Дом виктора гюго в безансоне. Виктор Мари Гюго (фр. Victor Marie Hugo). Место рождения Виктора Гюго

Цитадель

Шедевр Вобана, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Цитадель Безансона считается одной из наиболее красивых во Франции. Она возвышается над старым городом и рекой более чем на 100 метров, открывая красивые панорамные виды.

Астрономические часы

Созданные Августином Луцианом Трутом в 1858 – 60 гг, астрономические часы Безансона имеют сложный и точный механизм, состоящий из свыше 30 000 деталей и 11 движущихся частей.

LA CATHEDRALE SAINT JEAN

Кафедральный собор св. Жана.

Кафедральный собор св. Жана имеет две разных апсиды: романский хор и богато украшенный хор 18-го века. Стоит отметить крупный алтарь из белого мрамора, единственный французский образец такого рода, а также «Богоматерь со святыми», нарисованную в 1512 году Фра Бартоломео. Рядом находятся известные астрономические часы, у которого сложно анимированные фигурки изображают воскресение Христа.
Время работы:
Лето 9 – 19, зима 9 – 18.

Дом рождения братьев Люмьер

Auguste и Louis Lumière
(1862-1954) (1864-1948)
Изобретатели кино, братья Люмьер родились в Безансоне, на площади Saint-Quentin (теперь это Place Victor Hugo) в доме № 1. Их отей, Антуан (1840 – 1911), фотограф, содержал свою студию во дворике дома № 59 по улице Rue des Granges (бывший монастырь).

PORTE NOIRE

«Черный ворота», построенные примерно в 175 году н.э. в честь императора Марка Аврелия.

Место рождения Виктора Гюго

На доме, где когда-то родился Виктор Гюго, можно увидеть табличку. Ее повесили 26 февраля 2002 года в напоминание идеалов 19 века, политической борьбы одного из самых известных писателей Франции: « Я хочу великих людей, я хочу свободного человека».
Адрес:
140 Grande rue
25000 BESANCON

Kursaal

Place du theatre
25000 BESANCON
Популярное место для развлечения гостей курортов, Kursaal был построен в 1892 году. В свое время в нем находились цирк и пивоварня.

Le Theatre

Rue Mégevand
25000 BESANCON

Городской театр был построен в 1778 году по плану архитектора Claude Nicolas Ledoux в соответствии с дизайном нового времени. Были созданы комнаты в амфитеатре, созданы места в партере и была сделана первая театральная яма в мире. Коридор театра был разрушен огнем в 1958 году, потом восстановлен.

Дом рождения Жан-Шарля Эммануэля Нодье

Жан-Шарль Эммануэль Нодье
(1780-1844)
Журналист, писатель, лидер романтиков, Шарль Нодье переехал в Париж в 1813 году. Избранный во Французскую академию в 1833 году, он часто упоминает в своих произведениях прелести родного края. Он родился 29 апреля 1780, вероятно, в ныне несуществующем доме, расположенном на площади Victor-Hugo (на месте нынешнего дома № 7), и провел свое детство в доме своего деда, мастера подрядчика Иосифа Нодье, по адресу rue Neuve (ныне rue Charles-Nodier, № 11).

L’Intendance de Besançon

Rue Charles Nodier
25000 BESANCON

В настоящее время в этом здании располагается префектура Ду. Оно было построено в 1770 – 78 гг по заказу Чарля Лакура и служило отелем для управляющего регионом.

Общий план был создан великим парижским архитектором Виктором Луисом, работы по строительству возглавлял Николя Николь. Адаптировав традиционный план таунхауса между двориком и садом, здание управления имеет фасад, выходящий во дворик, украшенный шестью ионическими колоннами, увенчанными фронтоном, а задний фасад сделан в виде ротонды.

LA CITY

Rue Gabriel Plançon
25000 BESANCON
Одновременно бизнес-центр и центр коммуникация, Сите, спроектированный архитектором Студио, символизирует открытие Безансона новым технологиям.

CHAPELLE NOTRE DAME DU REFUGE

18 rue de l’Orme de Chamars
25000 BESANCON

Построенная с 1739 до 1745, эта часовня спроектирована архитектором Николая Николь. Ранее монастырская часовня, она была прикреплена к больнице св. Жака в 1802 году.

Открыто ежедневно, включая праздничные дни с 14:00 до 16:30.
Eglise Saint-Pierre

В 17802 году архитектор Бертрен предложил построить на королевской площади новую церковь, продолженную рядом нео-классических зданий. Церковь была сделана в виде греческого креста в период 1782 – 86 гг. Изначальный проект прервала Французская революция.

HOTEL DE VILLE

Place du 8 septembre
25000 BESANCON
На главное площади города находится ратуша, построенная по проекту мэра Ричарда Сара. Ее фасад сделан в духе дворца эпохи итальянского возрождения. Над крыльцом ратуши можно увидеть орла с двумя колоннами, в напоминание о древнем прошлом города.

EGLISE SAINTE MADELEINE

Работы над этим шедевром архитектора Николя Николь начались в 1746 году и продолжились вплоть до половины 18-го века. Две башни были закончены в 1830 году. Внутри святилище разделено на три нефа, перемежающихся колоннами. Архитектурное единство всей церкви – образец религиозной архитектуры 18-го века.

В церкви находится музей, в котором представлена история дистрикта на протяжении 5 веков.

6 rue de la Madeleine
25000 BESANCON
Tel. : 03 81 81 12 09


Весенним днем, 26 февраля 1802 года, в городе Безансоне, в трехэтажном доме, где жил тогда капитан Леопольд Сижисбер Гюго, родился ребенок – третий сын в семье. Хилый младенец был, по словам матери, «не длиннее столового ножа», однако ему суждено было вырасти в человека могучего физического и духовного здоровья и прожить долгую и славную жизнь. Совсем юным он писал стихи и в 14 лет стал лауреатом Академии






Sur une barricade, au milieu des pavés Souillés dun sang coupable et dun sang pur lavés Un enfants de douze ans est pris avec des hommes. - Es-tu de ceux-là, toi ? – Lenfant dit: - Nous en sommes. - Cest bon, dit lofficier, on va te fusiller, Attends ton tour. – Lenfant voit des éclairs briller, Es tous ses compagnons tomber sous la muraille. Il dit à lofficier: - Permettez-vous que jaille Rapporter cette montre à ma mère chez nous. - Tu veux tenfuir ? – Je vais revenir. – Ces voyous Ont peur ! Où loges-tu ? – Là, près de la fontaine Et je vais revenir, monsieur le capitaine. - Va-t-en, drôle ! – Lenfant sen va. – Piège grossièr ! Et les soldats riait avec leur officier Et les mourants mêlaient à ce rire leur râle. Mais le rire cessa, car soudain lenfant pâle Brusquement reparu, fier comme Viala, Vint sadosser au mur et leur dit: « Me voilà ! » La mort stupide eut honte et lofficier fit grâce. За баррикадами, на улице пустой, Омытой кровью жертв, и грешной и святой, Был схвачен мальчуган одиннадцатилетний! «Ты тоже коммунар?» - «Да, сударь, не последний!» «Что ж! – капитан решил. – Конец для всех – расстрел. Жди, очередь дойдет!» И мальчуган смотрел На вспышки выстрелов, на смерть борцов и братьев. Внезапно он сказал, отваги не утратив: «Позвольте матери часы мне отнести!» «Сбежишь?» - «Нет, возвращусь!» - «Ага, как не верти, Ты струсил, сорванец! Где дом твой?» - «У фонтана». И возвратиться он поклялся капитану. «Ну живо, черт с тобой! Уловка не тонка!» Расхохотался взвод над бегством паренька. С хрипеньем гибнущих смешался смех победный. Но смех умолк, когда внезапно мальчик бледный Предстал им, гордости суровой не тая,




Мир «Отверженных» нам открывается в многочисленных его произведениях. Этот мир мы видим в недавно созданной рок-опере «Нотр Дам» по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери. Главный персонаж романа – Эсмеральда, которую Виктор Гюго описывает с такой любовью


Темной ночью по спящим улицам бродит затравленный человек; когда-то он украл хлеб, потому что был лишен возможности его зарабатывать, все двери захлопнулись перед ним, даже дворовый пес гонит его из своей конуры… Молодая женщина, в былые дни красивая и веселая, а ныне беззубая, остриженная, больная, выходит на улицу в последней отчаянной надежде покормить свое дитя… Босой голодный ребенок, дрожа от страха перед побоями, надрываясь, тащит тяжелое ведро… Это люди из народа, «отверженные», герои романа Гюго, вышедшего в 1862 году. Тридцать лет труда и раздумий отдал писатель этому произведению, которое явилось итогом целого периода его жизни и прославило его на весь мир.


С большой симпатией Виктор Гюго описывает детей. Когда он говорит о Гавроше, он сравнивает его с воробушком. Он говорит: « Он жил, как маленькая птичка на улицах большого города. Когда он голодал, он приворовывал, но он воровал немножко, весело, как это делает маленький воробушек




«Трибун и поэт, он гремел над миром, подобно урагану, вызывая к жизни все, что есть прекрасного в душе человека. Он учил людей любить жизнь, красоту, правду и Францию», - писал о Гюго Максим Горький. Именно в этом, считал великий романтик, и состоит его долг перед народом.

Есть на востоке Франции регион Франш-Конте, известный своим «желтым вином» и сыром Конте. А главный город региона – Безансон. Он мало популярен, если говорить о туристических маршрутах, но истинные ценители знают, что это – жемчужина восточной Франции.

Безансон – это небольшой город с населением чуть больше 100 тысяч. Но выглядит он очень величественно и достойно. Важности этому городу придают фундаментальные средневековые здания. Будто попадаешь в фильм про Гарри Потера. Настолько город аккуратный и опрятный. Совершенно не кричащий и не вызывающий, но гордый своим наследием, которое бережно опекает для тех, кто оценит....

Одним из наиболее ценных памяток является монументальная цитадель XVII века, которая находится на вершине скалы. Зрелище – потрясающее. Осознаешь и мощь времени, и силу и красоту природы. Ведь город очень удачно разместился в изгибе речки Ду, которая огибает город с трех сторон, тогда как с четвертой стороны находится неприступная высокая скала. Эту средневековую цитадель включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Безансон, его достопримечательности

В Безансоне находится много учебных заведений и, соответственно, много студентов, которые создают в достаточно неторопливом из-за массивности зданий городе эффект движения. Кафе, скверы, геометрические парки – всё заполнено передвигающимися студентами.

Оно и не удивительно, ведь в Безансоне – как за каменной стеной. Систему фортификации города составляют 18 оборонных сооружений, и это только ключевых. Вы скажите, что они уже, можно сказать, экспонаты. Возможно, но это лучше чем ничего!

Вообще в городе 186 исторических монументов, которые охраняются городом. По ним можно изучать историю городка, которая началась еще во времена Римской империи, а может и раньше, но свидетелей с того времени не осталось…

Если вас забросило в Безансон, обязательно посетите Крепость города с её музеями, а также зоопарком. Привлекают внимание туриста и Астрономические часы, которые расположены на Соборе Сен-Жан. Кстати, в своё время Безансон являлся центром часового дела во Франции.

Кто такой Виктор Гюго знает каждый образованный человек, но знает ли он, где родился Гюго? Да, именно здесь, поэтому не удивительно, что здесь находится дом-музей Виктора Гюго, который тоже стоит посетить.

Помимо всего перечисленного главный город Франш-Конте манит своими церквями, фонтанами, парками. Можно часами гулять по набережной реки Ду в поисках смысла жизни и истинных ценностей.

Кстати, Безансон, действительно, очень цивилизованный и продуманный город. Еще одним свидетельством тому является забота о туристах. Специально для них в мостовую вмонтированы таблички с указателями, которые помогают добраться до основных достопримечательностей города.

Виктор Гюго – французский писатель, произведения которого вошли в историю и стали бессмертными памятниками литературного достояния. Любитель готики и представитель романтизма всю жизнь презирал законы общества и выступал против человеческого неравенства. Самую популярную книгу «Отверженные» Гюго написал в момент творческого кризиса, но, тем не менее, этот роман стал любимым произведением поклонников автора во всем мире.

Детство и юность

Начало 19 века: во Франции минула великая революция, в стране уничтожены Старый порядок и абсолютная монархия, на смену которым пришла Первая французская республика. В стране процветал лозунг: «Свобода, равенство, братство», а молодой полководец вселял надежду на светлое будущее.

Именно в то время, когда были разрушены древние устои, а во Франции произрастали ростки из зерен революции, у капитана наполеоновской армии Леопольда Сижисбера Гюго родился третий сын. Произошло это событие 26 февраля 1802 года на востоке страны, в городе Безансон. Мальчик, которому дали имя Виктор, был болезненным и слабым, по воспоминаниям его матери Софи Требюше, младенец был «не больше столового ножа».

Семья была богата и жила в большом трехэтажном доме. Леопольд происходил из крестьянского рода, но Великая французская революция позволила мужчине проявить себя. Отец будущего писателя прошел путь от офицера республиканской армии до сторонника Бонапарта и, наконец, стал генералом. Гюго старший часто разъезжал из-за долга службы, поэтому семейство переезжало в Италию, Испанию, Марсель, а также на острова в Средиземном море и Тоскане. Путешествия оставили неизгладимые впечатления на маленького Виктора, которые позже найдут отголосок в произведениях писателя.


Из биографии матери Гюго известно только то, что она приходилась дочерью судовладельца.

Софи и Леопольд старались воспитывать трех мальчиков (Виктора, Абеля и Эжена) в любви, но мировоззрения супругов расходились, отчего они часто ссорились. Требюше придерживалась роялистских и вольтерьянских взглядов и во французской революции была сторонницей династии Бурбонов, тогда как Гюго старший был преданным приверженцем Наполеона. Не только политические распри заставляли родителей будущего писателя расходиться: у Софи была любовь на стороне с генералом Виктором Лагори.


Из-за родительских ссор трое братьев жили то у Софи, то у Леопольда, а в 1813 году мать и отец Виктора Гюго развелись, и женщина переехала в столицу Франции, забрав с собой младшего сына. В будущем Софи не раз жалела и пыталась примириться с супругом, однако тот не желал забывать старые обиды.

Мать оказала значимое влияние на Виктора: ей удалось внушить ребенку, что Бурбоны – приверженцы свободы, а образ идеального монарха сложился у мальчика за счет прочитанных книг.

Литература

Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или , но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.


Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.

Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.


Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.

Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.

В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.


Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу.

Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.


Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.

Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.


Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.

Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.

"Отверженные"

Роман «Отверженные», написанный Гюго в 1862 году – вершина творчества французского писателя, по мотивам которого позже был снят фильм. В концепции литературного сюжета заключаются острые проблемы окружающей жизни, такие как голод и нищета, падение девушек к проституции ради куска хлеба, а также произвол высшего сословия, каковым являлась власть.

Протагонистом произведения является Жан Вальжан, который ради голодающей семьи украл в булочной буханку. Из-за несерьезного преступления мужчина получил в общей сложности 19 лет лишения свободы, а после выхода на волю стал изгоем, которого лишили права на спокойную жизнь.


Козетта. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"

Несмотря на плачевное положение в обществе, у героя романа присутствует цель – сделать бездомную девочку Козетту счастливой.

По мнению биографов французского писателя, книга основана на реальных событиях: в 1846 Гюго лично увидел, как из-за куска буханки арестовали человека.


Гаврош. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"

Также Виктор описывает жизнь задорного мальчишки – сироты Гавроша, который погибает в ходе июньского восстания, прошедшего в 1831 году.

"Собор Парижской Богоматери"

Замысел «Собора Парижской Богоматери» возникает у Виктора Гюго в 1828 году, а сама книга публикуется в 1831. После издания романа Гюго становится новатором: писатель стал первым французом, который написал произведение с историческим подтекстом.

Виктор опирался на опыт всемирно известного писателя-историка . «Собор Парижской Богоматери» имел политический мотив: при жизни автор романа выступал за реконструкцию памятников культуры.


Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"

Поэтому готический собор в Париже, который власти собирались снести, стал главным героем произведения. Роман рассказывает о человеческой жестокости и вечном противостоянии добра и зла. Эта книга носит драматический характер и повествует о несчастном уродливом Квазимодо, влюбленном в красавицу Эсмеральду – единственную жительницу Парижа, которая не насмехалась над бедным служителем храма. После смерти Гюго произведение экранизировалось: на его основе снят знаменитый «Горбун из Нотр-Дама» (1996).

Личная жизнь

Личная жизнь Виктора Гюго отличилась тем, что у него были своеобразные отношения с противоположным полом. В юношестве писатель влюбляется в Адель Фуше, типичную представительницу буржуазии. В 1822 году возлюбленные женятся. У пары родилось пятеро детей (первый ребенок умер в младенчестве), но красавица Адель стала пренебрежительно относиться к Гюго: она не считала супруга талантливым писателем и не прочла ни единой строчки из его произведений. Зато женщина изменяла мужу с его другом Сент-Бева, отказывая Виктору в плотском удовольствии, любое прикосновение писателя раздражало строптивую девицу, однако об изменах она предпочитала молчать.


Позже Гюго влюбляется в светскую куртизанку-красавицу Жульетту, которую содержал князь Анатолий Демидов, не отказывая девушке в роскоши. Новая пассия страстно влюбилась в писателя, который потребовал закончить роман с богатым мужчиной. Но в отношениях Гюго оказался крайне скупым: из изящно одетой барышни новая невеста Виктора превратилась в даму, которая носила лохмотья: автор романов выдавал Жульетте незначительную сумму на расходы и контролировал каждую потраченную монету.


У новой возлюбленной Виктора была мечта стать актрисой, но писатель не приложил никаких усилий, чтобы девушка получила театральную роль.

Позже страсть к постаревшей Жультте у писателя остыла, и он был не против развлечений с девушками на одну ночь, для приема которых организовал отдельный кабинет в своем доме.

Смерть

Умер великий писатель весной 1885 года от пневмонии. Весть о кончине Виктора Гюго мигом облетела всю Францию, миллионы людей скорбели и участвовали в похоронах автора бессмертных романов.


Одним из любимых мест поклонников Гюго стал остров Джерси, где Виктор провел 3 счастливых года и раскрыл себя как поэта.

Библиография

  • «Отверженные»
  • «Собор Парижской Богоматери»
  • «Человек, который смеется»
  • «Последний день приговоренного к смерти»
  • «Девяносто третий год»
  • «Козетта»
  • «Труженики моря»
  • «Гаврош»
  • «Клод Ге»
  • «Эрнани»

Цитаты

  • «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений»;
  • «Великие люди редко появляются в одиночестве»;
  • «Идеи – редкая дичь в лесу слов»;
  • «Осёл, знающий дорогу, стоит большего, чем прорицатель, гадающий наугад»;
  • «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право»;
  • «Мужчину порабощает не только душа женщины, но и ее тело, и чаще тело, чем душа. Душа – возлюбленная, тело – любовница».