Казанская икона Божьей Матери: история, чудеса, молитвы. Праздник Казанской иконы Божией Матери: история, дата, поздравления

Наиболее чтимыми образами Богоматери в России являются Владимирская и Казанская икона Божией Матери. Их история полна чудес, продолжают они творить чудеса и в наше время.

История иконы

В 1579 году в Казани произошел ужасный пожар, уничтоживший около половины города. Вскоре погорельцы начали строить себе жилье. Был среди них и стрелец Даниил Онучин со своей семьей. Однажды его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богоматерь и повелела откопать Свою икону на определенном месте пожарища.

Матрона рассказала об этом родителям, но ей не поверили.

Когда же явление Богородицы повторилось трижды, родители с другими селянами отправились на место, указанное во сне, и действительно обнаружили там икону Казанской Богоматери, причем ничуть не пострадавшую от пожара, с такими яркими красками, будто она была только недавно написана.

Так была обретена икона Казанской Божьей Матери в Казани. И сразу же она проявила свою чудотворную силу: вернула зрение двум старым слепцам, Иосифу и Никите, всего лишь притронувшимся к ней. Это произвело огромное впечатление не только на православных, но и на многих мусульман, живших в Казани. Икону перенесли в Успенский собор Казани. Впоследствии на месте обретения иконы Казанской Божьей Матери построили женский монастырь.

Удивительная история обретения иконы и явленные ею чудеса были подробно изложены и вместе со списком (копией) с иконы в том же году отправлены в Москву. По повелению царя Иоанна Грозного на этом месте была возведена церковь Казанской иконы Божией Матери, куда к иконе постоянно стекалось множество паломников.

К сожалению, оригинал был похищен еще в 1904 году – святотатцы польстились на ее драгоценный оклад.

Однако в первые же годы после обретения и в последующие десятилетия с иконы начали делать списки, первый из который датируется 1606 годом. Удивительно, но они обладают такой же чудотворной силой, что и оригинал.

Значение иконы Казанской Божьей Матери

В истории России значение иконы Богородица Казанская трудно переоценить. В 1611 году князь Дмитрий Пожарский, руководивший народным ополчением, попросил прислать ему икону перед предстоящим решающим сражением с польско-литовскими захватчиками, и одержал победу, хотя вражеское войско было гораздо многочисленнее. В благодарность за помощь по инициативе Дмитрия Пожарского в день победы – 22 октября (4 ноября по новому стилю) в Москве установили иконе местное празднование. Перед Казанской иконой молился царь Петр Первый перед Полтавской битвой и Михаил Илларионович Кутузов – перед сражением с Наполеоном.

Видимо, поэтому в России икону Казанской Божьей Матери издавна именуют Заступницей, ведь и сама Богородица считается покровительницей России и помогает как в делах государственных, так и в нуждах отдельных людей.

О том, насколько велико почитание этой иконы во всем мире, свидетельствует тот факт, что Ватиканский список иконы Казанской Божьей Матери долгое время находился в личных покоях папы римского Иоанна Павла II, а в 2004 году был преподнесен Патриарху Алексию II, который на следующий год передал его Казанской епархии.

На вопрос, где находится икона Казанской Божьей Матери в Казани, можно дать точный ответ: Крестовоздвиженский храм при Казанском Богородицком монастыре. Ежегодно 21 июля, в день явления иконы, в Казани проходят многотысячные крестные ходы.

Описание иконы

По иконографическому типу Казанская икона относится к Одигитрии (Путеводительнице), правда, в сокращенном варианте – изображение не поясное, а оплечное, в характерных для богородичных икон одеждах. Глава Богородицы слегка наклонена к Младенцу Иисусу, поднявшему руку со сложенными в благословляющем жесте перстами. Выражение лика Богородицы скорбное в предвидении мук, ожидающих Ее Сына, а лик Младенца поражает взрослостью и серьезностью. Их взгляды обращены прямо к молящемуся, от чего возникает ощущение, будто Они заглядывают прямо в душу.

В чем помогает Казанская икона Богородицы

Молитва перед иконой помогает укрепить веру, обрести внутреннее равновесие, уберечься от совершения ошибок в трудных жизненных ситуациях – недаром ее называют Путеводительницей. Икона прославилась чудесными исцелениями, поэтому ей молятся о здоровье физическом и душевном, особенно детей, о семейном мире и благополучии. Казанская Богоматерь является покровительницей воинов, поэтому ей молятся об их защите. Молитва, идущая от чистого сердца, всегда дойдет до нашей Заступницы.

Молитва

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление!

Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия.

О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.

Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Прообраз иконы был обретен еще в 1579 году, неизвестно кем именно и когда он был написан. В городе Казань случился огромный пожар, горели целые улицы, было уничтожено большинство деревянных построек. Согласно дошедшей до наших дней легенде, сразу после страшного пожара маленькой дочери купца Онучина во сне явилась Дева Мария и указала место, где лежал чудодейственный, не тронутый огнем образ. Купец разобрал завалы своего сгоревшего дома и нашел под ними икону, написанную на доске из кипариса.

Икона была не только красивой, но и имела отличие от других известных икон Богоматери. На иконе Казанской Божьей Матери младенец Христос изображен по левую сторону от матери, а его правая рука поднята в благословляющем жесте.

Икона Казанской Божьей Матери обладала таинственной исцеляющей силой. Множество людей прикладывались к образу в надежде на исцеление. Существуют свидетельства о том, что икона возвращала зрение, избавляла от головной боли и других недугов. Ее установили в Благовещенской церкви Казани. Народ толпами ходил посмотреть и помолиться на образ.

Весть о чудо-иконе разнеслась далеко за пределы города и дошла до царя. Была сделана копия иконы Казанской Божьей Матери и отправлена Ивану Грозному. Она произвела ошеломляющее впечатление на всю царскую семью. Иван Грозный приказал построить женский монастырь на месте нахождения святого образа.

Роль иконы в истории России

Кроме чудес исцеления икона Казанской Богоматери сыграла немаловажную роль в истории государства российского. В начале 17 века на Россию обрушились несчастья, престол остался без правителя. Поляки воспользовались смутой и захватили Москву, а царем поставили своего королевича Владислава. Королевич не желал менять свою католическую веру на православную и честно править русским народом. В итоге патриарх Гермоген призвал народ восстать, свергнуть поляков и поставить на престол православного царя.

В 1612 году копию иконы Казанской Божьей Матери привезли в Москву казанские ополченцы, она находилась в покоях князя Д.И.Пожарского. Воины перед сражениями молились образу и просили Божью Матерь о помощи.

После победы над поляками Пожарский определил икону в церковь Введения на Лубянке. В благодарность о победе и спасении в боях князь возвел Казанский собор на Красной площади, куда и перенесли чудесный образ Богородицы.

С прообразом Казанской Божьей Матери связывают триумф русских войск в битве под Полтавой в 1709 году, а также победу в войне с Наполеоном. Примечательно, что Петр Великий перед Полтавской битвой со своим войском молился именно перед иконой Казанской Божией Матери.

Великая Екатерина Вторая приказала сделать драгоценную корону и самолично увенчала ею святой образ.

В 1812 году во время первой отечественной войны оставляя Москву французам фельдмаршал Кутузов забрал икону из собора и вывез ее на своей груди под шинелью. После победы икона вернулась на свое место.

Третья копия образа Казанской Богородицы была привезена в Петербург по приказу Павла I в 1708 году. Сначала ее поместили в деревянную часовню на Петербургской стороне, а затем перевезли в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. Здесь икона пробыла до 1811 года, потом ее перенесли в построенный Казанский собор, где она находится и в настоящее время.

Огромную роль сыграл святой образ и в годы Великой Отечественной войны. Согласно историческим записям икону тайно доставили в блокадный Ленинград. Ее пронесли по улицам города, и он выстоял. Также икону во время войны возили в Москву, а в Сталинграде перед ней служили молебен. Считается, что Божья Матерь является защитницей России и помогает стране выстоять против врагов.

Чудеса Московские

Интересно, что в первые дни пребывания иконы в Москве происходило множество чудес и исцелений. До нашего времени дошла история о Савве Фомине. Этот казанский посадский, живший в Москве задумал пойти на жуткое преступление. Он призывал дьявола и обещал отдать ему свою бессмертную душу. Но после свершенного злодеяния Савву поразила тяжелая болезнь, и со временем он захотел раскаяться в своем преступлении. Готовясь к смерти, он исповедался священнику, после чего к нему во сне явилась Богородица и велела прибыть ему 8 июля в Казанский собор. Царь Михаил Федорович услышал об этом и приказал доставить больного Савву на ковре в собор. Во время богослужения у Саввы начались сильные боли, он стал взывать к царице небесной, и Божья Матерь явилась ему и приказала войти в свою церковь. К изумлению прихожан Савва поднялся и на своих ногах вошел в Казанский собор. Он упал на колени перед иконой и пообещал посвятить свою жизнь служению Богу. Впоследствии он раздал все свое имущество и постригся в монахи в Чудов монастырь.

Тайна нахождения оригинала иконы Казанской Божьей Матери

В настоящее время написано множество копий чудодейственной иконы, но до сих пор остается загадкой место нахождения оригинала священного образа.

Существует несколько версий о пропаже и тайном хранилище иконы. Оригинал был потерян еще в начале XIX века. В то время ходили слухи о краже иконы из Богородицкого монастыря. Якобы вместе с Богородицей также был похищен образ Спасителя и ценная церковная утварь. Была назначена премия в размере 300 рублей за поимку воров или информацию о месте нахождения иконы.

Вор через некоторое время был пойман в Нижнем Новгороде. Им оказался бывалый вор - рецидивист с 43 годами каторги за плечами некто Чайкин. Его «специализацией» были церковные грабежи. На допросах он несколько раз менял свои показания, сначала утверждал, что он сжег икону, потом стал говорить о том, что разрубил ее топором. Однако, ни суд, ни люди ему не поверили, так как даже такой закоренелый преступник не мог не знать о ценности реликвии. Но Чайкин вплоть до 1917 года утверждал, что уничтожил икону Богородицы.

Церковники думали, что икона попала в руки старообрядцев. Дело в том, что старообрядцы верили, что обретя икону Казанской Божьей Матери, они получат свободу вероисповедания. В сущности, практически так и получилось, в 1905 году был издан закон о веротерпимости и старообрядцы были восстановлены в своих правах. В народе стали говорить о том, что это дурной знак и Россию ждут беды. После кровавых событий 1917 года след иконы был потерян навсегда.

По второй версии была украдена лишь копия иконы, а оригинал находился во время совершения преступления в покоях матушки-настоятельницы монастыря.

Историк Хафизов провел собственное расследование о таинственном исчезновении святого образа. Он считает, что икона была вывезена из России в 1920 году во время Гражданской войны и продана на подпольном аукционе английскому коллекционеру. После чего икона несколько раз переходила в руки новых владельцев и в итоге была куплена организацией «Blue Army» и передана в Ватикан, откуда она вернулась в Россию в 2004 году.

Есть еще одна версия: оригинальная икона Казанской Божьей Матери не была уничтожена и никогда не вывозилась за пределы страны. Лик надежно спрятан в тайном месте.

Интересный факт: даже современные списки с иконы обладают большой силой и есть много очевидцев, утверждающих, что они испытали на себе ее чудодейственную силу.

Как обращаться к иконе

Обращаться к иконе можно как в церкви (храме), так и дома. Для обращений и молитв нужен образ, приобрести икону можно в любой церковной лавке. Зажгите свечу перед иконой и сосредоточьтесь. Самое главное условие - искренность, молитва должна идти из вашего сердца. Чаще всего Богородице молятся о здоровье детей и близких, просят помощи и заступничества в семейных и житейских делах. Этой иконой принято благословлять молодых на прочный и счастливый брак.

В смутные времена перед Богородицей молятся о заступничестве, успехе солдат в сражениях и освобождении страны от вражеских сил.

Есть чудесный материнский обычай - ставить икону Казанской Божьей Матери у изголовья детской кроватки, тем самым оберегая ребенка от невзгод и тяжелых болезней.

Есть специальные обращения для чтения перед иконой Казанской Божьей Матери:

  • молитва;
  • кондак;
  • тропарь.

Празднование образа в России происходит два дня в году: 21 июля и 4 ноября. Летний праздник приурочен к явлению чудесного лика, а осенью к освобождению Москвы от польских захватчиков в 1612 году. В настоящее время в Казанском соборе в Москве каждый день совершаются богослужения, и взоры прихожан обращаются к святому образу.

У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд,
Жены, дочери и матери
Перед ней с мольбой стоят.
С. М. Городецкий

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.

Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы.

Возвращен Церкви и Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором покоится прах фельдмаршала М. И. Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.

Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.

В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый Казанский владыка, святитель Гурий. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по старому стилю), устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен Казанской обширный собор. В обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная была обложена царскими дарами — золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор, разрушенный вместе со всем Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не было.

Божиим Промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию Православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российским, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону.

В ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей во главе с некиим В. А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привело.

Говорили, будто икона в действительности была куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в частные руки. В 1960-х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе. Образ этот оказался мастерски исполненным уже в XX столетии списком; но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная — та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной. Православные американцы пытались было выкупить этот образ, он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находится в Ватикане.

Но если так, если не была распилена подлинная риза, то мог сохраниться и первый чудотворный образ Казанской, во что верили и продолжают верить тысячи православных людей. Кто знает, о чем думал Чайкин, многие годы медленно угасавший в одиночной камере Шлиссельбурга, о чем он лгал, а о чем говорил правду? Трудно представить себе злодейство более страшное, нежели сожжение в печи образа, к которому веками припадали мириады паломников, к которому обращались самые горячие мольбы всей России…

Доподлинно же известно другое. Все время, пока образ Казанской красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока. А как только пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905 года, которая стала одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и разрушивших великую империю. Но любые смутные времена по милости Божией кончаются. Кончилась та смута, кончится и нынешняя, и, быть может, чудотворная еще вернется к нам. Когда пресеклась благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, расхищением казны, распадом государственности и многими иными бедами. И когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы. 22 октября 1612 года православное воинство вошло в Московский Кремль, и этот день также посвящен Казанской иконе.

Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они убедились воочию.

Для нее и был выстроен на Красной площади Казанский собор. По размеру московская Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани образа. Когда в 1930 году был закрыт только что отреставрированный П. Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936-м его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала (после осквернения храма Христа Спасителя еретиками-обновленцами). Но и он к концу 1930-х был закрыт и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись в музейных запасниках. А когда после Великой Отечественной войны патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то благочестивые христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года, но то был не чудотворный образ из собора на Красной площади. Поэтому когда этот собор был воссоздан, образ Казанской для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря. И не умолкают перед ним слова народной молитвы…

Несомненно промыслительной стала судьба третьего по времени обретения чудотворного образа Казанской — петербургского. Он появился в северной столице в 1710-х и был, скорее всего, привезен на берега Невы благочестивой царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730-х петербургская Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшей и любимейшей святынею града святого Петра. С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский собор. Спустя год разразилась Отечественная война. Когда Александр I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!» Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе.

А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали сто двадцать девять пудов серебра и более тридцати семи фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы.

Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день.

Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик.

Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной.

Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.

Тропарь, глас 4

Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Молитва

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ

Казанская икона Богоматери

4 ноября совершается день памяти Казанской иконы Божией Матери, которая не раз помогала России в борьбе с иноверцами.
21 июля - явление иконы Божией Матери во граде Казани.

Страшное несчастье постигло Казань вскоре после ее завоевания Иваном Грозным. В 1579 году сильный пожар уничтожил дотла большую часть города, тысячи людей остались без крова и хлеба. Огонь, вырвавшийся со двора стрельца Данилы Онучина, в несколько часов обратил в пепел достояния многолетних трудов человеческих. Плач и стон людской стояли над Казанью летним июньским днем.

Пожар истребил в основном христианскую часть города, и татары всякое бедствие обращали в укор русским: это, мол, пророк Магомет карает их за разорение мусульманского царства. Тяжело было христианам переносить незаслуженные обвинения, а еще тяжелее было видеть поругание над святыми иконами. И тогда Господь послал им свое милосердие - для утешения одних и вразумления других.

Свой образ явила Пресвятая Богородица, и явила не начальнику города, не вельможе, не богатому и даже не мудрому, а десятилетней девочке Матроне - дочери стрельца Данилы Онучина. В почти пустой избе перед ней явилась икона, от которой раздался голос: «Иди и скажи архиепископу и воеводам вынуть Мою икону из недр земли». Но первое время Матрона не решалась рассказать о своем видении даже матери, а не то что посторонним людям.

Через несколько дней ей снова явилась икона, вот тогда Матрона и рассказала матери о своем дивном видении, но та не обратила внимания на ее слова. Прошло еще некоторое время, и однажды десятилетняя отроковица заснула в своем доме в самый полдень. Вдруг какая-то сила перенесла ее на середину двора, где она опять увидела в воздухе икону Пресвятой Богородицы. От иконы исходили такие огненные лучи, что девочка даже испугалась, что они сожгут ее. И опять раздался грозный голос: «Если ты не объявишь моих слов и не возьмешь из земли Моей иконы, то будешь больна до самой смерти». Матрона до того испугалась, что без чувств повалилась на землю.

Когда она пришла в себя, то рассказала о чудесном своем перенесении на двор и об иконе в огненных лучах. На другой день мать отправилась с Матроной к городским воеводам, и девочка со слезами просила вынуть икону из земли в том дворе, который был ей указан во время видения. Однако воеводы не приняли ее слова всерьез, и Матрона с матерью отправились к архиерею в полной надежде, что святитель выслушает их и непременно сделает нужное распоряжение. Но и здесь их ждало одно огорчение, так как архиепископ оставил их слова без внимания.

Идти им больше было не к кому, и тогда они решили сами искать чудесно явившуюся икону. На погоревшем месте Д. Онучин стал расчищать место для новой постройки, и 8 июля 1579 г. мать с Матроной пришли на пожарище, где уже собралось много народу. Многие приняли участие в поисках иконы и вскоре ископали много земли, но иконы нигде не было.
Начала копать и сама Матрона, и там, где прежде была печь, на глубине около полутора метров, обрела икону Богоматери Одигитрии с Предвечным младенцем на руках. Икона была завернута в ветхий суконный рукав, но сияла лучезарным светом, как будто только недавно была написана.

Радости православных людей не было предела. Они преклоняли пред иконой колена, лобызали ее и наперебой стремились прикоснуться к ней, чтобы получить чудодейственную благодать.
Дали знать о находке архиерею и воеводам, и по благословению архиерея вскоре зазвонили колокола. Когда архиерей увидел новоявленный образ, то сильно удивился, потому что никогда не видел икон такого чудного письма. Он упал на колени и с умилением просил прощения за свое неверие, а также и воеводы просили себе помилование.
Будучи ещё священником патриарх Гермоген, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь, где служил священником.

Вскоре по милосердию Божьему от святой иконы начали совершаться чудеса. Прежде всего, милость Божью получил один нищий, который три года был слеп, ничего не видел, а потом прозрел. Когда обретенную икону Пресвятой Богородицы внесли в казанскую Благовещенскую церковь, зрение было даровано и некоему Никите, который до это времени тоже ничего не видел.

Весть о явлении Казанской иконы Божьей Матери вскоре разнеслась далеко за пределы Казани, и прежде всего эту весть поспешили сообщить Ивану Грозному. С иконы была снята копия и как драгоценное сокровище послана в Москву - вместе с описанием ее явления и бывших от нее чудес.

Слово «копия» в те времена и вплоть до XVIII в. имело не тот смысл, какое оно имеет в современном языке, то есть не являлось точным воспроизведением оригинала. Тогда в первую очередь речь шла о правильности композиции, а в Казанской иконе Божьей Матери это был особый поворот головы Богородицы и особое положение Богомладенца.

Икона произвела глубочайшее впечатление на царя и сыновей его: «Царь и дети его дивишися зело, яко таковые иконы начертанием нигде не видеша». Иван Грозный повелел немедленно воздвигнуть на месте ее обретения церковь в честь Одигитрии и устроить женский монастырь. А царь Федор Иоаннович повелел украсить икону золотом и драгоценными камнями. Но след копии, присланной в Москву Ивану Грозному, впоследствии был утерян.

Казанская икона Богоматери Одигитрии списана с той самой иконы, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой. В 1829 г. полковник австрийской службы Шерельмей, возвращаясь из археологической поездки по Палестине, увидел в бедуинском шатре молодого греческого монаха, страдавшего болезнью легких. Сжалившись над его острым недугом, он взял монаха с собой в Каир, а оттуда в Италию. Во время бурного плавания монах Исаак скончался, но перед смертью он успел передать своему благодетелю кожаный мешок со всем, что в нем было. Шерельмей поначалу не обратил на этот мешок никакого внимания, даже как бы и вовсе его не заметил, полагая, что мешок был вместе с телом спущен в море. Однако, будучи уже в Италии, он нашел сумку монаха в своем багаже, а в ней следующие предметы: древнюю серебряную чашу, четки, старинные греческие молитвословы, бедную монашескую одежду, позлащенный ковчежец с частицами костей палестинских мучеников и старинный пергамент. А на самом дне мешка лежала тщательно завернутая икона древнего типа. Но то, что она древняя, удалось обнаружить, только сняв затвердевший черный слой, покрывавший изображение.
Все эти сокровища пожелал приобрести кардинал Меццафонти, но икону купить он не смог, так как греческое духовенство готово было заплатить за нее гораздо большую цену. Потом икона самым тщательным образом была очищена в Париже, и миру предстало дивное, глубокой древности изображение Пресвятой Богородицы с Богомладенцем, писанное на медной доске. Вокруг их ликов и на головном покрове буквами халдейского алфавита были сделаны древнееврейские надписи.

На покрове были начертаны слова: «Иисусова Мария Одигитрия», а около изображений: «Мой дух радуется в Боге Израилеве: мои очи видят Иисусову Марию. Да будут намерения сердца моего угодны Иисусовой Марии. Помажь голову мою елеем и ниспосли мир рабу твоему Луке пред очами Иисусовой Марии. Иисусова Мария, подкрепи раба Твоего Луку провозвестить имя твое».

Божья Матерь на Казанской иконе изображена с головой, преклоненной к Сыну Своему. Богомладенец представлен с благословляющей десницей, а лицо Богоматери излучает такую любовь, что трудно представить себе что-либо выше этого изображения, превосходящее всякое человеческое искусство. В Ее светлых очах отражается задумчивость, но не суетная задумчивость, не тревожная, а тихая материнская задумчивость и бесконечное милосердие. Глаза Богомладенца, живые человеческие глаза, смотрят выше земного, в детском их выражении виден разум взрослого человека, а в детской нежности - сила Божественная, весь лик Его исполнен Божественной красоты.

Казанский священник Гермоген, который принял икону и на своих руках нес ее до Благовещенской церкви, впоследствии стал патриархом московским и всея Руси. Как очевидец, он составил описание явления иконы и некоторых чудес, бывших при нем в Казани от чудотворной иконы.

Одна мать принесла слепого ребенка к чудотворному образу и со слезами молила Небесную Заступницу о его прозрении. Вместе с нею молился и весь народ. И вдруг дитя стало хватать свою мать за лицо и разглядывать его. Архиепископ, который все это время стоял на своем месте и наблюдал за происходящим, велел принести красное яблоко и показать его ребенку, который тут же потянулся к нему своими ручонками...

В 1767 г. Екатерина II во время посещения Казани одарила икону бриллиантовой короной, специально изготовленной по заказу самой императрицы. Национальной святыней Казанская икона Божией Матери стала в начале XVII в., когда страшные бедствия обрушились на русское государство и оно осталось без царя. Воспользовавшись столь печальным состоянием России, поляки овладели Москвой и предложили в цари своего королевича Владислава. Но тот не хотел переменить своей католической веры на православную, не являлся в Москву, и тогда патриарх Гермоген призвал людей русских к освобождению Москвы от поляков и избранию себе православного русского царя.

В 1612 г. новая копия иконы прибыла в Москву вместе с казанским ополчением и находилась в стане князя Д.И. Пожарского. И в счастливых, и в несчастливых боях русские воины молились перед иконой и призывали на помощь Пресвятую Богородицу. После окончательного освобождения Москвы от поляков князь Д.И. Пожарский поставил Казанскую икону Божьей Матери сначала в церкви Введения, что на Лубянке.


Храм Введения на Большой Лубянке. Фото из. книги Н.А. Найденова "Москва. Соборы, монастыри и церкви". 1882-1883 гг.

Впоследствии в благодарность Божьей Матери, что она сохранила его в походах и сражениях, и на память потомкам князь построил Казанский собор на Красной площади, куда и перенес чудотворную икону.


Казанский собор на Красной площади в Москве.

Казанский собор на Красной площади в Москве – один из самых известных московских храмов был возведен в 1636 г. Туда и была перенесена икона-освободительница.

Много чудес совершалось от иконы и в первые дни ее пребывания в Москве. Вот что, например, рассказывается в старинной рукописи об одном из них. Некто Савва Фомин, казанский посадский, проживавший в Москве, задумал совершить страшное преступление. Он призывал на помощь дьявола и обещал отдать ему свою душу. Но после совершения преступления Савва Фомин впал в тяжкую болезнь и стал раскаиваться в своем грехе. Уже приготовляясь к смерти, он во всем исповедовался своему духовнику. После того явилась ему во сне Божья Матерь, ободряла его и обещала испросить для него у Бога прощение и исцеление. Для этого Она повелела Савве прибыть в Казанский собор в день праздника - 8 июля.

Слух об этом дошел до царя Михаила Федоровича, и он повелел принести больного к собору на ковре. Во время богослужения у больного начались страшные страдания, и он исступленным голосом начал кричать: «Помоги мне, Царица Небесная!» И вот явилась ему Божья Матерь и тихо сказала: «Исполни свое обещание, иди в монастырь, впредь не согрешай, и будешь здоров!». А потом все православные люди, бывшие на литургии, вдруг услышали голос: «Савва, встань и войди в мою церковь!». И Савва тотчас встал, вошел в Казанский собор и упал перед чудотворной иконой на колени. Весь народ с изумлением смотрел на свершившееся чудо. Савва Фомин тотчас отдал все, что имел, бедным людям, и постригся в Чудов монастырь.

В 1812 г. фельдмаршал М.И. Кутузов, перед оставлением Москвы, вошел в собор, взял икону на грудь под шинель и так вывез ее. Впоследствии икона оставалась в соборе вплоть до сноса его в 1934 г.

Третья копия Казанской иконы Божией Матери была привезена в 1708 г. в Петербург по повелению Павла I. Сначала она находилась в деревянной часовне на Петербургской стороне, а потом ее перенесли в церковь Рождества Богородицы, которая находилась на Невском проспекте. Здесь она пробыла до 1811 г., когда ее перенесли в построенный Казанский собор, где она до сих пор и находится.

А в Казани в 1904 г. произошла кража. Икону Божией Матери вместе с двумя другими иконами, сосудами и кружками унесли из монастыря. Казанское «Общество трезвости» назначило премию в сумме 300 рублей тому, кто укажет место нахождения похищенной иконы. Вскоре вор были пойман в Нижнем Новгороде. Им оказался некто Чайкин - вор-рецидивист, имевший в совокупности 43 года каторги. Он был хорошо известен полиции как вор, специализировавшийся на церковных кражах. На следствии он сначала утверждал, что разрубил икону, потом изменил свои показания и стал говорить, что сжег икону. Но суд ему не поверил, так как опытный преступник прекрасно знал о ее большой ценности. И все равно до самой своей смерти, до 1917 г., Чайкин утверждал, что сжег Казанскую икону Божией Матери.

Русский народ в пропаже иконы увидел дурное предзнаменование, недаром молва говорила, что «Богородица уходит из земли русской». Но в церковных кругах было распространено мнение, что Чайкин украл икону Божией Матери для продажи ее старообрядцам, может быть, даже по их заказу. Среди старообрядцев с давних пор бытовала легенда о том, что до тех пор, пока икона не будет в их руках, они не получат полной свободы для исповедания своей веры. В некоторым смысле это их убеждение сбылось, так как в 1905 году был издан указ о веротерпимости, и с этого времени права старообрядцев были восстановлены.

Если Чайкин действительно передал им икону Божией Матери, то он должен был знать, в какой из многочисленных скитов она была направлена. Но рассказать об истинной судьбе иконы он не мог, в противном случае ему бы несдобровать. А произошедшая в 1917 году революция замела все дальнейшие следы...

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском



Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери на Государевом дворе в Коломенском был построен при царе Михаиле Фёдоровиче в 1630 годах. В 1649-1653 гг. при царе Алексее Михайловиче в честь 100-летия взятия Казани взамен деревянного было построено ныне существующее кирпичное здание храма на высоком подклете с шатровой колокольней.

Святыни храма :
- Чудотворная икона Божией Матери «Державная»;
- Чтимая Казанская икона Божией Матери (XVII в). Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери :
в Казани, Ярославле, Москве, Вязниках, Нижнем Ломове, Тобольске, Каплуновке, Тамбове, Шлиссельбурге, Пензе, Петербурге, Чимеевской, в Высочиновке, Песчанской, в Вышенском монастыре.

Чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери, обретенной в 1579 г., находится в Казанском кладбищенском храме во имя святых благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина. Святой образ благоговейно чтится жителями города.
Ярославская , обретена в 1588 г. приехавшим в Казань Герасимом, у которого не владела рука. Божия Матерь, явившись ему, повелела в указанном месте взять Ее икону, отнести в город Романов и поставить в храме. Больной в точности исполнил это указание и рука его исцелилась.
В Романове святая икона пробыла 21 год, а в 1609 г. во время польской интервенции она привезена в Ярославль. Ярославские жители поставили икону в церкви, и от нее совершались чудеса. При храме возник женский монастырь. В город Романов был отправлен список со святой иконы.

Список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находившийся в русском ополчении, перед которым в 1612 г. молились патриоты Минин и Пожарский, был поставлен в 1636 г. в Московском Казанском соборе. Сейчас этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе. Известны также в Москве чтимые списки Казанской иконы Божией Матери: в Кремлевском Вознесенском монастыре (1701), в Симоновом монастыре (ХIХ), в Высоко-Петровском монастыре (1849), в Христорождественской церкви на Поварской улице, в церкви Казанской Божией Матери у Калужских ворот и в Введенском храме.

Казанская икона Божией Матери, именуемая Вязниковская , находилась в соборном Казанском храме города Вязники Владимирской епархии. От этой иконы совершалось много исцелений. В 1624 г. было произведено расследование по благословению Святейшего Патриарха Филарета. Все случаи исцелений подтвердились, и икона была признана чудотворной.

Казанская чудотворная икона Божией Матери, именуемая Нижнеломовская, явилась в 1643 г. на источнике, близ города Нижнего Ломова Пензенской губернии. Явленная икона была поставлена в часовне, а в 1648 г. здесь построен храм. Пред иконой Богородицы Божественной милостью исцелялись больные. При церкви был выстроен монастырь.

Чудотворная Казанская икона Божией Матери явилась в городе Тобольске в 1661 г. при следующих обстоятельствах: дьяк Тобольского Знаменского монастыря Иоанникий поведал о бывших ему во сне трехкратных явлениях святителя, которого он принял за святого митрополита Филиппа, повелевавшего ему от имени Богородицы взять Казанскую икону, в небрежении стоявшую в чулане церкви Трех Святителей, и поставить в новом храме, который следует воздвигнуть в три дня, а на четвертый освятить. "Тогда, - сказал явившийся святитель, - в городе прекратятся проливные дожди и исчезнут вредные насекомые". Иоанникий побоялся сразу открыть настоятелю об этих видениях. На утрени, при чтении сказания о явлении Божией Матери в Казани, он упал в глубокий обморок. Придя в себя, дьяк все рассказал своему духовнику, а тот - настоятелю. Повеление Пречистой Девы было исполнено. Постоянные дожди в той местности сразу прекратились и вредные насекомые исчезли. От иконы Богородицы с той поры начали совершаться чудесные исцеления.

Каплуновская икона Божией Матери после чудесного явления во сне священнику Иоанну, 11 сентября 1689 г. была куплена им у московского иконописца, проходившего через слободу Каплуновку. Однажды, в третью неделю Великого поста, икона озарилась необыкновенным светом и была перенесена в местный Каплуновский храм. Изображение этой иконы похоже на образ Казанской иконы Божией Матери. Чудотворная икона Божией Матери Каплуновская была на поле битвы под Полтавой в 1709 г. Русские воины не раз обращались с молитвой к чудотворному образу. Празднование Божией Матери в честь Каплуновской иконы было установлено в 1766 г.

Тамбовская чудотворная икона Божией Матери находилась в Преображенском храме Тамбовского кафедрального собора. Первое чудо совершилось 6 декабря 1695 года, когда во время всенощного бдения она источила слезы. С того времени у святой иконы непрерывно врачевались недуги. Икона написана по типу Казанской.

В 1611 г. список с Казанской иконы Божией Матери, находившейся в церкви крепости Орешек, был замурован в стене перед сдачей крепости шведам. В 1702 г. крепость вновь перешла к России и названа Шлиссельбургом.
Однажды часовой заметил исходящий из стены свет и рассказал об этом. Наутро в стене появилась трещина и стала видна Казанская икона Богоматери. От святой иконы начали совершаться исцеления.

Казанская икона Божией Матери была пожалована царем Алексеем Михайловичем (1645-1676) городу Пензе при его основании в 1666 г. Притекавшие с верой к этой иконе всегда получали помощь в различных нуждах. Накануне 4 августа 1717 г. во время нашествия ногайских татар (так называемый "кубанский погром"), когда не оставалось надежд на спасение города, все жители собрались в собор на бдение, которое не прерывалось всю ночь. Утром икону вынесли на крепостной вал и начали петь акафист. Когда ногайцы пошли на приступ, лик Божией Матери потемнел и святая икона отвернулась от врагов. Во время чтения молитвы в татарском стане произошло смятение, и они бежали. В кон. ХIХ в. этой иконе было установлено празднование на 4 августа. На всенощном бдении положено величание:
"Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой святый, имже избавихомся от поганых нашествия".

Список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1721 г. поставлен в Троицком соборе Петербурга по повелению императора Петра I, а в 1811 г. был перенесен в новосозданный Казанский собор, в день его освящения.

Казанская чудотворная икона Божией Матери, именуемая Высочиновская , находилась в Михаило-Архангельской церкви мужского монастыря близ города Змиева Харьковской губернии.
Святая икона явилась в ХVIII в. лесному сторожу в сосновом бору на берегу речки Мжи. Сторож увидел стоявшую на болотной кочке икону, от которой исходили светлые лучи. Когда он взял святую икону, чтобы поставить у себя в сторожке, из-под кочки заструился источник чистой воды.
Однажды, когда в сторожке находились отец сторожа (дряхлый, слепой старик, передвигавшийся на костылях) и его десятилетний внук, мальчик увидел, что от иконы исходит яркий свет. Мальчик испугался и сказал деду, лежавшему на печке, что в углу что-то горит. Старик с трудом слез с печки и подошел к углу, где стояла святая икона. Вдруг глаза его прозрели и он увидел святую Казанскую икону Богородицы и почувствовал себя совершенно здоровым. Со слезами благодарил он Матерь Божию за дивное чудо.
На следующее утро все семейство сторожа направилось в храм ближайшего села благодарить Бога за совершившееся исцеление старика и рассказать обо всем местному священнику. Святая икона была поставлена в церкви, а семейство вернулось домой. К общему удивлению святая икона на следующее утро оказалась на своем месте в сторожке. Трижды святая икона приносилась в церковь и трижды возвращалась обратно на свое место. Тогда решили оставить икону там, где пожелала Пресвятая Богородица. Много людей приходило сюда, прося у Матери Божией помощи.
После Полтавской битвы император Петр I наградил отличившегося в бою сотника Василия Высочинова земельным наделом. Василий оказался хозяином того места, где в сторожке стояла чудотворная икона. Узнав о явлении святой иконы, Высочинов попросил перенести приходскую церковь села Артюховки на место явления святого образа.
В 1795 г. выстроена каменная церковь, а в 1886 г. в Высочиновке основан мужской монастырь, в котором и находилась чудотворная икона.

Перед Казанской иконой молятся о прозрении слепых очей, об избавлении от нашествия иноплеменных, является заступницей в тяжелые времена, ей благословляют вступающих в брак.

Тропарь Казанской иконе Богоматери, глас 4

Заступнице усердная,
Мати Господа Вышняго,
за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего,
и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим.
Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице,
иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими,
предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем,
пред пречистым Твоим образом со слезами
и невозвратно надежду имущих на Тя,
избавления всех зол,
всем полезная даруй
и вся спаси, Богородице Дево:
Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Кондак Казанской иконе Богоматери, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,
скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы.
Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние:
источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,
предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол,
благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Молитва перед Казанской иконой Богоматери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Пятница Светлой Седмицы.
- вторник Светлой Седмицы, 25 февраля, 13 апреля, 6 мая, 26 октября
- 16 апреля, 13 января.
- 17 апреля.
- 17 апреля, 17 октября.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Совершенно особенной любовью и почитанием именно в России пользуется Казанская икона - каждый верующий сразу понимает, о каком образе идет речь. Именно этот образ дарится новой повенчанной паре, как хранитель очага и семейная реликвия. Уникальная история появления, чудеса, случившиеся по молитвам православного люда возле образа - все это делает Казанскую Богородицу совершенно особенной, среди тысяч других икон.


Девочка Матрена и пресвятая Дева - история иконы

В названии отражается история появления Казанской иконы - была она явлена в г. Казани при весьма необычных обстоятельствах. Это был период после сильного пожара, пострадала добрая половина Кремля, иноверцы начали говорить о том, что христианский Бог гневается на Свой народ.

Отроковица (так называют детей от 6 до 14 лет) по имени Матрена увидела во сне Пречистую Деву, которая сказала ей отправиться на поиски образа. Девочка рассказала о своем сне родителям, но они не приняли его всерьез. Но видения повторялись, и вот наконец мать сдалась - она сама пошла на пепелище. Там была обретена икона Царицы Небесной, которая именуется явленной (чтобы отличать «оригинал» от множества последующий копий).

Весть о чудесной находке моментально облетела весь город, правящий архиерей явился под звон колоколов, чтобы поклониться святыне. Во время первого же крестного хода по городу, возле образа прозрело двое сле пых. В летописи святителя Ермогена, который был очевидцем многих из перечисленных событий, зафиксировано еще 16 чудес:

  • паломник из другого города избавился от неизлечимой болезни (какой - не указано);
  • слепой младенец прозрел;
  • невестка некоего боярина исцелилась от болезни ног;
  • вышли бесы из нескольких женщин - подобные же события происходили, наверняка, и в остальное время, ведь к образу сразу потянулись страждущие.

Образ стал храниться в ближайшем храме, а на месте чудесного события Иван Грозный выстроил монастырь: Матрена с матерью стали там инокинями. В 1594 г. состоялась закладка Казанского собора, куда жертвовали много драгоценностей и золота. Например, Екатерина II подарила иконе новую ризу с собственными бриллиантами.


Описание Казанской иконы Божией Матери

Узнать образ можно, прежде всего, по тому, что на нем - сокращенное по плечи изображение Богородицы. Это один из вариантов «Путеводительницы» - ведь Царица Небесная есть дорога к Христу.

  • Она является земной Матерью Иисуса.
  • Богородица молится о спасении всего человечества.
  • Человеческая природа святой Марии объединяет каждого верующего через нее с Христом.

Голова Божией Матери немного наклонена к сыну - это и знак материнской любви, и поклонение Богу. Младенец же благословляет Марию, и всех людей в ее лице. Взоры обеих фигур направлены к молящимся людям, как бы подчеркивая единение Божественной и человеческой природы.

Богословское значение Казанской иконы - указать верующим истинный Путь к спасению, который лежит через Христа. Только Божия Матерь имеет настолько сильное дерзновение к Спасителю, что может ходатайствовать перед Ним за всех верных. Эта мысль явно прослеживается именно в иконах типа «Одигитрия», где святая Мария указывает на Богомладенца рукой. Но поскольку данный образ выполнен в укороченном варианте, этого жеста просто не видно (хотя он подразумевается).


Ризы явленного образа

Многие верующие видели списки Казанской иконы, практически полностью покрытой жемчугом, драгоценными камнями. Как свидетельствуют письменные документы и фото конца прошлого века, икона действительно имела такой оклад. Причем он был не единственным.

Праздничная риза была сделана из золота, на нее надевалась еще одна - украшенная жемчугами, алмазами и т.д. В обычные дни надевали оклад другой, не менее красивый - московские мастера сплошь покрыли его жемчугом, золотые венцы - розами из бриллиантов. Именно на этом окладе красовалась и царская корона.

Небольших размеров явленная икона имела двойной кивот. Внутренняя рама содержала также 12 небольших икон (клейм): праздники в честь Господа и Божией Матери, и обретение чудотворного образа.

Подвиг Святителя Ермогена

Значение Казанской иконы велико именно для истории русского народа - с момента ее появление Россия стала просвещать светом Православия восточные народы, как будто Царица Небесная заново открыла Азию. Особое покровительство на этом не закончилось.

Во время Смутных времен престол Патриарха занимал святитель Ермоген, очень переживавший из-за распрей внутри страны. Не давали покоя стране и поляки. Захватить власть было тем проще, чем больше нападали друг на друга сами жители России, стремясь захватить больше власти. Наводнили страну бандиты.

Будучи под арестом, Патриарх делал, что мог - он составил обращение во все концы, стремясь вразумить и объединить страну, которой угрожало полное порабощение. Он напоминает людям, что они забыли о Боге, грабя и убивая собственных братьев по вере. Слова святителя достигли своей цели, начало формироваться ополчение - дальнейшая история всем хорошо известна.

Присоединившись к войску Пожарского и Минина, жители Казани приносят с собой и святой образ. С тех пор считается, что Казанская икона помогает одерживать победу над врагами. Ведь именно она тогда стала той духовной силой, которая объединила Россию. Осенью 1612 г. в Кремле состоялся крестный ход, образ Божией Матери был оставлен в храме на Лубянке, затем перенесен в Казанский собор, построенный в честь победы над поляками.

В каких бедах помогает Казанская икона

Временами кажется - силы на исходе, и единственная помощь может прийти лишь с небес. Тогда следует взять паузу, прочитать молитвы около Казанской иконы. Не зря она зовется Путеводительницей - наставит на правильную стезю, сохранит от неверных решений. Иногда Царица Небесная является людям во сне и прямо говорит, что надо сделать. В чем еще помогает Казанская икона Божией Матери?

  • Скорби житейского характера.
  • Исцеление плохого зрения.
  • Можно просить за сыновей, ушедших в армию или несущих военную службу.
  • Молодожены молятся о сохранении мира в отношениях.
  • Женщины просят о процветании своего дома.
  • Особое покровительство - детям, образ можно поставить возле кроватки.

Существует специальный акафист, посвященный Казанской иконе. Его можно читать как ежедневно, так и в день церковного празднования. Молиться в храме или дома - особого значения не имеет. Иногда прихожане читают акафисты по очереди, таким образом, он каждый день будет звучать в храме перед образом. На подобные молитвы нужно взять благословение настоятеля.

Слушать акафист Казанской иконе Божией Матери

Исчезновение иконы

В самом начале прошлого столетия, а именно летом 1904 г. грабители проникли в собор, привлеченные богатыми украшениями, имевшимися на ризе.

После поимки разбойники утверждали, что икону уничтожили, а украшения продали по частям . Следствие зашло в тупик - Казанская икона Божией Матери пропала.

Спустя десятилетия некий образ появился за границей - хотя сама икона оказалась копией, риза весьма похожа на украденную. Вскоре образ был приобретен Ватиканом, где хранится по сей день.

Сразу же на Россию посыпались удары, которые закончились революцией. Но благочестивые верующие не теряют надежды, что подлинный чудотворный образ еще вернется в Россию.

Пребывание известных копий

Где сегодня находится икона Казанской Божий Матери? Местонахождение чудотворного образа, явившегося девочке Матроне, неизвестно.

Зато в России много чтимых списков. Самый известный, конечно, в соборе на Красной площади столицы.

Известный список находится в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе (Невский проспект). Его привезла вдова Иоанна пятого, царица Прасковья в начале 18 в.

Этот образ внешне отличается от оригинального. Он намного больше по размеру (60Х50 см), пропорции имеет квадратные, характерные для того периода. Младенец Христос находится дальше от Матери, благословляющий жест другой формы. Изображения ликов также выполнены в других традициях.

Почитаемая Казанская икона Божией Матери долгое время хранилась у Папы Римского Иоанна II. Список датируется серединой 18 в., драгоценный оклад более поздний. Образ был вывезен из России после революции. Некоторое время считалось, что это именно та икона, которая была найдена на пожарище в Казани. Коллекционер из Англии предлагал ее выкупить архиепископу Сан-Францисскому (Зарубежная Православная церковь), но средств не нашлось.

В 1963 г. образ был доступен для поклонения на выставке в Нью-Йорке. Чтобы выкупить его, не хватало средств, предлагалось написать сценарий для Голливуда, повезти икону в Россию, но архиепископ Иоанн отверг все эти предложения. В итоге святыня была выкуплена католической организацией.

Ватиканский список отличается от явленного размером, хотя риза похожа на оригинальную. Икона была возвращена РПЦ в 2004 г., в праздник Успения Божией Матери. В следующем году Патриарх Алексий благословил передать ее в Казанский монастырь.

До настоящего времени образ находится в Крестовоздвиженском монастырском храме, где пользуется заслуженным уважением верующим, привлекает массу паломников со всего мира.

Роль святого образа в 20 - 21 веке

Значение Казанской иконы не стало меньше со временем. Во время Великой Отечественной, маршал Г. Жуков ездил с образом к солдатам, чтобы они могли помолиться своей Небесной Покровительнице. Молебны служились и в Ленинграде, и в партизанских отрядах. В 1943 г. началось возрождение Православия, стали открываться храмы, возрождались монастыри, духовные семинарии.

Настоятелем Казанского храма под Сталинградом был св. Серафим Вырицкий. Днем и ночью он возносил Богу молитвы, молился народ и перед Казанской иконой накануне сражений. Существует легенда, что во время штурма Москвы, самолет с иконой облетал линию фронта. Россияне связывают победу в этой страшной войне с заступничеством Матери Божией.

Новые церкви и монастыри в честь образа особенно часто возводятся на границах страны (во Владивостоке, например). Как и до революции, Казанская икона является полковым образом. В честь 60-летия Победы для Центрального военного госпиталя был отстроен храм в ее честь.

Не иссякают чудеса по молитвам Казанской иконе и в наше время, зафиксированы они по всей России от Иванова до Екатеринбурга. Особым духовным знаком верующие считают мироточение. Случилось истечение мира (благовонного масла) из Казанского образа в годовщину повторного открытия Оптиной пустыни.

В Смоленске образ Богородицы начал плакать (1991 г.), несколько лет спустя в Казанском храме (с. Пучково) храмовая икона стала кровоточить - ее признали местной святыней. Зафиксированы в разных епархиях многочисленные случаи исцеления .

Пока будет продолжаться на земле жизнь, не оскудеет и помощь верующим от Царицы Небесной. Неважно, возносятся молитвы чудотворной Казанской иконе, или около обычного бумажного образа, вырезанного из календаря. Главное, чтобы молитва исходила из самого сердца, тогда она обязательно будет услышана.

Молитва Казанской иконе Божией Матери

Тропарь, глас 4

Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.