Почему буддизм религия без бога. Буддизм: Религия без Бога. Ключевые особенности понятия Бога-Абсолюта

Буддизм - древнейшая мировая религия, названная по имени ее основателя Будды Шакьямуни. Сами буддисты ведут отсчет времени ее существования с момента кончины Будды, однако мнения о годах его жизни расходятся. Согласно школам южного буддизма, он жил в 624–544 гг. до н. э. - таким образом, буддизм старше христианства на пять, а ислама - на двенадцать столетий. Мировой эта религия называется потому, что она не привязана к какому-то одному народу и легко преодолевает национальные и государственные границы. Ее может исповедовать любой вне зависимости от расы, национальности, пола и возраста: главное, чтобы человек стремился работать с собственным сознанием. Буддизму чужда всякая ограниченность, поскольку его стержнем является движение к духовному совершенствованию, находящееся поверх всех барьеров. Вероятно, именно поэтому, как писал отечественный буддолог Ф. И. Щербатской, эта религия «ярким пламенем живой веры горит в сердцах миллионов своих последователей… воплощает в себе высочайшие идеалы добра, любви к ближнему, духовной свободы и нравственного совершенства».

Буддизму принадлежит особая роль в истории всего Евразийского континента, духовное пространство которого в течение последних двух тысячелетий складывалось под его влиянием. Его духом пропитаны многие культуры Востока - индийская, китайская, японская, тибетская, монгольская и др.

Ученые спорят: можно ли считать буддизм религией? Ведь в нем нет бога, подобного христианскому или исламскому; нет и столь многочисленных богов, как в индуизме, главной религии Индии, где зародился и буддизм. Нет в нем и церкви, посредницы между Богом и людьми, как нет и представлений о душе и ее бессмертии, свойственных большинству религий. Буддизм никогда не нуждался в инквизиции. В его контексте невозможно представить себе ситуацию отречения Галилея, отлучения Спинозы или сожжения Джордано Бруно. Наконец, эта религия не грозит вечными адскими муками, но и не сулит райского блаженства или спасения на небесах, а обещает нирвану - ничто, небытие, или, иными словами, осуществление высшего духовного потенциала человека. Неудивительно, что многим на Западе буддизм кажется странным отклонением от самого понятия религии, образцом которой часто служит христианство. Этот взгляд выразил буддо-лог XIX в. Ж. Бартелеми-Сент-Илер: «Единственная, но зато огромная услуга, которую может оказать буддизм, состоит в том, чтобы своим грустным контрастом подать нам повод еще более ценить неоценимое достоинство нашей веры».

Однако сейчас взгляд на буддизм изменился. Многие его черты оказались созвучны современной культуре Запада. Идеями дзэн-буддизма увлекались писатели Дж. Дэвид Сэлинджер и Дж. Керуак, художники Винсент Ван Гог и Анри Матисс, композиторы Густав Малер и Джон Кейдж. Признаки его влияния заметны и в спорте, и в искусстве составления букетов, и в церемонии чаепития. Некоторые западные ученые вообще считают, что дзэн-буддизм - символ культуры нашего времени и что в нем можно обнаружить истоки таких важнейших идей современности, как теория относительности, теория вероятности, понятие моделирования, физико-математические категории функции и поля.

Пожалуй, современному человеку ближе всего восприятие буддизма как науки, причем самой настоящей науки о человеке. Вероятно, именно в таком качестве он и возник, вся религиозная атрибутика появилась позже. В самом деле, Будда действовал и вел себя как ученый-экспериментатор, без всяких скидок на те далекие времена. Но материалом, объектом и инструментом его исследования служили не внешние предметы и не абстрактные интеллектуальные построения, а наблюдающий и исследующий сам себя ум. Основатель нового учения обрел истинную, не показную и не книжную мудрость не при штудировании пыльных научных фолиантов, не в беседах с учеными мужами и не в самоистязании. Нет, он достиг ее в простой тишине погруженности в себя, в свои собственные глубины - путь вовсе не сверхъестественный и доступный каждому из нас. Результатом оказалось великое чудо прозрения, обновления сознания, осмысленность каждого мгновения жизни, духовное благородство, гармония с окружающим миром. Таким образом, Будда не навязывал догм, принципов, ритуалов, духовных практик. Он учил нас смотреть на мир чистыми глазами и верить самим себе, своему собственному опыту. Это и составляет главное ядро его учения, его открытие и подвиг его жизни.

По преданию, жители одного из селений спросили однажды у Будды, как среди множества религиозных учителей выделить тех, кто достоин доверия. Будда ответил, что никому нельзя слепо верить - ни родителям, ни книгам, ни учителям, ни традициям, ни ему, Будде. Нужно пристально всматриваться в собственный опыт и наблюдать, какие вещи ведут к большей ненависти, алчности, гневу. От этих вещей нужно уходить, а культивировать те, которые ведут к большей любви и мудрости.

В буддизме не играет особенной роли и вера в самого Будду. С точки зрения буддистов, в прошлом уже было множество будд и будет их также немало. В некоторых течениях буддисты больше чтят не Шакьямуни, а других будд, например, в Японии для амидаистов самым главным является культ Будды Амиды.

Этика буддизма также не уникальна, хотя заповедь «Не убий!» была сформулирована в ней задолго до современных религий. В своих главных принципах она созвучна многим философским этикам, религиям и, наконец, обычной гуманности отношений между людьми. Но буддизм не ограничивается этикой; он идет дальше, дополняя благие абстрактные призывы, редко работающие в реальной жизни, конкретными и вполне действенными практиками духовного самосовершенствования. Медитационный метод, предлагаемый им, естественен, как само дыхание, и полезен всем хотя бы потому, что приносит по меньшей мере здоровье и счастье, а в конечном итоге - жизнь на другом, более высоком духовном уровне. Он затрагивает глубинные психофизиологические механизмы человека, что, конечно, менее заметно, но более действенно, чем политические, социальные или даже иные религиозные акции, имеющие дело с большими массами людей. Наконец, буддизм заставляет признать, что мир существует не только снаружи. Совершенно особый, захватывающе бездонный мир таится и у каждого из нас внутри, и нет более интересного путешествия, чем погружаться в его глубины и переживать чудо этого таинственного мира и своего существования.

Мудрость, Сила, Любовь - вот что может стать итогом подобных внутренних путешествий и занятий. Разве это не настоящий прогресс человечества? Не считать же проявлениями такового технологические достижения и сугубо количественное наращивание грязных энергий, то и дело приводящих наш мир к катастрофам!

Случайно ли буддизм стал всеазиатской религией? Он достиг пика своего развития в IX в., когда под его влиянием находилась значительная часть Азии и прилегающих островов. Тогда буддизм оказывал весьма заметное влияние на другие религии этого субконтиента: индуизм в Индии, даосизм в Китае, синтоизм в Японии, бон в Тибете, шаманство в Центральной Азии. Влияние было взаимным: все эти национальные религии не только воспринимали многие буддийские идеи, но и сами изменяли буддизм. Однако после IX в. он пережил упадок в Индии. К XII в. буддизм был вытеснен за ее пределы, но продолжалось его победное шествие по странам Азии, которое началось еще до новой эры.

И сейчас большинство народов Азии исповедует буддизм и воспринимает его как истинную религию. Большая часть его приверженцев живет в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Тибете, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирме), Таиланде, Лаосе. В конце XIX - начале XX в. буддизм перешагнул за пределы Азии; его последователи появились в странах Европы и Америки. Во Франции и в Германии он стал третьей по распространению религией после христианства и ислама. В нашей стране буддизм традиционно исповедуют в Бурятии, Калмыкии, Туве, а также в Забайкальском округе и Иркутской области; буддийские общины существуют также в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах.

Все ниже приведенное я счел нужным написать, так как многие пишушие о религиях или атеизме (посмотрите, какие разгорелись страсти на сайте гайдпарка между верующими и атеистами!) забывают или не знают, что существует религия без Бога – буддизм (правда, этот настоящий буддизм, по уверению Ошо, умер вместе с Гаутамой Буддой, так как в дальнейшем священнослужители пошли на компромисс с желаниями народа: дали народу то, что он хотел, то есть то же, что и остальные религии - в конечном счете утешение через идеи Бога, совершенства, бесконечности, которые вместо того, чтобы дискредитировать идею человеческого эго, еще больше ее приукрашивают).

Как писал в своей книге Ошо (Ошо "Будда: его жизнь и учение. - М.: ООО "Издательство АСТ". : ООО "Издательство "Астрель"; 2004. - 144 с. : ил.), "...все системы, основанные на вере, ядовиты, все эти системы - препятствия.
Он не верующий. Но он и не атеист, потому что он говорит, что некоторые люди верят в Бога, другие не верят, но все они верующие. Его неверие так глубоко, что даже те, кто говорит, что Бога не существует, и верят в это, неприемлемы для него. Он говорит, что недостаточно утверждать, что Бога нет. Если вы мыслите как ребенок, вы найдете себе другой источник Бога" (стр. 123) (т.е. другого утешителя).
"Первое - он отрицает Бога.
Второе - он отрицает рай, небеса. Он говорит: рай - ничто
и ное, как неудовлетворенные сексуальные желания, неудовлетворенное желание перен е стись в другую жизнь, жизнь вовне, жизнь после смерти. И, кажется, он а б солютно прав. Если вы найдете описание рая в исламе, христианстве, иудаизме, вы совершенно четко поймете, что он имеет в виду. То, что остается невыполненным здесь, вы переносите на другую жизнь. Но желания остаются те же!" (стр. 122).

"Христианский, мусульманский, иудейский или индуистский рай - все они ничто иное, как неосуществленные, перенесенные желания, подавленные желания, разбитые мечты. Конечно, в этом человек находит утешение:"Вам не удалось осуществить их здесь или там. Рано или поздно вы придете к Богу. Все, что вам нужно будет делать, - продолжать молиться ему, кланяться перед каким-то образом или идеей, или идеалом и продолжать радовать его." (стр. 123).
"Награда, естественно, ожидает вас после смерти, потому что даже самые хитрые священники не могут обмануть вас в этой жизни - даже они не могут. Они знают, что желание остается неосуществленным, поэтому им нужно было изобрести загробную жизнь. Никто не знает, есть ли она, но люди продолжают очень легко обманываться"(стр. 123).
"Будда не обещает вам никакого рая, он не верит в рай. Так же как не верит в вечное блаженство на небесах. Точнее, в блаженство он верит, но это не вера как таковая. Когда потеряны все эдемы и оставлены все желания, вдруг выясняется, что блаженство заложено внутри нас. И для того, чтобы достичь этого блаженства, не нужно абсолю т но ничего: никаких добродетелей и аскетических условий жизни, никаких жертв" .

"Единственное, что требуется, - осознание истинного положения вещей. Путь Будды - есть путь осознания" (стр. 128).
"Будда не верит нив Бога, ни в душу, ни в рай. В чем же состоит его учение? Его учение - это жизненный путь, а не вера. Его учение очень научно, очень эмпирично, очень практично. Он - не философ и не метафизик... Будда говорит: ты можешь изменить свою жизнь - тебе не нужна для этого вера. На самом деле вера - препятствие на пути к серьезным изменениям. Начни свой путь с избавления от верований и суеверий, от метафизики и от различных догм. Начни свой путь абсолютно обнаженным и чистым. Никакой теологии, никакой идеологии. Начни его с пустоты! Только так ты сможешь приблизиться к истине" (стр. 129).

Сам Будда говорил, что все его учение можно свести к одной фразе: ни при каких обстоятельствах ни к чему не привязывайся.
Будда открыл 4 "благородные истины": 1 ) жизнь есть страдание, 2 ) существует причина страдания - желание, 3 ) возможно прекращение страданий, 4 ) существует путь (так называемый восьмеричный путь), ведущий к окончанию страданий.
Т.о., путь Будды - это не путь слепо верующего (в Бога) или слепо неверующего (т.е. слепого атеиста), это путь сомневающегося, проверяющего все на своем опыте, т.е. это есть научный путь познания истины.
"Самый надежный путь к непривязанности лежит через изучение, наблюдение и понимание с
о бственных привязанностей. В стремлении отпустить привязанности есть некая фальш ь . Часто такое стремление отражает желание человека закрыть глаза на реальное положение вещей. Задача же нашей практики - непредвзято наблюдать за происходящим" (стр. 134 книги Розенберга Ларри Секреты медитативного дыхания. - М.: Издательский дом "София", 2006. - 256 с.)

"Просветление никак не связано с понятиями "я" и "мое"; оно выше иллюзии, будто тебе известно, кто ты. В нашем мире поз и титивный самообраз считается преимуществом, но с буддийской точки зрения мудрость заключается в том, чтобы вообще отказаться от любых образов. Самооценка становится источником многих страданий... Медитативная практика состоит в том, чтобы освободиться от любых представлений о себе. Тогда можно делать то же самое, что все остальные люди: есть рис, пить чай и при этом оставаться поистине свободным, искренним и непринужденным" (стр. 80-81 книги Розенберг Ларри. Секреты медитативного дыхания. - М.: ООО Издательский дом "София", 2006. - 256 с.).

Буддизм является одной из мировых религий и имеет более миллиарда последователей. Появился буддизм еще в V веке до нашей эры на территории Индии и назван так по имени основателя Будды, который был царевичем. Он был окружен роскошью и удобствами, но реальная жизнь все-таки проникала за стены дворца, что заставляло Будду задуматься о ее неприглядной стороне. В двадцать девять лет он ушел из дворца и стал отшельником. Сначала он практиковал аскетизм, но вскоре понял, что от этого больше вреда, чем пользы. В 35 лет он благодаря медитациям достиг Пробуждения и стал Буддой (санкср. буддха – Просветленный). Осмыслив свое открытие, он начал проповедовать новое знание другим. У Будды появилось множество последователей.

Буддизм является не просто религией, но философским учением о духовном пробуждении. Есть множество определений этого термина, потому что буддизм не может объяснятся только как религия, потому что это учение об этике, культура, наука. Буддизм крепко связан с историей Востока, с нравами и обычаями людей, являясь важной частью культуры. Сам термин «буддизм» был введен европейцами в XIX веке, последователи же называли учение «Дхарма» (закон) или «Буддхадхарма» (учение Будды).

В основе учения лежит то, что весь мир - это страдания, а причиной этих страданий являются сами люди из-за своей привязанности к материальному. Люди не хотели видеть мир таким, какой он есть, создавая себе иллюзии. Будда же говорил, что необходимо выйти из этого состояние вечных реинкарнаций, достигнуть нирваны, состояния пробуждения. Все это можно совершить, если следовать пяти заповедям, устранить привязанности, а также путем медитаций.

Будда утверждал, что его учение не дано ему никаким божеством, что он пришел к нему сам. Его учение не является чем-то обязательным для строго следования, результаты зависят от самого человека. «Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому, как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет - чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!»

Для нас, людей, привыкших к монотеистическим религиям, непонятно, почему буддизм вообще называется религией, ведь религия - определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации . Что касается буддизма, то он сильно отличается от этих характеристик определения «религия». Во-первых, в буддизме нет всемогущего Бога-творца, во-вторых, нет ответа на вопрос о сотворения мира, в-третьих, безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы (хотя буддизм указывает на возможность проверки существования магии, но не допускает стремления к её обретению), в-четвертых, религиозной организации, аналогичной церкви. Все эти различия подталкивают к ответу на первоначально поставленный вопрос.

Сам Будда никогда не считал себя божеством или посредником между божественным миром и миром людей, а лишь говорил, что пережил опыт, который передает другим. Он выступал резко против собственного культа, хотя после его смерти культ все-таки появился, но нельзя сказать, что Будда является богом или неким сверхъестественным существом, вера в которое поддерживает буддизм. Однако есть некоторые школы, которые придают Будде божественные характеристики, сверхъестественные способности. Сарвепалли Радхакришнан говорил, что «религиозный инстинкт человека требует бога, и поэтому в практической религии буддистов был обожествлен сам Будда, несмотря на его же предупреждения». Но это скорее исключение. Самое главное в буддизме это достижение нирваны, буддизм - это больше философия, которая ставит себе эту цель. Будда не бог, потому что достиг нирваны человеческими усилиями, то есть у каждого человека есть возможность достигнуть этой высшей цели.

Будда считал веру в Бога вредоносной, потому что бог является препятствием на пути к достижению нирваны, однако нигде позиция Будды не является атеистической. Что же касается других возможных божеств, то в буддизме присутствует несколько типов Брахм, но они не воспринимаются как божества, а другие боги из индуизма с буддисткой точки зрения выглядят как некие существа, которые являются пленниками сансары.

Буддизм не отрицает существования сверхъестественных существ, но при этом не придает им никаких божественных характеристик и сил, дающих способность на творение или спасение/наказание. Все эти существа могут влиять на жизнь не более чем люди или животные, то есть боги фактически приравняются к людям, страдающих в сансаре, и именно поэтому в буддизме и нет классического для нас понимания бога, потому что боги и люди равны. А если все равны, если и боги, и люди пытаются достичь нирваны, если обычный человек способен ее достичь, то боги не воспринимаются как могущественные существа, способные решать человеческую судьбу и творить мир, то есть не являются центром религии, поэтому буддизм «религия без бога».

Многие ученные отмечают, что буддизм самая рациональная религия, которая не отрицает многие научные теории, в отличии от других мировых религий. Все, что научно доказано, принимается в буддизме, даже если это противоречит основам. В некоторых моментах возникает вопрос, возможно ли объяснять буддизм как религию в западном понимании? И если нет, то первоначально заданный вопрос этого эссе исчезает сам собой.

Использованная литература:

1. Индийская философия древности и средневековья / Под общ. ред.: Н. А. Канаева. М. : Институт философии РАН, 2008.

2. Робинсон К. Состояние сознания в процессе смерти: научно-медицинский и буддистский подходы // Религиоведение. - 2007.

3. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

4. Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. - М.: ИФ РАН, 2003.

5. Dr. Martin J. Verhoeven. Buddhism and Science: Probing the Boundaries of Faith and Reason. // Religion East and West, Issue 1, June 2001.

6. Урбанаева И. С. Специфика буддизма как философии и религии // Вестник Бурятского государственного университета. - Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2009.

7. Hayes, Richard P., "Principled Atheism in the Buddhist Scholastic Tradition, " Journal of Indian Philosophy.

8. Сарвепалли Радхакришнан. Индийская философия. Том первый. М., 1956.


Толковый словарь русского языка

Если христианство неразрывно связано с верой в Христа, а ислам - с верой в Аллаха, то вера в Будду Шакьямуни не играет особенно важной роли во многих направлениях буддизма. С точки зрения буддистов, как уже говорилось, будд было и будет бесконечное множество, и некоторые из них не менее авторитетны, чем Шакьямуни. В ряде течений индийского, китайского и японского буддизма больше чтут других будд, например Амитабху, Вайрочану или будду будущего - Майтрейю, а в странах Юго-Восточной Азии Будду Шакьямуни почитают скорее как святого и великого мудреца. В позднем буддизме появляется учение об Ади-будде - Изначальном будде, воплотившем сущность всех будд.

Различия между отдельными направлениями буддизма в их отношении к Будде так велики, что порой трудно поверить, как столь противоположные учения могли произойти из одного источника. Например, в японском буддизме соседствуют амидаизм - культ будды Амиды (соответствует Амитабхе), в котором единственной религиозной заслугой признаётся многократное повторение имени данного будды, и дзэн-буддизм, где культ любого будды считается бессмысленным, а главное внимание уделяется практике медитации, т. е. углублённому созерцанию природы вещей. В целом же вера в богов и сверхъестественные силы хотя и существует, но не играет в буддизме такой роли, как в других религиях. Вера (шраддха) в большинстве буддийских учений считается лишь самым предварительным условием вступления на буддийский путь. Для того чтобы идти по нему, нужны более серьёзные духовные усилия, и прежде всего - медитация.

Но сколь бы ни были велики различия между школами и направлениями буддизма - все они являются формами одной и той же религии, которую проповедовал Будда Шакья-муни. Что даёт основания так думать?

Во-первых, сам Будда говорил о возможности разных способов изложения Дхармы и тем самым заранее узаконил все формы, которые может принять его учение в будущем. Во-вторых, как бы далеко ни отходил буддизм от своего первоначального вида, в нём всегда сохранялось учение, которое приписывалось Будде Шакьямуни. В-третьих, единство и разнообразие буддизма объясняются его исторической судьбой - теми обстоятельствами, которые способствовали превращению этого религиозного учения в мировую религию.

С момента возникновения буддизм прошёл три основные стадии: начинался он как монашеская община, проповедовавшая бегство от реальности (эскапизм), затем превратился в своего рода религию цивилизации, объединившую различные культуры и традиции многих стран Азии, и, наконец, стал культурной религией, т. е. религией, формирующей культуру, по-разному вошедшей в культурные традиции многих стран и народов. На современном этапе в буддизме можно различить и черты сектантской религии (например, в странах, где буддисты вынуждены скрывать своё вероисповедание, как это было в СССР), и черты религии цивилизации (новые международные объединения буддистов разных стран, например Всемирное братство буддистов), и, конечно же, черты культурной религии (новые буддийские общества на Западе).

РЕЛИГИЯ ЛИ БУДДИЗМ?

В самом деле, что же делает его религией, если в нём нет ни такого Бога, как в христианстве, исламе и других монотеистических религиях, ни такой веры в богов, как в политеистических религиях, ни бессмертной души - основы церкви как посредника между богом и людьми? Тем не менее известно, что буддизм исповедуют большинство народов Азии. Буддизм - религия прежде всего потому, что учит верить в спасение, или, как говорят буддисты, в возможность для человека достичь нирваны. Однако спасает в буддизме не бог; спасение приходит или изнутри человека в результате его собственных духовных усилий, или же благодаря помощи будд и бодхисаттв.

На вопрос о том, есть ли бог в буддизме, существует двусмысленный ответ. Разные школы этого философского учения трактуют это понятие с некоторыми отличиями. Сам же Будда всячески отвергал идею о существовании Бога-творца, которым был создан мир и все живое в нем. Мастера буддийской медитации вообще рассматривают веру в Бога как то, что мешает на пути достижения нирваны.

Есть ли Бог в буддизме? Ответ читайте ниже

Ключевые особенности понятия Бога-Абсолюта

Нельзя сказать, что буддизм – религия без Бога, хоть и отрицает его как такового. Проблему стоит рассматривать гораздо шире:

  1. В учении буддизма присутствуют существа, в некотором роде приближенные к божествам (дэвы), но не в таком смысле, как божества западных религий. Они точно так же, как и люди, испытывают страдания, перерождаясь в «колесе сансары». Будда понимается наиболее мудрый среди божеств, «учитель богов».
  2. В разных школах буддизма есть понятия, отождествляемые с Богом – единая природа Будды или Татхагатагарбха.

Бог в буддизме называется разными именами:

  • Творец или первопричина (причина появления мира и все в нем). Разумом нельзя постичь первопричину. Если выполнять «правильные» действия, то человек сумеет сам узнать ответ.
  • Брахман – «душа мира». Он неизменный, бесконечный, недвижимый. Его тесно связывают с понятием атмана – «самостью», «высшим Я», «духом». То есть это духовная сущность, осознающая после «пробуждения» свое существование.
  • Абсолют – первооснова всего. Тождественные понятия – абсолютный разум, абсолютный дух, абсолютное сознание и др.

Понятие Бога еще иногда связывают с почитанием «трех драгоценностей»: Будды, учения (дхармы), общины монахов (сангха). Относительно самого Будды две школы буддизма имеют свои представления. В Махаяне его понимают как Дхармакая, явившееся в мир с благими целями не в качестве обычного человека, а как высшее существо. В тхераваде придерживаются того убеждения, что Будда – это человек, сумевший достигнуть нирваны собственными усилиями.

Пожалуй, одна из самых важных доктрин буддизма – доктрина личности (анатмавада). Согласно ей, не существует понятия индивидуального и вечного «Я», также рассматриваемого как душа (атман). Согласно учению буддизма, именно «Я» является причиной возникновения привязанностей, влечений и страстей, а это – непрерывные страдания, порождаемые сансарическим существованием.

Брахма и другие божества, упоминаемые в Палийском Каноне

Создатель вселенной, то есть Брахма – один из богов, упомянутых в Палийском Каноне или Типитака

(ранние буддийские тексты, написанных на языке пали). Существует несколько миров и типов Брахм, но все они так же, как и люди, втянуты в сансару, отчего подвержены старению и смерти.

В текстах еще упоминаются другие боги буддизма: Лакшми, Притхви, Шива, Сарасвати, Вишну, Якши, Праджапати и другие. Но если в индуизме их принимают действительно как воплощение высшего божества, то в буддизме они точно такие же пленники сансары, как и люди.

Согласно учению Будды, боги в буддизме существуют в терзаниях между избытком удовольствий и постоянного беспокойства.

Упомянем также понятие боддхисаттвы (бодисатва, бодхисатва). Его следует понимать как существо с просветленным сознанием, того, кто достиг нирваны, но отказался уходить в нее ради спасения всего живого от страданий и сансары.

Значение Татхагатагарбха

Понятие Татхагатагарбха состоит из двух слов. Татхагата означает «тот, кто так ушел» или «тот, кто так пришел» (одно из имен Будды), а «гарбха» имеет носит два смысла:

  1. Эмбрион, зародыш. Это означает, что состояние Будды присуще каждому живому существу. Изначально каждый наделен божественной природой и может стать Буддой. Такая точка зрения присуща практически всем направлениям Махаяны.
  2. Вместилище, лоно. Согласно этой точке зрения, в каждом существе действительно есть сущность, называемая природой Будды. Но, вопреки ранее описанной теории гарбхи, провозглашается, что все живые существа уже и есть Будды. В рамках этого понимания есть два мнения. Тибетская ветвь Махаяны придерживается взглядов, что для того, чтобы стать Буддами, просто необходимо пробудить потенциал. Другие направления (например, дальневосточный китайский буддизм) полагают, что природа Будды уже пробуждена и для этого ничего не нужно делать.

Из всего вышесказанного следует, что понятие Бога в буддизме очень противоречиво. Отрицая его существование, буддисты, однако, не могут с точностью утверждать, что Бога нет. Исходя из сложности этого вопроса, в разных школах буддизма и были сформированы различные мнения относительно поиска ответа.