В какой семье родился м а булгаков. Период обучения, работа в полевых госпиталях. Михаил Булгаков. Роман с тайной

Михаил Афанасьевич Булгаков – русский прозаик, драматург – родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве. Сын А.И. Булгакова, русского богослова, церковного историка.

После окончания медицинского факультета Киевского университета в 1916 году добровольно работал в прифронтовых госпиталях, затем в земской больнице г. Сычёвск Смоленской губернии, в 1917-1918 гг. – в городской больнице Вязьмы. Позднейший прозаический цикл «Записки юного врача» (1925-1926 ), а также повесть «Морфий» (1927 ) отразили реальные жизненные обстоятельства того времени, вплоть до драматической борьбы с возникшей во время тяжелой болезни привычкой к морфию, завершившейся через несколько лет победой над недугом. В начале 1918 вернулся в Киев, где, по признанию самого Булгакова, «последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город». Осенью 1919 мобилизован в Добровольческую армию генерала А.И. Деникина, вместе с отступившей армией попал на Кавказ (Владикавказ, Грозный, Беслан). В кавказских газетах состоялся литературный дебют Булгакова. Первая известная публикация – статья «Грядущие перспективы» (газета «Грозный», 13 (26).11.1919 ), одна из немногих открытых политических деклараций Булгакова, которая осуждала безумие «мартовских» «октябрьских» событий, призывала осознать национальную и личную вину за происходящее и неизбежность общенародной расплаты даже в случае победы Белого движения. Тематическая связь с этой статьей ощутима в произведениях 1920-х гг., созданных на биографической основе: рассказах «Необыкновенные приключения доктора», «Красная корона» (оба 1922 ), «Богема» (1925 ); повести «Записки на манжетах» (1922-1923 ) и др.

В 1920-1921 Булгаков, отказавшись от занятий медициной, служил заведующим литературным и театральным отделами Владикавказского ревкома. Печатал театральные рецензии, после открытия русского драматического театра во Владикавказе выступал перед началом спектаклей со «вступительным словом», попытался организовать Народную драматическую студию сценического искусства. Тогда же состоялся дебют Булгакова-драматурга: его пьесы сразу же ставились на сцене местного театра («Самооборона», «Братья Турбины», «Глиняные женихи», «Парижские коммунары» - не сохранились; «Сыновья муллы»). Одновременно Булгаков делал наброски будущего романа (возможно, «Белой гвардии»). Летом 1921 года выехал в Тифлис, безуспешно пытаясь эмигрировать; с осени 1921 – в Москве, где сменил ряд занятий (секретарь литературного отдела, редактор, репортёр и др.). С весны 1922 печатался в различных московских газетах и журналах, а также в берлинской «сменовеховской» газете «Накануне». С 1923 года сотрудничал в газете «Гудок» вместе с И. Ильфом, Е. Петровым, В.П. Катаевым, Ю.К. Олешей, публикуя многочисленные фельетоны, репортажи, небольшие очерки и рассказы.

В середине 1920-х гг . вышли книги «Дьяволиада» (1925 ), «Роковые яйца» (1926 ); в 1925 в альманахе «Россия» напечатаны первые 13 глав романа «Белая гвардия» (полное издание под названием «Дни Турбинных (Белая гвардия)» вышло в Париже в 1927-1929 ). Книги были замечены критикой, Булгаков завязал дружеские отношения с В. Вересаевым, Е. Замятиным, М. Волошиным, бывал на заседаниях Никитинских субботников. На фоне экспериментальной прозы 1920-х гг. произведения Булгакова выделяются, с одной стороны, подчёркнутой приверженностью к классическим традициям, с другой – соединением романтической патетики, иронии и резко сатирического гротеска. Беспамятству смуты Булгаков противопоставил память о традиционных ценностях; отсюда в его творчестве – развиваемая и в прозе («Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»), и в драматургии («Дни Турбиных») тема Дома, охраняющего и спасающего, противостоящего катастрофическому состоянию мира.

Во второй половине 1920-х гг. Булгаков завоевал популярность и как драматург: в 1926 с триумфальной постановки драмы «Дни Турбиных» началось его многолетнее сотрудничество с МХАТом, в Третьей студии МХАТ в том же году поставлена фарсовая комедия «Зойкина квартира». В 1926-1928 Булгаков закончил драму «Бег», комедию-памфлет «Багровый остров». В драматургии Булгакова традиции психологического театра соединены с элементами буффонады, гротеска, кабаретной культуры.

Резкие отзывы критики, диспуты, переходящие в систематическую травлю писателя, упорное сопротивление советской цензуре к концу 1920-х гг. привели к запретам постановок и публикаций пьес Булгакова (при жизни Булгакова ни одна из его пьес не была опубликована). Была запрещена и повесть «Собачье сердце» (созданная в 1925 ; первая публикация в СССР в 1987 ). В письменном обращении к правительству (1930 ) Булгаков, обозначив свою общественную позицию – убеждённость и необходимость свободы печати, приверженность идее «Великой Эволюции» и неприятие революционных способов преобразования жизни, - просил отпустить его за границу или дать возможность работать в театре. При личном содействии Сталина Булгаков был принят в МХАТ ассистентом-режиссёром, где создал инсценировку «Мёртвых душ», принимал участие в постановках как актер. Однако из новых оригинальных пьес («Адам и Ева», «Блаженство», «Иван Васильевич», «Батум») лишь «Кабала святош» (1929 ) была поставлена во МХАТе (1936 ), но была снята после 7 спектаклей. События и обстановка этого периода отразились в пародийных «Записках покойника» («Театральном романе»), работа над которым началась после разрыва с театром. В 1938 Булгаков перешел в Большой театр на должность либреттиста.

В 1933 году Булгаков завершил жизнеописание Мольера для серии «Жизнь замечательных людей» (изд. в 1962 ). С конца 1920-х гг. и до конца дней Булгаков работал над «романом о дьяволе» («Мастер и Маргарита»), ставшим его вершинным произведением (первая публикация в 1966-1967 , с многочисленными цензурными и редакторскими искажениями). Сложная структура романа (переплетение гротескной фантасмагории, разыгрывающейся на фоне советской Москвы, любовной линии, отразившей отношения Булгакова с его третьей женой – Е.С. Шиловской, и «исторических глав» с евангельскими персонажами), стилистическая многоплановость, отсылка к разнообразным культурно-историческим источникам, значительность философского содержания (связь темы творчества с парадоксом зла, творящего добро) обусловили острый интерес к роману в последней трети 20 века.

Булгаков Михаил Афанасьевич появился на свет в 1891 году, 3 (15) мая. Родился он в Киеве. Родители будущего писателя - Варвара Михайловна (девичья фамилия Покровская), учительница, после - инспектор на курсах для женщин. Отец - также преподаватель, работал в Михаил стал старшим сыном в большой семье, в которой очень сильны были культурные традиции. Творчество Булгакова, а также его биографию, мы опишем в этой статье.

Учеба в гимназии, увлечение театром, литературой, женитьба

Обучение его проходило сначала в Киевской гимназии. Будущий писатель закончил ее лишь с двумя отличными отметками - по закону божьему и географии. В это время он увлекается театром (знал, например, наизусть "Аиду" и "Фауста"), читает "с упоением" Салтыкова-Щедрина и Гоголя, появляются также первые произведения, которыми отмечено творчество Булгакова.

В 1907 году отец его умер. В 1913 Михаил Афанасьевич женился на Т.Н. Лаппе.

Работа врачом

Период с 1916 по 1917 год - окончание Киевского университета, в котором он учился на медицинском факультете. Освобожденный от призыва по болезни, интересующий нас автор едет в по назначению. Расположено это заведение было в селе Никольское А спустя некоторое время он отправляется в Вязьму. "Записки молодого врача" были написаны на основе впечатлений, полученных в этот период.

Врачебная практика в Киеве

В 1918 году Булгаков возвращается в Киев, где предпринимает попытки заняться врачебной практикой (частной - как вольнопрактикующий венеролог). В это время, по свидетельству самого писателя, он в качестве врача призывался последовательно на службу всеми властями, которые занимали город. Однако Булгакову удалось уклониться и от Красной армии, и от петлюровцев, "мобилизовавших" его.

Служба в армии, профессиональное занятие литературой

В 1919-1920 годах происходят следующие события в жизни писателя. Михаил Афанасьевич был "мобилизован" деникинцами и отправлен на Северный Кавказ с эшелоном. Здесь он стал заниматься литературой профессионально: в это время появились первые рассказы в газетах Владикавказа и Грозного, в которых отражается сочувствие движению белых, восприятие как "исторического несчастья" отречение Николая II и т.п. Он участвует в качестве врача в боях. Деникинцы, отступавшие под натиском Красной армии, бросили больного тифом Булгакова на произвол судьбы, что послужило основой для разочарования в этих "товарищах по оружию". Михаил Афанасьевич начинает с приходом красных работать в подотделе искусств. Деятельность его заключалась в докладах о Чехове и Пушкине, написании для местного театра пьес, одну из которых, под названием "Парижские коммунары", он даже отправил в Москву, понадеявшись на успех в объявленном в этом городе конкурсе.

Переезд в Москву

В 1921 году Михаил Афанасьевич приезжает в Москву, где поступает на работу на должность секретаря в литературный отдел при Наркомпросе. В поисках заработка с началом нэпа он часто меняет места своей службы: работает редактором хроники в одной из частных газет, конферансье, инженером и т.д. В это же время он поселяется на Садовой, в коммунальной квартире дома, который когда-то принадлежал табачному фабриканту. Множество раз нравы квартиры №50 будут возникать в различных произведениях, составляющих творчество Булгакова.

В 1922 году Михаил Афанасьевич активно печатается в прессе - в таких журналах, как "Рупор", "Рабочий", "Красный журнал для всех", "Железнодорожник", "Красная нива" и др.

Сотрудничество в "Гудке", новые произведения и новая женитьба

Период с 1922 по 1926 год - сотрудничество с газетой под названием "Гудок", а также печатается "Накануне" в берлинской русской газете, редактор которой - А. Н. Толстой, в то время еще не вернувшийся из эмиграции.

Жизнь и творчество Булгакова в 1923-1924 годы представим следующими двумя основными событиями. В 1923 появляется повесть "Записки на манжетах". В следующем году Михаил Афанасьевич встречается с Л. Е. Белозерской, вернувшейся из эмиграции в Париж, женится на ней.

В 1925 году творчество Булгакова продолжается. Появляется "Дьяволиада" - первый сборник, состоящий из сатирических рассказов. Тогда же выходит и сборник рассказов под названием "Роковые яйца". Этот год отмечен также созданием рукописи "Собачьего сердца" - произведения, которое только спустя 60 лет было опубликовано.

Обыск у Булгакова

В мае 1926 года у Булгакова проводят обыск сотрудники ОГПУ, изымают вышеуказанную рукопись, а также дневники. Писатель, обращаясь неоднократно с просьбами возвратить ему эти материалы и не получая на эти просьбы никакого ответа, заявляет, что скоро будет вынужден выйти из Всероссийского союза писателей демонстративно. После этого бумаги, включая рукопись "Собачьего сердца", возвратили Булгакову.

Произведения 1925-1928 годов

В 1925-1926 годах выходит цикл "Рассказы", а также сборник рассказов под названием "Записки юного врача".

К периоду с 1925 по 1927 годы относятся следующие события. Был создан роман "Белая гвардия". По его мотивам в 1926 году была написана и поставлена пьеса "Дни Турбиных", премьера которой в МХАТе состоялась в это же время.

С 1926 по 1928 годы Михаил Булгаков, жизнь и творчество которого представлены в нашей статье, пишет пьесу под названием "Бег", лишь в 1957 году увидевшую зрителя.

В 1926 также была создана пьеса "Зойкина квартира", которая была поставлена в Театре Вахтангова. Вместе с "Днями Турбиных" она была вскоре снята из-за давления тенденциозной критики.

В 1928 году - еще одно произведение для театра ("Багровый остров"). Оно было поставлено Камерным театром в этом же году, однако и на этот раз практически сразу пьеса была запрещена.

Оценка творчества Булгакова литературной критикой

Литературная критика конца 1920-х годов оценивала творчество Михаила Булгакова резко отрицательно. Его произведения не печатались, не игрались на сцене. Например, известны негативные отзывы Сталина о пьесе "Бег", которая, с его точки зрения, является "антисоветским явлением". "Макулатурой" назвал вождь "Багровый остров". Результат травли - и творчество которого и до того были часто отмечены негативными последствиями соприкосновения с советской властью, остается без работы и, соответственно, без средств, пишет "Правительству СССР" письмо и рассылает его на семь адресов различных учреждений власти. Пытаясь понять свою дальнейшую судьбу, он в письме разъясняет свою авторскую позицию, говоря о том, что предпочитает Великой Революции Великую Эволюцию, то есть более естественный, по его мнению, постепенный ход истории. На квартиру Михаилу Афанасьевичу в 1930 году 18 апреля позвонил сам Сталин, и в результате этого разговора писателю пообещали предоставить в МХАТе работу. Негласным условием соглашения было создание восхваляющего вождя произведения. Позднее, в 1939 году, была написана пьеса под названием "Батум", повествующая о "юных годах вождя". Однако ни содержание ее, ни тон повествования власти не удовлетворили.

Работа в МХАТе

С началом работы в МХАТе жизнь и творчество Булгакова существенно изменились. Михаил Афанасьевич с начала 1930-х годов в этом театре занимает должность режиссера-ассистента. Относится к этому периоду его жизни увлечение Шиловской Еленой Сергеевной (1929 год), которая впоследствии стала его женой.

В 1931 году появляется пьеса "Адам и Ева". В течение этого, а также в следующем году, он пишет инсценировку произведения Толстого "Война и мир" по заказу Большого драматического театра. Однако спектакль этот не был поставлен.

В 1932 году появилась инсценировка гоголевских "Мертвых душ". Возвращаются зрителю (по личному распоряжению товарища Сталина) "Дни Турбиных".

В 1930-1936 годах была создана драма под названием "Кабала святош", поставленная в 1943 году. Предшествовала этому работа над биографической повестью, в 1932-1933 годах. Опубликована она была в 1962.

Еще одна пьеса, "Блаженство", вышла в 1934 году (опубликована лишь в 1966).

В 1934-1935 гг. выходит драма под названием "Последние дни", поставленная на сцене в 1943 г. Сначала задумывалась она в соавторстве с

Булгаков отказывается от "переделок"

Период с 1934 по 1936 год отмечен следующими событиями. Появляется пьеса Булгакова "Иван Васильевич". Эта доведенная до генеральных репетиций в Театре сатиры работа была снята буквально накануне премьеры. У писателя за период с 1928 по 1936 год ни одна вещь не была напечатана, а также на сцене театра не появилось ни одной пьесы, представляющей оригинальное творчество М.А. Булгакова. Михаил Афанасьевич упорно отказывается от "переделок", подсказываемых ему (например, "перековать" какого-либо белого офицера из произведения "Бег", закончить революционной хоровой песней "Багровый остров" и т.п.).

Последние произведения

В 1936-1937 годах был создан "Театральный роман" (неоконченное произведение). Опубликован он был в 1965 году.

Булгаков в 1938 году создает пьесу под названием "Дон Кихот". С начала 1930-х и до конца своей жизни продолжал также трудиться над своим самым известным произведением, к которому обращаются сейчас в первую очередь, изучая творчество Булгакова, - "Мастер и Маргарита".

Михаил Афанасьевич в 1940 году умер в Москве от которая в семье его была наследственной (передалась писателю от отца).

Так завершается жизнь и творчество М. Булгакова - ныне признанного

Для многих любимым писателем является именно Михаил Булгаков. Биография его трактуется людьми различных направлений по-разному. Причина в том, насколько соотносят те или иные исследователи его имя с оккультизмом. Интересующимся именно этим аспектом мы можем порекомендовать прочесть статью Павла Глобы. Однако в любом случае начинать ее изложение следует с детских лет, что мы и сделаем.

Родители писателя, братья и сестры

Родился Михаил Афанасьевич в г. Киеве в семье профессора богословия Афанасия Ивановича, который преподавал в духовной академии. Его мама, Варвара Михайловна Покровская, также преподавала в Карачаевской прогимназии. Оба родителя были потомственными колокольными дворянами, их деды-священники служили в Орловской губернии.

Сам Миша был в семье старшим ребенком, у него было два брата: Николай, Иван и четыре сестры: Вера, Надежда, Варвара, Елена.

Будущий писатель был худощавым, изящным, артистичным с выразительными голубыми глазами.

Образование и характер Михаила

В своем родном городе получал образование Булгаков. Биография его содержит данные об окончании в восемнадцатилетнем возрасте Первой Киевской гимназии и в двадцатипятилетнем возрасте - медицинского факультета Киевского университета. Что повлияло на формирование будущего писателя? Безвременная смерть 48-летнего отца, глупый суицид лучшего товарища Бориса Богданова из-за любви к Варе Булгаковой, сестре Михаила Афанасьевича, - все эти обстоятельства определили характер Булгакова: мнительный, подверженный неврозам.

Первая жена

В двадцать два года будущий писатель женился на своей первой супруге - Татьяне Лаппа, на год младше него. Судя по воспоминаниям Татьяны Николаевны (она прожила до 1982 г.), про этот недолгий брак можно было снимать фильм. Новобрачные умудрились до свадьбы растратить присланные их родителями деньги на фату и подвенечное платье. На венчании почему-то смеялись. Из подаренных молодоженам цветов больше всего было нарциссов. На невесте была полотняная юбка, а приехавшая и ужаснувшаяся мама успела купить ей к свадьбе блузку. Биография Булгакова по датам, таким образом, увенчалась датой свадьбы 26.04.1913 г. Однако счастью влюбленных суждено было быть недолгим: в Европе в ту пору уже запахло войной. По воспоминаниям Татьяны, Михаил не любил экономить, он не отличался расчетливостью в трате денежных средств. Для него, например, в порядке вещей было на последние деньги заказать такси. Ценные вещи часто закладывали в ломбард. Хоть молодой чете и помогал деньгами отец Татьяны, однако средства постоянно исчезали.

Врачебная практика

Судьба довольно жестоко мешала ему стать врачом, хоть и талантом, и профессиональным чутьем обладал Булгаков. Биография упоминает, что он имел несчастье заражаться опасными болезнями, занимаясь профессиональной деятельностью. Михаил Афанасьевич, желая реализоваться как специалист, вел активную врачебную деятельность. За год доктор Булгаков принял на амбулаторном приеме 15 361 больного (сорок человек в день!). У него в стационаре лечилось 211 человек. Однако, как видно, сама Судьба воспрепятствовала быть ему доктором. В 1917 г. инфицировавшись дифтерией, Михаил Афанасьевич принял сыворотку против нее. В результате получилась тяжелая аллергия. Ее мучительные симптомы он ослаблял морфием, но затем пристрастился к этому наркотику.

Выздоровление Булгакова

Исцелением Михаила Булгакова его почитатели обязаны Татьяне Лаппа, сознательно ограничивающей его в дозе. Когда он просил об инъекции дозы наркотика, то любящая супруга вкалывала ему дистиллированную воду. При этом она стоически переносила истерики мужа, хотя он однажды бросил в нее горящий примус и даже грозил ей пистолетом. Любящая супруга при этом была уверена, что стрелять он не хотел, просто ему было очень плохо…

Краткая биография Булгакова содержит в себе факт высокой любви и жертвенности. В 1918 г., именно благодаря Татьяне Лаппа, он перестал быть морфинистом. С декабря 1917 г. по март 1918 г. Булгаков живет и практикуется в Москве у своего дяди по маминой линии, успешного гинеколога Н. М. Покровского (впоследствии - прототипа профессора Преображенского из "Собачьего сердца").

Затем он вернулся в Киев, где опять начал работать врачом-венерологом. Практике помешала война. Больше он к лечебной практике не возвращался…

Первая мировая и Гражданская война

Первая мировая ознаменовала для Булгакова переезды: вначале он работал врачом вблизи линии фронта, затем был направлен работать в Смоленскую губернию, а потом в Вязьму. Во время Гражданской войны с 1919 по 1921 г. его как врача дважды мобилизовывали. Сначала - в армию Украинской Народной Республики, затем - в белогвардейские Вооруженные силы Юга России. Этот период его жизни позже нашел свое литературное отражение в цикле рассказов «Записки юного врача» (1925-1927). Один из содержащихся в нем рассказов называется «Морфий».

В 1919 г., 26 ноября, он впервые в жизни публикует статью в газете «Грозный», которая, по сути, представляла мрачные предчувствия белогвардейского офицера. Красной Армией у станции Егорлыцкой в 1921 г были разбиты передовые силы белогвардейцев - казачья конница… Его товарищи едут за кордон. Однако эмигрировать Михаилу Афанасьевичу не дает… судьба: он заболевает тифом. Во Владикавказе лечится от смертельной хвори и выздоравливает Булгаков. Биография его фиксирует переориентацию целей жизни, верх берет творческое начало.

Драматург

Михаил Афанасьевич, изможденный, в форме белого офицера, но с сорванными погонами, в Терском Наробразе работает в театральной секции подотдела искусств, в русском театре. В этот период в жизни Булгакова происходит тяжелейший кризис. Денег нет вообще. Они с Татьяной Лаппа живут, продавая отрубленные части чудом уцелевшей золотой цепочки. Булгаков принял тяжелое для себя решение - больше никогда не возвращаться к врачебной деятельности. Исстрадавшимся сердцем, в 1920 г. пишет талантливейшую пьесу «Дни Турбиных» Михаил Булгаков. Биография писателя свидетельствует о первых репрессиях против него: в том же 1920 году большевицкая комиссия его изгоняет с работы как «бывшего». Булгаков растоптан, сломлен. Затем писатель решает бежать из страны: сначала в Турцию, затем - во Францию, он переезжает из Владикавказа в Тифлис через Баку. Чтобы выжить, изменяет себе, Правде, Совести и пишет в 1921 г. комформистскую пьесу «Сыновья муллы», которую большевицкие театры Владикавказа охотно включают в свой репертуар. В конце мая 1921 г., будучи в Батуми, вызывает к себе жену Михаил Булгаков. Биография его содержит информацию о тяжелейшем кризисе в жизни писателя. Судьба жестоко мстит ему за измену совести и таланту (имеется в виду, вышеупомянутая пьеса, за которую он получил 200 000 руб. гонорара (33 серебреника). Такая ситуация повторится еще раз в его жизни).

Булгаковы в Москве

Супруги все же не эмигрируют. В августе 1921 г. Татьяна Лаппа через Одессу и Киев одна уезжает в Москву.

Вскоре, вслед за женой, Михаил Афанасьевич также возвращается в Москву (как раз в этот период расстреливают Н. Гумилева и умирает А. Блок). Их жизнь в столице сопровождают переезды, неустроенность… Непроста биография Булгакова. Краткое содержание ее последующего периода - отчаянные попытки талантливого человека реализовать себя. Михаил и Татьяна проживают в квартире (в описанной в романе «Мастер и Маргарита» - дом № 10 по ул. Большой Садовой (дом Пигита), под номером 302-бис, которую им любезно предоставил шурин филолог Земский А. М., уехавший в Киев к супруге). В доме жили скандалящие и пьющие пролетарии. Супругам было в нем неуютно, голодно, безденежно. Здесь произошел их разрыв…

В 1922 г. Михаила Афанасьевича ожидает личный удар - умирает мама. Он лихорадочно начинает работать журналистом, вкладывая свой сарказм в фельетоны.

Литературная деятельность. «Дни Турбиных» - любимая пьеса Сталина

Прожитый жизненный опыт и мысли, рожденные недюжинным интеллектом, просто рвались на бумагу. Краткая биография Булгакова фиксирует его работу фельетонистом в московских газетах ("Рабочий") и журналах ("Возрождение", "Россия", "Медицинский работник").

Жизнь, исковерканная войной, начинает налаживаться. С 1923 г. Булгаков принят в члены Союза писателей.

Булгаков в 1923 г. начинает работать над романом «Белая гвардия». Он создает свои известные произведения:

  • «Дьяволиада»;
  • «Роковые яйца»;
  • «Собачье сердце».
  • «Адам и Ева»;
  • «Александр Пушкин»;
  • «Багровый остров»;
  • «Бег»;
  • «Блаженство»;
  • «Зойкина квартира»;
  • «Иван Васильевич».

А в 1925 году женится на Белозерской Любови Евгеньевне.

Состоялся он и как драматург. Уже тогда прослеживалось парадоксальное восприятие Советским государством творчества классика. Даже Иосиф Сталин по отношению к нему был противоречив и непоследователен. Он 14 раз смотрел МХАТовскую постановку "Дни Турбиных". Затем заявил, что "Булгаков - не наш". Однако в 1932 г. он повелевает ее вернуть, причем в одном-единственном театре СССР - во МХАТе, заметив, что все-таки "впечатление пьесы на коммунистов" - позитивное.

Более того, Иосиф Сталин впоследствии в своем историческом обращении 3 июля 1941 г. к народу использует фразеологию слов Турбина Алексея: «К вам обращаюсь я, друзья мои…»

В период с 1923 по 1926 г. происходит расцвет творчества писателя. На осень 1924 г. в литературных кругах Москвы считается действующим писателем № 1 Булгаков. Биография и творчество писателя неразделимо связаны. У него складывается литературная карьера, становящаяся главным делом его жизни.

Недолгий и непрочный второй брак писателя

Первая жена Татьяна Лаппа вспоминает, что, находясь в браке с ней, Михаил Афанасьевич не однажды повторял, что должен жениться трижды. Он повторял это вслед за писателем Алексеем Толстым, который считал такую семейную жизнь ключом к славе писателя. Существует поговорка: первая жена - от Бога, вторая - от людей, третья - от черта. Согласно ли этому надуманному сценарию искусственно складывалась биография Булгакова? Интересные факты и мистерии в ней не редкость! Впрочем, вторая жена Булгакова, Белозерская, дама светская, действительно выходила замуж за обеспеченного, перспективного писателя.

Однако с новой женой душа в душу писатель прожил всего-то года три. Пока в 1928 году «на горизонте не появилась» третья супруга писателя - Елена Сергеевна Шиловская. Булгаков еще находился во втором своем официальном браке, когда завязался этот бурный роман. Свои чувства к третьей супруге писатель с большой художественной силой описал в «Мастере и Маргарите». О привязанности Михаила Афанасьевича к обретенной женщине, с которой ощущал духовную связь, говорит тот факт, что 03.10.1932 г. ЗАГС расторг его брак с Белозерской, а 04.10.1932 г. был заключен союз с Шиловской. Именно третий брак стал для писателя главным в его жизни.

Булгаков и Сталин: проигранная партия писателя

В 1928 г., вдохновленный знакомством со «своей Маргаритой» - Еленой Сергеевной Шиловской, приступает к созданию своего романа «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков. Краткая биография писателя, впрочем, свидетельствует о начавшемся творческом кризисе. Ему нужен простор для творчества, которого нет в СССР. Мало того, на издание и постановки Булгакова существовал запрет. Несмотря на известность, его пьесы не ставили на сценах театров.

Иосиф Виссарионович, прекрасный психолог, прекрасно знал слабые стороны личности этого талантливейшего автора: мнительность, склонность к депрессиям. Он играл с писателем, как кошка играет с мышкой, имея против него неоспоримое досье. 07.05.1926 г. на квартире Булгаковых был произведен единственный за все время обыск. В руки Сталина попали личные дневники Михаила Афанасьевича, крамольная повесть "Собачье сердце". В игре Сталина против писателя был получен такой козырь, который роковым образом обусловил катастрофу писателя Булгакова. Вот вам и ответ на вопрос: "Интересная биография Булгакова ли?" Отнюдь. До тридцати лет его взрослая жизнь была вдоволь наполнена страданиями от нищеты и неустроенности, далее действительно следовало лет шесть более-менее размеренной обеспеченной жизни, но вслед за ней последовал насильственный излом личности Булгакова, болезнь и смерть.

Отказ от выезда из СССР. Роковой звонок вождя

В июле 1929 г. писатель обращается с Письмом к Иосифу Сталину, прося выезда из СССР, а 28.03.1930 г. обращается к Советскому правительству с этой же просьбой. Разрешение не давали.

Булгаков страдал, он понимал, что его выросший талант губят. Современникам запомнилась выроненная им фраза после очередного неполученного разрешения выехать: «Меня ослепили!»

Однако то был еще не окончательный удар. А он был ожидаем... Все изменил звонок Сталина 18 апреля 1930 г. В тот момент Михаил Булгаков с третьей супругой Еленой Сергеевной, смеясь, ехали в Батум (там на месте Булгаков собирался писать пьесу о молодых годах Сталина). На станции Серпухов вошедшая в их вагон женщина объявила: «Бухгалтеру телеграмма!»

Писатель, издав невольный возглас, побледнел, а затем ее поправил: «Не бухгалтеру, а Булгакову». Он ожидал... Сталин назначил телефонный разговор на это же число - 18.04.1930 г.

Днем раньше похоронили Маяковского. Очевидно, что звонок вождя можно было в равной мере назвать и своеобразной профилактикой (он уважал Булгакова, однако все же мягко прессинговал), и хитростью: в доверительной беседе вытянуть из собеседника невыгодное обещание.

В нем Булгаков добровольно отказался ехать за рубеж, чего до конца своей жизни не мог себе простить. Это был его трагический проигрыш.

Сложнейший узел взаимоотношений связывает Сталина и Булгакова. Можно сказать, что семинарист Дждугашвили переиграл и сломил и волю, и жизнь великого писателя.

Последние годы творчества

В дальнейшем весь свой талант, все свое мастерство автор сконцентрировал на романе «Мастер и Маргарита», который писал в стол, без всякой надежды на публикацию.

Созданную о Сталине пьесу «Батум» отверг секретариат Иосифа Виссарионовича, указав на методическую ошибку писателя - превращение вождя в героя романтического.

Фактически Иосиф Виссарионович приревновал, если так можно сказать, писателя к своей же харизме. С этих пор Булгакову разрешали работать лишь как театральному режиссеру.

Кстати, Михаил Афанасьевич считается одним из лучших в истории русского театра режиссеров Гоголя и Салтыкова-Щедрина (любимых своих классиков).

Все, что он писал - негласно и предубежденно, было «непроходным». Сталин его последовательно уничтожал как писателя.

Булгаков все же писал, он отвечал на удар, как это мог сделать настоящий классик... Роман о Понтии Пилате. О всесильном самодержце, тайно боящемся.

Причем первый вариант этого романа был сожжен автором. Он назывался по-другому - «Копыто дьявола». В Москве после написания его пошли слухи, что Булгаков написал о Сталине (Иосиф Виссарионович родился с двумя сросшимися пальцами на ноге. В народе это называют копытом Сатаны). Запаниковав, автор сжег первую версию романа. Отсюда впоследствии и родилась фраза «Рукописи не горят!».

Вместо заключения

В 1939 году был написан и прочитан друзьям окончательный вариант «Мастера и Маргариты». Быть впервые изданной в сокращенном варианте этой книге судилось лишь через 33 года… Жить смертельно больному Булгакову, страдающему от почечной недостаточности, оставалось недолго...

Осенью 1939 г. его зрение критически ухудшилось: он практически ослеп. 10.03.1940 г. писателя не стало. Похоронили Михаила Булгакова 12.03.1940 г. на Новодевичьем кладбище.

Полная биография Булгакова до сих пор остается предметом споров. Причина в том, что советский, выхолощенный ее вариант, представляет читателю приукрашенную картину лояльности автора к Советской власти. Поэтому, интересуясь жизнью писателя, следует критически анализировать несколько источников.

20 века. Его личность привлекает сегодня к себе большой интерес со стороны общества. Писатель заслужил подобное внимание не только потрясающими произведениями, которые, сегодня включены в обязательную школьную программу, но и своей жизнью. Жизнь его была непростой. В Биографии Михаила Афанасьевича не раз бывали взлеты и падения, не раз наступали черные дни, но он не отчаивался, и из всех ситуаций выходил с высоко поднятой головой.

Писатель родился в начале мая 1891 года и был старшим ребенком в семье. Всего же в семье было пятеро детей. Отец его был профессором киевской духовной академии. Когда Булгакову исполнилось 9 лет, он начал обучение в Александровской гимназии, где проучился восемь лет. Гимназия дала ему хорошее образование, по-другому, и быть не могло, ведь в ней преподавали лучшие педагоги из Политехнического института и Киевского университета. Окончив обучение в гимназии, он без проблем поступил на учебу в Киевский университет. Выбирая факультет, Михаил Афанасьевич сделал выбор в пользу медицинского.

В 1914 году . Она застала Михаила Булгакова еще студентом. Первые месяцы войны, он участвовал в организации лазарета для солдат и офицеров русской армии. В 1915 году Булгаков работал в прифронтовых городах врачом-хирургом. Спустя год, осенью 1916 г, он получает медицинский диплом. Михаила Афанасьевича назначают служить земским врачом в Смоленской губернии, в Никольском селе. Отработав здесь год, был переведен на службу в Вязьму, где работал в местной городской больнице. Будучи в Вязьме, он начал писать свои первые рассказы.

Темой для рассказов молодого писателя была врачебная жизнь. В 1918 году здоровье Булгакова подорвалось. По этой причине он был уволен из Вязьмы. Теперь вместе с женой, он уезжает жить в Киев и занимается частной врачебной практикой. В «городе начала земли русской», юный автор становится невольным свидетелем ужасов гражданской войны. Киев много раз за короткое время переходил из рук в руки противоборствующих сторон. То белые займут Киев, то красные. События тех дней произвели на Булгакова глубокие впечатление, именно тогда и зародилась идея романа «Белая Гвардия».

В середине 1919 года Булгаков был мобилизован в Добровольческую армию. Служить его отправили во Владикавказ. Здесь он работал в госпитале, в течение полугода, потом заболел тифом, и несколько месяцев провел в больнице. Оправившись от болезни, он узнал, что Добровольческой армии во Владикавказе уже нет. Жизнь Булгакова развернулась на 180 градусов, он окончательно решает оставить врачебную деятельность, и связать свою дальнейшую жизнь с литературой. Произведения Михаила Афанасьевича активно печатаются в местной прессе. Здесь же он занимается организацией концертов и делами театра. До отъезда из Владикавказа за авторством Булгакова вышли такие рассказы и пьесы, как: «Самооборона», «Братья Турбины», Парижская коммуна», «Сыновья Муллы».

Михаил Булгаков опасался за свою жизнь. Служба в Добровольческой армии, вряд ли могла понравиться только что установившейся, новой советской власти. Автор решает эмигрировать - уезжает из Владикавказа в Батуми, откуда планировал по морю добраться до Константинополя. А из древнего византийского города, уехать во Францию. Этим планам в силу разных обстоятельств не суждено было сбыться. Теперь путь его лежал в Москву.

В Москве Булгаков печатается в газетах «Гудок» и «Рабочий», публикуют произведения писателя и журналы - «Россия», «Возрождение». Начав жить в Москве, выходят такие произведения, как: «Записки на манжетах», «Багровый остров», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Собачье сердце», «Зойкина квартира».


В 1925 году впервые были опубликован «Белая гвардия». Новое произведение Булгакова произвело на публику сильное впечатление. Спустя год, во МХАТе был поставлен одноименный спектакль. Спектакль вызвал как бурю положительных, так и бурю отрицательных отзывов. Михаила Афанасьевича обвинили в заигрывании с белогвардейцами и буржуями. За ним установило слежку НКВД, и даже проводило обыски.

После 1927 года произведения Михаила Булгакова перестали печататься, поработала цензура. Писатель оказался в трудном положении, ни работы, ни денег. В 1930 году он пишет письмо Сталину, в котором просит либо принять его на работу в театр, либо разрешить эмигрировать. лично позвонил Булгакову и разрешил писателю работать во МХАТе.

В театре Михаил Афанасиевич проработал до 1936 года, на должности режиссера-ассистента. В эти годы он трудился не покладая рук. Им были написаны такие произведения, как: «Адам и Ева», «Жизнь господина Мольера», «Кабала святош». «Александр Пушкин». Многие из этих произведений были забракованы цензурой. Булгаков тяжело переживал свои «неудачи».

Из МХАТа Михаил Булгаков ушел в Большой театр, работал переводчиком и либреттистом. Здесь, он создает пьесу «Батум». Пьеса повествует о молодости товарища Сталина. К сожалению, на показ пьесы было наложено вето. Переживания захватили душу автора, на этом фоне у него обострились старые болячки. За месяц до своей смерти Михаил Афанасьевич дописал свой самый знаменитый роман «Мастер и Маргарита», который писал роман почти 20 лет. Умер Михаил Булгаков 10 марта 1940 года.

Многие произведения Булгакова были опубликованы только после его смерти. Михаил Афанасьевич яркий пример того, как талантливые люди бывают недооценены при жизни, а после смерти становятся популярными, получают всеобщее признание и любовь. Быть может, если бы Булгаков жил не во времена жесткой цензуры и подавления разума, свободомыслия, то на наших книжных полках стояла бы гораздо больше книг этого талантливого русского писателя.

Михаил Афанасьевич Булгаков - мировой литературный гений, был также великим врачом, мастером своего дела. Он никогда не изменял и был верен своим гуманистическим идеалам.

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в семье доцента (с 1902 года — профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской) (1869—1922) на Воздвиженской улице, 28 в Киеве.

Отец писателя, Афанасий Иванович Булгаков, действительно был профессором Киевской духовной академии. Но звание ординарного профессора получил в 1906 году, — незадолго до своей ранней смерти. А тогда, в год рождения первого сына, это был молодой доцент академии, человек очень большой одаренности и такой же огромной трудоспособности.

Он знал языки — и древние, и новые. Владел английским, в программы духовных семинарий и духовных академий не входившим. У него был живой, легкий слог, он много и с увлечением писал.

Доцент, а потом профессор истории западных вероисповеданий, он особенно увлекался англиканством, может быть, потому, что англиканство — с его исторически сложившимся противостоянием католичеству — считалось родственным православию. Это давало А. И. Булгакову возможность не обличать, а изучать историю английской церкви. Одна из его статей была переведена в Англии и встретила там доброжелательные отклики, он гордился этим.

В некрологах на его смерть его коллеги по духовной академии не забывали упомянуть, что был покойный человеком «крепкой веры». Был он человек порядочный и очень требовательный к себе и, поскольку служил в духовной академии, был конечно же верующим. Но духовное образование выбрал не по велению сердца. У него, вышедшего из провинциальной и многодетной семьи священника, к тому же священника одной из беднейших в России, Орловской губернии, других путей к образованию, как и у его братьев, не было.

Дети духовенства духовное образование могли получить бесплатно. Духовную семинарию в Орле Афанасий Иванович Булгаков окончил блистательно, был не рекомендован, а «предназначен» для дальнейшего обучения в духовной академии, в связи с чем и подписал следующий обязательный документ:

«Я, нижеподписавшийся, студент Орловской духовной семинарии Афанасий Булгаков, предназначенный правлением семинарии к отправлению в Киевскую духовную академию, дал сию подписку правлению означенной семинарии в том, что по прибытии в академию обязуюсь не отказываться от поступления в оную, а по окончании в оной курса — от поступления на духовно-училищную службу». После чего получил вполне необходимые ему «прогонные и суточные на проезд, а также на обзаведение бельем и обувью».

Олимпиада Ферапонтовна Булгакова, бабушка Булгакова по отцовской линии, крестная мать писателя

Духовную академию в Киеве также окончил блистательно. На обороте его диплома следующий — частью типографский, частью рукописный — текст: «Поименованный в сем документе воспитанник с 15 августа 1881 года по 15 августа 1885 года состоял в академии на казенном содержании, за которое он… обязан прослужить в духовно-учебном ведомстве шесть годов… а в случае выхода из этого ведомства… должен возвратить употребленную на его содержание сумму…» — трехзначная сумма вписана.

Блистательно защитил магистерскую диссертацию («Очерки истории методизма», Киев, 1886), получив звание доцента.

Карьера преподавателя духовной академии — доцента, экстраординарного, потом ординарного профессора — была почетной. Но для своих сыновей он этой карьеры не хотел и твердо стремился дать своим детям светское образование.

В 1890 году А. И. Булгаков женился на молоденькой учительнице Карачевской прогимназии, дочери протоиерея, Варваре Михайловне Покровской.

Приглашение на свадебный бал В. М. Покровской и А. И. Булгакова

Трудно сказать, больше ли средств было у ее отца, другого деда писателя, протоиерея Казанской церкви в городе Карачеве (той же Орловской губернии) Михаила Васильевича Покровского, или просто был он образованней, моложе, перспективней, — своим детям он дал образование светское.


Колокольные дворяне. Семья Михаила Васильевича Покровского, деда Булгакова

Судя по тому, что Варвара Михайловна в свои двадцать лет была «преподавательницею и надзирательницею» женской прогимназии (каковую ее должность с гордостью отметил в ее брачном свидетельстве протоиерей, самолично венчавший дочь с доцентом Киевской академии), вероятнее всего, она окончила гимназию и, может быть, восьмой, дополнительный, «педагогический» класс, дававший звание учительницы. Для своего поколения и для своей среды она была женщиной незаурядно образованной. Два ее брата — Михаил и Николай — учились в университете и стали врачами.

Дети у Булгаковых — семеро, почти погодки — подрастали один за другим, крепкие мальчики и красивые, уверенные девочки: Михаил (1891—1940), Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), Варвара (1895—1954),Николай (1898—1966), Иван (1900—1969) и Елена (1902—1954).


Жалованье доцента академии было невелико, и отец параллельно с преподаванием в академии все время имел и другую службу: сначала преподавал историю в институте благородных девиц, потом, с 1893 года и уже до конца дней, служил в киевской цензуре. От случавшихся заработков помельче также не отказывался.

Семья Булгаковых на даче. Сидят слева направо: Ваня, Д.И. Богдажевский, В.М. Булгакова, А.И. Булгаков, Лёля. Стоят: Вера, Неизвестный, Варя, Миша, Надя. Буча, 1906

В конце 20-х годов Михаил Булгаков говорил П. С. Попову: «…Образ лампы с абажуром зеленого цвета. Это для меня очень важный образ. Возник он из детских впечатлений — образа моего отца, пишущего за столом». Думаю, лампа под зеленым абажуром на письменном столе отца часто горела за полночь…

Мир семьи Булгаковых был прочен и радостен. И знакомые очень любили в этом доме бывать, а родственники — гостить. Радостной, даже праздничной атмосферу семьи делала мать.

«Мама, светлая королева», — назвал ее старший сын. Белокурая, с очень светлыми (как у сына) глазами, приятно располневшая после семи родов и вместе с тем очень подвижная, живая (по словам ее дочери Надежды, Варвара Михайловна, уже овдовев, охотно играла в теннис со своими почти взрослыми детьми), она прекрасно управляла своим маленьким королевством, благосклонная, обожаемая, добрая королева с мягкой улыбкой и на редкость сильным, даже властным характером.

В этом доме жила музыка. Надежда Афанасьевна, сестра писателя, рассказывала мне: «По вечерам, уложив детей спать, мать играла на рояле Шопена. На скрипке играл отец. Он пел, и чаще всего «Нелюдимо наше море».

Очень любили оперу, особенно «Фауста», столь популярного в начале века. И симфоническую музыку, летние концерты в Купеческом саду над Днепром, пользовавшиеся у киевлян огромным успехом. Почти каждую весну в Киев приезжал Шаляпин и непременно пел в «Фаусте»…

В доме жили книги. Добрые и мудрые книги детства. Пушкин с его «Капитанской дочкой» и Лев Толстой. В девять лет с восторгом прочитанные Булгаковым и воспринятые им как приключенческий роман «Мертвые души». Фенимор Купер. Потом Салтыков-Щедрин.

И еще жила в доме любимая старая детская книжка о Саардамском плотнике. Наивная книжка теперь уже прочно забытого писателя П. Р. Фурмана, посвященная той поре в жизни царя Петра, когда Петр работал корабельным плотником в голландском городе Зандаме (Саардаме). В книжке был крупный шрифт и множество иллюстраций во всю страницу, и Петр, «мореплаватель и плотник», Петр, работник на троне, представал в ней доступным и добрым, веселым и сильным, с руками, одинаково хорошо владеющими и плотницким, и, если понадобится, хирургическим инструментом, и пером государственного деятеля, легендарный, сказочный, прекрасный Петр.

«Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамский плотник», — напишет Булгаков в «Белой гвардии». Книжка становилась приметой дома, частью неизменно повторяющегося детства. Потом, в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия», Саардамский Плотник станет символом домашнего очага, вечного, как сама жизнь.

Детство и отрочество в памяти Михаила Булгакова навсегда остались как мир безмятежный и беспечальный. Это его слово: «беспечальный».

«Весной зацветали белым цветом сады, одевался в зелень Царский сад, солнце ломилось во все окна, зажигало в них пожары. А Днепр! А закаты! А Выдубецкий монастырь на склонах, зеленое море уступами сбегало к разноцветному ласковому Днепру… Времена, когда в садах самого прекрасного города нашей родины жило беспечальное юное поколение» (очерк «Киев-город», 1923).

«…И весна, весна и грохот в залах, гимназистки в зеленых передниках на бульваре, каштаны и май, и, главное, вечный маяк впереди — университет…» («Белая гвардия»).

Отсвет дома и детства окрашивал время в безмятежные тона в воспоминаниях писателя. Но время ни спокойным, ни безмятежным не было.