одна парная семья, а весь дом - большесемейная община. Внутри комнат был очаг и ямы для хранения припасов. Стены и пол дома обмазаны глиной с примесью соломы. В обмазке встречаются остатки зерен.

Рост населения обусловил и увеличение площади поселков, насчитывающих теперь до 200 и более домов. Поселения иногда укреплены валом и рвом и располагались высоко над рекой, рядом с возделывавшимися полями. Поселки расположены чаще, чем в раннем периоде культуры. Посевы занимают значительные площади. К возделываемым культурам прибавился виноград..

Земледельческое хозяйство может прокормить большой коллектив, но оно требует большого количества рабочих рук. Считают, что в поселке Владимировка, где было пять кругов жилищ, жило до 3 тыс. человек. Жилища располагались концентрическими кругами, по радиусам которых направлены длинные стены домов. Свободную площадь в центре считают загоном для выросших стад. Подобная планировка, полагают, была приспособлена к нуждам обороны. Некоторые поселки занимали очень большую площадь- до 35 га. Возможно, это были складывавшиеся племенные центры.

Костей домашних животных больше, чем диких, - скотоводство играло важную роль, оно было по-прежнему пастушеское.

92

Входит в употребление расписная посуда. Роспись наносилась перед обжигом кистью, тремя красками, встречающимися в природе: белой (мел), красной (охра), черной (сажа). Обычен орнамент в виде сложных спиралей.

На сосудах иногда изображались животные, например коза. Ее хвост рисовался в виде колоса пшеницы -еще одно свидетельство значения земледелия у трипольцев и его связи со скотоводством. Впрочем, коз и овец у них было мало, однако для изготовления ниток использовалась овечья шерсть. Кости коз и овец найдены на поселении Поливанов Яр. Обнаружены и отпечатки тканей. Кроме тканых одежд, как полагают, трипольцы изготовляли одежду и из шкур животных.

Расписная керамика обжигалась в гончарных горнах. На поселении Веселый Кут в Черкасской области открыт двухъярусный гончарный горн. Объем сосудов значительно увеличивается, что

Рис. 22. Сосуды трипольской культуры и мотивы их росписи: 1-2 - сосуды с нарезным орнаментом, 3-10 - расписные сосуды, 11-12 - мотивы росписи

93

отражает общее увеличение зерновой продукции. Расписная посуда была посудой столовой, как бы парадной, не употреблявшейся при изготовлении пищи. Кухонная керамика сделана грубее, орнамент на ней нанесен ногтем, заостренным камнем или раковиной.

Широко распространены статуэтки, изображающие женщин уже не только в сидячих позах.

Медь все еще дорога, но ее становится больше. Это шилья, крючки, колечки, но также кинжалы, клиновидные топоры. Важным техническим новшеством было литье меди. Считают, что ее могли плавить в обычных гончарных горнах. Анализ изделий показал, что использовались и мышьяковистые сплавы, типичные для кавказской металлургии. Это свидетельствует об импорте металла с Кавказа. Встречаются и медно-серебряные сплавы.

По-прежнему преобладают каменные орудия. Широко распространены вкладыши серпов. Множество форм орудий свидетельствует об их разнообразном применении, а следовательно, и о многообразии хозяйственной жизни трипольцев. Среди изделий кремневой индустрии есть орудия обработки земли, дерева, кости, кожи, даже обработки металла. Количество найденных инструментов свидетельствует о том, что их делали не только для себя, но и на обмен. На поселении Поливанов Яр найдено более 3 тыс. кремневых желваков, заготовок и несколько сотен орудий разнообразных форм. Видимо, там была мастерская.

Погребения, как и раньше, одиночные, расположенные на территории поселков.

Памятники позднего Триполья (начало - третья четверть III тысячелетия до н. э.) занимают большую территорию, чем в среднем периоде: от Молдавского Прикарпатья до Среднего Днепра и от Волыни до Черного моря. Одновременно существуют и небольшие поселения с нерегулярной планировкой и выявленные аэрофотосъемкой гигантские (до 400 га) укрепленные и неукрепленные, строгой планировки поселки с одно- и двухэтажными домами. Открыты могильники и курганные кладбища, но по-прежнему встречаются одиночные и расчлененные погребения.

Изучены мастерские кремневых изделий. Орудия делались из крупных пластин и увеличивались в размерах. Кремневые топоры разнотипны и, видимо, предназначены для различных работ.

Металлурги освоили литье металла в двусторонние формы, которые найдены при раскопках. Формы кинжалов напоминают анатолийские.

Была распространена керамика двух типов - грубая и лощеная. Появляется сюжетная роспись, изображающая людей и животных. Иногда встречается лепной орнамент, например в виде рук, как бы поддерживающих сосуд. Из глины изготовляли и человеческие фигурки, но очень схематичные. Полагают, что они отражают существование культа плодородия. Культовыми считают и так называемые биноклевидные сосуды, соединенные попарно и не имеющие донцев. На поселении Жванец найдено несколько двухъярусных горнов. Видимо, здесь была гончарная общинная мастерская.

94

Рис. 23. Инвентарь усатовской и городской культур: 1 - бронзовый топор, 2- кинжал, 3 - стрела, 4 - украшение, Б - шило, в - каменный молот, 7 - каменный топор, 8 - каменное орудие

Сегментация племен привела к дроблению трипольской культуры и ее «расползанию». Образовалось шесть вариантов позднего Триполья, из которых наиболее яркими являются усатовский (под Одессой) и городский (под Житомиром).

Формирование сложной и многокомпонентной усатовской группы племен Триполья происходило во второй половине позднего периода. Считают, что Усатово отразило проникновение степных скотоводческих племен в среду энеолитических земледельцев. Контактами с древнеямными племенами объясняют появление в позднем Триполье курганов, а также специфических форм инвентаря и посуды.

В связи с расширением территории этой культуры была освоена засушливая степная зона, что привело к увеличению разнообразия систем хозяйства.

Число овец и удельный вес овцеводства в позднем Триполье растут, а поголовье свиней уменьшается, что объясняют необходимостью перегонов стада и исключением из него малоподвижных животных, какими являются свиньи. Растет роль охоты. Среди костей диких животных встречаются даже кости льва, который в те времена обитал в Причерноморских степях.

Как и раньше, основные орудия изготовлялись из камня, кости, рога. Большое значение для трипольских племен имели месторождения камня на Волыни, где существовали общинные мастерские по производству каменных орудий.

Выделяется усатовский очаг металлургии, работавший на кавказском сырье, в то время как Среднее Поднепровье снабжалось Балкано-Карпатским металлом.

Продолжает существовать и развиваться патриархальный род.

Известны и трипольские могильники, относящиеся к усатовско-му варианту Триполья. Один из них расположен под Одессой

95

Рис. 24. Схема расположения культур энеолита: 1 - энеолитические памятники

96

у села Усатово (Усатовский могильник). Богатством инвентаря отличаются могилы со сложными каменными конструкциями и разными медными предметами, в том числе с оружием, что свидетельствует о выделении родовой знати.

Следует также упомянуть позднетрипольский Выхватинский могильник, хотя он рядовой и довольно бедный. Интересен обряд погребения: вычленяют три неодновременные группы могил, каждая из которых состоит из одного женского погребения, одного - двух мужских и одного - пяти детских. Вероятно, это кладбища малых семей. В каждой группе обращают на себя внимание своим инвентарем мужские погребения. Так, одно из них сопровождалось одиннадцатью сосудами и статуэткой, другое - особым топором-молотком, третье содержало единственную в могильнике медную вещь - шило. Орудия сопровождали только мужчин - основную производительную силу общества. Имущественная дифференциация практически не прослеживается.

Подготовлено по изданию:

Авдусин Д. A.
Основы археологии: Учеб. для вузов, по спец. «История». - М.: Высш. шк., 1989. - 335 с.: ил.
ISBN 5-06-000015-X
© Издательство «Высшая школа», 1989

ЭНЕОЛИТ

Основные события и изобретения:

  • o два направления развития хозяйства и культуры в энеолите: оседлое земледелие и скотоводство и скотоводство (степная Евразия);
  • o распространение естественного орошения в зонах земледелия;
  • o появление курганов в степях;
  • o погребения, содержащие скорченные, покрытые охрой скелеты;
  • o глинобитные дома, глиняные женские статуэтки и расписная керамика у оседлых земледельцев и скотоводов.

Энеолитические культуры оседлых земледельцев и скотоводов

Правобережная Украина, Молдова, Карпато-Дунайская зона Румынии и Болгарии были территорией энеолитической культуры оседлого земледелия триполье-кукутени. Вместе с другими культурами она составляла обширную область Балкано-Дунайского энеолита. Свое название культура получила по открытым у с. Триполье глинобитным площадкам, оказавшимся полами жилищ. На территории Румынии и Болгарии позже была открыта культура кукутени. Между двумя культурами было так много общего, что сейчас они рассматриваются как одна культура.

Распространенные на значительной территории энеолитические поселения объединены рядом общих признаков: использованием медных изделий наряду с каменными; господством мотыжного земледелия, домашнего скотоводства, наличием расписной глиняной посуды и статуэток, глинобитных домов и земледельческих культов.

Около 150 поселений относятся к раннему периоду культуры триполье-кукутени. Они датируются 5-м - 4-м тысячелетиями до н.э. Для этого периода характерно преобладание небольших поселений площадью около 1 га с глинобитными домами и землянками. В них найдено много кремневых отщепов и пластин без ретуши, топоров, тесел, долот. Керамика украшена узором с заполненными белой краской углублениями. Значительная роль наряду с земледелием и домашним скотоводством отдавалась охоте.

В это время шло формирование локальных разновидностей культуры. Известны памятники в Трансильвании, Молдовском Прикарпатье, в долине р. Прут и Центральной Молдове. Другая группа поселений расположена по Днестру (Флорешты и др.). Последние исследования позволяют сделать вывод о том, что культура триполье-кукутени сложилась на базе более ранних культур (Боян и линейно-ленточной керамики) на территории Восточного Прикарпатья и Юго-Восточной Трансильвании.

Важное значение имеет средний период (4-е тысячелетие до н.э.). Он отмечен расширением территории, появлением больших поселений, подъемом керамического производства и овладением навыками изготовления расписной посуды.

Открыто несколько сотен трипольских памятников этого времени. В урочище Коломийщина близ Киева на площади более чем 6000 кв. м найдены остатки глинобитных площадок, расположенных по кругу. Они были основаниями наземных глинобитных домов, которые покрывали двускатной крышей. Восстановить устройство помещений помогли глиняные модели жилищ, найденные в поселениях. Модель из поселения Сушково изображает прямоугольный в плане дом, разделенный внутри на два помещения. Справа от входа в углу сделана сводчатая печь с примыкающей сбоку лежанкой. В другом углу на небольшом возвышении помещена фигурка женщины, растирающей зерно на зернотерке, рядом стоят сосуды. Известны глиняные модели домов трипольской культуры с печами, хозяйственным инвентарем, с крестообразными глиняными жертвенниками.

Во Владимировке и на некоторых других памятниках обнаружены остатки большого количества жилищ, расположенных кругами и ориентированных входом к центру круга, а также помещений хозяйственного назначения. Пространство внутри круга служило загоном для скота. Такие поселки, вероятно, укреплялись оградой. Фактически они были крупными поселениями протогородского типа.

Основным занятием населения трипольских поселений являлось мотыжное земледелие, о чем свидетельствуют отпечатки и остатки зерен, соломы, мякины пшеницы, проса и ячменя в глине, из которой были сделаны дома, а также земледельческие сельскохозяйственные орудия труда.

Рис. 27.

1 - реконструкция жилища; 2-3 - медные украшения (Карбуна); 4 - медные топоры; 5, 6 - сосуды трипольской культуры; 7-9 - орудия из кремня

Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Выращивали в основном пшеницу, ячмень и просо. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются цельно-каменные, вкладышевые, в поздний период появляются и металлические жатвенные ножи, отлитые из меди. Только в Карбунском кладе (с. Карбуна в Молдове) найдено более 400 медных предметов. Среди них два топора из чистой меди, спиральные и пластинчатые медные браслеты, подвески, антропоморфные фигуры, кованые медные бусы. Проведенный анализ трипольских изделий позволил установить, что люди пользовались чистой медью, которую получали из рудников Балкано-Карпатской горной области.

Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается разнообразием: это большие двуконусные сосуды, кратерообразные, грушевидной формы, конические чаши, сосуды с угловатыми плечиками, кувшины. Различные по размерам сосуды служили для хранения зерна, молока и других припасов, для приготовления пищи и как столовая посуда. Некоторые сосуды снабжены крышками. Многие из них украшены характерным для энеолита расписным орнаментом.

Рис. 28.

Трипольцы разводили мелкий и крупный рогатый скот, близкий по типу к дикому туру, разводили овец и свиней. К концу трипольской культуры была одомашнена лошадь. Известно несколько скульптурных изображений лошади. В трипольских поселениях часто встречаются кости диких животных - косули, оленя, лося, бобра и зайца. Они свидетельствуют о том, что охота и собирательство в это время играли в хозяйстве вспомогательную роль.

Период расцвета культуры триполье-кукутени отмечен контактами ее носителей с западными культурами гумельница, Средний Стог II, Злота, социальной дифференциацией населения, о чем свидетельствуют булавы - символы власти, и возникновением крупных поселений городского типа.

У трипольцев сложились своеобразные идеологические представления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте на сосудах. Сложный и довольно устойчивый орнамент был связан с представлениями людей об окружающем мире, Вселенной. В орнаменте изображались природные явления (дождь), смена дня и ночи, времена года, пахота и посевы, охраняемые священными собаками, животные и стебли растений. на культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: вверху образ Великой Матери мира, из грудей которой источается живительная влага, ниже - чудодейственное прорастание зерен и превращение их в колосья и подземный мир. На отдельных мисках, предназначенных, по всей видимости, для ритуальных обрядов, нарисованы "космические олени", с которыми связывалось действие небесных сил. В эпоху расцвета земледелия главенствующим религиозно-мифологическим символом была Великая Мать-Вселенная, ее глазами было солнце, а бровями - небесный свод.

С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Они в общих чертах передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. Голова, лицо и руки не имели существенного значения и обычно показывались схематично. К глине, из которой делали статуэтки, примешивали зерна пшеницы и муку.

Наряду с триполье-кукутени в Молдове и на Правобережной Украине в энеолите существовали другие культуры. Так, в низовьях Дуная и Прута находят памятники раннего периода культуры гумельницы. Известно более 20 поселений первой половины и середины 4-го тысячелетия до н.э., относящихся к этой культуре. Считается, что люди переселились на левобережье Дуная из Северной Добруджи. На территории между Верхней Вислой и Верхним Днестром существовала культура зимно-злота. Здесь небольшие поселения расположены на высоких мысах и укреплены рвами.

Другой областью оседлого земледельческо-скотоводческого энеолита была Средняя Азия. В ее южных районах на основе джейтунской раннеземледельческой культуры благодаря распространению металла и новым элементам хозяйства развилась анауская энеолитическая культура. В ходе раскопок двух холмов у поселка Анау и холмов Намазга-тепе и других в Туркмении были обнаружены памятники высокоразвитой древней земледельческой культуры, более поздней, чем джейтунская. Каждый холм состоит из нескольких хронологически последовательных слоев, которые образовались в результате разрушения глинобитных жилищ и строительства на их развалинах новых домов. Поселение Намазга-тепе занимало площадь около 100 га. Раскопки Анау и Намазга позволили установить стратиграфию слоев энеолита и бронзы и их хронологию (5-е - начало 3-го тысячелетия до н.э.). Комплексы Южной Туркмении хорошо согласуются со стратиграфией памятников Сиалк и Гиссар соседнего Ирана, где довольно рано, уже в 6-м - начале 5-го тысячелетия до н.э. (слой Сиалк I), появились первые изделия из металла.

В Малой Азии, в пос. Хаджилар и других местах открыты раннеземледельческие комплексы 5-го тысячелетия до н.э. Здесь обнаружены медные изделия, глинобитные постройки, расписная керамика, терракотовые статуэтки. Глинобитные постройки, расписная керамика и медные изделия отличают и хассунскую энеолитическую культуру Ирака.

Указанные территории в той или иной степени были связаны с предшествующими раннеземледельческими неолитическими и мезолитическими культурами. Так, хассунская культура связана традициями с предшествовавшей культурой типа Джармо. Глинобитные дома, полихромная роспись, керамика с геометрическим орнаментом и глиняные фигурки сидящих женщин характерны для халифской культуры 5-го тысячелетия до н.э.

В Средней Азии к периоду расцвета энеолитической культуры относятся памятники Геоксюр I, Алтын-депе. Это крупные поселения протогородского типа площадью в несколько десятков гектаров. В большинстве своем они возникли в раннем энеолите и существовали на протяжении 3-го - 2-го тысячелетий. Их верхние слои относятся уже к эпохе бронзы. Поселения группировались по отдельным оазисам. Наиболее значительная группа расположена в Геоксюрском оазисе в дельте Теджена.

Рис. 29.

Размещение энеолитических поселений в Туркмении показывает, что для земледелия использовались долины небольших рек, воды которых орошали поля. Здесь возводились искусственные оросительные системы. Сеяли в основном злаковые культуры, первое место занимал ячмень; разводили овец и быков, коз и собак, несколько позже были приручены верблюды, лошади и свиньи. Орудия труда (мотыги, серпы, зернотерки) делали главным образом из камня. В нижних слоях поселения Анау I, Мондуклы, Чакмаклы встречаются медные шилья, листовидные ножи, топоры, наконечники копий, булавки, иглы и украшения.

Энеолитической культуре соответствует и типичная для древних земледельческих культур посуда, украшенная нарядным расписным орнаментом, и глиняные женские статуэтки. Геометрический узор на посуде энеолитических поселений в Туркмении выполнен в виде чередующихся треугольников, ромбов, квадратов, волнистых и прямых линий. Ранняя керамика украшена стилизованными изображениями животных, птиц и человека. Несколько позже появляется полихромная посуда. Она представлена двумя основными видами: более грубой, хозяйственной (котлы, тазы, хумы для хранения) и столовой посудой (глубокие чаши, миски, горшки, кувшины, тарелки).

Энеолитические строения возводились из сырцового прямоугольного кирпича. Стены жилищ украшали росписью в виде треугольников и ромбов.

В Геоксюре I открыто 30 гробниц, сложенных из сырцового кирпича, в которых обнаружены скорченные останки, погребенные головами в сторону юга.

Мировоззрение энеолитических земледельцев Туркмении очень близко мировоззрению жителей других земледельческих районов, о чем свидетельствуют женские статуэтки, запечатлевшие образ спокойно сидящих или стоящих женщин с пышными бедрами и, очевидно, имевшие культовое назначение. Вероятно, магический характер носил и условный геометрический орнамент культуры анау.

Многие элементы культуры анау (каменный инвентарь, мотыги, роспись керамики, появление предметов из меди) позволили высказать мнение, что эту энеолитическую культуру создали местные племена при взаимодействии с переселенцами с территории Ирана.

Необходимо отметить, что энеолитическая культура Геоксюра сыграла важную роль в развитии раннегородской цивилизации в районах Средней Азии.

Основные события и изобретения:

  • o два направления развития хозяйства и культуры в энеолите: оседлое земледелие и скотоводство и скотоводство (степная Евразия);
  • o распространение естественного орошения в зонах земледелия;
  • o появление курганов в степях;
  • o погребения, содержащие скорченные, покрытые охрой скелеты;
  • o глинобитные дома, глиняные женские статуэтки и расписная керамика у оседлых земледельцев и скотоводов.

Энеолитические культуры оседлых земледельцев и скотоводов

Правобережная Украина, Молдова, Карпато-Дунайская зона Румынии и Болгарии были территорией энеолитической культуры оседлого земледелия триполье-кукутени. Вместе с другими культурами она составляла обширную область Балкано-Дунайского энеолита. Свое название культура получила по открытым у с. Триполье глинобитным площадкам, оказавшимся полами жилищ. На территории Румынии и Болгарии позже была открыта культура кукутени. Между двумя культурами было так много общего, что сейчас они рассматриваются как одна культура.

Распространенные на значительной территории энеолитические поселения объединены рядом общих признаков: использованием медных изделий наряду с каменными; господством мотыжного земледелия, домашнего скотоводства, наличием расписной глиняной посуды и статуэток, глинобитных домов и земледельческих культов.

Около 150 поселений относятся к раннему периоду культуры триполье-кукутени. Они датируются 5-м - 4-м тысячелетиями до н.э. Для этого периода характерно преобладание небольших поселений площадью около 1 га с глинобитными домами и землянками. В них найдено много кремневых отщепов и пластин без ретуши, топоров, тесел, долот. Керамика украшена узором с заполненными белой краской углублениями. Значительная роль наряду с земледелием и домашним скотоводством отдавалась охоте.

В это время шло формирование локальных разновидностей культуры. Известны памятники в Трансильвании, Молдовском Прикарпатье, в долине р. Прут и Центральной Молдове. Другая группа поселений расположена по Днестру (Флорешты и др.). Последние исследования позволяют сделать вывод о том, что культура триполье-кукутени сложилась на базе более ранних культур (Боян и линейно-ленточной керамики) на территории Восточного Прикарпатья и Юго-Восточной Трансильвании.

Важное значение имеет средний период (4-е тысячелетие до н.э.). Он отмечен расширением территории, появлением больших поселений, подъемом керамического производства и овладением навыками изготовления расписной посуды.

Открыто несколько сотен трипольских памятников этого времени. В урочище Коломийщина близ Киева на площади более чем 6000 кв. м найдены остатки глинобитных площадок, расположенных по кругу. Они были основаниями наземных глинобитных домов, которые покрывали двускатной крышей. Восстановить устройство помещений помогли глиняные модели жилищ, найденные в поселениях. Модель из поселения Сушково изображает прямоугольный в плане дом, разделенный внутри на два помещения. Справа от входа в углу сделана сводчатая печь с примыкающей сбоку лежанкой. В другом углу на небольшом возвышении помещена фигурка женщины, растирающей зерно на зернотерке, рядом стоят сосуды. Известны глиняные модели домов трипольской культуры с печами, хозяйственным инвентарем, с крестообразными глиняными жертвенниками.

Во Владимировке и на некоторых других памятниках обнаружены остатки большого количества жилищ, расположенных кругами и ориентированных входом к центру круга, а также помещений хозяйственного назначения. Пространство внутри круга служило загоном для скота. Такие поселки, вероятно, укреплялись оградой. Фактически они были крупными поселениями протогородского типа.

Основным занятием населения трипольских поселений являлось мотыжное земледелие, о чем свидетельствуют отпечатки и остатки зерен, соломы, мякины пшеницы, проса и ячменя в глине, из которой были сделаны дома, а также земледельческие сельскохозяйственные орудия труда.

Рис. 27.

1 - реконструкция жилища; 2-3 - медные украшения (Карбуна); 4 - медные топоры; 5, 6 - сосуды трипольской культуры; 7-9 - орудия из кремня

Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Выращивали в основном пшеницу, ячмень и просо. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются цельно-каменные, вкладышевые, в поздний период появляются и металлические жатвенные ножи, отлитые из меди. Только в Карбунском кладе (с. Карбуна в Молдове) найдено более 400 медных предметов. Среди них два топора из чистой меди, спиральные и пластинчатые медные браслеты, подвески, антропоморфные фигуры, кованые медные бусы. Проведенный анализ трипольских изделий позволил установить, что люди пользовались чистой медью, которую получали из рудников Балкано-Карпатской горной области.

Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается разнообразием: это большие двуконусные сосуды, кратерообразные, грушевидной формы, конические чаши, сосуды с угловатыми плечиками, кувшины. Различные по размерам сосуды служили для хранения зерна, молока и других припасов, для приготовления пищи и как столовая посуда. Некоторые сосуды снабжены крышками. Многие из них украшены характерным для энеолита расписным орнаментом.

Рис. 28. Керамика культуры триполье-кукутени с символами воды, неба, с солярными знаками и сценами охоты

Трипольцы разводили мелкий и крупный рогатый скот, близкий по типу к дикому туру, разводили овец и свиней. К концу трипольской культуры была одомашнена лошадь. Известно несколько скульптурных изображений лошади. В трипольских поселениях часто встречаются кости диких животных - косули, оленя, лося, бобра и зайца. Они свидетельствуют о том, что охота и собирательство в это время играли в хозяйстве вспомогательную роль.

Период расцвета культуры триполье-кукутени отмечен контактами ее носителей с западными культурами гумельница, Средний Стог II, Злота, социальной дифференциацией населения, о чем свидетельствуют булавы - символы власти, и возникновением крупных поселений городского типа.

У трипольцев сложились своеобразные идеологические представления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте на сосудах. Сложный и довольно устойчивый орнамент был связан с представлениями людей об окружающем мире, Вселенной. В орнаменте изображались природные явления (дождь), смена дня и ночи, времена года, пахота и посевы, охраняемые священными собаками, животные и стебли растений. на культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: вверху образ Великой Матери мира, из грудей которой источается живительная влага, ниже - чудодейственное прорастание зерен и превращение их в колосья и подземный мир. На отдельных мисках, предназначенных, по всей видимости, для ритуальных обрядов, нарисованы "космические олени", с которыми связывалось действие небесных сил. В эпоху расцвета земледелия главенствующим религиозно-мифологическим символом была Великая Мать-Вселенная, ее глазами было солнце, а бровями - небесный свод.

С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Они в общих чертах передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. Голова, лицо и руки не имели существенного значения и обычно показывались схематично. К глине, из которой делали статуэтки, примешивали зерна пшеницы и муку.

Наряду с триполье-кукутени в Молдове и на Правобережной Украине в энеолите существовали другие культуры. Так, в низовьях Дуная и Прута находят памятники раннего периода культуры гумельницы. Известно более 20 поселений первой половины и середины 4-го тысячелетия до н.э., относящихся к этой культуре. Считается, что люди переселились на левобережье Дуная из Северной Добруджи. На территории между Верхней Вислой и Верхним Днестром существовала культура зимно-злота. Здесь небольшие поселения расположены на высоких мысах и укреплены рвами.

Другой областью оседлого земледельческо-скотоводческого энеолита была Средняя Азия. В ее южных районах на основе джейтунской раннеземледельческой культуры благодаря распространению металла и новым элементам хозяйства развилась анауская энеолитическая культура. В ходе раскопок двух холмов у поселка Анау и холмов Намазга-тепе и других в Туркмении были обнаружены памятники высокоразвитой древней земледельческой культуры, более поздней, чем джейтунская. Каждый холм состоит из нескольких хронологически последовательных слоев, которые образовались в результате разрушения глинобитных жилищ и строительства на их развалинах новых домов. Поселение Намазга-тепе занимало площадь около 100 га. Раскопки Анау и Намазга позволили установить стратиграфию слоев энеолита и бронзы и их хронологию (5-е - начало 3-го тысячелетия до н.э.). Комплексы Южной Туркмении хорошо согласуются со стратиграфией памятников Сиалк и Гиссар соседнего Ирана, где довольно рано, уже в 6-м - начале 5-го тысячелетия до н.э. (слой Сиалк I), появились первые изделия из металла.

В Малой Азии, в пос. Хаджилар и других местах открыты раннеземледельческие комплексы 5-го тысячелетия до н.э. Здесь обнаружены медные изделия, глинобитные постройки, расписная керамика, терракотовые статуэтки. Глинобитные постройки, расписная керамика и медные изделия отличают и хассунскую энеолитическую культуру Ирака.

Указанные территории в той или иной степени были связаны с предшествующими раннеземледельческими неолитическими и мезолитическими культурами. Так, хассунская культура связана традициями с предшествовавшей культурой типа Джармо. Глинобитные дома, полихромная роспись, керамика с геометрическим орнаментом и глиняные фигурки сидящих женщин характерны для халифской культуры 5-го тысячелетия до н.э.

В Средней Азии к периоду расцвета энеолитической культуры относятся памятники Геоксюр I, Алтын-депе. Это крупные поселения протогородского типа площадью в несколько десятков гектаров. В большинстве своем они возникли в раннем энеолите и существовали на протяжении 3-го - 2-го тысячелетий. Их верхние слои относятся уже к эпохе бронзы. Поселения группировались по отдельным оазисам. Наиболее значительная группа расположена в Геоксюрском оазисе в дельте Теджена.

Рис. 29.

Размещение энеолитических поселений в Туркмении показывает, что для земледелия использовались долины небольших рек, воды которых орошали поля. Здесь возводились искусственные оросительные системы. Сеяли в основном злаковые культуры, первое место занимал ячмень; разводили овец и быков, коз и собак, несколько позже были приручены верблюды, лошади и свиньи. Орудия труда (мотыги, серпы, зернотерки) делали главным образом из камня. В нижних слоях поселения Анау I, Мондуклы, Чакмаклы встречаются медные шилья, листовидные ножи, топоры, наконечники копий, булавки, иглы и украшения.

Энеолитической культуре соответствует и типичная для древних земледельческих культур посуда, украшенная нарядным расписным орнаментом, и глиняные женские статуэтки. Геометрический узор на посуде энеолитических поселений в Туркмении выполнен в виде чередующихся треугольников, ромбов, квадратов, волнистых и прямых линий. Ранняя керамика украшена стилизованными изображениями животных, птиц и человека. Несколько позже появляется полихромная посуда. Она представлена двумя основными видами: более грубой, хозяйственной (котлы, тазы, хумы для хранения) и столовой посудой (глубокие чаши, миски, горшки, кувшины, тарелки).

Энеолитические строения возводились из сырцового прямоугольного кирпича. Стены жилищ украшали росписью в виде треугольников и ромбов.

В Геоксюре I открыто 30 гробниц, сложенных из сырцового кирпича, в которых обнаружены скорченные останки, погребенные головами в сторону юга.

Мировоззрение энеолитических земледельцев Туркмении очень близко мировоззрению жителей других земледельческих районов, о чем свидетельствуют женские статуэтки, запечатлевшие образ спокойно сидящих или стоящих женщин с пышными бедрами и, очевидно, имевшие культовое назначение. Вероятно, магический характер носил и условный геометрический орнамент культуры анау.

Многие элементы культуры анау (каменный инвентарь, мотыги, роспись керамики, появление предметов из меди) позволили высказать мнение, что эту энеолитическую культуру создали местные племена при взаимодействии с переселенцами с территории Ирана.

Необходимо отметить, что энеолитическая культура Геоксюра сыграла важную роль в развитии раннегородской цивилизации в районах Средней Азии.

Эпоха энеолита или медный век – одна из эпох развития человечества, является переходным периодом между неолитом и бронзовым веком. Его еще могут называть медно-каменный век, так как каменные орудия труда все еще использовались в этот период.
Эпоха энеолита – это период с четвертого по третье тысячелетие до нашей эры. Интересно то, что на некоторых территориях очагов развития человечества, медного века не было и вовсе, а в некоторых регионах он существовал значительно дольше.

Данные археологии об эпохе энеолита

Самые древние изделия из меди, найденные археологами датируются примерно седьмым – шестым тысячелетием до нашей эры. Такие изделия из меди нашли на территории современной Турции. Поселение, в котором были найдены изделия, называется Чайоню, именно здесь люди, возможно, начали первые эксперименты с самородками меди.
Выплавлять медь научились опять-таки на территории современной Турции, теперь уже в более западном регионе в поселении Чатал-Гуюк. Они создавали изысканные, но в то же время довольно простые украшения.
На территории Месопотамии медь начали выплавлять в шестом тысячелетии. Первопроходцами в этом деле на территории Двуречья принято считать самаррскую археологическую культуру. Примерно в это же время в долине реки Инд местные племена, не оставившие письменных записей, также начали создавать украшения из меди.
На территории Египта медь научились выплавлять уже в пятом тысячелетии. В это же время на территории Европы появляется первая медная шахта (территория современной Сербии). Сейчас этот давнюю шахту называют Рудна Глава. Эта шахта также является первым свидетельством металлургии в Европе. Примерно тогда же медь начали выплавлять и на территории современного Китая.
В четвертом тысячелетии медь научились выплавлять на территории Кавказа, в долине реки Волга, на территории современной Украины. Это были такие археологические культуры как самарская, среднестоговская и некоторые другие культуры Восточной Европы. Расцвет эпохи энеолита припадает на четвертое тысячелетие до нашей эры, так как именно в этот период медные орудия труда уже начинают вытеснять каменные, тогда как на протяжении нескольких тысячелетий из меди делали только украшения, которые не сыграли огромной роли в развитии человеческой расы, так как орудия труда.
На территории Южной Америки выплавлять медь научились значительно позже, это второе – первое тысячелетие до нашей эры. Сначала выплавка меди была у них (народов Южной Америки) на очень примитивном уровне и оставалась такой долгое время, но, в конце концов, они достигли в этом определенных успехов, и их мастерству в этом можно было позавидовать. Наибольше в этом преуспели так называемые народ Анд (горные массивы, которые пересекают всю Южную Америку).
В Мезоамерике (Центральная Америка) медь начали выплавлять еще позже и коренные народы не добились в этом особых успехов. Их изделия были простыми, и они ограничивались медными топорами, простыми украшениями, иголками.
Сначала медные самородки не пытались выплавлять, а просто обрабатывали их как обычный камень. Конечно, куски от медных самородков не отваливались, но с помощью такой вот чеканки меди можно было придать простую форму, такой способ называется «холодная ковка». Там где самородков меди было большое количество, она стала очень быстро вытеснять каменные изделия и орудия труда, а где ее было недостаточно, с нее делали украшения.
Одним из самых главных преимущество медных изделий является то, что их в отличие от каменных можно было починить, это делало их «живучими», да и отличались они большей остротой, не говоря уже о том, что она крошилась.

Достижения эпохи энеолита

Как говорят археологические находки, именно в эпохе энеолите человечество изготовило первое колесо. Сначала считалось, что это открытие сделали народы Месопотамии, но последние археологические данные говорят, что колесо, возможно, появилось на территории Восточной Европы. Колесо сыграло огромную роль в транспортной системе, способствовало развитию торговли, строительства, военному делу.
Кроме этого, в это время были приручены лошади. Это способствовало развитию сельского хозяйства, военному делу, скотоводство перешло на абсолютно новый уровень.
О том, что культуры энеолита научились выплавлять металлы из руды, мы уже говорили, пока что это была медь. Это позволило улучшить орудия труда, каменные приходили в забвения, а уровень сельского хозяйства сильно вырос, как и промышленность, и военное дело. Оружие из меди хоть и было довольно мягкое, но все же его можно было починить, если оно подверглось деформации.
Как вывод, следует сказать, что эпоха энеолита – это важный период в развитии человечества, без достижения которого, мы бы не могли представить современный мир. Кем бы было человечество, если бы не научилось плавить металлы из руды и без изобретения колеса?

Искусство эпохи неолита (7-4 тыс. до н. э.) и энеолита (медно-каменного века-4-3 тыс. до н. э.)

В период неолита появляется керамика - основной фактор, определяющий особенность той или иной культуры. Керамические изделия - носители информации об ушедших в прошлое археологических культурах. В период неолита и энеолита начинается подлинный расцвет орнаментального искусства, причем используются все основные законы орнаментации: точное ритмичное размещение узора, чередование орнаментальных зон, симметрия в начертании равносторонних треугольников и ромбов. Другим уникальным явлением рассматриваемых нами эпох являются петроглифы, которые известны во всех местах обитания человека. В эпоху неолита намечается и закрепляется отставание разных регионов друг от друга, обусловленное климатическими условиями и характером занятий племён. В этот период отчётливо выступают различные пути развития человечества, в зависимости от географических условий обитания данной культуры: или это становление государственности в древнейших регионах земледелия, или многие века кочевой жизни и жизнь среди дикой, невозделанной природы.

Период энеолита является началом палеометаллической эпохи, т. е. медно - каменного и бронзового веков. В период энеолита человечество впервые научилось выплавлять орудия из первого известного ему металла - меди, распространяется бронза. Тогда же наряду с древним способом производящего хозяйства - земледелием, окончательно складывается новый - скотоводство, который позволяет освоить обширные степи и предгорные зоны. В начале кратко охарактеризуем искусство неолита и энеолита в культурах древнейших очагов земледелия, которые предшествовали периоду появления ранних форм государственности.

  • 1) Иордано-палестинский регион (Иерихон - 8-7тыс. лет до н. э.). Сохранились погребальные маски, глинобитные дома, а также древнейшие в истории человечества городские стены.
  • 2) Малоазийский регион (Чатал-Гуюк). Примечательно огромное количество статуэток обнажённых женщин, символизирующих культ плодородия. Сохранившиеся святилища часто украшает изображение быка. Такую же роль бог в виде быка играл в крито - микенской цивилизации и Древнем Египте периода Раннего царства (мастабы в Саккара с головами быков, 4 тыс. до н. э.).
  • 3) Месопотамский регион (культура Джармо, 7-6 тыс. до н. э.). Для этого региона характерна необычайно декоративная керамика, слепленная сначала вручную, а затем на гончарном круге. Керамика из Самарры датируется 5 тысячелетием до н. э. Культовые сосуды, чаши, блюда характеризует особая тщательность работы. Среди многочисленных орнаментов фигурируют т. н. "первобытные свастики" - символ круговорота природной стихии и солнечного хода. Люди, животные, растения, - всё закручивается в стремительном вихре движения, превращаясь в отвлечённо-геометрические фигуры.
  • 4) Египетский центр. Неолитические культуры - Таса и Меримде Бени Саламе. Керамика лепится вручную и лишена декорации. В изделиях из глины мастера стремятся воспроизвести фактуру каменных сосудов. Излюбленным материалом для изготовления сосудов у древних египтян был камень. Вазы и блюда полировались до блеска, дематериализуя его тяжесть и косность. Люди и животные запечатлены на поверхности сосудов как бы при взгляде с разных точек зрения. В качестве жилища используются небольшие круглые хижины из тростника, обмазанные глиной.
  • 5) Регион Хуанхэ и Янцзы.

Центром неолитической культуры Древнего Китая стало поселение Яншао. Археологи обнаружили здесь относящиеся к 4-3 тысячелетиям шедевры неолитической керамики. Они поражают яркостью своих росписей, окрашенных в красные, чёрные и белые цвета.

6) Регион долины Инда и Ганга.

Неолитические сосуды индской цивилизации из Чанху - Даро отличает ковровое расположение преимущественно растительного орнамента. Концом IV тысячелетия датируются небольшие глиняные фигурки богини-матери и быка, типичные для культа плодородия. В отличие от месопотамского региона печати были не цилиндрическими, а прямоугольными.

8) Регион Геоксюрского оазиса (Туркмения). Комплексы Кара-депе, Геоксюр I, Алтын - депе.

Посуда украшена ярким геометрическим орнаментом, состоящим из треугольников, ромбов, квадратов, волнистых линий. В более ранней посуде узнавались стилизованные изображения человека и животных. В период позднего энеолита керамика становится ещё более яркой и многоцветной. Как и везде в земледельческих культурах встречаются маленькие статуэтки женского божества.

9) Регион Правобережной Украины, Молдова, Карпато - Дунайская зона Румынии и Болгарии. Культура Триполье - Кукутень(6-3 тыс. до н. э.)

Дома наземные, глинобитные, в плане образующие вытянутый прямоугольник, делились на две половины. Комплексы построек располагались кольцеобразно и были ориентированы на центр круга. Для керамики Триполья характерен "вихреобразный" орнамент

10) Иранский регион. Культура Загроса (7-4 тыс.до н. э.).

Культура Тепе - Сиалк III имеет наиболее яркую, изящную и разнообразную керамику. Сосуды изготавливались на гончарном круге. Уникальны изображения барсов на сосудах. Печати в форме пуговиц играли роль магических амулетов, а также являлись надёжными защитниками собственности.

Другим видом искусства стала наскальная живопись, петроглифы, стелы и большие каменные изваяния, характерные для культуры охотников-собирателей и скотоводов. Изображения на скалах или выбивались твёрдым орудием из камня, или рисовались красной охрой. В петроглифах запечатлены точные наблюдения за миром природы, и, одновременно "записаны" мифы о происхождении данного племени и устроении Вселенной.Большое распространение по- прежнему имеют сцены охоты. Другой ряд сцен связан с миром животных, от размножения и благополучия которых зависело и благополучие человеческого коллектива. Известны сцены с изображением лосей во время брачной игры из Норвегии, а на русском севере встречаются их небольшие скульптурные изображения. Важное место в наскальном искусстве, как и в керамике, занимает солярная и лунарная символика. В северных росписях с первой отождествляются лоси. Начиная с эпохи энеолита распространяется в искусстве появляется тема Древа жизни, где воплотились формировавшиеся на протяжении тысячелетий представления о природном круговороте, о скрытых таинственных силах природы, о жизни и смерти

На протяжении неолита и энеолита идёт процесс складывания обширных комплексов природно-исторических святилищ. В эпоху бронзы складывается несколько типов сооружений, являющихся не только природными памятниками, но и результатом масштабной (впервые!) строительной деятельности человека. Менгиры - отдельно стоящие или группы вертикально поставленных камней. Известно "Каменное войско" в Армении и алиньяны во Франции - протяжённые поля каменных столбов. Дольмены - вид сооружения, в котором несколько камней перекрываются камнем-крышей. Кромлехи - древнейшие архитектурные комплексы, имеющие сложную композицию и являющиеся не только культовыми сооружениями, но и выполняющими роль астрономического прибора или календаря. Стоунхендж является самым крупным сооружением первобытной архитектуры, где в столь мощном масштабе осуществляется попытка организации земного хаоса и космической гармонии.