С какими драгоценными камнями сравниваются капельки росы. Знакомство с рассказом Львы Толстого «Какая бывает роса на траве

Текстовая часть публикации

Урок литературного чтения в 3а классе

Тема «Какая бывает роса на траве? Сравнение текстов».

Цель урока:
знакомство с новыми рассказами Л. Н. Толстого, развитие умения различать типы текстов.
Задачи:
1. Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста. 2. Развивать умение видеть изобразительные средства языка (сравнения, эпитеты), учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности. 3. Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво. 4. Развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать красоту слова), воображение, произвольное внимание, учить детей видеть красоту природы. 5. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, наслаждение от произведений искусства.
Формирование УУД
Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из символов, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы таблицы 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2)
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Огрмомент. Оргмомент. Вхождение в урок. На уроке разговор свой поведем О прекрасном человеке. Жил он в 19 веке. Знают это имя в мире, Не молчала его лира. Он писал, мечтал, учил. В крымский он поход ходил. Был учёный он и пахарь. За работу брался смело, Создавал, творил умело. Очень Родину любил, И о детях не забыл. Школы он в селе открыл. Детей грамоте учил И велик он, и простой, Имя его… Посмотрите на тему, записанную на доске. Попытайтесь поставить цель урока. (выслушиваются ответы учащихся, ставится цель урока). Систематизация изученного материала. - А сейчас я предлагаю вам рассказать биографию писателя, используя числа: 1828, полтора года, 5, 13, 22, 1859, 26, 1870, 1910, 82. (ответы учащихся) - Как Лев Толстой в детстве называл свою семью? Почему? - С какими литературными жанрами писателя мы познакомились? Приведите пример. - Какой вид этих текстов? Что характерно для текста повествование? - Что такое быль? - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Лев и собачка»). - С какой целью написал автор для нас эту быль? - Кто главные герои? - Зачитайте, как появилась собачка. - Как отреагировал лев. - Расскажите как разворачиваются события в тексте. - Какова главная мысль? -С какой целью написал автор эту быль? -Какой вид текста? Докажите?
Введение в новую тему.
- А сейчас я предлагаю вам тоже побыть в роли писателей.
- У вас на парте лежат листы, в которых написано слово роса. Рядом в колонке, запишите что такое роса, какой вы её представляете. Составьте небольшой текст о росе. Самостоятельная работа. -Выслушиваются ответы детей. - Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью. - Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться. Что объединяет все изображения? (Капля воды или роса) - Наблюдали ли вы это явление природы? (Выслушиваются ответы детей) - Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в " Словаре русского языка". (Дети читают текст из словаря)
Словарь:

1. Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими

водяными каплями.

Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при

наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)

Словарная работа.
- С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (С алмазами)
(Слайд 7) Алмазы (словарь в учебнике с.220)
- прозрачные драгоценные камни. - А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)

Бархат (словарь Ожегова)
- плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом. - Какие еще сравнения вы нашли в тексте?
(Слайд 8)
-Определите тип этого текста. (описание) - Вывешиваю таблицу:
« Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой?

как развивались события. Вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?»
5.
Обобщение. Сходство и различие текстов (3-5 мин.).
6. Рефлексия Составление синквейна со словами текст, роса. 1. Существительное – роса
2. 2 прилагательных – утренняя, алмазная 3. 3 глагола – блестит, сверкает, перекатывается, переливается 4. Предложение из 4 слов – Роса блестит крупными алмазами 5. 6.
Домашнее задание (1-2 мин.).
Стр. 162  «5» - наизусть стихотворение о росе, чтение и пересказ текста.  «4» - чтение и пересказ близко к тексту.

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат.

И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Из книги Книга для таких, как я автора Фрай Макс

Мужества не бывает без страха Для меня (как, наверное, и для подавляющего большинства читателей) Эрих Мария Ремарк начался с романа "Три товарища". Признаться, мне трудно припомнить книгу, которая оказала бы на меня столь же мощное эмоциональное воздействие. Даже сейчас, за

Из книги Историко-философские сочинения князя Н.С. Трубецкого(заметки последнего евразийца) автора Гумилев Лев Николаевич

ЧТО БЫВАЕТ, КОГДА АВТОР БОЛЕЕ ПРАВ, ЧЕМ ЕГО УТВЕРЖДЕНИЕ Особого обсуждения заслуживает одна из ключевых «евразийских» работ Н.С. Трубецкого – «Наследие Чингисхана: взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока». То, что патриотически настроенного автора интересует

Из книги Любовь к далекой: поэзия, проза, письма, воспоминания автора Гофман Виктор Викторович

Из книги Статьи из журнала «Искусство кино» автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Мертвое «да» автора Штейгер Анатолий Сергеевич

Из книги Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания Статьи. Стихотворения автора Злобин Владимир Ананьевич

Из книги Три комиссара детской литературы автора Цукерник Яков Иосифович

Из книги Сполохи [Літературна критика та есеїстика] автора Москалець Костянтин

Из книги Стихотворения. 1915-1940 Проза. Письма Собрание сочинений автора Барт Соломон Веньяминович

Из книги По тонкому льду автора Крашенинников Фёдор

Из книги автора

Из книги автора

Трилогия «Мальчик со шпагой» («Всадники со станции Роса»-«Звёздный час Серёжи Каховского» - «Флаг-капитаны» Не сразу, едва выявив некое несоответствие в реальной жизни супротив привычных формул, начинает писатель новую книгу. Так и между «Валькиными друзьями и

Из книги автора

Роса на рівнині Адасі Негода, і нікуди не хочеться йти. Сиджу за письмовим столом, дивлюсь на хуртовину цвіту, гортаю «Записки від нудьги» Кенко-хосі. Кенко-хосі жив у цьому безмежному і скороминущому світі якихось сім століть тому. Сьогодні я не відчуваю велетенської

Из книги автора

51. «В траве высокой странная покорность…» В траве высокой странная покорность… Ты здесь усни, воспоминание мое! Где ночь была, - восходит час дозорный, Занесено и бдит и ждет Его копье, Под юным небом юные скитанья… Ты здесь усни, воспоминание мое! И если вновь к устам

Из книги автора

167. «Письмо ее… Какая в нем тревога!..» Письмо ее… Какая в нем тревога! В дыханьи частом строки до конца. И точно крылья, крылья у порога - Загар колосьев и загар лица. Как пальцы в дым… как спутанные травы, Огромных слов порыв и немота. И чем же боль, чем скорбь свою

Тема урока: Знакомство с рассказом Львы Толстого «Какая бывает роса на траве»

    Обучающие : ознакомить с новым произведениемТолстого, обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в про­изведении, а также для выражения собственного отношения чи­тающего к изображенным событиям, героям и их поступкам;

    Развивающие: способствовать развитию речи, мыслительных процессов, внимания, памяти, творческих способностей.

    Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес к урокам литературного чтения, воспитывать любовь к книге, к природе, внимательное отношение друг к другу.

    Универсальные учебные действия : развивать умение контролировать и оценивать свою работу и ее результат, планировать свою работу, определять задачу урока, развивать умение сотрудничать друг с другом, выполнять задания творческого и поискового характера.

Тип урока: интегрированный

Оборудование: портрет Толстого, выставка сборников произведений.

    Чтение рассказа «Какая бывает роса на траве»

Сегодня мы ознакомимся с новым рассказом Льва Ни­колаевича Толстого. (Самостоятельное чтение учащимися.)

    Работа после чтения

Вы прочитали рассказ. Что было непонятно?

Алмазы - прозрачные драгоценные камни.

Бархат - плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Прочитаем текст еще раз по цепочке. Попробуйте прочи­тать выразительно, как будто читает один человек. (Повтор­ное чтение текста.)

(Алмазы блестят, переливаются разными цветами; листок внутри мохнат и пушист, как бархат. Росинка, капелька, проскользнет.)

Определите тип текста. Как его можно назвать? (Этот рас­сказ можно назвать описанием.)

Ребята, а вы знаете как появляется роса. В ясные ночи при слабом ветре на стеблях и листьях растений, на траве образуются капли росы. Появление росы - результат охлаждения приземного слоя воздуха. Водяной пар, содержащийся в нем, осаждается в виде мелких капелек воды. Они постепенно сливаются вместе в крупные капли, которые и называют росой. Роса нередко бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звезд. «Утренняя роса добрая слеза, ею лес умывается, с ночкой прощается».
Летом очень сильная роса предвещает ясную погоду без осадков. Это нашло отражение в приметах: «Ранняя и вечерняя роса летом - к ведру», «Ночная роса - к ясному дню», «Роса сильная - к хорошей погоде», «Сухорос (то есть отсутствие росы) - к дождю». Ясная сухая погода переходит в неустойчивую с дождями и грозами, если вечером не выпадет роса: «Тихая, светлая ночь без росы - ожидай дождя», «Трава сухая - ожидай дождя». Выпадение росы задерживает образование заморозков, способствует произрастанию растений. Поэтому возникли приметы: «Обильные росы предвещают урожай», «Без росы и трава не растет». Французы говорят: «В апреле и мае росы - в августе и сентябре богатые покосы».

Вода, собранная с утренних лугов, издревле считалась чистой, чуть ли не святой. А особо чудодейственные свойства до сих пор приписывают росе, появившейся в первый день августа (по старому стилю), на Мокрый Спас. За ней приходят загодя, стараются собрать раньше других. Такая роса называется «непочатой» или «непитой» водой.

Даже в пустынях, где нет ни травы, ни деревьев, люди собирали росу на специально расстеленных полотнах и выжатую из них влагу употребляли в лечебных целях.
Огромную пользу для ног приносит постоянное хождение по утренней росе. Окунитесь в эту живительную влагу, и вы убедитесь сами в ее целебности.

Как известно, наш организм состоит на 70% из воды, и утренняя роса, воздействуя на человека, реагирует с его внутриклеточной жидкостью и особенно с кровью и лимфой. Роса одинаково хорошо впитывает как положительные, так и отрицательные эмоции, поэтому, прежде чем окунуться в росистый луг, обязательно прогоните прочь дурные мысли. Росу можно пить. Для этого применяется метод ускоренного сбора, который немного снижает живительную силу росы, но потерю качества компенсирует количество. Берется белая новая простыня и один день выветривается на солнце. Перед рассветом ее стелят на луг, после чего отжимают в тазик впитавшуюся влагу (в крайнем случае подойдут и несколько льняных белых полотенец, куски марли и т. п.).
Роса - это чистая космическая энергия звезд, отраженная на земле. Чем хороша роса? Тем, что никого не надо убеждать в ее магической силе. Достаточно один раз попробовать - и все тело начинает гореть и пульсировать, ведь энергия звезд и земли желает добра своим детям; утренняя роса буквально проникает во все поры. Уходят болезни, особенно кожные, грибковые, сосудов ног, а также снимается сглаз и некоторые виды порчи, к примеру, наведенная посредством крученого волоса. Утренняя роса буквально запоминает биологически активные молекулы всех трав, поочередно вбирая силу Луны и утреннего Солнца; впитывает голоса птиц, ветра, шелест листьев, теплоту земли, вообще дублирует энергоинформационное поле, которое подпитывает все живое и начинает подниматься снизу вверх, затем опускаясь вниз, ведь утренняя роса - это кожа матери-земли.


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • ознакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого, формировать умение прогнозировать содержание по названию, показать на примерах отличие текста описания, повествования и рассуждения.
  • развивать навыки словесного рисования;
  • развивать речь, воображение, внимание.
  • прививать внимательность, навык наблюдения за окружающим миром, формировать умение видеть прекрасное в обычном

Оборудование: Презентация к уроку

Ход урока

I. Организационный момент.

Приготовились к уроку. Приветствуем друг друга улыбкой. И с хорошим настроением начнем урок чтения.

Что мы будем делать на уроке (Слайд 2 ):

II. Разминка. (Слайд 3)

Надо речью управлять.

лето, утро, роса, алмаз, листок, шарик

Как вы понимаете слово алмаз?

Сегодня мы на уроке постараемся разобраться со словом алмаз и увидеть настоящие алмазы. Хотите?

Скажите, а кто видел алмазы?

Итак, нас объединяет проблема, интерес, и желание получить ответ на поставленный вопрос: где можно найти алмазы? А значит - настоящее исследование! (Слайд 4)

III. Постановка цели. Актуализация знаний.

Итак, у нас урок литературного чтения. Мы начинаем разговор об алмазах. Как вы думаете, какова стилистика текста, рассказывающего про алмазы?

Дети: это может быть художественный текст или научный текст.

1. Закрепление знаний сведений из биографии писателя

А творчество какого писателя мы стали изучать? (указать на портрет писателя). (Слайды 5, 6)

Расскажите, что вы знаете из биографии Льва Николевича Толстого?

Какие произведения Л.Н. Толстого вы ещё знаете? ("Как меня в лесу застала гроза", "Старый дед и внучек", "Корова", "Лгун", "Прыжок", "Акула", "Филиппок", "Лев и собачка", "Осел и лошадь", "Лев и мышь":

Назовите стиль произведений этого замечательного писателя?

2) Закрепление знание произведений писателя

Узнайте отрывки, из каких произведений прозвучат? (Работа по карточкам в парах)

  • №1, №10, №15 - "Как меня в лесу застала гроза"
  • №2, №13 - "Корова"
  • №3 - "Лгун"
  • №4, №8 - "Старый дед и внучек"
  • №5, №9, №12, №14 - "Акула"
  • №6, №11 - "Филиппок"
  • №7 - "Лев и собачка"

У нас самопроверка, проверьте свой ответ и тот, который вы видите на экране.

Всё правильно? (Слайд 7)

Назовите стиль произведений Льва Николаевича Толстого? (художественный)

К какому типу текста относятся эти отрывки? Что такое текст-повествование? (Слайд 8)

(Открыть таблицу на доске)

IV. Новый материал

Существуют и другие типы текстов. А какие в этом нам помогут разобраться произведения Л.Н. Толстого. Есть удивительный вопрос. Отвечая на него, мы как бы рисуем словами предмет, и сразу же в воображении возникает этот предмет. Давайте проверим это. Вот, например, вы видели когда-нибудь росу?

Словесное рисование детьми

Где можно ещё узнать что-нибудь о росе? (из книг, из словарей, из энциклопедий)

Как называется стиль текста в справочной литературе?

Воспользуйтесь словарями в классе, прочитайте про росу. (Самопроверка Слайд 9)

А вот какой увидел росу Лев Николаевич

Чтение учителем произведения "Какая бывает роса на траве".

  • Понравилась ли вам описание росы?
  • Какие чувства у вас вызвало это произведение?
  • С какой целью Толстой написал его?

Первичное чтение детьми вслух.

Вы слушали, как я читаю. Скажите, какой из текстов вам понравился больше: научный текст на слайде, дающий описание росы или текст, написанный Львом Николаевичем Толстым? (Слайд 9)

Дети высказывают своё мнение и говорят о том, что понравился текст Л.Н. Толстого.

Словарная работа с непонятными словами. (Слайд 10)

Кто может объяснить значение этих слов?

Ульяна: Я знаю, что алмаз - это красивый драгоценный камень.

Ты права, правильно

Маша: Мохнатый - это как мой щенок дома, он мохнатый и пушистый, мягкий, у него такая шерсть, что хочется гладить и гладить. И мама говорит, что наш Бим мохнатый.

Егор: Это щенок у тебя мохнатый, а тут про листья рассказ, на них же шерсть не растёт. Разве нет?

Маша: Но ведь и на листочках есть ворсинки, и они кажутся мохнатенькими.

Егор, посмотри, и вы, ребята, посмотрите, у нас в классе на подоконнике стоят цветы. Вот, например, замечательный цветок - герань. Рассмотрите листья этого растения. Видите, на листочках мелкие ворсинки, конечно, это не шерсть животного, но тем не менее благодаря этим ворсинкам такой листок можно назвать мохнатым. А вот фикус, есть у него на листочках ворсинки? У фикуса листочки мохнатые? Уверена, что вы разобрались со значением слова "мохнат".

А что такое бархат?

Лиза: Это, наверное то, из чего делают бархатную бумагу.

Лиза, ты не совсем права, бархат - это ткань, она мягкая и приятная на ощупь. Вспомните свои ощущения, когда вы гладите бархатную бумагу.

Итак, с непонятными словами разобрались. Перейдём к произведению Л.Н. Толстого. Прочитайте его ещё раз в полголоса и, работая в паре, найдите как писатель описывает росу. Зачитайте найденные фрагменты.

Дети читают, работая в парах. (подготовка к выборочному чтению)

Ангелина: в траве видны алмазы.

Соня: переливаются на солнце разными цветами - и жёлтым, и красным, и синим.

Люда: блестят на солнце

Понравилась ли вам описание росы? Почему?

Люда: Мне понравилось, потому что это красиво.

Я предлагаю вам полюбоваться с помощью нашей презентации алмазами в траве (Слайды 12-19 )

Скажите, а как вы думаете, как Лев Николаевич Толстой относится к росе, к тем капелькам, которые он увидел на траве?

Дима: Я думаю, что они ему очень нравятся, потому что они красивые.

Лиза: Я думаю, что он ими восхищается.

Почему вы так решили?

Лиза: Я так думаю, потому что он очень красиво описал росу на листьях.

Посмотрите, у вас в учебнике на этой же странице есть слова в словаре, прочитайте их. Подходят ли эти слова к этому произведению?

Возьмите карточку о росе, которую вы читали в начале урока, можно ли по этому тексту определить отношение автора к написанному?

Как называется текст, в котором чувствуется отношение автора?

Ваня: Такой текст называется художественным.

Правильно, молодец, Ваня! А если это художественный текст, то автор обязательно использует средства художественной выразительности, чтобы показать нам красоту, передать свои чувства и переживания.

Лиза: Я нашла в этом тексте сравнение: листок, как бархат

Умница, Лиза.

Ваня: Здесь ещё есть скрытое сравнение - в траве видны алмазы. Там на самом деле не алмазы, а росинки.

Правильно, Ваня. А кто запомнил, как называется скрытое сравнение?

Лиза: Это эпитет

(Слайд 20)

Правильно, Лиза. А мы продолжаем работать над текстом. Определите жанр этого художественного произведения (Слайд 21) , не забывайте, что свой ответ обязательно надо обосновать.

Маша: Я думаю, что это рассказ, а так как в нём рассказывается и описывается, какая роса - то это рассказ - описание

Учитель: Молодец, Маша, ты своим ответом опередила мой следующий вопрос. Как вы думаете, какой вопрос я бы задала? Проверьте себя. (Слайд 22)

IV этап. Подведение итогов.

Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Методы и приёмы: словесный метод.

Форма организации деятельности: фронтальная.

Учитель: Итак, наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какие цели мы перед собой ставили? (Слайд 23)

С чем или с кем мы сегодня познакомились?

Яна: Мы познакомились с произведением Льва Николаевича Толстого "Какая бывает роса на траве"

Учитель: Что мы читали на уроке?

Люда: Мы читали рассказ из учебника и на карточках

Учитель: А что мы исследовали?

Ваня: Мы исследовали и анализировали рассказ-описание "Какая бывает роса на траве"

Учитель: Молодцы, вы всё правильно сказали. У меня к вам только один вопрос: зачем же Лев Николаевич Толстой написал свой рассказ? Какова цель написания этого рассказа?

Выслушиваются ответы детей, и появляется (слайд 24).

Дима: Я только не пойму, почему росу сравнивают с алмазом, это не правильно, роса мокрая, и если дотронуться, то пальцы намочишь, а алмаз твёрдый. Они с одной стороны похожи, потому что блестят на солнце, а с другой стороны - не похожи.

Работа над возникшей коллизией.

Ребята, Дима прав, он сегодня очень наблюдательный, что же, получается, что писатель ошибся?

Егор: Они же блестят.

Лиза: Я думаю, что алмаз и роса не могут быть полностью похожи, писатель просто вспомнил, что ещё, кроме росы, красиво блестит на солнце и вспомнил про алмаз.

Правильно, Лиза, молодец, именно блеск на солнце подтолкнул писателя сравнить такие два непохожих предмета, именно этот признак приклеек внимание писателя.

Очень хочется задать вам сегодня необычное домашнее задание, оно сегодня творческое и каждый выбирает задание по своим силам и возможностям. I уровень задания более сложный, рассчитан больше на самостоятельную подготовку, он более трудный. II уровень полегче, он рассчитан на работу в учебнике. Каждый из вас выберет своё задание. Согласны? (Слайд 25)

Опрос детей и каждый выбирает домашнее задание.

Спасибо за урок. Урок закончен.

Конспект урока

Дата: 18.02.2015 Класс: 2 «А»

Предмет: Литературное чтение

Тема: Понятие об описании. Л.Толстой «какая бывает роса на траве».

Цель: п ознакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого, формировать умение прогнозировать содержание по названию, показать на примерах отличие текста описания, повествования и рассуждения.

Задачи:

Формировать навык беглого, осознанного чтения;

- Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво; развивать речь, воображение, внимание.

Прививать внимательность, навык наблюдения за окружающим миром, формировать умение видеть прекрасное в обычном;

Воспитывать трудолюбие, внимательность, бережное отношение к природе, доброту,

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, видеофрагменты, презентация;

Ход урока

I. Организационный момент.

Приготовились к уроку. Приветствуем друг друга улыбкой. И с хорошим настроением начнем урок чтения.

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения «Малютка верблюжонок» стр.120.

Чтение пословиц о животных.

(просмотр видеофрагмента о животных)

Ребята, чему учит стихотворение?

Как мы должны относиться к животным?

Почему, писатели, поэты призывают нас к хорошему, доброму отношению км животным?

III. Постановка цели. Актуализация знаний.

Сегодня, мы познакомимся с вами с рассказом Льва Николаевича Толстого.

Расскажите, что вы знаете из биографии Льва Николевича Толстого?

Какие произведения Л.Н. Толстого вы ещё знаете? ("Как меня в лесу застала гроза", "Старый дед и внучек", "Корова", "Лгун", "Прыжок", "Акула", "Филиппок", "Лев и собачка", "Осел и лошадь", "Лев и мышь":

Рассказ о жизни и творчестве писателя. (по слайду.)

Что нового вы узнали о писателе?

Какой это был человек?

Почему Л.Н. Толстой много трудился, и не боялся никакой работы?

(рисование солнышко-открытия)

Назовите стиль произведений этого замечательного писателя?

Назовите стиль произведений Льва Николаевича Толстого? (художественный)

К какому типу текста относятся эти отрывки? Что такое текст-повествование?

Повествование

Что произошло?

Что случилось?

Рассказывает о событии, явлении природы.

IV. Новый материал

Существуют и другие типы текстов. А какие в этом нам помогут разобраться произведения Л.Н. Толстого. Есть удивительный вопрос. Отвечая на него, мы как бы рисуем словами предмет, и сразу же в воображении возникает этот предмет. Давайте проверим это. Вот, например, вы видели когда-нибудь росу?

Словарь:

1. Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.

2 . Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)

«Просмотр видеофрагмента роса»

(Слайд)

Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ?

«Какая бывает роса на траве».

V. Первичное чтение учителем стр. 121

Понравилась ли вам описание росы?

- Какие чувства у вас вызвало это произведение?

Подумайте, с какой целью Толстой написал этот текст?

Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру

Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?

VI. Самостоятельное чтение учащимися

Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве?

(как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый)

VII. Повторное чтение текста по «цепочке».

Словарная работа.

С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (С алмазами)

(Слайд 17) Алмазы - прозрачные драгоценные камни.

А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)

Бархат (словарь Ожегова) - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Какие еще сравнения вы нашли в тексте? (Слайд 18)

Определите тип этого текста (описание)

Учитель на доске вывешивает таблицу:

« Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»

Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, найдите и зачитайте.

(Слайд 19) (Алмазы блестят, переливаются разными цветами;

Листок внутри мохнат и пушист, как бархат…- это метафоры)

Какие изобразительные средства использует автор?

(Сравнения, метафоры)

Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста.

своими чувствами с читателями: «росинка эта вкуснее всякого

напитка кажется»)

VIII. Чтение текста из энциклопедии о росе про себя.

Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.

(Дети читают и приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.)

Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.

Какие названия вы бы могли дать этим текстам - описаниям, к каким стилям они относятся?

IX. Обобщение

Составление синквейна

    Существительное – роса

    2 прилагательных – утренняя, алмазная

    3 глагола – блестит, сверкает, перекатывается, переливается

    Предложение из 4 слов – Роса блестит крупными алмазами

X . Подведение итога урока

Приклейте свою капельку росы под тем солнышком, которое соответствовало вашему настроению на уроке. Выставление оценок.

Домашнее задание