Пословицы, народные приметы и традиции праздников на руси. Крещение детей на руси

Обряд «крещение ребенка » существует на Руси с древних времен. Это первое и важное в жизни человека таинство.

Значение крещения

Крещение имеет большое значение, так как во время этого таинства ребенок приобретает духовную чистоту и становится членом церкви. В дальнейшем крещеный человек сможет стать крестным родителем. Он может ходить в церковь, ставить свечки, молиться, заказывать молебны, обращаться к Богу за помощью.

Считается, что в момент крещения малыша, у него появляется свой Ангел-хранитель, который защищает и направляет человека на свершение добрых дел на протяжении всей его жизни. Поэтому многие родители стараются, как можно раньше окрестить своего ребенка.

Ребенка можно окрестить после первой недели жизни. Но тогда его мать не сможет присутствовать на обряде из-за физиологических послеродовых процессов. В церковь родительнице можно входить только на сороковой день после родов. Священник должен прочитать над женщиной очистительную молитву. Поэтому многие супружеские пары решают крестить младенца после 6 недель, чтобы мать могла присутствовать на таинстве.

Подготовка к крещению ребенка

  1. Нужно определиться с местом крещения. Крещение ребенка лучше проводить в той церкви или в храме, которые больше нравятся или близко расположены от дома.
  2. Необходимо выбрать крестных родителей ребенку. Крестными могут быть и родственники, и близкие друзья, но не супружеские пары и не сами родители. Крестные родители должны обратиться к священнику и записаться на прохождение собеседования, именуемое катехезацией. Катехизация проходит в три этапа, во время которых священник беседует с крестными, рассказывает о правилах обряда, об обязанностях крестных родителей, о молитвах, которые они должны знать и читать, готовясь к таинству. По завершению катехизации крестные получают сертификат. Этот документ выдается один раз на всю жизнь. То есть один человек, пройдя собеседование, может крестить нескольких детей.

Перед крещением духовные родители должны выдержать трехдневный пост, исповедаться и причаститься.

  1. Определиться с датой крещения. Это можно сделать по телефону или при непосредственном общении с работниками церкви. Крестить ребенка можно в любое время: и в будние, и в праздничные дни, и во время поста.
  2. Для таинства заранее необходимо приобрести крестик для малыша и крыжму (пеленочку или полотенце). Крестик покупает крестный отец, а крыжму, а также белый чепчик и белую рубашку — крестная мать. Если крестик приобретался в ювелирном магазине, то его сначала нужно осветить.
  3. Одежду для таинства нужно выбрать строгую. Женщины должны быть одеты в длинные юбки, и кофты с длинным рукавом без декольте. На голову нужно надеть платок. У всех присутствующих должны быть одеты нательные крестики.
  4. Перед крещением, нужно подготовиться дома: накрыть стол, красиво оформить комнату. , ведь это праздник. Из спиртных напитков разрешается только кагор. Следует помнить, что крестным родителям в этот день нельзя употреблять спиртное.

Обряд крещения

Крещение проходит в крестильной – специальном помещении для этого обряда. Родители с ребенком, крестные родители заходят в крестильню, раздевают малыша, заворачивают его в пеленочку. Девочку держит крестный, мальчика — крестная. Если присутствуют родители, они стоят позади.

Крестные читают молитву «Символ веры», тем самым отрекаются от сатаны. Священник произносит специальные молитвы, освещает воду в купели, и погружает младенца в эту воду. Принимает ребенка в крыжму крестный родитель или родительница, в зависимости от пола ребенка, и одевают ему крестик.

Затем священник проводит обряд миропомазанья, накладывая тем самым печать Святого духа. После этого у младенца остригается небольшой локон, что олицетворяет принадлежность к Богу. После этого мальчиков заносят к алтарю, а девочек прикладывают к иконе Божьей Матери. Этот обряд называется воцерковление. После всех обрядов ребенка одевают в крестильную одежду, и малыш считает православным христианином.

Традиции крещения у русских православных имели огромное значение и сильно отличались от аналогичных у католиков и протестантов. Древняя Русь очень глубоко и искренне приняла новую веру, искусственно внедренную в X веке на славянскую языческую почву. Это было мудрое политическое решение князя Владимира, которое не всегда легко давалось простому народу.

Однако как искренне и преданно древние русичи верили в своих языческих богов, так же всей душой они и прониклись православием.

Традиции крещения младенцев

Такая особенность национального характера очень сильно сказалась на многих сторонах быта жителей Древней Руси. Верующие русские, как и другие славяне, рождались, жили и покидали эту землю «глубоко христианами». Поскольку некрещеный человек априори не может претендовать на место в царствии небесном, любой русский был просто обязан пройти обряд крещения.

Это касалось и новорожденных малышей, которые заведомо не могут иметь никаких грехов и не заслуживают геенны огненной. Ввиду печального состояния тогдашней медицины и высокой детской смертности родители стремились окрестить ребенка как можно раньше. Это в корне отличается от католических взглядов, допускающих крещение человека во взрослом сознательном возрасте. Многие католики считают, что человек должен осознанно прийти к вере и только после этого креститься.

Жители Древней Руси не могли позволить себе такого либерализма. Первоочередной задачей каждых отца и матери являлось обеспечение своему малышу в случае его смерти райской жизни на том свете. Гибель некрещеного младенца могла навлечь беду не только на него самого, но и на родителей. Русичи по языческой памяти верили, что все некрещеные дети после смерти превращаются в русалок и приходят к своим родственникам по ночам домой.

Время крещения

В православной практике утверждены три наиболее желательных срока крещения ребенка: на третий, восьмой или сороковой день после родов. Все родители старались сделать это, как можно раньше, то есть спустя три дня после рождения. Если новорожденный был очень слабеньким (говорили, «не жилец»), то за священником могли послать чуть ли не сразу же после появления крохи на свет.

Если ребенок выглядел крепким и жизнеспособным, обряд могли перенести на третий или восьмой день. Такая отсрочка была необходима для того, чтобы родители успели подготовиться к таинству и обязательно найти крестных для своего чада. Только в крайнем случае ребенка крестили на сороковой день, который в православной традиции был избран по аналогии с сороковым днем после смерти, когда душа покойного отправляется в «выси небесные» и предстает перед Судом Божьим.

Когда давали имя

Первое - родовое - имя ребенку давали сразу же после рождения. Это было привилегией родителей. Иногда случалось и так, что наречь слабенького младенца могла повивальная бабка, принимавшая роды. Такой обычай был особенно распространен в маленьких деревнях, где служил один-единственный поп, да и тот мог быть занят. Повитуха называла младенца и тут же окунала его в святую воду, что символизировало крещение.

Второе - церковное - имя ребенок получал уже в момент обряда крещения в церкви. Его выбирали крестные и священник, согласуясь в этом вопросе с церковным календарем. Родители мало влияли на выбор имени. Обычно они принимали то, которое предлагал батюшка. Все эти традиции сохранились в русском православии до сих пор.

Все важные этапы жизни человека очень жестко регламентируются целым циклом ритуальных действий и обрядов. Крещение не является исключением. Наши предки считали этот момент очень важным для каждого, ведь он означал, что ребенок переходит под покровительство Господа, и старались максимально обезопасить его от возможного влияния нечистой силы.

Обряд крещения в православии

Считается, что ребенка нужно крестить на сороковой день после рождения. Если же ребенок рождался больным, его крестили как можно раньше, чтобы в случае смерти он мог стать ангелом и вознестись на небеса.

Прежде всего перед крещением необходимо выбрать крестных родителей. Желательно, чтобы крестных было двое, но если он один, следует остановить свой выбор на крестном, который одного пола с крестником. Если крестят девочку, нужно обязательно выбрать крестную мать, для мальчика - крестного отца.

Выбирая крестных, следует помнить, что вы выбираете в первую очередь духовного наставника и помощника, поэтому лучше всего отдать предпочтение человеку, который может стать примером.

Ни в коем случае нельзя, чтобы в качестве крестных выступали отчим или мачеха. Это связано с церковным запретом на половую близость между родителями и крестными. Причем тяжесть совершенного греха ляжет впоследствии на самого ребенка.

Можно выбирать крестных среди родственников, однако более уместным будет выбрать людей, которые не принадлежат к вашей семье. Это позволит обеспечить еще большую защиту и поддержку малышу, поскольку родственники и так будут принимать активное участие в жизни крестника.

Основные правила обряда крещения

Обряд крещения очень жестко регламентирован. Существует целый свод правил, обязательных для выполнения:


Приметы, связанные с обрядом крещения ребенка

  • Ни в коем случае нельзя отменять заранее запланированное крещение. Это считается очень плохим предзнаменованием.
  • Во время крещения ребенок должен быть одет в новую одежду белого цвета, которую не стирают. В дальнейшем ее надевают на ребенка, если он заболел. Считается, что это поможет ему выздороветь.
  • Нельзя покупать крестнику золотой крестик.
  • Нельзя, чтобы крестная была беременной, иначе у нее может родиться больной ребенок.
  • Считается, что если во время обряда ребенок много кричит, из него выходят злые духи. После обряда он станет гораздо спокойнее.
  • Нельзя вытирать личико. Желательно, чтобы водичка высохла сама.
  • Во время праздничного застолья крестные должны попробовать все блюда на столе. Это обеспечит богатую жизнь их крестнику.
  • Женщина должна первым крестить мальчика, а мужчина - девочку.
  • Если незадолго до крещения в церкви проходил обряд венчания, это сулит счастье малышу.
  • Нельзя спорить с батюшкой по поводу имени ребенка.
  • Нельзя никому говорить, какое имя было получено при крещении, поскольку оно может быть использовано для наведения порчи.
  • Нельзя отказываться, если вас позвали в крестные.

Существует еще много различных поверий и традиций, связанных с этим обрядом. В любом случае, этот день очень важен для дальнейшей жизни ребенка.

«Обряд Крещения на Руси» Выполнена учеником 5 класса МОУ «ООШ№ 10 г. Вольска Саратовской области» Куделиным Кириллом

Активные слова: Причастие; Крещение; Храм; Священник; Крестные родители; Молитва; Освящение воды; Крещальня; Крестильная рубашка; Купель; Свечи; Огласительные беседы; Ангел Хранитель; Символ Православной веры; Крестное знамение; Елеей; Таинство Миропомазания; Святое Миро; Христианин.

Причастие: Причастие - главнейшее из христианских таинств, установленное самим Иисусом Христом [см. ] (Матф 26: 26- 28; Мар 14: 22- 24; Лук 22: 19- 20; 1 Кор 11: 23- 25). Православная Церковь преподает таинство Причастия и младенцам (причащая их одною кровью Иисуса Христа). Причастие, по учению Церкви, делает причастников христоносцами, участниками божеского естества; оно способствует укреплению христианина в нравственной жизни, оживляет душу, освящает, соделывает твердыми в подвигах добра. (Энциклопедия «Религия»)

Что такое Крещение? Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство не повторяется. (www. bogoslovy. ru,)

Место и время Крещения: Современная практика совершения Таинства Крещения такова, что, большей частью, оно производится в храме. Храм – культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. (Яндекс. Словари)

Совершитель Таинства Крещения: В обычных жизненных обстоятельствах Таинство Крещения совершают епископы и священники Православной Церкви. Священник – служитель православной церкви, имеющий право совершать церковные обряды. (Яндекс. Словари)

Крестные родители восприемники Восприемники (греч. анадехуменос – поручитель за должника) – человек, принимающий на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию, любви и другим добродетелям. На крестного ложится и часть ответственности за поступки его крестника. (www. bogoslovy. ru)

Молитва: Молитва – это произносимое вслух или мысленное обращение человека к Богу или богам. Индивидуальный или коллективный акт. Включает: признание в грехах, просьбы, благодарность. (Энциклопедия «Религия») Молитва крестных о своих крестниках: Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на крестнике (крестнице) моем (моей) (имена), сохрани его (её) под кровом Твоим, который от всякого лукавого похотения, отжени от него (неё) всякого врага и супостата, отверзни ему (ей) уши и очи сердечныя, дару умиление и смирение серцу его (её). Спаси, Господи, и помилуй крестника (крестниц) моего (мою) (имена) и просвети его (её) светом разума Святого Евангелия Твоего и настави его (её) на стезю заповедей Твоих и научи его (её), Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Освящение воды: Вещество Таинства – вода – является одним из древнейших и всеобщих религиозных символов. (www. bogoslovy. ru) Освящение – это ритуальная процедура, проводимая священником над водой посредством молитв и ритуальномагических действий. (энциклопедия «Религия»)

Крещальня: Крещальня – место в храме, где происходит обряд Крещения. Обычно там устанавливают купель. (www. bogoslovy. ru)

Купель: Купель – в православной церкви сосуд для совершения таинства крещения. При Крещении с восточной стороны купели зажигают три свечи. («Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»)

Нательный крест: Крест – комбинация из двух пересекающихся прямых линий, священный символ распятия и страдания, огня и света, почитаемый рядом религий. Крест символизирует единство жизни и смерти, а также изображает человека как устремленного от низшего к высшему. (Энциклопедия «Религия») Нательный крест – называется так потому что носится на теле, т. е. не сверху на одежде а снизу. (www. u-mama. ru)

Крестильная рубашка: Крестильная рубашка (Анаволий - греч.)- белое одеяние, надеваемая на новокрещенного в знамение его духовной чистоты и радости, как вышедшего из "бани пакибытия". В древности принявшие Крещение не снимали анаволий до восьмого дня после совершения над ними крещения. (Википедия. ru)

Свечи: СВЕЧА - светильник из воска, жира, стеарина или др. горючего материала. Сальные свечи использовались главным образом для освещения, восковые - для богослужения. На Руси особенно ценились свечи из ярого (ярового) воска. В кон. 19 в. широкое распространение получили стеариновые свечи. («Гуманитарный словарь»)

Огласительные беседы: Огласительные беседы – специальные занятия в рамках подготовки к Таинству Крещения. Смысл огласительных бесед прост: объяснить крещаемым основы той веры, которую они собираются принять, рассказать о переменах, происходящих в жизни после крещения. (www. u-mama. ru)

Ангел Хранитель: АНГЕЛ м. существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел-хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его. Ангел света, благой, добрый; ангел тьмы, аггел, злой дух. Чей-либо ангел, святой, коего имя кто носит. (Словарь Даля)

Символ Православной веры: Символом Православной веры- называется набор основных вероучительных истин, или догматов, где коротко говорится о том, во что мы, христиане верим. (публикация на www. u-mama. ru)

Крестное знамение: Крестное знамение, изображение креста рукой. (Словарь Брокгауза и Ефрона) Пальцы складываем при крещении определенным образом – большой, указательный, и средний вместе, символизируя нашу веру в Троицу, а два пригибаем к ладони – безымянный и мизинец, в знак того, что Христос был и Богом и Человеком, мы ими осеняем себя так 6 на лоб, на живот, на правое плечо и на левое, завершая крестное знамение небольшим поклоном. Мы тем самым призываем освящение Божие на все наши мысли, чувства и действия. (www. u-mama. ru)

Елей и Святое Миро: ЕЛЕЙ - оливковое, деревянное масло. Святой елей, освященный по обрядам церкви, для помазания христиан в разных случаях. СВЯТОЕ МИРО, специально приготовленное и освящённое душистое масло. В Православной Церкви Миро готовится на основе оливкового масла с добавлением белого вина и множества ароматических веществ (сюда входят алоэ, ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло – всего около 40 ингредиентов). Обилие составляющих символизирует многоразличность христианских добродетелей. (оба определения «Словарь Даля»)

Таинство Миропомазания: Миропомазание. По канонам (правилам) Православной церкви, сразу после крещения христианин принимает таинство миропомазания. В этом таинстве верующие получают дары Святого Духа, сообщающие им силы быть твердыми в православной вере и хранении чистоты души. (Энциклопедия «Кругосвет»)

Благоприятные дни для Крещения: Для обряда Крещения подходит любой день, но лучше всего крестится в четверг, а самое благодатное время – это праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Январь – 9, 11, 12, 20. Февраль – 7, 9, 21, 27. Март – крестить не следует. Апрель – 4, 11, 18, 22, 28. Май – 2, 6, 10, 12, 16, 24. Июнь – 3, 8, 12, 18, 22, 24, 28. Июль - 4, 7, 21, 29. Август – 2, 4, 16, 22, 26, 28. Сентябрь – 14, 16, 28. Октябрь – 3, 9, 18. Ноябрь – 2, 8, 12, 14, 16, 18. Декабрь – 24, 27.

В день крестин необходимо: во время праздничного обеда угощение должно быть обильным, но объедки на тарелках оставаться не должны, а то ребенок будет неудачлив; Ни в коем случае не угощайте гостей блинами, лучше всего подать пироги с куриным мясом; В день крестин не подают на стол блюда из свинины; В день крестин пересчитайте деньги, чтобы ребенок, когда вырастет, не знал материальных проблем; Во время крестин не дают зажигать от своей свечки другую свечу; Принято никому не открывать двери, пока не вернуться из церкви после крещения; Не дают напиваться гостям в день крестин, особенно это относится к кумовьям, иначе ребенок будет пьяницей; В день крестин не должно быть ссор.

Крещение - это лишь первый шаг сделанный человеком на многотрудном спасительном пути духовного преображения. Сущность Крещения состоит, следовательно, в коренном перевороте, совершаемом в душе человека, в изменении всей его жизни. Это великое испытание совести, такой поворотный момент, что если человек его пропустит, то ничем уже не поправит своего положения. Иеромонах Тимофей (Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев); Самая великая мудрость человека - это мудрость уметь различать духов, уметь отличать добро от зла и держаться добра, потому что там, где добро, там жизнь. Святейший Патриарх Кирилл.

Источники информации: Публикации на www. u-mama. ru Статья с сайта www. babyeda. ru Главы из книги (в сокращении) «Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви» . С сайта www. bogoslovy. ru «Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля» Толковый словарь русского языка Ушакова; «Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» ; «Гуманитарный словарь» ; Энциклопедия «Кругосвет» ; Все картинки взяты с Яндекс. фотки; Энциклопедия «Религия» ; Яндекс. Словари; Википедия. ru.

Дмитрий, Москва

Откуда пошла традиция крестить детей в младенчестве?

Здравствуйте! Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иероним Стридонский приняли крещение в зрелом возрасте. Родители их, будучи христианами, по какой-то причине не крестили своих детей в младенчестве. Объясните, почему? Были ли на то какие-либо исторические, политические, личные предпосылки? Также прошу подсказать, в каком веке сформировался институт восприемников, когда появились первые упоминания о нем (в письменных источниках)?

Здравствуйте! Благодарю вас за этот вопрос. Знаете ли, я тоже время от времени задумываюсь над целесообразностью детского крещения. Особенно когда родители, крестив малыша, годами потом не появляются в храме. Хотя мы и говорим, и убеждаем, но это, увы, мало даёт результатов. Потом этот крещёный человек, бывает, приходит к Богу, но уже осквернив свою душу грехами. И невольно думаешь, а может, лучше было бы ему быть некрещеным прийти ко крещению, когда у него произошла настоящая встреча с Богом, подлинное обращение и просвещение?

Наверное, из этого исходили родители святых, о которых Вы пишете. Сложно сказать, какие на то «были исторические, политические, личные предпосылки». Мы знаем, что примерно в те же годы практиковалось детское крещение. Например, святителя Николу крестили в детстве. Давайте обратимся к тому, что писали сами святые отцы.

Блаженный Августин, епископ Иппонийский, прошел горнило сомнений, заблуждений, греха, пока не пришел ко Христу, но на всем протяжении он помнил первые уроки своей благочестивой матери-христианки. Вот как сам он пишет в «Исповеди»: «Я слышал еще мальчиком о вечной жизни, обещанной нам через уничижение Господа нашего, нисшедшего к гордости нашей. Я был ознаменован Его крестным знамением и осолен Его солью по выходе из чрева матери моей, много на Тебя уповавшей. Ты видел, Господи, когда я был еще мальчиком, то однажды я так расхворался от внезапных схваток в животе, что был почти при смерти; Ты видел. Боже мой, ибо уже тогда был Ты хранителем моим, с каким душевным порывом и с какой верой требовал я от благочестивой матери моей и от общей нашей матери Церкви, чтобы меня окрестили во имя Христа Твоего, моего Бога и Господа. И моя мать по плоти, с верой в Тебя бережно вынашивавшая в чистом сердце своем вечное спасение мое, в смятении торопилась омыть меня и приобщить к Святым Твоим Таинствам, Господи Исусе, ради отпущения грехов моих, как вдруг я выздоровел. Таким образом, очищение мое отложили, как будто необходимо было, чтобы, оставшись жить, я еще больше вывалялся в грязи; по-видимому, грязь преступлений, совершенных после этого омовения, вменялась в большую и более страшную вину. Итак, я уже верил, верила моя мать и весь дом, кроме отца, который не одолел, однако, во мне уроков материнского благочестия и не удержал от веры в Христа, в Которого сам еще не верил. Мать постаралась, чтобы отцом моим был скорее Ты, Господи, чем он, и Ты помог ей взять в этом верх над мужем, которому она, превосходя его, подчинялась, ибо и в этом подчинялась, конечно. Тебе и Твоему повелению. Господи, я хочу узнать, если Тебе угодно, с каким намерением отложено было тогда мое Крещение: во благо ли отпущены мне были вожжи моим греховным склонностям? или они не были отпущены? Почему и до сих пор в ушах у меня со всех сторон звенит от слова, то об одном человеке, то о другом: "оставь его, пусть делает: ведь он еще не крещен". Когда дело идет о телесном здоровье, мы ведь не говорим: "оставь, пусть его еще ранят: он еще не излечился". Насколько лучше и скорее излечился бы я, заботясь об этом и сам, и вместе со своими близкими, дабы сенью Твоей осенено было душевное спасение, дарованное Тобой. Было бы, конечно, лучше. Какая, однако, буря искушений нависает над человеком по выходе из детства, мать моя это знала и предпочитала, чтобы она разразилась лучше над прахом земным, который потом преобразится, чем над самим образом Божиим» (Кн. 1 гл.11).

Из этого текста следует, что дети в те времена были только оглашенным и крестили их только в случае смертной опасности. И это притом, что детская смертность была намного выше современной.

Святитель Василий Великий говорит: «И ты откладываешь, раздумываешь, медлишь? С младенчества оглашаемый учением, доселе еще не приступил к истине? Всегда учась, не пришел еще в познание? Всю жизнь испытываешь, до старости высматриваешь; когда же сделаешься христианином? Когда узнаем, что ты наш? За год ждал ты настоящего года. Смотри, чтобы обещания твои не оказались простирающимися за пределы жизни. «Не веси бо, что родит находяй день » (Притч. 27, 1). Не обещай того, что не твое» (Беседа 13 «Побудительная к принятию святого крещения»).

А вот, что пишет святитель Григорий Богослов в слове 40 «На Святое Крещение»:

«У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу. Ты боишься печати, по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила, и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога. Нет никакой тебе нужды в привесках и нашептываниях, вместе с которыми входит лукавый, привлекая к себе от легковерных благоговение, должное Богу. Дай своему младенцу Троицу — это великое и доброе хранилище ».

«Возразят: «Пусть все это справедливо будет в рассуждении ищущих Крещения. Но что скажешь о тех, которые еще младенцы, не чувствуют ни вреда, ни благодати? Крестить ли нам и их?» — Непременно, если близится опасность. Ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным. Доказательством этому служит восьмидневное обрезание, которое в преобразовательном смысле было некоторой печатью и совершалось над неполучившими еще употребления разума, а также помазание порогов, через неодушевленные вещи охраняющее первенцев. О прочих же малолетних мое мнение такое: дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако же запечатлевая в уме, должно освящать их души и тела великим таинством совершения. Причина же этому следующая: хотя дети тогда начинают подлежать ответственности за жизнь, когда и разум придет в зрелость, и уразумеют они Таинство (потому что за грехи неведения не взыскивается с них по причине возраста), однако же оградиться им Крещением без сомнения гораздо полезнее, по причине внезапно встречающихся с ними и никакими способами не предотвращаемых опасностей».

Итак, сам святитель Григорий, будучи крещёным взрослым при родителях-христианах, ратовал за крещение всех младенцев. В том числе и потому, что некрещёные младенцы «не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже и наказания». Это мнение вселенского учителя утвердилось и стало повсеместной практикой.

Когда же появился институт восприемников, сказать трудно. Думаю, это апостольское Предание, чтобы у крещаемых детей были восприемники. Они ведь были и у взрослых людей. Это те, кто свидетельствовал о вере приходящего к Таинству человека. Точно можно сказать, что к VII в. сложились правила о восприемниках и духовном родстве. К примеру, правило 53 Шестого Вселенского Собора, иначе называемого Трулльским (691-692 гг.): «Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в некиих местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительнаго крещения, после сего вступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими: то определяем, дабы от настоящаго времени ничто таковое не было творимо».

А на Руси мы восприняли практику крещения младенцев вместе с принятием христианства. Для нас это тысячелетняя практика. Поэтому предложение отложить крещение малюток до времени их взросления вызывает у родителей и родственников, мягко говоря, непонимание. Откажешь им в одном храме — они пойдут в другой, лишь бы крестить. Хотя я слышал и о таких людях, которые и в наше время откладывают крещение своих детей до совершеннолетия. Не берусь их судить. Опыт показывает, что и в благочестивых семьях дети отходят от веры, и у неверующих родителей дети приходят к Богу. И, может быть, из этих людей, воспитываемых в верующих семьях, но ещё не крещёных, вырастут новые светильники веры. Ведь если бы Августина всё же крестили в детстве, а он потом прошел по тому пути грехов и ошибок, по которому он прошел, то мы бы не имели такого замечательного святителя, экзегета и проповедника. Но чаще бывает, что в случае беды человек обращается к Богу и идёт туда, где был крещён, где его родители и прародители.

Считаю, что мы должны придерживаться сложившейся традиции и делать все от нас зависящее, чтобы дети наши любили Христа и Его Церковь. И эта задача не только родителей, но и нас — священнослужителей.