Солист группы дип перпл. Грязная тайна Дип Пёпл

Deep Purple - британская рок-группа, образованная в феврале 1968 года в Хартфорде, Англия. Она считающаяся одной из самых заметных и влиятельных в хард-роке 70-х годов. Музыкальные критики считают Deep Purple одними из основателей хард-рока и высоко оценивают их вклад в развитие прогрессивного рока и хеви-метала. Музыканты «классического» состава Deep Purple (в частности, гитарист Ричи Блэкмор, клавишник Джон Лорд, барабанщик Иэн Пейс) считаются инструменталистами-виртуозами. В мире продано более 100 миллионов копий их альбомов.

Первый состав Deep Purple (Эванс, Лорд, Блэкмор, Симпер, Пэйс)

Более чем за 40 лет истории существования группы её состав неоднократно менялся, в общей сложности в разное время в группе выступали 14 человек. Ударник Иэн Пэйс является единственным музыкантом, участвовавшим во всех составах Deep Purple.

Составы Deep Purple принято нумеровать Mark X (сокращённо MkX), где X - номер состава. Существуют два разных способа нумерации - хронологический и персональный. Первый даёт на два состава больше из-за того, что в 1984 и 1992 годах группа возвращалась к составу Mark 2. Из-за этой неопределённости фанаты группы часто называют составы по имени участников, которые были заменены.

Состав Mark 2 (Гиллан, Блэкмор, Гловер, Лорд, Пэйс) считается «классическим» составом Deep Purple, поскольку именно в этом составе группа приобрела всемирную известность и записала ставшие классикой хард-рока альбомы In Rock, Fireball и Machine Head. Впоследствии этот состав собирался ещё дважды и записал в общей сложности 7 студийных альбомов из 19, выпущенных группой к настоящему моменту.

В полной мере потенциал нового состава реализовался в конце 1969 года, когда Deep Purple приступили к записи нового альбома. Едва группа собралась в студии, как Блэкмор категорически заявил: в новый альбом войдёт только всё самое волнующее и драматичное. Требование, с которым согласились все, стало лейтмотивом работы. Работа над Deep Purple In Rock продолжалась с сентября 1969 года по апрель 1970-го. Выпуск альбома задержался на несколько месяцев, пока обанкротившийся Tetragrammaton не перекупила компания Warner Brothers, автоматически унаследовавшая и контракт Deep Purple.

Тем временем Warner Bros. выпустили в США Live In Concert - запись с Лондонским филармоническим оркестром - и вызвали группу в Америку выступить в Hollywood Bowl. После ещё нескольких концертов в Калифорнии, Аризоне и Техасе 9 августа Deep Purple оказались вовлечены в очередной конфликт: на этот раз на сцене Национального джазового фестиваля в Пламптоне. Ричи Блэкмор, не желая уступать своё время в программе опоздавшим Yes, устроил мини-поджог сцены и вызвал пожар, из-за чего группа была оштрафована и практически ничего за своё выступление не получила. Остаток августа и начало сентября группа провела в гастролях по Скандинавии.

Альбом In Rock вышел в сентябре 1970 года; он поднялся до 4 места в UK Albums Chart и в первой тридцатке списков продержался более года (в США поднявшись лишь до 143 места). Менеджмент не сумел выбрать из материала альбома сингл, и группа отправилась в студию, чтобы срочно что-нибудь записать. Созданный почти спонтанно «Black Night» обеспечил Deep Purple второе место в UK Singles Chart и стал на некоторое время визитной карточкой группы.

В декабре 1970 года вышла рок-опера, написанная Эндрю Ллойд Веббером по либретто Тима Райса - «Иисус Христос - суперзвезда», которая стала мировой классикой. Заглавную партию в оригинальном (студийном) варианте альбома исполнил Иэн Гиллан. В 1973 году на экраны вышел фильм «Иисус Христос - суперзвезда», который от оригинала отличали аранжировки и вокал Теда Нили (англ. Ted Neeley) в роли Иисуса.

Fireball вышел в июле в Британии и в октябре - в США. Группа провела американские гастроли, а британскую часть тура завершила грандиозным шоу в лондонском Альберт-холле, где в королевской ложе были размещены приглашённые родители музыкантов.

Deep Purple договорились с Rolling Stones об использовании их передвижной студии Mobile, которую предполагалось расположить около концертного зала «Казино». В день приезда группы, во время выступления Фрэнка Заппы и The Mothers of Invention (куда отправились и участники Deep Purple), произошёл пожар, вызванный выстрелом из ракетницы, посланной кем-то из зрителей в потолок. Здание сгорело, и группа арендовала пустовавшую гостиницу Grand Hotel, где и завершила работу над пластинкой. По свежим следам была создана одна из самых знаменитых песен группы, «Smoke On The Water». Если верить легенде, текст Гиллан набросал на салфетке, глядя из окна на поверхность озера, окутанного дымом, а заголовок предложил Роджер Гловер, которому якобы приснился ночной кошмар и он, проснувшись, повторял «дым над водой, дым над водой».

Альбом Machine Head вышел в марте 1972 года, поднялся до первого места в Британии и разошёлся 3-миллионным тиражом в США, где сингл Smoke On The Water вошёл в первую пятёрку «Биллборда».

В июле 1972 года Deep Purple вылетели в Рим для записи следующего студийного альбома (вышедшего впоследствии под заголовком Who Do We Think We Are). Все участники группы были морально и психологически истощены, работа проходила в нервной обстановке - ещё и из-за обострившихся противоречий между Блэкмором и Гилланом. 9 августа студийная работа была прервана, и Deep Purple отправились в Японию. Записи проведённых здесь концертов вошли в альбом Made in Japan.

«Идея живого альбома - добиться как можно более естественного звучания всех инструментов при энергетической подпитке от публики, которая способна вытянуть из группы такое, что она никогда не смогла бы создать в студии», - говорил Блэкмор.

В 1972 году Deep Purple пять раз вылетали на гастроли в Америку, а шестой тур прервали уже из-за болезни Блэкмора. К исходу года по общим тиражам пластинок Deep Purple были объявлены популярнейшей группой мира, обойдя Led Zeppelin и Rolling Stones.

Deep Purple. 2004 год

Состав Вокал Гитара Бас-гитара Клавишные Ударные
Mark 1 Род Эванс Ричи Блэкмор Ник Симпер Джон Лорд Иэн Пэйс
Mark 2 Иэн Гиллан Роджер Гловер
Mark 3 Дэвид Ковердейл Гленн Хьюз
Mark 4 Томми Болин
Mark 5 (2a, 2.2) Иэн Гиллан Ричи Блэкмор Роджер Гловер
Mark 6 (5) Джо Линн Тёрнер
Mark 7 (2b, 2.3) Иэн Гиллан
Mark 8 (6) Джо Сатриани
Mark 9 (7) Стив Морс
Mark 10 (8) Дон Эйри

60-е годы XX в. стали для рок-музыки особенно важными, потому что именно в это время появились на свет такие коллективы, как Rolling Stones, The Beatles, Led Zeppelin, Pink Floyd. И особенное место заняла Deep Purple - легендарная рок-группа «тёмно-лиловых тонов». Она заняла особое место на сцене. Самое главное, что нужно сказать о Deep Purple: дискография их слишком разнообразна, чтобы о ней можно было говорить однозначно. Путь музыкантов был извилист и покрыт терниями, которые очень сложно было преодолеть.

Общая информация

Что сегодня известно о коллективе Deep Purple? Дискография группы полна сюрпризов, поэтому каждый альбом заслуживает отельного внимания из-за особой уникальности. Многие помнят коллектив именно благодаря гитарным соло Ричи Блэкмора и органным партия Джона Лорда, и думают, что на этом заканчивается потенциал Deep Purple. Музыка даёт этому полное опровержение, потому что даже после ухода лидеров коллектив не распался и записал несколько дисков. Совместными усилиями группа смогла добиться ошеломительного успеха на мировой сцене и заслужить себе статус «культовой рок-группы на все времена».

От «Карусели» до «тёмно-фиолетовых»

История образования коллектива содержит в себе цепь некоторых необъяснимых событий, без которых не было бы Deep Purple. Дискография не хранит в себе записи основателя группы. Объяснение этому таково: в 1966 году барабанщик Крис Кёртис захотел создать коллектив под названием «Карусель» (Roundabout), в котором участники меняли бы друг друга, напоминая карусель. Позже он познакомился с органистом Джоном Лордом, который имел хороший опыт игры, а также был невероятно талантлив.

По приглашению Лорда к их коллективу присоединился Ричи Блэкмор, опытный гитарист, который приехал из Германии. Сам Крис Кёртис вскоре исчез, тем самым поставив точку на своей музыкальной карьере, и предоставив участников группы самим себе. Только спустя 2 года музыканты смогли выпустить свой первый альбом. С этого и началась карьера Deep Purple. Полная дискография датируется с 1968 года.

Дискография на все времена

Перечислим первые композиции:

  • Shades of Deep Purple (1968). Группой тогда управлял Джон Лорд. С его подачи в коллектив были приглашены барабанщик Иэн Пейс, вокалист Род Эванс и бас-гитарист Ник Симпер.
  • The Book of Taliesyn (1968). Состав группы оставался неизменным. Название альбома происходит от «Книги Талиесина».
  • Deep Purple (April) (1969). Сложно было назвать эту пластинку слабой, но достичь успеха у себя на родине ей так и не удалось. Именно невысокая популярность способствовала расколу, из-за чего Эванс и Симпер были уволены из группы.
  • Deep Purple In Rock (1970). Группа реабилитировалась, и в этом ей помог известный барабанщик того времени - Мик Андервуд. С Ричи Блэкмором они были давними друзьями. По совету Андервуда «тёмно-лиловые» зазвучали «высоким голосом», новым вокалистом стал Иэн Гиллан. Также к ним присоединился бас-гитарист Роджер Гловер. Успех альбома был ошеломительным, Deep Purple вышли в ряды популярных рок-групп того времени.
  • Fireball (1971). Весь 1971 год группа давала множество концертов в разных городах, их концерты стали востребованы.
  • Machine Head (1972). На создание этого альбома музыкантов вдохновила поездка в Швейцарию.
  • Who Do We Think We Are (1973). Последний альбом 70-х годов, записанный «золотым составом».
  • Burn (1974). В результате разлада группу покинули Иэн Гиллан и Роджер Гловер. Столь мастеровитых музыкантов заменить оказалось непросто, однако вскоре новым вокалистом стал Дэвид Кавердейл, а Гленн Хьюз занял место бас-гитариста. Этим составом и был записан новый альбом.
  • Stormbringer (1974). После записи Burn и до воссоединения группы в 1984 году было записано лишь два альбома.
  • Come Taste The Band (1975). В записи этой пластинки участвовал Томми Болин, заменявший Ричи Блэкмора. Эти альбомы не принесли группе прежнюю популярность, и в 1976 году коллектив объявил о распаде. Но лишь для того чтобы возродиться вновь в 1984 году «золотым составом»: в группу вернулись Гиллан и Гловер.
  • Perfect Strangers (1984). Новый альбом возрождённой Deep Purple был восторженно встречен поклонниками.
  • The House of Blue Light (1987). После записи новой триумфальной пластинки группу вновь покинул Иэн Гиллан. Тогда же Ричи Блэкмор пригласил Джо Линн Тёрнера, знаменитого вокалиста.
  • Slaves & Masters (1990). Альбом записан новым составом, с Джо Линн Тёрнером.
  • The Battle Rages On… (1993). Пластинка была записана к 25-летию группы. В записи участвовал Иэн Гиллан, который к тому времени вновь решил вернуться в коллектив.
  • Purpendicular (1996). По-прежнему популярная группа теперь выступала новым составом. Потерявший интерес к коллективу Ричи Блэкмор ушёл из Deep Purple, а вместо него пришёл Стив Морс.
  • Abandon (1998). Последний альбом, записанный с Джоном Лордом. В 2002 году он решил выступать сольно и покинул группу.

Новое поколение Deep Purple

Сборники двухтысячных:

  • Bananas (2003). Ушедшего Лорда заменил на клавишных Дон Эйри, который играет и в нынешнем составе группы. Bananas - первый альбом, записанный с его участием. Пластинка была радушно встречена публикой, фанатам не понравилось лишь название альбома. Увы, но Джон Лорд успешно солировал со своим творчеством только 10 лет. К сожалению, онкология поставила крест на его жизни и творчестве. Однако, то, что он творил на протяжении многих лет, продолжает жить в Deep Purple. Дискография в начале XXI века пополнилась двумя альбомами, неизменно пользующиеся популярностью.
  • Rapture of the Deep (2005) и Now What?! (2013). Этот юбилейный альбом был выпущен к 45-летию группы. Сегодня Deep Purple постоянно гастролируют, а в 2017 году они организовали трёхлетний мировой тур, который должен завершиться в 2020 году.
  • Infinite (2017). Последний, 20-й по счёту альбом называется «Бесконечность».

После «бесконечности» что же остаётся Deep Purple? Дискография насчитывает 20 студийных альбомов. И всё же, что будет дальше, не знают даже сами участники группы. В любом случае они намерены двигаться только вперёд, в бесконечность.

Группа «Deep purple» – британская рок-группа, звезды 70-х годов. Музыкальные критики причисляют этот коллектив к основателям хард-рока и высоко оценивают вклад музыкантов в развитие прогрессивного рока и хеви-метала. Вряд ли найдется человек, который ни разу не слышал творчества этой группы, ведь они являются авторами и исполнителями таких бессмертных хитов, как «Smoke on the water», «Highway star» и «Child in Time».

История создания

Образовалась группа в 1968 году. Главным инициатором создания коллектива был барабанщик Крис Кертис. В 1966 году он покинул «The Searchers», но планировал продолжить музыкальную карьеру. В то же время в поисках находился и клавишник Джон Лорд. Они познакомились случайно, но сразу же нашли общий язык. Кертис дал новому коллективу название «Roundabout», что в переводе означало «карусель».

Оказалось, что у Лорда есть на примете талантливый гитарист – речь шла о , который тогда жил в Германии. Ему предложили место в команде, и он согласился.

Именно в этот момент пропадает главный инициатор создания группы, ходили слухи, что это исчезновение было связано с наркотиками. Разумеется, проект в этот момент был под угрозой. Но дело в свои руки взял Джон Лорд.


Уже во время первых гастролей музыканты решили переименовать группу. Каждый написал на бумажке свой вариант. Наибольшие споры вызвали названия «Fire» и «Deep purple». В итоге остановились на «Deep Purple» – «темный пурпур». Его предложил Ричи Блэкмор, это было название любимой песни его бабушки – романтической баллады Билли Уорда.

Состав

Состав группы «Deep Purple» за 50-летнюю историю существования неоднократно менялся. В общей сложности в группе побывали 14 человек. И только единственный участник – барабанщик Ян Пейс – был в коллективе с момента его образования и по сей день. Для удобства определения составов было принято их нумеровать Mark X, где X – номер состава.


Первые концерты группа дала в Дании. Вокальные партии исполнял Род Эванс, на гитарах играли Ричи Блэкмор и Ник Симпер, Джон Лорд – на клавишах, Ян Пейс – на ударных. Примечательно, что в родной Англии их творчество мало кто слушал. А вот в США они собирали огромные площадки.

Вскоре фронтмены группы – Блэкмор и Лорд – познакомились с Иэном Гилланом. Он пел в группе «Episode Six», и музыканты были поражены его вокалом. На прослушивание в «Deep purple» он пришел с басистом Роджером Гловером, с которым они были на тот момент сформировавшимся авторским дуэтом.


Иэн (Ян) Гиллан

Им сразу же предложили присоединиться к группе, правда, не сообщили об этом Роду Эвансу и Нику Симперу. Некоторое время Род и Ник были в неведении о том, что без них уже активно проходят репетиции. Они продолжали выступать на концертах с коллективом. Но длилось это недолго.

В итоге Эвансу и Симперу была выплачена денежная компенсация, а также полагались ежегодные отчисления от продажи пластинок в размере 15 тысяч фунтов. Но Ник решил поступить иначе – он подал в суд, отсудил 10 тысяч фунтов, но лишился отчислений. Это решение было крайне странным.


Самые главные хиты и альбомы были записаны в составе Mark 2, в который вошли Иэн Гиллан, Джон Лорд, Ричи Блэкмор, Роджер Гловер и Ян Пейс.

В 1973 году в группе все чаще стали возникать непонимания и разногласия. В середине года, после окончания работы над очередным альбомом, коллектив покинули Гиллан и Гловер. По настоянию Блэкмора группа продолжила работу, а ее состав пополнился Дэвидом Ковердэйлом и Гленном Хьюзом.


Последующие альбомы были не столь успешны, Ричи был этим недоволен и в мае 1975 года тоже решил покинуть «Deep purple». На его место пригласили гитариста Томми Болина, но его стиль игры мало подходил для хард-рока, плюс ко всему, он увлекся наркотиками.


Так что уже в 1976 году менеджеры группы объявили о ее роспуске. Спустя всего пару месяцев после распада «Deep purple» от героиновой передозировки скончался Болин.

В 1984 году Гиллан решил воссоединить команду. Классическим составом они отправились в мировое турне и записали два альбома.


Пластинка «Perfect Strangers» быстро стала платиновой. Но между Блэкмором и Гилланом вновь начались «разборки», и Иен был вынужден уйти.

Ричи пригласил на его место бывшего вокалиста группы «Rainbow» Джо Ли Тёрнера, но другие участники отнеслись к этому негативно. Вскоре он был отправлен в отставку, и в команду вернулся Гиллан.


В этот раз не выдержал Блэкмор. Его заменил . Но в таком составе им не удалось записать ни единого альбома. Некоторые поклонники коллектива считали, что без Блэкмора группа не будет существовать, но они оказались не правы. Да и Ричи без дела не сидел. У него был коллектив «Rainbow». А в 1997 вместе со своей женой Кэндис Найт основал группу «Blackmore"s Night».


На смену Сатриани пришел американский гитарист Стив Морс. Таким составом они выступили вплоть до 2002 года – тогда Джон Лорд решил покинуть коллектив. На его место пришел Дон Эйри. В 2011 году стало известно, что Лорд болен раком поджелудочной железы. Музыкант скончался 16 июля 2012 года.

Музыка

В первом составе группа записала три альбома. Но настоящий успех «свалился» на музыкантов в 1970 году с альбомом «Deep Purple in Rock». Именно эта пластинка вывела коллектив в ряд популярнейших рокеров столетия. Альбом сразу же попал в топы хит-парадов, а они отправились на гастроли. Несмотря на постоянные разъезды, в тот год им все же удалось записать пластинку «Fireball».

Песня «Smoke on the Water» группы «Deep Purple»

А уже через пару месяцев они отправились в Швейцарию для записи альбома «Machine Head». Именно там и родился их легендарный хит «Smoke on the Water». Это произошло, когда во время концерта неожиданно начался пожар. Впоследствии Гловеру приснился этот пожар и дым, расстилающийся над Женевским озером. Утром он встал со строчкой на устах:

«Smoke on the water, fire in the sky».

На волне небывалой популярности они отправились в турне по Японии. После гастролей музыканты записали не менее успешный концертный сборник «Made in Japan», который позднее стал платиновым.


Их крайне удивила японская публика. На концертах зрители сидели и слушали, не шевелясь и не издавая звуков. И только по окончании песни они взрывались овациями. «Deep purple» привыкли к более «громкому» зрителю. И в США, и в Европе во время их выступлений все кричали, вскакивали с мест, кидались к сцене.

После ухода Гиллана группа записала альбом «Burn». А представить новые песни «Deep purple» решили на знаменитом шоу «Калифорния Джем». Фестиваль собрал свыше 400 тысяч человек. В мире музыки – это поистине уникальное событие. Но в тот год оно запомнилось зрителю еще и выходкой Ричи Блэкмора.

Песня «Soldier Of Fortune» группы «Deep Purple»

У «Deep purple» было запланировано пиротехническое шоу, группа должна была выйти на сцену последней, после заката солнца. Но так вышло, что кто-то из участников не приехал, и их попросили выступить раньше. Гитарист категорически отказался выходить и просто закрылся в гримерке. Чтобы Ричи вышел на сцену, организаторы прибегли к помощи полицейских.

Разумеется, Ричи был так разгневан, что во время выступления разбил гитару, ударил ею по видеокамере оператора, устроил на сцене взрыв и пожар. Такой феерии на фестивале еще не бывало. От полиции группа «бежала» на вертолете, правда, им все же пришлось заплатить штраф за сломанное оборудование.

Песня «Perfect Strangers» группы «Deep Purple»

В 1984 году, после воссоединения «классического» состава, «Deep purple» записала альбом «Perfect Strangers» и отправилась в мировое турне. Билеты на их концерты выкупались мгновенно. В 1987 году они выпустили пластинку «The House of Blue Light». В 1990 году уже с новым вокалистом Джо Ли Тернером был записан «Slaves & Masters».

Накануне 25-летия коллектива вернулся Иэн Гиллан. Тогда же был выпущен альбом «The Battle Rages On…», что в переводе означает «Бой продолжается». Это был некий намек на постоянную «битву» между Ричи и Иэном.

Песня «Love Conquers All» группы «Deep Purple»

За свою карьеру группа выпустила 20 студийных альбомов, 34 концертных альбома и несчетное количество синглов. В 2016 году «Deep purple» включили в Зал славы рок-н-ролла.

Свою последнюю работу на сегодня музыканты представили совсем недавно – в 2017 году они подарили поклонникам пластинку «Infinite». Тогда же объявили, что в поддержку нового альбома отправляются в тур «The Long Goodbye Tour», который продлится около трех лет.

«Deep purple» сейчас

Осенью 2017 года стало известно, что «Deep purple» в 2018 году приедет в Россию. В рамках турне музыканты дадут концерты в Москве и Санкт-Петербурге.


Ричи Блэкмор тоже решил посетить Россию в 2018 году. В апреле он дал концерты с воссоединенным составом «Rainbow». Таким образом музыкант решил поставить точку в карьере хард-рок-музыканта.

Клипы

  • 1970 – «Child In Time»
  • 1972 – «Smoke On The Water»
  • 1972 – «Highway star»
  • 1980 – «Hush»
  • 1999 – «Soldier Of Fortune»
  • 2017 – «The Surprising»

Дискография

  • 1968 – «Shades of Deep Purple»
  • 1969 – «Deep Purple»
  • 1970 – «Deep Purple In Rock»
  • 1971 – «Fireball»
  • 1972 – «Machine Head»
  • 1973 – «Who Do We Think We Are»
  • 1974 – «Burn»
  • 1974 – «Stormbringer»
  • 1975 – «Come Taste The Band»
  • 1984 – «Perfect Strangers»
  • 1987 – «The House Of Blue Light»
  • 1993 – «The Battle Rages On»
  • 1998 – «Abandon»
  • 2003 – «Bananas»
  • 2013 – «Now What?»
  • 2017 – «Infinite»

В июне, по возвращении из Америки, Deep Purple приступили к записи нового сингла Hallelujah. К этому времени Ritchie Blackmore (благодаря барабанщику Мику Андервуду (Mick Underwood), знакомому по участию в The Outlaws) открыл для себя (практически неизвестную в Британии, но интересовавшую специалистов) группу Episode Six, исполнявшую pop rock в духе The Beach Boys, но имевшую необычно сильного вокалиста. Ritchie Blackmore привёл на их концерт Jon Lord"а, и тот также поразился мощи и выразительности голоса Иэна Гиллана (Ian Gillan). Последний согласился перейти в Deep Purple, но - чтобы продемонстрировать свои собственные композиции, - привёл с собой в студию и басиста Episode Six Роджера Гловера (Roger Glover), c которым уже сформировал прочный авторский дуэт.

Ian Gillan вспоминал, что при встрече с Deep Purple его поразила прежде всего интеллигентность Jon Lord"а, от которого он ждал много худшего. Roger Glover (который всегда одевался и вёл себя очень просто), напротив, был напуган мрачностью участников Deep Purple, которые «… носили чёрное и выглядели очень загадочно». Roger Glover принял участие в записи Hallelujah, к своему изумлению, тут же получил приглашение войти в состав, и на следующий день его после долгих колебаний принял.

Примечательно, что пока записывался сингл, Rod Evans и Nick Simper не знали, что их судьба решена. Остальные трое днём втайне репетировали с новыми вокалистом и басистом в лондонском центре Hanwell Community, а по вечерам давали концерты с Rod Evans"ом и Nick Simper"ом. «Для Deep Purple это был нормальный modus operandi, - позже вспоминал Roger Glover. - Тут было принято так: если возникает проблема, главное - всем о ней молчать, полагаясь на менеджмент. Предполагалось, что если ты профессионал, то с элементарной человеческой порядочностью должен расстаться заранее. Мне было очень стыдно за то, как поступили с Nick Simper"ом и Rod Evans"ом».

Свой последний концерт старый состав Deep Purple дал в Кардиффе 4 июля 1969 года. Rod Evans"у и Nick Simper"у выдали трёхмесячное жалование, а кроме того позволили взять с собой усилители и аппаратуру. Nick Simper через суд отсудил ещё 10 тысяч фунтов, но утратил право на дальнейшие отчисления. Rod Evans удовлетворился малым и в результате в течение последующих восьми лет получал ежегодно по 15 тысяч фунтов от продажи старых пластинок, а позже в 1972 г. основал команду Captain Beyond. Между менеджерами Episode Six и Deep Purple возник конфликт, улаженный без суда, через компенсацию в размере 3 тысяч фунтов.

Оставаясь практически неизвестными в Британии, Deep Purple постепенно и в Америке теряли коммерческий потенциал. Неожиданно для всех Jon Lord предложил менеджменту группы новую, в высшей степени привлекательную идею.

Jon Lord: "Мысль о том, чтобы создать произведение, которое могло было бы исполняться rock-группой с симфоническим оркестром, появилась у меня ещё в The Artwoods. Натолкнул меня на неё альбом Дэйва Брубека (Dave Brubeck) «Brubeck Plays Bernstein Plays Brubeck». Ritchie Blackmore был обеими руками за. Вскоре после прихода Ian Paice"а и Roger Glover"а, Tony Edwards вдруг спросил меня: «Помнишь, ты мне рассказывал о своей идее? Надеюсь, это было всерьез? Ну так вот: я арендовал Алберт-Холл и Лондонский филармонический оркестр (The Royal Philharmonic Orchestra) - на 24 сентября». Я пришёл - сначала в ужас, потом в дикий восторг. На работу оставалось около трех месяцев, и я тут же к ней приступил"

Издатели Deep Purple привлекли к сотрудничеству композитора Малкольма Арнольда (Malcolm Arnold), оскаровского лауреата: он должен был осуществлять общее наблюдение над ходом работы, после чего встать за дирижёрский пульт. Безоговорочная поддержка Malcolm Arnold"ом проекта, который многие считали сомнительным, в конечном итоге и обеспечила успех. Менеджмент группы нашёл спонсоров в лице The Daily Express и кинокомпании British Lion Films, снявшей это событие на плёнку. Ian Gillan и Roger Glover нервничали: через три месяца после прихода в группу их выводили на самую престижную концертную площадку страны.

«Джон был очень терпелив с нами, - вспоминал Roger Glover. - Никто из нас не понимал нотной грамоты, так что наши бумажки пестрели замечаниями, вроде: «дожидаешься той дурацкой мелодии, потом смотришь на Malcolm Arnold"а и считаешь до четырёх».

Альбом "Concerto For Group and Orchestra" (в исполнении Deep Purple и The Royal Philharmonic Orchestra), записанный на концерте в Ройал Алберт-холле 24 сентября 1969 года, был выпущен (в США) три месяца спустя. Он обеспечил группе ажиотаж в прессе (что и требовалось) и попал в британские чарты. Но среди музыкантов воцарилось уныние. Внезапная слава, обрушившаяся на Jon Lord"а-автора, бесила Ritchie Blackmore"а. Ian Gillan в этом смысле был солидарен с последним.

«Промоутеры замучали нас вопросами, вроде: А где оркестр? - вспоминал он. - Один вообще заявил: симфонического вам не гарантирую, но духовой оркестр пригласить могу». Более того, и сам Jon Lord понял, что появление Ian Gillan"а и Roger Glover"а открывает перед группой возможности в совсем иной области. К этому времени центральной фигурой в ансамбле стал Ritchie Blackmore, разработавший своеобразный метод игры со «случайным шумом» (путем манипуляций с усилителем) и призывавший коллег последовать путем Led Zeppelin и Black Sabbath. Стало ясно, что сочный, насыщенный звук Roger Glover"а становится «якорем» нового звука, и что драматичный, экстравагантный вокал Ian Gillan"а идеально соответствует новому радикальному пути развития, который был предложен Ritchie Blackmore"ом.

Новый стиль группа отрабатывала в ходе непрерывной концертной деятельности: компания Tetragrammaton (финансировавшая кинокартины и переживавшая один провал за другим) к этому времени оказалась на грани банкротства (её долги к февралю 1970 составили более двух миллионов долларов). При полном отсутствии финансовой поддержи из-за океана Deep Purple вынуждены были полагаться лишь на заработки от концертов.

В полной мере потенциал нового состава реализовался в конце 1969 года, когда Deep Purple приступили к записи нового альбома. Едва группа собралась в студии, как Ritchie Blackmore категорически заявил: в новый альбом войдёт только всё самое волнующее и драматичное. Требование, с которым согласились все, стало лейтмотивом работы. Работа над альбомом Deep Purple - "In Rock" продолжалась с сентября 1969 года по апрель 1970-го. Выпуск альбома задержался на несколько месяцев, пока обанкротившийся Tetragrammaton не перекупила компания Warner Brothers, автоматически унаследовавшая и контракт Deep Purple.

Тем временем Warner Brothers. выпустили в США "Live in Concert" - запись с Лондонским Филармоническим Оркестром, - и вызвали группу в Америку выступить в Hollywood Bowl. После ещё нескольких концертов в Калифорнии, Аризоне и Техасе 9 августа Deep Purple оказались вовлечены в очередной конфликт: на этот раз на сцене Национального джазового Фестиваля в Пламптоне. Ritchie Blackmore, не желая уступать своё время в программе опоздавшим Yes, устроил мини-поджог сцены и вызвал пожар, из-за чего группа была оштрафована и практически ничего за своё выступление не получила. Остаток августа и начало сентября группа провела в гастролях по Скандинавии.

"In Rock" вышел в сентябре 1970 года, имел огромный успех по обе стороны океана, был сразу же объявлен «классическим» и в первой альбомной «тридцатке» Британии продержался более года. Правда, менеджмент не нашёл в представленном материале ни намека на сингл, и группу отправили в студию срочно что-нибудь придумывать. Созданный почти спонтанно Black Night обеспечил группе первый большой успех в чартах, поднявшись до 2-го места в Британии, и стал её визитной карточкой на многие годы вперёд.

В декабре 1970 года вышла rock opera, написанная Энрю Ллойд Веббером (Andrew Lloyd Webber) по либретто Тима Райса (Tim Rice) - «Иисус Христос - Cуперзвезда (Jesus Christ Superstar)» которая стала мировой классикой. Заглавную партию в этом произведении исполнял Ian Gillan. В 1973 году на экраны вышел фильм muvie «Иисус Христос - суперзвезда (Video - "Jesus Christ Superstar")», который от оригинала отличали аранжировки и вокал Теда Нилли (Ted Neeley) в роли Иисуса ("Jesus"). Ian Gillan в то время вовсю работал в Deep Purple, и так и не стал киношным Христом.

В начале 1971 года группа приступила к работе над следующим альбомом, при этом не прекращая концертов, из-за чего запись растянулась на полгода и была закончена в июне. В ходе гастролей ухудшилось здоровье Roger Glover"а. Впоследствии выяснилось, что его проблемы с желудком имеют психологическую подоплеку: это был первый симптом сильнейшего гастрольного стресса, который вскоре поразил всех участников коллектива.

"Fireball" вышел в июле в Британии (поднявшись здесь на вершину хит-парада) и в октябре - в США. Группа провела американские гастроли, а британскую часть тура завершила грандиозным шоу в лондонском Альберт-холле, где в королевской ложе были размещены приглашённые родители музыкантов. К этому времени Ritchie Blackmore, давший волю собственной эксцентричности, стал в Deep Purple «государством в государстве». «Если Ritchie Blackmore захочет сыграть соло на 150 тактов, он сыграет его и никто не сможет остановить его», - говорил Ian Gillan в интервью Melody Maker в сентябре 1971 года.

Американские гастроли, начавшиеся в октябре 1971 года были отменены из-за болезни Ian Gillan"а (он заразился гепатитом). Два месяца спустя вокалист воссоединился с остальными участниками в Монтрё, Швейцария для работы над новым альбомом "Machine Head". Deep Purple договорились с The Rolling Stones об использовании их передвижной студии Mobile, которую предполагалось расположить около концертного зала «Казино». В день приезда группы, во время выступления Фрэнка Заппы (Frank Zappa) и The Mothers of Invention (куда отправились и участники Deep Purple), произошёл пожар, вызванный ракетой, посланной кем-то из зрителей в потолок. Здание сгорело, и группа арендовала пустовавшую гостиницу Grand Hotel, где и завершила работу над пластинкой. По свежим следам была создана одна из самых знаменитых песен группы, Smoke On The Water.

Клод Нобс, директор фестиваля в Монтрё, упоминаемый в песне Smoke On The Water («Funky Claude was running in and out…» - Если верить легенде, текст Ian Gillan набросал на салфетке, глядя из окна на поверхность озера, окутанного дымом, а заголовок предложил Roger Glover, которому эти 4 слова, будто бы, явились во сне. (Альбом Machine Head вышел в марте 1972 года, поднялся до 1-го места в Британии и разошёлся 3-миллионным тиражом в США, где сингл Smoke On The Water вошёл в первую пятёрку «Биллборда».

В июле 1972 года Deep Purple вылетели в Рим для записи следующего студийного альбома (вышедшего впоследствии под заголовком Who Do We Think We Are?). Все участники группы были морально и психологически истощены, работа проходила в нервной обстановке - ещё и из-за обострившихся противоречий между Ritchie Blackmore"ом и Ian Gillan"ом.

9 августа студийная работа была прервана, и Deep Purple отправились в Японию. Записи проведенных здесь концертов вошли в "Made In Japan": выпущенный в декабре 1972 года, в ретроспетиве он считается одним из лучших концертных альбомов всех времен, наряду с «Live At Leeds» (The Who) и «Get Yer Ya-ya’s Out» (The Rolling Stones).

«Идея живого альбома - добиться как можно более естественного звучания всех инструментов при энергетической подпитке от публики, которая способна вытянуть из группы такое, что она никогда не смогла бы создать в студии», - говорил Ritchie Blackmore. » В 1972 году Deep Purple пять раз вылетали на гастроли в Америке, а шестой тур прервали уже из-за болезни Ritchie Blackmore"а. К исходу года по общим тиражам пластинок Deep Purple были объявлены популярнейшей группой мира, обойдя Led Zeppelin и The Rolling Stones.

В ходе осенних американских гастролей уставший и разочарованный положением дел в группе Ian Gillan принял решение уйти, о чём сообщил письмом в лондонский менеджмент. Tony Edwards и John Coletta уговорили вокалиста повременить, и тот (теперь уже в Германии, на той же студии The Rolling Stones Mobile) вместе с группой завершил работу над альбомом. К этому времени он уже не разговаривал с Ritchie Blackmore"ом и разъезжал отдельно от остальных участников, избегая авиаперелётов.

Альбом "Who Do We Think We Are" (названный так, потому что итальянцы, возмущенные уровнем шума на ферме, где записывался альбом, задавали повторявшийся вопрос: «За кого они вообще сами себя принимают?») разочаровал музыкантов и критиков, хоть и содержал сильные вещи - «стадионный» гимн Woman From Tokyo и сатирико-публицистическую Mary LongMary Long, высмеивавшую Мэри Уайтхаус (Mari Whitehouse) и лорда Лонгфорда (Lord Longford), двух тогдашних блюстителей нравственности.

В декабре, когда "Made In Japan" вошёл в хит-парады, менеджеры встретились с Jon Lord"ом и Roger Glover"ом и попросили их приложить все усилия к тому, чтобы сохранить группу. Те убедили остаться Ian Paice"а и Ritchie Blackmore"а, уже задумавших собственный проект, но Ritchie Blackmore поставил перед менеджментом условие: непременное увольнение Roger Glover"а. Последний, заметив, что коллеги начали его сторониться, потребовал у Tony Edwards"а объяснений, и тот (в июне 1973 года) признался: его ухода требует Ritchie Blackmore. Разгневанный Roger Glover тут же подал заявление об увольнении.

После последнего совместного концерта Deep Purple в Осаке, Япония, 29 июня 1973 года, Ritchie Blackmore, проходя мимо Roger Glover"а на лестнице, лишь бросил через плечо: «Ничего личного: бизнес есть бизнес». Roger Glover тяжело перенёс эту неприятность и в течение трёх последующих месяцев не выходил из дому, отчасти - из-за обострившихся проблем с желудком.

Ian Gillan покинул Deep Purple одновременно с Roger Glover"ом и на некоторое время отошёл от музыки, занявшись мотоциклетным бизнесом. На сцену он вернулся три года спустя с Ian Gillan Band. Roger Glover после выздоровления сконцентрировался на продюсерской деятельности.

Deep Purple — британская рок-группа, играющая вжанре хард-рок. Была образована в 1968 году под названием Roundabout. В апрелетого же года название было изменено на Deep Purple.

Группа считается одной изсамых заметных и влиятельных в рок-музыке 1970-х, одними из основателей жанрахэви-метал (хотя причисление самих Deep Purple к металу остается спорным) иповлиявшими на всю последующую «тяжелую» музыку. Музыканты Deep Purple, вособенности гитарист Ричи Блэкмор, считаются образцом виртуозной игры.

Состав

За 40-летнюю историю существования группы её составнеоднократно менялся. Ударник Иэн Пэйс является единственным музыкантом,участвовавшим во всех составах Deep Purple.

Составы Deep Purple принято нумеровать Mark X (сокращённоMkX), где X — номер состава. Существуют два разных способа нумерации —хронологический и персональный. Первый даёт на два состава больше из-за того,что в 1984 и 1992 годах группа возвращалась к составу Mark 2.

Из-за этой неопределённости фанаты группы часто называют составы по имени участников,которые были заменены.

Состав Mark 2 (Гиллан, Блэкмор, Гловер, Лорд, Пэйс)считается «классическим» составом Deep Purple, поскольку именно в этом составегруппа приобрела всемирную известность и записала ставшие классикой хард-рокаальбомы In Rock, Fireball и Machine Head.

Впоследствии этот состав собиралсяещё дважды и записал в общей сложности 7 студийных альбомов из 18, выпущенныхгруппой к настоящему моменту.

1976—1984 группа не существовала. В 1980 Род Эванс выступалс группой малоизвестных музыкантов под названием «Deep Purple», но выступлениябыли вскоре прекращены по решению суда.

Таким образом, в общей сложности в составе Deep Purple выступали 14 человек:

1. Род Эванс(1968—1969)

2. Ник Симпер(1968—1969)

3. Ричи Блэкмор(1968—1975, 1984—1993)

4. Джон Лорд(1968—1976, 1984—2002)

5. Иэн Пэйс(1968—1976, с 1984 по сей день)

6. Иэн Гиллан(1969—1973, 1984—1989, с 1992 по сей день)

7. РоджерГловер (1969—1973, с 1984 по сей день)

8. ДэвидКовердейл (1973—1976)

9. Гленн Хьюз(1973—1976)

10. Томми Болин(1975—1976)

11. Джо ЛиннТёрнер (1989—1992)

12. Джо Сатриани(1993—1994)

13. Стив Морс (с1994 по сей день)

14. Дон Эйри (с2002 по сей день)

Предыстория

Инициатором создания группы и автором изначальной концепциистал барабанщик Крис Кёртис, в 1966 году ушедший из The Searchers инамеревавшийся возобновить карьеру. В 1967 году он пригласил на должностьменеджера антрепренера Тони Эдвардса, который в то время работал на Вест-Энде всобственном фамильном агентстве Alice Edwards Holdings Ltd, но участвовал и вмузыкальном бизнесе, помогая певице Эйше (Ayshea, позже — ведущая телешоу LiftOff).

В тот момент, когда Кертис обдумывал планы своего возвращения, нараспутье оказался и клавишник Джон Лорд (Jon Douglas Lord, род. 9 июня 1941года в Лестере): он только что ушел из состава ритм-энд-блюзовой группы TheArtwoods, собранной Артом Вудом (братом Рона) и вошел в гастрольный состав TheFlowerpot Men, группы, созданной исключительно для раскрутки хита Let’s Go ToSan Francisco.

На вечеринке у знаменитой «искательницы талантов» Викки Уикхэмон случайно познакомился с Кёртисом, и тот увлёк его проектом новой группы,участники которой приходили бы и уходили «как на карусели»: отсюда и названиеRoundabout. Вскоре, однако, оказалось, что Кертис живёт в своём, «кислотном»мире.

Прежде чем покинуть проект, третьим участником которого должен был статьДжордж Робинс (George Robins), в прошлом — бас-гитарист Cryin Shames, Кёртис заявил, что у него есть на примете для Roundabout «…фантастический гитарист —англичанин, который живёт в Гамбурге».


Блэкмор и Симпер

Гитарист Ричи Блэкмор, несмотря на юный возраст, успел кэтому времени поиграть с такими музыкантами, как Джин Винсент, Mike Dee And TheJaywalkers, Скримин Лорд Сатч, The Outlaws (студийной группе продюсера ДжоМика) и Neil Christian and the Crusaders — благодаря которым и оказался вГермании (где основал и собственный коллектив, The Three Musketeers).

Первая попытка привлечения Блэкмора в Roundabout совпала с исчезновением Кертиса(который объявился затем в Ливерпуле) и оказалась неудачной, но Эдвардс (сосвоей чековой книжкой) проявил настойчивость, и вскоре — в декабре 1967 года —гитарист вновь прилетел на прослушивание из Гамбурга.

Ричи приехал ко мне на квартиру с акустической гитарой, и мытут же написали And The Address и Mandrake Root. Мы провели чудесный вечер.Сразу же стало ясно, что дураков он вокруг себя не потерпит, но это мне ипонравилось. Выглядел он мрачно, но — таким ведь был и всегда. — Джон Лорд.Вскоре в состав группы вошли Дэйв Куртисс (экс-Dave Curtiss & the Tremors)и проживавший в тот момент во Франции барабанщик Бобби Вудман, который в 1950-хгодах под псевдонимом Бобби Кларк играл в группе Винса Тейлора Playboys, атакже с Марти Уайлдом в Wildcats.

«Ричи увидел Вудмана в составе группы ДжонниХоллидея и был поражен тем, что тот использует сразу две бочки в своейустановке», — вспоминал Джон Лорд.

После ухода Куртисса Лорд и Блэкмор возобновили поискбасиста. «Выбор пал на Ника Симпера просто потому, что он тоже играл в The FlowerpotMen, — вспоминал Лорд. — Кроме того, он был неравнодушен к кружевным рубашкам,что понравилось Ричи. Ричи вообще больше внимание придавал внешней сторонедела».

Симпер (успевший поиграть и в Johnny Kidd & The New Pirates), по его собственному признанию, не принимал предложение всерьёз до тех пор, пока неузнал, что в новой группе задействован Вудман, которого он боготворил. Но кактолько квартет начал репетиции в Дивз-Холле (Deeves Hall), большой ферме на югеХартфордшира, стало ясно, что именно барабанщик выбивается из общей картины.Расставание было нелегким, потому что личные отношения у всех с ним былипрекрасными.

Параллельно продолжался и поиск вокалиста: группа в числепрочих прослушала Рода Стюарта, который, по воспоминаниям Симпера, «был ужасен»,и даже пыталась переманить Майка Харрисона из Spooky Tooth, который, каквспоминает Блэкмор, «не хотел об этом и слушать».

Отказался и имевшийконтрактные обязательства Терри Рид. В какой-то момент Блэкмор решил вернутьсяв Гамбург, но Лорд и Симпер уговорили его остаться — по крайней мере на времярепетиций в Дании, где Лорд уже был хорошо известен. После ухода Вудмана вгруппу пришли 22-летний вокалист Род Эванс и барабанщик Иэн Пэйс: оба до этогоиграли в The MI5 (группе, которая позже под названием The Maze выпустила двасингла в 1967 году).

В новом составе, под новым названием но по-прежнему подруководством менеджера Эдвардса, квинтет провёл короткое турне по Дании. О том, что название нужно менять, все участники группыдоговорились заранее.

В Дивз-Холле мы составили список возможных вариантов. Чутьне выбрали Orpheus. Concrete God — это нам показалось очень уж радикально. Былв списке и Sugarlump. А однажды утром там появился новый вариант — Deep Purple.После напряжённых переговоров выяснилось, что внёс его Ричи. По той причине,что это была любимая песня его бабушки. — Джон Лорд.

Cтиль и имидж

Первое время участники группы не имели чёткого представленияо том, какое выберут направление, но постепенно главным примером для подражаниястали для них Vanilla Fudge. Джон Лорд был потрясен концертом группы в клубеSpeakeasy и целый вечер провёл в беседе с вокалистом и органистом МаркомСтайном, расспрашивая о технике и трюках. Тони Эдвардс, по собственномупризнанию, совершенно не понимал ту музыку, что начинала создавать группа, новерил в чутье и вкус своих подопечных.

Сценическое шоу группы было разработано в расчёте наБлэкмора-шоумена (Ник Симпер рассказывал позже, что провёл много времени узеркала рядом с Ричи, повторяя его пируэты). «Ричи с первых же дней поразилменя своими выкрутасами, — вспоминал Джон Лорд. — Он выглядел сказочно, почтикак танцор балета. Это была школа середины 60-х: гитара за голову… все как уДжо Брауна!..»

Участники группы оделись в бутике Mr Fish Тони Эдвардса, за его жеденьги. «Одежда эта выглядела очень красиво, но минут через сорок начиналарасползаться по швам… Некоторое время мы себе страшно нравились, но со сторонывыглядели ужаснейшими пижонами», — говорил Лорд.

Первая возможность выступить перед большой аудиториейпредставилась для группы в апреле 1968 года в Дании. Это была знакомая дляЛорда территория (за год до этого он играл здесь с St Valentine’s DayMassacre), кроме того, Дания находилась в стороне от большой рок-сцены, чтоустраивало музыкантов. «Мы решили начать, как Roundabout, — вспоминал Лорд, — ав случае неудачи превратиться в Deep Purple».

Согласно другой версии (НикаСимпера) название поменялось на борту парома: «Тони Эдвард, естественно,называл нас Roundabout. Но тут вдруг подошёл к нам репортер, спросил, как мыназываемся, и Ричи ответил: Deep Purple».

Датская публика оставалась в неведении относительно этихманевров. Первый концерт группа провела как Roundabout, но при этом на постерахбыли упомянуты Flowerpot Men и Artwoods.

Deep Purple постарались произвести напублику сильнейшее впечатление и, как вспоминает Симпер, имели «ошеломляющийуспех». Пэйс оказался единственным, у кого об этом турне остались мрачныевоспоминания. «Из Харвича в Эсберг мы направились морем. Требовалось разрешениена работу в стране, а бумаги у нас были далеко не в полном порядке.

Из портаменя в полицейской машине с решётками отвезли прямиком в участок. Я подумал:хорошенькое начало! По возвращении от меня воняло псиной».

Успех в США

Весь материал дебютного альбома Shades of Deep Purple былсоздан за два дня, в течение почти непрерывной 48-часовой студийной сессии вдревнем особняке Хайли (Балькомб, Англия) под руководством продюсера ДерекаЛоуренса, которого Блэкмор знал ещё по совместной работе с Джоном Миком.

В июне 1968 года на Parlophone Records вышел первый синглгруппы Hush, композиция американского кантри-певца Джо Саута. Однако, за основугруппа взяла версию Билли Джо Ройала, с которой группа только и была в тотмомент знакома. Идея использовать Hush в качестве стартового релизапринадлежала Джону Лорду и Нику Симперу (вещь была очень популярна в лондонскихклубах), аранжировал же ее Блэкмор.

В США сингл поднялся до 4 места, причёмогромную популярность имел в Калифорнии. Лорд считает, что причиной томуотчасти было удачное совпадение: в этом штате в те дни широкое распространениеполучила разновидность «кислоты» под названием «Deep Purple». В Британии синглуспеха не имел, но здесь группа дебютировала на радио в программе Top GearДжона Пила: их выступление произвело на публику и специалистов сильноевпечатление.

Второй альбом The Book of Taliesyn группа сконструировала поизначальной формуле, основные надежды связав с кавер-версиями. Kentucky Woman иRiver Deep — Mountain High имели умеренный успех, но его оказалось достаточно,чтобы протолкнуть пластинку в американскую «двадцатку».

Уже сам по себе тотфакт, что альбом, вышедший в США в октябре 1968 года, появился в Англии лишь 9месяцев спустя (причем без всякой поддержки со стороны рекорд-компании),свидетельствовал о том, что EMI утратила интерес к группе. «В США мы сразу жезаинтересовали большой бизнес, — вспоминал Симпер. — В Британии EMI, эти глупыестарички, не сделали для нас ничего».

Почти всю вторую половину 1968 года Deep Purple провели вАмерике: здесь — при посредстве продюсера Дерека Лоуренса — они подписаликонтракт с лейблом Tetragrammaton Records, финансировавшимся комедийным актёромБиллом Косби. Уже на второй день пребывания группы в США один из приятелейКосби, Хью Хефнер, пригласил Deep Purple к себе в Playboy Club.

Выступление группы в программе Playboy After Dark остаётся одним из самых курьезныхмоментов в её истории, особенно эпизод, где Ричи Блэкмор «учит» хозяина шоуиграть на гитаре. Ещё более странным было появление участников группы впрограмме The Dating Game («Игра в свидание»), где Лорд оказался в числепроигравших и был очень расстроен (потому что девушка, которая его отвергла «…была такая красивая»).

Новое направление

Deep Purple вернулись домой к Новому Году и (после такихзалов, как лос-анджелесский Inglewood Forum) неприятно удивились, узнав, что импредлагается выступить, например, в помещении Студенческого союзаГолдмит-колледжа на юге Лондона. Изменились — как самооценка участников группы,так их взаимоотношения.

Ричи был особенно раздражен тем фактом, что Эванс и Лорд наби-сайд поместили свою вещь и кое-что заработали на продаже сингла. Ричижаловался мне: Род Эванс всего лишь написал слова песни! На что я отвечал ему:Любой идиот может сочинить гитарный рифф, а ты попробуй напиши осмысленныйтекст!.. Ему это совсем не понравилось. — Ник Симпер.

Март, апрель и май 1969 года группа провела в США, но довозвращения в Америку успела записать третий альбом Deep Purple, ознаменовавшийпереход группы к более тяжёлой и сложной музыке. Между тем, к тому времени, какон (несколько месяцев спустя) вышел в Британии, группа уже изменила состав.

В мае Блэкмор, Лорд и Пэйс втроем тайно встретились в Нью-Йорке, где принялирешение о смене вокалиста, о чем проинформировали второго менеджера ДжонаКолетту, сопровождавшего группу в поездке. «Род и Ник достигли предела своихвозможностей в группе, — вспоминал Пэйс. — Род обладал прекрасным вокалом длябаллад, но его ограниченность становилась все более очевидной. Ник был прекраснымбасистом, но его взгляды были устремлены в прошлое, а не в будущее».

Кроме того, Эванс влюбился в американку и вдруг захотел стать актером. По словамСимпера, «… рок-н-ролл для него потерял всякую значимость. Его сценическиевыступления становились все слабее и слабее». Между тем, остальные участникиразвивались стремительно, и звучание ужесточалось день ото дня. Свой последнийконцерт американского турне Deep Purple дали в первом отделении Cream. Послених хэдлайнеров зрители свистом согнали со сцены.

Гиллан и Гловер

В июне, по возвращении из Америки, Deep Purple приступили кзаписи нового сингла Hallelujah. К этому времени Блэкмор (благодаря барабанщикуМику Андервуду, знакомому по участию в The Outlaws) открыл для себя(практически неизвестную в Британии, но интересовавшую специалистов) группуEpisode Six, исполнявшую поп-рок в духе The Beach Boys, но имевшую необычносильного вокалиста. Блэкмор привёл на их концерт Лорда, и тот также поразилсямощи и выразительности голоса Иэна Гиллана.

Последний согласился перейти в DeepPurple, но — чтобы продемонстрировать свои собственные композиции, — привёл ссобой в студию и басиста Episode Six Роджера Гловера, c которым уже сформировалпрочный авторский дуэт. Гиллан вспоминал, что при встрече с Deep Purple его поразилапрежде всего интеллигентность Джона Лорда, от которого он ждал много худшего.Гловер (который всегда одевался и вёл себя очень просто), напротив, был напуганмрачностью участников Deep Purple, которые «… носили чёрное и выглядели оченьзагадочно». Гловер принял участие в записи Hallelujah, к своему изумлению, тутже получил приглашение войти в состав, и на следующий день его после долгихколебаний принял.

Примечательно, что пока записывался сингл, Эванс и Симпер незнали, что их судьба решена. Остальные трое днём втайне репетировали с новымивокалистом и басистом в лондонском центре Hanwell Community, а по вечерамдавали концерты с Эвансом и Симпером. «Для Purple это был нормальный modusoperandi, — позже вспоминал Гловер.

Тут было принято так: если возникаетпроблема, главное — всем о ней молчать, полагаясь на менеджмент.Предполагалось, что если ты профессионал, то с элементарной человеческой порядочностью должен расстаться заранее. Мне было очень стыдно за то, какпоступили с Ники и Родом». Свой последний концерт старый состав Deep Purple далв Кардиффе 4 июля 1969 года. Эвансу и Симперу выдали трёхмесячное жалование, акроме того позволили взять с собой усилители и аппаратуру.

Симпер через суд отсудил ещё 10 тысяч фунтов, но утратил право на дальнейшие отчисления. Эванс удовлетворился малым и в результате в течение последующих восьми лет получал ежегодно по 15 тысяч фунтов от продажи старых пластинок. Между менеджерами Episode Six и Deep Purple возник конфликт, улаженный без суда, через компенсациюв размере 3 тысяч фунтов.

Оставаясь практически неизвестными в Британии, Deep Purple постепенно и в Америке теряли коммерческий потенциал. Неожиданно для всех Лордпредложил менеджменту группы новую, в высшей степени привлекательную идею.

Мысль о том, чтобы создать произведение, которое могло было бы исполняться рок-группой с симфоническим оркестром, появилась у меня ещё в The Artwoods. Натолкнул меня на неё альбом Дэйва Брубека «Brubeck PlaysBernstein Plays Brubeck». Ричи был обеими руками за. Вскоре после прихода Иэнаи Роджера Тони Эдвардс вдруг спросил меня: «Помнишь, ты мне рассказывал о своейидее? Надеюсь, это было всерьез? Ну так вот: я арендовал Алберт-Холл иЛондонский филармонический оркестр — на 24 сентября». Я пришел — сначала вужас, потом в дикий восторг. На работу оставалось около трех месяцев, и я тутже к ней приступил.— Джон Лорд.

Издатели Deep Purple привлекли к сотрудничестве композитораМалкольма Арнольда, оскаровского лауреата: он должен был осуществлять общеенаблюдение над ходом работы, после чего встать за дирижёрский пульт.Безоговорочная поддержка Арнольдом проекта, который многие считалисомнительным, в конечном итоге и обеспечила успех.

Менеджмент группы нашёл спонсоров в лице The Daily Express икинокомпании British Lion Films, снявшей это событие на плёнку. Гиллан и Гловернервничали: через три месяца после прихода в группу их выводили на самуюпрестижную концертную площадку страны. « Джон был очень терпелив с нами, —вспоминал Гловер. — Никто из нас не понимал нотной грамоты, так что нашибумажки пестрели замечаниями, вроде: «дожидаешься той дурацкой мелодии, потомсмотришь на Малкольма и считаешь до четырёх».