Горе от ума полковник скалозуб. Образ и характеристика скалозуба в комедии горе от ума грибоедова сочинение. Настроения русской армии

Характеристика Скалозуба из комедии " Горе от ума"

  1. Скалозуб
    1 вариант

    Скалозуб Сергей Сергеич в его образе выведен идеальный московский жених грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его героем не своего романа. В момент своего первого приезда в дом Фамусова С. рассказывает о себе. Он участвовал в войне 1812 года, но орден на шею получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. метит в генералы. Герой презирает книжную мудрость. Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне. С. пытается внешне и внутренне приукрасить себя. Он одевается по армейской моде, перетягиваясь ремнями, чтобы грудь была колесом. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор.
    *******
    Скалозуб
    2 вариант

    Скалозуб — персонаж комедии А. С. Грибоедова Горе от ума (1824). Если искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то С. соответствует хвастливый воин, популярная маска римских комедий, воплощенная в знаменитом башнеградопобедителе Пиргополини-ке, герое Плавта. Воин-забияка традиционно изображался не только хвастуном, но и персоной самовлюбленной. С. , если изъять его из поэтического контекста, чем-то похож на своего далекого предка. Следует отметить, что комедийные маски носят многие персонажи произведения Грибоедова, но масочность лишь верхний слой объемного ее сюжета. В ходе действия С. преображается в индивидуальный комедийный характер. Полковник Сергей Сергеевич С. в самом центре событий пьесы. Уже в первом акте Лиза упоминает его как почти официального жениха Софьи (и золотой мешок и метит в генералы) в контрасте с нежеланным Чацким и тайным Молчалиным. Может быть, ради С. , чтобы ввести его в круг родственников, Фамусов затевает бал, где представляет С. Хлесто-вой, которой тот не нравится из-за недостатка подобострастия и слишком высокого роста. Все факты биографии С. в глазах Фамусова выгодно отличают его от Чацкого. С. богат, военный, быстро и продуманно делающий карьеру, мало спорящий, высказывающийся прямолинейно и лапидарно. Манера С. не подстраиваться под тон светской любезности не вредит ему во мнении окружающих (как Чацкому) , потому что в главном С. фамусов-ский, свой: ученостью меня не обморочишь! . На чем основана его военная карьера выясняется довольно скоро: тут старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты. Было бы ошибкой недооценивать влияние С. в московской среде: он признан и поддержан обществом. В кульминационный момент дискуссии о вреде, приносимом книгами и образованием, С. объявляет радостную для всех весть, что лицеи, школы и гимназии решено реформировать по казарменному образцу: Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий. (Что, однако, еще не совсем устраивает Фамусова, знающего более верный способ наведения порядка: забрать все книги бы, да сжечь.) С. это собирательный характер, в котором современники Грибоедова узнавали многих: от дивизионного полковника Фролова до великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. В обширной сценической истории Горя от ума до сих пор не найдено такого решения этого образа, которое было бы свободно от масочности, одинаково подчеркиваемой актерами при самых разных по стилю режиссерских решениях. В основе образа С. лежит прием гротеска, но не шаржа и не карикатуры. Такой образ требует истолкования, родственного поэтике пьесы в целом, которую Грибоедов назвал поэтикой превосходного стихотворения.

Скалозуб Сергей Сергеич – в его образе выведен «идеальный» московский жених – грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его «героем не своего романа». В момент своего первого приезда в дом Фамусова С. рассказывает о себе. Он участвовал в войне 1812 года, но орден «на шею» получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. «метит в генералы». Герой презирает книжную мудрость. Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне. С. пытается внешне и внутренне приукрасить себя. Он одевается по армейской моде, «перетягиваясь» ремнями, чтобы грудь была колесом. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор.

Скалозуб - персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824). Если искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то С. соответствует «хвастливый воин», популярная маска римских комедий, воплощенная в знаменитом «башнеградопобедителе» Пиргополини-ке, герое Плавта. Воин-забияка традиционно изображался не только хвастуном, но и персоной самовлюбленной. С., если изъять его из поэтического контекста, чем-то похож на своего далекого предка. Следует отметить, что комедийные маски носят многие персонажи произведения Грибоедова, но «масочность» лишь верхний слой объемного ее сюжета. В ходе действия С. преображается в индивидуальный комедийный характер. Полковник Сергей Сергеевич С. - в самом центре событий пьесы. Уже в первом акте Лиза упоминает его как почти официального жениха Софьи («и золотой мешок и метит в генералы») в контрасте с «нежеланным» Чацким и «тайным» Молчалиным. Может быть, ради С., чтобы ввести его в круг родственников, Фамусов затевает бал, где представляет С. Хлесто-вой, которой тот не нравится из-за недостатка подобострастия и слишком высокого роста. Все факты биографии С. в глазах Фамусова выгодно отличают его от Чацкого. С. богат, военный, быстро и продуманно делающий карьеру, мало спорящий, высказывающийся прямолинейно и лапидарно. Манера С. не подстраиваться под тон светской любезности не вредит ему во мнении окружающих (как Чацкому), потому что в главном С. - фамусов-ский, свой: «ученостью меня не обморочишь!». На чем основана его военная карьера выясняется довольно скоро: «тут старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты». Было бы ошибкой недооценивать влияние С. в «московской» среде: он признан и поддержан обществом. В кульминационный момент дискуссии о вреде, приносимом книгами и образованием, С. объявляет радостную для всех весть, что лицеи, школы и гимназии решено реформировать по казарменному образцу: «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий». (Что, однако, еще не совсем устраивает Фамусова, знающего более верный способ наведения порядка: «забрать все книги бы, да сжечь».) С. - это собирательный характер, в котором современники Грибоедова узнавали многих: от дивизионного полковника Фролова до великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. В обширной сценической истории «Горя от ума» до сих пор не найдено такого решения этого образа, которое было бы свободно от «масочности», одинаково подчеркиваемой актерами при самых разных по стилю режиссерских решениях. В основе образа С. лежит прием гротеска, но не шаржа и не карикатуры. Такой образ требует истолкования, родственного поэтике пьесы в целом, которую Грибоедов назвал «поэтикой превосходного стихотворения».

» не менее ярок, чем фигура Фамусова . «Созвездие маневров и мазурки», – говорит про Скалозуба Чацкий . В лице этого героя Грибоедов карикатурно изобразил тот тип военных, которые обращают внимание главным образом на внешнюю часть военной службы, интересуются формой, отличающей один полк от другого, занимаются муштровкой, «шагистикой», как тогда говорили, и лишены того настоящего военного духа, который создал доблесть русского войска. В Скалозубе воплощена вся пошлость, вся ограниченность такого рода офицеров. Имя его свидетельствует о том, что он постоянно «зубоскалит», шутит, старается острить; но остроты его не смешны, а пошлы. Типичен его рассказ о княгине Ласовой, которая, упав с лошади,

«...на днях расшиблась в пух:
Жокей не поддержал – считал он видно, мух.
И без того она, как слышно, неуклюжа,
Теперь ребра недостает,
Так для поддержки ищет мужа».

Типичен его ответ на вопрос Фамусова, в каком родстве с ним состоит Настасья Николавна:

«Не знаю-с, виноват:
Мы с нею вместе не служили».

Этой остротой Скалозуб хочет показать, что ничто вне военной службы его не интересует. Что же занимает его? «В мундирах выпушки, погончики, петлички...», – сравнение гвардии с армией, в которой у офицеров «все так прилажено и талии так узки»...

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Стремится Скалозуб только к чинам, наградам, повышениям. Сам он – полковник, но уже «метит в генералы». Интересно узнать, каким образом достиг он высокого чина; он сам совершенно откровенно рассказывает, что повышение по службе получал не за личные заслуги, а по счастливым стечениям обстоятельств:

«Довольно счастлив я в товарищах моих, –
Вакансии как раз открыты:
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты».

Откровенность, с которой Скалозуб говорит о своем повышении, свидетельствует о его крайней глупости:

«Речист, а больно не хитер»,

– характеризует его служанка Лиза. Так же, как и Фамусов, он убежден во вреде науки и желает, чтобы во всех лицеях и гимназиях детей учили бы маршировать.

Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.

Вот какого зятя желал бы иметь Фамусов! Но его дочери Софье Скалозуб противен – и не только потому, что она любит Молчалина . Софья понимает пустоту и глупость Скалозуба. Когда Чацкий, пытаясь выведать отношение Софьи к возможному жениху, упоминает:

Вот, например, полковник Скалозуб:
И золотой мешок, и метит в генералы,

она отвечает:

Куда как мил! и весело мне страх
Выслушивать о фрунте и рядах;
Он слова умного не выговорил сроду, –
Мне всё равно, что за него, что в воду.

Написал комедию «Горе от ума» в 1824 году. Произведение призвано обличить привычки и взгляды дворян девятнадцатого столетия. События, описанные в пьесе, происходят после войны с французами в 1812 году.

Этот период был для России сложным, так как в обществе стали популярны прогрессивные идеи. Противостояние старых и новых взглядов, традиций прошлого и нынешнего времени описано в произведении посредством ярких персонажей и образов. Скалозуб – персонаж, с помощью которого автор передает специфику возникшей полемики.

История персонажа

Образ полковника Сергея Сергеевича Скалозуба типичен. Существуют документальные подтверждения тому, что в период создания произведения для героя нашлось немало прототипов. В качестве персон, вдохновивших Грибоедова, называли имена композитора , полковника Фролова и генерала Скобелева.


Характеристика персонажа позволяла предположить, что он похож на Паскевича, Аракчеева и императора . Скалозуб представляет собой обычного москвича, пытающегося жениться. Образование и воспитание не его конек, зато герой располагает накоплениями и уверенностью в себе. После войны Скалозуба наградили символическим орденом, позволившим ему преувеличивать собственную значимость в глазах других.

Значение имени героя очевидно. Закрепленное за ним амплуа хвастливого воина и самовлюбленной натуры объясняет происхождение фамилии. Скалозуб пользуется уважением других персонажей и преференциями со стороны отца Софьи, сватающего дочь за полковника. Описание достоинств жениха примитивно: он богат и претендует на генеральский чин.


Цель жизни Скалозуба – хорошее положение в обществе и расположение сильных мира сего. Он выступает против свободомыслия и ратует за беспрекословное подчинение. Такая позиция была распространенной в российской армии послевоенных лет. Награды и положение Скалозуба свидетельствуют о том, что его отношение к службе верно, перспективы полковника велики.

Цитаты Скалозуба позволяют предположить, что его отношение к семье основано на желании соответствовать нормам, принятым в обществе. Он пренебрегает чувствами и симпатиями. Его суждения основаны на традиционных взглядах, не изменившихся с приходом новой эпохи. Поэтому отношение героя к крепостному праву не отличается свежими идеями.


Он выступает приверженцем идеи о распоряжении крестьянами. Скалозуба волнует исключительно пополнение своих ресурсов и бюджета, а также социальный статус. Полковник умело апеллирует к имеющимся связям, пренебрегает трудом, участием в военных делах и государственной деятельности.

Типичный солдафон, поведение которого предсказуемо – неуместный и неловкий образ в обществе, которое создают молодые люди, подобные . Даже его отношение к любви кажется устаревшим. Ключевую роль в мировоззрении героя играет не возраст, а социальная обстановка, которую высмеивает Грибоедов.

Сюжет

«Горе от ума» входит в список литературы, изучаемой в средней школе. История противостояния «века нынешнего» и «века минувшего» знакома всем. Юная Софья влюблена в , секретаря . Внезапно в доме появляется знакомый семьи, молодой человек по фамилии Чацкий, который в своих речах нелестно отзывается о Молчалине, чей положительный образ по нраву домочадцам.


Гость расспрашивает у Фамусова подробности о Софье, в связи с чем последний делает предположение: Чацкий метит в женихи. Единственным подходящим кандидатом на роль зятя Фамусов считает полковника Скалозуба, чей статус и положение в обществе соответствуют предпочтениям почтенного отца. Чацкий и Фамусов не сходятся в суждениях и взглядах. Между ними возникает конфронтация.

Падение Молчалина с лошади становится коллизией, после которой Чацкий задумывается над чрезмерным волнением Софьи о здоровье секретаря. Он приходит к выводу, что девушка влюблена, но личность Молчалина кажется Чацкому недостойной возвышенных чувств. На приеме, устроенном вечером в доме Фамусова, Чацкий иронизирует и высмеивает конкурента.


Случайно узнав, что Молчалин поддерживает связь с Софьей только ради положения семьи и втайне влюблен в служанку Лизу, герой изобличает секретаря. Опороченная девушка выгоняет Молчалина из дома. Сбежавшиеся гости во главе с Фамусовым становятся свидетелями саркастичного монолога Чацкого, высмеивающего пороки современного общества. Молодой человек уезжает из дома Фамусовых.

Экранизации

Пьеса, вышедшая из-под пера Грибоедова, пополнила перечень классических драматургических произведений. Она не вдохновляет режиссеров на экранизации, так как стихотворный стиль не востребован у телевизионной аудитории. Зато телеспектакли пользуются интересом интеллигентной публики.


В 1952 году артисты Малого театра СССР предстали перед зрителями в образе героев «Горе от ума» на телеэкранах. Роль Скалозуба исполнил Анатолий Ржанов. В телепостановке 1977 года публика вновь наблюдала актеров Малого театра. В образе полковника предстал . Телевизионный спектакль 2002 года позволил познакомиться со Скалозубом в исполнении .

Цитаты

Александр Сергеевич Грибоедов описал классическую ситуацию, неоднократно встречающуюся в обществе. Смысл пьесы сохраняет актуальность вне зависимости от эпохи, поэтому крылатые выражения и афоризмы, черпаемые из нее, остаются уместными из года в год. Недостатки персонажа, обличаемые автором, озвучиваются устами героя.

«Как истинный философ я сужу: мне только бы досталось в генералы», - говорит Скалозуб.

Он не имеет возможности претендовать на хорошее образование, и его «философские» высказывания глупы и демонстрируют узость мировоззрения. Скалозуб далек от современных веяний и не стремится ознакомиться с ними, ведь считает ученье пустой тратой времени. По его мнению, перспективы есть только во вложении в неокрепшие умы истины, диктуемой отцами:

«Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два,
А книги сохранят так: для больших оказий».

Скалозуб обязан положению в обществе и на службе связям. Он не отличается стремлением к изменению мира, а свободные вакансии, помогающие в продвижении по карьерной лестнице, открываются сами собой:

«Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты:
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты».

Комедия «Горе от ума», написанная А.С. Грибоедовым в 1824 году, обличает нравы дворян начала 19 века. В пьесе представлена ситуация, когда после войны 1812 года, в переломное для России время, в дворянском обществе стали появляться люди с прогрессивными взглядами на устройство общества. Основная тема произведения – борьба «века минувшего» с «веком нынешним», старого с новым. Лагерь «века минувшего» представлен в пьесе многим числом людей разных типов. Большое значение для понимания проблематики произведения имеет характеристика Скалозуба в комедии «Горе от ума».

Этот герой пользуется большим уважением среди фамусовского общества. С первых страниц книги мы узнаем, что Фамусов считает его самым желанным претендентом на руку его дочери Софьи. В пьесе «Горе от ума» Скалозуб полностью соответствует идеалам московского дворянского общества: «И золотой мешок, и метит в генералы». Софья же, как здравомыслящая девушка, совсем не желает выходить замуж за Скалозуба. Она считает его очень глупым: «Он слова умного не выговорит сроду, – мне все равно, что за него, что в воду».

Если Чацкий на роль мужа Софьи не подходит, ведь он «не служит, то есть в том он пользы не находит», то Скалозуб – полковник. Высокий чин – главное, что ценится в Москве. Образ этого героя – сатира на российскую армию аракчеевского периода, когда преследовалось любое свободомыслие, а требовалось бездумное подчинение. В связи с этим многие молодые дворяне уходили в отставку. Тупая военная муштра царствовала тогда в армии. Вот почему в фамусовском обществе с такой опаской относятся к Чацкому, который «служить бы рад», а «прислуживаться» не желает, ведь это свидетельствует о его инакомыслии. Скалозуб же «с звездами и чинами», значит, с ним все в порядке. В фамусовском обществе ему прощается даже грубость, что не прощается Чацкому.

Как типичный представитель «века минувшего» Скалозуб служит с целью обогащения, получения солидного веса в обществе, а не для того, чтобы заботиться о безопасности своей родины. В комедии «Горе от ума» армейский чин Скалозуба очень привлекает фамусовскую Москву. В связи с этим Чацкий дает меткую характеристику Скалозубу: «Созвездие маневров и мазурки».

Пути достижения высоких чинов и наград для таких людей, как Скалозуб, не имеют значения. Чаще всего повышения по службе в дворянской среде того времени добивались с помощью связей. Характер Скалозуба помогает ему умело этими связями пользоваться: «… Чтоб чины добыть, есть многие каналы… Мне только бы досталось в генералы».

Даже свой орден Скалозуб получил не за боевые заслуги, а по случаю военных торжеств.

В комедии «Горе от ума» характеристика Скалозуба была бы неполной, если бы в произведении не возникло противопоставление этого героя с другими представителями военного класса – прогрессивно настроенными, уважающими человеческую личность дворянами. Именно такие люди уходили в тот период в отставку. Таков двоюродный брат Скалозуба, который, несмотря на то, что «чин следовал ему», оставил военную службу и уехал жить в деревню, где «книги стал читать». Отказаться от очередного чина – немыслимо для Скалозуба. Скалозуб говорит о брате с пренебрежением еще и потому, что он еще и противник учености и образованности. Именно из уст этого героя на балу у Фамусова исходит информация о реформировании учебных заведений по казарменному типу: «Там будут лишь учить по-нашему: раз-два; а книги сохранят – так: для больших оказий».