Какой жанр бедная лиза карамзина. История создания «Бедной Лизы. Создание нового языка художественной литературы

Сегодня на уроке мы поговорим о повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», узнаем подробности её создания, исторический контекст, определим, в чём новаторство автора, проанализируем характеры героев повести, а также рассмотрим нравственные вопросы, поднятые писателем.

Надо сказать, что выход в свет этой повести сопровождался необыкновенным успехом, даже ажиотажем среди русской читательской публики, что неудивительно, потому что появилась первая русская книга, героям которой можно было бы так же сопереживать, как и «Страданиям юного Вертера» Гёте или «Новой Элоизе» Жан-Жака Руссо. Можно сказать, что русская литература начала становиться на один уровень с европейской. Восторг и популярность были такими, что началось даже паломничество к месту событий, описанных в книге. Как вы помните, дело происходит недалеко от Симонова монастыря, место получило название «Лизин пруд». Это место становится настолько популярным, что некоторые злоязычные люди даже сочиняют эпиграммы:

Здесь утопилася
Эрастова невеста…
Топитесь, девушки,
В пруду довольно места!

Ну можно ль поступать
Безбожнее и хуже?
Влюбиться в сорванца
И утопиться в луже.

Всё это способствовало необыкновенной популярности повести среди русских читателей.

Естественно, популярность повести придавал не только драматичный сюжет, но и то, что она вся была художественно необычна.

Рис. 2. Н. М. Карамзин ()

Вот что он пишет: «Говорят, что автору нужны таланты и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении, и часто против воли своей. Тщетно думает лицемер обмануть читателей и под златою одеждою пышных слов сокрыть железное сердце; тщетно говорит нам о милосердии, сострадании, добродетели! Все восклицания его холодны, без души, без жизни; и никогда питательное, эфирное пламя не польется из его творений в нежную душу читателя…», «Когда ты хочешь писать портрет свой, то посмотрись прежде в верное зеркало: может ли быть лицо твое предметом искусства…», «Ты берешься за перо и хочешь быть автором: спроси же у самого себя, наедине, без свидетелей, искренно: каков я? ибо ты хочешь писать портрет души и сердца своего…», «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого - и если сердце твое не обольется кровию, оставь перо, - или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей. Но если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему открыт путь в чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими сферами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь Парнасских - они пройдут мимо великолепных чертогов и посетят твою смиренную хижину - ты не будешь бесполезным писателем - и никто из добрых не взглянет сухими глазами на твою могилу…», «Одним словом: я уверен, что дурной человек не может быть хорошим автором».

Вот художнический девиз Карамзина: дурной человек не может быть хорошим писателем.

Так до Карамзина в России ещё никто не писал. Притом необычность начиналась уже с экспозиции, с описания места, где будет происходить действие повести.

«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели - куда глаза глядят - по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты. Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря» (рис. 3).

Рис. 3. Литография Симонова монастыря ()

Здесь тоже есть необычность: с одной стороны, Карамзин точно описывает и обозначает место действия - Симонов монастырь, с другой стороны, эта зашифрованность создаёт некую таинственность, недосказанность, что очень соответствует духу повести. Главной становится установка на невымышленность событий, на документальность. Неслучайно рассказчик скажет, что он узнал об этих событиях от самого героя, от Эраста, который поведал ему об этом незадолго до своей смерти. Именно это ощущение, что всё происходило рядом, что можно было быть свидетелем этих событий, заинтриговывало читателя и придавало повести особый смысл и особый характер.

Рис. 4. Эраст и Лиза («Бедная Лиза» в современной постановке) ()

Любопытно, что эта частная, незамысловатая история двух молодых людей (дворянина Эраста и крестьянки Лизы (рис. 4)) оказывается вписанной в очень широкий исторический и географический контекст.

«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра »

Слово амфитеатр Карамзин выделяет, и это, наверное, неслучайно, ведь место действия становится своеобразной ареной, где разворачиваются события, открытые для взора всех (рис. 5).

Рис. 5. Москва, XVIII век ()

«великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом» (рис. 6).

Рис. 6. Вид с Воробьевых гор ()

На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

Любопытно, для чего частную историю Карамзин как бы обрамляет этой панорамой? Оказывается, эта история становится часть общечеловеческой жизни, принадлежностью русской истории и географии. Это всё придавало описанным в повести событиям обобщающий характер. Но, давая общий намёк на эту всемирную историю и эту обширную биографию, Карамзин всё же показывает, что частная история, история отдельных людей, ничем не знаменитых, простых, влечет его к себе намного сильнее. Пройдет 10 лет, и Карамзин станет профессиональным историком и начнет работать над своей «Историей государства российского», написанной в 1803-1826 гг (рис. 7).

Рис. 7. Обложка книги Н. М. Карамзина «История государства российского» ()

Но пока в центре его литературного внимания история простых людей - крестьянки Лизы и дворянина Эраста.

Создание нового языка художественной литературы

В языке художественной литературы даже на закате XVIII века еще господствовала теория трёх штилей, созданная Ломоносовым и отражавшая потребности литературы классицизма, с её представлениями о жанрах высоких и низких.

Теория трёх штилей - классификация стилей в риторике и поэтике, различающая три стиля: высокий, средний и низкий (простой).

Классицизм - художественное направление, ориентированное на идеалы античной классики.

Но естественно, что к 90-м годам XVIII века эта теория уже устарела и становилась тормозом для развития литературы. Литература требовала более гибких языковых принципов, ощущалась потребность в сближении языка литературы с языком разговорным, но не простым крестьянским языком, а образованным дворянским. Потребность в книгах, которые были бы написаны так, как говорят люди в этом образованном обществе, уже ощущалась очень остро. Карамзин считал, что писатель, развив свой вкус, может создать такой язык, который стал бы разговорным языком дворянского общества. К тому же здесь подразумевалась еще одна цель: такой язык должен был вытеснить из повседневного обихода французский язык, на котором преимущественно русское дворянское общество еще изъяснялось. Таким образом, языковая реформа, которую проводит Карамзин, становится задачей общекультурной и имеет патриотический характер.

Пожалуй, главным художественным открытием Карамзина в «Бедной Лизе» становится образ рассказчика, повествователя. Речь идёт от лица человека, заинтересованного в судьбах своих героев, человека, неравнодушного к ним, сострадающего чужим несчастьям. Т. е. Карамзин создаёт образ рассказчика в полном соответствии с законами сентиментализма. И вот это становится небывалым, такое в русской литературе происходит впервые.

Сентиментализм - это мироощущение и тенденция мышления, направленные на выявление, усиление, подчёркивание эмоциональной стороны жизни.

В полном соответствии с замыслом Карамзина рассказчик неслучайно говорит: «Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слёзы нежной скорби!».

Описание в экспозиции пришедшего в упадок Симонова монастыря, с его разрушившимися кельями, а также разрушающейся хижины, в которой жили Лиза и её мать, уже с самого начала вводят в повесть тему смерти, создаёт тот мрачный тон, который и будет сопутствовать рассказу. И в самом начале повести звучит одна из главных тем и излюбленных идей деятелей Просвещения - мысль о внесословной ценности человека. И прозвучит она необычно. Когда рассказчик будет говорить об истории Лизиной матери, о ранней смерти её мужа, Лизиного отца, он скажет, что она долго не могла утешиться, и произнесёт знаменитую фразу: «…ибо и крестьянки любить умеют» .

Сейчас эта фраза стала почти крылатой, и мы часто не соотносим её с первоисточником, хотя в повести Карамзина она оказывается в очень важном историческом, художественном и культурном контексте. Оказывается, чувства простолюдинов, крестьян ничем не отличаются от чувств людей благородных, дворян, крестьянки и крестьяне способны на тонкие и нежные чувства. Это открытие внесословной ценности человека сделано деятелями эпохи Просвещения и становится одним из лейтмотивов повести Карамзина. Причём не только в этом месте: Лиза скажет Эрасту, что между ними ничего не может быть, поскольку она крестьянка. Но Эраст начнёт её утешать и будет говорить о том, что ему не нужно другого счастья в жизни, кроме любви Лизы. Оказывается, действительно, чувства простых людей могут быть столь же тонки и изысканны, как и чувства людей благородного происхождения.

В начале повести прозвучит еще одна очень важная тема. Мы видим, что в экспозиции своего произведения Карамзин сосредоточивает все основные темы и мотивы. Это тема денег и их губительной силы. При первом свидании Лизы и Эраста парень захочет вместо запрошенных Лизой пяти копеек за букет ландышей дать ей рубль, но девушка откажется. Впоследствии же, как бы откупаясь от Лизы, от её любви, Эраст даст её десять империалов - сто рублей. Естественно, Лиза машинально возьмёт эти деньги, а потом попытается через свою соседку, крестьянскую девочку Дуню, передать их своей матери, но и матери эти деньги окажутся ни к чему. Она не сможет ими воспользоваться, так как при известии о смерти Лизы сама скончается. И мы видим, что, действительно, деньги являются той губительной силой, которая приносит людям несчастье. Достаточно вспомнить печальную историю самого Эраста. По какой причине он отказался от Лизы? Ведя легкомысленную жизнь и проигравшись в карты, он вынужден был жениться на богатой пожилой вдове, т. е. он тоже фактически продаётся за деньги. И вот эту несовместимость денег как достижения цивилизаций с естественной жизнью людей и демонстрирует Карамзин в «Бедной Лизе».

При достаточно традиционном литературном сюжете - рассказе о том, как молодой повеса-дворянин соблазняет простолюдинку - Карамзин всё же решает его не совсем традиционно. Уже давно было замечено исследователями, что Эраст вовсе не является таким традиционным примером коварного соблазнителя, он действительно любит Лизу. Он человек с добрым умом и сердцем, но слабый и ветреный. И вот эта ветреность его и губит. И губит его, как и Лизу, слишком сильная чувствительность. И вот здесь заключается один из главных парадоксов карамзинской повести. С одной стороны, он проповедник чувствительности как пути морального совершенствования людей, а с другой стороны, он же показывает, как чрезмерная чувствительность может принести пагубные последствия. Но Карамзин не моралист, он не призывает осуждать Лизу и Эраста, он призывает нас сочувствовать их горестной судьбе.

Так же необычно и новаторски Карамзин использует в своей повести пейзажи. Пейзаж у него перестает быть просто местом действия и фоном. Пейзаж становится своеобразным ландшафтом души. То, что происходит в природе, часто отражает то, что происходит в душе героев. И природа как будто бы отвечает героям на их чувства. Например, вспомним прекрасное весеннее утро, когда Эраст впервые приплывает по реке на лодке к домику Лизы, и наоборот, мрачную, беззвёздную ночь, сопровождающуюся бурей и громом, когда происходит грехопадение героев (рис. 8). Таким образом, пейзаж становился тоже активной художественной силой, что также являлось художественным открытием Карамзина.

Рис. 8. Иллюстрация к повести «Бедная Лиза» ()

Но главным художественным открытием становится образ самого рассказчика. Все события поданы не объективно и бесстрастно, а через его эмоциональную реакцию. Он-то и оказывается подлинным и чувствительным героем, потому что способен переживать несчастья других, как свои. Он оплакивает своих слишком чувствительных героев, но при этом остается верен идеалам сентиментализма и верным приверженцем идеи чувствительности как способа достижения социальной гармонии.

Список литературы

  1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2008 год.
  2. Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефёдова Н.А. Литература. 9 класс. М.: Дрофа, 2011 год.
  3. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2012 год.
  1. Интернет портал «Lit-helper» ()
  2. Интернет портал «fb.ru» ()
  3. Интернет портал «KlassReferat» ()

Домашнее задание

  1. Прочитайте повесть «Бедная Лиза».
  2. Охарактеризуйте главных героев повести «Бедная Лиза».
  3. Расскажите, в чём новаторство Карамзина в повести «Бедная Лиза».

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» впервые была напечатана в июньском выпуске «Московского журнала» за 1792 г. Она положила начало не только оригинальной карамзинской прозе, но и всей русской классической литературе. До появления первых повестей и рассказов Пушкина и Гоголя «Бедная Лиза» оставалась самым совершенным художественным произведением.

Повесть имела огромную популярность у русских читателей. Гораздо позже критики будут упрекать автора в чрезмерной «сентиментальности» и «слащавости», забывая о том, в какую историческую эпоху жил Карамзин.

«Бедная Лиза» стала необходимым переходным этапом в формировании современного русского языка. Повесть разительно отличается от тяжеловесного стиля XVIII века и предвосхищает лучшие образцы золотого века русской литературы.

Смысл названия

«Бедная Лиза» — имя и одновременно образная характеристика главной героини. Определение «бедная» относится не только к материальному положению девушки, но и к ее несчастной судьбе.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — трагическая любовь.

Лиза — обычная крестьянская девушка, которая после смерти отца вынуждена содержать себя и мать. Для ведения крестьянского хозяйства нужна мужская сила, поэтому пока Лиза не вышла замуж, она берется за любую посильную женскую работу: ткачество, вязание, сбор и продажа цветов и ягод. Старая мать бесконечно благодарна своей единственной кормилице и мечтает, чтобы бог послал ей хорошего человека.

Переломным моментом в жизни Лизы становится встреча с молодым дворянином Эрастом, который начинает оказывать ей знаки внимания. Для простой крестьянки изящный и воспитанный юноша представляется полубогом, разительно отличающимся от односельчан. Лиза все-таки не дурочка, она не позволяет новому знакомому ничего лишнего и предосудительного.

Эраст — ветреный и беспечный молодой человек. Ему уже давно приелись развлечения высшего общества. Лиза становится для него воплощением несбывшейся мечты о патриархальной любовной идиллии. Поначалу Эраст действительно не имеет в отношении девушки никаких низких мыслей. Он счастлив от невинных встреч с наивной крестьянкой. В силу своей беспечности Эраст даже не задумывается о будущем, о той непреодолимой пропасти, которая разделяет дворянина и простолюдинку.

Скромное поведение и уважительное отношение Эраста к Лизе покоряют мать девушки. Она относится к юноше, как к хорошему другу семьи, и даже не догадывается о возникшем между молодыми людьми романе, считая это невозможным.

Чисто платонические отношения между Лизой и Эрастом не могли длиться вечно. Поводом для физической близости стало желание матери выдать дочь замуж. Для влюбленных это было тяжелым ударом судьбы. Объятия, поцелуи и страстные клятвы в верности привели к тому, что Лиза потеряла невинность.

После случившегося характер отношений между влюбленными резко меняется. Для Лизы Эраст становится самым близким человеком, без которого она не представляет себе дальнейшей жизни. Дворянин же «спустился с небес на землю». Лиза утратила в его глазах прежнее волшебное очарование. Эраст стал относиться к ней, как к привычному источнику чувственного наслаждения. Он еще не готов резко оборвать отношения с Лизой, но начинает видеться с ней все реже и реже.

Дальнейший ход событий предугадать нетрудно. Эраст не обманывает Лизу в том, что отправляется на войну. Однако возвращается он довольно скоро и, забыв возлюбленную, находит богатую невесту, равную ему по социальному положению.

Лиза продолжает верить и ждать любимого человека. Случайная встреча с Эрастом, известие о его помолвке и скорой свадьбе, наконец, унизительное денежное подаяние за любовь наносят девушке огромную душевную травму. Не в силах пережить ее, Лиза совершает самоубийство.

Так заканчивается недолгий роман между дворянином и крестьянкой, который с самого начала был обречен на трагический финал.

Проблематика

Карамзин стал одним из первых писателей, поднявшим проблему любви между представителями разных сословий. В дальнейшем эта тема получила большое развитие в русской литературе.

Любовь, как известно, не знает границ. Однако в дореволюционной России такие границы существовали и строго охранялись законом и общественным мнением. Физическая связь дворянина с крестьянкой не возбранялась, но участь соблазненной женщины была незавидной. В лучшем случае она становилась содержанкой и могла надеяться только на усыновление барином совместно нажитых детей.

В начале любовного романа Эраст ведет себя просто глупо, мечтая о том, что будет «жить с Лизою, как брат с сестрою», возьмет ее к себе в деревню и т. д. В финале он забывает об обещаниях и поступает так, как велит ему дворянское происхождение.

Обманутая и обесчещенная Лиза предпочитает умереть и унести в могилу свою любовь и позорную тайну.

Композиция

Повесть имеет четкую классическую структуру: экспозиция (авторское лирическое отступление, плавно переходящее в историю Лизы), завязка (встреча Лизы с Эрастом), кульминация (физическая близость между влюбленными) и развязка (предательство Эраста и самоубийство Лизы).

Чему учит автор

История Лизы вызывает огромную жалость к несчастной девушке. Главным виновником трагедии, безусловно, является беспечный Эраст, который должен был серьезно задуматься о последствиях своего любовного увлечения.

Наибольшего успеха писатель достиг в жанре повести. Даже если сюжет в повестях был связан с событиями из отечественной истории, Карамзин воспроизводил судьбы своих современников. Чаще центральными становились женские образы, причем социальная принадлежность и героинь, и героев была достаточно широкой: «пейзанка» Лиза, боярышня Наталья, светская дама Юлия, посадница Марфа; заурядный дворянин Эраст, боярин Любославский, светский «лев» князь N… Все это, прежде всего люди, любящие, страдающие, совершающие благородные поступки или оказывающиеся нравственными отступниками.

Особую популярность получила повесть «Бедная Лиза», составившая вместе с «Натальей, боярской дочерью» своеобразную дилогию о поисках личного счастья. И Лиза, и ее мать, и покойный отец - люди высоких моральных качеств. Отец «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь». Мать верна памяти мужа и многие годы проливает слезы о нем, «ибо и крестьянки любить умеют!». Она воспитывает дочь в строгих нравственных понятиях, в частности, внушает ей правило «кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Горячие симпатии автора неизменно сопутствуют главной героине на всем протяжении повести, на ее стороне он и в решении главного конфликта. Но представления о подлинной социальной среде, в которой происходит действие повести, не ясны. «Лиза и ее мать с успехом могли бы быть поняты читателем как горожанки, как бедные дворянки. Крепостная эпоха никак не указывается в повести». В ходе повествования, отмечает Н. К. Пиксанов, совершенно не показан крестьянский труд: сказав скороговоркой, что Лиза «трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и все сие продавала в Москве», автор больше о крестьянской работе и не упоминает. Весь крестьянский быт показан в подчеркнуто пасторальных тонах. Характерно в этом отношении описание крестьянской избы, столь не похожей на аналогичное место в главе «Пешки» из «Путешествия из Петербурга в Москву»: «Услужливая Лиза… побежала в погреб, принесла чистую кринку, покрытую чистым деревянным кружком,- схватила стакан, вымыла, вытерла его белым полотенцем».

В идиллических тонах рисуется и роман между дворянином Эрастом и крестьянской девушкой Лизой. Его трагический конец результат обстоятельств и легкомысленного характера героя, а не социального неравенства. И здесь опять-таки кардинальное отличие Карамзина от Радищева, который гневно заклеймил это “позорное явление помещичьего быта в главах «Медное» и «Зайцово». Персонажами из пастушеской идиллии воспринимают себя сами герои, притом не только Эраст, который «читывал романы», но и неграмотная Лиза. «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои,- мечтает она,- рожден- был простым крестьянином, пастухом,- и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое: ах! Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала приветливо: здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих; и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей».

Н. М. Карамзин основное внимание сосредоточил на психологии героев, достигнув здесь значительного мастерства. Как никто из предшествующих русских писателей, он сумел показать все перипетии любви, передать тончайшие оттенки чувства.

Большим успехом у читателей - современников Карамзина его повесть «Бедная Лиза» была обязана прежде всего своей гуманистической направленности («и крестьянки любить умеют») и необычной для этого жанра трагической развязке. На последнее обстоятельство первым обратил внимание еще В. В. Си-повский: «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни».

Гуманистический настрой «Бедной Лизы» усилен не только авторским отношением к своей героине, но и к Эрасту. При явном сочувствии к героине, отказе от сословных предрассудков («и крестьянки любить умеют»), Карамзин в конструировании ее образа далеко не полностью выходит за рамки «канонов» классицизма: Лиза выписана однолинейно, она чувствительна и добродетельна, а ее «падение» по законам натуры не может считаться нарушением этических норм. А вот к какому виду характеров по классификации самого писателя «чувствительному» или «холодному»- следует отнести Эраста? На этот вопрос дать однозначный ответ нелегко. И может быть, не так уж снисходителен к нему Карамзин, как часто об этом говорится. Ведь осудить себя самому на нравственные муки до конца своей жизни наказание не меньшее, чем быть осужденным другими (в том числе прямолинейно и автором).

Подтверждением его душевной драмы (чтобы не сказать трагедии) служит, по свидетельству Карамзина, признание самого Эраста: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле…» Создавая образ Эраста, Карамзин сделал попытку воспроизвести характер по «естественным законам». Несколько позже в «Разговоре о счастье» (1797) Карамзин откажет в жизненной типичности образу объявленного злодея: «Люди делают много зла - без сомнения - но злодеев мало; заблуждение сердца, безрассудность, недостаток просвещения виною дурных дел… Совершенный злодей или человек, который любит зло для того, что оно зло, и ненавидит добро для того, что оно, добро, есть едва ли не дурная пиитическая выдумка, по крайней мере, чудовище вне природы, существо неизъяснимое по, естественным законам».

1. Литературное направление «сентиментализм».
2. Особенности сюжета произведения.
3. Образ главной героини.
4. Образ «злодея» Эраста.

В литературе второй половины XVIII — начала XIX веков было очень популярно литературное направление «сентиментализм». Название возникло от французского слова «sentiment», что в переводе означает «чувство, чувствительность». Сентиментализм призывал обратить внимание на чувства, переживания, эмоции человека, то есть особую важность приобретал внутренний мир. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» — это яркий пример сентиментального произведения. Сюжет повести очень прост. Волею судьбы встречаются избалованный дворянин и молодая наивная крестьянская девушка. Она влюбляется в него и становится жертвой своего чувства.

Образ главной героини Лизы поражает своей чистотой, искренностью. Крестьянская девушка больше похожа на сказочную героиню. В ней нет ничего будничного, повседневного, пошлого. Натура Лизы возвышенна и прекрасна, несмотря на то что жизнь девушки сказочной не назовешь. Лиза рано лишилась отца, живет вместе со старой матерью. Девушке приходится много работать. Но она не ропщет на судьбу. Лиза показана автором как идеал, лишенный каких-либо недостатков. Ей не свойственна тяга к наживе, материальные ценности не имеют для нее какого-то значения. Лиза больше похожа на чувствительную барышню, выросшую в атмосфере праздности, с детства окруженную заботой и вниманием. Подобная тенденция была характерна для сентиментальных произведений. Главная героиня не может восприниматься читателем грубой, приземленной, прагматичной. Она должна быть оторванной от мира пошлости, грязи, лицемерия, должна являть собой образец возвышенности, чистоты, поэтичности.

В повести Карамзина Лиза становится игрушкой в руках своего возлюбленного. Эраст — это типичный молодой повеса, привыкший получать то, что считает нужным. Молодой человек избалован, эгоистичен. Отсутствие нравственного начала приводит к тому, что он не понимает пылкой и страстной натуры Лизы. Чувства Эраста вызывают сомнения. Он привык жить, думая только о себе и своих желаниях. Эрасту не дано было увидеть красоту внутреннего мира девушки, ведь Лиза умна, добра. Но достоинства крестьянки ничего не стоят в глазах пресыщенного дворянина.

Эраст, в отличие от Лизы, никогда не знал лишений. Ему не нужно было заботиться о хлебе насущном, вся жизнь его — это сплошной праздник. И любовь он изначально считает игрой, способной украсить несколько дней жизни. Эраст не может быть верным, его привязанность к Лизе всего лишь иллюзия.

А Лиза глубоко переживает трагедию. Показательно, что когда молодой дворянин соблазнил девушку, грянул гром, сверкнула молния. Знамение природы предвещает беду. И Лиза чувствует, что за совершенное ей придется заплатить самой страшной ценой. Девушка не ошиблась. Прошло совсем немного времени, и Эраст охладел к Лизе. Теперь он забыл о ней. Для девушки это стало страшным ударом.

Повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень любима читателями не только из-за занимательности сюжета, который рассказывал о красивой истории любви. Читатели высоко оценили мастерство писателя, который сумел правдиво и ярко показать внутренний мир влюбленной девушки. Чувства, переживания, эмоции главной героини не могут оставить равнодушным.

Парадоксально, но молодой дворянин Эраст не воспринимается в полной мере как отрицательный герой. После самоубийства Лизы Эраст раздавлен горем, считает себя убийцей и тоскует по ней всю свою жизнь. Эраст не стал несчастным, за свой поступок он понес суровое наказание. Писатель относится к своему герою объективно. Он признает, что молодой дворянин обладает добрым сердцем и разумом. Но, увы, это не дает права считать Эраста хорошим человеком. Карамзин говорит: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою». Немудрено, что при подобном отношении к жизни любовь не стала для молодого человека чем-то заслуживающим внимания. Эраст мечтателен. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провожали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Что можно сказать об Эрасте, если проанализировать характеристику Карамзина? Эраст витает в облаках. Вымышленные истории важнее для него, чем настоящая жизнь. Поэтому ему все быстро наскучило, даже любовь столь прекрасной девушки. Ведь реальная жизнь всегда кажется мечтателю менее яркой и интересной, чем жизнь придуманная.

Эраст решает отправиться в военный поход. Он считает, что это событие придаст смысл его жизни, что он почувствует свою значимость. Но, увы, слабохарактерный дворянин во время военного похода только проиграл в карты все свое состояние. Мечты натолкнулись на жестокую действительность. Легкомысленный Эраст не способен на серьезные поступки, развлечения для него важнее всего. Он решает выгодно жениться, чтобы вновь обрести желаемое материальное благополучие. Эраст при этом совсем не думает о чувствах Лизы. Зачем ему бедная крестьянка, если перед ним встал вопрос материальной пользы.

Лиза бросается в пруд, самоубийство становится для нее единственно возможным выходом. Страдания любви настолько измучили девушку, что она не хочет больше жить.

Для нас, современных читателей, повесть Карамзина «Бедная Лиза» кажется похожей на сказку. Ведь в ней нет ничего похожего на реальную жизнь, кроме, пожалуй, чувств главной героини. Но сентиментализм как литературное направление оказался очень важен для русской литературы. Ведь писатели, творящие в русле сентиментализма, показывали тончайшие оттенки человеческих переживаний. И эта тенденция в дальнейшем получила свое развитие. На основе сентиментальных произведений появились другие, более реалистичные и правдоподобные.

XVIII век, который прославил многих замечательных людей, в том числе и писателя Николая Михайловича Карамзина. К концу этого столетия он публикует свое самое знаменитое творение – повесть «Бедная Лиза». Именно оно принесло ему громкую славу и огромную популярность среди читателей. В основе книги лежат два характера: бедной девушки Лизы и дворянина Эраста, которые проявляются по ходу сюжета в их отношении к любви.

Николай Михайлович Карамзин внес огромный вклад в культурное развитие отечества конца 18 века. После многочисленных поездок в Германию, Англию, Францию и Швейцарию писатель-прозаик возвращается в Россию, и во время отдыха на даче у известного путешественника Петра Ивановича Бекетова В 1790-х годах он берется за новый литературный эксперимент. Местный антураж неподалеку от Симонова монастыря сильно повлиял на замысел произведения «Бедная Лиза», который он вынашивал во время путешествий. Природа для Карамзина имела огромное значение, он по-настоящему любил ее и нередко менял городскую суету на леса и поля, где читал любимые книги и погружался в раздумья.

Жанр и направление

«Бедная Лиза» — это первая русская психологическая повесть, которая содержит в себе нравственное разногласие людей разных сословий. Чувства Лизы ясны и понятны читателю: для простой мещанки счастье — это любовь, поэтому она слепо и наивно любит. Чувства Эраста, напротив, более запутаны, ведь он сам никак не может их понять. Сперва молодой человек хочет попросту влюбиться так же, как в романах, которые он читал, но вскоре становится понятно, что он не способен жить любовью. Городская жизнь, полная роскоши и страстей, оказала огромное влияние на героя, и он открывает для себя плотское влечение, полностью уничтожающее духовную любовь.

Карамзин является новатором, его по праву можно назвать основоположником русского сентиментализма. Читатели восприняли произведение восхищенно, так как социум уже долгое время желал чего-то подобного. Публику вымотали нравоучения классицистического направления, основой которого служит поклонение разуму и долгу. Сентиментализм же демонстрирует душевные переживания, чувства и эмоции героев.

О чем?

По словам писателя, повесть эта — «сказка весьма незамысловатая». Действительно, сюжет произведения простой до гениальности. Начинается и заканчивается оно обрисовкой местности Симонова монастыря, которая вызывает в памяти рассказчика мысли о трагичном повороте в судьбе бедной Лизы. Это история любви небогатой провинциалки и обеспеченного молодого человека из привилегированного сословия. Знакомство возлюбленных началось с того, что Лиза продавала собранные в лесу ландыши, а Эраст, желая завязать разговор с понравившейся ему девушкой, решил приобрести у нее цветы. Его покорила естественная красота и доброта Лизы, и они начали встречаться. Однако вскоре юноша пресытился прелестью своей пассии и нашел более выгодную партию. Героиня, не выдержав удара, утопилась. Ее возлюбленный жалел об этом всю жизнь.

Их образы неоднозначны, в первую очередь раскрывается мир простого естественного человека, неиспорченного городской суетой и алчностью. Карамзин описал все настолько детально и живописно, что читатели поверили в эту историю и полюбили его героиню.

Главные герои и их характеристика

  1. Главная героиня повести — Лиза — бедная деревенская девушка. В раннем возрасте она потеряла отца и была вынуждена стать кормилицей для своей семьи, соглашаясь на любую работу. Трудолюбивая провинциалка очень наивна и чувствительна, она видит в людях лишь хорошие черты и живет своими эмоциями, следуя зову сердца. Она ухаживает за своей матерью день и ночь. И даже когда героиня решается на роковой поступок, она все равно не забывает о семье и оставляет ей деньги. Главный талант Лизы – дар любить, ведь ради своих близких она готова пойти на все.
  2. Мать Лизы — добрая и мудрая старушка. Она очень тяжело пережила смерть мужа Ивана, так как преданно любила его и счастливо прожила с ним много лет. Единственной отрадой была дочь, которую она стремилась выдать замуж за достойного и состоятельного человека. Характер героини внутренне цельный, но немного книжный и идеализированный.
  3. Эраст — богатый дворянин. Он ведет разгульный образ жизни, думая лишь о забавах. Он умный, но очень непостоянный, избалованный и безвольный. Не задумываясь о том, что Лиза из другого сословия, он влюбился в нее, но все же у него не получается преодолеть все сложности этой неравной любви. Эраста нельзя назвать отрицательным героем, ведь он признает свою вину. Он читал и вдохновлялся романами, был мечтательным, смотря на мир в розовых очках. Поэтому его реальная любовь и не выдержала такого испытания.

Тематика

  • Главной темой в сентиментальной литературе являются искренние чувства человека в столкновении с равнодушием реального мира. Карамзин одним из первых принял решение писать о душевном счастье и страдании простого народа. Он отразил в своем произведении переход с гражданской темы, которая была распространена в эпоху Просвещения, на личностную, в которой основной предмет интереса — духовный мир индивидуума. Таким образом, автор, углубленно описав внутренний мир персонажей совместно с их чувствами и переживаниями, начал развивать такой литературный прием, как психологизм.
  • Тема любви. Любовь в «Бедной Лизе» — это испытание, которое проверяет героев на прочность и верность своему слову. Лиза полностью отдалась этому чувству, ее автор возвышает и идеализирует за эту способность. Она – воплощение женского идеала, та, что полностью растворяется в обожании своего любимого и верна ему до последнего вздоха. А вот Эраст не выдержал проверки и оказался трусливым и жалким человеком, неспособным на самоотдачу во имя чего-то более важного, чем материальные блага.
  • Противопоставление города и деревни. Автор отдает предпочтение сельской местности, именно там формируются естественные, искренние и добрые люди, не знающие соблазна. А вот в больших городах они приобретают пороки: зависть, алчность, себялюбие. Эрасту положение в обществе было дороже любви, он пресытился ею, ведь не способен был испытывать сильное и глубокое чувство. Лиза же не смогла жить после этого предательства: если умерла любовь, она следует за ней, ведь без нее не представляет своего будущего.
  • Проблема

    Карамзин в произведении «Бедная Лиза» затрагивает различные проблемы: социальные и моральные. Проблематика повести строится на противопоставлении. Главные герои разнятся как в качестве жизни, так и в характере. Лиза – чистая, честная и наивная девушка из низшего сословия, а Эраст – избалованный, слабохарактерный, думающий только о своих удовольствиях, молодой человек, принадлежащий к дворянству. Лиза, влюбившись в него, не может ни дня без мыслей о нем, Эраст же наоборот начал отдаляться, как только получил, что хотел от нее.

    Итогом таких мимолетных моментов счастья Лизы и Эраста становится гибель девушки, после которой молодой человек не может перестать винить себя в этой трагедии и до конца жизни остается несчастным. Автор показал, как сословное неравенство привело к несчастливому финалу и послужило поводом для трагедии, а также, какую ответственность несет человек за тех, кто ему доверился.

    Главная мысль

    Сюжет — далеко не самое главное в данной повести. Эмоции и чувства, пробуждающиеся во время чтения, достойны большего внимания. Огромную роль играет сам рассказчик, ведь он с печалью и сочувствием рассказывает о жизни нищей сельской девушки. Для русской литературы образ эмпатического повествователя, который умеет сопереживать эмоциональному состоянию героев, оказался открытием. Любой драматичный момент заставляет обливаться кровью его сердце, а также искренне проливать слезы. Таким образом, главная идея повести «Бедная Лиза» заключается в том, что надо не бояться своих чувств, любить, переживать, сострадать полной грудью. Только тогда человек сможет победить в себе безнравственность, жестокость и эгоизм. Автор начинает с себя, ведь он, дворянин, описывает грехи своего же сословия, а сочувствие дарит простой деревенской девушке, призывая людей своего положения стать более гуманными. Обитатели бедных избушек порой затмевают своей добродетелью господ из старинных усадеб. Такова основная мысль Карамзина.

    Отношение автора к главному герою повести тоже стало новшеством в русской литературе. Так Карамзин не винит Эраста, когда погибает Лиза, он демонстрирует социальные условия, которые и послужили причиной трагического события. Большой город повлиял на молодого человека, уничтожив в нем моральные принципы и сделав его развращенным. Лиза же выросла в деревне, ее наивность и простота сыграли с ней злую шутку. Также писатель демонстрирует, что не только Лиза, но и Эраст подвергнулся тягостям судьбы, став жертвой печальных обстоятельств. Герой испытывает чувство вины на протяжении всей жизни, так и не став по-настоящему счастливым.

    Чему учит?

    Читатель имеет возможность научиться чему-то на чужих ошибках. Столкновение любви и эгоизма — злободневная тема, так как любой хотя бы раз в жизни испытывал неразделенные чувства, либо пережил измену близкого человека. Анализируя повесть Карамзина, мы обретаем важные жизненные уроки, становимся человечнее и отзывчивее друг к другу. Творения эпохи сентиментализма имеют единое свойство: они помогают людям душевно обогатиться, а также воспитывают в нас наилучшие гуманные и нравственные качества.

    Повесть «Бедная Лиза» обрела популярность среди читателей. Данное произведение учит человека быть отзывчивее по отношению к другим людям, а также умению сострадать.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!