Человек разумный. Формирование человека разумного С чем связано появление человека разумного

Предмет: История
Класс: 5
Тема урока по учебно-тематическому плану: Появление “человека разумного”.
Форма урока: Комбинированный урок
Оборудование: Учебник Уколова и др., контурные карты,документы, сравнительная таблица, История Мультимедиа комплекс, ЦОР “История древнего мира 5 классы”, издательство НФПК, ЦОР “История 5-е классы” издательство “Просвещение”, ЦОР “Атлас истории Древнего мира ”, собственная презентация
Цель: Доказать, что “человек разумный” наш современник.
Задачи: Развитие познавательного интереса

Воспитание любви к всеобщей истории и следственно к своей Родине

Формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками

Ожидаемые результаты: самостоятельно продолжить рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объяснить разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнить отличия рас друг от друга и сделать выводы; выявлять закономерность исторического развития; сравнивать и делать логические выводы. Ответить на проблемный вопрос.

Цель урока: доказать, что “человек разумный” - наш современник.

Оборудование урока: карта “Территории государств в древности”, презентация, задания. Макеты орудий труда, подготовленные к уроку.

Опрос Д.З.

  • вопросы №1-3 (3чел)
  • задание №1-3 (устно)

Новый материал.

Назвать цель урока.

Открыть тетради и записать дату и тему урока.

“Появление “человека разумного”. (Слайд №1 )

На каких континентах жил древнейший человек. (Африка, Евразия ) Показать на карте.

Вспомним теории о происхождении человека (божественная, инопланетная, от крупного млекопитающего)

Чарлз Дарвин (Слайд №2)

Что такое эволюция (Слайд №3) Записываем в тетради.

Посмотрим, как происходило развитие человека или антропогенез – антропо (человек) и генез (развитие). (Слайд №4)

Кто изображен Слайд №5 . (южная обезьяна )

Кто изображен Слайд №6 .(обезьяночеловек)

Все вместе они составляли название “человек умелый”.

Когда появился “человек умелый” (ок. 2,5 млн. лет назад)

Какими были главные занятия древнего человека. (Слайд № 7)

Что такое собирательство.

Какой тип хозяйства вел древний человек.(присваивающее)

Почему. (все необходимое для жизни брал из природы )

Что умел изготовлять “человек умелый”. (орудия труда и оружие) (Слайд №8) + макеты орудий

Из какого материала человек изготовлял орудия труда и оружие. (Дерево и камень )

Как называется такой век, в котором орудия и все необходимое делалось из камня. (каменный)

Из скольких периодов состоит каменный век. (трех) Как они называются и что означают? (палеолит, мезолит, неолит)

Что способствовало развитию мышления человека? (труд)

Эволюция продолжалась и на смену “человек умелый” пришел “человек разумный”. (Слайд № 9) Запись в тетради.

К этому типу относятся неандерталец и кроманьонец. Запись в тетради.

Где его родина. Читаем текст с.18 посл.абзац . Неандерталец (Приложение №10 ) получил название по месту первой находки его останков в долине Неандерталь в Германии. У него были сильно развитые надбровные дуги, мощные выдвинутые вперед челюсти с крупными зубами.

Неандерталец не мог отчетливо говорить, так как голосовой аппарат у него был недостаточно развит. Неандертальцы делали орудия из камня, строили примитивные дома. Они охотились на крупных зверей. Их одеждой были звериные шкуры. Хоронили умерших в вырытых могилах. У них впервые появились представления о смерти как о переходе в загробный мир. (Слайд №11 – 14).

Как назывались места, где древние люди по долгу останавливались. (стоянка) (Слайд №15)

Долгое время считалось, что неандертальцы были непосредственными предшественниками человека современного типа. Однако сейчас ученые отказались от данной точки зрения и считают неандертальцев тупиковым видом. Неандертальцы некоторое время жили с другим видом “человека разумного” - кроманьонцем, останки которого впервые были найдены в пещере Кро-Маньон во Франции.

(Слайд № 16)

Есть ли сходство кроманьонца с современным человеком. (Да)

- Кроманьонцы – наши прямые предки. Ученые называют кроманьонцев, как современных людей, “хомо сапиенс, сапиенс”, т.е. “человек разумный, разумный”. Тем самым подчеркивается, что человек является обладателем самого развитого разума на нашей планете.

40-30 тысяч лет назад – появился кроманьонец . (запись в тетради )

Благодаря постоянному труду, объем мозга человека увеличивался. (Слайд №17)

Человек начинает все более осмысленно трудиться, учится говорить и общаться с сородичами.

Ледниковый период. (Слайд №18 ) Запись в тетради.

Во время оледенения в Европе лишь на короткий период земля оттаивала, и на ней появлялась скудная растительность. Но, ее хватало для пропитания – мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, северных оленей.

Как вы думаете, какое занятие становится главным у людей и почему. (Охота, т.к. осталась скудная растительность)

Охота в ледниковый период превращается в важнейшее занятие кроманьонцев. Орудия стали изготовлять не только из камня, но и из кости и рога диких животных.

Кроме этого появились костяные иглы, которыми шили одежду из лисицы, волка, и др. животных. (Слайд №19)

Какими способами охотились древние люди на диких животных. (Слайды №20-22)

Изменилось и жилище. (Слайд №23) Читаем. С 20 посл. Абзац.

Можно ли было охотиться на дикого зверя и строить дома в одиночку. (Нельзя)

Требовались десятки людей, организованных, собранных, дисциплинированных. Люди стали жить родовыми общинами. (Слайд № 24) Запись в тетради.

В такую семью входило несколько больших семей, которые образовывали род. Мужчины сообща охотились. Совместно изготовляли орудия труда и строили жилище. Особым уважение пользовалась женщина-мать. Первоначально родство велось по материнской линии. В местах обитания древних людей часто находят искусно сделанные женские фигурки.

Что делали женщины. (Занимались собирательством, готовили пищу, следили за огнем, сохраняли запасы пищи, шили одежд, и главное – растили детей)

Родом управляли старейшины – наиболее мудрые и опытные члены рода.

Сообщение на тему “Воспитание детей в родовой общине)

Как вы думаете, почему так жестко воспитывали доисторических мальчиков. (это время – время выживания, и от того как ты будешь подготовлен к жизни, зависит будущее тебя и твоих близких)

С появлением кроманьонца стали формироваться человеческие расы. Раса – группа человечества. Всего в мире их существует- три. (Слайд № 25) Запись в тетради.

Чем человеческие расы различаются. (Слайд № 26 – 28) (Цветом кожи, разрезом глаз, цветом и видом волос, длиной и формой черепа).

Вывод: расы различаются только внешними признаками. Все расы обладают равными возможностями для развития.

Закрепление.

Задание №4. Группами и все вместе.

Вернемся к цели нашего урока. Вспомните, сегодня на уроке мы с вами говорили, что ученые называют кроманьонца и современных людей – “хомо сапиенс”,

“человек разумный”. Докажите почему? (внешний облик; человек приобрел качества, которые стали отличать от животного мира: сознание, труд, речь, общение)

(Слайд № 29)

Оценки за урок:

IV. Домашнее задание.

& 4 (в.1,2 у.); творческое задание. “Я – писатель”

Задание №1.

Вставьте недостающие слова.

А) Древнейшие люди жили на земле более ________ лет назад.

Б) Главным отличием древнейших людей от животных было ________.

В) Древнейшими орудиями труда были: ______________.

Г) У древнейших людей было два главных способа добывания пищи _________.

Задание №2.

Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

В гроте Тешик -Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла – 767, леопарда – 1.

Задание №3.

Продолжи рассказ. Почему старейшина так поступил?

“… Крек рассказал всё, что с ними случилось, почему они не могли во время вернуться в пещеру. Он попробовал разжалобить стариков.

Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, - задыхаясь, закончил мальчик свой рассказ, - и только потом я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения.

Огонь умер… - проворчал один начальник. – И пусть он будет отомщён.

Крек и Ожо растерянно озирались кругом. Дикие крики, взывавшие о мести, становились всё громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость.

Старший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и …”.

Задание №4.

Заполни таблицу, отметив знаком “+” членов родовой общины, которые выполняли перечисленные дела и обязанности. Подчеркни ту работу, которую мужчины, женщины и дети делают и в наши дни.

Дела и обязанности Мужчины Женщины Дети Старейшина
1 Рыть ямы и ловушки
2 Строить жилища
3 Изготавливать орудия труда
4 Шить одежду
5 Готовить пищу
6 Поддерживать огонь
7 Растить детей
8 Собирать фрукты, орехи, сладкие корешки
9 Проверять запасы пищи
10 Учить делать орудия труда
11 Рассказывать предания рода

Задание №5.(Домашнее задание)

Человеческая жизнь на Земле появилась приблизительно 3,2 млн. лет назад. До сих пор человечеству не известно достоверно, каким образом зародилась человеческая жизнь. Существует ряд теорий, которые предоставляют свои варианты происхождения человека.

Самые известные из этих теорий - это религиозная, биологическая и космическая. Существует также археологическая периодизация жизни древних людей, которая основывается на том, из какого материала в разное время производились орудия труда.

Эпоха Палеолита - появление первого человека

Появления человека связывают с эпохой Палеолита – каменного века (от греческого « палеос» - древний, «литос» - камень). Первые люди жили небольшими стадами, их хозяйственная деятельность заключалась в собирательстве и охоте. Единственным орудием труда было каменное рубило. Язык заменяла жестикуляция, человек руководился исключительно собственными инстинктами самосохранения и во многом был похож на животное.

В эпоху Позднего Палеолита завершилось умственное и физическое формирование современного человека, лат. Homo sapiens, человека разумного.

Особенности человека разумного: анатомия, речь, орудия труда

Человек разумный отличается от своих предшественников умением абстрактно мыслить и выражать свои мысли в членораздельной речевой форме. Человек разумный научился строить первые, хотя и достаточно примитивные жилища.

Первобытный человек имел ряд анатомических отличий от человека разумного. Мозговая часть черепа была значительно меньше по сравнению с лицевой. Так как человек разумный был более умственно развитым, его строение черепа абсолютно меняется: лицевая часть уменьшается, появляется плоский лоб, появляется подбородочный выступ. Руки человека разумного значительно укорачиваются: ведь ему больше не нужно заниматься собирательством, на смену ему приходит земледелие.

Человек разумный значительно совершенствует орудия труда, их уже существует более 100 видов. На смену первобытному стаду уже приходит сформированная родовая община: Homo sapiens четко определяет своих родственников среди множества людей. Благодаря умению анализировать, он начинает наполнять окружающие объекты и явления духовным смыслом – так зарождаются первые религиозные верования.

Человек разумный уже не так сильно зависит от природы: на смену охоты приходит скотоводство, он может также самостоятельно выращивать овощи и фрукты, не прибегая к собирательству. Благодаря тому, что человек смог приспособится к окружающей среде и бороться со стихийными бедствиями, его средний показатель жизни увеличивается примерно на 5 лет.

Позже, с усовершенствованием орудий труда, человек разумный создаст классовое общество, которое говорит, прежде всего, о материальном превосходстве и умении создавать личное имущество. Человеку разумному присуща вера в духи умерших предков, которые якобы помогают и покровительствуют ему.

Смотря на эволюционное развитие человечества, душу охватывает восхищение его силой воли и умением бороться с различными препятствиями на своем пути. Благодаря чему, человек смог не только выйти из пещеры, но и самостоятельно строить современные небоскребы, реализовываться в науке и искусстве, полностью подчинив себе природу.

На протяжении длительного времени в антропогене биологические факторы и закономерности постепенно вытеснялись социальными, что обеспечило, наконец, появление в верхнем палеолите человека современного типа – Homo sapiens, или человек разумный. В 1868 году в пещере Кро-Маньон во Франции было обнаружено пять человеческих скелетов вместе с каменными орудиями и просверленными раковинами, поэтому Homo sapiens еще часто называют кроманьонцами. До появления человека разумного на планете существовал другой гуманоидный вид, называемый неандертальцами. Они заселяли практически всю Землю и отличались крупными размерами, серьезной физической силой. Объем их мозга был практически как у современного землянина – 1330 см3.
Неандертальцы жили в эпоху великого оледенения, поэтому им приходилось носить одежду, изготовленную из звериных шкур, и укрываться от холодов в глубине пещер. Единственным их соперником в природных условиях мог быть только саблезубый тигр. У наших предков были сильно развиты надбровные дуги, они обладали мощной выдвинутой вперед челюстью с крупными зубами. Останки, найденные в палестинской пещере Эс-Схул, на горе Кармел, со всей очевидностью говорят о том, что неандертальцы – предки человека современного типа. В этих останках сочетаются как древние неандертальские черты,так и особенности, характерные уже для современного человека.
Предполагается, что переход от неандертальца к человеку нынешнего типа происходил в наиболее благоприятных в климатическом отношении регионах земного шара, в частности, в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, Крыму и на Кавказе. Последние исследования показывают, что неандерталец некоторое время жил даже одновременно с кроманьонцем – прямым предшественником современного человека. Сегодня неандертальцев принято рассматривать как своеобразную боковую ветвь эволюции Homo sapiens.
Кроманьонцы появились около 40 тыс. лет тому назад в Восточной Африке. Они заселили Европу и в течение весьма непродолжительного периода полностью вытеснили неандертальцев. В отличие от своих предков, кроманьонцы отличались большим деятельным мозгом, благодаря которому в короткий промежуток времени сделали невиданный шаг вперед.
Поскольку человек разумный жил во многих регионах планеты с различными природными и климатическими условиями, это наложило определенный отпечаток на его внешний облик. Уже в эпоху верхнего палеолита стали развиваться расовые типы современного человека: негройдно-австралоидная, европейско-азиатская и азиатско-американская, или монголоидная. Представители различных рас отличаются цветом кожи, разрезом глаз, цветом и видом волос, длиной и формой черепа, а также пропорциями тела.
Важнейшим занятием для кроманьонцев стала охота. Они научились делать дротики, наконечники и копья, изобрели костяные иглы, с их помощью сшивали шкуры лис, песцов и волков, а также начали строить жилища из костей мамонта и других подручных материалов.
Для коллективной охоты, строительства жилища и изготовления орудий люди стали жить родовыми общинами, состоявшими из нескольких больших семей. Женщины считались ядром рода и были хозяйками в общих жилищах. Разрастание лобных долей человека способствовало усложнению его общественной жизни и разнообразию трудовой деятельности, обеспечило дальнейшую эволюцию физиологических функций, двигательных навыков и ассоциативного мышления.

Постепенно совершенствовалась техника производства орудий труда, увеличивался их ассортимент. Научившись пользоваться преимуществами своего развитого интеллекта, человек разумный стал полновластным хозяином всего живого на Земле. Помимо охоты на мамонтов, шерстистых носорогов, диких лошадей и бизонов, а также собирательства, Homo sapiens освоил и рыболовство. Менялся и образ жизни людей – началось постепенное оседание отдельных групп охотников и собирателей в обильных растительностью и дичью лесостепных районах. Человек научился приручать животных и одомашнивать некоторые растения. Так появилось скотоводство и земледелие.
Оседлый образ жизни обеспечил быстрое развитие производства и культуры, что привело к расцвету жилищного и хозяйственного строительства, изготовлению разнообразных орудий труда, изобретению прядения и ткачества. Начал складываться совершенно новый тип хозяйствования, и.люди стали меньше зависеть от капризов природы. Это привело к увеличению рождаемости и распространению человеческой цивилизации на новых территориях. Изготовление более совершенных орудий труда стало возможным благодаря освоению золота, меди, серебра, олова и свинца примерно в IV тысячелетии до нашей эры. Происходило общественное разделение труда и специализация отдельных племен в производственной деятельности в зависимости от тех или иных природно-климатических условий.
Делаем выводы: в самом начале эволюция человека происходила очень медленными темпами. Понадобилось несколько миллионов лет, прошедших с момента возникновения древнейших предков, чтобы человек достиг этапа своего развития, на котором научился создавать первые наскальные рисунки.
Но с появлением на планете Homo sapiens все его способности начали стремительно развиваться, и за сравнительно небольшой промежуток времени человек превратился в господствующую форму жизни на Земле. Сегодня наша цивилизация уже достигла отметки в 7 млрд людей и продолжает расти. При этом по-прежнему работают механизмы естественного отбора и эволюции, однако эти процессы медленны и редко поддаются прямому наблюдению. Возникновение Homo sapiens и последовавшее за этим стремительное развитие человеческой цивилизации привели к тому, что природа постепенно начала использоваться людьми для удовлетворения их собственных потребностей. Воздействие людей на биосферу планеты произвело в ней существенные перемены – изменился видовой состав органического мира в окружающей среде и природе Земли в целом.

Появление человека разумного стало результатом длительного эволюционного развития, занявшего десятки миллионов лет.


Первые признаки жизни на Земле зародились около 4 млрд. лет назад, в дальнейшем возникли растения и животные, и только примерно 90 млн. лет назад на нашей планете появились так называемые гоминиды, которые были самыми ранними предшественниками Хомо Сапиенс.

Кто такие гоминиды?

Гоминидами называют семейство прогрессивных приматов, ставших прародителями современных людей. Появившись около 90 млн. лет назад, они обитали на территории Африки, Евразии и .

Примерно 30 млн. лет назад на Земле началось глобальное похолодание, во время которого гоминиды вымерли повсеместно, за исключением африканского континента, южной части Азии и Америки. В эпоху миоцена приматы пережили продолжительный период видообразования, в результате чего от них отделились ранние предки людей – австралопитеки.

Кого такие австралопитеки?

Кости австралопитеков были впервые найдены в 1924 году в африканской пустыне Калахари. По мнению ученых, эти существа относились к роду высших приматов и жили в период от 4 до 1 млн. лет назад. Австралопитеки были всеядными и могли перемещаться на двух ногах.


Не исключается, что к концу своего существования они научились пользоваться камнями для раскалывания орехов и других нужд. Примерно 2,6 млн. лет назад приматы разделились на две ветви. Первый подвид в результате эволюции преобразовался в человека умелого, а второй – в австралопитека африканского, впоследствии вымершего.

Кто такой человек умелый?

Человек умелый (Homo habilis) был самым первым представителем рода Homo и существовал на протяжении 500 тысяч лет. Являясь высокоразвитым австралопитеком, он имел достаточно крупный головной мозг (около 650 граммов) и совершенно сознательно изготавливал орудия труда.

Считается, что именно человек умелый сделал первые шаги по подчинению окружающей природы, таким образом перешагнув границу, которая отделяла приматов от людей. Homo habilis обитали в стоянках и для создания орудий труда использовали кварц, который приносили в свое жилище из отдаленных мест.

Новый виток эволюции превратил человека умелого в человека работающего (Homo ergaster), появившегося около 1,8 млн. лет назад. Мозг этого ископаемого вида был гораздо крупнее, благодаря чему он мог изготавливать более усовершенствованные орудия труда и разжигать огонь.


В дальнейшем человека работающего сменил человек прямоходящий (Homo erectus), которого ученые рассматривают уже как непосредственного предка людей. Эректусы могли делать орудия из камня, носили шкуры и не гнушались питаться человечиной, а впоследствии научились готовить еду на костре. В дальнейшем они распространились из Африки по всей территории Евразии, включая Китай.

Когда появился человек разумный?

До сегодняшних дней ученые полагают, что человек разумный заменил человека прямоходящего и его неандертальский подвид примерно 400–250 тысяч лет назад. Согласно исследованиям ДНК ископаемых людей, Хомо Сапиенс произошел из Африки, где около 200 тысяч лет назад проживала Митохондриальная Ева.

Этим именем палеонтологи нарекли последнего общего предка современного человека по материнской линии, от которого людям досталась общая хромосома.

Предком по мужской линии был так называемый «Y-хромосомный Адам», существовавший несколько позже – около 138 тысяч лет назад. Митохондриальную Еву и Y-хромосомного Адама не следует отождествлять с библейскими персонажами, поскольку оба они являются лишь научными абстракциями, принятыми для более упрощенного исследования появления человека.


В целом же в 2009 году после проведения анализа ДНК жителей африканских племен ученые пришли к выводу, что древнейшей человеческой ветвью в Африке были бушмены, ставшие, вероятно, общими прародителями всего человечества.

Почему людей называют людьми? Для взрослого человека этот вопрос может показаться несколько «детским». Однако родителям зачастую довольно непросто ответить на него ребенку. Давайте же выясним, как появился человек разумный (homo sapiens) и что подразумевают под этим понятием.

Что подразумевают под определением «человек»?

Каково же понятие слова «человек»? Согласно энциклопедическим данным, человек - живое существо, одаренное разумом, свободной волей, даром мышления и речи. Исходя из определения, лишь люди обладают способностью к осмысленному созданию орудий труда и их использованию в ходе организации общественного труда. Кроме того, человеку подвластно передавать собственные мысли другим индивидуумам с помощью набора речевых символов.

Появление человека разумного

Первые сведения о человеке разумном датируются эпохой каменного века (палеолит). Именно в этот период, по мнению ученых, люди научились организовываться в небольшие группы в целях совместного поиска пропитания, защиты от диких животных, выращивания потомства. Первая хозяйственная деятельность людей заключалась в охоте и собирательстве. В качестве орудий труда использовались всевозможные палки и каменные рубила. Общение между людьми эпохи каменного века происходило путем жестикуляции.

Поначалу представители homo sapiens руководствовались при организации стадной жизни исключительно инстинктами выживания. В данном плане первые люди были больше похожи на животных. Физическое и психическое формирование человека разумного завершилось в период позднего палеолита, когда появились первые зачатки устной речи, в группах начало происходить распределение ролей, а орудия труда стали более продвинутыми.

Характерные особенности человека разумного

Почему людей называют людьми? Представители вида «человек разумный» отличаются от своих примитивных предшественников наличием абстрактного мышления, умением выражать свои намерения в словесной форме.

Чтобы понять, почему людей называют людьми, давайте исходить из определения. Человек разумный научился совершенствовать орудия труда. В настоящее время найдено более 100 предметов отдельного назначения, которыми пользовались при организации жизни в группах люди эпохи позднего палеолита. Человек разумный умел сооружать жилища. Хотя поначалу они были достаточно примитивными.

Постепенно на смену стадной жизни пришли родовые общины. Первобытные люди начали идентифицировать своих родственников, различать представителей вида, которые относятся к враждебным группам.

Организация примитивного общества с распределением ролей, а также наличие умения анализировать обстановку привели к устранению полной зависимости от факторов окружающей среды. На смену собирательству пришло выращивание растительной пищи. Охота постепенно была заменена скотоводством. Благодаря такой приспособленческой деятельности показатели средней продолжительности жизни человека разумного существенно возросли.

Осознание речи

Отвечая на вопрос, почему людей называют людьми, отдельно стоит рассмотреть речевой аспект. Человек - единственный вид на Земле, что умеет формировать сложные комбинации звуков, запоминать их и идентифицировать послания от других индивидуумов.

Зачатки вышеуказанных способностей отмечаются и у некоторых представителей животного мира. Например, некоторые пернатые, которые знакомы с речью человека, умеют довольно точно воспроизводить отдельные фразы, однако не понимают их смысла. По сути, это лишь подражательные возможности.

Чтобы осознавать значение слов, создавать осмысленные комбинации звуков, требуется особая сигнальная система, которая имеется лишь у человека. Биологи неоднократно пытались обучить отдельных существ, в частности приматов и дельфинов, системе символов, используемых для общения человеком. Однако подобные опыты дали малозначительные результаты.

В заключение

Возможно, именно способности доисторического человека к организации жизни в группах, общению, созданию орудий труда, распределению социальных ролей позволили современным людям занять доминирующее место на планете среди всех живых существ. Таким образом, допускается, что наличие культуры позволяет нам именоваться людьми.