Cочинение «Анализ второго и третьего действия комедии Гоголя «Ревизор. «Сцена вранья» Хлестакова (Анализ сцены из III действия комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)

Тема урока . Хлестаков и «хлестаковщина». (Анализ III действия комедии Н.В. Г«Ревизор») Тема урока . Хлестаков и «хлестаковщина»(Анализ III действия комедии.) Цели урока. 1. Прививать интерес к комедии. 2.Продолжать знакомство с типом Хлестакова, дать понятие о «хлестаковщине». 3.Развивать речь учащихся, умение вести беседу, тренировать навыки выразительного чтения.

ХОД УРОКА

  1. Слово учителя.
    • Мы продолжаем погружение в художественный мир комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». На сегодняшнем уроке наша цель – проанализировать III действие комедии.
    • Запись темы урок.
    • Но прежде вспомним то, что нам уже известно.
2 . Опрос по повторению.
  • Где, в каком месте, происходит действие комедии? (В безымянном уездном городе, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».)
  • В этом безымянном уездном городе, как в зеркале, отражена вся Россия, все стороны общественной жизни и управления. Так как же жила Россия того времени?
Кому принадлежит власть в захолустном гоголевском городке? (Характеристика городничего.)
  • Как обстоят дела в здравоохранении ? (Характеристика А.Ф. Земляники.)
  • Кто заведует судопроизводством в городе? (Характеристика А.Ф. Ляпкина-Тяпкина.)
  • Говорят, что самое трудное в жизни – лечить, судить и учить. От состояния здравоохранения, судопроизводства и образования зависит «здоровье» всего общества. Мы вспомнили, как обстоят дела в здравоохранении, судопроизводстве. А что же в образовании ? Может быть, там всё благополучно в гоголевском городке? (Характеристика образования. Л.Л. Хлопов и учителя.)
  • Какие ещё сферы общественной жизни мы увидели в первых двух действиях комедии? (Характеристика почтмейстера и городских помещиков.)
  • Какое чувство испытывают все в ожидании ревизора? (Чувство страха.)
  • Почему все боятся приезда ревизора? (Дела в городе идут из рук вон плохо, у каждого есть «грешки», все боятся кары, возмездия за свои грехи.)
  • Что предпринимают чиновники во главе с городничим, чтобы обезопасить себя? (Все усилия направляются не на реальное исправление недостатков и упущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода лакировку действительности. Городничий и чиновники стремятся лишь изо всех сил скрыть их, пустить пыль в глаза.)
  • Кинофрагмент. (Фильм Л. Гайдая «Инкогнито из Петербурга».)
  • Народная мудрость гласит: «У страха глаза велики». В состоянии страха человек может одно принять за другое. Именно так и произошло в безымянном городе, представленном в комедии «Ревизор».Хлестакова, проживавшего в тот момент в гостинице города, приняли за «инкогнито». «Помогли» в этом городские сплетники Бобчинский и Добчинский. («Настоящий ревизор уже в городе, причём две недели»)
  • Почему же Хлестаков оказался в гостинице этого города? Кто такой Хлестаков на самом деле? (Характеристика Хлестакова. NB : Хлестаков предстаёт ничтожным и никчёмным человеком.)
3. Анализ III действия комедии.
  • Беседа на восприятие.
  • С какой сцены начинается действие?
  • Как ведут себя Анна Андреевна и Марья Антоновна? Какими качествами они наделены?
  • Появление Хлестакова в доме городничего. Как ведёт себя Хлестаков поначалу? Какие у него впечатления о городе? Почему Хлестаков становится уверенным, начинает «раскрываться»? (Все к нему доброжелательны, слишком любезны. Сами окружающие провоцируют Хлестакова на дальнейшие «подвиги», подогревают его фантазию.)
  • Особенно проявляется Хлестаков в 6 явлении. Эту сцену называют «сценой вранья». Она кульминационная в развитии действия комедии. Что такое кульминация?
  • Чтение по ролям.
  • Кинофрагмент «Сцена обмана».
  • Беседа по содержанию сцены.
  • Кем представляется Хлестаков в этой сцене? (Проверка опережающего задания.)
- начальник отделения со мной на дружеской ноге; - хотели меня коллежским асессором сделать; - один раз приняли меня за главнокомандующего; - меня уже везде знают; - с хорошенькими актрисами знаком; - с Пушкиным на дружеской ноге; - моих много есть сочинений; - у меня дом первый в Петербурге; - балы даю (« в семьсот рублей арбуз», «суп в кастрюльке из Парижа».) - на пакетах пишут: «ваше превосходительство»; - один раз управлял департаментом; - меня сам государственный совет боится; - во дворец всякий день езжу; - завтра произведут в фельдмарш…
  • Фельдмаршал по «Табели о рангах» какой класс? А Хлестаков? (14)
  • На глазах у чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру. Взлетает к высшей ступени «Табели о рангах». Гоголем используется в этой сцене преувеличение, доведённое до невероятных размеров, абсурда. Такой художественный приём называется гротеск. (Запись в тетради определения.)
  • Почему Хлестаков взлетел в этой сцене до самых верхов? Кто провоцирует Хлестакова на враньё, его подвиги? (Сами чиновники, подобострастно стоящие вокруг него, подогревают его фантазию.)
  • Почему Хлестаков лжёт? (Не устраивает своя жизнь, сделать ничего не может, да и не хочет, поэтому на ходу придумывает другую жизнь.)
  • Цитата Ю.М. Лотмана.
  • Как относятся окружающие к Хлестакову после услышанного? Проследим по тексту комедии.
- Бобчинский и Добчинский уходят в восхищении; - Анна Андреевна и Марья Антоновна очарованы; - городничий под впечатлением.
  • Кто поддерживает «враньё» Хлестакова? (Осип.)
  • Вспомните, как ведёт себя Осип в начале II действия. Почему в доме городничего он ведёт себя по-другому? (Привык подыгрывать хозяину, за счёт этого и живёт.)
  • Мы понимаем, что Х
  • Мы понимаем, что Хлестаков лжёт? (Да, Хлестаков постоянно оговаривается. Его фантазии построены по принципу от «противного»: чего лишён, о том мечтаю.) Почему все верят Хлестакову?(1)Страх руководит ими. 2) Все чиновники стремятся к высоким чинам. Хлестаков называет их. Высота сана затмевает любые человеческие качества для них. 3) Хлестаков лжёт искренне. Хлестаков искусно обманул чиновников потому, что не собирался обманывать их. Он не разыгрывает из себя ревизора. Всё сделали за него. Гоголь писал: «Чистосердечие Хлестакова обмануло городничего», «Хлестаков вовсе не надувает, он не лгун по ремеслу. Он сам позабывает, что лжёт, и уже сам почти верит тому, что говорит.»)
  • Гоголь открыл явление, которое назвал «хлестаковщина» (Ю. Манн). Что же такое «хлестаковщина»?
  • Слайд.
  • Кто заражён «хлестаковщиной»? (Все. «Вера» Хлестакова невольно передалась городничему и его окружению. Не случайно Хлестаков говорит: «Я везде, везде.»)
  • Слайд.
  • Покажите на примерах из комедии, что это действительно так. (Перед приездом все готовятся, но не реально исправляют недостатки, а маскируют их.)
  • Ссылка к слайду Гоголя.

4. Итоги урока.

    Каким качеством обладает Хлестаков? (Умеет врать чистосердечно. Его цель- «срывать цветы удовольствия.» Пользуется тем, что плывёт к нему в руки. За счёт этого и живёт.)

    Что такое « хлестаковщина»?

    Оценки за урок.

5. Домашнее задание. Чтение IV действия комедии. Заполнение таблицы.

Чиновники на приёме у «ревизора»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Хлестаков и «хлестаковщина». (Анализ третьего действия комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)

Власть Здравоохранение Судопроизводство Образование Другое

Табель о рангах, введённая Петром I в 1722 году Чины гражданские Чины военные морские сухопутные Классы Канцлер Генерал-адмирал Фельдмаршал I Действительный тайный советник Адмирал Генерал от артиллерии II Тайный советник Вице-адмирал Генерал-лейтенант III Действительный статский советник Контр-адмирал Генерал-майор IV Статский советник Капитан-командор Бригадир V Коллежский советник Капитан I ранга Полковник VI Надворный советник Капитан II ранга Подполковник VII Коллежский асессор Флота капитан -лейтенант Майор VIII Титулярный советник Флота лейтенант Капитан или ротмистр IX Коллежский секретарь Артиллерии лейтенант Штабс-капитан X Сенатский секретарь XI Губернский секретарь Флота мичман Поручик XII Провинциальный секретарь Артиллерии констапель Подпоручик XIII Коллежский регистратор Прапорщик или корнет XIV

Гротеск - преувеличение, доведённое до невероятных размеров, причудливое переплетение фантастического и реального, трагического и комического.

«Основа его вранья – бесконечное презрение к себе самому. Враньё потому и опьяняет Хлестакова, что в вымышленном мире он может перестать быть самим собой, отделаться от себя, стать другим, поменять 1-е и 3-е лицо местами, потому что сам-то он глубоко убеждён в том, что подлинно интересен может быть только «он», а не «я». Это придаёт хвастовству Хлестакова болезненный характер самоутверждения. Он превозносит себя потому, что втайне полон к себе презрения.» Ю.М. Лотман

Хлестаковщина – бахвальство, не подкреплённое реальными возможностями, делами; стремление выдавать желаемое за действительное, вера в счастливый случай, который всё изменит и перенесёт из «грязи в князи».

« Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться… И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым. Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни, - дело только в том, что вслед за тем очень ловко повернётся, и как будто бы и не он.» Н.В. Гоголь

Чиновники на приёме у «ревизора» «Посетители» Хлестакова (по порядку) Их поведение с Хлестаковым О чём просят Хлестакова его «посетители»?


Читая второе действие, сосредоточим свое внимание на следующих вопросах: Что рассказывает Осип о Хлестакове? Какая сцена является наиболее комической и почему? Почему Городничий и Хлестаков так нелепо себя ведут? Чем объяснить разницу в поведении Городничего в самом начале его встречи с Хлестаковым и потом, когда он принимает новые решения и отдает новые приказания? Перелом в поведении Городничего, когда он преодолел свой страх и понял, что ревизора нетрудно обмануть, т. е. скрыть от него все свои преступления, означает, что завязался комедийный конфликт. Борющиеся силы: с одной стороны - Городничий и его окружение, с другой - Хлестаков.

Комедийность конфликта состоит в том, что в нем все оказывается наоборот. С точки зрения здравого смысла героем, ведущим действие, нападающим, должен быть ревизор, поскольку он государственный чиновник, который приехал в город с проверкой, а Хлестаков никого не атакует, так как не является ревизором. Он оказывается объектом нападения, его по нелепому стечению обстоятельств приняли за ревизора, и он как может отражает это нападение. Героем, ведущим действие, оказывается Городничий. В основе всех его поступков - одно стремление: обмануть ревизора, создать видимость благополучия, не дать возможности ни одному человеку в городе сказать ревизору о должностных преступлениях. Все чиновники подчиняются в этом Городничему, гак как они тоже имеют свои грехи. Вот это «наоборот» пройдет через все наиболее важные моменты в развитии конфликта.

Назовем основные события третьего действия. Прочитаем еще раз характеристику Хлестакова, данную Гоголем в «Замечаниях для господ актеров». Как оправдывается эта характеристика в сцене вранья Хлестакова? Каковы особенности речи Хлестакова? Как эти особенности его характеризуют? Почему чиновники верят болтовне Хлестакова? Что можно сказать о жене и дочери Городничего? В каких сценах третьего действия с особенной силой проявился юмор Гоголя?

События, изображенные в третьем действии, очень важны в развитии конфликта. И здесь борьба между участниками конфликта (Городничий - Хлестаков) ведется «наоборот», вопреки здравому смыслу: Хлестаков понял, что его принимают за какое-то важное лицо, и рассказом о своей столичной жизни старается напустить на себя еще больше важности. Он завирается до такой степени, что полностью разоблачает себя. Хлестаков с самой первой встречи с Городничим ведет себя глупо, как человек «без царя в голове», а в сцене вранья это его качество раскрывается с наибольшей силой. И, казалось бы, теперь чиновники или хотя бы Городничий как самый умный из них должны были понять свою ошибку, а они ничего не поняли: так велик их страх наказания за свои грехи. Городничий, все время старающийся проникнуть в сущность характера Хлестакова, понимает, что тот по молодости многое наврал, но продолжает верить, что перед ним ревизор, и потому отдает новые приказания: не впускать в дом тех, кто придет с жалобой на него или будет хотя бы похож на того, кто может пожаловаться, й развитие нелепого конфликта продолжается, напряженность комедийного действия растет.

Вспомним все действия Городничего от завязки конфликта до сцены сватовства Хлестакова за Марью Антоновну. Какой целью определяются все действия Городничего и его подчиненных? Каков результат их деятельности? Сцена сватовства (действие 4, явл. 12 - 16) и сцена торжества Городничего (действие 5, явл. 1-7) - это кульминация конфликта: Городничий как герой, ведущий действие, добился большего, чем хотел, он не только сумел скрыть от ревизора свои преступления, но даже «породнился» с ним.

Перечитаем еще раз заключительные сцены комедии. Что смешного в сцене чтения письма? Какие чувства Городничего выражены в его заключительном монологе? К кому обращены слова Городничего: «У, щелкоперы, либералы проклятые!»?

Сценой чтения письма Хлестакова господину Тряпичкину закончилось комедийное действие, развязался конфликт. Что должны были бы теперь сделать Городничий и другие чиновники с точки зрения здравого смысла? Они должны были бы вспомнить, что едет настоящий ревизор, о котором сообщил в письме Городничему его родственник. А они не вспомнили. Поэтому последнее явление - сообщение жандармского офицера о приезде ревизора - это катастрофа: к приезду настоящего ревизора Городничий и его подчиненные оказались совершенно не готовы.

    Тема города является одной из основных тем в творчестве Гоголя. В его произведениях мы встречаем разные типы городов: столичный - Петербург - в «Шинели», «Мертвых душах», «Вечерах на хуторе близ Диканьки»; уездный в «Ревизоре», губернский в «Мертвых...

    В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь с большой обличительной силой обнажает пороки общества времен царской России. В центре его внимания находятся представители чиновничества, причем их образы автор воплощает в характерных персонажах небольшого уездного...

    В 1839 году в статье о «Горе от ума», осудив комедию Грибоедова «с художественной точки зрения» (что, как он писал в письме к В. П. Боткину от 11 декабря 1840 года, ему было тяжелее всего вспоминать), Белинский восторженно приветствовал «Ревизора». Его...

    Представим небольшой уездный городок 30-х годов XIX века, который находится в центре России, но далеко от столицы: от него «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Гоголь сознательно не указывает точного местонахождения этого городка....

Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников.

Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы «узнать, что он такое и в какой мере его нужно опасаться». После посещения богоугодного заведения, где гостю был предложен великолепный завтрак, Хлестаков был на верху блаженства. «Обрываемый и обрезываемый доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту, он почувствовал простор и вдруг развернулся неожиданно для самого себя, он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда пойдет его речь. Темы для разговоров ему дают выведывающие. Они как бы кладут ему все в рот т создают разговор», ? пишет Н. В. Гоголь в «Предуведомлении». За несколько минут в сцене вранья Хлестаков делает головокружительную карьеру: от мелкого чиновника («Вы, может быть, думаете, что я только переписываю…») до фельдмаршала («Меня сам государственный совет боится»). Действие в этой сцене развивается со все нарастающей энергией. С одной стороны, это россказни Ивана Александровича, постепенно теряющие всякую правдоподобность и достигающие апогея в конце явления. С другой стороны, это поведение слушателей, приходящих во все больший испуг от речей гостя. Их переживания выразительно передают ремарки: в начале беседы «городничий и все садятся» по милостивому приглашению Хлестакова, однако при упоминании, что в его прихожей якобы можно встретить графов и князей, даже министра, «городничий и прочие с робостью встают со своих стульев». Слова: «И точно, бывало, как прохожу через департамент? просто землетрясение, все дрожит и трясется, как лист» ? сопровождаются ремаркой: «городничий и прочие теряются от страха». В конце сцены городничий, «подходя и трясясь всем телом, силится выговорить» что то, но с перепугу не может вымолвить ни слова.

Во время своей речи Хлестаков как бы инстинктивно улавливает характер производимого им впечатления, подстегивают испытываемые слушателями страх, ожидание рассказов о необычных для провинциалов масштабах жизни и служебных отношений. Его преувеличения носят чисто количественный характер: в «семьсот рублей арбуз», «тридцать пять тысяч одних курьеров». Рисуясь перед дамами, он мобилизует весь свой скудный запас сведений о жизни петербургской знати, о событиях и литературе. «Хлестаков вовсе не обо всем врет, он порой просто сообщает сенсационные столичные новости? о великолепии балов, о супе, который на пароходе прибыл из Парижа, о том, что барон Брамбеус исправляет чужие статьи, что Смирдин платит ему большие деньги, о том, что „Фрегат „Надежды“ пользуется огромным успехом, и наконец, о том, что Пушкин, с которым он „на дружеской ноге“, ? „большой оригинал“, ? пишет А. Г. Гукасова в статье „Комедия «Ревизор““.

Однако все эти реальные факты смещены и переадресованы, центральным лицом во всех событиях становится сам рассказчик.

В силу непреднамеренности Хлестакова его трудно поймать на лжи? он, завираясь, с легкостью выходит из затруднительного положения: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж? скажешь только кухарке: „На, Маврушка, шинель…“ Что ж я вру – я и позабыл, что живу в бельэтаже».

Охваченный непреодолимым желанием сыграть роль немного повыше той, которая предугадана ему судьбой, в эту «лучшую и самую поэтическую минуту в его жизни», Хлестаков жаждет предстать не только светским человеком, но и человеком «государственным».

Ни городничий, ни чиновники не подвергают сомнению то, о чем болтает Хлестаков, наоборот, они укрепляются в вере, что присланный к ним ревизор? значительное государственное лицо. «Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нем видят», ? делает вывод по этой сцене Г. А. Гуковский в статье «Реализм Гоголя».

Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников.

Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы «узнать, что он такое и в какой мере его нужно опасаться». После посещения богоугодного заведения, где гостю был предложен великолепный завтрак, Хлестаков был на верху блаженства. «Обрываемый и обрезываемый доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту, он почувствовал простор и вдруг развернулся неожиданно для самого себя, он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда пойдет его речь. Темы для разговоров ему дают выведывающие. Они как бы кладут ему все в рот т создают разговор», ? пишет Н. В. Гоголь в «Предуведомлении». За несколько минут в сцене вранья Хлестаков делает головокружительную карьеру: от мелкого чиновника («Вы, может быть, думаете, что я только переписываю…») до фельдмаршала («Меня сам государственный совет боится»). Действие в этой сцене развивается со все нарастающей энергией. С одной стороны, это россказни Ивана Александровича, постепенно теряющие всякую правдоподобность и достигающие апогея в конце явления. С другой стороны, это поведение слушателей, приходящих во все больший испуг от речей гостя. Их переживания выразительно передают ремарки: в начале беседы «городничий и все садятся» по милостивому приглашению Хлестакова, однако при упоминании, что в его прихожей якобы можно встретить графов и князей, даже министра, «городничий и прочие с робостью встают со своих стульев». Слова: «И точно, бывало, как прохожу через департамент? просто землетрясение, все дрожит и трясется, как лист» ? сопровождаются ремаркой: «городничий и прочие теряются от страха». В конце сцены городничий, «подходя и трясясь всем телом, силится выговорить» что то, но с перепугу не может вымолвить ни слова.

Во время своей речи Хлестаков как бы инстинктивно улавливает характер производимого им впечатления, подстегивают испытываемые слушателями страх, ожидание рассказов о необычных для провинциалов масштабах жизни и служебных отношений. Его преувеличения носят чисто количественный характер: в «семьсот рублей арбуз», «тридцать пять тысяч одних курьеров». Рисуясь перед дамами, он мобилизует весь свой скудный запас сведений о жизни петербургской знати, о событиях и литературе. «Хлестаков вовсе не обо всем врет, он порой просто сообщает сенсационные столичные новости? о великолепии балов, о супе, который на пароходе прибыл из Парижа, о том, что барон Брамбеус исправляет чужие статьи, что Смирдин платит ему большие деньги, о том, что „Фрегат „Надежды“ пользуется огромным успехом, и наконец, о том, что Пушкин, с которым он „на дружеской ноге“, ? „большой оригинал“, ? пишет А. Г. Гукасова в статье „Комедия «Ревизор““.

Однако все эти реальные факты смещены и переадресованы, центральным лицом во всех событиях становится сам рассказчик.

В силу непреднамеренности Хлестакова его трудно поймать на лжи? он, завираясь, с легкостью выходит из затруднительного положения: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж? скажешь только кухарке: „На, Маврушка, шинель…“ Что ж я вру - я и позабыл, что живу в бельэтаже».

Охваченный непреодолимым желанием сыграть роль немного повыше той, которая предугадана ему судьбой, в эту «лучшую и самую поэтическую минуту в его жизни», Хлестаков жаждет предстать не только светским человеком, но и человеком «государственным».

Ни городничий, ни чиновники не подвергают сомнению то, о чем болтает Хлестаков, наоборот, они укрепляются в вере, что присланный к ним ревизор? значительное государственное лицо. «Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нем видят», ? делает вывод по этой сцене Г. А. Гуковский в статье «Реализм Гоголя».

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор».

«Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо»

(Анализ 3 действия)

Л.Г. Блажко, учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ№19, г. Севастополь

Тип урока: комбинированный (урок анализа содержания).

Вид урока: театрализованное действо (театрализованный урок)

Цели:

Образовательные:

    познакомить, прокомментировать и обсудить события III действия комедии; продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями; над составлением характеристики Хлестакова: превращениеничтожества в «вельможу» и «значительное лицо».

Развивающие:

    формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;

    анализ образов героев комедии через речевую характеристику персонажей, раскрытие внутреннего мира героев через их поступки и речь;

    формирование навыка выразительного чтения по ролям, художественного пересказа, развития коммуникативных умений учащихся;

Воспитательные:

    воспитывать интерес к творчеству писателя;

    воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

    показать безнравственность героя и соотнести его действия, поведение с современной действительностью.

Наглядность и оборудование: учебник Меркина, компьютерная презентация,

листы самоценивания, театральная атрибутика, альбом с картинками Н.В. Гоголя, портреты главных героев, афиши.

Из дальних странствий возвратясь,

Какой-то дворянин (а может быть, и князь),

С приятелем своим пешком гуляя в поле,

Расхвастался о том, где он бывал,

И к былям небылиц без счету прилагал.

Из басни "Лжец" И. А. Крылова

Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут,

делался или делается Хлестаковым...

Н.В. Гоголь

Тут дело идет об истине, о русском обществе, о России...

В.Г. Белинский

Хлестакову принадлежит главнаяроль в действии, около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца.

Ю.Манн

В кабинете развешены портреты Гоголя, акварельный рисунок «Гоголь за кулисами во время репетиции комедии "Ревизор" в Александринском театре в Петербурге, портреты главных героев.

Ход урока

Урок начинается со сценки «У афиши». Группа актеров стоят у афиши, остальные ходят по кабинету и рассматривают портреты главных героев.

Сцена у афиши.

Дама:

Погода сегодня замечательная. Ах, посмотрите – афиша. Любопытно, что за пьеса?

Господин:

-«Ревизор»? Любопытная пьеска я вам доложу. Сам государь изволил быть на премьере и остался очень недоволен.

Дама:

Что, настолько плоха?

Господин:

Да нет, только господин Гоголь вывел прелюбопытные типы на сцену. Вот взять хотя бы этого городничего, он мне начальника департамента, в котором я служу, напоминает.

Дама:

Смотрите, а фамилии какие занятные. Сквозник-Дмухановский, Хлопов, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Бобчинский, Добчинский. Так и кажется, что они говорят что-то об их владельцах.

Господин:

Да, да. Я с вами согласен. Вот Земляника. Такое слово благозвучное, а вышел господин необъятных размеров. Вот была неожиданность. А Хлопов – чудится, что буковку в фамилии г. Гоголь пропустил, наверное – Холопов должен быть. Прескверный господин доложу я вам.

Дама:

Ах, позвольте я угадаю. Ляпкин-Тяпкин. Наверное, и судит он так же - тяп-ляп. Я вас очень прошу, достаньте мне билетик на этот спектакль, а вам буду очень признательна.

Господин:

Ну конечно. Пойдёмте, а я вам ещё любопытнейшие вещи расскажу о главном герое - Хлестакове.

Звенит театральный звонок. Учащиеся рассаживаются, распределяясь по группам. (4 группы: исследователи, актеры, критики, стилисты)

I .Организационный момент.

II .Актуализация опорных знаний, мотивация учебной деятельности.

Учитель. Мы в театре 19 века.

ВыходитН.В.Гоголь.

«В «Ревизоре» я решил собрать в кучу все дурное в России, какое я точно знал, все несправедливости... и за одним разом посмеяться надо всем”.
"А что касается. Моегогероя, то это молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какойнибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде... Мой герой вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжёт, и уже сам почти верит тому, что говорит».

Учитель

Сегодня мы продолжаем изучать комедию Н.В. Гоголя: «Ревизор».

Сегодня мы работаем в 4 группах:

Группа актеров;

Группа литературоведов;

Группа исследователей;

Группа стилистов.

Давайте вспомним правила работы в группе.

Перед Вами на столе лежат: лист самоценки.

Начнем с небольшой разминки».

1.Кто рассказал Гоголю «чисто русский анекдот» о том, как его приняли в Нижнем Новгороде за ревизора? (А.С. Пушкин)

2.Дата написания комедия «Ревизор»? (1836 года)

3.Каким театром «Ревизор» был впервые принят к постановке? (Петербургским Александринским театром)

4.Какой сон приснился Городничему? (Две огромные черные крысы)

5.Какой чин занимал Хлестаков на службе? (Коллежский регистратор, чиновник XIV )

6.С кем сравнивал городничий больных? (С кузнецами)

7.В каком из присутственных мест сторожа завели гусей? (В суде)

8. Кто первый нам рассказывает о Хлестакове? (Осип, слуга Хлестакова)

9. Какими словами Гоголь подчеркивает несамостоятельность и легкомыслие героя? (Эх, если б узнал старый барин…)

10.Кто, по мнению Хлестакова, виновен в его затруднительном положении? (пехотный капитан)

(Работа в парах. Взаимопроверка тестовых заданий. 1-б – 2 задания. 0,5 балла – в пользу ученика.Баллы выставляются в лист самооценивания)

Учитель. На предыдущих уроках мы рассмотрели 1-2 действия.

Н.В. Гоголь подготовил читателя к появлению главного героя. А что герой думает о себе?

Хлестаков

«Я чиновник последнего, четырнадцатого класса, т.е. занимаю самую низкую ступеньку на лестнице чинов. Ехал в деревенскую усадьбу своего отца, «профинтил» дорогою денежки и поневоле задержался в городе N в надежде на лучшие времена. К своей службе я не проявлял никакого интереса, «вместо того, чтобы в должность, я иду гулять по проспекту, в картишки играю,люблю «показать себя», покутить.

III .Объявление темы и цели урока.

IV .Работа над темой урока.

Рассмотрим, как Хлестаков превращается из незначительного и «маленького человека» в «вельможу» и «значительное лицо».В течение урока мы продолжим формировать навыки выразительного чтения по ролям, художественного пересказа.

А кто такой вельможа?

Значение слов

1.Вельможа(от ст.-слав. веле- (великое, знатное) и мог (можение, упование)) -знатный, родовитый и богатый сановник, чиновник; важный и знатный человек. Слово это всегда имело бытовое значение и никогда не было юридическимтермином...
2.Человек, обладающий особым саном или занимающий высокое положение в государстве. Само слово произошло от наречия “вельми” (“вело”), что значит “очень”. Вторая часть понятия "вельможа" – это глагол “может”. Сложив две половинки, мы получаем того, кто обладает большим могуществом.

События комедии тесно связаны между собой. Это подчеркивает III действие, являющееся непосредственным продолжением I действия. Сходство

обнаруживается не только в месте действия (дом городничего), но и в тождестве мизансцен, которыми кончается одно действие и начинается другое.

Работа в группах на выполнение задания 5 мин. (учащиеся получают задания и готовятся отвечать)

Литературоведы

1.Пересказ событий явлений 1-3, действия III (Султанов)

Городничий трепещет от страха и старается всячески перехитрить воображаемого ревизора.

2. Какие чувства испытывают его жена и дочь, поджидая кого – нибудь, кто мог бы им рассказать о приехавшем ревизоре? Как они себя ведут?

Женщины сгорают от любопытства. «Женский мир» противопоставлен «мужскому миру». Рассказ Добчинского о том, что он перетрухнул, слушая, как говорит «вельможа», Анна Андреевна называет вздор.

3. Что важно для Анны Андреевны?

Возраст Хлестакова и внешний вид.

4. Почему мать и дочь противоречат друг другу, выбирая наряд?

Имеют вздорный характер и видят друг в друге соперниц.

Слово учителя

Гоголь создает единый коллективный образ: помещики, чиновники, полицейские, дамы - который можно определить, как единство уездного общества, единство данной социальной среды.

Хлестаков – вне этого единого образа, хотя социально родствен этой среде. Он испытывает ее воздействие, хотя это и не совсем его мир.

Первый этап «эволюции» Хлестакова намечен в III действии, в сцене вранья.

Актеры

Выразительное чтение по ролям явлений 5-6, действия III .

Обращение к иллюстрациям.

Н.В. Гоголь о Хлестакове. «Он почувствовал приятность и удовольствие, что его слушают, угождают, исполняют всё. Что он хочет, ловят с жадностью всё, что он произносит. Он разговорился,никак не зная в начале разговора, куда поведёт его речь… Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор»

Исследователи

Исследовательская работа с текстом.

Выпишите из речи Хлестакова реплики – ответы на «запросы», заполнив вторую часть таблицы.

«Нам ещё более приятно видеть такую особу»

«Как можно-с, вы делаете много чести. Я этого не заслуживаю. Я живу в деревне.»

«Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне еще приятнее».

«Вы, сударыня, заслуживаете. Я живу в деревне... Да деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки».

Городничий: «Чин такой, что еще можно постоять»

«Без чинов прошу садиться»

«Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего»

«Вы, верно, в журналы помещаете?

«Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений»

Как же, я им всем поправляю статьи

«Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?»

«Да это моё сочинение»

«Я думаю, с каким вкусом и великолепием даются балы»

Просто не говорите. На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз.

«Это господина Загоскина сочинение»

Ах да, это правда: это точно Загоскина; а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой.

«Городничий и прочие с робостью встают со стульев»

Меня сам Государственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого... я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам»

Актеры

Что смешит нас в рассказе Хлестакова?

Нелепицы, несуразности, небылицы, которые использует герой в рассказе.

Как достигается комический и сатирический эффект?

Едкой сатирой на высокопоставленное петербургское общество, которое достигается широким применением гротеска и гиперболы.

Какова лексика главного героя?

Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно)

- Найдите в тексте крылатые фразы в комедии «Ревизор» `

"Легкость в мыслях необыкновенная"

Хвастаясь своими литературными способностями, Хлестаков говорит (действие 3, явление 6):

"Моих, впрочем, много есть сочинений: "Женитьба Фигаро", "Роберт-Дьявол", "Норма". Уж и названий даже не помню. И все случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: "Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь". Думаю себе, пожалуй, изволь, братец! И тут же в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях".

"Срывать цветы удовольствия "

Слова Хлестакова (действие 3, явление 5):

«Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

Тридцать пять тысяч курьеров "
Иногда встречаются версии, производные от оригинала: «сорок тысяч курьеров», «тридцать тысяч курьеров» и т. д.

Слова Хлестакова (действие 3, явление 6):

«Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, куда уехал - неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь - просто черт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение, я спрашиваю?»

"Уважение и преданность - преданность и уважение "

Так Хлестаков описывает требования, которые он предъявляет к своим мифическим подчиненным в Петербурге.

Аналитики

1.Почему Хлестаков стал так вдохновенно врать?

Он счастлив. По привычке «маленького человечка» он хочет угодить приятны людям, поэтому и готов сказать и сделать им все, что только они захотят услышать. Окружающие хотят услышать от Хлестакова рассказ о жизни сановника из Петербурга. Ловя их ожидания на лету, он готов «соответствовать». Он чаще всего лишь старается сказать то, чего от него ждут. Он чувствует, что от него ждут похвалы как манны небесной, - и ему не жалко: он хвалит. Завтрак в больнице. От него ждут одобрения уже не завтрака, а больницы., и он изрекает их.

2.Удалось ли Хлестакову «соответствовать» ожиданиям собравшихся?

Да, конечно.

Известный русский писатель С. Сергеев -Ценский в статье о «Ревизоре» доказывал гениальность Хлестакова.«Хлестаков задуман Гоголем не как обыкновенный враль - мели, Емеля, твоя неделя, - а как большой художник, вошедший в роль именно того, за кого его принимают в городишке.»

Давайте вникнем в этот полёт фантазии, - продолжает Сергеев-Ценский. - Во-первых, что это за арбуз в 700 рублей... За 700 рублей можно было купить целую гору арбузов... А во что может превратиться сваренный в Париже суп, пока его довезут на пароходе в Петербург? Такие обыденные вопросы гением отметаются».

3.В чем состоит «гениальность» Хлестакова?

Гениален исключительной легкостью и «незаданностью» выдумки

4.Можно ли утверждать, что воображение Хлестакова гениально смело?

Воображение убого, но дерзко, смело в своей убогости – гениально убого. Нигде не выходит за пределы своего кругозора, своего уровня понимания.

5.Почему чиновники верят подобным глупостям?

Как Вы понимаете слова Дубчинского: «Да так, знаете, когда вельможа говорит, чувствуешь страх?». Глупости говорит не кто-иной, а вельможа.

6.Верит ли сам Хлестаков в этот момент в то, что его персона вызывает страх у окружающих?

Найдите реплику Хлестакова – ответ на вопрос.

Он «отрывисто» кричит на них; а ведь они старше и чиновнее его; но они сделали себе из него кумира, которому позволено все.

V .Итог урока

Шестое явление считают кульминацией комедии. Почему?

Городничий и чиновники дошли до панического состояния, открыв значительность своего гостя. Черты Хлестакова – лживость и хвастливость – вытекают из его ничтожества. В жизни он никто и ничто, «сосулька», лжет «вдохновенно», «художественно», так что поднимает себя на недоступную в жизни высоту.Для чиновников – умный и интересный человек.

Итоги урока.

Показывает, как создаются настоящие «значительные лица» - нелепой ошибкой, глупым страхом среды, творящей себе кумира.

Есть ли Хлестаковы в наши дни?

В чем актуальность комедии в наши дни?

Учитель

Заключительное слово Н.В. Гоголя.

Друзьям моим благодарю вас много, друзья мои. Считаю долгом сказать вам напутственное слово: не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый своё дело… Общество только тогда поправится, когда всякий частный человек займётся собою и будет жить как христианин. Всё придёт тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы законные всему. И человечество двинется вперёд.

«Завещание»

Будьте веселы и светлы духом и сохраните вечно в себе великую истину, которую я вам скажу: препятствия суть наши крылья. Они нам даются для того, чтобы сделать нас сильней и ближе к цели. Это вам говорит человек, изведавший сие по опыту.

Из письма художнику А.А. Иванову

VI .Домашнее задание

1. Прочить IV действие комедии.

Индивидуальное задание:

2. Подготовить пересказ сцен с купцами, слесаршей, унтер-офицершей.

Групповое задание:

3. Выразительное чтение по ролям явлений 3 – 7.

Литература